Совет: Помните, что план всегда можно изменить позже и на этапе работы над черновым вариантом. Задействуйте всю информацию, которая кажется важной. Учитывайте, что позднее текст придется сократить.
Совет: Продолжительность введения не должна превышать 1 абзац или 1 страницу текста с двойным интервалом, чтобы не тратить много времени на погружение и быстрее перейти к сути. [6] X Надежный источник University of North Carolina Writing Center Перейти к источнику
Определитесь для кого выступаем. Для того, чтобы правильно составить свою речь, надо понимать, с кем мы будем говорить. Кто эти люди? Что они уже знают по теме вашего выступления? Как они относятся к этой теме? Где у них болевые точки? Какие ваши слова заставят их согласно кивать во время вашего выступления, а что вызовет протест?
Начните с конца. Какой итог вы хотите получить в результате своего выступления? Что люди должны будут сделать после того, как вы закончите говорить? Проголосовать? Купить акции? Выйти на субботник? Сделать взнос в благотворительный фонд? Изменить свое поведение? Значит к этому и надо вести всю вашу речь. Это отправная точка и к ней мы будем подводить.
Структурируйте речь. Когда вы сидите перед белым листом или пустым монитором и вам сложно начать, поменяйте подход. Не надо пытаться сразу написать всю речь единым потоком. Это сложно писать и сложно слушать. Поделите ее на части. Для начала выделите три ключевых куска. Правило трех прекрасно работает в публичных выступлениях. Три блока, каждый посвященный какому-то ключевому тезису. Каждый тезис, должен подводить к ключевому действию, которое мы запланировали с вами в предыдущем пункте.
Но и каждый из этих блоков я рекомендую тоже разбить на три части. Получаем 9 частей. Написать 9 небольших частей и вылизать их до состояния совершенства гораздо легче, чем справиться с аморфным облаком всей речи разом. У вас полтора часа на лекцию? Это 90 минут, то есть три блока по 30 минут или 9 сегментов по 10 минут. Напишите 9 ключевых тезисов и раскройте каждый в течение 10 минут.
У вас только 18 минут, так как вы выступаете на TED? Прекрасно. Три блока по 6 минут, каждый поделен на кусочки по 2 минуты. Пишем тезисы. Репетируем и блестяще выступаем. 9 ключевых тезисов запомнить не сложно. Не надо будет учить наизусть длинный спич. 9 тезисов можно написать на шпаргалке или на карточке, которую держать в руках. 9 тезисов уместятся на экране телефона, и вряд ли будет неуместным иногда туда посмотреть.
Структурированная речь слушается намного легче и достучаться до аудитории с ее помощью проще. Структура не даст вам расплыться в одной мысли по всему тексту. Из структурированного текста легче вычеркивать воду.
Анонсируйте. Заранее объявите аудитории, какой будет структура вашей речи. Расскажите, о чем планируете сообщить. Публика любит анонсы. Любит понимать, куда всё движется. Любит иллюзию контроля. Не раскрывайте все карты сразу, но киньте интригу и дайте надежду.
Лиха беда начало. Особенно тщательно продумайте самое начало выступления. Начинать говорить всегда труднее. Оратор больше всего волнуется в начале речи. Он еще не знает аудиторию, не понимает, как она на него реагирует. Переживает, понравится его выступление или нет. Изводит себя сомнениями. Да и аудитория в начале всегда пристально присматривается – что это за крендель тут вышел и пытается нам что-то сообщить. И эти пристальные взгляды еще больше смущают выступающего. Поэтому надо подготовиться к такому моменту особенно тщательно. Продумайте яркую самопрезентацию. Обозначьте свою экспертность, чтобы у публики было меньше недоверия. Заготовьте «ледоколы» – шутки и неожиданные эмоциональные моменты, которые должны будут поскорее растопить лёд между вами и публикой.
Не забывайте про аргументы. Каждый тезис надо подкреплять примерами и аргументами, чтобы он звучал убедительнее.
Фактура. Речь, состоящая только из заявлений и указаний никому не интересна. Наройте побольше фактов по вашему вопросу, статистики, цитат и научных данных. Это усилит эффект и придаст речи и вам значительности.
Маневрируйте. Для того, чтобы слушатели не задремали речь должна периодически менять направление. Структура 9 кусочков тут отлично вам поможет. Статистику должны сменять истории, им на смену приходить яркие метафоры, а когда чувствуете, что внимание снова притупилось – кидайте в аудиторию вопросы. Желательно не риторические, а требующие размышления и ответа. Это оживляет выступление и дает слушателям чувство сопричастности. Что в свою очередь улучшает их впечатление об ораторе. Побольше жизненных примеров, неожиданных сравнений, ссылок на авторитетные мнения и хорошего юмора. И ваш коктейль не сможет не понравиться.
Короче! Не пытайтесь рассказать все, что знаете. Даже в полуторачасовую лекцию не нужно пытаться впихнуть весь объем ваших знаний по теме (или знаний вашего эксперта-ньюсмейкера). Покажите аудитории, что вы айсберг. Надводная часть ваших знаний в вашем выступлении, а подводная намного больше. Это вызовет уважение. И желание послушать вас еще раз.
Повторенье – мать ученья. Для усиления эффекта и лучшего запоминания того, что вы произносите не бойтесь повторять ключевые мысли каждого блока вашего выступления. Большинство людей не очень хорошо воспринимают информацию на слух. Многие во время вашего выступления будут отвлекаться на свои мысли, шепот соседа или сообщения в телефоне. Поэтому самые важные тезисы надо повторять. Иногда дословно. Иногда дополняя новыми аргументами. Иногда перефразируя важные моменты.
Готовьтесь к вопросам. Как бы полно вы ни раскрыли тему, скорее всего найдутся желающие потерзать вас вопросами. Кто-то потому что особо дотошный. Кто-то потому что не услышал чего-то важного для себя. Кто-то просто для того, чтобы обратить на себя ваше внимание и внимание остальных слушателей. Когда пишете текст речи, продумайте наиболее вероятные вопросы и заготовьте ответы. Помимо вопросов могут быть и возражения и вам надо и к этому быть готовым. Вам будут говорить: это не работает, это не эффективно, вы не правы и так далее. Вы должны не кипятиться, выдавая в ответ эмоции. Вы должны использовать одну из заготовок для хладнокровного парирования. Или аккуратного блокирования агрессии и перевода беседы в мирное русло.
План Б. В процессе выступления что-то может пойти не так. Участники беседы могут оказаться чересчур агрессивными. Может завязаться оживленный спор. Спор может увести в сторону от подготовленной вами темы. Вы должна иметь план, как вернуть все на место. Вы должны иметь план как выровнять ситуацию. Имейте в запасе несколько шуток, пару интересных цитат, свежий анекдот, уместный для рассказа на публике. Разрядив таким образом обстановку, вы сможете легче вернуться в исконное русло и подвести все же аудиторию к целевому действию.
Визуализация. Продумайте визуальное сопровождение выступления. Большинство людей – визуалы. Они лучше понимают, когда перед глазами картинки или предметы. Определитесь, как вы будете подкреплять свою речь: слайды, рисование на флипчарт, раздаточные материалы, неожиданные предметы у вас в руках во время выступления. Придумайте что-то нестандартное, что-то, чего не делали пока другие спикеры. Хотя бы спикеры из вашей отрасли. Это сильно разнообразить картинку, наблюдаемую слушателями, а значит не дает им заскучать и захрапеть, чем опозорить докладчика.
Разумеется, нюансов подготовки публичного выступления очень много. Об этом написаны десятки книг и в одной статье все не уместить. Запомните главное: понимайте для кого выступаете, структурируйте речь и всегда имейте план Б. И благодарной вам аудитории!
Чем лучше речь структурирована, тем легче её воспринимать. А это означает, что аудитории будет несложно запомнить информацию, которой вы делитесь во время выступления.
Как же создать такую речь? Ниже — небольшой алгоритм.
Определитесь с целью выступления. Например, это может быть презентация продукта, сбор инвестиций или мотивация персонала. Затем сформулируйте заголовок. В названии может содержаться решение проблемы. Например: «5 способов поклеить обои» или «Как изменить мир в 3 шага». Любую тему проще воспринимать, если она разбита на подзаголовки с небольшими пунктами, и содержит краткие алгоритмы.
При этом часто известные спикеры стараются не ограничиваться бытовыми темами — они не боятся крупного масштаба. Так, среди речей основателя Microsoft Билла Гейтса есть «От инноваций к нулю» (Innovating to zero) и «Москиты, малярия и образование» (Mosquitos, malaria and education).
В то же время, создатель Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) любит говорить о будущем, жизни на Марсе, возобновляемых источниках энергии и новом мире. Неудивительно, что и темы его выступлений довольно глобальные. Среди них — «Становясь мульти-планетными видами» (Becoming a multi planet species).
Итак, есть тема. Теперь нужно проанализировать, кто будет вас слушать. От этого зависит выбор слов, примеров, шуток, акцентов, а также фраз, которые помогают выстраивать доверие между спикером и залом.
Во время выступления всегда можно понять, насколько хорошо был сделан анализ аудитории. Очень показателен пример речи американской телеведущей и продюсера Опры Уинфри перед выпускниками Гарварда в 2013 году. Во-первых, «звезда» говорила с тёплой интонацией, как обычно общаются родственники. Создалось ощущение, будто она — один из приглашённых на праздник членов семей.
Во-вторых, не последнюю роль сыграл выбор темы. Опра поделилась своей историей успеха. Она рассказала о том, как в 16 лет начала работать на радио, а затем перешла на телевидение, где в течение 25 сезонов создавала шоу с высокими рейтингами.
И, наконец, в-третьих. Теледива старалась быть искренней и вести разговор, словно она находится в дружеской компании.
Она подчеркнула, что из стен Гарварда вышло множество политиков, нобелевских лауреатов, телеведущих — в конкурентном мире диплом такого престижного университета открывает многие двери.
«Но вы должны понимать не просто, чем хотите заниматься, но и кто вы есть», — наставляла выпускников спикер.
В процессе выступления знаменитость построила мост доверия между ней и аудиторией. Она сделала это с помощью объединяющего факта — как и выпускники Гарварда, Опра Уинфри тоже планировала найти своё место в жизни. Она завершила речь следующими словами:
«У вас, конечно, будут вопросы и сомнения по поводу будущего. Слушайте свой внутренний голос — это ваш персональный GPS. И тогда вы будете счастливы и успешны»
Подкрепляйте свою точку зрения фактами. Это могут быть фотографии, статистика, цифры — всё, что поможет убедить аудиторию в справедливости ваших суждений. Мы помним, как создатель Tesla и SpaceX Илон Маск показал инвесторам фотографию горящего топлива с надписью: «Это реально» (This is real). Тем самым, изобретатель посеял в аудитории мысль о том, что возобновляемые источники энергии гораздо более экологичные, чем традиционные. Затем он представил аккумулятор на солнечной батарее.
Ещё один показательный пример, как спикеры используют факты, — демонстрация возможностей. Часто её проводят на презентациях Google и других техно-гигантов. «Представьте, что вам нужно заказать кроссовки. Вы наводите на них камеру, а потом приложение выдаёт варианты сочетаний этой обуви с вашей одеждой. Или, например, вы не знаете, что заказать в ресторане. Наводите камеру телефона на меню и видите, какие блюда здесь заказывают чаще всего», — рассказывает Апарна Ченнапрагада (Aparna Chennapragada), старший директор по продуктам Google в области компьютерного зрения. Такой способ помогает вовлечь аудиторию в разговор и на практике показать, какие функции есть у той или иной разработки.
Сначала вы объясняете аудитории, с какой проблемой или задачей поможет справиться продукт, а затем рассказываете, в чём его преимущества перед аналогами. Приводите как можно больше доводов. Например, покупатели смогут сэкономить до 15% энергии, на 40% увеличится пропускная способность дорог или в 8 раз снизится заболеваемость ОРВИ.
Продумайте последнюю фразу. Именно она чаще всего остаётся в памяти. Есть несколько способов, как завершить речь: задать риторический вопрос и оставить публику с размышлениями, предложить несколько вариантов решения проблемы или вдохновить на действия.
Чаще всего выбор финального предложения зависит от типа речи. Например, презентацию продукта можно завершить демонстрацией его преимуществ, а информационную речь о проблеме — способами решения.
Если мы говорим о вдохновляющих выступлениях, то можно остановиться на ёмких мотивирующих фразах.
Например, вот так завершил речь основатель одного из крупнейших в мире онлайн-ритейлеров Amazon:
«Каждый день мы совершаем выбор. В конечном итоге, мы все — следствие наших выборов. И ваш выбор — это самим создать прекрасную историю достижений»
Прежде всего, подумайте о задаче, которую вы ставите перед собой. Например, сообщить о новом проекте, привлечь инвестиции или вдохновить коллег.
Затем отберите факты, которые помогут проиллюстрировать главную идею. И, конечно, соберите максимально подробную информацию об аудитории. Тогда будет гораздо легче найти «правильную тональность выступления, а также нужные слова и фразы.
Если выполнить все эти пункты, то ваша речь точно достигнет цели. А значит, и новый проект не останется без внимания.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать речь для выступления, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать речь для выступления", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.