«Амортизатор» или «аммортизатор» – как правильно?
Правописание существительного – «амортизатор» или «аммортизатор» – определяется орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные».
Как пишется правильно: «амортизатор» или «аммортизатор»?
Безошибочен первый вариант – «амортизатор».
Какое правило применяется?
«Амортизатор» – неодушевленное нарицательное существительное мужского рода второго склонения.
Этим словом называют механическое устройство, предназначенное на средствах передвижения (автомобилях, поездах и т. п.) для гашения ударов колёс о твёрдые элементы поверхности, по которой оно передвигается.
Лексема заимствована из немецкого, «amortisieren» – ослаблять, глушить, происходит от латинского «admortire» – «убить, гасить».
В слове нередко допускается орфографическая ошибка: вместо одиночной «м» пишут удвоенную согласную – «мм».
Как и большинство заимствованных лексем, слово относится к разряду словарных, в которых проверить непроверяемые буквы нельзя. Их написание необходимо помнить или сверять с данными орфографического словаря. Пишем – амортизатор.
Примеры предложений
Автомобиль имеет независимую подвеску, торсионную, с гидравлическими амортизаторами.
Машину нужно было срочно ремонтировать, потёк один из амортизаторов.
Как неправильно писать
Ошибочные варианты – аммортизатор, амортизатр, оммортизатор, амортиззатор.
Как пишется амортизатор или аммортизатор правильно
Склонение существительного «амортизатор»
Существительное «амортиз а́ тор» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | амортиз а́ тор | амортиз а́ торы |
Родительный Кого? Чего? | амортиз а́ тора | амортиз а́ торов |
Дательный Кому? Чему? | амортиз а́ тору | амортиз а́ торам |
Винительный (неод.) Кого? Что? | амортиз а́ тор | амортиз а́ торы |
Творительный Кем? Чем? | амортиз а́ тором | амортиз а́ торами |
Предложный О ком? О чём? | амортиз а́ торе | амортиз а́ торах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: южнославянский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «амортизатор»
Синонимы к слову «амортизатор»
Предложения со словом «амортизатор»
Сочетаемость слова «амортизатор»
Каким бывает «амортизатор»
Значение слова «амортизатор»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «амортизатор»
Предложения со словом «амортизатор»
У них имеется толстая волокнисто-хрящевая подушка между костями, удерживаемая на месте мощными волокнистыми связками, которая играет роль амортизатора.
Поплавок вам понадобится веретенообразный 1,5–2 г, на конце удилища надо наладить резиновый амортизатор, который сглаживает рывки и не даёт рыбе оборвать тонкую леску.
Подвеска независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Как правильно пишется слово «амортизатор»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова прагматизм (существительное):
Ассоциации к слову «амортизатор»
Синонимы к слову «амортизатор»
Предложения со словом «амортизатор»
Сочетаемость слова «амортизатор»
Каким бывает «амортизатор»
Значение слова «амортизатор»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «амортизатор»
Предложения со словом «амортизатор»
У них имеется толстая волокнисто-хрящевая подушка между костями, удерживаемая на месте мощными волокнистыми связками, которая играет роль амортизатора.
Поплавок вам понадобится веретенообразный 1,5–2 г, на конце удилища надо наладить резиновый амортизатор, который сглаживает рывки и не даёт рыбе оборвать тонкую леску.
Подвеска независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Значение слова «амортизатор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Амортизаторы применяются совместно с упругими элементами пружинами или рессорами, торсионами, подушками и т. п. для гашения свободных колебаний больших масс и предотвращения высоких относительных скоростей меньших масс, связанных упругими элементами.
Не следует путать внешне похожие гидравлический трубный амортизатор и газовую пружину. Последние также часто встречаются в автотехнике и быту, но имеют другое назначение (а именно — создание толкающего усилия на штоке). Справедливости ради надо отметить, что чистых гидравлических амортизаторов почти не встречается, они всегда немного подпружинены избыточным давлением газа в бустере. Чистые газовые пружины (без дополнительного сопротивления движению), наоборот, встречаются довольно часто.
АМОРТИЗА’ТОР, а, м. (тех.). Приспособление для амортизации (в 4 знач.) в автомобилях, самолетах, аэростатах.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
амортиза́тор
1. техн. устройство для защиты от ударных нагрузок, сотрясений в различного рода машинах (автомобилях, самолетах, локомотивах и пр.), а также для гашения колебаний и смягчения ударов сооружений использующее в качестве основных элементов пружины, торсионы, упругие неметаллические элементы, а также жидкости и газы
2. перен. о том, что смягчает нагрузку, давление, помогает справиться с трудностями
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова окопать (глагол), окопали:
Амортизатор
Амортиза́тор (от фр. amortisseur ) — устройство, превращающее механическую энергию в тепловую. Служит для гашения колебаний (демпфирования) и поглощения толчков и ударов, действующих на корпус (раму). Амортизаторы применяются совместно с упругими элементами пружинами или рессорами, торсионами, подушками и т.п.
Не следует путать амортизатор и газовую пружину. Последние также часто встречаются в автотехнике и быту, но имеют другое назначение. Справедливости ради надо отметить, что чистых амортизаторов почти не встречается, они всегда подпружинены избыточным давлением газа в бустере. Чистые газовые пружины (без дополнительного сопротивления движению), наоборот, встречаются довольно часто.
Содержание
Применение
В автостроении
Подход к назначению амортизатора в различных школах автомобилестроения в некоторой степени можно определить по названию, которое ему даётся. Например, нем. Dämpfer — гаситель колебаний (демпфер), англ. Shock-absorber — поглотитель ударов. В самом деле, принцип действия немецких телескопических амортизаторов времён Второй мировой войны (танки Pz.III, Pz.V, Pz.VI) и фрикционного амортизатора современного «Леопард-2» не предусматривает поглощение ими ударов. Первые — одностороннего действия на обратном ходе катка, то есть при ударе во время прямого хода катка практически не работают, сопротивление вторых не зависит от скорости перемещения катка, поэтому при ударе амортизатор поглотит примерно столько же энергии, сколько при медленном перемещении катка на такую же величину. Англичане применяли в основном гидравлические амортизаторы двустороннего действия (танки «Крусайдер», «Кромвель», «Валентайн»), сопротивление которых зависит от скорости перемещения катка и при ударе возрастает многократно, отсюда и название «поглотитель ударов».
В авиатехнике
В авиатехнике мощные амортизаторы используются на шасси самолётов. Их задача (как и задача всей конструкции шасси) схожа с амортизаторами в автомобилях — смягчить перегрузки при контакте с покрытием взлётно-посадочной полосы на посадке, чтобы нагрузки на узлы самолёта не превышали допустимых при выполнении штатной посадки, а также чтобы можно было в экстренных случаях совершить безопасную для людей посадку при превышении максимальной посадочной массы вплоть до максимальной взлётной. В конструкции шасси лайнера Ту-154, например, используются жидкостно-газовые амортизаторы.
На железнодорожном транспорте
На железнодорожном транспорте гашение энергии необходимо производить как в вертикальном, горизонтальном поперечном, так и в горизонтальном продольном по отношению к движению направлениях. Амортизаторы в первых двух направлениях обычно используются масляные и устанавливаются под углом 45 градусов между вертикальной и горизонтальной поперечной движению плоскостями. Т.е. один амотризатор гасит энергии в двух направлениях. Продольные амортизаторы железнодорожного подвижного состава называют — поглощающий аппарат автосцепного устройства. Поглощающие аппараты различают грузового типа и пассажирского. Поглощающие аппараты грузового типа различают по классам Т0, Т1, Т2, Т3 — в зависимости от энергии, которую он поглощает (50 кДж — первый и 190 кДж — последний) и других его технических характеристик, описанных в ОСТ-32-175-2001.
В судостроении
В судостроении для защиты от вибрации и ударных нагрузок оборудования используются резинометаллические амортизаторы АКСС (амортизаторы корабельные сварные со страховкой). Амортизатор АКСС представляет собой резинометаллическое изделие, состоящее из металлической скобы, планки несущей и планки опорной, которые соединены между собой привулканизованным резиновым массивом.
Классификация амортизаторов
Фрикционные
Фрикционные (механические) амортизаторы в простейшем случае представляют из себя трущуюся пару с фиксированным усилием сжатия. Возможна конструкция с сопротивлением, пропорциональным перемещению, с оперативно регулируемым усилием и т.д. Очевидным свойством фрикционных амортизаторов является то, что их сопротивление не зависит от скорости перемещения рычага. Поэтому они в прямом смысле слова являются демпферами, так как выполняют только одну из указанных в определении амортизатора функций — гашение колебаний. Достоинства — простота и относительная ремонтопригодность, пониженные требования к механической обрабоке деталей, условиям эксплуатации, стойкость к мелким повреждениям. Принципиальные недостатки — неустранимый износ трущихся поверхностей и наличие некоторого усилия страгивания, избавиться от которого без усложнения механики невозможно. Как результат — на автомобилях данный тип амортизаторов давно не применяется, сохраняясь лишь на отдельных образцах военной техники. Также в лёгких и/или низкоскоростных транспортных средствах (мопеды, тракторы и т. п.) роль фрикционного гасителя колебаний может выполнять трение между деталями подвески.
Гидравлические амортизаторы
Гидравлические амортизаторы получили наибольшее распространение. В гидравлических амортизаторах сила сопротивления зависит от скорости перемещения штока. Рабочее тело — масло (оно еще является смазкой). Принцип амортизатора заключается в возвратно-поступательном движении поршня амортизатора, поршень через небольшое отверстие перепускает масло из одной камеры в другую, превращая механическую энергию в тепловую.
Жесткость амортизаторов зависит от начальной настройки перепускных клапанов (для амортизаторов массового предназначения начальную настройку задает производитель на заводе однократно на все время эксплуатации; в амортизаторах спортивного назначения жесткость может регулировать пользователь), изначальной вязкости жидкости (масла) и температуры окружающей среды которая влияет на вязкость амортизаторной жидкости (масла).
Гидравлические амортизаторы делятся на несколько подвидов:
Газовый подпор, как правило, слабо влияет на жесткость амортизатора, но значительно увеличивает стабильность характеристик в условиях сильных нагрузок; при повседневной езде разница совершенно незаметна.
Рычажные
До 50-х — 60-х годов как правило использовались рычажные амортизаторы. Они были весьма эффективны и практически вечны (единственная изнашивающаяся деталь такого амортизатора — резиновые сальники на оси рычага, которые со временем начинают подтекать — легко заменяется, после чего амортизатор может проработать ещё несколько десятилетий), но дороги в производстве.
В 50-х годах получили распространение трубчатые амортизаторы, которые постепенно вытеснили рычажные.
Двухтрубные
Двухтрубный амортизатор состоит из двух соосных (одна в одной) труб, внешняя из которых является корпусом, внутренняя заполнена рабочей жидкостью и в ней перемещается поршень с клапанами. Пространство между труб заполнено запасом жидкости для охлаждения и компенсации утечек, а также воздухом — для компенсации изменения объёма (температурное расширение жидкости и вход-выход штока).
Однотрубные
Представляют из себя трубу, заполненную рабочей жидкостью, в которой перемещается поршень с клапанами. Для компенсации изменения объёма рабочей жидкости (температурные и вход-выход штока) «дно» цилиндра заполнено газом, отделённым от рабочей жидкости плавающим поршнем-перегородкой. Давление газа, как правило, значительно выше атмосферного, для улучшения характеристик рабочей жидкости при нагреве.
Газовый амортизатор
Амортизатор, действующим веществом которого является газ. Возвратно-поступательное движение штока амортизатора затрудняется работой по перепусканию через небольшое отверстие газа из одной камеры в другую. Но по технологии производства и по логике они все являются газомасляными.
Комбинированный амортизатор
(газомасляный или олеопневматический) Амортизатор, действующим веществом которого является как масло, так и газ. Работает масло, газ устраняет образование пены.
Односторонний амортизатор
У амортизатора такого типа сопротивление при ходе, соответствующем сжатию подвески, незначительно, а основное поглощение энергии происходит при отбое. Благодаря этому они обеспечивают несколько более плавный ход, однако с ростом неровностей дороги и скорости подвеска не успевает занять исходное положение до следующего срабатывания. это приводит к «пробоям» и заставляет водителя снизить скорость. С появлением около 1930-го года амортизаторов двойного действия одноходовая конструкция постепенно вышла из употребления.
Двусторонний амортизатор
Амортизатор, который действует (работает) в двух направлениях, т.е. амортизатор поглощает энергию при движении штока в обе стороны, передавая, однако, при этом и некоторую часть усилия толчков на кузов при прямом ходе. Такая конструкция амортизатора эффективнее, чем амортизатор односторонний, в том смысле, что может быть построена с учётом необходимого компромисса между плавностью хода и стабильностью автомобиля на дороге. Для скоростных автомобилей характерны более «жёсткие» настройки, для комфортабельных пассажирских — более «мягкие», где бóльшая часть работы амортизатора приходится на «отбой».
На автотранспорте, как правило, эффективность «рабочего хода» амортизатора (сжатие, наезд колесом на препятствие) делают меньше, чем эффективность «отбоя» (обратного движения). В этом случае (при сжатии) амортизатор меньше передаёт толчки от неровностей на кузов, и (при растяжении) «придерживает» колесо от ударов его пружиной о дно выбоин дороги.
Устройство гидравлического амортизатора двойного действия
Основные части
Гидравлический амортизатор двойного действия состоит из:
«Амортизатор» – Как Правильно Пишется?
«Амортизатор» – как правильно пишется?
Правописание существительного – «амортизатор» или «аммортизатор» – определяется орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные».
Как пишется правильно: «амортизатор» или «аммортизатор»?
Какое правило применяется?
«Амортизатор» – неодушевленное нарицательное существительное мужского рода второго склонения.
Этим словом называют механическое устройство, предназначенное на средствах передвижения (автомобилях, поездах и т. п.) для гашения ударов колёс о твёрдые элементы поверхности, по которой оно передвигается.
Лексема заимствована из немецкого, «amortisieren» – ослаблять, глушить, происходит от латинского «admortire» – «убить, гасить».
В слове нередко допускается орфографическаявместо одиночной «м» пишут удвоенную согласную – «мм».
Как и большинство заимствованных лексем, слово относится к разряду словарных, в которых проверить непроверяемые буквы нельзя. Их написание необходимо помнить или сверять с данными орфографического словаря. Пишем – амортизатор.
Примеры предложений
Автомобиль имеет независимую подвеску, торсионную, с гидравлическими амортизаторами.
Машину нужно было срочно ремонтировать, потёк один из амортизаторов.
Как неправильно писать
«Амортизатор» – как правильно пишется?
амортизатор
Правильно слово пишется: амортиза́тор
Ударение падает на 4-й слог с буквой а.
Всего в слове 11 букв, 5 гласных, 6 согласных, 5 слогов.
Гласные: а, о, и, а, о;
Согласные: м, р, т, з, т, р.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «амортизатор» в прямом и обратном порядке:
Разбор по составу
Разбор по составу (морфемный разбор) слова амортизатор делается следующим образом:
аморт из атор
Морфемы слова: аморт — корень, из, атор — суффиксы, нулевое окончание, амортизатор — основа слова.
«Амортизатор» – как правильно пишется?
Амортиза́тор (от фр. amortir — ослаблять, смягчать) — устройство для гашения колебаний (демпфирования) и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса самого транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.
Амортизаторы применяются совместно с упругими элементами пружинами или рессорами, торсионами, подушками и т. п. для гашения свободных колебаний больших масс и предотвращения высоких относительных скоростей меньших масс, связанных упругими элементами.
Не следует путать внешне похожие гидравлический трубный амортизатор и газовую пружину. Последние также часто встречаются в автотехнике и быту, но имеют другое назначение (а именно — создание толкающего усилия на штоке, например, для удержания в открытом положении капота или крышки багажника автомобиля).
Классификация [ править | править код ]
Односторонний и двусторонний [ править | править код ]
У амортизатора такого типа сопротивление при ходе, соответствующем сжатию подвески, незначительно, а основное поглощение энергии происходит при отбое. Благодаря этому они обеспечивают несколько более плавный ход, однако с ростом неровностей дороги и скорости подвеска не успевает занять исходное положение до следующего срабатывания. Это приводит к пробоям и заставляет водителя снизить скорость. С появлением около 1930 года амортизаторов двойного действия одноходовая конструкция постепенно вышла из употребления.
Амортизатор, который действует (работает) в двух направлениях, то есть амортизатор поглощает энергию при движении штока в обе стороны, передавая, однако, при этом и некоторую часть усилия толчков на кузов при прямом ходе. Такая конструкция амортизатора эффективнее, чем амортизатор односторонний, в том смысле, что может быть построена с учётом необходимого компромисса между плавностью хода и стабильностью автомобиля на дороге. Для скоростных автомобилей характерны более «жёсткие» настройки, для комфортабельных пассажирских — более «мягкие», где бóльшая часть работы амортизатора приходится на «отбой».
На автотранспорте, как правило, эффективность хода сжатия амортизатора (сжатие, наезд колесом на препятствие) делают меньше, чем эффективность хода отбоя (обратного движения). В этом случае при сжатии амортизатор меньше передаёт толчки от неровностей на кузов, и при растяжении «придерживает» колесо от ударов его о дорогу.
Фрикционный амортизатор [ править | править код ]
Фрикционные (механические) амортизаторы в простейшем случае представляют собой трущуюся пару с фиксированным усилием сжатия. Возможна конструкция с сопротивлением, пропорциональным перемещению, с оперативно регулируемым усилием и т. д. Очевидным свойством фрикционных амортизаторов является то, что их сопротивление не зависит от скорости перемещения рычага. Поэтому они в прямом смысле слова являются демпферами, так как выполняют только одну из указанных в определении амортизатора функций — гашение колебаний. Достоинства — простота и относительная ремонтопригодность, пониженные требования к механической обработке деталей, условиям эксплуатации, стойкость к мелким повреждениям. Принципиальные недостатки — неустранимый износ трущихся поверхностей и наличие некоторого усилия страгивания, избавиться от которого без усложнения механики невозможно. Как результат — на автомобилях данный тип амортизаторов давно не применяется, сохраняясь лишь на отдельных образцах военной техники. Также в лёгких и/или низкоскоростных транспортных средствах (мопеды, тракторы и т. п.) роль фрикционного гасителя колебаний может выполнять трение между деталями подвески.
Одна из самых массовых фрикционных амортизирующих конструкций в старых автомобилях — листовая рессора, которая совмещала в себе функции упругого элемента и демпфера, работающего за счёт взаимного трения листов рессоры.
Гидравлические амортизаторы [ править | править код ]
Гидравлические амортизаторы получили наибольшее распространение. В гидравлических амортизаторах сила сопротивления зависит от скорости перемещения штока. Рабочее тело — масло (оно также является смазкой). Принцип амортизатора заключается в возвратно-поступательном движении поршня амортизатора, поршень через перепускной клапан вытесняет масло из одной камеры в другую, превращая механическую энергию в тепловую.
Жёсткость амортизаторов зависит от начальной настройки перепускных клапанов (для амортизаторов массового предназначения начальную настройку задаёт производитель на заводе однократно на всё время эксплуатации; в амортизаторах спортивного назначения жёсткость может регулировать пользователь), изначальной вязкости жидкости (масла) и температуры окружающей среды которая влияет на вязкость амортизаторной жидкости (масла).
Гидравлические амортизаторы делятся на несколько подвидов:
Газовый подпор, как правило, слабо влияет на жёсткость амортизатора, но значительно увеличивает стабильность характеристик в условиях сильных нагрузок за счет меньшего вспенивания масла; при повседневной езде разница совершенно незаметна.
Гидравлические рычажные [ править | править код ]
Коловратный гидравлический амортизатор типа Houdaille. Жёсткость регулировалась винтом.
Рычажный гидравлический амортизатор в передней подвеске ГАЗ М-21И, объединённый с верхним рычагом подвески. Стойка подвески снята. На чугунном корпусе амортизатора хорошо видны приливы, внутри которых расположены поршни, а также болты-заглушки, за которыми скрываются клапаны отбоя и сжатия.
Задний рычажный амортизатор ГАЗ М-21И, частично разобранный для замены сальника. Хорошо видны ось рычага со шлицами, вращающаяся в латунных втулках, и болты-заглушки клапанов сжатия и отбоя, расположенные снизу от оси слева и справа. Внутри цилиндрической части ходят поршни.
В 1930-е годы фрикционные амортизаторы постепенно стали уступать место гидравлическим, однако последние мало напоминали привычные современным автомобилистам телескопические.
Несколько позже появились рычажные гидравлические амортизаторы поршневого типа, в которых рычаг посредством кулачкового или кривошипного механизма приводил в движение поршень (в амортизаторах одностороннего действия) или поршни (двустороннего действия), создававшие ток жидкости, а демпфирование обеспечивали установленные в корпусе амортизатора клапаны, оказывавшие сопротивление перетеканию жидкости из одной полости в другую. Такие амортизаторы допускали настройку усилия при сжатии и отбое в широких пределах за счёт замены клапанов, которые обычно устанавливались на их корпусе снаружи за винтовыми заглушками. Так, на всех послевоенных легковых автомобилях ГАЗ с рычажными амортизаторами задние амортизаторы имели идентичную конструкцию, а отличались только клапанами (то есть, настройкой) и рычагами, рассчитанными на различные конфигурации подвески. После появления в середине 1930-х годов независимых передних подвесок на двойных поперечных рычагах такие амортизаторы нередко стали встраивать в их верхние рычаги.
Наряду с этим, для поршневых рычажных амортизаторов также были характерны определённые недостатки, в первую очередь — сравнительно высокая себестоимость, обусловленная большой металлоёмкостью и необходимостью механической обработки высокого класса точности для изготовления многих узлов, в частности — пары «цилиндр-поршень». Кроме того, из-за несовершенного уплотнения оси нередки были утечки рабочей жидкости из изношенных амортизаторов, что, впрочем, не выводило их из строя мгновенно и обычно исправлялось заменой уплотнения. За исключением элементарных работ по замене уплотнений и клапанов, рычажно-поршневые амортизаторы были практически неремонтопригодны вне заводских условий из-за высокой точности изготовления многих деталей, даже производить их полную разборку без большой необходимости в этом считалось крайне нежелательным.
Гидравлические двухтрубные [ править | править код ]
Двухтрубный гидравлический амортизатор
Двухтрубный амортизатор состоит из двух соосных (одна в одной) труб, внешняя из которых является корпусом, внутренняя заполнена рабочей жидкостью и в ней перемещается поршень с клапанами. Пространство между трубами заполнено запасом жидкости для охлаждения и компенсации утечек, а также воздухом — для компенсации изменения объёма (температурное расширение жидкости и вход-выход штока).
Применяются в подвеске автомобилей для спокойного и размеренного движения без резких поворотов и торможений. Предназначены для работы в условиях хороших дорог.
В автоспорте амортизаторы двухтрубной конструкции не применяются, поскольку не соответствуют требованиям снижения неподрессоренных масс, стабильности, надёжности и рабочего ресурса в условиях проведения спортивных мероприятий. Исключением является, пожалуй, только дрифтинг, где могут применяться двухтрубные амортизаторы с повышенным давлением компенсационного газа(около 6-8 атмосфер), поскольку соревнования проходят только на очень ровном дорожном покрытии и невысоких скоростях.
Гидравлические однотрубные [ править | править код ]
Представляют собой трубу, заполненную рабочей жидкостью, в которой перемещается поршень с клапанами. Для компенсации изменения объёма рабочей жидкости (температурные и вход-выход штока) «дно» цилиндра заполнено газом, отделённым от рабочей жидкости плавающим поршнем-перегородкой. Давление газа, как правило, около 18-25 атмосфер (для улучшения характеристик рабочей жидкости при нагреве и устранения вероятности возникновения кавитации).
Характеристики очень стабильны за счёт того, что компенсационный газ «F» отделён от жидкости плавающим поршнем «Е» и эффект вспенивания рабочего тела (масла) при работе отсутствует полностью; за счёт высокого давления газа и, как следствие, жидкости в данной конструкции кавитация не возникает даже при сверхвысоких нагрузках (ралли, движение в условиях бездорожья и т. д.)
Газовый амортизатор [ править | править код ]
Амортизатор, действующим веществом которого является газ. Возвратно-поступательное движение штока амортизатора затрудняется работой по перепусканию через небольшое отверстие газа из одной камеры в другую, но есть варианты с одной камерой из которой воздух через ограничительные отверстия выходит в атмосферу и обратно в такой конструкции довольно часто нет сальников, по причине простоты(и следственно дешевизны) популярен в стиральных машинах. Но по технологии производства и по логике они все являются газомасляными. На серийные автомобили амортизаторы такой конструкции не устанавливаются.
Комбинированный амортизатор [ править | править код ]
Газомасляный или олеопневматический амортизатор, действующим веществом которого является как масло, так и газ. Работает масло, газ устраняет образование пены.
Электрогенерирующий амортизатор [ править | править код ]
Регулируемые амортизаторы [ править | править код ]
Благодаря регулируемым амортизаторам водитель может сам выбирать режим работы подвески автомобиля, зачастую между спортивным, комфортным и промежуточным. Наибольшее распространение имеют такие вариации регулируемых амортизаторов:
Гидромеханическая адаптивная система с дополнительным клапаном [ править | править код ]
Благодаря дополнительному клапану, в котором находится жидкость, появляется возможность регулировать жесткость автомобильной подвески. В зависимости от частоты колебаний подвески клапан открывается, запускает жидкость в амортизатор, обеспечивая более плавную езду, а в случае вождения по обычной ровной трассе подвеска сохраняет свою жесткость, что позволяет автомобилю не крениться в поворотах.
Регулировка с помощью электромагнитных перепускных клапанов [ править | править код ]
Применение магнитореологической жидкости [ править | править код ]
Идея основана на свойствах магнитореологической жидкости, коллоидного раствора ферромагнитных частиц в масле. Под воздействием магнитного поля вязкость такой жидкости плавно изменяется. Система включает в себя электромагнит, который размещён в поршне и приводит механизм в действие, воздействуя на жидкость. В сравнении с другими подобными адаптивными подвесками такая конструкция позволяет добиться не только более высокого быстродействия, но и уберегает систему от перегрева, что повышает качество работы подвески в целом.
Применение [ править | править код ]
В автомобилестроении [ править | править код ]
Подход к назначению амортизатора в различных школах автомобилестроения в некоторой степени можно определить по названию, которое ему даётся. Например, нем. Dämpfer — гаситель колебаний (демпфер), англ. Shock-absorber — поглотитель ударов.
В танкостроении [ править | править код ]
В танкостроении принцип действия немецких телескопических амортизаторов времён Второй мировой войны (танки Pz.III, Pz.V, Pz.VI) и фрикционного амортизатора современного «Леопард-2» не предусматривает поглощение ими ударов. Первые — одностороннего действия на обратном ходе катка, то есть при ударе во время прямого хода катка практически не работают, сопротивление вторых не зависит от скорости перемещения катка, поэтому при ударе амортизатор поглотит примерно столько же энергии, сколько при медленном перемещении катка на такую же величину. Англичане применяли в основном гидравлические амортизаторы двустороннего действия (танки «», «», «»), сопротивление которых зависит от скорости перемещения катка и при ударе возрастает многократно, отсюда и название «поглотитель ударов».
В авиатехнике [ править | править код ]
В авиатехнике мощные амортизаторы используются на шасси самолётов. Их задача (как и задача всей конструкции шасси) схожа с амортизаторами в автомобилях — смягчить перегрузки при контакте с покрытием взлётно-посадочной полосы на посадке, чтобы нагрузки на узлы самолёта не превышали допустимых при выполнении штатной посадки, а также чтобы можно было в экстренных случаях совершить безопасную для людей посадку при превышении максимальной посадочной массы вплоть до максимальной взлётной.
Амортизаторы на стойках шасси почти всех современных самолётов построены по принципу газовой пружины — упругим элементом в таком амортизаторе служит не механическая пружина, а технический азот, заряжаемый (закачиваемый в полости амортизатора) от наземного аэродромного азотозаправщика, под строго определённым давлением, зависящим от взлётного веса самолёта на данный вылет и температуры окружающей среды. Применяются однокамерные, двух- и даже трёхкамерные амортизаторы.
На железнодорожном транспорте [ править | править код ]
На железнодорожном транспорте гашение энергии необходимо производить как в вертикальном, горизонтальном поперечном, так и в горизонтальном продольном по отношению к движению направлениях. Амортизаторы в первых двух направлениях обычно используются масляные и устанавливаются под углом 45 градусов между вертикальной и горизонтальной поперечной движению плоскостями. То есть один амортизатор гасит энергии в двух направлениях. Продольные амортизаторы железнодорожного подвижного состава называют — поглощающий аппарат автосцепного устройства. Поглощающие аппараты различают грузового типа и пассажирского. Поглощающие аппараты грузового типа различают по классам Т0, Т1, Т2, Т3 — в зависимости от энергии, которую он поглощает (50 кДж — первый и 190 кДж — последний) и других его технических характеристик, описанных в
В судостроении [ править | править код ]
В судостроении для защиты от вибрации и ударных нагрузок оборудования используются резинометаллические амортизаторы АКСС (амортизаторы корабельные сварные со страховкой). Амортизатор АКСС представляет собой резинометаллическое изделие, состоящее из металлической скобы, планки несущей и планки опорной, которые соединены между собой привулканизованным резиновым массивом. Для защиты от вибрации и ударных нагрузок электрических щитов и пультов в судостроении находят применение тросовые амортизаторы.
См. также [ править | править код ]
Примечания [ править | править код ]
Ссылки [ править | править код ]
Литература [ править | править код ]
«Амортизатор» – как правильно пишется?
Как правильно пишется слово «амортизатор»
Как написать слово «амортизатор» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «амортизатор»?
Правильное написание — амортизатор, ударение падает на букву: а, безударными гласными являются: а, о, и, о.