Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали?
Премия по ТК
Основания для премирования работников, порядок и сроки его проведения устанавливает сама конкретная фирма своими внутренними документами (ст. 135 ТК РФ).
Для налогового учета выплата премий за те или иные показатели должна быть предусмотрена Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о премировании, коллективным или трудовым договором. Только в этом случае ее можно отнести к расходам при расчете налога на прибыль. Если таких документов нет, то сумму премии при налогообложении прибыли не учитывают, даже если она выплачена на основании приказа директора (п. 21 ст. 270 НК РФ).
Самая распространенная система премирования – так называемое общее премирование. Размеры, как правило, невысокие – либо в процентах от оклада, либо в фиксированных суммах. Премия назначается общим приказом по итогам месяца или квартала. Могут быть определены сотрудники, допустившие нарушения и лишенные премии.
Формулировки приказов весьма однообразны:
Другой вариант премирования – поощрение не всех сотрудников, а наиболее отличившихся. И размеры премий в этом случае повыше, они могут быть даже больше оклада. При индивидуально ориентированном премировании поощряют, как правило, не за период, а за конкретные успехи. В приказе должна быть наиболее точная формулировка достижения.
Вот здесь-то компании чаще всего и попадаются.
Налоговики изучают основания для премирования и очень часто находят причины отказов в принятии расходов и доначисляют налог, подводя это под экономическую необоснованность.
Формулировки приказов на премирование не должны быть расплывчатыми. Из них должно следовать, что сотрудник премируется за то, что он принес максимальную пользу компании.
Убыток – не повод для отказа от премирования
Многие компании премируют своих самых ценных сотрудников даже при получении убытков.
В такой ситуации инспекция наверняка будет снимать расходы, как необоснованные. Можно ли им как-то противостоять?
Можно. Главный аргумент: премия назначена не за прибыльность бизнеса, а за другие достижения, которые способствовали увеличению выручки.
Варианты можно придумать разные, к примеру:
При этом важно в приказе расписать конкретно, какой и с кем был заключен выгодный контракт, какое конкретно срочное или особо сложное задание сотрудник выполнил и т. д.
Постановление АС Поволжского округа от 17 февраля 2015 г. № Ф06-20220/2013 демонстрирует, что при премировании работника за внедрение новых моделей продукции нужно иметь детализированную информацию о них, а также о новых источниках финансирования, появившихся в связи с их внедрением.
Главное, чтобы было ясно: премия выписана не за увеличение или достижение прибыли в работе фирмы, а за увеличение выручки. То есть это другой показатель деятельности. Даже при увеличении выручки по итогам периода может быть получен убыток.
Лучше, если в документах на премирование говорится не о прибыли, а о выручке. Инспекции будет сложно это опровергнуть, а тогда и доначисление налога можно будет оспорить (см., к примеру, постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2014 г. № А40-33091/13).
Если не достигнут результат, за который положена премия
Наличие убытка – это не единственное основание, по которому налоговики могут снять расходы на премии.
Другая причина, на которой компании как раз попадаются довольно часто – это премирование по показателю, который не достигнут.
Вот довольно яркий пример.
Работника премировали «за урегулирование отношений с контрагентом». Налоговики установили, что приказ с такой формулировкой противоречит другим документам. Действительно: фирма судилась с контрагентом, но спор проиграла. А в чем при этом заключается «урегулирование отношений», пояснить не смогла.
Вывод, который поддержали суды: премия выдана без оснований и является экономически не оправданной (Постановление АС Московского округа от 20 октября 2017 г. № А40-163997/2016).
А как же стоило написать? Можно было подойти по-другому, указав другие достижения этого же работника в этом же деле. Например, ведение переговоров с контрагентом, в результате чего тот отозвал часть своих претензий; общая отсрочка даты окончательных расчетов, которая выпала на период, когда фирма преодолела период временных финансовых трудностей и т. д.
Конечно, все это нужно еще и подтвердить документально: перепиской, отчетами, справками и др.
Помните: премируя работников, важно правильно подобрать основание для поощрения и обеспечить документальное подтверждение. Тогда расходы не снимут.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Образец представления на премию сотрудника
Варианты премирования
Оплата труда у каждого конкретного работодателя может формироваться из нескольких составных частей (ст. 129 ТК РФ):
Состав применяемой системы оплаты за труд фиксируется в специальном внутреннем нормативном акте работодателя (положении об оплате труда или коллективном договоре). В этом же документе или в отдельном, именуемом положением о премировании (или о стимулирующих выплатах), записываются правила назначения и выплаты премий (ст. 135 ТК РФ). Для отдельных работников, премирование которых происходит в индивидуальном порядке, эти правила могут быть внесены в трудовые договоры с ними.
Когда стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда, они имеют регулярный характер и выплачиваются с определенной периодичностью за определенные показатели. К их числу относятся, например, премии ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные, на которые право у работника возникает, если:
Вместе с тем система оплаты труда может предусматривать и выплату премий разового характера, которые будут связываться с определенными нерегулярно возникающими событиями. К ним возможно отнесение событий как связанных с достижениями в трудовой деятельности, так и не связанных с ней. В число последних входят, например, премии к юбилеям, праздничным датам.
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили какие виды поощрений предусмотрены для работников и как правильно оформить такие выплаты:
Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если разовая премия не предусмотрена системой оплаты труда, это послужит для работодателя поводом не учитывать ее в затратах, а отнести в прочие расходы, которые нельзя будет учесть в базе по налогу на прибыль. Но для работника она все равно войдет в его доход и будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами на общих основаниях.
О том, как разовые премии учитывают в расчете среднего заработка, читайте в статье «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».
Когда нужна служебная записка о представлении сотрудника на премию
Регулярные премии, предусмотренные системой оплаты за труд, не требуют оформления каких-либо дополнительных документов для рассмотрения вопроса о премировании сотрудника. Процедура назначения и выплаты таких премий уже предусмотрена внутренним нормативным актом о премировании.
Но для разовых нерегулярно выдаваемых премий требуется уточнение ряда показателей, существенных для премирования:
Право принятия окончательного решения о выплате премии — как регулярной, так и нерегулярной — все равно остается за руководителем организации. Только в первом случае он утверждает итоги распределения премиального фонда, а во втором должен принять решение о выплате или невыплате премии.
Подробнее о начислении премии можно увидеть здесь.
Как оформить представление на премию: образец
Представление на премию, которое можно также именовать ходатайством о премировании или служебной запиской о представлении на премию, составляется в произвольной форме и может быть оформлено сразу на нескольких работников. Составляет представление обычно руководитель того подразделения, в котором трудится работник. Но оно может быть подано и иным лицом. Например, работником отдела кадров.
Представление адресуется руководителю организации, принимающему решение о выплате премии. В нем обязательно указывают должность и Ф. И. О. лица, подающего этот документ.
В основной части представления излагают суть обращения: в связи с чем, кого (должность и Ф. И. О.), за какой период, в какой форме и каком объеме предлагается премировать. Дополнительно здесь могут быть приведены:
В заключительной части представление должно содержать подпись лица, подающего этот документ, с расшифровкой подписи. Обязательно наличие даты составления.
Образец служебной записки о представлении на премию можно увидеть на нашем сайте.
Итоги
Составление служебной записки о представлении на премию потребуется при необходимости выплаты разовой премии нерегулярного характера как входящей в систему оплаты труда, так и назначаемой за пределами этой системы. В представлении, адресуемом руководителю организации, указывается круг премируемых лиц и приводятся значения показателей, необходимых для назначения премии (повод, период, форма и размер).
Служебная записка о премировании
Служебная записка о премировании сотрудников — документ, с помощью которого просят руководство компании поощрить отличившихся работников. Оформление поощрения зависит от того, в каких случаях и как оно производится, и в каком размере выплачивают премии.
Нормативная база
Как правильно написать служебную записку
Корректно составленная служебка на премирование — полшага до выдачи заслуженного вознаграждения, на составление записки надо обратить особое внимание. Но если выплаты и так являются составной частью заработной платы, дополнительно просить руководство о поощрении не надо.
Если служебная записка о премировании нужна, в ней кратко и по существу:
Для регистрации служебной записки она обязательно должна иметь общеустановленные реквизиты — дату составления и номер. Ее подписывает непосредственный руководитель отличившихся сотрудников или иное уполномоченное лицо, к примеру, начальник отдела кадров.
Образец докладной записки о поощрении работника
О премировании В.П. Горбова
Уважаемый Александр Владимирович!
В период с 13.07.2017 по 15.07.2017 проводились восстановительно-ремонтные работы газопоршневого электрогенератора ASD-5000FG.
Организация проведения данных работ обеспечивалась инженером службы эксплуатации В.П. Горбовым, который в кратчайшие сроки сумел организовать работу по приобретению, доставке и установке необходимых запасных частей.
На основании вышеизложенного, за высокие результаты в работе, образцовое исполнение своих должностных обязанностей прошу поощрить инженера службы эксплуатации В.П. Горбова премией в размере двух должностных окладов.
Начальник службы эксплуатации
Во многих организациях служебная записка сопровождается дополнительными документами, подтверждающими заслуги сотрудников: отчетами, благодарственными письмами партнеров, иными документально оформленными фактами.
Если речь идет о денежных выплатах, рекомендуем предварительно согласовать служебную записку на поощрение с финансовой службой компании. Деньги все равно выплатят, но если их не будет, работникам придется ждать. Виза начальника финансовой службы (главного бухгалтера) на служебной записке не лишняя. И у руководства останется меньше вопросов о премировании деньгами.
Чем служебная записка отличается от ходатайства и заявления
Изучив пример служебной записки о премировании сотрудников, понятно, что предложенный текст не похож на заявление. Заявление подает работник сам за себя, а здесь за него ходатайствует непосредственный начальник. Служебную записку о выплате премии или ином виде поощрения правильнее назвать ходатайством, хотя обычно этот термин используют при обращении с каким-то предложением в судебные органы или государственные инстанции.
Как оформить премирование
Если в компании оговорены правила премирования, при наличии оснований непосредственный руководитель работников или иное уполномоченное лицо (к примеру, начальник отдела кадров) готовит докладную записку о поощрении. Если руководство компании согласно, издается распоряжение о выплате премии или ином виде поощрения. Полученная служебная записка на премирование работников становится основанием для издания приказа.
Распоряжение о поощрении не имеет установленного образца, но допустимо пользоваться унифицированными формами № Т-11 и № Т-11а, утвержденными Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Если эти формы вас не устраивают, разработайте свои, включив в них все необходимые реквизиты подобных распоряжений:
Пример распоряжения
С распоряжением знакомят всех, кто упомянут в документе.
Если у человека юбилей или ему присваивают звание «Лучшего работника», поощрение имеет смысл проводить в торжественной обстановке. О награждении стоит рассказать в присутствии коллег отличившегося сотрудника, продемонстрировать, какой ценный подарок ему положен или какую сумму премиальных он получит.
Нюансы о премировании
Какой бы ни была служебная записка на премию за хорошую работу, решение о поощрении принимает исключительно руководитель. И если он ставит визу «отказать», спорить сложно. Но такое решение необходимо все-таки обосновать.
Надо понимать, что достижение высоких результатов — не всегда заслуга одного человека или отдела. В записке надо указывать всех сотрудников, и выплаты должны получить все: и работники отдела рекламы, и юристы, и бухгалтер. Суммы могут отличаться, если только предприятие не установило фиксированные суммы. Если работники выполняют одинаковые функции, занимают одинаковые должности, размер премии для них надо делать одинаковым. Иначе легко доказать дискриминацию и привлечь работодателя к ответственности.
Обратите внимание на сроки выплат, в которые перечисляют премии. В докладных записках об этом не говорят, потому что сроки обычно указывают в ЛНА, к примеру, по итогам прошедшего года — до 28(29) февраля следующего года. Если речь идет о нерегулярных выплатах, допустим, в связи с заключением крупной сделки, то стоит оговорить, когда человек получит обещанное. Обычно премию выдают вместе с ближайшей заработной платой или в сроки, указанные в приказе на выдачу денег. И здесь важно, чтобы установленные сроки не нарушались, поскольку за задержку обязательных выплат работодателю грозит штраф.
Образцы служебных записок
Поскольку содержание служебных записок отличается в зависимости от повода, предлагаем несколько вариантов текстов. Вы можете их использовать в работе, изменив сведения о работниках, даты, названия подразделений, иную информацию.
Вариант текста служебной записки о поощрении в связи с юбилеем:
Смирнова Валентина Федоровна работает главным бухгалтером в ООО «Пион» на протяжении 5 лет. Это высококвалифицированный специалист, которого уважают все коллеги. За это время к работе Смирновой В.Ф. не было никаких претензий, она неоднократно награждалась званием «Лучший работник месяца». В связи с тем, что Смирнова В.Ф. 1 сентября 2020 года отмечает 50-летний юбилей, прошу выплатить ей премию в размере 10 000 рублей.
Другой пример: служебная записка на премию в связи с перевыполнением плана:
В связи с перевыполнением плана по расширению клиентской базы на 15% прошу выдать менеджеру по рекламе Шестеренко Семёну Викторовичу премию в размере 10 000 рублей за выполненную работу.
А такой текст используйте, если собираетесь писать служебную записку о премии работнику за выслугу лет:
Прошу премировать руководителя отдела рекламы Симиренко Г. М. в связи с 10-летием рабочего стажа в компании ООО «Пион». За эти годы он прошел путь от младшего менеджера по рекламе до руководителя отдела. За 10 лет непрерывной работы у Симиренко Г. М. отсутствуют дисциплинарные взыскания. Работник проявил себя инициативным и работоспособным, регулярно представлял интересы компании в регионе и в Российской Федерации в целом, благодаря ему компания ООО «Пион» стала известна на международном рынке.
В некоторых случаях руководство надо просить не о выплате премии, а о снижении ее размера или вовсе лишения дополнительных сумм. Основания для таких предложений обязательно прописывают в ЛНА, ничего придумывать нельзя. Если вам приходится писать служебную записку, чтобы просить о лишении или сокращении размера выплаты, используйте следующие формулировки:
В связи с неоднократным нарушением трудовой дисциплины прошу лишить менеджера по рекламе Шестеренко Семёна Викторовича 50% положенной ему по итогам месяца премии.
Как и когда поощрять сотрудников
Руководитель предприятия вправе вознаградить за старания персонал, добросовестно исполняющий порученные профессиональные обязанности. Закон ( статья 191 Трудового кодекса РФ ) позволяет это делать различными способами:
Не запрещено поощрять отличившихся сотрудников и другим образом, если это не противоречит ТК РФ и прописано в локальных нормативных актах компании, в коллективном или трудовом договорах. Допускается сочетать и несколько видов поощрений, к примеру, объявление благодарности, выдачу премии и присвоение звания «Лучший работник месяца».
За что «отблагодарить» сотрудников? Основания для этого прописывают в локальных нормативных актах. Но чаще всего это не просто добросовестное выполнение трудовых обязанностей, а за достижение каких-то высоких результатов: перевыполнение плана, заключение крупного контракта, быстрое освоение и внедрение в производство новой технологии.
Еще один распространенный вариант — выплата премиальных к какому-то событию: выходу на пенсию, дню рождения или юбилею, бракосочетанию, рождению ребенка. В некоторых организациях введено поощрение за продолжительность непрерывной работы (выслугу лет).
Все виды и размеры материального и нематериального стимулирования, основания для поощрения прописываются в локальных нормативных актах компании, таких как положение о премировании (о материальном стимулировании, об оплате труда) или коллективный договор. Обратите внимание: во внутренних документах работодателя необходимо прописать и причины, по которым работника лишают премии или оставляют без определенной ее части. Чаще всего без дополнительных сумм подчиненных оставляют в случае нестабильного финансового состояния, но допустимы и иные основания, нарушение трудовой дисциплины, например.
Пример положения о премировании
С содержанием норм о премировании и вносимыми в них изменениями работников надо ознакомить под подпись. Иначе они вправе пожаловаться на работодателя за невыполнение обещанных льгот в Роструд и суд.
В каком размере выплачивают премию
Как и процедуру поощрения, размеры премий работодатели утверждают индивидуально. Но есть два варианта:
Какой вариант выбрать, решает компания. Главное, чтобы эти моменты были прописаны в ЛНА, и работники с ними были ознакомлены.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.