Главная » Правописание слов » Как правильно написать состав продукта на этикетке

Слово Как правильно написать состав продукта на этикетке - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно написать состав продукта на этикетке

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендации по этикетированию

Food products. Instructions for labelling

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 «Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 911-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений «Руководства по анкетированию пищевых продуктов» (США, 1994 г.)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты и устанавливает правила их этикетирования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 51074 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 этикетка: Определенное пространство упаковки, на которое разными способами наносят информацию о пищевых продуктах.

3.2 основная дисплейная полоса; ОДП: Передняя полоса этикетки, содержащая обязательные сведения о продукте.

3.3 информационная полоса: Полоса на этикетке, расположенная справа и рядом с ОДП, содержащая остальные сведения о продукте.

3.4 наименование продукта: Текст наименования должен быть понятным, конкретно и достоверно характеризующим продукт и должен соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.

3.6 состав продукта: Перечень ингредиентов для всех пищевых продуктов, за исключением продукта, состоящего из одного ингредиента.

3.7 содержание питательных веществ (пищевая ценность): На информационной полосе этикетки «Пищевые вещества» прямо или косвенно говорится о содержании питательных веществ, из чего потребитель может получить информацию о продукте.

4 Общие требования к расположению информации о пищевом продукте на этикетке

Существует два способа этикетирования упаковки:

— остальные сведения помещают на информационной полосе.

На основной и дополнительной дисплейных полосах должен находиться текст наименования пищевого продукта с указанием массы нетто или объема продукта (см. рисунок 2).

Выражение «этикетирование методом информационной полосы» относят к информации на этикетке, которая размещается на информационной полосе вместе, без вставок в промежуток какого-либо другого материала, если такая этикетка не помещена на ОДП. Такая информация включает в себя наименование и адреса изготовителя, фасовщика или поставщика, перечень ингредиентов и питательных веществ (см. рисунок 4).

Для выполнения надписей на информационной полосе этикетки необходимо применять шрифт такого размера, чтобы надпись была рельефной, броской и легко различимой. Следует использовать строчные литеры размером не менее 1,58 мм по высоте литеры «о». Высота литер не должна превышать их ширину более чем в три раза, причем буквенный текст должен достаточно контрастировать с фоном и быть легко различимым.

Не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или текстом, который не требуется по нормативам.

Допускается использовать шрифт меньшего размера для выполнения надписей на информационной полосе упаковок небольшого размера.

Не допускается помещать несущественную информацию, дополнительную информацию или сведения рекламного характера в промежуток внутри нормативных надписей этикетки на информационной полосе (штриховой универсальный код продукта не классифицируют как нормативную надпись). Пример приведен на рисунке 5.

На этикетке помещают информацию в соответствии с ГОСТ Р 51074, в том числе: наименование и местонахождение изготовителя, его юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес производства, а также организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии на ее территории).

5 Информация о наименовании пищевых продуктов

5.1 Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и достоверно характеризующим продукт, оно должно находиться на передней стороне этикетки или на основной дисплейной полосе, а также на любой дополнительной полосе.

Для нанесения наименования продукта необходимо использовать выделяющийся шрифт, размер которого должен разумно соотноситься с наиболее выделяющейся информацией, напечатанной на передней полосе, и являться наиболее важным элементом на основной дисплейной полосе. В целом он должен быть не менее 1/2 размера наиболее крупного шрифта на полосе.

В качестве наименования следует использовать обычное или обиходное наименование, если таковое существует. Если же его нет, то следует применять соответствующее не вводящее в заблуждение описательное наименование.

Текст наименования продукта следует размещать на этикетке вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.

Если характер пищевого продукта очевиден, то в качестве наименования можно применять оригинальное название, которое широко используется населением и понятно ему.

Если существует обычное или обиходное наименование пищевого продукта, то следует использовать его. Если на этикетке пищевого продукта, у которого имеется установившееся наименование, использовано новое наименование, то это будет квалифицировано как введение в заблуждение. Если наименование пищевого продукта установлено национальным стандартом Российской Федерации, то следует пользоваться этим наименованием.

Этикетки должны содержать описание формы пищевого продукта в упаковке, если продукт реализуется в различной форме, например в нарезанном и ненарезанном виде, целиком или половинками и т.д.

6 Информация о количестве продукта

При указании количества продукта текст «масса нетто или объем» размещают на этикетке в качестве отдельной надписи в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.

Площадь основной дисплейной полосы в см определяют минимальным размером шрифта, разрешенного для написания формулировки количества нетто.

Площадь прямоугольной или квадратной основной дисплейной полосы на коробке равна высоте, помноженной на ширину.

Площадь основной дисплейной полосы упаковки цилиндрической формы равна произведению 40% ее высоты на длину окружности.

Пример расчета приведен на рисунке 6.

Для банки: 25,4 см 5,1 см = 129,5 см ;

Площадь ОДП = 51,8 см

Минимальный размер шрифта, мм

Площадь основной дисплейной полосы, см

Источник

Как правильно читать этикетки на упаковке продуктов

Состав продукта и его срок годности — это то, что мы проверяем еще в магазине. Большинство из нас стремится покупать продукты с простым, понятным и натуральным составом, без подозрительно звучащих добавок искусственного происхождения и консервантов. Термин Clean Label, что означает «чистая этикетка», становится важнейшим принципом, в соответствии с которым изготовители разрабатывают рецептуры своей продукции.

В России действует технический регламент ТР ТС 022/2011, в котором подробно разъясняются требования к маркировке пищевых продуктов. Если изготовитель допускает отклонения от обязательных требований, то это может свидетельствовать либо о недостаточном профессионализме его технологов, разрабатывающих рецептуру и текст для упаковки, либо о сознательной попытке ввести покупателя в заблуждение.

Каким образом мы можем извлечь максимум полезной информации, изучая состав продукта?

Односоставные продукты

Указание состава на этикетке обязательно для всех пищевых продуктов. За исключением тех, которые состоят только из одного компонента. Например, свежая клубника состоит только из себя самой, овсяная крупа — из овсяной крупы, органический кокосовый сахар состоит только из органического кокосового сахара и т. п. Следовательно, если состав на этикетке не указан, то, скорее всего, перед вами односоставный пищевой продукт. Заметим, что изготовитель вправе добровольно указать этот единственный компонент на этикетке.

Многосоставные компоненты

Если в рецептуре есть составной компонент (ингредиент, который сам состоит из двух и более компонентов), то его состав тоже должен быть расшифрован в скобках. Например, если в составе печенья есть кусочки шоколада, то изготовитель обязан раскрыть его состав. Допускается этого не делать, только если массовая доля составного компонента составляет 2% и менее от общего веса продукта. При этом пищевые добавки должны быть указаны независимо от уровня их содержания. Возьмем на заметку, что если составной компонент не раскрыт, то это значит, что его в продукте менее 2% — или же изготовитель допустил нарушение технического регламента. Это тоже может быть для вас важной информацией.

Чего в продукте больше

Прежде всего, следует обратить внимание на то, в каком порядке перечислены ингредиенты. Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства. Так мы можем примерно оценить, чего в продукте больше, а чего меньше. К примеру, если в составе протеиновых батончиков на первом месте указаны глюкозный сироп и сахар, значит, это и есть основные компоненты рецептуры, и их в этом батончике больше, чем белков.

Подсластители-сахароспирты

Если в составе продукта мы видим подсластители-сахароспирты (мальтит, мальтитный сироп, изомальт, маннит, сорбит, ксилит, лактит, эритрит), то непосредственно после указания состава должна быть надпись: «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие». Несмотря на то, что сахароспирты являются безопасной заменой сахару, содержащие их продукты, так же как и продукты на сахаре, следует употреблять в меру. Особо следует отметить эритрит, который порой называют «дынным сахаром». Он практически не обладает слабительным эффектом. Однако технический регламент не делает для эритрита исключений.

Отсутствие предупреждающей надписи при наличии в составе продукта какого-либо из перечисленных выше сахароспиртов является нарушением технического регламента и должно насторожить вас.

Наличие сахара

Наличие сахара в составе все чаще рассматривается потребителями как недостаток. Действительно, в нашей стране потребляется в среднем 90 г сахара на человека в сутки, что почти в два раза превышает научные рекомендации. В связи с этим с каждым днем появляется все большее количество продуктов для здорового питания со сниженным количеством или вовсе без добавления сахара. К сожалению, порой изготовители указывают эту информацию на этикетке некорректно, нарушая тем самым требования технического регламента и пытаясь скрыть сахар, присутствующий в составе продукта.

В целом, относительно сахара существует всего несколько типов заявлений, которые изготовитель вправе вынести на упаковку.

«Без сахара» или «Низкое содержание сахара»

Для того чтобы производитель мог вынести на упаковку надпись «без сахара», в продукте должно быть не более 0,5 г сахаров на 100 г/100 мл продукта. Чтобы указать «низкое содержание сахара» — не более 5 г (не более 2,5 г для жидкостей). При этом под сахарами в техническом регламенте понимается не только обычный сахар (сахароза), но и глюкоза, фруктоза, галактоза, лактоза, мальтоза и т. п.

Сделать содержание сахаров ниже 0,5 г очень сложно, так как большинство видов натурального сырья содержит те или иные природные сахара и исключить их практически нереально. К примеру, в овсяных хлопьях естественным образом содержится больше сахаров (1,2 г на 100 г хлопьев), чем эта строгая норма.

К сожалению, довольно часто в магазинах можно встретить продукты, на которых надпись «без сахара» нанесена неправомерно и вводит потребителя в заблуждение. Недопустимо указывать это и на продуктах, где сахар-песок заменен на другие виды сахаров: фруктозу, патоку, концентраты соков или сироп топинамбура, который, по сути, является фруктозным сиропом.

«Без добавления сахара» или «Содержит только натуральные сахара»

Эти заявления могут быть указаны на упаковке, если при производстве пищевого продукта в него не добавлялись моно- и дисахариды в качестве компонентов. При этом продукт может содержать сахара природного (естественного) происхождения. К примеру, содержание природных сахаров (в основном лактозы) в йогуртах «без добавления сахара» обычно составляет около 6 г на 100 г.

Научно доказано, что именно добавленные сахара имеют негативные последствия для здоровья. На данный момент отсутствуют зарегистрированные данные о какой-либо связи потребления естественных сахаров, содержащихся, к примеру, в цельных свежих фруктах и овощах, с неблагоприятными последствиями для здоровья.

Всемирная организация здравоохранения трактует понятие добавленных сахаров еще более широко, чем российский технический регламент, и также относит к ним, добавленные в процессе производства или приготовления продукта мед, сиропы, фруктовые соки и их концентраты.

В продуктах питания «без добавления сахара» допускается использование как натуральных, так и искусственных сахарозаменителей, не относящихся к категории сахаров, в том числе растворимых пищевых волокон, сукралозы, экстрактов стевии, сахароспиртов и т. п.

«Меньше сахара»

Такая надпись на упаковке свидетельствует о наличии компромисса, когда вкусовые предпочтения потребителей не позволяют полностью исключить сахар из состава продукта или уменьшить его количество до уровня «низкого содержания». Эта надпись должна сопровождаться примечанием, указывающим, относительно чего сахара стало меньше. Как правило, изготовители ссылаются на аналогичные продукты, изготовленные под их торговой маркой, либо на более ранние версии этого же продукта. В России нет норматива, в какой степени нужно снизить сахар, чтобы его стало «меньше», поэтому полагаться на такое заявление следует с осторожностью. В Европейском союзе требуется снизить сахар не менее чем на 30%, чтобы разместить подобную надпись на этикетке.

Наличие компонентов-аллергенов

Сырьевые компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, указываются в составе пищевой продукции в обязательном порядке. Это требование очень строгое, так как у некоторых людей даже ничтожные количества аллергена могут вызывать сильные реакции. В том случае, если такие аллергенные компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие полностью исключить невозможно, то изготовитель обязан в соответствии с техническим регламентом сообщить о возможном наличии следов. К примеру, если на производственной линии в течение смены фасовался шоколад с орехами, то есть риск, что следы орехов будут присутствовать и в продукции, которая фасовалась на этой же линии в следующую смену.

К сырьевым компонентам, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, относятся:

Если вы знаете, что склонны к аллергическим реакциям, то следует обращать особое внимание на наличие в составе продукта этих компонентов или их следов.

Источник

Как правильно читать этикетки продуктов

Исследования показывают, что почти половина европейцев не читает этикетки на покупаемых продуктах. А смотрели ли вы, что написано на упаковке вашего любимого соуса, йогурта или даже хлеба? Иногда там можно прочитать весьма неожиданную информацию.

Выбор полезных и натуральных продуктов – задача непростая. В последние десятилетия в мире заметно повысился интерес к здоровому образу жизни и полезной пище, а маркетологи во всю пользуются этой «слабостью» покупателей. Рекламы нас убеждают, что именно этот продукт «самый натуральный», «без консервантов», «богатый витаминами» и «низкокалорийный». Как проверить качество товара по его этикетке и как узнать, сколько правды в рекламных слоганах?

Общие требования к маркировке продуктов

Во всех странах существуют строгие требования к маркировке пищевой продукции. Это сделано для того, чтобы защитить покупателя. Другой вопрос, что далеко не все потребители знают, что именно, как и где должны указывать производители о своем товаре.

Первая причина, почему многие не спешат читать этикетки – очень мелкий шрифт. И при этом часто покупатели даже не догадываются, что нечитабельные надписи на товаре – это нарушение со стороны производителя. Согласно законодательству (не только российскому, но и других стран) маркировка на продуктах должна быть легкочитаемой и не вводить в заблуждение покупателя. Во-вторых, все маркировочные надписи наносят контрастным к фону цветом. В-третьих, текст и спецсимволы должны быть нанесены качественными красками и не стираться в течение всего срока годности товара.

Обязательная информация на этикетке

Непосредственно на упаковке должна быть информация о наименовании продукта, срок его годности и условия хранения, а также о наличии компонентов, способных вызывать аллергию. Остальная информация может быть нанесена на дополнительный листок-вкладыш (если площадь упаковки не позволяет разместить все ведомости). Кроме того, из правильно оформленной этикетки потребитель может узнать количество продукта в упаковке, его состав и пищевую ценность, а также получить информацию о производителе и фасовщике. На самой упаковке должна быть пиктограмма в виде бокала и вилки. Это обозначение гарантирует, что тара изготовлена из материала, предназначенного для хранения пищи.

Наименование продукта

Наименование продукта – это вовсе не его название, как могут подумать некоторые. По правилам, наименование должно четко и достоверно характеризовать товар, указывая только те компоненты, которые входят в его состав. То есть по этой информации на этикетке покупатель должен понять, что за продукт перед ним.

Например, наименование «йогурт с малиной» указывает на то, что в продукте содержатся ягоды (целые или измельченные). Если в состав вместо натуральной малины входят соответствующие ароматизаторы или вкусовые добавки, то это также должно быть отображено в наименовании: «йогурт с ароматом (вкусом) малины».

В мясных продуктах также должно быть все четко. Например, «домашние котлеты» – это не наименование, а название товара. Правильное наименование должно звучать примерно так: «полуфабрикат, формированный из рубленного мяса бройлеров». В мясопродукции этот пункт этикетки должен сообщать, из какого сорта и вида (охлажденное, мороженое) сырья изготовлен товар.

Количество

На правильно оформленной этикетке должна быть информация о количестве продукта в упаковке (в г/кг, мл/л или штуках). Если в таре содержится продукт, погруженный в жидкость, то производитель обязан указать массу с жидкостью и без нее. Как пример, можно взять сыр моцареллу в рассоле. На правильной этикетке будет указано количество сырных шариков в упаковке, масса каждого из них и общий вес продукта с жидкостью.

Состав

Это, пожалуй, самая интересная и самая важная для покупателя часть этикетки, о которой более детально расскажем немного позже. А пока напомним, что в списке ингредиентов компоненты должны перечисляться в порядке убывания их массовой доли в товаре. То есть в готовом продукте всегда содержится больше всего того ингредиента, который упоминается в списке первым.

Пищевая ценность

Канадские исследователи подсчитали, что люди, которые обращают внимание на эту графу этикетки, в среднем весят на 4 килограмма меньше, чем те, кто не интересуется энергетической ценностью покупной пищи. Какие характеристики продукта, помимо калорий, должны быть указаны на этикетке и что они могут рассказать о питательных свойствах товара, более детально рассмотрим в следующих разделах.

Срок годности и дата производства

На продуктах, время хранения которых не превышает 72 часа (например, на хлебе), дата изготовления должна быть указана в формате: время, число, месяц. Если срок годности товара от 72 часов до 90 дней, то производитель может использовать формат: дата, месяц, год. Только месяц и год производства можно указывать на пищевых продуктах, срок хранения которых превышает 3 месяца.

Информация о производителе

Помимо названия производителя, на правильной этикетке должен быть указан и его адрес. Причем если компания официально зарегистрирована за одним адресом, а производственный корпус находится за другим, то на упаковке должны быть оба. Это же правило касается импортного товара.

Как понять, из чего был сделан продукт

Порядок имеет значение

Чтобы понять, из чего состоит покупная пища, необходимо внимательно изучить список ингредиентов, который является обязательным элементом маркировки. Но как не странно, далеко не все понимают, как правильно расшифровывать эту информацию. Если какой-то ингредиент упоминается в списке компонентов, то еще это вовсе не значит, что именно он занимает большую массовую долю в готовом продукте.

Взять хотя бы йогурты с добавлением ягод или фруктов. Это один из самых популярных товаров в молочных отделах магазинов. Но разные производители могут использовать разное количество фруктово-ягодного наполнителя (у одних 70%, у других – 7, а у третьих нет и 0,7%), что в итоге, понятное дело, сказывается и на вкусе, и на полезных свойствах товара. Или возьмем другой пример – говяжьи сосиски. Если в списке ингредиентов упоминается говядина – это еще не показатель того, что продукт полностью состоит из этого мяса. На самом деле его в сосисках может быть мизерная порция. Тем не менее не стоит полагать, что покупка продуктов напоминает лотерею и невозможно узнать, что содержится внутри, пока не попробуешь. Вся информация указана на этикетке, главное, уметь ее находить.

Итак, чтобы научиться выбирать по-настоящему качественные продукты, надо запомнить первое правило: все ингредиенты в составе указаны в порядке уменьшения их количества. То есть если в составе говяжьих сосисок на первых позициях упоминается соя, курица и другие компоненты, а говядина стоит ближе к завершению перечня, то можно говорить, что ее в товаре почти нет. В хороших говяжьих продуктах этот вид мяса должен стоять на первом месте. И это правило работает со всей покупной пищей.

Кстати, длинный список ингредиентов также должен насторожить. Как правило, чем он дольше, тем меньше натуральности в пище, так как один натуральный ингредиент обычно приходится заменять несколькими химическими аналогами. Например, натуральный сок, который был бы в списке одним пунктом, могут заменить следующим набором: вода, сахар (или искусственный подсластитель), ароматизатор, идентичный натуральному, стабилизатор, антиоксидант, регулятор кислотности, консервант. Вкус у натурального и химического продукта может быть даже очень похожим, но пользы от искусственно созданного сока организм не получит никакой.

О каких ингредиентах запрещено умалчивать

Некоторые компоненты, даже если они присутствуют в продукте в самых мизерных порциях, обязательно должны быть указаны в составе ингредиентов. Речь идет об арахисе, орехах, горчице, злаках с глютеном, молоке (лактозе), моллюсках и ракообразных, рыбе, кунжуте, люпине, сельдерее, сое, яйцах, а также о аспартаме и сульфитах (если больше 10 мг на 1 кг или 1 л). Все перечисленные ингредиенты известны как сильные аллергены, отсюда и повышенное внимание к ним.

Кстати, внимательные покупатели, наверное, замечали на некоторых этикетках надписи о том, что продукт может содержать следы злаков, орехов или лактозы, хотя их там, по сути, не должно быть. Это делают в тех случаях, если компоненты-аллергены в принципе используются на производстве, пусть даже для изготовления других продуктов.

Опасные «Е»

Пищевые добавки, так называемые Е-шки, в большем или меньшем количестве присутствуют почти во всех продовольственных товарах. В списке ингредиентов они могут упоминаться как Е с соответствующим индексом или быть названы по своему функциональному назначению (стабилизатор, регулятор кислотности, эмульгатор и т. п.). Что касается добавок из группы ароматизаторов, то они всегда должны упоминаться с расшифровкой.

Кроме того, по правилам на этикетке продукта обязательно должна быть информация о содержании подсластителей, сахарозаменителей, пищевой добавки аспартам, а также красителей Е102, Е104, FCF Е110, Е122, 4R Е124 и АС Е129. Согласно исследованиям, эти красители могут вызывать у детей гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Кстати, полезно запомнить классификацию Е-добавок. Хотя бы в общих чертах. Например, Е с индексом, начинающимся на 1, это обычно красители, на 2 – консерванты, на 3 – антиокислители, на 4 – стабилизаторы, на 5 – эмульгаторы, на 6 – усилители вкуса и запаха.

Но далеко не все из них опасны. Например, краситель Е160 – это обычная паприка. Консерванты добавляют в пищу, чтобы продлить ее срок годности. Полностью безопасные из них – соль, яблочная и лимонная кислоты. Кроме них, в продуктах часто используют и другие консерванты, например, бензойную или сорбиновую кислоты (менее вредная). Что касается эмульгаторов, то эти добавки придают продуктам жирную и гладкую текстуру. Самый распространенный и полностью безопасный эмульгатор – лецитин, который получают из яичного желтка.

Однако некоторые Е могут вызывать серьезные проблемы со здоровьем. Самые опасные:

Наличие любого из этих компонентов в списке ингредиентов – серьезный повод задуматься, нужен ли вам такой продукт.

Есть ли в продукте соль

Медики говорят, что без ущерба для здоровья в день можно употреблять не больше 1 ч. л. (примерно 5 г) соли. Особенно вредна чрезмерно соленая пища для людей с сердечными и почечными болезнями. Соль на этикетке покупной пищи может упоминаться под двумя именами: собственно соль или натрий (5 г соли – это 1,5-2 г натрия). Если в списке ингредиентов не указано точное количество соли, то приблизительно определить этот показатель можно по все том же порядке упоминания компонентов.

Как расшифровать пищевую ценность продукта

Энергетическая ценность продукта может быть указана в ккал или в кДж. Кроме того, на этикетке должна быть информация о белках, жирах и углеводах, витаминах и минералах в расчете на 100 г (мл) продукта. Если доля этих компонентов не превышает 2% от суточной нормы для взрослого человека, то они могут и не указываться на этикетке. Пищевая ценность полуфабрикатов и сырых продуктов указывается без учета приготовления и также на 100 г, а не на порцию, как ошибочно думают некоторые покупатели.

В импортных продуктах помимо общего показателя углеводов, на этикетку отдельно выносится информация о содержании сахара. Это позволяет контролировать потребление сладкого. Более полезным для организма является продукт с минимальным количеством простых сахаров (сахароза, фруктоза, глюкоза) и с более высоким – сложных углеводов (содержатся в злаках). Если в списке ингредиентов сахар упоминается в числе первых, это говорит о том, что перед вами продукт с большим количеством быстрых углеводов, а значит – не самый полезный. Лишний сахар часто содержится в сладких газировках, сокосодержащих напитках, нектарах, мюслях, кашах быстрого приготовления, зерновых батончиках. В то же время не стоит возлагать большие надежды на продукцию, маркированную «без сахара». В таких продуктах, как правило, сахар заменяют синтетическими подсластителями или фруктозой.

В пище жиры могут быть трех видов: ненасыщенные, насыщенные и транс-жиры. Для здорового питания наиболее полезными являются ненасыщенные жиры, другие виды желательно избегать. Транс-жиры в большом количестве могут содержаться в маргаринах, спредах, дешевых кондитерских изделиях. Кстати, если на этикетке пишет, что перед вами обезжиренный продукт, это еще не значит, что он полезный. Во-первых, полностью отказываться от жиров небезопасно. А во-вторых, покупная пища без жира часто может содержать больше калорий, за счет добавления углеводов.

Отдельно следует сказать о продуктах «без холестерина». Часто такого рода надпись – обычный рекламный ход. Но что абсурднее всего, иногда ее пишут на продуктах, в которых холестерина и не может быть. Холестерин бывает только в продуктах животного происхождения. Так что растительное масло «без холестерина» звучит нелепо, хоть с точки зрения маркетинга и привлекает внимание незнающих покупателей. А вот если надпись об отсутствии холестерина есть на сливочном масле, это может иметь два объяснения. Либо масло таки с холестерином, либо это никакое не масло, а дешевый маргарин на растительном жире.

На что обращать особое внимание при чтении этикетки

В 2017 году Росконтроль в рамках спецпроекта «Этикетка без обмана» проверил несколько тысяч товаров в самых популярных торговых сетях России.

Оказалось, что в среднем на этикетках 60% товаров указана недостоверная информация.

Молочка без молока

Больше всего несоответствий эксперты выявили в молочных отделах. Часто под видом сыра производители пытаются продать так называемые сыроподобные продукты, содержащие пальмовое масло. То, что в реальности является спредом или кулинарным жиром, у некоторых торговых марок может называться «Крестьянское», «Сливочное», «Топленое», «Деревенское» и воспринимается покупателями как привычное масло. Но если не полениться и прочитать самые мелкие надписи, можно узнать, что перед вами вовсе не натуральное масло, а нечто, содержащее пальмовые и транс-жиры, консерванты, эмульгаторы, красители, ароматизаторы и подсластители. В твороге, мороженом, сгущенном молоке и сырных десертах также вместо ожидаемого покупателями молочного жира, можно найти его растительные заменители. Кстати, чтобы избежать ответственности производители часто используют хитрые уловки с названиями. Например, сгущенное молоко называют «Сгущенка», творог – «Творожком», вместо «Сливочное масло» на этикетке пишут просто «Сливочное». Так что покупателям стоит с особым вниманием читать список ингредиентов в продуктах с похожими хитрыми названиями.

Недетское питание

По правилам, в продуктах, предназначенных для детей, категорически нельзя использовать маргарин, однако в большинстве кондитерских изделий, которые так нравятся детям, содержатся растительные жиры. А в леденцах и газированных напитках почти всегда есть опасные красители.

Но и это еще не самый большой обман. Отдельно следует сказать о так называемом псевдодетском питании. Производителю достаточно украсить этикетку мультяшным персонажем или фотографией ребенка, чтобы покупатель автоматически воспринял этот продукт как часть детского питания. На самом деле, если внимательно прочитать состав и наименование товара, прояснится, что с детской пищей этот продукт не имеет ничего общего, а наоборот, содержит добавки, опасные для малышей.

Хитрости с компонентами

Изучив ассортимент многих магазинов, эксперты Росконтроля выявили сосиски с названием «Говяжьи», в которых говядины содержалось меньше 2% от общего состава. А в колбасе, названной производителем «Дикий кабан», в списке ингредиентов мясо кабана и вовсе не упоминается. Кроме того, эксперты повсеместно обнаруживали уже упоминаемые ягодные йогурты без ягод, гранатовый сок, в котором граната не больше 1%, овсяное печенье практически без овса, арахисовое масло, в котором арахиса меньше 50%, и даже ржаной хлеб, в котором ржаной муки куда меньше, чем может подумать покупатель.

О чем говорят дополнительные надписи на этикетке

Многие покупатели тщательно выбирают продукты, на этикетках которых указано, что они не содержат определенных компонентов или содержат их в меньшем количестве. При этом потребители даже не догадываются, что этим надписям не стоит слишком доверять.

Маркировка «Здоровая» пища говорит только о том, что в еде содержится меньше, чем в аналогичных продуктах, жиров, натрия и холестерина. Обозначение «Не содержит» – это не всегда залог полного отсутствия компонента. Например, если продукт «не содержит транс-жиры», то на самом деле они могут быть, но не превышать 0,5 мг. В пище «не содержащей холестерин», может быть до 2 мг холестерина и до 2 г насыщенных жиров. А «низкое содержание холестерина – это уже до 20 мг холестерола и 2 г насыщенного жира.

«Низкое содержание натрия» говорит о том, что натрия в продукте не больше 140 мг, а «низкое содержание жира» пишут на пище, где содержится до 3 г жиров. Обычно «низкое содержание» указывает на то, что компонента в составе примерно на четверть меньше, чем обычно. Если на продукте указано, что он «облегченный», то в нем должно быть наполовину меньше жира или на треть меньше калорий.

Пастеризованный и стерилизованный: что лучше

На разных напитках можно увидеть надписи о пастеризации или стерилизации продукта. Нередко покупатели не понимают, что означает эта маркировка и чем отличается молоко пастеризованное от стерилизованного. Надпись «пастеризованный» указывает на то, что продукт подвергался тепловой обработке при температуре ниже 70 градусов. В результате опасные бактерии в нем погибли, а полезные вещества остались. Стерилизацию проводят при 100 градусах и выше. Преимущество такой обработки – более продолжительный срок годности, нежели у пастеризованных продуктов. Недостаток: после стерилизации количество полезных веществ снижается в 2 раза.

А что на картинке

Какой товар выберете вы: в невзрачной упаковке с надписями строгим шрифтом или в яркой таре, украшенной фотографиями аппетитных блюд? То-то и оно! И если присмотреться к витринам магазинов, то становится понятно, что производители затеяли между собой настоящую войну этикеток. Одна краше другой! Манят к себе, нагоняют аппетит и… часто не соответствуют правилам оформления. Согласно юридическим нормам, на этикетке не может быть изображено блюдо, в котором не используется продаваемый товар. Но в этом правиле есть один нюанс, который зачастую сбивает с толку покупателей. Вернемся к уже упоминаемому йогурту с малиновым ароматизатором. Так вот, в этом случае законодательство не запрещает производителю рисовать на упаковке ингредиенты, которые в продукте заменены соответствующей пищевой добавкой. То есть на продукте, в котором на самом деле нет никакой малины, ягода все же может быть нарисована на упаковке. Поэтому чтобы понять, что на самом деле содержится внутри, смотреть только на картинку не стоит, важно внимательно читать список ингредиентов.

Мы – то, что мы едим. От того, что попадает на наши тарелки, во многом зависит наше здоровье, внешний вид и трудоспособность. А знаете ли вы, что на самом деле едите, насколько полезна и из чего состоит «натуральная» пища из супермаркета?

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно написать состав продукта на этикетке, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно написать состав продукта на этикетке", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно написать состав продукта на этикетке:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *