Проверочное слово к слову «понимать»
Проверочное слово к слову «понимать» невозможно подобрать из-за чередования в корне родственных слов. Чтобы узнать, что в корне слова «понимать» пишется буква «и», применим правило орфографии.
При произношении этого глагола ударным является гласный суффикса:
По этой причине возникает затруднение в написании буквы «и» или «е» в корне слова:
Правописание слова «понимать»
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне исследуемого глагола, прежде обратимся к родственным словам и определим в их составе корень:
В русском языке глагол несовершенного вида «понимать» соотносится с глаголом совершенного вида «понять». Эти родственные глаголы употребляются в речи в значении:
Как видим, в корне родственных слов чередуются элементы -я-/-им-. Это историческое чередование невозможно доказать ударением с помощью проверочного слова. В написании интересующего нас слова применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как работает это правило:
Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Примеры
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
Как пишется «понимаешь» или «понимаеш»?
Как писать правильно слово «понимаешь» или «понимаеш»? Какое правило?
Есть орфограмма русского языка, согласно которой на конце глаголов второго лица единственного числа после шипящих согласных пишется мягкий знак.
Слово «понимаешь» отвечает на вопрос «что делаешь?», то есть является глаголом второго лица единственного числа. Значит по этому правилу после шипящей «ш» на конце глагола «понимаешь» надо писать мягкий знак.
Поэтому напишем после шипящей согласной «ш» мягкий знак, а слово пишем так: «понимаешь». Аналогично пишутся и другие глаголы в настоящем времени: читаешь, пишешь, любишь, смотришь, ведешь, ловишь, просматриваешь, видишь.
Правда, тот, кто сомневается в написании «понимаешь» или «понимаеш», может не знать, как пишется «делаешь» или «делаеш».
Но понять, что это глагол все-таки можно и что относится к настоящему времени, единственному числу и 2 склонению, потому что можно подставить местоимение «ты.
Далее нужно применить правило написания окончаний глаголов
Итак, в окончании глагола «делаешь» обязательно нужен Ь.
Написание без мягкого знака просто нельзя допускать, это грубая ошибка, даже не зная правила, трудно представить, что подобные глаголы можно написать иначе.
Сидишь, стоишь, любишь, видишь, знаешь, понимаешь.
Слово, о котором Вы спрашиваете, правильно писать в соответствии с первым предположенным Вами вариантом. А правило таково: в окончаниях глаголов второго лица единственного числа (к числу которых относится и слово «понимаешь») после Ш нужно писать мягкий знак.
Ты понимаешь меня с полуслова.
Мягкий знак пишется после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Мягкий знак сохраняется и перед постфиксом «-ся».
Примеры глаголов 2-го лица единственного числа, отвечающих на вопрос «что делаешь?»:
запекаешь, маринуешь, моешь, оглядываешься, разрабатываешь, выполняешь, издаёшь, устаёшь, отворачиваешься, морщишься, обрабатываешь.
Примеры глаголов 2-го лица единственного числа, отвечающих на вопрос «что сделаешь?»:
проснёшься, увидишь, отдохнёшь, загоришь, погреешься, прокатишься, развлечёшься, промокнешь, потрёшь, сваришь, соберёшь, составишь, предоставишь, отправишь, поиграешь, разучишься, наловишь, простудишься.
Кажется простой вопрос, но бывает и не знаешь как правильно написать.
По правилам русского языка для глаголов в единственном числе и втором лице на конце после буквы ш нужно писать мягкий знак. А еще проще проверить написание мягкого знака, так нас учили в школе, задать вопрос «Что делаешь?». Если этот вопрос можно задать к глаголу, то мягкий знак однозначно нужен на конце слова.
Чтобы правильно написать заданное слово, стоит разобраться, как же образовалось оно.
Это слово собственно-русское.
И его образование является результатом сращения слова «пьрво», имевшего значение «сначала, прежде»,
и слова «зьданьныи» в значении «созданный», которое произведено от слова «зьдати» (строить, создавать). Родственными словами раньше были существительные «здание», «зодчий», но в современном языке русском слово первозданный, имеющее значение «созданного, существовавшего раньше всего остального», потеряло смысловую связь с указанными родственными словами, осталось только написание слова с той же согласной з во второй части.
Ну, а тому, кто не хочет обращаться к этимологии, нужно обратиться к словарю орфографическому и запомнить.
Туристы сбились с маршрута, но не пожалели об этом, потому что перед их взорами открылась первозданная красота удивительнейшего места, в которое, казалось, не ступала нога человека.
Как правильно пишется слово понимаешь?
Правильный вариант написания слова: понимаешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова понимаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: понимать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Понимаешь ли, тут на пароходе существуют только первый и третий классы, причем в третьем классе дозволяется ехать одним только мужикам, то есть хамам. Если же ты в пиджаке и хоть издали похож на барина или на буржуа, то изволь…
«Ночлег» — Куприн Александр
Понимаешь? — Дело хорошее… Как не понимать… … — Не понимаю я этих слов. — Знаю, что не понимаешь. Я хотел спросить: в бога-то ты веришь?
Гусев — Чехов А.П. полное содержание онлайн
Только раз сказал: — Погоди, не все вдруг; чего не понимаешь, — с летам поймешь. В лавке он помолился, взглянув на всех хозяйским оком, и стал у конторки. Внешность сосуда была очищена, но внутри еще ходила глубокая скверна и…
Птицы небесные — Бунин И.А. полное содержание онлайн
Проверочное слово к слову «понимать»
Проверочное слово к слову «понимать» невозможно подобрать из-за чередования в корне родственных слов. Чтобы узнать, что в корне слова «понимать» пишется буква «и», применим правило орфографии.
При произношении этого глагола ударным является гласный суффикса:
По этой причине возникает затруднение в написании буквы «и» или «е» в корне слова:
Правописание слова «понимать»
Чтобы убедиться в написании буквы «и» в корне исследуемого глагола, прежде обратимся к родственным словам и определим в их составе корень:
В русском языке глагол несовершенного вида «понимать» соотносится с глаголом совершенного вида «понять». Эти родственные глаголы употребляются в речи в значении:
Как видим, в корне родственных слов чередуются элементы -я-/-им-. Это историческое чередование невозможно доказать ударением с помощью проверочного слова. В написании интересующего нас слова применим правило орфографии.
Понаблюдаем, как работает это правило:
Чтобы усвоить это правильное написание, прочтем примеры предложений.
Примеры
Таня вдруг стала понимать, что ей нужно спешить.
Видно, я не хотел понимать очевидное, как бы ни было мне тяжело.
Андрей не мог не понимать, что обстоятельства сложились не в его пользу.
А кто должен понимать твои претензии?
Необходимо понимать, что многое зависит от правильного выбора.
Уже в зрелом возрасте Алина стала понимать музыку Бетховена.
«Поняла», «понила» или «понела» – правописание
Если сомневаетесь, как пишется – «поняла», «понила» или «понела», необходимо вспомнить написание глаголов определенных форм, в которых ударением можно выделить любой слог. Давайте вспомним это правило.
Как пишется правильно: «поняла», «понила» или «понела»?
В соответствии с правилом орфоэпии, ударение в последнем слоге, пишется – поняла.
Какое правило применяется?
Исторически в русской орфоэпии действует правило, которое говорит о том, что в глаголах ж. р. ед. ч. прошедшего времени последний слог должен быть в сильной позиции.
То есть, указанную словоформу, образованную от инфинитива «понять», необходимо всегда произносить так, чтобы конец слова был под ударением и произносился отчетливо – [пън’ила]. Это правило распространяется на большую часть подобных глагольных форм. Сравним: ушла, принесла, зажгла.
Правописание безударных гласных в слове условно можно проверить словами – понять, понял. Но лучше написание запомнить или проверить по словарю.
Примеры предложений
Я всё поняла, я всё сейчас же сделаю.
Ты, Мария Ивановна, видимо, не поняла, что я тебе сказал сейчас?
Если ты что-то не поняла – переспроси.
Как неправильно писать
Ошибка – писать слово так: понила, понела, паняла.