Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Примечательно, что именно рефлексия отличает людей от других живых организмов. Этот феномен заключается в способности человека знать о себе, своих чувствах и переживаниях.
В ее основе лежит понимание «Я есть». Развитие вашей личности зависит от того, насколько вы знакомы со своим внутренним миром. Самопознание происходит через самонаблюдение. Ну, а о том, что же такое рефлексия и как ее развить – читайте ниже.
Что это такое
Данный термин произошел от латинского слова reflecto, что значит обращение назад. Правильно говорить «рефлЕксия» – ударение на букву Е.
Рефлексия – это навык концентрировать внимание и собственные мысли вовнутрь: оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.
Это осмысление собственного «Я», конструктивная критика своих действий, сравнение себя с другими на предмет соответствия установленным нормам и правилам. Рефлексирующий человек становится сторонним наблюдателем за собой же.
Прародителем данного термина считается наука философия. Она трактует рефлексию, как инструмент для размышлений о человеческом бытие. Сократ писал, что это явление – единственный способ для внутреннего совершенствования и духовного прогресса через освобождение от навязчивых мыслей, стереотипов и предрассудков.
Пьep дe Шapдeн писал в своих научных работах, что рефлексия – это не только знания, но и возможность осознавать эти знания. Он также отмечал, что данное свойство доступно лишь человеку (как и сознание), который считается самой развитой формой жизни из всех имеющихся на планете.
Рефлексию изучали многие философы: их взгляды схожи, поэтому нет смысла писать о них отдельно.
Рефлексия в психологии — это основа самоанализа
В психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.
Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас.
Рефлексировать — это значит размышлять, анализировать, заниматься самопознанием. Правильный самоанализ поможет не допускать в дальнейшем ошибок и дает ответы на многие важные вопросы, как психологического так и житейского толка.
В результате индивид (кто это?) обучается мыслить рационально (правильно рефлексировать), не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:
Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого.
С другой стороны, термин «рефлексировать» часто применяют к людям, которые остро что-то переживают, начинают заниматься самокопанием, волноваться, нервничать (ломая пальцы).
Допустим, ему сказали, что все кругом идиоты и он начинает это примерять не себя, обижается, зажимается, рефлексирует, т.е. ищет в себе это плохое. Это крайность, которой нужно сторониться. Во всем (и в самокопании особенно) нужна мера.
Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию. Нужно учиться правильно рефлексировать (без фанатизма и уничижения, трезво, объективно).
Конструктивная рефлексия полезна. Это когда вы делаете правильные выводы из проведенного самоанализа и используете эти знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.
Деструктивная рефлексия крайне вредна. Зацикливание на проблеме, на своем неправильном (с вашей точки зрения) поведении вам не помогает, а наоборот изматывает. Вы начинаете чувствовать вину и не можете от этого чувства избавиться. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.
Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.
Рефлексировать можно по-разному
На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:
Формы рефлексии
Также выделяют три формы рефлексии, которые зависят от своей направленности:
Как научить правильно рефлексировать
Если вы хотите повысить свой уровень рефлексии, то воспользуйтесь ниже предложенными советами. Чтобы получить реальный результат, необходимо два важных условия – собственно упражнения и их регулярное выполнение.
Итак, что нужно делать? Давайте по порядку.
Анализируйте свои действия и принятые решения.
Важно делать это адекватно: постарайтесь смотреть на себя со стороны, не оценивая себя и свои поступки как ужасные или, наоборот, идеальные. Первое порождает страх пробовать что-то новое, второе лишает возможности видеть реальные промахи.
Приведу личный пример как я рефлексирую. Итак, для начала визуализирую собственный образ, но представляю, что он – это кто-то другой (так легче избежать чувств, которые я мог бы испытать к себе).
Я смотрю взглядом стороннего наблюдателя и задаю себе следующие вопросы:
Вашей задачей является рассмотрение произошедшего во всевозможных вариантах, тем самым вы расширяете границы будущего опыта и повышаете эффективность своих действий в перспективе.
Общайтесь с людьми как можно больше: вы улучшите свой коммуникативный навык, станете лучше понимать других, большего достигать в разговоре.
Задавайте больше вопросов, проверяйте свои фантазии. Например, вам показалось, что молчащий человек находится в грусти. Спросите у него, так ли это? Возможно, он просто задумался над тем, как будет праздновать свой предстоящий юбилей.
Желательно знакомиться с новыми людьми, которые имеют мировоззрение (что это?), отличное от вашего. Воспринимая что-то новое, мы становимся гибче и расширяем свое восприятие мира, что позволяет легче справляться с жизненными трудностями.
Каждый вечер «прокручивайте» свой прожитый день.
Какими событиями он был наполнен? Что было хорошего, а что не очень получалось. Вспоминайте все до мелочей. Такая привычка научит вас видеть причинно-следственные связи между вашими действиями и результатами. Люди, использующие этот совет, редко задаются вопросами типа «Как это случилось?», « За что мне это?», «Кто виноват в произошедшем?».
Ну, а живущие на автомате, однажды приходя в себя, ужасаются тому, в какой жизненной ситуации оказались. За этим следует разочарование, вина и депрессии. Чтобы этого не случилось, держите руку на пульсе (привыкните рефлексировать). Да поможет вам рефлексия!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Рефлексия — очень модной слово сейчас. Многие не знают, как правильно ставить ударение, большинство ставят на «и». Не так давно сама узнала, что ударение ставится на «е», но привычка осталась.
Рефлексия, безусловно полезный навык, но только в разумных пределах. Концентрация внимания на собственных мыслях и внутреннем мире должна основываться на необходимости и иметь причину, в противном случае это можно назвать витанием в облаках.
Нужно иметь четкую связь с реальностью, иначе можно заблудиться в дебрях собственных чувств, ощущений и эмоций.
Вспомнилось знаменитое уже классическое: «Вы не рефлексируйте, вы распространяйте».
Видимо, под словом «Рефлексия» понимается то, что Вадим Зеланд в своих трудах называет «Услышать шелест утренних звезд». То есть иными словами — научиться слушать свое подсознание, у которого есть ответы на все вопросы, но обычно непрерывная работа сознания забивает его.
Да, очень полезно заниматься самоанализом, то бишь рефлексировать, но не перегибая палку.
Регулярно рефлексируют только невротики, а у нормальных людей на это нет времени.
Постоянное переосмысление своей жизни — это единственный путь к развитию и возможности не повторять старых ошибок.
Казалось бы при чем тут буржуи и сталинизм, ан нет, и тут они прокрались проклятые.
Срочно. Как писать рефлексию?
Существуют две традиции в трактовке рефлексивных процессов:
* рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности;
* рефлексия как понимание смысла межличностного общения.
В связи с этими выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самоинтерпретация и интерпретация другого.
Общими психологическими механизмами рефлексии являются: остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание
Остановка
Прекращение содержательной деятельности в ситуации, связанной с исчерпанием возможностей ее разрешения. Ситуация воспринимается как неразрешимая в данных условиях, так как прежний опыт не может обеспечить положительные результаты. Попытки решить проблему известными способами неэффективны, поэтому они прекращаются как бессмысленные.
Фиксация
Анализ хода и результатов предшествующей работы и формирование суждений.
Отстранение
Изучение «себя действующего» в отстраненной позиции. Реализуется способность видеть свои действия в зависимости от произвольно выбранной ситуации.
Объективация
Анализ своих действий в системе существующих или возможных. Восстановление прошлого опыта и конструирование образа собственного будущего. Отслеживание причин и возможных последствий своих действий. Переконструирование образа ситуации.
Несколько примеров рефлексии
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть — не оглянулся ли я…
Он думал, что уснула я,
и все во сне стерплю,
Иль думал, что я думала
— что думал он: «Я сплю» …
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
Н — не абсолютное зло
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Как научиться правильно рефлексировать и почему копаться в себе полезно
Во времена Ренессанса цивилизация съехала на антропоцентрическую модель, то есть сместила фокус с изучения природы на исследование человека. С тех пор мы так и не смогли оторвать зачарованного взора от самих себя. Но пока люди копались в себе — все вместе и каждый по отдельности — выяснилось, что взгляд, обращенный внутрь, необъективен и искажен бессознательным. Учимся рефлексировать рационально, то есть в первую очередь ставить перед собой правильные вопросы и не увлекаться.
Что это такое
Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.
На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «Прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.
Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься. «Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!
Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил об этом так: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте».
Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.
Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.
Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»
Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.
Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?
Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить.
Главное — найти время и возможность его применить.
Три вида рефлексии
Во избежание путаницы психологи разделили рефлексию на ситуативную (анализ «прямо сейчас»), ретроспективную (взгляд в прошлое) и проспективную (мысли о будущем). Правда, люди, как правило, разбираются с уже полученным опытом в свете грядущих свершений, одновременно держа в уме свое текущее состояние и сверяя компас с ним. Понятно, что удобнее фокусироваться на чём-то конкретном, но очевидно, что такое деление довольно условно.
И что, это и впрямь улучшает жизнь?
Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи. А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.
Гипотеза подтвердилась: всего 15 минут раздумий об извлеченных за день уроках — и вы уже бьете по КПД коллегу, который не выпускает трубку из рук.
Результаты другого исследования показывают, что рефлексией можно заниматься не только в офисе, но и вообще где угодно. Британцам, вынужденным добираться на работу на электричках, предложили использовать время в дороге на самоанализ: планировать день, рассуждать о вчерашнем, отмечать достижения — словом, не залипать в смартфоне. Каким-то образом это упражнение позволило им стать продуктивнее, реже подвергаться выгоранию и в целом быть счастливее. Хотя в такое трудно поверить, учитывая, что они не пользовались телефоном.
Масла в огонь подливают специалисты из Техасского университета в Остине. Они хотели выяснить, как рефлексия помогает студентам усваивать информацию. Учащимся дали задания из разряда «выучить, запомнить» и после того, как все закрыли учебники, предложили просто поразмышлять — о чём угодно. Группа студентов, которая посвятила эти минуты анализу своей работы, структурированию полученного опыта («Что мне удалось узнать?»), показала в тестах более высокие результаты по сравнению с теми, кто думал не о своей учебе, а «о чём угодно», включая коленки однокурсницы.
Как это работает
В том, что мы делаем массу ошибок и часто ведем себя глупо, виновата «иллюзия самовосприятия». Этот термин использует психолог Принстонского университета Эмили Пронин, излагая проблему: мы видим кривое изображение самих себя, однако осознать, что перед нами искаженная картинка, не так-то просто.
Например, Николай убежден, что он щедрый парень, однако, когда все скидываются на подарок общей подруге, Коля долго спорит из-за двухсот рублей.
Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем. Хочу быть таким — и буду! Пусть и в собственном воображении. Например, каждый первый считает себя остроумным человеком, и — на беду — многие берутся это демонстрировать.
Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.
Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее.
Например, если вы «внутри» не стремитесь к деньгам и власти, то, став большим боссом, не испытаете настоящей радости, что бы там ни говорила ваша мама.
Опасная ловушка
Пока всё выглядит безоблачно — казалось бы, анализируй текущий опыт и корректируй действия. Но простые рецепты тут не работают. Например, исследователи изучали состояние мужчин, потерявших партнеров из-за СПИДа. Одна группа просто горевала, а в другой респонденты еще и занимались самоанализом. Да, через месяц они чувствовали себя бодрее, чем те, кто не стал тратить время на всю эту психологию, но вот спустя год рефлексирующие парни впали в стойкое депрессивное состояние, гораздо более глубокое, чем у их оппонентов.
Авторы другой работы обнаружили, что у рефлексирующих студентов подозрительно низкий уровень психического благополучия. (Хотя, может, как раз потому они и занимаются этим вроде бы терапевтическим делом.)
Кроме неутомимых исследователей, испортить впечатление могут и обыватели, которые считают вечно копающихся в себе людей, простите, нытиками.
Ну серьезно: вдруг в процессе размышлений о том, что я делаю и как мои поступки влияют на мир, я приду к выводу, что всё тлен и суета, я жалкий червь, а игра не стоит ни свеч, ни зажигалок?
Может, я вообще скептик и мне ни в коем случае нельзя в это углубляться?
Психолог Таша Орих уверяет: дело вовсе не в том, что рефлексия неэффективна, а в том, что кто-то подходит к ней неправильно. Решающее значение имеет вопрос, который вы задаете себе в процессе исследования. Самая серьезная ошибка, по мнению Орих, спрашивать себя: «Почему?»
Представьте, что вы находитесь в мрачном расположении духа — и решаете выяснить, из-за чего же вам так плохо. Вполне вероятно, вы придете к неутешительным выводам: «Перспектив никаких, начальник дурак, я неловкий!»
Есть исследования, подтверждающие правоту Орих. В одном из них студентов после провального теста попросили отрефлексировать произошедшее. Те, кто задались вопросом «Почему?», сосредоточились на всех своих проблемах сразу, которые и сочли причиной неудачи, и даже спустя 12 часов по-прежнему чувствовали себя неважно.
Но ведь рефлексия нам нужна не для того, чтобы мы знали, в каком направлении отпускать проклятья, а чтобы двигаться вперед, повышая свою продуктивность и не попадая во власть деструктивных мотивов.
Это значит, что цепочка рассуждений должна не приводить нас к ограничениям и мысли: «Чёрт, у меня плохие гены!» — а, напротив, помогать увидеть просвет.
И смотреть при этом лучше не назад, а вперед. Как мне использовать прошлый опыт, чтобы завтра было лучше, чем вчера?
Таша Орих настаивает: всё получится, если переформулировать вопрос — не «Почему?», а «Что?». Что сейчас происходит? Что я чувствую? Что подсказывает мне интуиция? Что за варианты у меня есть? Что я должен сделать, чтобы стало лучше?
При наличии мало-мальской фантазии и на эти вопросы можно ответить так, чтобы довести себя до истерики, но во всяком случае «Что делать?» работает лучше, чем «Почему?» или «Кто виноват?».
А не увлекаться поможет смена ракурса:
«Ок, я сделал сегодня что-то странное. Как этот опыт может помочь мне в будущем?»
С чего начать
Универсального подхода к рефлексии не существует — каждый нащупывает путь, который подходит именно ему. Обычные методы, без изысков, включают:
— беседы с самим собой во время ходьбы, лучше там, где вас никто не дергает за рукав;
— сидение в уединенном месте, желательно с закрытыми глазами;
— письменные практики — ведение дневников и рисование ментальных карт;
— обсуждение пережитого с психологом или наставником — словом, с тем, кто способен сформулировать нужные вопросы.
Специалисты советуют выбрать для занятий такое время, когда вы максимально честны с собой. А если вы с ходу можете определить, в котором часу такое случается, то у вас уже неплохой скилл саморефлексии.