Никто или ни кто?
Рассмотрим сегодня, как правильно пишется никто или ни кто? Как известно, правила русского языка в разных случаях требуют писать это слово по-разному: иногда слитно, а иногда раздельно. Слитно пишем в случае, если лексема никто является отрицательным местоимением. Раздельно — когда «ни кто» есть соединение частицы с местоимением. Изучим эти случаи поподробнее.
Правописание местоимения никто
Слово никто отвечает на вопрос «кто?», является отрицательным местоимением и пишется слитно в том случае, когда отрицательную приставку «ни» невозможно отделить от местоимения без изменения смысла всей фразы или высказывания. В предложении оно может быть заменено синонимом «ни один человек». Например: «Более трёхсот лет никто в мире не мог доказать Великую теорему Ферма». Здесь слово никто нельзя опустить, но можно заменить на фразу «ни один человек на свете».
Отметим ещё, что во фразе «никто иной», которая употребляется в значении «никакой другой человек» и подразумевает в предложении отрицание, тоже используется лексема никто. Например: «Никто иной, кроме Дональда Трампа, не является сегодня президентом США».
Примеры предложений
Правописание местоимения с частицей ни кто
Если в предложении употребляется союз ни…ни в связке с местоимением кто, и этот союз может быть удалён без нарушения смысла высказывания, то следует писать «ни кто» раздельно. В данном случае «ни кто» представляет собой местоимение с частицей ни, входящей в состав союза. Например: «Марина не видела, ни кто мелькнул на палубе, ни кто прыгнул за борт». В этом примере правильно писать «ни кто» раздельно, потому что, опустив союз, мы получим по сути ту же самую по смыслу фразу: «Марина не видела, кто мелькнул на палубе, кто прыгнул за борт».
Примеры предложений
Ошибочное написание
Очень важно не путать раздельное и слитное написание, ведь от этого может измениться весь смысл высказывания!
Заключение
Итак, сегодня мы познакомились с правописанием слов никто и ни кто и расставили всё по полочкам. Надеемся, что вы извлекли пользу из нашей статьи. Ждём вас снова на страницах нашего ресурса!
Не, ни, не, ни.
Не или ни? Ни или не? Кто только ни задавался этим вопросом, кто (да что уж там, сознаемся!) ни проклинал все на свете, пытаясь вспомнить правило из школьной программы: что же, что именно здесь надо написать, не или ни.
А поскольку ошибки все-таки встречаются, причем и в рекламе, и в журнальных текстах, не говоря уж об Интернете, можно сделать вывод, что вспомнить удается далеко не всегда. Тогда в силу вступает правило, известное всем как «русский авось». Вот исходя из этого правила обычно и выбирают: не или ни.
Итак, ни. Существуют случаи, которые смело можно назвать простыми.
Мы пишем ни, и только ни в устойчивых выражениях (таких, как ни свет ни заря, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо). Ни с места! Ни шагу назад! Ни один человек не пришел на акцию (то есть никто). Он ни разу мне не позвонил (то есть нисколько). Это запомнить просто.
Но есть и непростые ситуации, куда же без них!
О, это «ни для усиления отрицания». Со школьных времен мы думаем о тебе с содроганием. А напрасно, между прочим. И это можно попробовать запомнить. Итак, в предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет или не): Нет ни копейки денег. Он не дал мне ни рубля. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки (не было) в кармане.
Существует, правда, двойное отрицание с не (ты не мог меня не заметить). Но это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а вовсе не отрицания! Что такое не мог не заметить? Это значит «заметил». Как сказали бы математики, «минус на минус дает плюс».
Однако вернемся к ни.
Если же речь идет о независимом восклицательном или вопросительном предложении, то пишется не: Кто не восхищался ею! Что он только не передумал!
Ни, и только ни мы напишем в так называемых уступительных придаточных, чтобы усилить утверждение.
Тут будет уместно вспомнить шлягер Аллы Пугачевой: «Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил». Да, знаю, сама она поет не пророчил. Но это ошибка, увы. Ни пророчил, и только ни!
Как писать «никто», «некто», «не кто», «ни кто»?
Некто пришёл на встречу, но его там никто не ждал.
Лучший ответ
Никто́, если ударение падает на букву о.
Не́кто, если ударение на букву е.
Не кто, если есть противопоставление (не кто, а что)
Ни кто, если есть несколько союзов «ни», которые можно удалить.
Подробнее
Встречаются все четыре варианта написания, каждый из них имеет свой смысл.
Но, почти всегда в устной и письменной речи используется именно слово «никто» (со слитным написанием через букву и). И именно его чаще других пишут с ошибками. Поэтому, если некогда вникать в тему, то просто используйте слово «никто», вероятность ошибки будет мизерной. Если же время позволяет, пожалуйста, изучите примеры на этой странице и всё станет ясно.
Довольно редко в языке используется слово «некто», а варианты с раздельным написанием — это вообще единичные случаи, которые встречаются только в очень специфичных и странных предложениях.
Когда пишется «никто» (слитно, с буквой «и»)
В 99,9% случаев используется именно слово со слитным написанием «никто».
Как распознать:
1. Ударение падает на второй слог (на букву «о»),
2. Как правило, вместо него можно подставить фразу «ни один человек».
Примеры
На субботник опять никто не пришёл!
Я тебя понимаю, как никто лучше.
Никто не видел мою сумочку?
Почему никто не приходит на занятия вовремя?
Никто не запомнил правильный ответ.
Когда преподаватель пишет на доске, никто не понимает, что он там бормочет.
По дороге домой мне не встретился никто из знакомых.
Спина была белая, но мне об этом никто не сказал.
Ты кто? — Никто!
Я тут босс, а ты — никто!
Мне тут никто не нравится.
Почему никто, кроме меня, не моет посуду?
Когда я предупреждал, никто не хотел меня слушать!
Пойми, по фиктивному договору никто никому ничего не должен!
Как же никто не заметил слона в центре города?
Тебя никто не видел? — Думаю, никто, кроме тебя.
Никто и ничто не сможет меня остановить!
Когда пишется «некто» (слитно, с буквой «е»)
Слово «некто» очень редко встречается в современном русском языке. Оно употребляется в основном в официально-деловых текстах и сообщениях, когда упоминается о персоне, которая малоизвестна автору или докладчику. Чаще всего звучит в криминальных хрониках.
Распознать этот вариант написания можно так:
1. Ударение падает на первый слог,
2. Слово «некто» легко заменить на «некий», «кто-то», «гражданин».
Вот наглядные примеры:
Некто Иванов, заявивший права на наследство, оказался мошенником.
После задержания подозреваемого в милицию явился некто Петров с чистосердечным признанием.
Некто ворвался в офис микрофинансовой компании и совершил ограбление на сумму двенадцать тысяч рублей.
В партийных списках внезапно появился некто Сидоров — кто это?
Когда пишется «не кто» (раздельно, с частицей «не»)
Вариант «не кто» будет правильным только тогда, когда после него идёт противопоставление с союзом «а»:
Кто постоянно льёт воду под это окно? — Не кто, а что! Она из кондиционера вытекает.
Мне важнее знать не кто она, а с какой целью пришла.
Я спросил не кто ты, а как ты здесь оказался.
Когда пишется «ни кто» (раздельно, с частицей «ни»)
Это крайне редкий вариант. Он может существовать только в очень необычных и странных предложениях в связке с союзом «ни. ни».
Как распознать: при удалении повторяющихся частиц «ни» предложение не поменяет своего смысла.
По вашему журналу записей не понятно ни кто приходил, ни что взял.
По вашему журналу записей не понятно кто приходил, что взял.
Никто не помнит ни кто она, ни зачем приходила, ни куда ушла.
Никто не помнит кто она, зачем приходила, куда ушла.
Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Конспект НОД «Жить нельзя нам без воды» в средней группе
Елена Донец
Конспект НОД «Жить нельзя нам без воды» в средней группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №390 Дзержинского района
ТЕМА: «Жить нельзя нам без во ды»
Разработала и провела
воспитатель первой квалификационной
категории Донец Елена Викторовна
Тема: «Жить нельзя нам без воды»
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Здоровье.
Способ организации детей: с подгруппой детей.
Наглядный дидактический материал: лоток с землёй, лейка, поднос, кусочки поролона, влажные салфетки. Два таза с холодной и горячей водой, «капельки», палочки железные и деревянные. Кораблики из пенопласта, камешки, сухие салфетки, жидкое мыло, декоративный фонтан.
Задачи:
Уточнить представления детей о признаках весны: ярче светит солнце, проталины, лужи на дорожках, набухли почки, громче и веселее поют птицы.
Подвести детей к выводу о необходимости тепла и воды для роста растений.
Познакомить детей через элементарное экспериментирование с некоторыми свойствами веществ в природе:
• земля впитывает воду.
• лёд – твёрдое вещество, плавает, тает от тепла, состоит из воды.
• вода может быть тёплой и холодной.
• плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Развивать связную речь, навыки диалогического общения со взрослыми и сверстниками.
Приобщать к здоровому образу жизни; повторить правила безопасного поведения на льду.
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, самостоятельность.
Воспитывать доброе отношение друг к другу, умение работать сообща.
Вводная часть: Ребята, какое время года сейчас? (Весна). Какая весна ранняя или поздняя? А может такое быть в природе, когда только снег растаял, и сразу распустились листья? Почему? Я с вами согласна, времена года меняют друг – друга постепенно. Какие признаки наступающей весны мы уже успели заметить?
(ярче светит солнце, проталины, лужи на дорожках, набухли почки, громче и веселее поют птицы). (Показать картинки признаков весны на ноутбуке).
Ребята отгадайте загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Правильно, живая природа не может обходиться без воды.
Животным нужна вода? Зачем? (Показать картинки с животными на водопое, купающихся воробьёв в луже и т. д.).
А есть такие представители животного мира, которые постоянно находятся в воде, кто это?
Если не будет воды, они выживут?
А растениям нужна вода? Зачем?
(Давайте перейдем за другой стол и посмотрим, как же растения пьют воду).
Опыт с водой и землей «Где вода?»
Вот вы видите лоток с землей.
Попробуйте, какая земля на ощупь? (сухая, зернистая).
В сухой земле может что- то вырасти?
Берите все по одному кусочку поролона, какой он сейчас мокрый или сухой? (сухой).
Кладите его на поднос и слегка прижмите, куда делась вода? (впиталась в губку и она стала мокрой).
Ваня, бери лейку и аккуратно поливай землю, а мы внимательно посмотрим, что произойдет с водой. (Она впиталась в землю). Теперь попробуйте, какая на ощупь стала земля? (мокрая, мягкая).
Берите салфетки и вытирайте руки.
Раз земля мокрая, то растения смогут попить.
Из каких частей состоит растение?
Какая часть растения спрятана в земле? (корень).
Вывод (делает воспитатель).
Правильно, через корень вода поднимается по стволу в каждую веточку, почку и поэтому на растениях распускаются листочки.
Как вы думаете, а людям нужна вода? Зачем?
Опыт с водой (температура воды)
Вот у нас две ёмкости. Что вы видите в первой? (сверху лёд).
В какое время года бывает лёд на реке? (зимой). Как получается лёд?
(Когда сильный мороз, вода замерзает и получается лёд).
А на льду можно кататься на коньках? Да, если он твёрдый, а если он тонкий как у нас в тазике? (нет, можно провалиться и вымокнуть или даже утонуть).
Но наступает весна, солнце пригрело и лёд стал тонким, а когда совсем растает, то по реке смогут ходить корабли и перевозить грузы.
Давайте возьмём по одной палочке и сломаем лёд. А теперь потрогайте палочку, какая она на ощупь? (холодная). Значит вода в этой ёмкости какая? (холодная, давайте обозначим его «капелькой» синего цвета.
Посмотрите на другую ёмкость, что это над водой, как называется, знаете? (пар). А над какой водой поднимается пар? Давайте проверим (берите палочки и помешайте им воду). Потрогайте палочку, какая теперь на ощупь?
Значит, вода в этом тазу горячая и обозначим его «капелькой» красного цвета.
Для чего людям нужна холодная вода? А горячая?
Вывод (делает воспитатель).
Мы с вами определили, что вода бывает разной температуры, и люди не смогли бы в повседневной жизни пользоваться только холодной или горячей водой.
Лёд уже почти растаял, давайте пускать кораблики. На одну ладошку положите кораблик из пенопласта, на другую камешек.
Что легче, что тяжелее?
Положите камешек на стол, а кораблик на воду. Что вы можете о нём сказать? (они хорошо держатся на воде и плавают, давайте подуем).
А если бросить в воду камешек, как вы думаете, будет плавать или утонет? Давайте попробуем.
Почему они утонули? (они тяжелее, чем вода).
А в речку можно камешки бросать? А пустые бутылки, мусор и бумажки? Почему?
Вывод (делает воспитаель).
Мы с вами определили, что тяжёлые предметы не способны удержаться на воде, они тонут. А ещё навсегда запомним, что мусор надо выбрасывать в мусорный бак, а не в реку.
Опыт «Подушка из пены»
Чтобы было везде чисто, была чистой одежда, мама добавляет в воду мыло или порошок, размешивает, и что, получается, давайте пробовать. Берите губки, опускайте их в воду, сжимайте и разжимайте их в воде, что получается? (пена). Пена, которая помогает отмыть грязь и победить микробов. Вытирайте руки салфеткой.
Разным – преразным: синим, зелёным,
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной – пречерной бывает вода».
Почему, когда мы что-то помоем, вода становится грязной?
Подведение итогов (делает воспитатель)
Мы сегодня провели много опытов с водой, из которых нам стало ясно, что:
без воды жить нельзя.
Вода нужна всем и всегда, поэтому нам нужно её беречь.
Как? (закрывать кран за собой, не разливать зря воду, не засорять реки и озёра). И тогда мы сможем не только использовать воду, но и просто любоваться ею.
Помните, как Корней Чуковский писал о воде:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Посмотрите, что это? Это декоративный фонтан, давайте включим его и полюбуемся, как журчит и красиво течёт вода.
Конспект занятия в старшей группе. «Звездный час: Все о шляпах» Муниципальное образовательное дошкольное бюджетное учреждение детский сад № 3 г. Зея Амурской области Подготовила воспитатель 1 квалификационной.