Причина увольнения в резюме [8+ Советов, что писать в анкете]
И то, ЧТО работодатель узнает из вашей анкеты, зависит только от вас.
И конечно рекрутер, как и ваш собеседник в тиндере, захочет узнать причину, по которой закончились ваши предыдущие трудовые отношения.
Причины увольнения, которые называют в резюме чаще всего
И происходит так потому, что компанию ждет штраф и повышенное внимание трудовой инспекции за увольнение по статье.
Но вы же понимаете, что рекрутеры так просто не отстанут.
Не зря же мы, в конце концов, сравнили трудоустройство со свиданием.
В качестве причины увольнения в резюме HR чаще всего видят:
Но все это общие фразы — готовьтесь к дополнительным вопросам.
Отвечайте на вопросы так, чтобы у HR не осталось сомнений в ваших личностных и профессиональных качествах.
Из вашего ответа, хороший интервьюер увидит мотивацию, умение решать конфликты, владение нормами делового этикета.
Некоторые HR делают выводы о лояльности кандидата на этом этапе, что не совсем правильно, но тем не менее…
Если рекрутер засомневается в вашей искренности, он может взять и позвонить вашему бывшему начальнику
Теперь жалеете, что послали директора, когда увольнялись?
Как правильно написать причину увольнения
Итак, причина смены работы в резюме: что писать и как писать?
Вспоминаем цель резюме :
Правильно составленное резюме описывает компетенции и навыки – но не забывайте делать акцент на умениях и опыте, которые релевантны будущим обязанностям.
Здесь работают общие правила резюме и сопроводительных писем:
Не пытайтесь сложными терминами или формулировками запутать рекрутера.
Хотя изначально в резюме нет блока о предыдущем месте работы, можете не сомневаться – рекрутер вас об этом непременно спросит.
Поэтому если вы твердо решили рассказать о своих предыдущих отношениях, используйте для этого блок «опыт работы», строку после должностных обязанностей.
Только пусть ваша причина будет:
А вот когда рекрутер попросит вас рассказать об этой причине на собеседовании, вот тогда вы уже расскажете свою слезливую историю о неудачных отношениях в трех актах.
Если вы будете обвинять в своих неудачах прошлого работодателя, рекрутер сделает вывод, что вы не умеете ладить с людьми.
Нейтральные причины увольнения: что это
Нейтральными считаются причины, связанные с жизненными обстоятельствами.
Иногда объективная причина смены работы в резюме накладывается на субъективную.
Потому что у рекрутера сразу возникнет вопрос:
О таких вещах лучше не говорить, чтобы не загнать самого себя в ловушку.
Мы не призываем вас врать в резюме, но в таком случае о причине увольнения лучше не говорить. Конечно, если только рекрутер не спросит вас об этом напрямую.
«Рекрутер не постесняется спросить, почему вас вдруг перестал устраивать размер заработной платы и на какой оклад вы рассчитываете на новом месте. Заранее подготовьтесь к такому вопросу, проанализируйте рынок и трезво себя оцените, подготовив «вилку» желаемой зарплаты.
Желание получать достойную оплату за труд говорит о том, что у вас здоровая самооценка и вы цените себя и свои знания.
Положительные причины смены работы
Вместе с нейтральными основаниями есть и те, которые охарактеризуют вас с положительной стороны.
Это причины, которые говорят о мотивации, карьерном или профессиональном росте, желании изучать новое.
Вот об этом обязательно упомяните.
Так рекрутер поймет, что для вас работа – это не просто «бабло», а профессиональный интерес.
То есть сомнений в вашей мотивированности, потенциале и способности к обучению у него не возникнет.
Что писать в резюме, если вас уволили по статье
Если вас уволили по статье – сочувствуем. Устроиться на работу будет непросто и врать на собеседовании об этом бесполезно.
Рекрутер все равно увидит трудовую и свяжется с предыдущим работодателем.
Поэтому ваша тактика – четко объяснить причины расставания с работодателем, рассказав об этом на собеседовании:
Понятно, что в двух строчках резюме об этом не расскажешь, но ведь у вас есть сопроводительное письмо…
Если вы будете искренним, вы завоюете доверие работодателя, даже если вас уволили по статье.
Причины, о которых лучше умолчать
Рекрутеры подбирают кадров по компетенциям, смотрят на деловые и человеческие качества. Новый сотрудник должен легко вписаться в команду и включиться в рабочий процесс.
Тут выиграют те, кто сохраняет хладнокровие в условиях конфликта, доброжелателен по отношению к другим, приятен в общении.
А вот проиграют те, кто считает, что рекрутеру не важны ваши предыдущие рабочие взаимоотношения:
Неподходящие причины для увольнения | Что об этом думает рекрутер |
---|---|
Конфликты внутри коллектива | Вряд ли в них участвовали все, кроме вас |
Сомнения в компетентности руководства | Вы нелояльны начальству |
Зависть коллег | Вы склонны к конфликтам |
Сверхурочная работа | Вы уволитесь и с новой должности, ведь сверхурочная работа встречается везде |
Частые больничные | если человек часто болел раньше, он будет продолжать болеть и на новом месте. |
Частые отсутствия по семейным обстоятельствам: болезни родственников, семейные дела, переезды | Нет причин считать, что на новом месте вы будете вести себя иначе |
Если хотите получить место, просто перефразируйте ваши мотивы:
Еще раз вернитесь к нейтральным причинам и найдите ту, которая лучше всего описывает ситуацию.
И не пытайтесь давить на жалость или искать справедливости на собеседовании – это приведет к отказу.
Причина увольнение в трудовой и в резюме
Еще раз призываем вас: не врите.
Если рекрутер увидит даже одну несостыковку, вы сразу потеряете его доверие.
Другое дело, что вы можете (и, собственно, должны) объясниться.
А то вдруг, вы не расслышали прошлого босса, и вместо:
«никаких майских праздников»
«езжайте на месяц на Бали».
А вот если работа велась по трудовому договору, задача упрощается. Ведь никаких записей в трудовой не будет.
Даже если Вы не согласны с увольнением, не стоит негативно высказываться о работодателе. Эмоции и чувства оставьте при себе
А вы знали, что правильно сформулированное основание для увольнения – бонус соискателю?
Какие причины увольнения подойдут
Заканчиваем
Можете не сомневаться, с вероятностью 99% интервьюер на собеседовании спросит вас, почему вы ушли с предыдущей работы.
Поэтому не забудьте заранее продумать свой ответ
На собеседовании или при телефонном разговоре будьте готовы четко объяснить почему вас уволили, заверив рекрутера, что усвоили урок.
Помните: ответ этот на вопрос в резюме может как сформировать у работодателя положительное мнение, так и лишить шансов получить должность.
Даже указывая, казалось бы, «положительные» причины увольнения, подумайте дважды и проанализируйте возможные последствия.
Карьерный консультант, специалист в сфере HR
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Какие причины увольнения с прошлого места работы можно написать в резюме: примеры, фразы, формулировки
Резюме – важнейший документ для соискателя работы. Многие подолгу придумывают красивые формулировки для обозначения своих навыков, умений и достижений. При этом пункт о том, что послужило причиной увольнения с прошлой работы, часто игнорируется и претендующий на вакантную должность человек вообще не пишет ничего по этому поводу. Тем не менее, вопрос о предыдущей работе все равно звучит на собеседовании, поэтому указать причину расставания с прошлым работодателем крайне желательно.
50 уважительных причин для увольнения
Можете использовать один из этих примеров при составлении резюме соискателя. Тот который больше подходит к вашей ситуации:
Правила заполнения резюме
Есть несколько важных правил при заполнении раздела в резюме об увольнении с прошлой работы:
Неприятная запись в трудовой книжке
Сложнее всего придется тем, кто был уволен по статье и это отражено в трудовой книжке. В этом случае придется указать в резюме, что работодатель уволил из-за нарушения трудовой дисциплины.
Рекрутер все равно откроет трудовую книжку и увидит причину увольнения, поэтому врать нет смысла. Если претендент на должность сразу укажет реальную причину, то это хотя бы скажет о нем как о честном человеке.
Придя на собеседование, соискателю надо будет заранее приготовить ответ на вопрос, почему он был уволен по статье. Следует избегать попыток очернить руководство или бывших коллег, которые якобы были несправедливы или постоянно подставляли.
Намного лучше признаться в опозданиях или прогулах. Затем надо заверить рекрутера, что вы извлекли урок и больше не допустите подобных промахов.
Причины увольнения с работы для резюме
Если в резюме не хочется писать избитую фразу «по собственному желанию», то можно указать следующие варианты:
Что писать не следует?
В резюме лучше не писать следующее:
При заполнении резюме немаловажную роль играет пункт о мотивации ухода с прежней должности. В большинстве случаев лучше ссылаться на семейные обстоятельства, более близкое расположение нового места работы и желание расти по карьерной лестнице.
Видео: «Почему вы ушли/уходите с предыдущего места работы?»
«Почему вы ушли с прежней работы?» — как не стоит отвечать на этот вопрос
На собеседовании могут поинтересоваться причинами увольнения не только с последней вашей работы, но и со всех предыдущих, указанных в резюме. А если вы работаете сейчас, то будьте готовы не только к вопросу «Чем вас привлекла наша вакансия?», но и к вопросу «Почему вы в поиске — что вас не устраивает на нынешнем месте?».
За формулировкой «По собственному желанию» может скрываться что угодно — от конфликтов с коллегами до расставания «по-хорошему» с неэффективным или токсичным сотрудником. Рекрутеры, конечно, не ждут от соискателей искренности в таких случаях. Они скорее надеются вычислить «опасного кандидата» по реакции на вопрос. Плюс постараются разузнать о вас из других источников.
Если «меня ушли по-хорошему» — не ваша история, все равно важно продумать варианты ответа на вопрос о причинах увольнения. Некоторые ответы, которые кажутся вам вполне естественными с точки зрения обиженного экс-сотрудника, в глазах потенциального работодателя характеризуют вас не с лучшей стороны. И уж точно стоит подумать о корректных формулировках: рассказать о причинах ухода без обиняков другу — совсем не то же самое, что потенциальному новому работодателю.
Как не стоит отвечать на вопрос «Почему вы решили поменять работу?»
Если вы по натуре дипломат, то и без наших советов не допустите подобных формулировок. Но, если привыкли рубить с плеча, проявите сдержанность и будьте аккуратны в выражениях. Любые резкие формулировки в адрес бывшего работодателя покажут, что лояльности от вас ждать не приходится, а значит, однажды вы то же самое можете сказать про нового работодателя. Всем компаниям небезразлично, что говорят о них «бывшие», потому что это может отпугнуть новых кандидатов.
«Невозможно работать в этом гадюшнике! Одни сплетники и лентяи!»
Даже если вам действительно не повезло с коллегами и культура общения в компании оставляла желать лучшего, не надо сообщать об этом прямолинейно. Во-первых, потенциальный работодатель не знает, насколько ваша оценка объективна. Вдруг ваша бывшая компания славится душевной атмосферой? Тогда именно вы покажетесь неуживчивым и конфликтным. Не бывает так, что все вокруг плохие и только вы — в белом пальто. Человеку, который не смог сработаться ни с кем из коллег, будет непросто в любом коллективе. Во-вторых, слушая ваш ответ, рекрутер подумает, что однажды вы начнете рассказывать нечто подобное о том месте, куда устраиваетесь сейчас.
Как можно. «В коллективе, к сожалению, сложилась нездоровая атмосфера, и это серьезно осложняло работу». Но так стоит говорить, только если это не ваши фантазии, из компании действительно то и дело сбегали сотрудники (рекрутер может разузнать по своим каналам), лично вы к образованию такой атмосферы непричастны, а стали ее заложником (о вас ведь тоже могут спросить ваших экс-коллег). Например, так бывает из-за длящегося конфликта между двумя «кланами», от решения которого руководство и HR-служба устранились.
Называя эту причину, важно выбирать тактичные выражения, избегать эмоциональной окраски и деталей, тем более не переходить на личности. Если ваш собеседник настойчиво интересуется подробностями, скажите что-то вроде: «Извините, я считаю неэтичным выносить сор из избы». Так вы и насчет истинной причины не солжете и покажете, что не намерены вредить бывшему работодателю, несмотря ни на что.
Идеально, если кто-то из экс-коллег готов дать вам хорошую рекомендацию и конфиденциально подтвердить, что ситуация там была действительно непростая.
«Денег там мало платили. Да ну, за такие копейки горбатиться!»
Разумеется, труд должен оплачиваться достойно. Но что скрывать — все работодатели мечтают о сотрудниках с «горящими глазами», которые работают не только ради денег, но и от души. Даже если речь не о творческой работе, а о торговле кондиционерами, например. Кандидатов, которые готовы «переметнуться» ради прибавки в 5–10% от их прежней зарплаты, стараются избегать: обычно такие люди всегда в поиске, а значит, и с нового места сбегут, едва на горизонте замаячит хотя бы чуть-чуть более выгодное предложение.
Как можно. Если зарплата была не просто ниже, чем вам хотелось бы, а ниже рыночного уровня для ваших специальности, должности и региона и ваш работодатель не мог изыскать ресурс, чтобы ее повысить, то переход туда, где зарплата в рынке, — нормальная история.
Если количество поручаемых вам задач постоянно росло, вы отлично с ними справлялись, а насчет повышения зарплаты вас лишь кормили обещаниями, но так и не выполнили их, это тоже понятная и уважительная причина.
«Регулярно приходилось перерабатывать! А я не из железа!»
Разумеется, вы не обязаны без доплат работать каждый день до ночи, посвящать работе выходные и отказываться от полноценного отпуска. Но постоянные переработки — довольно скользкая причина для увольнения. Как интервьюеру понять: на вас действительно повесили слишком много обязанностей или вы просто не справлялись с вполне обычным объемом, потому что не умеете себя организовать? Еще есть категория хронических трудоголиков, и работодателям они, вопреки стереотипам, невыгодны.
Наконец, что для вас значит «регулярно перерабатывать» — засиживаться допоздна каждый день? Или задерживаться раз-два в неделю на пару часов, если возникла такая необходимость? Или переживать авралы раз в несколько месяцев (в горячий сезон), притом что остальное время у вас «сонное царство»? Второй и третий варианты — нормальная ситуация во многих компаниях или специфика отдельных отраслей бизнеса, и там вас не поймут, если вы назовете это переработками. Бывают и такие профессиональные сферы, где даже первый вариант — увы! — фактически норма, поэтому наивно искать другие условия, не меняя этой профобласти.
Как можно. «Мой функционал был рассчитан минимум на двоих, мой шеф это понимал, но компания, к сожалению, за столько-то времени не смогла найти ресурс, чтобы расширить штат».
Называя эту причину, будьте готовы подробно рассказать, из чего складывался ваш функционал, сколько задач и какого объема вы выполняли в месяц, в неделю, в день, как вы пытались оптимизировать этот объем и как часто обсуждали проблему с руководством.
Только так ваш собеседник сможет понять, что причина переработок — не в вашей личной неэффективности, а в том, что работы действительно было слишком много для одного. Идеальный вариант, если вы расстались с экс-начальником по-хорошему и он может вас отрекомендовать, подтвердить ваши слова про объем работы и отсутствие у компании возможности взять еще человека.
Еще один уважительный вариант: вы долгое время мирились с огромным объемом работы, потому что вас это устраивало, но теперь у вас изменились обстоятельства (например, семейные), а на прежней работе нет возможности перестроиться на нормальный режим. Только говоря о новых обстоятельствах, дайте понять, что они не вынуждают вас работать вполсилы — просто жить на работе вы уже не готовы.
«Я не собираюсь ждать повышения годами!»
Здоровые амбиции — это хорошо. Но только если они выросли не на пустом месте. Человек, который «ждет повышения», но не может объяснить, почему считает, что готов к нему и в чем конкретно он перерос свой привычный функционал, производит впечатление инфантила, которому что-то должны только потому, что он отработал в компании энное количество времени. Тем более такое впечатление создается, если человек явно в обиде на то, что вместо него повысили кого-то другого, кто пришел в компанию гораздо позже.
Как можно. «Я перерос(ла) свой привычный функционал, но там не было возможностей ни для роста вверх, ни для участия в смежных проектах». Но надо понимать, что этот ответ уместен, только если вы проработали в той компании по крайней мере пару лет и действительно можете похвастаться результатами.
Обоснуйте, почему вы готовы к более сложным задачам и большей ответственности. Например, вы стали справляться с привычными задачами в два раза быстрее, придумали, как повысить эффективность всего отдела, легко выдавали KPI выше, чем у коллег.
И еще: если вы считаете, что достойны более сложного функционала и более высокой должности, то странно устраиваться на функционал и должность, аналогичные тем, какие у вас были на прежнем месте. Значит, вы должны претендовать на должность выше или объяснить, почему вам кажется, что функционал здесь богаче, чем на старом месте, и возможностей для быстрого роста больше.
«Ой, там был такой бардак!» («Такое болото!»)
Да, бывают такие организации, из которых хочется убежать, едва там очутившись. Но если вы отработали там довольно долго, то вас непременно спросят, почему же вы не ушли сразу, как только поняли, что там «всё ужасно». Не сможете — вас заподозрят в лукавстве.
Кроме того, будьте готовы к вопросу о том, что конкретно вас не устраивало в рабочих процессах (например, слишком долгая процедура согласования мельчайших решений) и что вы лично пытались сделать, чтобы их наладить. Если замнетесь, интервьюер сделает вывод, что вы обычный критикан — тип людей, которым нравится всё ругать.
Как можно. «Мне хотелось более творческого и менее формального подхода к работе, я люблю эксперименты, а мои бывшие коллеги этих стремлений не разделяли, и я нашла компанию единомышленников». Это вполне уместное объяснение, если вы переходите из крупной компании в маленький стартап, из госструктуры — в бизнес и так далее.
Отвечая так, поясните на конкретных примерах, как вы вынуждены были решать те или иные задачи на старом месте и как вы решаете (или предполагаете решать) похожие задачи с более творческим подходом.
«В организации было много бюрократических процедур, мне приходилось слишком много рабочего времени тратить на то, чтобы их преодолеть, вместо того чтобы заниматься своими непосредственными функциями. Мне хотелось бы больше времени тратить на основной процесс, чем на его формальное сопровождение». Эти слова тоже лучше проиллюстрировать конкретикой.
«Шеф был самодур, всех третировал. Как с таким работать?!»
О бывшем начальнике — или хорошо, или никак. Даже если он действительно — крайне токсичная личность, об этом знает весь профессиональный круг, а вас до сих пор трясет при одном воспоминании о нем. Ничего не поделаешь — профессиональную этику никто не отменял.
Как можно. «Я обычно неплохо лажу с людьми, но здесь был исключительный случай — мы не сработались с бывшим шефом».
Говорить об этом стоит, только если ваше увольнение проходило бурно и вы понимаете, что рекрутер может легко узнать об этом. Называя такую причину, соблюдайте три важных правила:
Но неправильно пенять на сложный характер шефа, если в конфликте с ним вы тоже проявили себя не лучшим образом и понимаете это. Велика вероятность, что рекрутер все равно это выяснит. Скажите, что то переживание послужило вам отличным уроком, скорректировало вашу шкалу ценностей и теперь вы не допустите, чтобы эмоции одержали верх. Хорошая фраза: «Иногда, наверное, нужно пройти через такое испытание, чтобы понять смысл слова «профессионализм»».
Еще несколько достойных причин увольнения
Смена команды. Бывает, у компании меняются собственники и (или) топ-менеджеры и это сопровождается постепенной заменой команды — новые руководители приводят своих, а «ветеранов» не воспринимают. Кардинально меняются стиль руководства, внутренние процессы, стратегия бизнеса, и в новых непривычных условиях тем, кто работает в компании давно, становится некомфортно или неинтересно.
С этим явлением все знакомы, так что вам достаточно будет кратко пояснить, что произошла смена топ-менеджмента и в компании всё сильно изменилось. В остальном пригодятся те же советы, что и для случая, когда вы ушли из-за «шефа-самодура» или из «бардака» и «болота».
Правда, есть нюанс: при такой причине увольнения вам особенно важно доказать свою эффективность — рассказать про свои рабочие достижения. Иначе может сложиться впечатление, что новый руководитель от вас избавился как от неэффективного «наследия» своего предшественника.
Компания не сдержала обещаний. Тоже, к сожалению, история, многим знакомая. Она хорошо объясняет причину недолгой работы на одном месте: например, обещали одну зарплату, а по факту она оказалась другой, вы имели в виду оформление по трудовому договору, а вам предложили подряд и черную зарплату, или рабочие обязанности в реальности сильно отличались от того, о чем договаривались. Но правило «меньше эмоций и осторожнее в формулировках» действует и в этом случае.
По личным обстоятельствам. На самом деле это одна из самых частых причин увольнения, которую называют как бывшему работодателю, так и потенциальному новому, когда не хотят говорить об истинных мотивах. И рекрутеры об этом прекрасно знают. Чтобы разубедить интервьюера в том, что личные обстоятельства — всего лишь прикрытие настоящей причины, объясните их, насколько это возможно, без особых подробностей частной жизни. Например, в связи с переездом вам стало очень неудобно добираться до работы.
Разошлись в видении дальнейшего развития. Это причина, которую довольно часто называют уволившиеся руководители любого уровня, от линейных до высшего менеджмента. Действительно, так бывает: вы видите одну стратегию развития компании или отдела, бизнеса, а вышестоящий руководитель — совсем другую. Ваш экспертный уровень не позволяет вам становиться проводником чужих идей, с которыми вы не согласны.
Это нормальная и достойная позиция руководителя. Но есть два нюанса. Первый: важно показать, что вы не просто «самый умный», а ваша позиция — не из серии «я художник, я так вижу». Объясните, что ваше мнение базировалось на серьезных аргументах и вы старались их отстоять перед руководством, а не просто хлопнули дверью.
Второй нюанс: «разошлись в видении стратегии» — часто красивая обертка, за которой скрывается увольнение неэффективного руководителя. Вам надо хорошенько подготовиться к разговору, чтобы убедительно презентовать свои успехи на старой должности.
Вам сделали интересное предложение. Попросту — вас схантили, хотя вы не искали на тот момент работу (новый работодатель сам вас нашел). Но тут придется объяснить, чем вас так привлекло то предложение. Лучше говорить о более интересных задачах, чем о зарплате. Помните, что тех, кто соблазняется незначительными прибавками, предпочитают избегать.
Вы узнали о вакансии в компании мечты. Вас всё устраивало на прежней работе, и вы не искали новую, но случайно узнали о вакансии в компании, в которую давно мечтали попасть, потому что… Дальше — подумайте сами. Этот вариант успешен, когда он искренний.