Муниципальное общеобразовательное учреждение Коленовская средняя общеобразовательная школа
Занятие1
Собираем гербарий: как сделать это правильно
Умеете ли вы сушить листики-травинки? «Конечно! Что в этом сложного?», – скажете Вы, увидев в дневнике запись «Принести засушенные листья и цветы». Вышли на улицу, нарвали что попало, прогладили утюгом – готово! Держи, вот, неси на урок труда. Стоп! Не все так просто, давайте разберемся без спешки.
Что такое гербарий?
С детства знакомое слово «гербарий» в дословном переводе с латинского звучит как «трава» и подразумевает засушенные растения. «Википедия» рассматривает и более широкий смысл этого слова – это здание, в котором хранят коллекции засушенных растений или даже учреждение, которое занимается организацией и обработкой засушенных коллекций. Крупнейшие гербарии мира находятся на базе музеев, ботанических садов.
Гербарий – это не совсем простая коллекция засушенных растений, заготовленных методом высушивания между листами бумаги (сплющенных) и закрепленных на плотной основе.
Классические гербарии создают на гербарных листах – плотной бумаге. Но сегодня ее меняют на самые разнообразные предметы, которые выступают в качестве основы для украшения сушенными цветами. Зародившись в 16 веке в Италии, гербарии на долгие столетия стали основным средством исследования и хранения данных о растениях, который использовали ученые-ботаники. В качестве частного увлечения и одного из видов рукоделия гербарии распространились значительно позже.
Гербарии бывают очень разными. На них могут быть представлены:
В научных целях сохраняют полные гербарии, в «домашних» — наиболее привлекательные части растения, ориентируясь на его размер и конкретные особенности листьев и цветков.
Зачем нужны гербарии?
Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Конечно, если вы обнаружили редкий вид и решили помочь ботаническому сообществу, то ученые с благодарностью откликнуться не только на фотографии, но и на высушенный по всем правилам даже несмонтированный на лист экземпляр. Но сегодня гербарии также:
Какие бывают гербарии?
Как используют гербарии?
Правила сбора растений для гербария
1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).
Условия для просушки того или иного растения
Как сделать гербарий самостоятельно, используя метод плоская сушка.
Кроме привычной книги, можно применить горячий утюг. Как правильно сушить им? На лист бумаги ровно выложить растение и покрыть его другим листом. Прижать утюгом, а потом прогладить
Как оформить гербарный альбом
Оформление гербария начинается с усвоения главного правила: все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька (есть специальные альбомы для гербария, которые можно купить в книжном магазине, в отделе канцтоваров).
Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч. Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов. Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.
Каждый экземпляр должен сопровождаться специальной карточкой, сделать которую можно самостоятельно. Например:
Но, чтобы все красиво оформить, желательно, чтобы на одном листе был один вид растений. Если он больше по размеру, чем страница, материал можно подрезать в нескольких местах. Важно! Каждая страница должна быть подписана. Можно креативно все оформить, добавив рисунки.
Советы и секреты
Задание для участников
Создать с помощью подготовленного природного материала (листья, травы, цветы) картину/ панно на любую тему. Фото ваших работ присылать на школьную почту : kolenovo@list.ru
Ваши работы будут размещены на данной странице
Как правильно писать слово: «гербарий», «гербарей» или «гирбарий»?
Как правильно пишется слово «гербарий»?
В слове г*рбар*й три слога, второй слог является ударным, поэтому ударная гласная а не вызывает сомнений. А вот в написании безударных гласных в первом и третьем слоге можно допустить ошибку.
Первая орфограмма находится в корне данного имени существительного ( в первом слоге ). Данное существительное, обозначающее коллекция высушенных трав, растений, уходит корнями в латинский язык. Латинское слово herba переводится на русский язык как трава. В латинском варианте слова в первом слоге пишется буква e, которая в русском языке воплотилась в русскую гласную букву е. Но проверочное слово подобрать невозможно, поэтому данная орфограмма является безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением.
Имя существительное из вопроса следует писать гербарий. Лучше запомнить его правописание как словарное слово.
Слово гербарий является заимствованным в русском языке. Им называют собрание высушенных растений. При произношении этого существительного ударным является второй гласный корня:
В безударной фонетической позиции неясно слышится первый и последний гласный, поэтому возникает сомнение в их написании. Какую букву выбрать, е или и?
Заглянув в словарь в поисках родственных слов, чтобы проверить безударные гласные корня, даже не ожидала, что они существуют, например:
гербаризировать, гербаризироваться, гербаризация.
Но и в них нужные нам гласные остаются безударными.
Значит, эти гласные является непроверяемыми. В русском языке это словарное слово.
Но обратимся к этимологии этого существительного, в основе которого лежит латинское слово herba, что значит «трава», в котором гласный звук находится под удареним и ясно слышится. Для себя можно воспользоваться эти словом, чтобы убедиться в написании первой буквы «е» в слове «гербарий».
Слово «Гербарий», произошло от латинского слова, а именно от «Herbarium», и в частности от слова «трава» («Herba»).
Написание (правильное) слова «гербарий» необходимо всем просто запомнить.
При написании слова «гербарий» сомнения могут вызвать гласные «е» и «и» в корне. Поскольку ударение в слове падает на гласную «а» второго слога, эти гласные оказываются в безударных позициях. Подбор однокоренных слов, в которых ударение переместилось бы на сомнительные буквы, ни к чему не приведет.
Такое упорное пребывание ударения на определенных гласных часто встречается у заимствованных слов. А наше слово «гербарий» пришло в русский язык из латинского. Слово входит в группу словарных слов, а нам придется его написание запомнить. В случае необходимости можно за подсказкой обратиться к словарю.
Слово пишется так: «гЕрбарИй».
Правильно: гербарий.
В современном языке латинский по происхождению суффикс АРИЙ/ЯРИЙ достаточно освоился и используется в словах различной тематики: парламентарий, комментарий, планетарий, лимонарий, розарий, солярий.
Итак, обе безударные гласные проверены с помощью этимологического словаря и толкового словаря словообразовательных единиц (приставок и суффиксов).
Пример: Детям на лето задали собрать растений и сделать гербарий.
Чтобы правильно написать заданное слово, необходимо определить часть речи, к которой принадлежит это слово,
а затем выделить в нем корень. Вот и сделаем это действо.
Хозяйка купила (ЧТО?) БОЧОНОЧЕК меда.
Правописание суффикса -онок- зависит от того, после какого звука стоит этот суффикс, то есть каким звуком кончается корень слова.
А корень заканчивается на согласный ч.
Теперь вспомним правило: если перед суффиксом оказывается твёрдый согласный или согласный ч,
то пишется суффикс -ОНОК-, например: **медвежонок, мышонок, грачонок, скворчонок*.
Во всех остальных случаях (после мягких согласных, кроме ч) пишется суффикс -ЁНОК-, например: львенок, страусенок, утенок.
В слове бочонок, а также в образованном от него заданном слове бочоночек корень оканчивается на согласную ч, за которой идет суффикс.
В соответствии с вышеуказанным правилом правильно писать БОЧОНОЧЕК.
Помогите как правельно пишется в гербарие или в гербарии
. Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста
( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;
проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)
идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)
3. Читаем текст Ф.Искандера.
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
— Какова тема текста?
-Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный про