Как правильно написать программу развития доу в соответствии с фгос
Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Разделы
Содержание
Целевой
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы
Пояснительная записка должна раскрывать:
— цели и задачи реализации Программы;
— принципы и подходы к формированию Программы;
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
Содержательный
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
– сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно
Организационный
2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы
Дополнительный
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Анастасия Арсланова
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
• с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа
• это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
и медицинских услуг
Программа должна учитывать:
• конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
• индивидуальные особенности, интересы и возможности детей
• педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми
• мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
Структура Программы
2.11. Программа включает три основных раздела:
В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Целевой раздел программы
• Пояснительная записка (цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)
• Планируемые результаты освоения программы
Программа строится на основании следующих принципов
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)
4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
• Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (может быть сделана ссылка на программу)
Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
• Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
• Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)
• Познавательное развитии (ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
Алгоритм описания каждого направления
• Принципы и подходы
• Формы организации по возрастам и направлениям (в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
• Описание вариативной части в данном направлении (если они есть)
• Принципы и подходы
• Формы организации по возрастам и направлениям (в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)
Организационный раздел образовательной программы
• описание материально-технического обеспечения Программы,
• обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
• распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
• особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления)
• возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ;
• используемые примерные программы;
• характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей.
ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.
«Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до» Тема недели: «Загадочный мир космос» подготовительная группа Итоговое мероприятие: «Музыкально-спортивный праздник «Если очень захотеть,.
Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.
Материалы тематического контроля «Освоение педагогами основной образовательной программы ДОУ» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» ПРИКАЗ 21.10.2014г. № 218 г. Мичуринск О проведении.
Опыт работы «Партнёрство с семьёй по реализации основной образовательной программы дошкольного образования» В современных условиях развития системы образования в России, очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования.
Организация образовательной деятельности по физическому развитию в соответствии с ФГОС В соответствии с введением ФГОС ДО каждому ребенку в детском саду должна создаваться возможность для развития способностей, широкого взаимодействия.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС «Мы путешественники» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФГОССоставила: воспитатель старшей группы СП-д/с №28 «Ёлочка» г. о. Чапаевск,.
Планирование непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Подготовительная группа Понедельник 2 февраля тема недели «Посуда» Совместная деятельность Дата 02.02. 2015г Режим Интеграция областей Физическая культура Речевое.
Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Одной из задач.
Общие вопросы реализации ООП ДО
О сроках действия ООП ДО
Вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста, подпункт 9 статьи 2 главы 1 ФЗ-273 «Об образовании Российской Федерации», в котором говорится, что образовательная программа должна быть представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Свидетельствует ли это о том, что рабочие программы, разрабатываемые дошкольной образовательной организацией, должны быть разработаны не по возрастам, а в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными пятью образовательными областями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования? Подскажите, пожалуйста, перечень нормативных правовых актов, регламентирующих структуру и требования к рабочей программе дошкольной образовательной организации?
Вопрос. Просим оказать консультационную и методическую помощь по следующему вопросу: нужно ли включать в раздел Планируемые результаты диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду?
Ответ. Включать диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду не нужно. В структуру ООП дошкольной образовательной организации согласно ФГОС система оценки и любых материалов для проведения мониторинга не входит. Однако в организации инструменты для проведения мониторинга должны быть в числе всех тех научно-методических материалов, которые будут обеспечивать реализацию программы. Главное, чтобы они были научно-обоснованными и корректными с точки зрения обеспечения возможностей для изучения процесса развития детей. Нужно также иметь в виду, что ряд показателей развития ребенка носит общий характер, неделимый по областям.
Вопрос. Скажите пожалуйста, что должно быть отражено в самообследовании дошкольного учреждения в разделе АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Ответ. Содержание анализа деятельности учреждения определяется его целями. Если вы проводите самообследование системного характера по всем областям деятельности учреждения и даете оценку качеству его работы на определенном этапе, например, связанным с переходом на ФГОС, то мы можем предложить вам инструментарий для такого рода самообследования, размещенный на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель самообследования – выявление недостатков существующей системы относительно новых требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы, то подход будет иной, как при проблемно-ориентированном анализе, о методах проведения которого также можно прочитать в методических рекомендациях по разработке ООП на основе ПООП, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО». Если цель иная, то необходимо знать общий метод анализа и использовать его в соответствии с целями вашего анализа. Рекомендуем внимательно прочитать размещенные на сайте рекомендации, в которых говорится о методе анализа.
Вопрос. Как отразить в каждой из основных разделов части, формируемой участниками образовательных отношений, наличия и описание:
— вариативных форм образования; (поясните, пожалуйста)
— особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик;
— способов, методов и средств реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, способов и направлений поддержки детской инициативы?
Ответ. В ООП можно перечислить все вариативные формы дошкольного образования, которые ваша образовательная организация будет в состоянии реализовать и поэтому предложить родителям. Эти формы должны быть интересны и привлекательны родителям, удовлетворять их насущные потребности. Например: группы кратковременного пребывания, группы для детей старшего дошкольного возраста, не посещавших ранее детский сад; услуги для детей с ОВЗ и др. Открывать их можно не сразу, а поэтапно, по мере реализации ООП.
При описании образовательной деятельности в авторских программах, которая может осуществляться в различных видах культурных практик: продуктивной творческой деятельности (лепка, рисование, музыка и др.), познавательно-исследовательской деятельности, чтении художественной литературы, физкультурно-оздоровительной деятельности, особенности каждого вида деятельности раскрываются через их специфические цели, формы, методы, а также предметы осуществления. У каждого вида деятельности они свои. Вам следует руководствоваться теми особенностями культурных практик, на которые обращают свое внимание авторы используемых вами программ.
Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов является требованием к образовательной деятельности дошкольников.
Дифференциация способов, методов и средств реализации содержания программы по возрастам осуществляется с помощью структуры ООП и авторских программ, которые чаще всего пишутся по возрастам.
В ООП также следует указать, как будет происходить в организации учет индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, например, на основе данных мониторинга, анализа потребностей родителей, анализа передового опыта и новых возможностей для развития дошкольного образования и др.
Ответ. Рекомендуем Вам обратиться с этим вопросам к руководству ДИРО или непосредственно в МО Республики Дагестан. Если более конкретных рекомендаций не будет, то региональный компонент программы можно разработать самостоятельно. Нужно определить его целевые ориентиры, разработать содержание в пяти образовательных областях и условия его реализации. Материалом для деятельности в различных видах культурных практик могут стать национальные традиции, обряды, игры, танцы, музыка, ремесла, сказки и другие литературные произведения, природа родного края и т.д., позволяющие формировать национальную идентичность.
Вопрос. Добрый день! Работаю зам. заведующей 2 месяца, поэтому нуждаюсь в Вашей помощи. В нашем детском саду в ООП отсутствует часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений. Подскажите, пожалуйста, по какому алгоритму её написать. Заранее, спасибо!
Ответ. Прежде всего, рекомендуем вам внимательно прочитать наши рекомендации по разработке ООП. В них есть алгоритм. Сущность его такова: либо вы первоначально сами предлагаете различные варианты образовательной деятельности (авторские и парциальные программы, методы работы, варианты режима, дела, в которых могут участвовать родители), а они выбирают из предложенного. Либо вы собираете предложения от родителей, а потом совместно с группой активистов делаете из них выбор. Но в этом случае, предварительно нужно проинформировать родителей о существующих программах, методиках, разместить их на сайте. Лучше эти два алгоритма объединить: к своим предложениям добавить то, что предлагают родители. Можно сделать рубрики для внесения предложений, например по видам культурных практик и т.д.
Вопрос. Формы работы с родителями воспитанников и их количество определяется творческой группой, разрабатывающей программу. Мне сделано замечание о недостаточности работы с родителями.
Ответ. Чтобы оценить, правильно ли вам сделано замечание, нужно понять, чем руководствовалась рабочая группа, определяя количество мероприятий, и проверяющий, который его оценивал. Видимо, они руководствовались разными критериями, то есть разным пониманием о достаточности. Сейчас в связи с введением ФГОС речь должна идти не о работе, а о взаимодействии с родителями. Далее нужно определить цели, функции и, исходя из них, направления вашего взаимодействия, а затем уже количество дел. Их достаточность может быть правильно определена только с позиции стоящих целей взаимодействия, например: установление эффективного партнерства и взаимопомощи в развитии детей по направлениям…. Например, родители могут оказывать помощь (быть «замещающими воспитателями на режимных моментах, помогать на экскурсиях, помогать при подготовке детей к школе); могут быть участниками (отовить в вами вместе спектакли, праздники), выступать в роли наставников (проводить мастерские, учить спортивным играм), быть организаторами ( проектов, экскурсий), делиться опытом с другими родителями (консультировать, писать на форум и т.д.) и многое другое. Видите, как это отличается от работы с ними, где ваша функция их наставлять, поучать, а их подчиняться. Вы компетентные, а они нет. И не забудьте, оценивать достаточность дел нужно с позиции целей.
Вопрос. В нашем д/с ООП разработана, утверждена, мы по ней благополучно работаем (за основу взята «От рождения до школы»). Но, в связи с тем, что вышла ОДОБРЕННАЯ программа от 20.05.15 нам снова нужно перерабатывать свою ОП, или можно продолжать работу по Веракса?
Ответ. Одобренной является Примерная основная образовательная программа. Она является универсальной рамочной программой для реализации ФГОС. Все авторские программы, в том числе и программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, предлагают различные варианты ее выполнения. Рекомендуем вам прочитать ПООП и ответить на вопрос, в какой степени ПООП может быть реализована в рамках программы «От рождения до школы». Если программа «От рождения до школы» в этом плане в чем-то недостаточна, то ее можно дополнить парциальными или собственными программами. Технология разработки ООП на основе Примерной программы дана в рекомендациях, которые размещены на сайте ФГАУ «ФИРО».
Ответ. Ваша ошибка состоит в том, что вы планируете ООП исходя из конкретной ситуации данного года. Между тем сначала нужно определиться, в принципе, какой у вас будет модель образования, ведь ООП пишется не на год, это ваша долгосрочная стратегия.
Может быть, несколько моделей образовательного процесса:
1. группы могут работать по двум разным программам, реализуя их в полном объеме, то есть на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду;
2. группы работают на основе одной интегративной программы, разработанной на основе двух авторских программ;
3. группы первоначально работают по одной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, а старшим группам предлагается два варианта на выбор: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и программа «На крыльях детства» или «Первоцветы» Н.А. Виноградовой.
Одна программа пишется для второй модели. Возможны и другие варианты
В вашей ООП Вы, таким образом, укажете модель и сделаете соответствующие ссылки на программы.
Вопрос. Должно ли быть указание на приоритетное направлении работы ДО или только на реализуемую Примерную образовательную программу?
Ответ. Если такое направление есть, то оно должно быть указано и полностью раскрыто в вашей ООП. Примерная программа универсальна, она носит обобщенный рамочный характер. А ваша задача подчеркнуть через ООП собственную уникальность.
Вопрос. Скажите, пожалуйста, как правильно прописать в образовательной программе ДОУ приоритетное направление детского сада? (структура). Можно ли поменять направление?
Ответ. Данный термин отсутствует во ФГОС и других документах, регламентирующих его выполнение, например, в ПООП. Практически вся деятельность воспитателя решает какие-то образовательные задачи, то есть является образовательной. Более того, следует шире использовать для образования ребенка режимные моменты, прогулки и др. Иными словами, избавляться от заорганизованности и стремиться к непринужденности и естественности образовательной деятельности. Занятие также следует понимать более широко, как любую целенаправленную образовательную деятельность ребенка, осуществляемую в партнерстве со взрослым или самостоятельно в определенном месте за отведенное время. В этом смысле не нужно бояться произносить это слово, наоборот, следует расширить сферу его применения. Это позволит уйти от узкого понимания образовательной деятельности, которая яко бы имеет место только на специально организованных занятиях.
Вопрос. Нужно ли адаптировать парциальные авторские программы (например «Цветные ладошки» под ред. Лыковой)?
Ответ. Под адаптацией понимается приспособление для конкретных условий. Методом адаптации может быть конкретизация программы, а также коррекция, внесение изменений с учетом особых конкретных условий. Вы должны сами определить, исходя из понятия адаптации, нужно ли вам адаптировать общую парциальную программу. Главное, что ее адаптация должна иметь обоснованный и осмысленный характер.
Ответ. Это очень правильный вопрос. Хорошая программа должна меняться, уточняться, дополняться, возможно, ежегодно. Для того, чтобы это было законно, рекомендуем разработать и оформить приказом заведующей «Порядок внесения изменений в ООП», первоначально обсудив его с педколлективом и родителями как участниками образовательных отношений.
Порядок внесения изменений должен ответить на ряд вопросов:
— в связи с чем, в ООП могут вноситься изменения;
— каких вопросов образовательной деятельности и деятельности организации они могут касаться;
— кто их может вносить (не забудьте родителей, решите, могут ли быть персональные предложения или только от групп);
— каким будет порядок внесения изменений в ООП;
— кем и как будут отбираться изменения в ООП;
— кто и как будет принимать окончательные решения о внесении изменений в ООП (может быть, Управляющий совет);
— и, наконец, как они будут оформляться в тексте ООП (форма документа «Об изменениях в ООП».
Последнее зависит от масштабности изменений. Если они кардинальные, то возможно, какой-то раздел ООП потребуется переписать. В случае незначительных изменений, они могут оформляться в виде перечня или приложения, которые будут прикладываться к ООП.
Правильно ежегодно создавать такие условия, которые бы стимулировали участников образовательных отношений к внесению изменений в действующую ООП, например, проводить опросы, дискуссии, обсуждать вопрос на сайте.
Вопрос. Возможна ли экспертиза основной образовательной программы
Вопросы.
1. На какой срок разрабатывается основная образовательная программа.
2. На сколько лет пишется основная образовательная программа детского сада?
Ответ. С точки зрения содержания, ООП, как минимум, пишется на срок полного пребывания детей в вашей образовательной организации, например, от 3 до 7 лет, значит на 5 лет.
Это не нужно путать со сроком действия разработанной программы. Срок действия ООП определяется ее устареванием, которое может произойти по разным причинам и раньше: вследствие изменения образовательной ситуации (например, контингента дошкольной организации, или направления ее работы), по причине выхода более прогрессивных новых авторских программ; вследствие изменения стандартов дошкольного образования.
Чтобы ООП длительное время не устаревала, надо писать этот стратегический документ более обобщенно, конкретизируя его положения в Приложениях и, например, в ежегодных изменениях к ООП. Однако ежегодные частные изменения, которые вносит в Программу сама организация, также могут привести к необходимости замены ООП на новую.
Долгосрочная стратегическая Программа, какой и является ООП образовательной организации, утверждается на срок действия ООП, который не может быть меньше продолжительности пребывания в организации детей. Однако, утверждая ООП, совсем не обязательно указывать срок ее действия, так как заранее его определить сложно.
О методах планирования в разновозрастных группах
Вопрос: Заведующая МБДОУ Хабоцкий д/с Комарова Нина Васильевна. Как составить сетку НОД в смешанной разновозрастной группе детского сада. Работаем по программе «От рождения до школы» Возраст воспитанников: 1. От 1 года до двух — 2 воспитанника. 2. От 2 до 3 — 3 воспитанника. 3. От 3 до 4 — 2 воспитанника. 4. От 4 до 5 — 1 воспитанник. 5. От 5 до 6 — 1 воспитанник. 6. От 6 до 7 — 3 воспитанника. Как правильно составить режим дня. Детский сад работает с 8 до 17 часов.
Вопросы: 1. Как правильно составить Рабочую программу для разновозрастной группы? 2. Как правильно составить сетку занятий для разновозрастной группы?
Ответы. 1. Для ДОО рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а по сути, выполняет функции перспективного плана работы. Следовательно, ее разработка в большей степени носит методический и рекомендательный характер и может регулироваться внутренним нормативным актом (приказом или распоряжением заведующего).Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.
При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей». — Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.
Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы.
Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.
Вопрос: Наша дошкольная группа находится в сельской местности. Поселок численностью около пятисот человек. ДОУ посещают дети в количестве 20 человек от 2 до 7 лет (одна разновозрастная группа). Воспитатели испытывают трудности в составлении расписания НОД для разновозрастной группы. Для проведения НОД в разновозрастной группе требуются методические рекомендации по реализации поставленных Программой воспитательно-образовательных задач, методические разработки НОД. Здание ДОУ нетиповое, группа имеет небольшую площадь. Как правильно построить предметно-пространственную среду с учетом всех возрастов и небольшой площади помещения, в соответствии ФГОС ДО?
Ответ. Принципы, по которым организуется предметно-пространственная среда, в соответствии с ФГОС ДО не зависят, в сущности, от количества детей, разницы в их возрасте и материального благополучия детского сада. Конечно, если группа разновозрастная, помещение не соответствует СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.), задача становится сложнее в реализации, но принципы остаются прежними. Это касается полифункциональности и трансформируемости, как отдельных предметов, так и среды в целом. С одной стороны Вам надо стремиться к тому, чтобы значительная часть игрушек и других материалов подходила для детей всех возрастов. Рассмотрим три основных, необходимых типа материалов.Материалы для сюжетной игры
1) Стремится к усреднению размеров, избегать как слишком больших игрушек, так и совсем маленьких. Особенно следует обратить внимание на очень крупные игрушки. Они занимают много места, и годятся только для детей 2-5 лет. Для старших дошкольников они нежелательны, им нужны меньшие по размеру игрушки. Вместе с тем, даже детей 3-5 лет не составит особенного труда перевести на режиссёрскую форму сюжетной игры, то есть на игру не от первого лица, а от третьего. Например, ребёнок будет катать машинку, а не сидеть на ней верхом.
Материалы для продуктивной деятельности
Материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования могут быть как универсальными, то есть подходящими для использования всеми детьми, так и специальными. Например, карандаши или деревянные кубики подходят всем детям, а вот пастель или конструктор «Меккано» (железные пластинки с отверстиями, соединяемые винтами) только старшим детям. Поэтому, их следует маркировать. Подробней об этом в следующем разделе.
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
При организации пространства, его зонировании стремитесь не разделять детей по возрастам, а разделяйте их по роду занятий. Должна быть зона для спокойных видов деятельности, и для тех, которые подразумевают значительную двигательную активность. Их размер может меняться, поэтому столы должны легко передвигаться.
Мебель для хранения (стеллажи) надо делать, исходя из того, чтобы то, что пониже – предназначалось для маленьких детей, а то, что выше – для детей постарше. Но, подобный механический способ не исключает договоренности с детьми, о которой мы писали выше, а лишь дополняет её.
Если Вас интересует данная тема, рекомендуем книгу «Материалы и оборудование для детского сада», М., 2003. Её можно скопировать, пройдя по следующей ссылке: https://yadi.sk/i/ihu1H-MhtE86d
Ответы. 1. Наличие ежедневного плана работы является обязательным требованием, а его форма и содержание не нормируются документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации может быть разработана своя форма планирования.Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты планирования, обсудите их эффективность, оцените трудозатраты при использовании с учётом специфики работы воспитателей в условиях разновозрастной группы. Форма плана, которая будет одобрена педагогами, утверждается приказом или распоряжением заведующего, как рекомендуемая для использования в ДОО.
В сравнении с обычным детским садом, специфика разновозрастных групп связана с тем, что здесь время сжато. В связи с этим педагогу необходимо распределить время экономно, но так, чтобы в соответствии с принципами ФГОС ДО образовательный процесс строился на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
Для разновозрастной группы особенно важно, чтобы в образовательном процессе реализовался дифференцированный подход к детям, но не по возрастам, а с учётом уровня их развития. Поэтому при планировании образовательного процесса с детьми разного возраста и разного уровня развития педагогу необходимо продумать, как организовать дифференцированный подход по нескольким направлениям:
при организации многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей с целью обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития;
при организации занятий с использованием гибкого охвата детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
при использовании дифференцированного временного режима для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).
2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать днём один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.
3. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе педагог должен заранее продумывать, что будут делать младшие дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 8-12 минут, не отвлекая тех, которые занимаются.
Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или раздевальную комнату, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.
4. Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Рабочая программа, по сути, выполняет функции перспективного плана работы.
Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.
При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей».- Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.
Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы.
Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития детей и создадут целостный образ жизни дошкольника. Несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок, в соответствии с требованиями ФГОС ДО включается по интересам, а не по психологическому принуждению.
Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.
«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.
Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).
Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому приглашаются все дети группы.
Следующим по распорядку за групповым общением одно-два занятия со взрослым проводятся в помещении, рассчитанном на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, но в которых программные задачи дифференцируются.
Но, необходимо учитывать, что для развития детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.
Вопрос. Каким образом построить (разработать) основную образовательную программу малокомплектного детского сада в разновозрастной группе общеразвивающего вида для детей от 2 до 7 лет? Заранее благодарим за консультативную и методическую помощь.
Ответ. См. рекомендации выше
О формате реализации ПООП в различных вариативных формах осуществления дошкольного образования
Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок включается по интересам, а не по психологическому принуждению.Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.
«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.
Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).
Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому педагог приглашает всех детей группы.
После общения проводятся одно-два занятия, рассчитанные на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, в которых программные задачи дифференцируются.
Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст). — М.: Школьная пресса, 2005 год.
Но, при реализации ФГОС ДО образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.
О разработке рабочих программ воспитателя дошкольной образовательной организации
Ответ. Необходимость в рабочих программах обусловлена тем фактом, что ООП может носить обобщенный характер, не позволяющий воспитателю непосредственно приступить к деятельности по ее выполнению. Смысл существования рабочих программ состоит в том, что они позволяют воспитателю конкретизировать содержание ООП и распределить его во времени на ближайший период, например, на месяц. Рабочая программа нужна также в случае низкой квалификации педагога или воспитателя. Рабочая программа конкретизирует положения ООП и является механизмом ее реализации. Однако, если ООП обладает высокой степенью конкретности и детальности описания содержания, то в рабочих программах достаточно сделать на нее ссылки и указать время, в которое будет проводиться образовательная деятельность.
Рабочая программа, по сути, выполняет функции календарного плана работы. Деятельность в рабочей программе может быть спланирована по образовательным областям или интегративно на основе тематического планирования. Такие оперативные планы желательно иметь всем воспитателям и специалистам (музыкальному работнику, инструктору по физической культуре и др.) Рабочие программы должны быть гибкими и вариативными, перестраиваться в зависимости от результатов ежедневного мониторинга, включать время для свободной игры, занятий детей по интересам, то есть по их собственной инициативе. В связи с этим конкретное содержание игр планировать нежелательно, а вот показать развитие игровой деятельности через ее усложнение рекомендуется.
Нужно также иметь в виду, что старшие дети сами должны участвовать в планировании будущих событий своей жизни. Следовательно, в рабочих программах не все должно регламентироваться воспитателем и педагогом. В программах можно указать время и регулярность проведения общих сборов по планированию, подведению итогов прошедших событий, проектов, экскурсий, регулярность занятий в какой-то области, не указывая их тем и содержания, имея в виду, что они будут спланированы вместе с детьми. Это относится, например, и к игровой деятельности детей, Иными словами, чтобы программа позволяла вносить корректировку, она должна быть обобщенной, контурной.
Рабочая программа воспитателя не нормируется документами Федерального уровня, следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера.
Программы дополнительного образования, кружковой, клубной и иной форм образовательной деятельности должны быть включены в ООП организации даже в том случае, если эти услуги являются платными. Для их реализации также могут потребоваться рабочие программы.
Более подробно о новых методах планирования по ФГОС можно прочитать в рекомендациях, размещенных на сайте ФГАУ «ФИРО».
Вопрос. Существует информация о необязательности рабочих программ в ДОУ. Но органы надзора требуют в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» их наличие, так как образовательная программа должна включать рабочие программы. Все-таки требуется рабочая программа?
Ответ. Во-первых, нужно определить, с какой целью в организации может существовать такой самостоятельный документ как «Сетка занятий», ведь занятия являются лишь одной из форм работы с детьми и поэтому могут включаться в любой другой формат планирования, например, аналогично проектам, праздникам и т.д. Сетка занятий нужна в двух случаях: чтобы регулировать занятость помещений разными группами детей, если занятия проходят в общих помещениях, например, спортзале, художественной студии и т. д. и чтобы регулировать занятость педагогов, ведущих эти занятия, если они работают с несколькими группами. Такой документ может быть озаглавлен как график проведения занятий по видам деятельности, например: График проведения спортивно-оздоровительных, музыкальных и хореографических занятий с детьми (указать каких групп). Аналогично нужно разрабатывать и другие графики, например работы мастерских, мастер-классов, логопедических занятий и т. д., так как все они обычно проводятся в общих помещениях для разных групп. Термина «Регламентированная непосредственно образовательная деятельность» в новых нормативных документах и ФГОС нет.
Ответ 2. Наличие «Сетки занятий» не нормируется документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации «Сетке занятий» могут быть даны свои названия. Для этого предложите педагогам самостоятельно разработать варианты названия, обсудите их и утвердите приказом или распоряжением заведующего по ДОО.
Вопрос. Указывается ли в «Сетке занятий» время: н-пр. 9.00-9.25 ОД «Первые шаги в математику»
Ответ. Да, конечно, в графиках обязательно указывается время. Но это зависит от того временного периода, на который разработан график: может указываться месяц, неделя, день и, наконец, часы.Ответ 2: Наличие «Сетки занятий» не нормируется документами Федерального уровня. Следовательно, каждый педагогический коллектив может давать названия в соответствии с внутренними нормативными актами.
Если педагоги хотят иметь «Сетку занятий», то в каждой дошкольной образовательной организации могут быть даны свои названия. Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты названия, обсудите их и утвердите приказом или распоряжением заведующего по ДОО.
То, что касается ОД «Первые шаги в математику», вопрос с «Сеткой занятий» надо обсуждать с авторами.
Вопрос. Заверяется ли печатью заведующего «Режим дня в группах» и «Сетка занятий» или достаточно того, что все это прописано в ООП ДО.
Ответ. Если разработанные графики полностью совпадают с ООП, то переутверждать их не надо. Если разработанные графики занятий, как и другие документы, конкретизируют и уточняют содержание и порядок реализации ООП, то они должны быть утверждены руководителем и заверены печатью организации, так как они имеют силу внутреннего нормативного документа, регламентирующего деятельность.
Ответ 2: Вполне достаточно того, что всё это прописано в ООП ДО.
О режиме организации образовательной деятельности
Вопрос: Если в ДОУ есть бассейн, то как это отражается в «Режиме дня» (нам посоветовали сделать 2 режима дня: на случай посещения детьми бассейна, и на случай отсутствия такового).
Ответ: Правильно посоветовали. При наличии бассейна в ДОО меняется режим дня в каждой возрастной группе. Поэтому следует внести коррекцию в распорядок дня. Занятия в бассейне проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие в бассейне проводится за счёт третьего физкультурного занятия, которое должно проводиться на воздухе в 1 половину дня. Второе занятие целесообразно проводить во второй половине дня после дневного сна перед полдником. СанПин 12.7. (Раздел XII).
Вопрос. Если в штатном расписании ДОУ имеется педагог дополнительного образования он должен осуществлять свою деятельность в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой (ст. 12 №273 –ФЗ), которая должна разрабатываться учреждением дополнительно, ООПДО или содержание образовательной деятельности ПДО может находить отражение в ООП ДО учреждения в части формируемой участниками образовательных отношений.
Ответ. В пункте 2.9. ФГОС ДО указано: «В части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках(далее –парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы».
Ответ. В пункте 2.11.3. ФГОС ДО указано, что в организационном разделе должен быть представлен распорядок и/или режим дня. Следовательно, в организационном разделе в режиме дня вы показываете работу кружков.
Вопрос. Как решить проблему в большом количестве НОД и требованиями СанПина не более 45 минут в день.
Ответ. Вы не имеете права нарушать требования СанПин. Обращайтесь с данным вопросом к разработчикам Программы.
Вопрос. Соотношение основной и вариативной части ( 60 % и 40% ).Как их правильно высчитать, по количеству НОД в этих частях?
Ответ. Указанное во ФГОС ДО соотношение объёмов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, носит рекомендательный характер и даётся условно..Расчёт времени удобнее всего производить с опорой на режим пребывания детей в образовательной организации и возрастные характеристики детей, их посещающих. При этом, необходимо строго соблюдать требования СанПин, согласно которым:
самостоятельная деятельность детей 3-7 лет должна занимать в режиме дня не менее 3-4 часов;
ежедневная продолжительность прогулки детей 3-7 лет составлять не менее 4-4,5 часов;
максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки для детей 3-4 лет составляет 2 часа 25 минут, для детей 4-5 ле – 4 часа, для 5-6 лет – 6 часов 15 минут, а для седьмого года жизни – 8 часов 30 минут.
Ответ. В пункте 2.1.2. ФГОС ДО указано, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Следовательно, педагоги вправе подбирать пособия самостоятельно, но, при этом, они несут личную ответственность за то, насколько эти пособия соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Вопрос. Вариативная часть должна быть во всех группах или достаточно средней, старшей и подготовительной?
Ответ. В пункте 2.11.2. ФГОС ДО указано, что содержательный раздел Программы должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Очевидно, что это требование распространяется на все возраста.
Вопрос. 10 НОД в основной части по программе от «Рождения до школы» и по СанПин. Как быть с вариативной частью?
Ответ. Обратите внимание на требования ФГОС ДО к части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (пункт 2.11.2). Вы увидите, что данная часть Программы может быть разработана с учётом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и при выборе форм организации работы с детьми.
Ответ. С этим вопросом вам необходимо обращаться к разработчикам программы.
О технологиях реализации ООП ДО
Вопрос: При реализации образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС, как можно внедрить технологию КВЕСТ и имеется ли метод разработки?
Ответ. Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют[1]. Игры, объединяющие в себе характерные признаки квестов и жанраaction, выделяют в отдельный жанр — action-adventure. (Википедия)
Английское слово Quest означает «вызов, поиск, приключение». Сегодня словом «квест» обычно называются компьютерные игры, состоящие из нескольких уровней, где игроку нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы добраться до условного «сокровища» или стать повелителем мира. Однако всё чаще это слово можно встретить и применительно к реальности, например: «Сегодня чтобы попасть в Чернобыль, нужно пройти настоящий квест из милицейских блокпостов и патрулей». В моду также входят квесты типа «Клаустрофобия», где реальным людям нужно выбраться из реальной комнаты, используя свои смекалку и находчивость. ( Сайт новых и хорошо забытых слов )
Реализация ФГОС дошкольного образования не запрещает внедрения в практику работы дошкольной образовательной организации новых педагогических технологий. Технологическая игра в стиле КВЕСТ – это, как правило, путешествие по всему детскому саду или по его территории. Разработку таких праздников можно посмотреть в журнале «Справочник музыкального руководителя» (например в №3 за 2016г). Каждая ДОО разрабатывает игру в стиле КВЕСТ самостоятельно, специальных рекомендаций по методам разработки подобных игр и использованию данной технологии в практике пока нет. Можно также опираться на опыт других организаций.