Главная » Правописание слов » Как правильно пишется лебединое озеро

Слово Как правильно пишется лебединое озеро - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — балет Петра Чайковского в четырёх актах. Либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера.

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Содержание

Действующие лица

Сюжет

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя. В четырёх актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид (нем. Siegfried ) веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный её красотой и потрясенный её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом (нем. Von Rothbart ), Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц равнодушен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера)(корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида. [источник не указан 531 день] В другом варианте сюжета это Ротбарт вздымает волны. Но также есть советская версия, где Зигфрид вступает в бой с Ротбартом и побеждает его. Проклятье снято, лебеди превращаются в прекрасных девушек, а Зигфрид и Одетта обретают счастье. Есть также версия, где Одилия и Зигфрид прыгают в озеро.

История постановок

Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве. Оригинальная хореография была создана Юлиусом Резингером. Дирижер-постановщик Рябов, Степан Яковлевич. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская, и в третьем акте появилось новое Pas de deux принца Зигфрида и Одиллии, поставленное специально для неё М. И. Петипа.

Постановка Резингера была признана неудачной и не имела успеха. В 1882 году балетмейстер И. Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В 1894 году в концерте, посвященном памяти П. И. Чайковского был показан второй акт балета в постановке Льва Иванова. В главных партиях были задействованы итальянская танцовщица П. Леньяни и Солист Его Императорского Величества П. А. Гердт.

15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен целиком. Либретто заново пересматривалось Мариусом Петипа и М. И. Чайковским. Партитура — Мариусом Петипа и Рикардо Дриго. Хореография принадлежала (первая картина первого акта, второй акт, за исключением венецианского и венгерского танцев и апофеоз) Петлдосaович|Льву Иванову]] (вторая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы — во втором и третий акт).

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action Мариуса Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия В. Бурмейстера, а наиболее распространенные замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных П. И. Чайковским для Pas de six и Pas de deux Собещанской и включение в четвертую картину дуэта на музыку второй вариации из Pas de six.

Постановки

Редакция балета была поставлена в других городах среди которых: Тбилиси (в 1928 году балетмейстером Р. Баланотти, а также в 1945 и 1954 годах, балетмейстером Вахтангом Чабукиани); Ереван (в 1940 году балетмейстером Леонидом Лавровским).

В мире балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок:

Библиография

Интересные факты

См. также

Ссылки

Лебединое озеро

Сцена из II акта в постановке 1877 года
Композитор
Произведения П. И. Чайковского
Оперы Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта
Балеты Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик
Симфонии № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра
Концерты и концертные пьесы
для фортепиано с оркестром Концерт № 1 b-moll | Концерт № 2 G-dur | Концерт № 3 Es-dur
для скрипки с оркестром Концерт D-dur | Меланхолическая серенада b-moll | Вальс-скерцо C-dur
для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо A-dur | Pezzo capricciozo h-moll
Струнные квартеты № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll
Для фортепиано 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом)

Полезное

Смотреть что такое «Лебединое озеро» в других словарях:

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — Первый балет П.И. Чайковского (либретто В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера ). Написан в 1876 г., впервые поставлен В. Рейзингером в феврале 1877 г. в Большом театре*. В основе балетного сюжета лежит фантастическая история о девушке Одетте,… … Лингвострановедческий словарь

Лебединое озеро — Жарг. шк. Шутл. Классный журнал успеваемости. /em> Ср.: лебедь двойка, неудовлетворительная оценка. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — 1968, 83 мин., цв., ш/ф, 1то. жанр: фильм балет. реж. Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев, сц. Исаак Гликман, Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев, хореография Мариуса Петипа, Леонида Иванова, Константина Сергеева, опер. Анатолий Назаров,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — 1. Так в начале XX в. называли пруд с лебедями в Таврическом саду 2. Второй Северный пруд Приморского парка Победы … Словарь Петербуржца

Лебединое озеро — Непрочное супружество … Сонник

Лебединое озеро. Зона — Лебединое озеро. Зона … Википедия

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (1957) — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», СССР, ЦСДФ, 1957, цв., 82 мин. Фильм балет. История создания П. И. Чайковским балета «Лебединое озеро», а также различных сценических постановок с участием выдающихся исполнительниц партии Одетты Одиллии. Балет в постановке… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (1968) — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», СССР, Ленфильм, 1968, цв., 83 мин. Фильм балет. Экранизация одноименного балета П. И. Чайковского. В фильме принимали участие артисты балета Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова и… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ЗОНА — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ЗОНА», СССР Канада США Швеция, 1990, цв., 96 мин. Социально драматическая аллегория. Последняя кинематографическая картина, к которой имеет отношение Сергей Параджанов. Шесть лет он провел в заключении под Ворошиловградом.… … Энциклопедия кино

Источник

Лебединое озеро (балет)

Всего было три версии-постановки балета. Первые две считаются неудачными. Только третья, опрокинув все каноны академической хореографии, принесла балету не просто успех, но и бессмертие и является основой всех последующих классических редакций балета.

Вряд ли найдется балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой.

Необычайная популярность сделала этот балет символом всего академического балетного искусства. Но сам композитор великого успеха своего произведения не застал.

Содержание

[править] История создания

Идея постановки балета «Лебединое озеро» принадлежала дирекции московских Императорских театров.

Скорее всего, разные произведения по-своему интерпретировали старинную легенду, которая до того уже обратила на себя внимание деятелей балета: на этот сюжет композитор Даниэль Обер в 1839 году сочинил оперу по либретто Мельвиля и Эжена Скриба, называвшуюся «Озеро фей» (Le lac des fées), а в 1840 году балетмейстер Филиппо Тальони поставил на музыку этой оперы одноименный балет, русское его название «Озеро волшебниц».

[править] Первоначальное либретто

И вот — новое обращение к тому же сюжету.

[править] Действующие лица

Действующие лица по первоначальному либретто [6]

[править] Краткое содержание

Вот к этому либретто и стал сочинять музыку композитор Пётр Ильич Чайковский.

[править] Работа над музыкой

Первоначально в сценарной разработке Одетта и Одиллия были разными персонажами. Но в процессе создания музыки композитор решил, что они должны быть связаны между собой и очень похожи, что и привело принца к трагической ошибке. И тогда Петр Ильич внёс в партитуру, что Одетту и Одиллию должна исполнять в балете одна и та же балерина.

Юрий Алексеевич Бахрушин («История русского балета» М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) объяснял произошедшее: «Отказ Собещанской был вызван тем, что композитор не написал для нее в 3-м акте ни одного танцевального номера — она участвовала только в танцах невест. В связи с этим Собещанская поехала в Петербург и попросила Петипа поставить специально для неё соло на музыку Минкуса в 3-м акте „Лебединого озера“. Петербургский балетмейстер охотно исполнил её желание, но Чайковский наотрез отказался включать в свой балет музыку другого композитора, предлагая написать свою собственную. Однако балерина не желала изменять танца, поставленного для неё в Петербурге. В конце концов недоразумение было улажено: Чайковский согласился написать свою музыку для этого номера, такт в такт совпадающую с музыкой Минкуса. Собещанской настолько понравилась эта музыка, что она уговорила композитора сочинить ей ещё и вариацию, что также было выполнено Чайковским. Собещанская танцевала только в третьем спектакле и рассматривала написанные для неё танцевальные номера как свою собственность, а потому на премьере, где выступала Карпакова, эти танцы не исполнялись» [7]

Сольный танец, где балерина могла бы показать свое умение и блеснуть, казался очень важен для артистов, главное — для их карьеры. Поэтому обиды А. Собещанской как солистки и исполнительницы главной партии были вполне объяснимы.

Уже после завершения партитуры Чайковский написал вставной номер «Русский танец» для бенефиса балерины П. Карпаковой, исполнительницы главной партии в балете — Одетты. А еще через некоторое время для бенефиса балерины Собещанской, вышедшей в четвертом показе спектакля [8] (Бахрушин пишет, что в третьем), сочинил Pas de deux Зигфрида и Одиллии в 3-м акте [2] — Чайковский и Собещанская полностью примирились: композитор сочинил по её заказу танец, а она в знак примирения вышла с исполнением партии.

В итоге главную роль Одетты-Одиллии обе балерины — Собещанская и Карпакова — исполняли по очереди, а вот сольный танцевальный номер был у каждой — свой, чему оркестр и должен был соответствовать.

[править] Первая постановка

Ещё до полного окончания сочинения музыки, 23 марта 1876 года в московском Большом театре начались репетиции. Спектакль ставил балетмейстер Юлиус Венцель Райзингер, чешский балетмейстер, с 1871 года работавший в Московской труппе при императорских театрах.

Сценарий: В. П. Бегичев, В. Ф. Гельцер. Балетмейстер В. Рейзингер. Дирижер С. Я. Рябов. Машины и электрическое освещение — К. Ф. Вальц. Художники И. Шангин (I д.), К. Вальц (II и IV д.), К. Гроппиус (III д.)

Тем не менее, балет ещё какое-то время шёл на сцене Большого театра, правда, не часто — за 1877—1879 годы он был показан 27 раз [3] (по другим источникам: 24 раза [15] ).

[править] Вторая постановка

После чего балет был благополучно забыт.

[править] Классическая (третья) хореография балета

Петр Ильич Чайковский скончался от холеры 6 ноября (25 октября) 1893 года в Санкт-Петербурге.

Источник

Лебединое озеро

Смотреть что такое «Лебединое озеро» в других словарях:

Лебединое озеро — У этого термина существуют и другие значения, см. Лебединое озеро (значения). Лебединое озеро Сцена из II акта в постановке 1877 года … Википедия

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — Первый балет П.И. Чайковского (либретто В.П. Бегичева и В.Ф. Гельцера ). Написан в 1876 г., впервые поставлен В. Рейзингером в феврале 1877 г. в Большом театре*. В основе балетного сюжета лежит фантастическая история о девушке Одетте,… … Лингвострановедческий словарь

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — 1968, 83 мин., цв., ш/ф, 1то. жанр: фильм балет. реж. Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев, сц. Исаак Гликман, Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев, хореография Мариуса Петипа, Леонида Иванова, Константина Сергеева, опер. Анатолий Назаров,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО — 1. Так в начале XX в. называли пруд с лебедями в Таврическом саду 2. Второй Северный пруд Приморского парка Победы … Словарь Петербуржца

Лебединое озеро — Непрочное супружество … Сонник

Лебединое озеро. Зона — Лебединое озеро. Зона … Википедия

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (1957) — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», СССР, ЦСДФ, 1957, цв., 82 мин. Фильм балет. История создания П. И. Чайковским балета «Лебединое озеро», а также различных сценических постановок с участием выдающихся исполнительниц партии Одетты Одиллии. Балет в постановке… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (1968) — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО», СССР, Ленфильм, 1968, цв., 83 мин. Фильм балет. Экранизация одноименного балета П. И. Чайковского. В фильме принимали участие артисты балета Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова и… … Энциклопедия кино

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ЗОНА — «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ЗОНА», СССР Канада США Швеция, 1990, цв., 96 мин. Социально драматическая аллегория. Последняя кинематографическая картина, к которой имеет отношение Сергей Параджанов. Шесть лет он провел в заключении под Ворошиловградом.… … Энциклопедия кино

Источник

«Лебединое озеро» Чайковского: бессмертное и эталонное

Его называли последним романтическим произведением европейской культуры. Как создавался и трансформировался в веках один из самых известных балетов мира?

История создания: как детский балет превратился в новаторское произведение

В 1871 году Петр Ильич Чайковский написал одноактный детский балет «Озеро лебедей». Композитор представил публике произведение в имении Каменка.

А четыре года спустя, в 1875 году он получил заказ на написание балета от дирекции императорских театров. Тогда это было по меньшей мере необычно, ведь композиторы такого уровня балетов не писали. Однако Петр Ильич согласился и работал над музыкой около года, параллельно создавая еще и Третью симфонию.

В либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера история любви основывается на немецкой легенде и сказках со схожим сюжетом, когда злые чары обращают прекрасную девушку в белоснежного лебедя, а вернуть ей человеческий облик может только сила любви.

Единого мнения, что же послужило источником вдохновения для композитора, нет. Известно, что Петр Ильич однажды отдыхал в Черкасской области: любовался природой и видел грациозных лебедей. Бывал Чайковский и в Баварии: видел замок короля Людвига Второго в Нойшванштайне. Этот факт вдохновил балетных художников, которые в разные годы использовали для постановки декорации готического замка. Кстати, самого баварского короля считали прообразом принца Зигфрида.

Партитура произведения оказалась революционной в своей новизне. Известно, что композитор частично цитировал свою оперу «Ундина», которую сам ранее уничтожил. Однако музыка «Лебединого озера» оказалась самобытной и необычной. Типовая балетная музыка тех лет — простая, выполняющая роль ритмического сопровождения происходящего на сцене. Чайковский же с присущим ему симфонизмом создает мощные лирические темы, оказавшиеся сквозными для всего балета. Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году. Главную партию должна была исполнить прима-балерина Анна Собещанская, но она отказалась и даже поссорилась с Чайковским из-за отсутствия сольного номера в третьем акте. Впоследствии композитор все же пошел ей навстречу и увеличил третий акт за счет соло.

Эта постановка балетмейстера Венцеля Рейзингера на сцене Большого театра не встретила одобрения публики и критиков. Она продержалась в афише всего 8 сезонов. Критик Герман Ларош писал:

«По музыке “Лебединое озеро” — лучший балет, который я когда-либо слышал… По танцам “Лебединое озеро” едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».

Зато современники отметили работу декоратора Карла Вальца. Петербургский художник-декоратор трудился над визуальным сопровождением второго и четвертого актов «Лебединого озера». Он создал на сцене гористый ландшафт, а также отвечал за освещение во время спектакля. Карл Вальц выступил новатором, разработав технологию использования водяного пара. Так удалось создать иллюзию тумана над озером.

Известно, что во время написания финальной сцены Чайковский советовался с Вальцем, обсуждал в деталях бурю, которая разыграется на сцене. Впоследствии художник писал в своих мемуарах:

«При постановке балета П.И. Чайковский принимал живейшее участие в его декорационном оформлении и много беседовал об этом со мной. Особенное внимание было уделено Петром Ильичом финальному акту. В сцене грозы, когда озеро выходит из берегов и наводняет всю сцену, по настоянию Чайковского был устроен настоящий вихрь — ветки и сучья у деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами. Эта картина удавалась очень эффектно и занимала Петра Ильича. После грозы, для апофеоза, наступала заря, и деревья под занавес освещались первыми лучами восходящего солнца».

Новое рождение «Лебединого озера»: редакция Петипа-Иванова

Почти 20 лет понадобилось балету, чтобы «дозреть». В 1895 году в Санкт-Петербурге «Лебединое озеро» показали вновь. Чайковский триумфа этого своего детища уже не застал. За постановку отвечали балетмейстер Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, либретто написал брат композитора Модест Ильич. Судьба у этого балета тоже оказалась непростой: премьеру пришлось отложить из-за смерти императора Александра III и официального траура.

В этой постановке эффектно схлестнулись музыка и хореография: Иванов срежиссировал сцены на озере, добавил образам симфоничности. Лебеди лишились бутафорских крыльев и стали только краше: в этой постановке появляются «танцы рук» и знаменитый «Танец маленьких лебедей». Главные герои тоже обрели более глубокие черты: в спектакле появился их дуэт. Главный злодей — Ротбарт — тоже приобрел птичий облик, его сходство с филином нашло отражение в тексте постановки. В «Лебедином озере» появилась новая психологическая глубина вместе с темой двойничества, конфликтом первой любви и коварства.

Музыка в новой редакции спектакля тоже изменилась. Дирижер Риккардо Дриго обошелся с материалом творчески: переставлял местами музыкальные фрагменты и добавлял новые.

Петербургская версия балета отличалась от московской еще и визуальными решениями. Над декорациями работал художник Михаил Бочаров — академик пейзажной живописи. В отличие от постановки Рейзингера, действие второго и четвертого действий происходило в разных местах. И декорации тоже отличались. Во второй картине Бочаров изобразил «дикую местность на берегу озера», фактически следуя либретто и воспроизводя декорации Карла Вальца. А в четвертой картине, изображая «пустынную местность близ Лебединого озера», художник действует минималистично. Сцена почти пуста: лишь вдали видны скалы с развалинами замка, а над пейзажем — ночное звездное небо.

В результате именно эта редакция «Лебединого озера» с измененными партитурой, либретто, музыкальным сопровождением и хореографией стала опорной для всех последовавших впоследствии изменений. Постановка Мариуса Петипа стала канонической: таким «Лебединое озеро» увидели ценители балета по всему миру. Артистка балета и балетовед Вера Красовская так писала об этой версии спектакля:

«Открытия Льва Иванова в “Лебедином озере” являются гениальным “прорывом” в XX век».

Читайте также Подборка

Содержание балета: когда клятва вечной любви сильнее злой магии и стихий

Спектакль «Лебединое озеро» содержит два действия, каждое из которых состоит из двух картин. Кстати, первое либретто к балету выглядело местами иронично. В тексте, например, встречались оговорки вроде «как это всегда бывает в балетах…». В других редакциях первому действию предшествует пролог: в парке к принцессе Одетте является Злой гений Ротбарт вместе со свитой. Предложив принцессе руку и сердце, он получает отказ и в отместку превращает принцессу в белого лебедя.

Первое действие «Лебединого озера» открывается сценой в старинном германском замке. Здесь празднует совершеннолетие принц Зигфрид. Его поздравляют друзья, придворные и мать, Владетельная княгиня. Зигфрида посвящают в рыцари — неслучайно многие театральные критики сравнивали сюжет балета с рыцарским романом.

Принца окружают прекрасные девушки, но ни одну из них он не готов выбрать. В мечтах о настоящей любви Зигфрид не заметил, как праздник стих, гости удалились. Принц устремляется вслед за своей фантазией и оказывается в новом месте.

Вторая картина первого действия открывается сменой декораций. Зигфрид оказывается на берегу озера, где его взору предстают видения девушек-лебедей. Одна из них, самая прекрасная, — это Одетта. Рассеять колдовские чары и навсегда вернуть ей человеческий облик могут лишь настоящая любовь и клятва вечной верности. Принц, искренне готовый спасти девушку, признается ей в своем чувстве.

В начале второго действия балета Чайковского декорации вновь меняются. Теперь на сцене — роскошный бальный зал, а среди гостей праздника — принцессы из разных стран, прибывшие с целью понравиться принцу Зигфриду. Ему предстоит выбрать невесту, но любовь к Одетте сильнее.

Незваным гостем на балу становится Злой гений, явившийся в образе рыцаря вместе с дочерью Одиллией и лебединой свитой. Принц очарован: девушка так похожа на Одетту! Зигфрид делает выбор, он готов жениться на гостье. Клятва вечной верности нарушена, а значит, заколдованная Одетта погибнет. Принц понимает, что стал жертвой жестокого обмана, и устремляется в лесную чащу вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Четвертая картина возвращает героев к берегу озера. Сгущается ночь, и тревожны мысли Одетты, ведь Зигфрид нарушил клятву. Принц молит ее о прощении и получает его. Однако над своей судьбой Одетта больше не властна.

Кульминацией постановки становится буря, которая разыгрывается на озере как метафора борьбы добра и зла. Злой гений противопоставляет всю свою мощь силе любви — от Зигфрида ускользает образ прекрасного белого лебедя. С финальными аккордами он в одиночестве встречает рассвет на берегу волшебного озера.

У балета есть и иная концовка, где силе любви удается разрушить злые колдовские чары, и лебедь обращается в девушку. В современных вариациях «Лебединого озера» эта развязка тоже встречается. Да и в целом у балета за все время существования набралось множество интерпретаций и сюжетных вариантов.

Жизнь балета в веках: как менялось «Лебединое озеро»

Последующие постановки привносили в балет что-то новое. Знаменитый взмах лебединых рук-крыльев придумала балерина и педагог Агриппина Ваганова. В этом спектакле заколдованных девушек заменили настоящие мифические птицы, в чьем облике Зигфрид «прочел» женские черты.

«Лебединое озеро» в редакции хореографа Константина Сергеева задержалось на сцене и в афише Мариинки на десятилетия. Многое в спектакле балетмейстер придумал сам, но некоторые знаковые моменты, включая «лебединые сцены» своего предшественника — Льва Иванова, — все же сохранил.

Свой вариант балета в 1953 году создал хореограф Владимир Бурмейстер. Он сохранил неизменным лишь эпизод с заколдованными лебедями на озере. В этой авторской версии в финале побеждает любовь: чары разрушены, колдун проиграл. А еще Бурмейстер добавил вступительный эпизод, где Ротбарт превращает принцессу в птицу, появляясь прямо из скалы.

Балет «Лебединое озеро» хореографа Юрия Григоровича впервые прошел на сцене Большого театра в 1969 году. Балетмейстер обобщил опыт Петипа, Иванова и Горского. Интересно, что сам Григорович хотел видеть финал постановки трагическим, однако был вынужден согласиться на идеологически верный «хэппи-энд». Прошли годы, прежде чем хореограф смог воплотить на сцене свою первоначальную задумку. Трагический контекст сюжета для Григоровича воплотился в мотиве двойничества: причем альтер эго есть не только у Одетты. Своеобразным «отражением» для Зигфрида становится Злой гений.

В 1984 году свою версию балета на парижской сцене представил Рудольф Нуреев. Отличительной чертой этой постановки стало смещение авторского фокуса на принца Зигфрида. В нуреевском балете много мужских танцев, тогда как традиционно ведущие женские партии отходят на второй план. Вообще в конце прошлого столетия Зигфрида в постановках часто изображали этаким Чайлд Гарольдом XX века. В роскоши дворца он чувствует себя чужим и только в собственном воображении рисует волшебные миры.

В конце XX века интерес хореографов к «Лебединому озеру» не угасает. От канонической постановки остается все меньше, балет обрастает авторскими прочтениями и современными смыслами. К техникам классического балета добавляются модерн и «актуальный танец».

Так, в 1976 году Джон Ноймайер ставит для Гамбургского балета постановку «Иллюзии как “Лебединое озеро”». Это уже постмодернистское прочтение, когда главной фигурой на сцене оказывается король Баварии Людвиг Второй. Именно его замок когда-то вдохновил Чайковского на «Лебединое озеро». В этой постановке безумствующий в своем эстетстве король окружен образами, которые способны узнать те, кто знаком с первоисточником.

В шведской постановке Матса Эка 1987 года персонажи — не те, за кого себя выдают. Одиллия будто прячется за маской Одетты, злая волшебница притворяется колдуном. Лысые танцовщицы в образах лебедей вызвали неоднозначную реакцию зрителей. В британской постановке 1995 года все лебеди — мужчины, а в авторском спектакле хореографа Раду Поклитару 2013 года лебедя превращают в мальчика Зигфрида.

Одним из современных прочтений «Лебединого озера» стала постановка Александра Экмана в 2014 году для Норвежского балета. Автор вдохновился самым первым российским спектаклем и воссоздал историю этой постановки. А еще в балете появилось настоящее озеро — уникальная водная декорация.

Наряду с радикальными авторскими прочтениями в последние годы активизировалось стремление хореографов приблизиться к первоисточнику, вернуть на сцену те самые образы XIX века. В 2016 году свой вариант балетной ретроспективы представил Алексей Ратманский. На сцене вновь оказались балерины в пачках будто из позапрошлого столетия, в кордебалете последнего акта появились черные лебеди, вернулись грим и музыкальное сопровождение полуторавековой давности.

В разные годы сюжет и образы классического балета Чайковского вдохновляли постановщиков из разных стран, рождали новые метафоры и смыслы.

«Лебединое озеро» остается современным и востребованным — благодаря соединению гениальной симфонической музыки Чайковского и богатому сюжетному ряду, насыщенному образами и метафорами. Музыковед Юрий Слонимский однажды написал:

«“Лебединое озеро” было, возможно, вообще последним произведением романтического толка во всей европейской культуре».

Символы «Лебединого озера»: метафоры и образы, понятные всем

Как и полагается великому произведению, балет «Лебединое озеро» в течение своей долгой сценической жизни оброс узнаваемыми символами и смыслами. О многих из них знают те, кто даже не видел постановку своими глазами.

Так, ведущая партия Одетты-Одиллии давно стала одной из самых желанных для классических балерин мира. Эту роль, достойную настоящей примы, в разные годы исполняли истинные звезды балета. В историю постановки вписано имя Пьерине Леньяни. Итальянскую балерину считают одной из лучших исполнительниц этой роли. Она танцевала Одетту на сцене Мариинки и даже 32 фуэте выполняла с особой грацией. Великая Майя Плисецкая исполняла партию Одетты-Одиллии целых 30 лет — это рекорд.

Знаменитый «Танец маленьких лебедей», созданный балетмейстером Львом Ивановым, стал настоящим символом и первой ассоциацией к балетному искусству даже для тех, кто далек от мира классического танца.

А еще одна ассоциация с «Лебединым озером» характерна уже для жителей советского и постсоветского пространства. Многие помнят, что именно этот балет можно было увидеть по всем телеканалам во время августовского путча 1991 года.

Каждая эпоха наделяла «Лебединое озеро» своими смыслами, но во всех вариациях балет и музыка к нему привлекали внимание зрителей.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется лебединое озеро, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется лебединое озеро", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно пишется лебединое озеро:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.