Взлётно-посадочная полоса
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (лучше абсолютного штиля!) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско 4 взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет 4 ВПП, угол между 2-мя парами параллельных полос составляет 60°. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).
Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно для взлета и посадки (режим ВП — взлёт-посадка). При этом аэропорт Домодедово в 2010 году сертифицирован на выполнение параллельных операций ВВ (взлёт-взлёт).
Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.
взлетно-посадочная полоса
1 взлетно-посадочная полоса
2 взлетно-посадочная полоса
3 взлетно-посадочная полоса
4 взлетно-посадочная полоса
5 взлетно-посадочная полоса
6 взлетно-посадочная полоса
7 взлетно-посадочная полоса
8 взлетно-посадочная полоса
9 взлетно-посадочная полоса
10 взлетно-посадочная полоса
11 взлетно-посадочная полоса
12 взлетно-посадочная полоса
13 взлетно-посадочная полоса
14 взлетно-посадочная полоса
15 ВПП
См. также в других словарях:
взлетно-посадочная полоса — ВПП Часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила Синонимы ВПП … Справочник технического переводчика
Взлетно-посадочная полоса — 2) взлетно посадочная полоса (далее ВПП) определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Взлетно-посадочная полоса — (ВПП) специально подготовленный и оборудованный участок на аэродроме, позволяющий производить на нем взлет и посадку самолетов. В зависимости от характера оборудованное™ ВПП может быть с естественным и искусственным покрытием. К… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) — часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП). Источник: СНиП 32 03 96: Аэродромы 3.4 взлетно посадочная полоса (ВПП): Часть ЛП,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Взлетно-посадочная полоса необорудованная — 11) необорудованная взлетно посадочная полоса ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку;. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных методических документов,… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса оборудованная — 12) оборудованная взлетно посадочная полоса один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам: а) ВПП, оборудованная для неточного захода на посадку ВПП, оборудованная визуальными… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса главная — 13. Главная ВПП ВПП на аэродроме расположенная, как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину в стандартных условиях. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных методических… … Официальная терминология
предпочтительная по шуму взлетно-посадочная полоса — предпочтительная по шуму ВПП Взлетно посадочная полоса многополосового аэродрома, при использовании которой шумовое воздействие на население, проживающее вблизи данного аэропорта, минимально. [ГОСТ 26120 84] Тематики акустика авиационная… … Справочник технического переводчика
взлетно-посадочная полоса
1 взлетно-посадочная полоса
2 взлетно-посадочная полоса
3 взлетно-посадочная полоса
4 взлетно-посадочная полоса
5 взлетно-посадочная полоса
6 взлетно-посадочная полоса
7 взлетно-посадочная полоса
8 взлетно-посадочная полоса
9 взлетно-посадочная полоса
10 взлетно-посадочная полоса
11 взлетно-посадочная полоса
12 взлетно-посадочная полоса
13 взлетно-посадочная полоса
14 взлетно-посадочная полоса
15 ВПП
См. также в других словарях:
взлетно-посадочная полоса — ВПП Часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила Синонимы ВПП … Справочник технического переводчика
Взлетно-посадочная полоса — 2) взлетно посадочная полоса (далее ВПП) определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Взлетно-посадочная полоса — (ВПП) специально подготовленный и оборудованный участок на аэродроме, позволяющий производить на нем взлет и посадку самолетов. В зависимости от характера оборудованное™ ВПП может быть с естественным и искусственным покрытием. К… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Взлетно-посадочная полоса (ВПП) — часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП). Источник: СНиП 32 03 96: Аэродромы 3.4 взлетно посадочная полоса (ВПП): Часть ЛП,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Взлетно-посадочная полоса необорудованная — 11) необорудованная взлетно посадочная полоса ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку;. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных методических документов,… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса оборудованная — 12) оборудованная взлетно посадочная полоса один из следующих типов ВПП, предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам: а) ВПП, оборудованная для неточного захода на посадку ВПП, оборудованная визуальными… … Официальная терминология
Взлетно-посадочная полоса главная — 13. Главная ВПП ВПП на аэродроме расположенная, как правило, в направлении господствующих ветров и имеющая наибольшую длину в стандартных условиях. Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 Об утверждении нормативных методических… … Официальная терминология
предпочтительная по шуму взлетно-посадочная полоса — предпочтительная по шуму ВПП Взлетно посадочная полоса многополосового аэродрома, при использовании которой шумовое воздействие на население, проживающее вблизи данного аэропорта, минимально. [ГОСТ 26120 84] Тематики акустика авиационная… … Справочник технического переводчика
Правописание «в аэропорту»: верное окончание, как склоняется и употребляется
Слово «аэропорт» по грамматике не вполне обычное для русского языка: оно имеет так называемый местный падеж, который, как и предложный, употребляется только с предлогом, причём одним-единственным – «в». Поэтому, если имеется в виду место пребывания, то правильно пишется «в аэропорту» : «встречу в аэропорту»; «работаю в аэропорту», и т.п. Ударение в таких случаях падает на «у», то есть на окончание: в аэропорту́. Кроме того, в местном падеже между предлогом и словом, к которому он относится, никакие другие слова не вставляются.
Грамматика
Слово «аэропорт» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения. Постановка ударения и разделение переносами аэ-ро-по́рт. Падежные формы:
Значение
Существительное «аэропорт» в русском языке употребляется в обще-специальном и специальном значениях:
Примечание: предприятия сельхозавиации и занятые нерегулярными перевозками аэропортами не являются; они – аэродромы, взлетно-посадочные площадки, крупные – гражданские авиабазы.
О местном падеже
Необходимость местного падежа в русском языке – предмет спорный. И с точки зрения фонетики (по лёгкости произношения), и по орфографии (по простоте правописания) удобнее было бы писать предложный падеж как местный, выделив в нём отдельную форму для предлогов «о» и «об» с окончанием «е», тем более, что слов, требующих местного падежа, в русском языке очень мало. Будем надеяться, что лингвисты когда-нибудь да разберутся окончательно в этом вопросе.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Поиск ответа
Вопрос № 300016 |
Ответ справочной службы русского языка
Словари лучше использовать в соответствии с их «специализацией». Например, в том, что касается правописания, рекомендации толкового словаря имеют меньшую силу, чем орфографического.
Кроме того, полезно почитать о принципах составления конкретного словаря. Так, словарь «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы ставит целью дать единственный вариант ударения, и его рекомендации довольно строги (подробнее об этом написано здесь). Орфографический словарь РАН в этом смысле более демократичен: в нем указаны в том числе варианты, характерные для непринужденной речи (при этом дикторам радио и телевидения в работе эти варианты лучше не употреблять).
Поэтому, если вы настроены следовать самым строгим нормам ударения, ориентируйтесь на «Русское словесное ударение», но если в непринужденной речи вы используете другие варианты из орфографического словаря, это тоже не будет ошибкой.
Также о словарях см. вопросы 292114 и 283908.
Ответ справочной службы русского языка
В значении ‘очень много, бесчисленное множество’ употребляется сочетание видимо-невидимо. В заголовке лучше поставить тире: Видео – невидимо.
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта правильны. При этом в некоторых словарях они указаны как равноправные, в некоторых – предпочтение отдается ударению полос у (при указании на допустимость варианта п о лосу ).
Ответ справочной службы русского языка
Указанные запятые не требуются.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Допустимы оба варианта, предпочтительно: полос у (такое ударение соответствует строгой литературной норме).
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите ударение в слове «полоса» в словочетании «на встречную полосу «
Ответ справочной службы русского языка
Корректны два варианта: _ пОлосу _ и _ полосУ _.
И в третий раз 🙂 Подскажите, корректно ли составлено следующее предложение: «Чтобы просмотреть оставшуюся информацию, необходимо использовать полосу прокрутки (scrollbar): каждое окно имеет вертикальную и горизонтальную полосу прокрутки». Интересует адекватность двоеточия перед фрагментом, ранее заключавшемся в скобки. Спасибо. P.S. Почему не отвечаем?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка