Материал подготовлен преподавателем первой категории Згодько Людмилой Анатольевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы, более – 30 лет.
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «была чем-то опечалена». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем именно две согласных буквы «с»?
Для начала давайте проведём морфемный разбор слова, чтобы получше разобраться:
Таким образом, как мы видим, в данном случае одна «с» является частью приставки, а вторая – частью корня. А приставки «ра» в русском языке не существует.
Корректно изложить собственные мысли и идеи помогут правила русского языка. Больше всего сложностей возникает с теми словами, в составе которых содержится удвоенная буква (например, «расстроилась»). Как пишется этот глагол, можно разобраться только в том случае, если ответственно подойти к изучению норм правописания, а также ознакомиться с примерами предложений.
Слово «расстроилась» нужно писать только с двумя буквами «с». Это утверждение объясняется тем, что глагол был образован за счёт добавления приставки к корню. Других правил на этот случай не предусмотрено. Так как приставка «рас» заканчивается на букву «с», а корнем является фрагмент «стро», который содержит ту самую букву, то они должны быть продублированы. Учащиеся чаще всего допускаютв связи с тем, что при разговоре не слышно удвоенной «с».
Во избежание ошибок следует подобрать подходящее родственное слово, чтобы можно было определить корень. Только качественный анализ помогает понять, что в этом случае корень будет «стро», а всё то, что идёт до него, является приставкой. Префикса «ра» не существует, но есть приставка «рас».
Примеры предложений:
Удвоенная буква «с» в глаголе «расстроилась» присутствует на стыке задействованной приставки «рас» и корня «строи/строе». Это правило нужно запомнить. Запрещено использовать приставку «раз», так как стоящий за ней корень начинается с глухой буквы. Эти требования касаются следующих распространенных словоформ: «расстрою», «расстраиваешь», «расстроился».
Морфологический разбор максимально демонстрирует комплексный подход к грамматическому статусу изучаемого слова, чтобы можно было увидеть его в контексте предложения во всей совокупности его свойств. Для самостоятельного выполнения такого анализа нужно уметь определять часть речи, а также устанавливать отдельные характеристики конкретной словоформы. Именно выявление частеречной принадлежности часто сопровождается описанием синтаксической функции слова. Такой подход особенно важен во время разграничения специфических омонимичных словесных конструкций: кратких прилагательных, наречий, знаменательных и служебных примеров.
Если при проведении анализа пришлось столкнуться с омонимией, тогда необходимо доказать принадлежность слова к конкретной части речи. Важно уметь разграничивать словоизменительные и классифицирующие параметры. При рассмотрении отдельных морфологических признаков следует обозначать их значение и форму. Все расхождения обязательно фиксируются в письменном виде. Каждая выдвигаемая мысль должна быть обоснована.
Чтобы больше не возникало сложностей с тем, как пишется слово — «расстроился» или «растроился», необходимо выполнить развёрнутый морфологический анализ в строгом соответствии с базовой схемой:
Категория числа обязательно рассматривается как словоизменительная, если присутствуют соотносительные формы.
В соответствии с требуемыми нормами можно установить, что слово «расстроилась» является глаголом. Основные морфологические признаки: начальная форма — «расстроиться»; постоянные признаки — совершённый вид, непереходный, возвратный; непостоянные характеристики — прошедшее время, единственное число, женский род, изъявительное наклонение. Итоговая синтаксическая роль зависит от контекста предложения. Анализ глагола должен соответствовать описанной схеме, в противном случае не исключены ошибки, которые не позволят добиться желаемого результата.
Фонетикой принято называть тот раздел языкознания, который занимается подробным изучением звуковой системы языка и звуков речи. Специалисты утверждают, что фонетика представляет собой науку о сочетании звуков. В этом случае действуют свои правила и нюансы, которые призваны повысить уровень языкознания человека. Звуко-буквенный анализ — это своеобразный разбор строения слогов и звуковой системы слова. Для достижения желаемого результата нужно выполнить несколько задач:
В русском языке звонкими принято называть только те согласные, которые могут быть сформированы с участием звука, а вот глухие возникают с помощью шума. Парными именуют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Мягкий знак служит для того, чтобы можно было смягчать согласные, после которых он расположен. А вот твёрдый знак больше всего принимает разделительную функцию.
Для выполнения фонетического анализа нужно хорошо различать два понятия: «звук» и «буква». Первые соответствуют речевым правилам, а вторые — орфографическим нормам. Развёрнутый фонетический анализ слова выполнить не так уж и сложно. Глагол «расстроилась» состоит из четырёх слогов: ра-сстро-и-лась. Ударение падает на второй слог. Транскрипция выглядит так: [рас:троилас’]. Фонетический анализ:
Всего в анализируемом слове 12 букв и 10 звуков.
Именно морфемный анализ позволяет окончательно разобраться в том, как правильно пишется слово «расстроился». Этот разбор очень важен для формирования определённых орфографических навыков. Морфемами являются самые меньшие значимые частицы единиц лексики — суффиксы, приставки, окончания, корни. Анализ лучше всего начинать с выделения окончания. Если нужно работать с неизменяемой частью речи, тогда окончание отсутствует.
Перед корнем может быть расположена морфема, которая отвечает за формирование новых слов — приставка. В некоторых случаях она может вносить дополнительный смысл. Если следовать правилам русского языка, то в итоге можно выделить не одну, а сразу несколько приставок. К примеру: без-раз-мерный, пра-пра-дедушка, ультра-со-временный, без-у-быточный.
Если правильно выполнить морфемный разбор, то в результате можно не только выделить самые значимые части слова, но и отметить их в графическом плане. Например: окончание заключают в квадрат, приставку выделяют прямой линией, суффикс — ломаной, а вот основу подчёркивают снизу.
Основной порядок морфемного разбора слова по составу достаточно прост, так как в этом случае достаточно придерживаться чёткой схемы:
Разбираемое слово «расстроилась» состоит из следующих элементов: приставка (рас) + корень (стро) + суффикс (и) + суффикс (л) + окончание (а) + постфикс (сь). Основой глагола является «расстрои».
Необходимо хорошо понимать, что морфологический и морфемный разбор слова — это кардинально разные вещи. В первом случае осуществляется развёрнутый анализ слова как части речи, а вот при морфемном разборе изучаются только те морфемы, которые входят в состав глагола. Эти два понятия следует всегда разграничивать.
Спряжение глагола представляет собой изменение конкретного слова по лицам и числам. Во избежание распространённых ошибок следует ориентироваться на суффикс, который обозначается буквами «а», «у», «о», «и», «е», «я», «ну», а также расположен перед окончанием «ть» неопределённой формы. Для изложения информации можно задействовать следующие словоформы: «расстраиваться», «огорчать», «грустить», «растратить». Повышение уровня языкознания не может обойтись без склонения изучаемого слова «расстроилась» по падежам:
Выбор того или иного варианта зависит от контекста предложения. Для корректного изложения информации можно задействовать синонимы «расстроилась»: накрывшийся, разрушившийся, обидевшийся, ухудшившийся, развалившийся, огорчившийся, обломившийся, приунывший, расстраиваться, отчаиваться, подрасстроиться, волноваться, растеряться, расстройство, тревожиться, разладившийся, блокировавшийся. При подборе синонима нужно понимать, что сформированный глагол должен быть уместным в определённом предложении. Запрещено использовать слово «растраиваться».
Несколько интересных примеров:
Не менее востребованной является рифма, которую можно использовать для создания стихов: освоилась, удостоилась, беспокоилась, перестроилась, обустроила, обеспокоилась, настроилась, встроила, присвоила. К изучению родного языка следует подходить максимально ответственно, так как от этого зависит уровень устной и письменной речи, что очень важно в любом возрасте.
Корректно изложить собственные мысли и идеи помогут правила русского языка. Больше всего сложностей возникает с теми словами, в составе которых содержится удвоенная буква (например, «расстроилась»). Как пишется этот глагол, можно разобраться только в том случае, если ответственно подойти к изучению норм правописания, а также ознакомиться с примерами предложений.
Слово «расстроилась» нужно писать только с двумя буквами «с». Это утверждение объясняется тем, что глагол был образован за счёт добавления приставки к корню. Других правил на этот случай не предусмотрено. Так как приставка «рас» заканчивается на букву «с», а корнем является фрагмент «стро», который содержит ту самую букву, то они должны быть продублированы. Учащиеся чаще всего допускают ошибку в связи с тем, что при разговоре не слышно удвоенной «с».
Во избежание ошибок следует подобрать подходящее родственное слово, чтобы можно было определить корень. Только качественный анализ помогает понять, что в этом случае корень будет «стро», а всё то, что идёт до него, является приставкой. Префикса «ра» не существует, но есть приставка «рас».
Примеры предложений:
Удвоенная буква «с» в глаголе «расстроилась» присутствует на стыке задействованной приставки «рас» и корня «строи/строе». Это правило нужно запомнить. Запрещено использовать приставку «раз», так как стоящий за ней корень начинается с глухой буквы. Эти требования касаются следующих распространенных словоформ: «расстрою», «расстраиваешь», «расстроился».
Морфологический разбор максимально демонстрирует комплексный подход к грамматическому статусу изучаемого слова, чтобы можно было увидеть его в контексте предложения во всей совокупности его свойств. Для самостоятельного выполнения такого анализа нужно уметь определять часть речи, а также устанавливать отдельные характеристики конкретной словоформы. Именно выявление частеречной принадлежности часто сопровождается описанием синтаксической функции слова. Такой подход особенно важен во время разграничения специфических омонимичных словесных конструкций: кратких прилагательных, наречий, знаменательных и служебных примеров.
Если при проведении анализа пришлось столкнуться с омонимией, тогда необходимо доказать принадлежность слова к конкретной части речи. Важно уметь разграничивать словоизменительные и классифицирующие параметры. При рассмотрении отдельных морфологических признаков следует обозначать их значение и форму. Все расхождения обязательно фиксируются в письменном виде. Каждая выдвигаемая мысль должна быть обоснована.
Чтобы больше не возникало сложностей с тем, как пишется слово — «расстроился» или «растроился», необходимо выполнить развёрнутый морфологический анализ в строгом соответствии с базовой схемой:
Категория числа обязательно рассматривается как словоизменительная, если присутствуют соотносительные формы.
В соответствии с требуемыми нормами можно установить, что слово «расстроилась» является глаголом. Основные морфологические признаки: начальная форма — «расстроиться»; постоянные признаки — совершённый вид, непереходный, возвратный; непостоянные характеристики — прошедшее время, единственное число, женский род, изъявительное наклонение. Итоговая синтаксическая роль зависит от контекста предложения. Анализ глагола должен соответствовать описанной схеме, в противном случае не исключены ошибки, которые не позволят добиться желаемого результата.
Фонетикой принято называть тот раздел языкознания, который занимается подробным изучением звуковой системы языка и звуков речи. Специалисты утверждают, что фонетика представляет собой науку о сочетании звуков. В этом случае действуют свои правила и нюансы, которые призваны повысить уровень языкознания человека. Звуко-буквенный анализ — это своеобразный разбор строения слогов и звуковой системы слова. Для достижения желаемого результата нужно выполнить несколько задач:
В русском языке звонкими принято называть только те согласные, которые могут быть сформированы с участием звука, а вот глухие возникают с помощью шума. Парными именуют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Мягкий знак служит для того, чтобы можно было смягчать согласные, после которых он расположен. А вот твёрдый знак больше всего принимает разделительную функцию.
Для выполнения фонетического анализа нужно хорошо различать два понятия: «звук» и «буква». Первые соответствуют речевым правилам, а вторые — орфографическим нормам. Развёрнутый фонетический анализ слова выполнить не так уж и сложно. Глагол «расстроилась» состоит из четырёх слогов: ра-сстро-и-лась. Ударение падает на второй слог. Транскрипция выглядит так: [рас:троилас’]. Фонетический анализ:
Всего в анализируемом слове 12 букв и 10 звуков.
Именно морфемный анализ позволяет окончательно разобраться в том, как правильно пишется слово «расстроился». Этот разбор очень важен для формирования определённых орфографических навыков. Морфемами являются самые меньшие значимые частицы единиц лексики — суффиксы, приставки, окончания, корни. Анализ лучше всего начинать с выделения окончания. Если нужно работать с неизменяемой частью речи, тогда окончание отсутствует.
Перед корнем может быть расположена морфема, которая отвечает за формирование новых слов — приставка. В некоторых случаях она может вносить дополнительный смысл. Если следовать правилам русского языка, то в итоге можно выделить не одну, а сразу несколько приставок. К примеру: без-раз-мерный, пра-пра-дедушка, ультра-со-временный, без-у-быточный.
Если правильно выполнить морфемный разбор, то в результате можно не только выделить самые значимые части слова, но и отметить их в графическом плане. Например: окончание заключают в квадрат, приставку выделяют прямой линией, суффикс — ломаной, а вот основу подчёркивают снизу.
Основной порядок морфемного разбора слова по составу достаточно прост, так как в этом случае достаточно придерживаться чёткой схемы:
Разбираемое слово «расстроилась» состоит из следующих элементов: приставка (рас) + корень (стро) + суффикс (и) + суффикс (л) + окончание (а) + постфикс (сь). Основой глагола является «расстрои».
Необходимо хорошо понимать, что морфологический и морфемный разбор слова — это кардинально разные вещи. В первом случае осуществляется развёрнутый анализ слова как части речи, а вот при морфемном разборе изучаются только те морфемы, которые входят в состав глагола. Эти два понятия следует всегда разграничивать.
Спряжение глагола представляет собой изменение конкретного слова по лицам и числам. Во избежание распространённых ошибок следует ориентироваться на суффикс, который обозначается буквами «а», «у», «о», «и», «е», «я», «ну», а также расположен перед окончанием «ть» неопределённой формы. Для изложения информации можно задействовать следующие словоформы: «расстраиваться», «огорчать», «грустить», «растратить». Повышение уровня языкознания не может обойтись без склонения изучаемого слова «расстроилась» по падежам:
Выбор того или иного варианта зависит от контекста предложения. Для корректного изложения информации можно задействовать синонимы «расстроилась»: накрывшийся, разрушившийся, обидевшийся, ухудшившийся, развалившийся, огорчившийся, обломившийся, приунывший, расстраиваться, отчаиваться, подрасстроиться, волноваться, растеряться, расстройство, тревожиться, разладившийся, блокировавшийся. При подборе синонима нужно понимать, что сформированный глагол должен быть уместным в определённом предложении. Запрещено использовать слово «растраиваться».
Несколько интересных примеров:
Не менее востребованной является рифма, которую можно использовать для создания стихов: освоилась, удостоилась, беспокоилась, перестроилась, обустроила, обеспокоилась, настроилась, встроила, присвоила. К изучению родного языка следует подходить максимально ответственно, так как от этого зависит уровень устной и письменной речи, что очень важно в любом возрасте.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется расстроить или разстроить, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется расстроить или разстроить", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.