Главная » Правописание слов » Как правильно пишется словари наши помощники в учебе

Слово Как правильно пишется словари наши помощники в учебе - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно пишется словари наши помощники в учебе

Автор: Ахметова Рафида Рифовна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, Чекмагушевский район, с. Чекмагуш

Цель : познакомить учащихся с различными видами словарей, их спецификой, способами построения словарных статей; развить умение работать со словарями, что позволит повысить информационную культуру учащихся, прививать интерес к чтению.

Оборудование : словари, карточки к игре «Найди объяснение»

Ход урока

Библиотекарь : Знаете ли вы, ребята, о том, что самые первые библиотеки появились в Древнем Египте, и назывались они тогда «Аптеками для души». По мнению египтян книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа или ангины. Это лекарство делает сильным ум человека. Поэтому урок у нас проходит в библиотеке и называется библиотечный урок.

В библиотеке можно почитать интересные журналы и газеты. А вот книжные выставки: «Внимание, интересная книга», «К школьным сочинениям», «Сто великих открытий», «Хочу все знать». Разве не интересны эти книги: «Сто великих открытий», «Сто великих загадок», «Сто великих писателей». Вы еще их читали? (фотогр.)

А другой французский писатель Анатоль Франц вспоминал, когда еще будучи начинающим, молодым писателем он пришел к своему учителю, чтобы показать свои первые труды, то учитель первым делом спросил его:- «А читаете ли, Вы, молодой человек, словари?

— Да, читаю, охотно,- ответил тогда молодой писатель.

В дневнике поэтессы Веры Инбер сохранилась даже такая запись: «Вчера полдня упивалась словарем Даля, читала букву «Ш».

А писатель Марк Твен, вообще, имел привычку каждый вечер засыпать, читая словари. Вот такая, казалось бы, странность читать словари. Ребята, а часто ли вы, пользуетесь словарями? Какие словари вы знаете? (Ответы учащихся)

Ребята, а как вы думаете, зачем человеку, который прекрасно знает русский язык, прекрасно понимает русскую речь, нужны словари русского языка, и почему даже писатели и поэты постоянно, упорно, пользовались словарями?

На этот вопрос вы сможете ответить, если внимательно прочтете листочки, которые я вам раздам. (Работа на карточках)

Учащиеся читают высказывания о словарях:

Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Они помогают не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширяют кругозор, способствуют развитию логического мышления..

Богатства языка – это богатство мысли, а словари помогают обогатить наш язык.

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи.

В разговорном языке культурных людей, писателей, поэтов от 15 до 18 тысяч слов.

Он не будет говорить жаргонным, примитивным языком, ведь мы сказали, чтение словарей повышает культуру речи.

А.С.Пушкин, располагавший словарным запасом 20 тыс. слов сумел выразить даже свои самые тонкие чувства. Как вы знаете, его любимым временем года, была осень, и как точно и просто сказал он об этом.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я природы пышное увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вот почему словари должны стать настольными книгами и каждого ученика, и учителя, и любого современного, делового человека.

Но, ребята словарей огромное количество. Как разобраться в таком огромном количестве словарей? Как понять, когда, к какому словарю нужно обращаться? Ведь не мудрено в них запутаться. Вот сегодня мы с вами и попытаемся разобраться в этом.

Я подхожу к столу, где «горой» лежат словари (не случайно они находятся кучкой). И достаю среди этого большого количества словарей 2 самых главных словаря – словарь живого великорусского языка Владимира Даля и толковый словарь русского языка Сергея Ожегова.

Давайте, очень кратко, послушаем информацию об этих словарях. (2 ученика читают о словарях, на доске портрет Владимира Даля).

Ребята, обратите внимание на портрет Владимира Даля – это очень редкий, необычный портрет. Даль дожил до глубокой старости, обратите внимание на его руки – как спокойно они сложены и не кажутся бездельными, незанятыми. Его взгляд выражает спокойствие. Он сделал свое дело. Спасибо!

Вслед за словарем Владимира Даля был создан однотомный толковый словарь русского языка Сергея Ожегова. Он появился в 1949 году и с тех пор переиздавался 18 раз, пополняясь, каждый раз все новыми словами. В словаре 57 тысяч слов. Значение слов в словаре раскрывается с помощью краткого определения.

Давайте, ребята, сравним 2 словаря: откройте, полистайте. Найдите, пожалуйста, слово «кошка» в обоих словарях. Найдите и прочитайте в словаре Ожегова слово «кошка», а теперь посмотрим в словаре Даля, наверное, заметили, что разъяснение слова «кошка» занимает полторы страницы. Не зря словарь Даля называют Толковым словарем Живого великорусского языка. Он ведь собирал эти слова по крупинкам по всей Руси, поэтому старался дать все значения слова, собрал все пословицы, поговорки и даже поверья, касающиеся этого слова. Поэтому, когда нужно « погрузиться» в мир русского языка, «упиваться» миром слов, то мы обращаемся к словарю Даля.

А словарь Ожегова дает краткое объяснение слова и только в широко употребляемых значениях. Поэтому в повседневной жизни больше пользуемся словарем Ожегова.

А теперь приглашаю к доске 1 ученика. Предлагаю написать на доске следующие слова: сервиз, сервис, смести, смятение, совестливый. (Ребята на партах у вас лежат орфографические словари, проверим правильность написания слов по словарю).

Итак, когда вы сомневаетесь, как пишется то или иное слово – не забывайте проверять себя по орфографическому словарю. В орфографическом словаре даются правила написания слов.

Ребята, вы прекрасно знаете, о том, что о человеке судят по тому. Что он говорит. И как говорит, поэтому говорить, как и писать, нужно правильно. (Давайте посмотрим сценку, после чего они проверяю произношение слов по словарю).

А теперь я вам предлагаю следующее задание: сумеете ли вы объяснить значения слов, которых видите на доске.

Что объединяет, эти слова? (Ответы учащихся).

Часто приходиться слышать по телевизору незнакомое слово. Или когда читаете художественную книгу – случается прочитать незнакомое слово. Некоторые из нас пропускают это «мимо ушей», а другим это не дает покоя.

Ребята, привыкайте всегда заглядывать в словари, когда не ясно значение слова – в словарь иностранных слов.

Всем хочется, чтобы другие нас слушали, как говориться, затаив дыхание. А чтобы приятно было нас слушать, наша речь должна быть выразительной, эмоциональной, богатой и живой. Сделать нашу речь такой помогают использование в своей речи синонимов и антонимов.

А в этом вам помогут словари синонимов и антонимов.

А вдруг, вы хотите сказать, что эта картина, человек, поступок, не вызывает у вас приятных чувств, то можем сказать не просто не красиво, а подобрать антонимы к слову. (Безобразный, отвратительный, ужасный, неприятный, отталкивающий, неприглядный, уродливый, непривлекательный).

Точно также в своей речи нужно использовать и антонимы. Они помогут подобрать слова с противоположным значением.

— нашу речь также украшают и делают яркой – фразеологизмы.

«Семь пятниц на неделе».

«Родиться в рубашке»

«Пускать пыль в глаза»

Фразеологизмы – используют в разговоре для краткой, емкой, точной передачи мысли (образные выражения).

Итог : Итак, подводя итог сегодняшнему разговору, я хочу сказать: читайте все красивое, возвышающее и ум, и ваши мысли, читайте со словарем, читайте сам словарь, и тогда вы станете человеком, с которым всегда приятно общаться, будете успешными в жизни и уверенными в себе.

Литература:

Учебный фразеологический словарь. Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский, Издательство «Просвещение».

Источник

Словари наши помощники в учебе подлежащее и сказуемое чем

Словари наши помощники в учебе подлежащее и сказуемое чем

Вопрос по русскому языку:

Словари наши помощники в учёбе.

Подлежащее:
выражено в ;

сказуемое:
выражено в.

Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Сказка о подлежащем и сказуемом

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Источник

Содержимое разработки

Цели урока: знакомство учащихся с различными видами словарей.

–формирование навыка работы со словарями разных типов;

–развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания, расширение словарного запаса;

–воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

– Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен книгам. А каким книгам, вы узнаете отгадав загадку.

Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь всё чётко, всё правдиво.
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот. (словарь)

–22 ноября – международный день словаря.

Что же такое словарь?(ответы детей).

— Посмотрите, какая книга у меня есть? Что написано? («Толковый словарь русского языка»)

– Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

– Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари.

Демонстрация имеющихся на выставке словарей («Толковый словарь русского языка», » Орфографический словарь русского языка», » Этимологический словарь школьника», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

–Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари.

–Все слова размещены в алфавитном порядке.

III. Знакомство со словарями.

Толковый словарь- словарь, поясняющий слова.

Самый знаменитый толковый словарь был создан более 100 лет назад.

-Жил в России один замечательный человек. Всю свою жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно о чем идет речь. Зовут его Владимир Иванович Даль.

Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

-Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Там находится предмет. А какой, вы узнаете, если отгадайте загадку.

Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,

где носом поведёт, там заметку кладёт.

Если ты его отточишь,

нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж –

Практическая работа(по группам)

Памятка работы со словарем.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

Карандаш – карандаш-ик, карандаш-н-ый

— Повторяйте за мной слова:

— А теперь – движения:

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И на меня все посмотрите

-Я хочу рассказать вам об очень интересном словаре- это «Этимологический словарь».

Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем. Но редко задумываемся о том, как появилось слово, какова его история и происхождение. В этимологическом словаре вы сможете найти интересные сведения о происхождении слов.

В этом слове тюркское кара является в своём обычном значении – «чёрный». Даш (таш) тоже тюркское слово, значащее «камень»; очевидно, карандаш некогда понималось как «чёрный камень» – графит.

-Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает.

Но что такое? Пропущены две буквы. У вас на столах буквы А и О.

Мнения разделились. Что делать? Кто прав?

Может быть поможет словарь?

— В каком словаре можно найти правильное написание слов? (ответы детей)

– Конечно же ему поможет орфографический словарь.

Орфографический словарь нужен для того. чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

Практическая работа ( в парах)

­ (ищут слово в орфографическом словаре)

аждая группа к сегодняшнему занятию выполнили задания.

–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Давайте еще раз вспомним, какие бывают словари?

Т олковый Орфографический

с ловарь СЛОВАРИ словарь

–Понравилось ли вам работать со словарями? Довольны ли вы своей работой? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? В каких случаях?

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется словари наши помощники в учебе, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется словари наши помощники в учебе", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как правильно пишется словари наши помощники в учебе:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *