Поиск ответа
Вопрос № 305887 |
Как правильно писать в финансовой отчетности «дебеторская задолженность» или » дебитор ская задолженность»
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: дебитор ская задолженность. Прилагательное дебитор ский образуется от существительного дебитор .
Оплата услуг в неустановленные Договорами сроки, приведет к формированию дебитор ской задолженности
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна, как и заглавная буква в слове договорами.
Добрый день! Пожалуйста, подскажите, нужна ли запятая в следующей фразе:
«Из ответа клиента я не поняла (,) почему именно дебитор не платит…». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Как будет правильно:
«. дебитор ская и кредиторская задолженность. » или
«. дебитор ская и кредиторская задолженности. «?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
На какой слог ударение в слове «кредиторская (задолженность)» и » дебитор ская»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верно: кредит о рская, дебит о рская.
Почему слово дебитор ы пишется с буквой «и», слово дебет не является проверочным?
Ответ справочной службы русского языка
На какой букве должно быть ударение в слове дебитор ская?
Ответ справочной службы русского языка
Интересует правильность написания словосочетания «деб?торская задолженность». Терзаюсь между вариантами » дебИтор ская задолженность» и «дебЕторская задолженность»
Ответ справочной службы русского языка
ДОбрый день! Хотела уточнить ударение в слове » дебитор ская». Вроде, на третий слог, но в словаре подтверждения не нашла.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: дебитор ская задолженность (от сущ. дебитор ). См. также здесь.
Объясните, пожалуйста, почему «дебет», но » дебитор ская задолженность»?
Ответ справочной службы русского языка
Слова кредитор и дебитор образованы от другой глагольной основы. Их в латинском три. И иногда глаголы, различающиеся в настоящем времени, совпадают в других временах.
как правильно: дебеторская или дебитор ская?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Помогите разрешить спор, как правильно: о признании нереальной ко взысканию просроченной дебитор ской задолженности или просроченную дебитор скую задолженность?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: о признании. задолженности.
Как правильно пишется слово «дебеторка» или «дебиторка»?
При ведении документации начинающие бухгалтера часто сталкиваются с проблемой правильного написания слов из бухгалтерской терминологии. Если даже отчёт посчитан правильно, то присутствие в нём грамматических ошибок может существенно понизить качество работы, и заставить сомневаться в грамотности бухгалтерского специалиста. Нередко появляются сомнения, как правильно писать дебеторка или дебиторка, когда в слове «дебет» во 2-ом слоге стоит «е». При этом слово «дебитор» пишется уже с «и». Попробуем разобраться.
Как правильно писать
На первый взгляд, слово «дебитор» должно происходить от термина «дебет», но такое мнение ошибочное. В латинском языке слово «debitor» дословно означает «должник», а слово «debet» переводится как «он должен». Как следует правильно писать безударную гласную сложно проверить посредством однокоренных слов в якобы заимствованном слове. Поэтому верное правописание нужно просто запомнить.
Также, решая какое написание верное, не забывайте, что это слово представляет собой разговорную форму бухгалтерского термина «дебиторская задолженность». При неформальном общении его употребление допустимо, но в официальных бумагах жаргонизмы употреблять крайне не желательно.
Какое правило здесь следует применять
Как уже было сказано, имя существительное «дебиторка» является жаргонным выражением такого термина, как «дебиторская задолженность». Сложности в написании обычно возникают во 2-ой безударной гласной данного слова. Главное заблуждение здесь – проверка словом «дебет». Но оно произошло от слова «дебитор». Его следует писать с буквой «и». С помощью ударения сделать проверку не удастся. Написание этой лексемы, позаимствованной из латинского языка, сохраняет оригинальный вариант «debitor». Поэтому и в русском языке должно писаться через «и».
Примеры предложений
Для примера можно привести такие варианты:
И таких примеров очень много.
Как неправильно писать
Неправильно будет, если во втором слоге слова вместо буквы «и» написать «е». При сомнениях, как писать дебиторская или дебеторская задолженность, следует помнить, что верный вариант первый.
Значение
Дебиторские обязательства являются неотъемлемой составляющей актива балансового бухгалтерского отчёта. Другими словам, это недвижимость и средства организации, которые в данный момент по тем или иным причинам находятся за её пределами. Данные активы отображаются в счетах:
Кредиторские обязательства, в отличие от дебиторских, отображаются в пассиве балансового отчета. Это деньги, взятые организацией для временного использования, которые через определённое время нужно вернуть.
Синонимы
Синонимами к слову «дебиторка» являются: дебиторская задолженность, долг, ссуда, задолженность компании.
Вывод
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что слово «дебиторка» походит от термина «дебитор», а не от «дебет». Поэтому данное слово следует писать через «и».
Что такое дебиторская и кредиторская задолженность
«Подбить дебет с кредитом» — эту фразу все мы слышали не раз. Очевидно, что пришла она в разговорную лексику из сферы финансов, точнее из бухучета. Разберемся, что означают эти термины, и каково их значение для бизнеса.
Представим ситуацию. Максим — студент финансового факультета государственного вуза. На экзамене по бухучету ему попадается билет с вопросом «Что такое дебиторская и кредиторская задолженность». Максим уверенно, но нудно излагает зазубренную главу учебника.
Профессор, которому наскучило слушать теоретическую «воду», задает студенту прямой вопрос: «А что хуже для предприятия на практике – дебиторская задолженность или кредиторская?» Максим чувствует подвох в словах экзаменатора – ответ вроде лежит на поверхности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Кто такие дебитор и кредитор
Любой бизнес предполагает взаимоотношения с государством, другими организациями и обычными людьми. Большинство из этих участников рынка по отношению к вашему предприятию считаются контрагентами, то есть внешними партнерами. Они покупают у вас товар или услугу, или наоборот продают их вам.
Помимо контрагентов у большинства организаций есть штат работников, которые в обмен на денежную плату предоставляют профессиональные услуги. Сотрудники и подотчетные лица организации – ее внутренние партнеры.
Если рассматривать обе категории через призму финансовой деятельности, то по отношению к вам, как предпринимателю, они могут выступать в роли кредитора или дебитора. Это полярные и неотрывные друг от друга понятия.
Дебитор не может существовать без кредитора и наоборот. При этом одно и то же юридическое или физическое лицо может одновременно быть как в одной роли, так и в обеих сразу.
Дебитор – это должник, то есть предприниматель или организация, имеющие перед кредитором дебиторскую задолженность. Образоваться она может по разным причинам.
Дебиторами по отношению к организации, к примеру, будут считаться:
Кредитор – юридическое или физическое лицо, которому дебитор задолжал деньги или другие активы. В этом случае говорят о кредиторской задолженности.
В чем выгода этих взаимоотношений
Отношения кредитора и дебитора возникают в том случае, если одна из сторон не может выполнить обязательства на момент заключения сделки, однако для обоих партнеров она выгодна. Чтобы не упустить возможность, они договариваются растянуть исполнение договора «во временном масштабе».
Причины, по которым партнеры не могут провести сделку одномоментно, могут быть разными:
Такого рода финансовые взаимоотношения позволяют экономике государства быстрее развиваться. Для предпринимателя возможность взять в долг денежные средства, сырье или готовый продукт – катализатор роста, допинг, благодаря которому бизнес набирает силы для борьбы за «место под солнцем».
Рефинансирование кредита в Совкомбанке можно сделать по самым выгодным условиям с небольшим пакетом документов. Можно взять от 10 000 до 990 000 рублей на срок до 5 лет. Оставьте заявку на рефинансирование кредита на сайте банка, чтобы снизить ежемесячный платеж по кредиту и уменьшить его процентную ставку.
Почему возникает дебиторская и кредиторская задолженность
Вникать в нюансы бухгалтерского учета проще на реальных примерах. Давайте рассмотрим каждый случай в отдельности.
Дебиторская задолженность
Рассмотрим, как формируется дебиторская задолженность предприятия, сквозь призму различных жизненных ситуаций.
Кредиторская задолженность
Теперь перейдем к кредиторской задолженности. Для обывателя она, как правило, более очевидна.
Такая задолженность формируется в следующих ситуациях:
Все эти случаи бухгалтер отражает в графе «кредиторская задолженность» бухучета организации.
Виды дебиторской задолженности
Текущая (краткосрочная)
Срок погашения – менее 1 года.
Просроченная (неоправданная)
Как учитываются дебиторская и кредиторская задолженности
Чаще всего в «дебиторку» компании попадают покупатели либо контрагенты, берущие займы, в том числе физические лица.
Оба вида задолженности фиксируются при бухучете на отдельных счетах:
Как работать с дебиторами
Очевидно, что перед заключением сделки для кредитора важно тщательно проверить способность потенциального дебитора исполнить условия договора в назначенный срок.
Анализ следующих факторов позволит составить картину платежеспособности партнера и принять верное решение:
Причины просрочки дебиторской задолженности
Страхование рисков – надежный способ предотвратить финансовый ущерб при отказе партнера (его физической невозможности) от выполнения обязательств по договору.
Если страховка не оформлялась или не покрывает убытки, предприниматель может обратиться в Бюро по работе с дебиторами. Это учреждение взыщет ущерб с неплательщика, в том числе через суд.
Меры воздействия на недобросовестного контрагента могут быть разные, в том числе:
В любом случае обманутый бизнесмен вряд ли продолжит вести дела с недобросовестным партнером.
Вернемся к нашему студенту и каверзному вопросу профессора: Какая же задолженность лучше для бизнесмена? Казалось бы, очевидно, что дебиторская задолженность предпочтительнее, чем кредиторская, поскольку говорит о том, что должны ВАМ, а не ВЫ.
Однако, «дебиторка» – это «мертвые» деньги, которые предприниматель не может направить на расширение и развитие бизнеса, пока контрагент не вернет их. В то же время кредиторскую задолженность грамотный бизнесмен всегда сможет использовать с выгодой.
Что такое дебиторская задолженность
Привычные для бухгалтеров термины плавно вливаются в жизнь обычных россиян и предпринимателей. Для того чтобы понимать о чем говорят в новостях, либо что подразумевают контрагенты, когда оперируют словами «дебиторка» или «кредиторка» следует разобраться в терминологии. Бробанк разъяснит, что такое дебиторская задолженность, и в чем ее отличие от кредиторской.
Описание «дебиторской задолженности» простыми словами
Дебиторская задолженность, она же дебиторка — это все суммы, которые контрагенты, граждане, компании или другие должники обязаны заплатить предприятию или индивидуальному предпринимателю. Если описать дебиторку простыми словами, то это все неоплаченные долги, которые находятся в балансе по дебетовому счету. Это может быть долг подрядчика, неоплаченный счет за товар или услугу со стороны покупателя или расчет с другими подотчетными лицами.
Дебиторская задолженность относится к имущественным активам, поэтому подлежит обязательной инвентаризации, которую проводят независимо от срока погашения. В состав дебиторки входят не только денежные долги, но и другие неисполненные обязательства. Чтобы понимать, когда речь идет о дебиторской задолженности, приведем несколько примеров:
Кроме того к появлению дебиторки могут привести:
Каждая из таких операций приводит к формированию дебиторской задолженности по счетам предприятия или ИП.
Что хорошего и плохого в дебиторке
Без дебиторской задолженность никакой бизнес в принципе невозможен, разве что все контрагенты будут рассчитываться только по предоплате. Но большинство партнеров предпочитают схему постоплаты, когда вначале поступает товар или оказывается услуга, а потом происходит расчет. Поэтому при завоевании новых рынков сбыта и расширении клиентской базы дебиторка неизбежна.
С другой стороны отсрочка платежа выгодна для обеих сторон: покупатель получает «чужие» оборотные средства, а продавец новый рынок сбыта. Главное в этом случае не накапливать много долгов.
Большая дебиторская задолженность негативно сказывается на финансовом состоянии компании. Оборотные средства не поступают на счета, и наступает стагнация. Чем больше объем задолженности, тем выше риск ее невозврата. Это может пагубно сказаться на устойчивости бизнеса.
У предприятия или предпринимателя постепенно иссякает источник средств для ведения дел. Приходится для удержания на плаву ожидать возврата дебиторки или открывать собственную кредиторскую задолженность. В этом случае уже свой долг требует затрат на возврат и комиссию, которые устанавливают кредиторы.
Различия между кредиторской и дебиторской задолженностью
Начинающие предприниматели иногда могут считать, что хорошо, когда есть дебиторская задолженность и плохо, когда есть кредиторская. В обывательском понимании дебиторка — всё что должны вам, кредиторка — всё что должны вы.
Отсутствие долгов в пользу ИП со стороны контрагентов говорит об осторожной стратегии. Из-за боязни рискнуть предприниматель работает только по предоплате либо расчетами в день поставки. Но такой подход в длительной перспективе невозможен. Тем более, что он лишает бизнес части прибыли, которую могут приносить добросовестные плательщики.
Кредиторская задолженность более показательный параметр. Многие компании могут обходиться почти полностью без нее. Но с расширением клиентских связей, все равно возникают договорные отношения с частичными предоплатами, либо клиент берет взаймы у других кредиторов.
Даже сформированный фонд заработной платы, сумма для выплаты дивидендов акционерам или объем начисленных налогов относятся к кредиторской задолженности. Поэтому правильнее оценивать не наличие дебиторки и кредиторки как таковых в балансе предприятия, а обращать внимание на их соотношение.
Если не использовать бухгалтерские формулы, то вкратце можно сформулировать такие тезисы:
Важно помнить, что существенный перекос ни в одну, ни у другую сторону невыгоден для стабильного бизнеса.
Виды дебиторки
Классифицируют дебиторскую задолженность по нескольким признакам. С точки зрения бухгалтерии, обращают внимание период, за который долги будут погашены. По этому критерию выделяют:
По типу оплаты дебиторские задолженности бывают:
Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность
Сомнительной задолженность со стороны дебитора не может стать до тех пор, пока не истечет срок оплаты. Если конкретной даты в договоре с контрагентом нет, то ее определяют субъективно исходя из характера и содержания аналогичных сделок. Кроме того сомнительным долг может быть признан не только исходя из даты, но когда в СМИ или других источниках опубликовали информацию о финансовых трудностях контрагента. Как только появляются подозрения, что дебиторка может стать сомнительной бухгалтерия начинает формировать резервы под нее.
Безнадежным долг дебитора становится тогда, когда у компании нет шансов его вернуть. Это происходит в двух случаях:
Очень редко дебиторка сразу становится безнадежной. Обычно процесс начинается с сомнительной. Какой формировать резерв под сомнительную задолженность компания решает после проведения инвентаризации.
Способы снижения сомнительной и безнадежной дебиторки
Каждый предприниматель сталкивается с дилеммой: затормозить средства в дебиторке или упустить выгоду, отказывая потенциальным клиентам. Поэтому важно заранее определить максимальный размер дебиторской задолженности с учетом стоимости заемных средств, которые понадобится взять до момента расчета должников. Кроме того не упустить момент, что не все контрагенты могут быть финансово дисциплинированными. А также включить вероятность форс-мажоров и других непредвиденных просрочек при зачислении средств.
Чтобы минимизировать риски возникновения сомнительных и невозвратных долгов можно использовать такие инструменты:
Наименование | Описание |
Авансовые расчеты | Если все договора будут предусматривать 100% предоплату, то большая часть дебиторки не сформируется. Минус — не все клиенты готовы работать по такой схеме, а это напрямую отразится на прибыли и упущенных выгодах. Вариант подходит только для монополистов или сфер, где очень низкая конкуренция. |
Обеспечение сделки | В качестве обеспечения может выступать залог, поручительство или банковская гарантия. При нарушении договорных обязательств гарант берет на себя обязательства по исполнению расчетов. Либо в распоряжение предприятия переходит залог-обеспечение поставщика. |
Аккредитив | При таком варианте расчетов в сделке принимает участие банк, который оформляет аккредитив. Деньги поступают не напрямую продавцу, а на спецсчет в банке. После этого банк информирует поставщика о зачислении средств, а тот отгружает товар или оказывает услугу. Когда поставщик предоставляет в банк документы об исполнении обязательств, то получает расчет. Аккредитивная форма расчетов защищает интересы и продавца и покупателя, но за услугу понадобится платить третьей стороне — банку. |
Для снижения рисков до заключения договора следует провести экспертизу контрагента:
Кроме того важно уделить внимание тем представителям контрагента, которые подписывают договора. Проверить их полномочия и права на такие действия, чтобы сделка была законной.
Что делать с проблемной дебиторкой
Когда долг уже отнесен к сомнительной дебиторке, для компании, которой должны, еще не все потеряно. В-первую очередь следует запустить процесс планомерной работы по взысканию долга. Законные методы состоят из таких этапов:
Еще один способ минимизировать риски невозврата дебиторской задолженности — застраховать ее. В страховом договоре прописывают условия страхового случая, правила оценки платежеспособности поставщика и другие пункты, которые помогут отрегулировать действия сторон.
Виды дебиторской задолженности: проводим анализ и снижаем риски
Вопросы, рассмотренные в материале:
Причиной появления дебиторской задолженности всегда является разрыв между сделкой купли-продажи и оплатой товара. Иными словами, речь идет о разновидности финансовых вложений одной компании в другую. Поэтому для эффективного управления «дебиторкой» важным становится сохранение допустимых границ этого актива. Далее мы расскажем про виды дебиторской задолженности, связанные с ними риски и про используемые в этом случае принципы формирования системы работы.
Понятие и виды дебиторской задолженности
Финансовая стабильность любой компании требует превышения суммы дебиторской задолженности над кредиторской.
Дебиторская задолженность – это имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, входящим в число ее должников.
Дебиторскую задолженность принято рассматривать как:
Оборотный капитал компании состоит из:
Таким образом, дебиторская задолженность входит в оборотный капитал фирмы.
Причиной появления разных видов дебиторской задолженности может стать невыполнение договорных обязательств, излишне уплаченные налоги, взысканные сборы, пени, выданные денежные суммы подотчет.
Выделяют два вида дебиторской задолженности предприятия:
Нормальным называется долг за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но при этом право собственности перешло к покупателю. Также поставщику (подрядчику, исполнителю) может быть перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Тогда как второй тип состоит из неоплаченного в установленный договором срок долга за товары, работы, услуги. Просроченный вид дебиторской задолженности делят на сомнительный и безнадежный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».
После истечения срока исковой давности сомнительный вид дебиторской задолженности меняет статус на безнадежный, который невозможно взыскать.
Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».
Нереальный к взысканию вид дебиторской задолженности, возникает из-за:
По предполагаемым срокам погашения дебиторская задолженность бывает двух видов:
Отметим, что при просроченном виде «дебиторки» стоит применять отсрочку (рассрочку) платежа, рассчитываться акциями, векселями, использовать бартер. Однако в случае предоставления отсрочки нужно изучить платежеспособность и деловую репутацию контрагента.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Способы оптимизации дебиторской задолженности
Предупредить образование дебиторской задолженности можно при помощи заранее подготовленного четкого плана ведения расчетов. За счет грамотно использования в финансово-хозяйственной деятельности собственных средств сокращается величина дополнительных издержек.
Компании важно быть аккуратной при выборе клиентов для сотрудничества, как можно более педантично прорабатывать и согласовывать условия сделки. Не стоит подписывать контракт, пока вы не видели максимально возможный комплект учредительных документов, не представили себе положение клиента на рынке, его платежеспособность и исполнительность по отношению к другим юридическим и физическим лицам. Предприятиям лучше пользоваться системой стандартов оценки потенциальных клиентов, сотрудников.
Современный бизнес имеет множество общедоступных инструментов для проверки контрагентов. В их число входят сайт налоговой, картотека арбитражных дел, реестр исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов и прочее. Чтобы минимизировать риски, рекомендуется вводить и использовать штрафные санкции, четкие этапы по работе с должниками. Приведем бытовой пример: при наличии долга по коммунальным услугам, согласно договору, неплательщику могут перекрыть доступ к энергоресурсам.
Чтобы сократить любой вид дебиторской задолженности, можно использовать такие способы:
Поскольку крупные компании работают одновременно с большим количеством контрагентов, им сложно обойтись без специального маркетингового, планового отдела. Его сотрудники отвечают за подробный анализ состояния взаиморасчетов, разработку и применение на практике эффективной тактики выбора бизнес-партнеров. Также данные специалисты должны подобрать наиболее выгодные условия, содержание контрактов и предложить способы оптимизации действующих сделок.
Так, отдельная служба начинает играть очень важную роль в финансово-кредитных учреждениях, когда их клиентами становятся как юридические, так и физические лица. Ведь в этом случае нужен подбор и анализ наиболее приемлемых условий для заключения соглашений.
Чтобы снизить объем «дебиторки» компаний, банк может внести в условия договора большой штраф за неисполнение обязательств. Для граждан также стоит прописать вероятность безакцептного списания долга с личного счета должника при невозможности предоставить деньги кредитору в установленный срок.
Еще одним вариантом, позволяющим снизить экономические риски, затраты организации, является смягчение требований по отношению к должнику. Допускается предоставление ему отсрочки, рассрочки, реструктуризации. В этом случае у неплательщика появляется шанс восстановить платежеспособность, чтобы удовлетворить требования кредитора.
Представим, что за определенный период компания потребила некоторый объем электроэнергии, но не заплатила поставщику. Теперь ей грозит отключение света. Поскольку применение столь строгой меры станет причиной для полной остановки работы, руководитель-должник выходит на переговоры с поставщиком и просит отсрочку в три недели. Для кредитора этот срок не представляется критичным, а такая уступка – это возможность получить деньги и сохранить партнерские отношения.
Во время досудебного урегулирования сложившейся ситуации необходимо постоянно работать с клиентом, только при этом условии удастся не просрочить взыскание. На первых этапах дебитору направляются уведомления, письменные претензии, предложения закрыть долг в установленный срок. Переговоры должны вестись в формате личных встреч, звонков по телефону, переписок по e-mail.
В результате стороны могут прийти к мировому соглашению, пересмотреть условия договора. В качестве предоставления гарантии кредитору со стороны заемщика может использоваться обеспечение контракта. Допустим, договор ипотечного кредитования предполагает, что получатель займа оставляет недвижимость в виде залога.
Обычно добиться высоких показателей закрытия разных видов дебиторской задолженности удается за счет использования системы поощрений. За досрочное перечисление аванса заказчик получает скидку на услуги. Но чтобы фирма не ушла в минус, а исполнительность клиентов повысила оборачиваемость средств, важно заблаговременно просчитать доходность таких мероприятий.
Может быть полезным введение премирования для должностных лиц как за достижение высокого уровня продаж, так и за своевременное исполнение договорных обязательств клиентами. Неэффективная работа отдела влечет за собой сокращение вознаграждения работников. В результате в компании формируется четкая взаимосвязь между уровнями профессионализма и дохода сотрудников.
Маркетологи составляют список контрагентов, которым стоит отказать в продолжении сотрудничества, отталкиваясь от результатов исполнения договоров, состояния взаиморасчетов. Осуществляя поставки, перечисляя авансы таким фирмам, кредитор рискует потерять ресурсы.
Бывает, что мирное урегулирование ситуации не представляется возможным, тогда дело направляется в суд. Далее должник привлекается к ответственности: с него в принудительном порядке взыскивается дебиторская задолженность при помощи изъятия денежных средств, имущества. Для неплательщика данная процедура несет разные виды отрицательных последствий, а именно: происходит ограничение его деятельности, территориального перемещения, права управления транспортом (если речь идет о физических лицах), производится арест и реализация объектов собственности.
Анализ дебиторской задолженности организации
Если вы хотите наглядно увидеть разные виды дебиторской задолженности по срокам просрочки платежа, стоит построить график анализа. Он поможет проанализировать показатели как по видам просрочки, так и по клиентским менеджерам, филиалам. Наличие динамики «дебиторки» с указанием общих сумм позволяет не рассчитывать их дополнительно.
Таким образом организация отслеживает размер дебиторского долга и разные виды показателей, вычисленные на его основе.
Коэффициент дебиторской задолженности сокращенно называется Кдз и используется для отображения той части активов компании, которую составляют долги. Для его вычисления применяют такую формулу:
где ДЗ – сумма всех видов дебиторской задолженности;
А – все активы компании.
Еще одним важным показателем считается коэффициент оборачиваемости. Он показывает скорость погашения дебиторского долга, то есть, как быстро контрагенты оплачивают товары. Данный показатель позволяет понять, какое количество раз за период фирма получила оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. С его помощью определяют, насколько эффективно взыскиваются долги с контрагентов. В этом случае применяют формулу:
Кодз = Выр / СрОстдз,
где Кодз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Выр – выручка за период;
СрОстдз – средний остаток дебиторки».
Рассчитывают данный показатель, складывая разные виды дебиторских денежных обязательств на начало и конец периода, после чего делят на два. При помощи коэффициента оборачиваемости удается узнать усредненное количество дней, на протяжении которых долг остается неоплаченным.
Сразу скажем, что эти показатели не предполагают наличия нормальных значений. Компания сама решает, в каких пределах должны находиться коэффициенты, отталкиваясь от особенностей своей деятельности. Высокий коэффициент оборачиваемости свидетельствует о том, что покупатели быстро выплачивают разные виды долгов, а это лучший исход для каждого предприятия. Однако нужно понимать, что высокая оборачиваемость не всегда становится показателем эффективной работы фирмы.
Как создать систему управления дебиторской задолженностью
Эффективной можно считать систему управления разными видами дебиторской задолженности, если она позволяет справиться с такими задачами:
Этап 1. Определение правил игры.
Этот этап состоит из следующей последовательности действий:
Подготовка регламентов в отношении:
Практически всегда ранняя оплата сопряжена с предоставлением скидки, по этой причине закупщикам выгоднее покупать по предоплате, а продавцы предпочитают отгружать в долг. Даже несопоставимость стоимости такого финансирования контрагентов и цены привлекаемых кредитов не становится серьезным аргументом. Дело в том, что банковские проценты не учитываются в EBITDA, и замотивированные на такой показатель менеджеры готовы сопротивляться до конца.
Шаг 2. Персонализация ответственности за исполнение регламентов, что позволяет прикрепить к каждому контрагенту отдельного менеджера, а также назначить для каждого процесса ответственного представителя подразделения. Говоря о менеджере, мы имеем в виду менеджера отдела продаж/отдела закупок (ОП/ОЗ), а в число обсуждаемых подразделений входят финансовый департамент (ФД), коммерческий департамент (КД), юридическая служба (ЮС) и служба безопасности (СБ). При этом бухгалтерия включается в ФД.
В реальном бизнесе часто используется распределение ответственности, при котором ответственность за продажи и взыскание дебиторских долгов несут разные департаменты, чьи цели противоположны друг другу.
Шаг 3. Определение ответственности за нарушение регламентов на двух уровнях:
Шаг 4. Мотивация на соблюдение регламентов. Сокращение различных видов дебиторской задолженности не всегда возможно лишь за счет штрафных санкций. Такой подход может не только сохранить имеющиеся просрочки, но и снизить мотивацию персонала и партнеров компании. А значит, помимо мер ответственности, стоит сформировать принципы мотивирования. На практике свою эффективность успели доказать такие решения:
Шаг 5. Пропаганда и разъяснение «правил игры». Сотрудники и контрагенты будут выполнять регламенты только при условии, что они их понимают и чувствуют себя активными соучастниками. В противном случае они будут выступать в роли формальных исполнителей, работающих под угрозой санкций или в ожидании выгоды. Если вам удастся сформировать максимально понятную и прозрачную систему, менеджеры сами будут напоминать контрагентам о сроках погашения долга. Еще один плюс такой ситуации: вы увидите, насколько ваши специалисты профессионально справляются с подготовкой первичной документации.
Иногда исходящие от персонала идеи («снизу») или от заинтересованных партнеров («сбоку») становятся лучшими инструментами для заблаговременного предотвращения проблем или «расшивания» сложных видов дебиторской задолженности.
Этап 2. Планирование показателей.
Тактическое планирование представляет собой определение общих принципов работы с продуктами и контрагентами на конкретный отрезок времени. Тактические принципы формирования задолженности должны быть направлены на достижение прямых и косвенных видов целей предприятия на конкретный период. К первому виду относятся рост прибыли, оборота, доли рынка, а ко вторым – политические, имиджевые цели и пр.
Операционным планированием называют установление лимитов (нормативов) и условий работы для конкретных партнеров и ассортиментных позиций. Операционные планы являются распределением тактических планов по «карте» партнеров. Поясним, что партнеров распределяют с определением матрицы условий работы по каждому из сегментов.
Сегментирование приходится проводить, поскольку не все партнеры одинаково интересны и значимы для компании с экономической точки зрения. Эффективное разделение на виды требует выделения критериев, отражающих особенности бизнеса, а также свойственные ему и контрагентам риски по таким параметрам:
Отметим, что степень детализации не должна значительно усложнять и повышать стоимость первоначального планирования, дальнейшего сопровождения сотрудничества с партнерами. Поэтому обычно применяют три вида базовых приемов:
Для каждого сегмента следует установить рейтинг привлекательности и политику работы с данным видом контрагентов.
Среди целей сегментации стоит назвать не только повышение прибыли и решение маркетинговых задач, также к ним относится диверсификация дебиторов для сокращения уровня финансовых рисков. Причиной последних обычно становятся неуплата монопольным заказчиком или проблемы в отдельном секторе рынка. Если компания периодически авансирует слишком крупных контрагентов, необходимо просчитывать разные виды рисков и их возможные последствия. Иногда потенциальный убыток может стать причиной для банкротства предприятия, тогда рекомендуется отказать в кредите даже при низкой вероятности дефолта.
В идеале для оптимизации доходности, ликвидности, риска и целевых маркетинговых показателей компания должна установить максимальный допустимый объем всех видов дебиторской задолженности в совокупности, а также по контрагентам, их сегментам, отдельным ассортиментным и закупочным позициям.
Когда подготовлен перечень условий и выбраны способы оценки рисков, нужно перейти к планированию (спрогнозировать и ограничить) объемов вовремя неинкассированной задолженности и порядка работы в этом случае. В том числе ее своевременную оценку, продажу и списание с дальнейшей компенсацией потерь за счет их включения в цену товаров, продаваемых на условиях отсрочки, или в скидку ценностей, приобретаемых на условиях предоплаты.
Далее создается система штрафных санкций, которая не должна отпугивать надежных контрагентов, но при этом мотивировать к исполнению обязательств и возмещать потенциальные финансовые потери и упущенную выгоду.
Этап 3. Оперативная работа.
Данный этап сопряжен с постоянной проверкой исполнения регламентов и договоренностей, кроме того, обязательно идет мониторинг ключевых показателей, зависимости финансовой стабильности фирмы от текущего и прогнозного размера задолженности.
Оперативная работа предполагает одновременное решение сразу четырех задач:
1. Предотвращение необоснованного образования проблемных долгов – основная цель работы с разными видами дебиторской задолженности и факторами, определяющими их уровень. Для этого прогнозируют статусы задолженности по суммам и партнерам, создают и поддерживают в актуальном состоянии реестры фактической задолженности, подготавливают базу для таких действий:
2. Недопущение старения долгов, которые не были закрыты в установленный срок. Помимо уже указанных действий можно прибегнуть к штрафным санкциям, передать дело в судебное производство, уступить задолженность специализированным организациям.
3. Отслеживание уровня эффективности используемой политики закупок и продаж. Для этого сравниваются дополнительные доходы от наличия «дебиторки» со стоимостью ее фондирования с учетом премии за риск.
4. Управление ликвидностью. Если в компании становятся заметны проблемы с краткосрочной ликвидностью, можно предложить партнерам скидки за досрочную оплату или возможность рефинансирования текущих долгов через факторинг либо при помощи других инструментов. Незапланированные избыточные ресурсы можно направить на авансирование закупок, однако это делается лишь при условии дополнительного снижения закупочных цен или иных выгод за раннюю оплату.
Этап 4. Аудит «правил игры».
Вполне логично, что без своевременных актуализации и дополнения существующие регламенты не принесут должного результата. Внесение поправок в данные документы может происходить при:
Как показывает практика, некоторые изначально не указанные в регламентах проблемы и ситуации могут быть вписаны через некоторое время. Обычно в документах забывают написать о трех категориях проблем:
Иногда покупатель соблюдает график оплаты поставок, но не торопится погасить задолженность, допустим, за совместное участие в рекламной акции, в результате этот долг оказывается «бесхозным». Каждый подобный случай необходимо внимательно рассмотреть, чтобы внести поправки в регламенты и не допустить повторения ошибок.
Автоматизация учета дебиторской задолженности
Для эффективного управлению дебиторской задолженностью требуется автоматизация данного процесса, это позволит быстро получать актуальные данные и принимать верные управленческие решения, откроет доступ к информации для всех ответственных лиц. На сегодняшний день контролировать сроки дебиторской задолженности можно в различных бухгалтерских и финансовых системах, например, такая функция хорошо представлена в системе БИТ.Финанс.