БУДЁННОВСК
Население 65,5 тысяч человек (2005). Расположен в Предкавказье, на реке Кума. Железнодорожная станция, узел автодорог.
На месте совреиенного Будённовска в XIII-XVI веках существовал крупнейший на Северном Кавказе золотоордынский город Маджар, располагавшийся на оживлённом торговом пути из Азии в Европу.
Во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах был оккупирован германскими войсками. Освобождён в ходе Северо-Кавказской операции 1943 года, являвшейся составной частью Битвы за Кавказ 1942-1943 годов.
В 1970-1980-х годах город интенсивно развивался после открытия в регионе нефтяных месторождений, а также в связи с вводом в эксплуатацию крупнейшего в СССР Прикумского завода пластмасс (ныне «Ставролен»).
14 июня 1995 года Будённовск подвергся нападению террористов, захвативших ряд городских объектов, в том числе городскую больницу, где они удерживали свыше 1800 заложников. 19 июня террористы взяли с собой около 100 заложников и покинули Будёновск, затем, отпустив заложников, ушли в горные районы Чечни. В ходе событий в Будёновске погибло свыше 100 человек, свыше 400 получило ранения.
Прикумская опытно-селекционная станция Ставропольского НИИ сельского хозяйства. Научно-экспериментальный производственный комбинат Российской академии сельскохозяйственных наук.
Краеведческий музей (1992). Народный (1958) и кукольный театры.
Заводы: полиэтиленовых труб, машиностроительные (изделия контейнерного типа, включая вагоны-дома, и др.); производство полиэтилена («Ставролен») и др..
Город Буденновск
Видео ролик о городе
Общие сведения и история
Люди на месте современного Буденновска начали жить, начиная с второго тысячелетия до нашей эры. В 6-3 веках до нашей эры здесь проживали сарматы, а в 2-3 веках – аланы. В 8 веке сделалось первое упоминание о хазарском городе Маджаре. В 13-16 веках он был под властью Золотой Орды и был самым большим на Северном Кавказе перекрестком торговых путей. В нем жили аланы, евреи, русские и тюрки. Затем Прикумьем заинтересовалась Московия. В 1688-1696 годы здесь существовал независимый крепостной город, где жили казаки-староверы, бежавшие с Дона и Терека. Несколько групп кумских казаков жили здесь до середины 18 века. В 1769 году здесь был основан пограничный пост с военнослужащими Астраханского полка, одновременно с этим Прикумье вошло под контроль России. В 1785-91 годах власти безуспешно попытались заселить эти земли поволжскими немцами.
В 1795 году армяне, мигрировавшие из мусульманских регионов, основали здесь селение Карабаглы и начали заниматься ремеслами и торговлей. Через четыре года армянам император разрешил основать на этом месте город Святой Крест. Но городом поселение до 1883 года было только формально, так как в нем люди селились неохотно. Тогда здесь был основан Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь и возник приток украинцев и русских. В 1910-м Святой Крест стал уездным. В 1920 году он был переименован в Прикумск, в 1935-м – в Буденновск. В 1957-73 годах город носил предыдущее название Прикумск. Во времена СССР Буденновск стал культурным и промышленным центром востока Ставрополья, особенно в нем развилась химическая промышленность.
Численность населения Буденновска на 2021 год. Количество жителей Буденновска
Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Буденновска. В таблице указано распределение количества жителей Буденновска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.
Количество жителей Буденновска | Годы |
---|---|
65 384 человек | 2006 год |
65 489 человек | 2007 год |
65 224 человек | 2008 год |
65 190 человек | 2009 год |
64 624 человек | 2010 год |
64 728 человек | 2011 год |
64 676 человек | 2012 год |
64 176 человек | 2013 год |
63 644 человек | 2014 год |
63 338 человек | 2015 год |
62 964 человек | 2016 год |
62 715 человек | 2017 год |
62 495 человек | 2018 год |
62 073 человек | 2019 год |
61 329 человек | 2020 год |
60 504 человек | 2021 год |
Национальный состав в том же году был распределен следующим образом: русские – 85,1%, армяне – 7,14%, даргинцы – 1,19%, украинцы – 1,09%. Доля других народов составила 5,48%.
Этнохороним: прикумец, прикумчанин, будённовец, прикумчанка, буденовка, прикумцы, прикумчане, будённовцы
Буденновск фото города. Фотография Буденновска
Информация о городе Буденновск в Википедии: Буденновск
Ссылка на сайт Буденновска. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Буденновска, официальном портале Буденновска и правительства.
Официальный сайт Буденновска
Карта города Буденновска. Буденновск яндекс карты
Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Буденновска на карте России. г. Буденновск Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Буденновска с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Буденновска, пользоваться ей удобно и не сложно.
На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Буденновска. Так же увидеть расположение города Буденновск на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.
Отзывы о городе Буденновск (24)
Для ПМЖ не рекомендую. Лучше перебирайтесь в Ставрополь, Краснодарский край или в среднюю полосу РФ.
P.S: Всем добра, здоровья и мирного неба над головой.
Я переехала в Буденновск 2 месяца назад и за этот период многое увидела. Зелени много, воздух влажный, снега практически нет, климат мягкий. Хоть город маленький и спокойный, тут, как подметили выше люди, без зазрения процветает коррупция, в особенности в здравоохранении и военных частях. Я успела за эти 2 месяца заболеть и мы вызывали скорую. Люди. скажу вам, без полиса вас даже осматривать не будут, поэтому всегда носите его с собой, не дай Бог что-то случится. Меня ещё поругали (раз болеете, че таблетки не пьёте? Почему в аптеку не пошли? И зачем жирное ели?). А ведь у меня случился приступ панкреатита. Не то, что ходить, я встать с кровати не могла. и вдобавок мы эту скорую ждали час, если не больше.
От халатности людей я просто вошла в ступор. надо же такому быть, я просто в шоке.
В этом городе я начинаю все сначала: получаю права, прохожу медосмотр, устраиваюсь на работу и везде и всюду сталкиваюсь с коррупцией. я в жизни никогда с таким не сталкивалась.
Кроме коррупции в остальном город мне нравится.
Судьба города Будённовска — это его история
История Будённовска
Между Средневековьем и Новым временем
конец XVI-первая треть XVII века — «Можаров Юрт» является одной из главных ставок Казыева улуса (Малой Ногайской Орды).
середина XVIII в. — последние казаки-староверы покидают Прикумье.
1769 — на Маджарском городище генералом де Медемом учреждается пограничный пост из одной роты Астраханского полка (неофициальная дата основания города, как правило приводится на сайтах, посвящённых туризму).
1791 — большая часть немцев покидает Маджар, возвращаясь в Саратовскую губернию или переселяясь в другие населённые пункты Кавказского наместничества.
1797 — 50 армянских и 20 грузинских семей обращаются в Астраханское губернское правление об отводе им пустующих земель «по реке Томузловке и от устья ее вниз по течению реки Кумы. левого берега до устья реки Буйволы ». Правлением дано добро, и из 70 семей 30 переселяются на это место, образовав поселение и назвав его Карабагла (по имени своей родной местности Карабах. в то время находящейся во владении Персии).
Эпоха «заштатного города»
1799 — Указами императора Павла I от «1 дня генваря и 15 дня апреля» определялись условия выделения земель из казенных дач и необходимого количества леса для переселенцев из Персии и Дербента. 28 октября Государь подписал жалованную грамоту, согласно которой дозволялось основать город на месте, где были Старые Маджары с «наименованием оного Святой Крест ». Этой грамотой определялись «права и преимущества и вольности обществу армян астраханских, кизлярских и моздокских». Переселенцам определялись «разные выгоды и преимущества при начатых полезных заведениях, для возбуждения в них ревности и трудолюбия». Разрешалось строить церкви, колокольни и другие здания. (Официальная дата основания города).
1819 — из маджарского кирпича возведена армянская церковь Святого Георгия Победоносца (1819—1935 гг).
1822. 28 апреля — Сенат рассматривает вопрос об упразднении ввиду ничтожности населения «мнимого города» Святого Креста, решение отложено.
1826. 28 апреля — Сенат принял решение город не уничтожать, но оставить «заштатным».
1850-е годы — Строительство первого канала в пойме Кумы. Канал назвали «ковхаевской канавой», он имел протяженность 15 км, глубину — до 2-х метров.
1902 — Построены первые три артезианских колодца для снабжения города питьевой водой. Посажен бульвар — улица названа Бульварной (теперешняя Пушкинская). Заложен городской парк.
1906 — частным поверенным (адвокатом) Степаном Ивановичем Шапкиным основывается «народная общественно-политическая газета» под названием «Прикумский Вестник». Печаталась в с. Прасковее в типографии Н. И. Журавлева.
Город — как центр уезда
Здание казначейства (начало XX века), ныне — краеведческий музей
1910. 28 декабря — выходит Указ «О перенесении уездных учреждений Прасковейского уезда Ставропольской губернии в город Святой Крест. с преобразованием этого города из заштатного в уездный, с переименованием уезда в Святокрестовский. В городе проживало 15154 человека, в том числе мужчин — 7147, женщин — 8007. Русских и украинцев было 10685 человек, армян — 4414, грузин — 86, поляков — 26, немцев — 13. В городе было 1987 домовладений, 4 церкви, 4 врача, 9 школ, 30 торговых заведений, 18 промышленных предприятий. В городе имелся пивзавод Пискунова, 2 маслобойни, 2 крупорушки, 2 ветряные мельницы, мыловаренный завод, 6 кирпичных заводов.
1911. 18 декабря — состоялись торжества по переносу уездного центра. К этому времени были построены помещения Съезда, полицейского управления, Казначейства. Руководил строительством архитектор А. А. Шрейбер.
1912 — начала работать электростанция мощностью 50 киловатт, которая находилась на углу нынешних улиц Октябрьской и Павла Примы. Она снабжала электроэнергией здания учреждений по ул. Октябрьской (бывшей Александровской) и Пушкинской (бывшей Бульварной).
1910 —1912 — Создается Святокрестовское опытное поле.
1913 — открывается первый кинотеатр — „синематограф“.
1914 — В мае сдается в эксплуатацию построенная железная дорога от Георгиевска до Святого Креста.
1915 — открывается учительская семинария, просуществовавшая до революции. Находилась на нынешней улице Свободы — там, где были мастерские вспомогательной школы. В городе было 5 одноклассных и одно 2-классное училище. Последнее было впоследствии преобразовано в высшее начальное, а затем — в прогимназию.
Революция и Гражданская война
1917 — В марте Георгиевской ячейкой РСДРП принимается в партию первый из жителей Святого Креста — Павел Григорьевич Прима (1888 года рождения). В апреле он избирается председателем городского совета профсоюзов. В октябре была оформлена организация РСДРП и первым её секретарем был избран П. Прима. 31 декабря в городе по призыву большевиков состоялся митинг, принявший решение признать Совет народных комиссаров России и установить власть Советов в уезде.
1920. 18 января — в Святой Крест вошли красные. В город прибыл С. М. Киров. Созданы городской и уездный Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Председателем уисполкома избран П. Г. Прима. В феврале части белой Добровольческой армии предприняли попытку контрнаступления на Святой Крест, но после перехода на сторону красных Александрийского гусарского полка, были отброшены до Георгиевска [16]. В марте 1920 года начала издаваться газета «За Советы» тиражом 1000 экземпляров, из них 300 распространялось в городе. 11 мая состоялось первое организационное собрание, на котором было оформлено создание в городе комсомольской организации. Избран комитет комсомола. в который вошли Иван Лачинов, Иван Заиченко, Василий Ладыка и др. Были созданы три комсомольские организации. 25 июля состоялась уездная партконференция. В городе было 60 членов и 148 кандидатов в члены РКП(б). Председателем Укома избран Иван Петров. Возобновили работу 9 профсоюзных организаций. 11 сентября состоялся уездный съезд комсомола. который рассмотрел доклад о молодёжном движении и о действиях комсомола. Был избран уком РКСМ, который возглавил Василий Ладыка. В городе 67 % неграмотного населения. В жилых и хозяйственных помещениях монастыря открылась больница.
Советская эпоха
1921 — 28 декабря решением коллегии НКВД СССР город Святой Крест переименован в город Прикумск Терской губернии, Святокрестовский уезд — в Прикумский уезд. Начало НЭПа. Разрешение частной торговли, частной врачебной практики, открытие частных столовых, буфетов, ресторанов в городе.
1922 — Начала работать бойня скота, суточная пропускная способность — 200 голов крупного рогатого скота.
1923 — создается товарищество им. 8 Марта по обработке земли.
1924 — При ж. д. станции создан пункт «Заготзерно». Построен элеватор емкостью 2800 т и склады на 2750 т. Реорганизация Прикумского сельскохозяйственного поля в Прикумскую сельскохозяйственную опытную станцию, а затем — в Прикумскую сельскохозяйственную зональную опытную станцию. Первые опыты по селекции озимой пшеницы селекционера И. П. Сахарова. Создана профессиональная пожарная команда.
1926 — почти полностью ликвидирована неграмотность.
1927 — По инициативе А. М. Кузнецова в районе Базарной площади (ныне пл. Кочубея) оборудован городской спортклуб и построен стадион. Начато строительство городской электростанции с дизель-генераторами по 400 л. с. балансовой стоимостью 593 тыс. руб.
1929 — Вошла в строй действующих городская электростанция. Город, села Покойное. Прасковея и Орловка получили электроэнергию.
1930 — организована первая МТС. Начали работать курсы по подготовке механизаторских кадров. Создан колхоз «Путь Ильича», разделенный в том же году на 3 колхоза: «Путь Ильича», им. 2-й пятилетки и им. Шаумяна. 23 мая Прикумская сельскохозяйственная зональная опытная станция решением Наркомзема реорганизована в Прикумскую хлопковую зональную опытную станцию.
1920-30-е годы — создаются промысловые артели «Пищеработник», им. Сталина, «Октябрь». Организовано автогужевое предприятие. Построен и сдан в эксплуатацию хлопкоочистительный завод.
1931 — Открыт педагогический техникум. Принято на I курс 100 учащихся.
1932 — Стал действовать НовНИХИ — научноисследовательский институт на новых неорошаемых землях.
1933 — Создается Прикумское отделение Противочумного института. Открыто отделение крайторга, куда вошли и 14 работников общепита.
1934 — Образован горторг. Начал работать колхозно-совхозный театр. В городе пущен радиоузел.
1935 — 5 мая в город приезжает герой первой мировой и гражданской войн, кавалер полного Георгиевского банта (4 Георгиевских креста и 4 медали) Семен Михайлович Буденный. 6 мая в газете «Прикумская правда» опубликовано постановление ЦИК СССР от 29 апреля 1935 г. о переименовании города Прикумска в город Будённовск. Газета «Прикумская правда» стала называться «Большевистская правда». Образована межрайонная контора «Терстроя».
1937 — Пущен первый участок водопровода. Год рождения «Водоканала».
1938 — Начато строительство Дворца обороны (одно крыло — теперешний ДК).
1939 — Начались занятия в «Новостройке» — новой СШ № 1.
1941. 22 июня — фашистская Германия напала на Советский Союз. 23 июня со станции Будённовск ушёл первый железнодорожный состав с мобилизованными.
1942. 2 августа началась эвакуация учреждений и населения из города. 18 августа город занят оккупационными войсками, в городе расквартирована румынская часть.
1943. 11 января оккупанты оставили город, не приняв боя с подошедшими частями Красной Армии. Начато восстановление народного хозяйства. 25 января пущена временная электростанция, город получил свет, воду, начал работать радиоузел. 25 мая пущен первый дизель-генератор восстановленной горэлектростанции. Для участия в сельхозработах мобилизовано 1585 человек.
1944 — В январе состоялся выпуск учителей из Будённовского педучилища. ФЗО № 211 выпустило дипломированных слесарей, столяров, каменщиков. Создана артель «Родина» для обеспечения работой инвалидов и членов семей фронтовиков. Открылся сельхозинститут с двумя факультетами — агрономическим и механизации сельского хозяйства.
1950 — На базе хлопкозавода начала строиться текстильно-галантерейная фабрика. Строится маслосырозавод и ремзавод. Создан укрупненный колхоз «Путь Ильича».
1952 — Отменен отпуск питьевой воды через раздаточные будки города по талонам.
1953 — Создано предприятие «Бурсельводстроя». В городе начала работать Будённовская нефтеразведка. Газета стала называться «За счастье Родины».
1954 — Образована Будённовская контора разведочного бурения.
1955 — Сданы в эксплуатацию первые дома в посёлке нефтяников по ул. Ставропольской.
1956 — На базе НовНИХИ создан филиал Ставропольского НИИСХ. Закрыто Будённовское педучилище. Открыта школа-интернат. Переименованы улица Кооперативная в ул. Кочубея, ул. Раздельная — в пр. Буденного, Московская — в ул. Кирова.
1957 — В райпищекомбинате пущен пивзавод. На городском кладбище захоронен гроб с телом И. А. Кочубея. Улица Садовая стала носить имя Гирченко, Почтовая — П. Примы. 14 ноября город Будённовск переименован в город Прикумск в связи с запретом называть населённые пункты именами здравствующих вождей.
1958 — Начал работать народный театр при ДК. Пущен подвесной конвейер в убойном цехе мясокомбината. Мясокомбинат объединен с «Птицепромом». На скважине № 19 получен промышленный приток газа. Создано отделение конторы снабжения Ставропольского Совнархоза. В город перебазирован дорожно-строительный район № 1 (ДСР № 1) треста «Севкавдорстроя».
1960 — Открыта детская музыкальная школа. Образован трест «Ставрополь-нефтегазразведка». Начато строительство детсадов в районах новой застройки.
1963 — Построен первый 4-этажный жилой дом. Открыт памятник И. А. Кочубею. Город получил сетевой газ. Образована контора «Прикумскгоргаз» [17]. Создано АТХ «Сельхозтранс». Газета стала называться «Советское Прикумье».
1964 — Образовано предприятие — Прикумские электрические сети.
1965 — Пущена автоматическая телефонная станция АТС-2.
1966 — Вступил в строй универмаг. Начато строительство механизированных складов элеватора и сооружение нового элеватора ЛВ −3х175. Начато строительство консервного завода. Становление треста «Прикумскводстрой» и его предприятий.
1967 — Образовано грузовое автотранспортное предприятие. На центральной площади открыт памятник воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны — «Родина-Мать». Вступил в строй газопровод Нефтекумск — Будённовск.
1969 — Развернуто строительство нового больнично-поликлинического комплекса в районе старой больницы. Энергетики поставили под напряжение первую линию 10 кВ.
1970 — Трест «Ставрополь-нефтегазразведка» и его предприятия реорганизованы в управление буровых работ.
1971 — Открылась детская художественная школа.
1972 — Создано предприятие «Теплосеть».
1973 — Постановлением Президиума ВС РСФСР от 30.11.73 г. город Прикумск переименован в город Будённовск.
1975 — Создан трест «Промстрой-2». Начато строительство Прикумского завода пластмасс (ПЗПМ), которое объявлено районной, а затем краевой ударной комсомольской стройкой (ныне ООО «Ставролен»).
1976 — Строительство ПЗПМ объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Построен комбикормовый завод производительностью 400 т комбикормов в сутки.
1977 — Начато строительство хлебокомбината. На стройплощадке ПЗПМ установлен первый 220-тонный реактор. Закончено строительство первых домов в 7 микрорайоне.
1979 — Пущен блок разделения воздуха на азотнокислородной станции ПЗПМ.
1980 — Получен первый полиэтилен высокой плотности.
1984 — Открыто педучилище.
1985 — Пущена автоматическая телефонная станция АТС-3. На центральной площади перезахоронены капсулы с прахом горожан, погибших во время оккупации города в 1942-43 гг.
1987 — Пущена железная дорога Будённовск — Благодарный протяженностью 72 км. Получен первый винилацетат на ПО «Ставропольполимер».
1989 — Введены в эксплуатацию 9 скважин Правобережного водозабора.
1990 — Строительство предприятия «Ставкоопэкс» по переработке овчин.
Современная хронология
1992 — Пущена электронная АТС-3. В связи с событиями в Чечне остановлен бензопровод Грозный — Будённовск. Открыт городской краеведческий музей.
1993 — Газета «Советское Прикумье» переименована в «Вестник Прикумья».
1994 — Организован лицей «Прогресс».
1999 — ОАО «Ставропольполимер» заработало на полную мощность. Работа ведется в составе компаний ЗАО «Лукойл-Нефтехим» и ОАО «НК-Лукойл». Педучилищу присвоен статус педколледжа. Пущено пивоваренное унитарное дочернее предприятие «Будённовский трансгаз». Завершено строительство последней очереди газопровода Зеленокумск — Будённовск.
2005 — открытие крупнейшего в городе православного храма «Воскресения Словущего», построенного по образцу московского храма на Поклонной горе [20]
Будённовск
Содержание
Название
Назван в честь советского военачальника Семёна Михайловича Будённого.
География
Расположен на реке Кума, в 220 км юго-восточнее Ставрополя. Две железнодорожные станции на ветках до станций Минеральные Воды и Ставрополь. Ближайший международный аэропорт находится в городе Минеральные Воды (125 км по автотрассе) и в Ставрополе Шпаковское (аэропорт) (200 км по автотрассе)
Будённовск расположен на Северном Кавказе в уникальной переходной зоне от степи к полупустыне, от умеренной полосы к субтропикам, в спорном буфере между Европой и Азией. Рельеф равнинный, холмистый. Горы Кавказа оттуда не видны. В исключительных случаях при особых погодных условиях над горизонтом в виде миража проявляются очертания высшей точки Кавказа — горы Эльбруса.
Климат засушливый, умеренно-континентальный. Лето длится с мая по сентябрь, зима — со второй декады декабря до конца февраля—начала марта.
История
На месте современного Будённовска люди селились с незапамятных времён, при этом этнический состав и государственная принадлежность города менялась в разные эпохи. Самыми ранними из найденных на данный момент являются следы Майкопской археологической культуры, которые датируются II тысячелетием до н. э. В VI—III веках до н. э. на месте города существовало сарматское поселение. Во II—III века н. э. — поселение аланов (в районе современного проспекта Будённого). Первые летописные упоминания о хазарском городе Маджаре относятся к VIII веку. С XIII по XVI век Маджар входил в состав Золотой Орды и наследующих ей государственных образований и являлся крупнейшим на Северном Кавказе, центром пересечения основных торговых путей. В это время национальный состав был смешанным: тюрки, русские, аланы, евреи. С первой трети XVII века Прикумье попадает в сферу интересов Московского государства. С 1688 по 1696 годы здесь существует независимый и вольный город-крепость с земляным валом, который предоставляет убежище беглым казакам-староверам с Терека и Дона. Отдельные группы кумских казаков проживали здесь и в дальнейшем, вплоть до середины XVIII века. В 1769 году на Маджарском городище генералом де Медемом учреждается пограничный пост из одной роты Астраханского полка. С этого времени Прикумье переходит под контроль Российского государства. С 1785 по 1791 годы правительство делает неудачную попытку заселить пустующий Маджар немецкими колонистами из Саратовской губернии.
В 1795 году на месте развалин населённого пункта Старые Мажары, покинутого «за неудобностью положения» переселенцами из Саратовской губернии, появилось армянское торгово-ремесленное поселение. Среди первых 500 семей армян, переселившихся из различных мусульманских районов Кавказа, значительную долю составляли выходцы из Карабаха, и новое селение в память о покинутой ими родине получило название Карабаглы.
С 1826 года — заштатный город Ставропольской губернии. В 1910 году город получил статус уездного.
Толчок к развитию города дали основание в 1883 православного Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря и значительный приток русских и украинских колонистов. В 1910 году получил статус уездного города.
В 1920 году название Святого Креста как «религиозное» заменяется на Прикумск по расположению города на реке Кума. В 1935 году, в связи с 15-летием захвата Ставрополя красными войсками, город переименован в Будённовск по фамилии советского военного деятеля С. М. Будённого, посетившего в том году Прикумье. В 1957 возвращается название Прикумск, но в 1973 город снова переименовывается в Будённовск.
В советский период Будённовск становится крупным промышленным и культурным центром восточной части Ставропольского края, особенное развитие получила химическая промышленность.
В июне 1995 года подвергся нападению банды под руководством Шамиля Басаева, которое вызвало широкий общественный резонанс по всей стране.
В настоящее время Будённовск является растущим городом с развивающейся экономикой, что поднимает целый ряд социальных и экологических аспектов.
День города отмечается в третье воскресенье сентября.
Население
Численность населения | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1833 | 1873 [12] | 1877 | 1897 [13] | 1910 | 1913 [14] | 1916 [15] | 1926 [16] | 1931 [17] | 1939 [18] | 1959 [19] | 1967 | 1970 [20] |
200 | ↗ 3783 | ↘ 3100 | ↗ 6583 | ↗ 15 100 | ↗ 17 300 | ↘ 12 300 | ↗ 15 800 | ↗ 17 900 | ↗ 23 100 | ↗ 27 895 | ↗ 33 000 | ↗ 35 768 |
1979 [21] | 1986 [14] | 1987 [22] | 1989 [23] | 1990 [24] | 1991 [24] | 1992 [24] | 1993 [24] | 1994 [24] | 1995 [24] | 1996 [24] | 1997 [24] | 1998 [24] |
↗ 45 568 | ↗ 52 000 | → 52 000 | ↗ 55 350 | ↗ 56 475 | ↗ 57 621 | ↗ 58 867 | ↗ 59 812 | ↗ 60 458 | ↗ 61 704 | ↗ 63 244 | ↗ 63 889 | ↗ 64 277 |
1999 [24] | 2000 [24] | 2001 [24] | 2002 [25] | 2003 [24] | 2004 [24] | 2005 [24] | 2006 [24] | 2007 [24] | 2008 [24] | 2009 [26] | 2010 [27] | 2011 [28] |
↗ 64 720 | ↗ 64 969 | ↗ 65 313 | ↗ 65 687 | ↘ 65 578 | ↗ 65 712 | ↘ 65 555 | ↘ 65 384 | ↗ 65 489 | ↘ 65 224 | ↘ 65 190 | ↘ 64 624 | ↗ 64 728 |
2012 [29] | 2013 [30] | 2014 [31] | 2015 [32] | 2016 [2] | ||||||||
↘ 64 676 | ↘ 64 176 | ↘ 63 644 | ↘ 63 338 | ↘ 62 964 |
По итогам переписи населения 2010 года проживали следующие национальности (национальности менее 1 %, см. в сноске к строке «Другие») [35] :
Национальность | Численность | Процент |
---|---|---|
Русские | 54 993 | 85,10 |
Армяне | 4615 | 7,14 |
Даргинцы | 771 | 1,19 |
Украинцы | 702 | 1,09 |
Другие [36] | 3543 | 5,48 |
Итого | 64 624 | 100,00 |
Образование
Медицинские учреждения
Научные учреждения
Учреждения культуры
Пресса
Экономика
В районе выращивают зерновые, развито виноградарство, плодоводство, виноделие, а также овцеводство, молочное животноводство, птицеводство, пчеловодство, звероводство. Есть месторождения нефти, газа, глины.
В 2007 году жилищно-коммунальный комплекс г. Будённовска составляют 7 предприятий, на которых работают около 1700 человек. Среднегодовой объём производства работ и услуг — около 900 млн рублей.
На обслуживании «Жилищно-эксплуатационного треста» находится 274 жилых дома, общей площадью 563 тыс. кв.м.
Будённовск делится на районы старой, преимущественно одноэтажной, застройки (исторический центр города) и современные районы многоэтажных домов — Западный район, микрорайоны № 1, 3, 6, 7, 7/1, 8, микрорайон «Северный».
По итогам Всероссийского конкурса за 2007 год на лучшую организацию сферы жилищно-коммунального хозяйства по эффективности работы в новых экономических условиях, «Жилищно-эксплуатационный трест» г. Будённовска признан лучшим в крае и был награждён дипломом Росстроя России.
Благоустройством, озеленением и санитарной очисткой города занимается муниципальное предприятие «Комбинат благоустройства». Разработаны генеральная схема очистки города Будённовска, проект экономического обоснования по реконструкции существующей городской свалки в полигон утилизации твёрдых бытовых отходов.
Город расположен на автодорогах Р266 (Светлоград — Благодарный — Будённовск) и Р263 (Георгиевск — Будённовск — Кочубей).
Автобусное сообщение имеется на городских маршрутах № 4, № 7, № 8. Микроавтобусы обслуживают маршруты № 1, № 2, № 4, № 4а, № 5, № 5а, № 6, № 7, № 8, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 27. Маршруты в мкр. Северный (через в/ч № 205) № 11, № 11а, № 11б. С 26.04.13 стоимость проезда по городу в маршрутных такси — 13 рублей, в автобусах — 11 рублей.
Пригородные маршруты — № 101 (в с. Покойное), № 102 (в с. Прасковея), № 103 (в с. Орловка), № 113 (в с. Архангельское и с. Стародубское), № 121 (в дачный посёлок), № 123. Железнодорожный транспорт представлен пригородным сообщением по маршруту Будённовск — Минеральные Воды — Будённовск.
Имеются две железнодорожные станции: Будённовск I и Будённовск.
Теплоснабжение объектов города обеспечивает Будённовский филиал государственного унитарного предприятия «Крайтеплоэнерго».
Обеспечивает Будённовский «Горводоканал».
Обслуживание населения осуществляет ОАО «Будённовскгазпромбытсервис».
Военные объекты
В микрорайоне «Северный» города базируется мотострелковая бригада в/ч 74814. 205-я отдельная мотострелковая бригада. Северо-западнее Будённовска находится военный аэродром «Будённовск».
Местное самоуправление
Избирается в составе 21 депутата на пятилетний срок.
Религия
Люди, связанные с городом
Памятники
Спорт
Города-побратимы
Легенды
Интересные факты
Проблемы
См. также
Напишите отзыв о статье «Будённовск»
Примечания
Литература
Ссылки
Отрывок, характеризующий Будённовск
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно. »
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.
В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.
С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…
Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.
Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.
Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.
Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения – Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.
Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.
Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.
Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.