В России применение референс-листа в презентациях и на сайтах компаний только начинает набирать популярность. Поэтому отсутствует единое представление о правильной реализации документа.
Если ориентироваться на запад, где референс применяют много лет, — это список реализованных компанией проектов (проведенных мероприятия, поставленного оборудования и т.п., зависит от сферы деятельности).
Не путайте понятие со списком доступных товаров, поставщиков, прайс-листом и другой информацией об организации. И не поддавайтесь на неправильное написание, возникшее из-за кальки с английским языком. Правильно — «референс-лист». Неправильно — «референт-лист», «референц-лист» и другие всевозможные формулировки.
Стандартов и требований по оформление референс-листа нет. Главное, чтобы он решал главную задачу — давал потенциальному клиенту информацию о реализованных проектах и деятельности компании. Важно найти «золотую середину» — не перегружать документ ненужными данными и при этом дать не слишком мало сведений.
Мы в работах указываем следующую информацию:
Почему так важно найти «золотую середину»? Если дать много информации, внимание потенциального клиента рассеется, он так и не получит искомых сведений и уйдет к конкуренту. Если дать мало данных, возникнут дополнительные вопросы. Конечно, клиент не станет тратить собственное время на поиски ответов, поэтому уйдет в другую фирму.
Референс-лист до обращения к нам
(по содержанию — все ок)
Референс-лист после обращения к нам
(теперь по содержанию и графике — ок)
Помимо содержания, поработайте над графическим оформлением. Простая таблица (как на изображении слева) со списком реализованных проектов — неудачный вариант. Внимание рассеивается, потенциальному клиенту не за что «зацепиться». Референс-лист должен читаться по диагонали.
Мы рекомендуем не ограничиваться и давать сведения обо всех. У каждой компании есть несколько самых крупных сделок/объектов/поставок и т.п. Чтобы заострить на них внимание потенциального клиента, выносите их отдельно, например, перед референс-листом.
Мы обычно выделяем 5-10 листов (по одному на каждый проект) и красочно с качественными фотографиями демонстрируем результаты организаций (пример). Помните, графическая информация воспринимается читателем лучше и быстрее, чем текстовая.
Если значимых проектов много, поместите на одну страницу по 2-4 объекта (пример с 2 слайдами, пример с 4 слайдами). Хотя мы не рекомендуем делать больше двух, иначе внимание читателя рассеивается и он перестает точно воспринимать информацию.
После значимых проектов дается таблица с основной информацией по остальным (как на изображении выше). Если вам интересно, как выглядит референс-лист с выделением значимых проектов, можете посмотреть примеры наших работ.
Референс-лист без сопутствующей информации малоэффективен. Потенциальный клиент узнает о реализованных проектах, но об основных возможностях компании, ее истории — нет. Поэтому документ обычно подают совместно с общей презентацией, а точнее как дополнение к ней. Мы помещаем его в конец для усиления положительного впечатления читателя об организации.
Убедитесь в этом сами на примере презентации для известного во всем мире генподрядчика в области промышленного строительства CBMI Construction Co., Ltd. Сначала посмотрите референс-лист строительной компании (в самом низу страницы).
Референс-лист даже отдельно выглядит эффектно, не правда ли? Но если рассматривать его отдельно от презентации не до конца понятно, чем именно занимается компания. Строит цементные заводы? Или вообще все что угодно? Оставив потенциального клиента наедине с этими вопросами, вероятность совершения им целевого действия стремительно снижается. Поэтому для повышения эффектности референс-листа подавайте его вместе с общей презентацией.
Как вы уже поняли, графическая составляющая референса очень важна. Да, красиво оформленная таблица с реализованными проектами — здорово, но наглядная демонстрация крупнейших работ произведет на потенциального клиента большее впечатление.
Но что делать, если проекты заканчивали, когда о референсе еще не задумывались? Или просто не успели/забыли/не смогли сделать качественные снимки? Вариантов два: поехать самостоятельно и сделать хорошие фотографии или воспользоваться нашей дополнительной услугой — профессиональный фотограф на выезде.
Он самостоятельно посетит объекты по указанным адресам и подготовит графику для создания эффективного референс-листа. Без качественных снимков произвести впечатление на потенциального клиента сложно. А если сделаете «спустя рукава» и добавите фотографии низкого качества, только навредите и отпугнете читателя.
Чаще всего референс-лист заказывают строительные компании и промышленные организации, портфолио которых насчитывает десятки или даже сотни выполненных работ.
Но это не значит, что малый бизнес не получит от reference пользы. Наоборот, многие предприниматели и некрупные организации, работающие на рынках стандартных товаров, не знают и даже не задумываются о референс-листе. И чем раньше вы его сделаете, тем быстрее получите неценовое преимущество, позволяющее привлечь больше клиентов.
Референс-лист составлен, что дальше? Подготовка документа — половина успеха, вторая зависит от правильного использования:
Это лишь несколько вариантов, все ограничивается воображением и возможностями. Если у вас есть крутые идеи по использованию референса, обязательно расскажите про них в комментариях.
Хороший референс-лист — неценовое преимущество над конкурентами. Если перед заказчиком лежит две презентации — одна с reference, а другая без — скорее всего, он сделает выбор в пользу первой компании, так как сразу увидит примеры успешных работ.
Референс-лист приносит много пользы:
Качественный референс-лист способствует привлечению новых заказчиков и, как следствие, увеличивает прибыль компании.
Но лучший вариант — обратиться за разработкой презентации о компании и референс-листа к профессионалам «Твой Бренд». За более 7 лет работы мы разработали на заказ свыше 130 подобных проектов.
Вопрос № 308104 |
Ответ справочной службы русского языка
Согласно ресурсу «Академос», поправку внесли в 2012 году. Сейчас верно: плейлист.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.
Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационных ошибок нет, но текст небезупречен: в нем много неудачных и неправильных формулировок. Заключительная фраза, на наш взгляд, при отказе неуместна. Рекомендуем текст переписать.
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление возможно лишь в разговорной речи.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна. Подробнее см. в ответах на вопросы № 289083 и 290853.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, заключаются ли в кавычки выражения «длинный список» и «короткий список» премии. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, скажите пожалуйста, зайчонок листопадник пишется через дефис или нет? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Слово состоит из двух частей: mano(неплотный) и метр (от слова измерять).
То есть, прибор, измеряющий давление газов или жидкостей. Используется для измерения давления жидкостей в автомобилях и на производствах.
Чередование безударных гласных в корне слова довольно своеобразная тема. Сложность в том, что букву нельзя, проверить однокоренными словом, нужно просто понять правило.
Корень гар-гор, зар-зор, клан-клон, твар-твор зависят от ударения.
В слове нагора́ет, буква в корне в безударном положении, а значит пишем О. Приставка перетянула ударение на себя.
Чтобы выяснить, как правильно писать «моразм» или «маразм«, следует вспомнить, какие правила русского языка применимы к рассматриваемому слову и определить получится ли проверить безударную гласную.
Слово «маразм» пришло к нам из французского языка и является словарным. Поэтому следует запомнить, что слово «маразм» пишется через две буквы «а«.
Примеры предложений, в которых применяется слово «маразм«:
Реформаторы поняли суть проблемы и решили свергнуть впадающую в старческий маразм вдовствующую императрицу.
Пока с высоких постов лился этот бюрократический маразм, страна погружалась в еще больший хаос.
На пенсию следует выходить вовремя, не дожидаясь старческого маразма.
Вы уверены, что правильно пишете это сложное слово? Дефис, скорее всего, не забываете ставить, а вот какое написание вы выберете: “референс-лист” или “референц-лист”? Если до конца не уверены. читайте нижеследующий материал.
Корректно писать с буквой С на конце и обязательно через дефис. Слово заимствовано из английского: reference — ссылка, справка, пояснение.
Это словарное слово, и его написание следует запомнить. Кто знает английский язык, тем немного проще, они вспомнят, от какого слова оно произошло.
Среди документов, находящихся в обороте современной организации, в любом случае должен быть референс-лист как источник, позволяющий продемонстрировать возможным партнерам бизнеса опыт компании и ее возможности. Для России этот термин только начинает вводиться, и еще не все маркетологи привыкли его использовать.
Сам термин еще не обрел постоянного значения, и различные материалы истолковывают его по-разному. Среди них: «список покупателей», «перечень проектов» и другие. Этот материал расскажет про референс, что это такое и где он применяется.
Референс – это перечень или документ, построенный по четкой структуре, которая включает типы заказов и заказчиков, территориальные и другие особенности. Он содержит отзывы заказчиков и контактные данные представителей фирм, способных подтвердить правдивость информации и ее актуальность, а также компетенцию компании в выполнении тех или иных видов работ.
Документ в форме таблицы
Важно! Если список не содержит большинства вышеперечисленных характеристик и данных, то он не может называться референс-листом.
Основное преимущество референс или референц лист для предпринимателя в том смысле, что он объединяет многие разделы сайтов компании: «Наш опыт», «О нас», «Наши заказчики», «Наши работы», «Отзывы» и так далее. Выполняется это лишь в случае грамотного составления структурированного перечня со всеми полезными для будущих заказчиков данными.
Стоит заметить, что лист – это новый документ, показывающий неценовые преимущества компании по сравнению с конкурентами, а не новый ярлык для старых работ. Нельзя называть референсом список из десятка работ на половину страницы с кратким описанием дополнительной информации, так как это вводит заказчиков в заблуждение и напрочь отбивает желание сотрудничать, поскольку в голове появляется больше вопросов, чем выгодных и видимых преимуществ.
Важно! Подготовка такого рода документа не терпит спешки и требует некоторых временных затрат на обработку информации. Но окупится это лучше, чем простое описание клиентов по алфавиту, которое делается за минуту.
Правильно составленный и полный полезной информации референс-лист является одним из важнейших документов в пакете, которые подаются для участия в тендерах и торгах. Здесь, вместо разделов сайта, он заменяет отдельные одноименные документы.
Буклет с референс-листом компании
Референс – своего рода объемная визитка, которая должна составляться любой уважающей себя организацией и выкладываться в открытый доступ официального сайта для определения неценовых преимуществ по сравнению с конкурентами. Отсутствие же документа способно отпугнуть даже неопытного заказчика, поскольку он не сможет рассмотреть примеры работ и оценить их качество.
Составление документов такого плана часто предполагает разного рода ошибки, которые включают не только орфографию и пунктуацию, ошибки в самом названии. Все дело в том, что название исходит от англоязычного термина. Многие задаются вопросом, как правильно пишется название этого документа: референс или референц.
Стоит обратиться к изначальному определению, пришедшему с Запада, где по-английски на латинице оно пишется как «reference» и в переводе означает «ссылка», «справка». Именно поэтому название читается как «референс», исходя из транскрипции англоязычного слова.
Специалисты считают, что лучше всего всегда использовать название «референс-лист», то есть с дефисом. Иногда встречается вариант «референт-лист», которое образовалось из-за созвучия с иностранным словом, имеющим совершенно иное значение.
Как уже было сказано, делопроизводство современной России и предприниматели еще не сформировали точного определения понятия «референс-лист». В связи с этим практически все предприниматели оформляют его в свободном порядке, подходящем для их ниши и специфики деятельности.
Референс не должен ограничиваться не только парой-тройкой, но и десятком записей. Все достижения компании должны быть отражены в референсе. Все это поможет выставить компанию в лучшем свете. Скорость и оптимизированность листа напрямую влияет на выигрыш тендеров среди компаний или заинтересованность именно в услугах конкретного заказчика.
Важно! Референс-лист – залог успеха и постоянного притока новых клиентов. Размещая его на официальном ресурсе фирмы, можно быстро, без лишней информации и неосязаемых преимуществ познакомить людей со спецификой работы и оказываемыми услугами, не загружая «морем» текста. Все это напрямую влияет на повышение количества заказов и, как следствие, на прибыль.
Что касается фотографий в документе, то они обязательны. Это физически покажет работы и проекты, выполненные компанией без лишних слов, определит ее специфику и уровень успешности. Можно заказать оформление финального образца у профессионалов. Такое решение позволит полностью избавиться от стилистических, пунктуационных и орфографических ошибок, грамотно структурировать тест.
Мастер проведет анализ списка сделок на определенный интервал времени, фото и другие данные, соединив их воедино в документе.
В представлении людей это новое англоязычное понятие обозначает список или таблицу, состоящую из нескольких разделов, в которых указывается:
Стандартное описание преимуществ
Все данные должны полным образом описывать «картину» сделки, но при этом быть краткими и лаконично располагаться для удобства просмотра. Изучив документ, человек должен получить представление о работе компании и ее преимуществах.
Каждая компания может самостоятельно определить структуру и состав листа, поскольку нет четкой и установленной законодательством нормы по его оформлению. Искать в интернете документ и образец его заполнения чаще всего не требуется, поскольку любой грамотный маркетолог может составить его без труда. Если маркетолога нет, то можно заказать оформление у специалистов, которые соберут всю информацию.
Стоит помнить, что лучший внешний вид листа – буклет или каталог, презентабельно описывающий неценовые особенности работы. Несколько листов без оформления не произведут впечатления на заказчиков и будут тяжелее восприниматься. Сегодня людям нужна инфографика, представляющая информацию в графическом и доступном виде и содержащая краткие и интересные факты и демонстрационные фото, графики, диаграммы.
Несколько шаблонов референс-листа
Таким образом было рассмотрено, что такое референс (референц). Его создание не самая простая задача, но грамотно составленный документ способен будет заменить собой множество других разделов и документов, предоставляющих информацию разрозненно и с большим количеством воды.
Вопрос № 301924 |
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление возможно лишь в разговорной речи.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 296783 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 293613 |
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна. Подробнее см. в ответах на вопросы № 289083 и 290853.
Здравствуйте! Скажите, я прав, что считаю выражение «цены по прайсу» грубой тавтологией и бессмыслицей, так как прайс по-английски — цена, а значит выражение «цены по прайсу» — это все равно что «цены по цене»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, заключаются ли в кавычки выражения «длинный список» и «короткий список» премии. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 271354 |
Здравствуйте, скажите пожалуйста, зайчонок листопадник пишется через дефис или нет? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как правильно пишется слово «стоп лист»? Слитно, через дефис или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
пожалуйста,ответьте,только срочно: правописание слова декоративнолиственный- слитно или через дефис
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется референс или референц лист, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется референс или референц лист", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.