Как составить пояснительную записку в налоговую
Пояснительная записка в ФНС — это документ, в котором налогоплательщик разъясняет сложившиеся обстоятельства. Представители налоговой инспекции довольно часто запрашивают такое письмо, особенно в случаях, когда в отчетности предприятия значительно снизились фискальные платежи или зарегистрирован убыток.
Когда необходимо предоставить пояснения
При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых налогоплательщики обязаны пояснить результат контроля, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:
Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).
Как составить
Общий порядок, как написать письмо в налоговую о разъяснении, таков:
Если инспектор требует предоставить пояснительную записку по нестыковкам в декларации по налогу на добавленную стоимость, отправить ответ придется электронно. Исключения из правил закреплены за организациями, которые отчитываются по НДС на бумаге. Если учреждение отчитывалось электронно, но ответ на требование предоставило на бумаге, то налоговая посчитает такие пояснения непредоставленными. Такие нормы прописаны в письме ФНС от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1443.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, нужно ли сдавать пояснительную записку с бухотчетностью. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что будет, если не ответить на требование ФНС
Как бы ни грозили сотрудники инспекции наказаниями, оштрафовать или выписать административное взыскание за отсутствие пояснительного письма налоговики не могут:
Бланк и готовые образцы для разных ситуаций
Унифицированная форма пояснительной записки не предусмотрена. Используйте в работе типовой шаблон:
В ИФНС России № 16 по городу Санкт-Петербургу
от некоммерческой организации «Доброволь»
Адрес места нахождения:
400000, г. Санкт-Петербург, ул. Примерная, д. 18
В ответ на требование о предоставлении пояснений от … № … сообщаем следующее:
в т. ч. выручка от продажи … руб.
в т. ч. прямые расходы — … руб.,
косвенные расходы — … руб.,
внереализационные расходы — … руб.
Можно привести иную, значимую для вашей ситуации, или более детальную расшифровку расходов. Вообще, чем подробнее и детальнее вы представите ситуацию, тем лучше.
Директор НКО «Доброволь» ______________ Иванов И. И.
НДФЛ начислен неверно
Ошибка редкая, но все же встречается на практике. Если налоговики обнаружили некорректно исчисленный налог, то организации придется не только подготовить пояснительное письмо, но и сформировать корректирующую отчетность (справку 2-НДФЛ).
Ошибки и расхождения по НДС
Налог на добавленную стоимость — это фискальное обязательство, в котором бухгалтеры допускают большую часть ошибок. В результате расхождения и неточности в отчетности неизбежны.
Самые частые ошибки, когда суммы начислений налога меньше суммы налогового вычета, заявленного к возмещению. По сути, причина данного расхождения — невнимательность лица, ответственного за выставление счетов-фактур или техническая ошибка при выгрузке данных.
В пояснительной записке укажите следующую информацию: «Сообщаем, что в книге покупок ошибки отсутствуют, данные внесены верно, своевременно и в полном объеме. Данное расхождение произошло из-за технической ошибки при формировании счета-фактуры №____ от «___»______ 20___г. Налоговая отчетность была скорректирована (указать дату отправки корректировок)».
Расхождения в отчетности
Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в предоставленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить разъяснения по этому вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.
Также причиной такой нестыковки являются разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в письме.
Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.
Снижение налоговой нагрузки
Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснений, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).
В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В ответном письме опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая затянется на несколько месяцев.
Что писать в пояснительной записке:
Причин снижения налоговой нагрузки довольно много. Необходимо детально разбираться в каждом конкретном случае.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
Пояснительная записка к балансу — это сопроводительный документ, который в произвольной форме описывает финансовую ситуацию в организации. Не является обязательной, но помогает сделать годовую отчетность более полной и понятной.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление такой формы, как пояснительная записка к бухгалтерскому балансу в составе годовой отчетности. Но на практике обойтись без нее сложно. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. При несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы возникнут обоснованные вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме составляет пояснения к бухгалтерской отчетности.
Пояснения и записка — не одно и то же
Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указано, что:
Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса, а также уточнение отдельных отчетных форм:
Тогда как пояснительная записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах. В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и п. 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.
Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вовремя сдать годовую отчетность за 2020 год. В путеводителе найдете сроки, бланки и инструкции по заполнению.
Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету за 2020 год
Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.
Какую информацию указывают
Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2020 год и полноту данных в ней, и то, в каком виде их удобнее предоставить:
Существует общий план этого документа. Наиболее полная пояснительная записка обычно содержит:
Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:
Как правильно написать пояснительную записку к годовой отчетности
Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.
В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:
Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленные пояснения с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе обнаружатся ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.
Особое внимание при составлении пояснительной записки необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.
Образец пояснительной записки
Рассмотрим пример пояснительной записки для условной компании ООО «PPT.ru», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:
Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «PPT.ru» за 2020 год
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «PPT.ru» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, проспект Замечательный, 1.
Бухгалтерский баланс организации сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности.
2. Основные положения учетной политики
Учетная политика ООО «PPT.ru» утверждена приказом директора Петрова П.П. от 25.12.2019 № 289. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.
3. Информация об аффилированных лицах
Петров Порфирий Петрович — учредитель, 50% доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.
Курочкин Олег Михайлович — учредитель, 30% доли собственности в УК.
ООО «Молоко» — учредитель, 20% доли собственности в УК, российская организация (учредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).
В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:
4. Основные показатели деятельности организации
В отчетном году выручка составила:
Затраты на производство и реализацию продукции:
5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2020 (на примере кредиторской задолженности)
Наличие и движение дебиторской задолженности
дебиторская задолженность, в том числе:
6. Оценочные обязательства и резервы
На 31.12.2020 сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2022 год.
Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Гиря» в сумме 522 000 рублей.
Резерв под снижение стоимости МПЗ в 2019 году в организации не создавался, так как МПЗ не имеют признаков обесценивания.
7. Заработная плата
Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2020 составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2020 г., по сроку: 12.01.2021). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88%. Списочная численность работников на 31.12.2019 — 165 чел. Среднемесячная зарплата — 25 675 руб.
Директор ООО «PPT.ru» /подпись/ Петров П.П. 12.03.2021.
Особенности для бюджетных организаций
Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме. В 2021 году изменились требования к заполнению таблиц № 1 и № 4, предоставляемых в составе пояснительной записки. В таблице № 1 за 2020 год указывают только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году.
Таблица 4 в новой редакции называется «Сведения об основных положениях учетной политики». Рассмотрим, как заполнить таблицу 4 к пояснительной записке за 2020 год с учетом новых требований. Вот так выглядят графы таблицы:
В них указывают данные только о тех положениях учетной политики, которые перечислены в новых приложениях № 2 к инструкциям № 191н и № 33н, по правилам:
Вот образец заполнения таблицы 4 к пояснительной записке 0503760 за 2020 год для бюджетного учреждения по новым правилам для основных средств:
Очевидно, что грамотное составление документа избавит руководителя и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Важно помнить, что детализация информации в этом документе зависит только от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать или нет те или иные показатели за год. Главное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к данному документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть достоверной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.