Правописание гласных в словах “ученик” и “ученица”
Ежедневно используя в речи огромное количество слов, мы редко задумываемся над тем, как их правильно писать, из-за чего при написании тех или иных синтаксических единиц допускаются ошибки. Даже в казалось бы совсем простых и часто употребляемых лексемах. Достаточно часто даже люди, давно вставшие из-за школьной парты, сталкиваются с дилеммой, как пишется слово ученица или ученик. Такие сложности возникают с многими словами, в которых созвучные гласные находятся не в ударном слоге.
Как пишется
Какое правило
Зачастую для проверки написания гласных, которые стоят в безударной позиции в слове, следует изменить его таким образом, чтобы буква, которая является спорной, стала под ударение и слышалась четко. Есть некоторые лексемы, к которым данное правило не может быть применено, поскольку во всех существующих формах спорный звук будет в безударном слоге. К таким словам относится и ученицы как пишется: придётся просто запомнить, что верным, согласно правилам орфографии, будет являться только написание с «е» во втором слоге.
Разбор по составу
Лексема «ученик» имеет в своем составе корень «уч», суффикс «ен» и «ик», нулевое окончание.
Морфологическое и синтаксические свойства
Рассматриваемая лексема являет собой одушевленное имя существительное мужского рода единственного числа, относится к именительному падежу и отвечает на вопрос «Кто?».
Значение
Ученик – человек, который проходит определенное обучение. Наиболее часто применяется к детям школьного возраста, получающим образование в учебных заведениях.
Синонимы
Если есть сомнения в правописании той или иной синтаксической единицы, всегда можно обратиться за помощью к синонимам и подобрать среди них именно тот, который максимально четко передаст значение необходимой лексемы, но при этом не вызовет трудностей в правописании. Синонимами в данном случае могут выступать: школяр, воспитанник, послушник, школьник, гимназист, учащийся, адепт, приверженец.
Примеры
Как неправильно
Неверным будет употребление лексемы в форме учиник или учиница, ученици.
Вывод
Достаточно часто в русской речи одно и то же слово произносится и пишется по-разному. Поэтому если пытаться писать синтаксические единицы точно так же, как их услышали, можно допустить достаточно много грамматических ошибок. В данной статье мы рассмотрели правило, которое поможет избавиться от сложностей в написании спорных гласных в безударных слогах. Если есть возможность изменить форму слова таким образом, чтобы гласная стала в ударную позицию и четко слышалась, то можно без сомнений употреблять данную словоформу в письме. Однако есть ряд лексем, которые невозможно проверить подобным образом, например, как правильно пишется ученица, данную словоформу можно только запомнить.
Поиск ответа
Вопрос № 284136 |
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, существует ли слово «с обучающийся «? Если существует, то что оно означает? Можно ли его заменить словом «соученик»? Слово встречается в проекте учебника по маркетингу, в разделе «Задания»: «Пусть с обучающийся выберет, с чем вам работать.» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Такого слова не существует. Но с помощью приставки со-, указывающей на совместность действия, можно образовать слово со обучающийся ( обучающийся вместе с кем-либо).
Здравствуйте! Скажите пожалуйста как называется человек, обучающийся в ординатуре?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Лексическое значение этих слов близкое или совпадающее, в зависимости от контекста.
Ответьте, пожалуйста, как правильно: студент-дистанционщик или студент-дистанционник?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, как правильнее писать: учащийся 5 класса или обучающийся 5 класса. Какой вариант более приемлем?
Ответ справочной службы русского языка
Значение слова «ученик»
2. Тот, кто обучается какой-л. профессии у кого-л., проходит профессиональную выучку где-л. Ученик токаря. □ Не желая отставать от приятеля, попросился в забойщики и Андрей. Им пообещали, что завтра же их свезут в шахту и приставят к мастерам учениками. Горбатов, Донбасс.
3. чей. Последователь чьих-л. общественных, научных и т. п. взглядов, учения, деятельности. Адам Смит был в сущности учеником французских энциклопедистов. Чернышевский, Капитал и труд. Все более уверенно, крепче, успешней делают великое дело ученики Ленина, наследники его силы. М. Горький, В. И. Ленин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учащийся в различных учебных заведениях;
лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.
Понятие ученик иногда выступает в оппозиции понятию студент: второе зачастую подразумевает западный рационализм и академическую рутину, в то время как первое имеет более универсальный характер.
УЧЕНИ’К, а́, м. 1. Учащийся в школе (низшей или средней). У. сельской школы. У. городской школы. У. 2 класса. || Подросток, обучающийся какой-н. профессии, подмастерье, находящийся в выучке у кого-н. У. у кустаря. 2. кого-чего. Лицо, изучающее или изучившее какой-н. предмет, какую-н. отрасль науки или техники, какое-н. дело под руководством кого-н. Ученики Менделеева. Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. || Последователь, сторонник учения и практической деятельности кого-н. Ленин был и остается самым верным и последовательным учеником Маркса и Энгельса. Сталин. Что касается меня, то я только ученик Ленина и моя цель — быть достойным его учеником. Сталин. Большевики — ученики Ленина—Сталина. Верный у. кого-н. (верный учению, заветам кого-н.). || Тот, кто следует чему-н., поступает каким-н. образом (книжн.). Разврата я (Дон Гуан) долго был покорный ученик. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
учени́к
1. школьник, тот, кто учится в начальной или средней школе ◆ Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. Чехов, «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», 1880 г. ◆ В столовую входит Вася, ученик V класса. Чехов, «Детвора», 1886 г.
2. тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо, проходит профессиональную выучку где-либо ◆ Немало вышло из учеников С. И. Грибкова хороших художников. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1926 г. ◆ Юбиляр получил приветствия от учеников и почитателей. ◆ Наверху за потолком какой-то энергический мужчина, вероятно ученик консерватории, разучивал на рояли рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд. Чехов, «Житейские невзгоды», 1887 г.
Этимология слова
Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».
Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.
Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.
Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.
Необходимость смягчения
Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.
Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.
Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.
Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.
Второй вариант
Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».
В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.
Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.
Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.
Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.
Знак после шипящих
Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.
Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:
В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.
Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».
Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:
Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».
Возвратные суффиксы
В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:
Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.
А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.
Разбор лексемы
Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.
Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:
В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.
Примеры использования
Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:
В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».
Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».
Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».
Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».
Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.
Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.
Склонение слова «учащийся»
Слово «учащийся» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.
1 учащийся — имя прилагательное, мужской род.
Падеж | Единственное число Ед.ч. | Множественное число Мн.ч. | ||
---|---|---|---|---|
Мужской род М.р. | Женский род Ж.р. | Средний род С.р. | ||
Именительный Им. | какой? | какая? | какое? | какие? |
учащийся | учащаяся | учащееся | учащиеся | |
Родительный Род. | какого? | какой? | какого? | каких? |
учащегося | учащейся | учащегося | учащихся | |
Дательный Дат. | какому? | какой? | какому? | каким? |
учащемуся | учащейся | учащемуся | учащимся | |
Винительный (одушевленное) Вин. одуш. | какого? | какую? | какого? | каких? |
учащегося | учащуюся | учащееся | учащихся | |
Винительный (неодушевленное) Вин. неодуш. | какой? | какую? | какое? | какие? |
учащийся | учащуюся | учащееся | учащиеся | |
Творительный Тв. | каким? | какой? | каким? | какими? |
учащимся | учащейся, учащеюся | учащимся | учащимися | |
Предложный Пред. | о каком? | о какой? | о каком? | о каких? |
учащемся | учащейся | учащемся | учащихся |
Прилагательное учащийся не имеет краткой формы.
Прилагательное учащийся не имеет превосходной степени.
Прилагательное учащийся не имеет сравнительной степени.
2 учащийся — причастие, действительный залог, настоящее время.