«Придти» или «прийти», как правильно
Как правильно пишется слово «прийти» или «придти», вызывает сомнение у многих.
Чтобы понять, какой вариант написания этого слова является правильным, уточним, что в произведениях классиков русской литературы и в письменной и разговорной речи до середины прошлого века мирно сосуществовали оба варианта этого глагола.
Выясним, какая форма глагола является грамматически правильной с точки зрения морфологических норм современного русского языка.
Глагол «идти»
Начнем с того, что в лексике русского языка существует глагол несовершенного вида «идти».
Мне совсем не хотелось (что делать?) идти на это собрание.
Интересующее нас слово имеет следующий морфемный состав:
Глагол «идти» в настоящем времени изменяется по лицам и числам:
Корнем всех этих форм является морфема -ид-.
Глагол «прийти»
А что произойдет, если образовать с помощью приставки однокоренной глагол совершенного вида?
Понаблюдаем:
По закону фонетики корневой звонкий звук [д] неминуемо оглушается последующим глухим согласным [т]:
В слове на стыке приставки и корня оказался длинный звук [и], что совершенно неудобно произносить. И тогда в корне появился звук [й’], то есть произошло корневое чередование ид//й.
В силу указанных фонетических явлений приставочный глагол оформился орфографически как
Чередование й//д проявляется при изменении глагола «прийти» в формах будущего времени:
В лексике современного русского языка существует только глагол «прийти», имеющий следующий морфемный состав:
При возникновении сомнения, как правильно писать «придти» или «прийти», вспомните однокоренные глаголы совершенного вида «уйти», «выйти», «зайти», «перейти», в морфемном составе которых укажем корень, обозначенный буквой «й»:
В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении глагола «прийти» и его конкурента «придти». В 30‑х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии.
Она была завершена в 1956 году, когда были напечатаны «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году был издан «Орфографический словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в котором фиксируется слово «прийти» как нормативная форма глагола совершенного вида.
С точки зрения морфологической нормы форма глагола «придти» является неверной.
Глагол совершенного вида «прийти» соответствует морфологической норме современного русского литературного языка.
Чтобы запомнить правильное написание этого слова, предлагаем прочесть следующие примеры предложений.
Примеры
Вам следует прийти́ за ответом в следующий понедельник.
Кто хочет завтра прийти́ посмотреть соревнования по легкой атлетике?
Всем сотрудникам необходимо прийти́ на профилактический медосмотр к 9 часам.
Кажется, у нас не получится прийти́ домой вовремя.
Хочешь прийти́ к нам, так приходи без стеснения.
«Прийти со школы» или «из школы»?
В разговорной речи сплошь и рядом говорят:
Какой вариант является правильным? Какой предлог следует выбрать в словосочетании, в котором глагол «прийти» управляет существительным в форме родительного падежа?
Чтобы выбрать правильный вариант словосочетания, укажем, что предлог «из» обозначает движение изнутри чего-либо:
Его антонимом является предлог «в», который обозначает направление внутрь чего-либо или нахождение внутри. Составим антонимические словосочетания:
А предлог «с» (со) имеет значение «с поверхности чего-либо»:
Его антонимом является предлог «на».
Составим антонимическую пару словосочетаний с указанными предлогами:
Очевидно, что с точки зрения норм управления в синтаксисе русского языка выражение «прийти со школы» не является правильным.
Правильно скажем «прийти из школы» в соответствии с нормами управления русского литературного языка.
Урок родного русского языка на тему «Речь правильная. Основные грамматические нормы»
Разработка урока родного русского языка в 5 классе
Тема: « Речь правильная.
Основные грамматические нормы»
Учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ д.Алексеевка
Урок родного русского языка в 5 классе
Тема: Речь правильная. Некоторые грамматические нормы
познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
учить правильному употреблению их в речи; способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,
учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
развивать орфографическую зоркость; воспитывать интерес к языку, учить работать в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование к уроку: компьютер, презентация, учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс», Александрова О.М. и др., рабочая тетрадь, карточки с заданиями
Здравствуйте, ребята, садитесь! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости – учителя русского языка и литературы из школ нашего района. И я надеюсь, что мы с вами продуктивно поработаем и покажем свои знания и умения.
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте всем присутствующим здесь добра, и с хорошим настроением начнём урок!
Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)
Стук в дверь. В класс вбегает запыхавшийся ученик
— Ирина Ивановна, можно войти?
— Я вижу. Во-первых, здравствуй!
— Во-вторых, объясни нам, пожалуйста, почему ты опоздал?
— Ой, столько случилось! На каникулах я был в Сочах. Прилетел сегодня утром и … в школу! На таксях … по дороге, а тут, представляете, ведут жирафу, поню, шимпанзу, две кенгуры и даже гризлю. Все машины остановились. Мы ждали полчаса.
— Да что ты?! Ай-я-яй! А куда же вели всех этих животных?
— Не знаю. Может, в зоопарк, а может, в цирк.
— Тааааак. А теперь сознайся, …., есть ли хоть два слова правды из того, что ты сказал?
— Ну, садись, юный лингвист!
2) Беседа с классом:
— Ребята, понравилась вам речь Кирилла, можно ли её назвать правильной?
/Нет. Такую речь нельзя назвать правильной. Кирилл допускал ошибки, которые резали ухо/
/Он неправильно употреблял слова, не в той форме; также пропускал слова/
— А какие слова были употреблены не в той форме?
/Он сказал: « в Сочах,, на таксях»
— А какие слова были пропущены?
/ Он пропустил слово «ехал» в предложении «На такси по дороге»/
— Скажите, ребята, а случаются ли в вашей речи такие ошибки?
— А вот в сочинениях, изложениях такие ошибки я вам на полях обозначаю какой буквой?
/ Это Грамматические ошибки/
— И когда мы с вами работаем над такими ошибками, исправляем их, то неправильную речь, безграмотную, делаем правильной, грамотной. А правильная речь – это образец языка.
А каким словом называют общепринятый образец в языке?
— Итак, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какова его тема?
/Мы будем говорить о грамматических ошибках и грамматических нормах языка/
— Правильно. Тема нашего урока: Речь правильная. Некоторые грамматические нормы.
— Ребята, как вы думаете, каких целей мы сегодня должны достичь?
/1) познакомиться с некоторыми грамматическими нормами языка;
научиться определять грамматические ошибки и исправлять их согласно этим нормам;
соблюдать грамматические нормы в своей речи/
— Запишите в тетрадях дату урока и его тему
Речь правильная. Основные грамматические нормы/
— На самом деле, ребята, Кирилл сегодня на урок не опоздал и говорить грамотно он умеет. Мы с ним специально для вас разыграли эту сценку, чтобы вы услышали неправильную речь, почувствовали, как она «режет ухо» и как плохо говорить безграмотно.
На предыдущих уроках в разделе «Культура речи» мы с вами уже познакомились с некоторыми нормами языка. Давайте вспомним их, выполняя задания.
Слайд 3 /Учитель читает задание и словосочетания/
— Какими нормами языка вы руководствовались при выборе ответа?
Что такое орфоэпические нормы?
/Это правильное произношение слов/
3) Слайд 4 Следующее задание. Исправьте ошибки в этих предложениях
/Учитель читает предложения с ошибками, дети исправляют/
— Какие здесь были нарушены языковые нормы?
Что такое лексические нормы?
/Это правильное употребление слов в соответствии с их значением/
Усвоение новых знаний
1) Слайд 5 Ну, а теперь перед вами ошибки из речи Кирилла. Давайте тоже исправим их
2) Вы уже определили вид этих ошибок и можете сказать, какие же здесь нарушены нормы?
А теперь, исходя из того, как вы исправляли ошибки, попробуйте сформулировать определение, что такое грамматические нормы.
/Это употребление слов в правильной форме в предложении и правильное построение самого предложения/
А теперь прочитаем, как звучит это определение в нашем учебнике. Откройте стр.112, найдите параграф 14, прочитайте 1-е предложение в «Лингвистических заметках».
/ребята читают вслух определение/
Посмотрите, ребята, как это определение можно записать в виде таблицы.
Итак, в первой его части речь идёт об употреблении в предложении форм слов, принадлежащих к разным частям речи.
— А какой раздел языкознания изучает части речи?
— Поэтому и назвали эти формы морфологическими.
— Во второй части идёт речь о правилах построения предложения. А какой раздел изучает построение предложений?
— Итак, какие разделы составляют грамматику?
/Морфология и синтаксис/
— Сегодня, ребята, на уроке мы рассмотрим только первую часть определения, т.е. некоторые правила употребления форм разных частей речи: существительных, прилагательных и глаголов. Следующий урок будет посвящён изучению некоторых правил построения словосочетаний и предложений
— Именно оно связывает слова в предложении
Давайте вспомним, как должны правильно связываться существительные, прилагательные и глаголы в предложении?
/Учитель по таблице рассказывает, как должны связываться разные части речи
Число, род (в ед.ч. в прош.вр.)
Казалось, что может быть проще, чем связать эти две части речи.
Написать тёмная лес или Петя читала может, наверное, только Незнайка. Но и здесь не всё так просто!
Есть такие существительные, которые пришли в нашу речь из других языков, и часто из наших уст эти иностранцы звучат неправильно, а бедные прилагательные и глаголы не знают, как к ним подступиться. В этом вы уже убедились, послушав речь Кирилла.
А вот ещё подтверждение
Как же правильно сказать? :
Тёплый кашне или тёплое кашне
Горячий кофе или горячее кофе
Разлилась или разлился шампунь
Что нужно знать, чтобы справиться с этой проблемой?
/Нужно знать, к какому роду относятся такие существительные/
Совершенно верно. И тут выход один – НАДО ВЫУЧИТЬ и крепко ЗАПОМНИТЬ, к какому же роду относятся такие существительные-иностранцы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми такими существительными. Они представлены в нашем учебнике. Мы узнаем, к какому роду они относятся и что обозначают неизвестные ещё вам существительные. Алёша дома подготовил для вас иллюстрированный толковый словарик, к которому мы будем обращаться в ходе чтения учебника.
— Теперь давайте прочитаем 2-й абзац // чтение иллюстрированного словаря
— Ребята, для лучшего запоминания эти слова я собрала вам в цветную таблицу, которая лежит у вас на партах.
— А теперь откройте стр.114 и найдите упр.138. Вы видите, что в нём также даны существительные-иностранцы. Прочитайте 2-е задание упражнения. /ребята читают/
Работа на портале занимает определённое время, поэтому в целях экономии времени на уроке Артём на сегодня выполнил опережающее задание: дома он самостоятельно поработал на этом портале, определил род существительных и мы также внесли их в таблицу. Артём, прочитай эти слова, и давайте, ребята, посмотрим, к какому же роду они относятся.
— Слайд 27 И конечно же, давайте прочитаем в таблице названия тех животных, которых встретил на дороге Кирилл, когда спешил на урок.
5. Проверка понимания и умения
ФИЗКУЛТМИНУТКА / дети выполняют движения за учителем/
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Итак, ребята, вас ждут практические задания! В ходе работы пользуйтесь, пожалуйста, таблицей и старайтесь запоминать род этих существительных.
Задание 1 Для начала я предлагаю вам исправить ошибки, которые допустил в своей речи Кирилл. Запишите предложение, поставив эти существительные в правильной форме и выделив в них окончания. Кто желает выйти к доске?
«Ведут жирафу, поню, шимпанзу, две кенгуры и даже гризлю.»
/1 уч-ся выходит к доске и записывает: Ведут жирафа, пони, шимпанзе, две кенгуру и даже гризли. /
Второе задание А вот ещё задание. В шляпе у меня находятся существительные из этой таблички. Вы должны вытянуть одно существительное придумать и согласовать с ним по смыслу прилагательное. Матвей, раздай ребятам слова.
/Дети вытягивают существительные из шляпы, читают про себя, а потом вслух читают вместе с прилагательным/
Задание третье А теперь, ребята, давайте попробуем с такими существительными-иностранцами связать прилагательные и глаголы уже в предложении. У вас на партах лежат карточки с третьим заданием. Прочитайте это задание.
«Задание 3: Допишите окончания прилагательных и глаголов, связав их с существительными».
/Ребята на карточках вписывают окончания прилагательных и глаголов, затем комментируют, озвучивают окончания/
1. Широк… шоссе проходил… мимо нашего дома.
2. Чёрн… кофе быстро остыл…
3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках корма и изредка отдыхал.
4. Лёгк… тюль на окне развевал…ся под дуновением ветра.
5. Шерстян… кашне надёжно укрывал… от холода.
6. Каменн… цитадель надёжно защищал… город от врагов.
8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже никто не играл.
Задание четвёртое А сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в парах. Попробуйте теперь сами составить по 2-3 предложения с выбранными из таблицы существительными и записать их в тетрадях. Предложения необходимо составить так, чтобы было понятно, к какому роду относится существительное. В прилагательных и глаголах прошедшего времени необходимо выделить окончания.
/Ребята составляют предложения, записывают, потом зачитывают/
1) Итак, что мы должны знать, связывая существительные иностранного происхождения с другими словами в предложении?
/ Мы должны знать, к какому роду они относятся, склоняемые они или нет/
Задание пятое Ребята, вы любите решать кроссворды? /Да, конечно/
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и решить кроссворд. /Каждой группе даётся на листочке кроссворд/ + Слайд 30
Задание: по прилагательным угадайте существительные и запишите. В жёлтой колонке у вас должно появиться ключевое слово, связанное с темой урока.
Г – страшный, хищный, лохматый
Р – звонкий, концертный, чёрный
М – белая, нарукавная, чистая
М – жилая, светлая, уютная
А – тёплое, мягкое, шерстяное
Т – прозрачный, сетчатый, лёгкий
И – надёжная, каменная, городская
К – сумчатый, быстрый, австралийский
А – душистый, густой, мыльный /
1) Вот и подошёл к концу наш урок. Скажите, ребята, чем он для вас был полезен. Что вы узнали нового на нём? Чему научились?
/Я узнал некоторые грамматические нормы русского языка: род существительных-иностранцев. Научился с ними связывать прилагательные и глаголы/
2) А для чего вам, ребята, нужны эти знания и умения?
/Чтобы грамотно говорить и писать/
/- Если ты будешь грамотен, ты нигде не пропадешь ! Тебе всегда найдётся место в жизни и занятие!
— Если человек умеет грамотно говорить и писать, его всегда поймут люди и будут уважать/
4) Поэтому всем нам надо учиться грамотно говорить и писать. Слайд 32 Так считал и известный филолог, академик Д.С.Лихачёв. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», адресованной вам, ребята, он писал:
«Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.»
А к мнению авторитетных людей, конечно же, нужно прислушиваться.
А теперь осталось получить домашнее задание! Информацию о нём я вам представила на карточке, которая тоже лежит у вас на парте. Давайте прочитаем, что вам дома необходимо выполнить к следующему уроку.
8. Информация о домашнем задании
Выучить в таблице, к какому роду относятся иноязычные существительные, и устно выполнить весёлое задание: прочитать стихотворение А.Хайта без ошибок. Слайд 34
2) Прочитать на стр.113 «Лингвистические заметки» и составить пары предложений с данными там словами так, чтобы было понятно лексическое значение этих слов. Формы слов менять нельзя! Например:
1) После окончания первой смены корпус а пионерского лагеря опустели. – На утренней зарядке ребята наклоняли свои корпус ы вправо и влево
2) Заключительное слово учителя:
Я очень рада, ребята, что урок вам понравился и вы довольны своей работой. Я тоже очень довольна вами и рада, что у меня такие хорошие ученики. Спасибо вам за работу!
Сегодня за урок получают «пятёрки» ……., «четвёрки» …….
Поиск ответа
Вопрос № 306608 |
Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая в предложении: «Еще полчаса(,) и из школы все уйдут».
Ответ справочной службы русского языка
я хотела бы узнать, почему говорят «я со школы звоню’, а не » из школы ‘. И когда нужно употребить с в таких значениях
Ответ справочной службы русского языка
Использовать предлог со в данном случае ошибка.
Подскажите, пожалуйста. Как правильно: «забрать из школы дочь» или «забрать со школы дочь»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Норма не менялась. В составных количественных числительных склоняется каждое слово, правильно: нет двух тысяч пятисот тридцати рублей. Но ошибки здесь встречаются очень часто.
Здравствуйте! Если пояснительная конструкция, заключённая в скобки, представляет собой чью-то прямую речь, нужны ли кавычки? Пример: Карле пришлось уйти из школы («Нам не нужен психолог»), и она устроилась в детский сад.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать (говорить): «получил приглашение С портала (/интернет-портала)» или «получил приглашение ИЗ портала (/интернет-портала)» С одной стороны, однозначно закрепилось выражение «с сайта», но слово «портал» чаще используется с другим смыслом, и тогда уместнее использовать «из» («переместился из портала»)
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: не допустить чего-либо, не допустить кого-либо куда-либо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: . лет чему-либо (не чего-либо). Верен вариант 10 лет выпуску.
Ответ справочной службы русского языка
Нет, двойной нормы не было. Например, академический «Орфографический словарь русского языка» (М., 1956) фиксирует только одно написание: частный, в частности.
Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, спор. В предложении «Второе-четвертое место заняли ребята из школы № 8» надо писать дефис или тире (имеется в виду, что детей было трое, каждый занял одно соответствующее место), с пробелами или без? И ещё один момент: «место» или «места»? Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Лучше перестроить предложение: Места со второго по четвертое заняли ребята.
Если такой возможности нет, то следует писать через тире с пробелами и использовать форму множественного числа: Второе — четвертое места заняли ребята.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!Сын принёс из школы написанный учителем текст с фразой:»Осенью на деревьях изменяютЬся листья.»Я зачеркнула мягкий знак,объяснив сыну,почему.Учительница опять исправила по-своему,сказав:»Что делать?Изменяться.»Но там-то другой вопрос!Хочу распечатать страничку с вашим ответом,чтобы избежать лишних словесных перепалок.Скажите,кто из нас ошибается?Заранее,спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола (что делать? изменяться ). Мягкий знак не пишется в формах 3-го лица единственного и множественного числа (что делает? изменяется; что делают? изменяются ). Это правило можно найти в любом учебнике и справочнике по правописанию.
Возник вопрос: Я спросила девушку: » Эти знания у тебя со школы?», меня исправили «не со школы, а из школы » Я сомневаюсь, что замечание было сделано верно.
Ответ справочной службы русского языка
Если девушка уже окончила школу и словосочетание со школы Вы употребили в значении ‘со школьных лет, со школьной скамьи’, то Вы сказали правильно. Исправление, разумеется, было бы верным, если бы Вы спросили, например: «Ты пришла со школы?». Однако предлог с (со) нормативно употребляется при указании на время, являющееся начальным моментом в развитии, распространении какого-либо действия, состояния.
Можно ли говорить «Идти со школы»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Вы совершенно правы, такие высказывания содержат речевую ошибку, так говорить не следует.