Правда, далеко не всегда эти ассоциации вытекали из оргических празднеств под покровом ночи, когда римские женщины собирались где-то на природе и вершили свои таинственные мистические ритуалы.
Когда-то вакханалии обладали более приличным смыслом, а сам термин использовался в значении «иметь религиозный опыт» и/или «практиковать определенные религиозные ритуалы».
Под этим подразумевался некий эзотерический опыт (это как?) сближения с Богом, благодаря которому человек превращался в бакхе (или бакхос) – избранного, посвященного, того, кому покровительствует бог Бахус.
Так как же случилось, что это определение утратило свой первоначально невинный смысл и приобрело новое значение, откровенно пошлое и никак не вписывающееся в рамки приличия? Вот в этом мы сегодня с вами и разберемся.
Древний Рим всегда ассоциируется с высокоразвитой культурой и дошедшими до наших дней великолепными архитектурными решениями, воплощенными в прекрасных храмах, дворцах, театрах и замысловатых акведуках.
Однако мало кому известно о менее примечательных и не таких уж славных традициях этой могущественной цивилизации, про которые не любят упоминать даже самые беспристрастные историки и педантичные (это как?) антропологи.
Вакханалия как явление зародилась еще в эпоху эллинизма, но только к началу II века до нашей эры традиция, скрываемая под этим словом, обрела оргиастические черты и распространилась с региона Лацио на северо-запад к тосканским этрускам, а затем и по всей Италии.
Сами древние римляне называли этот обычай «bacchanalia», придавая ему вполне невинный смысл и трактуя как «хорошее времяпрепровождение».
Италийская культура, развивавшаяся параллельно и под влиянием культуры Древней Греции, не могла не впитать в себя некоторые элементы, связанные с религией вообще и отдельными культами.
Греческий Дионис, особо почитаемый как рождавшийся трижды бог вина, дарящий к тому же вдохновение и религиозный экстаз, стал своеобразным прототипом римского Вакха – бога растительности, покровительствующего не только виноградарям и виноделам, но и творческим личностям.
Неудивительно, что культ этого божества, «отвечающего» за производительные силы природы, рьяно поддерживали римские женщины, свершавшие религиозные ритуалы в честь Вакха в сооруженных на скорую руку святилищах где-нибудь в заброшенном подземелье.
Со временем вакханок становилось все больше, и такие святилища уже не подходили для отправления служб.
Изначально вакханалии проводились редко, причем только ночью и втайне от непосвященных. Ритуал совершали всего раз в году – в марте, 16 или 17 числа.
Традиционно жрицы Вакха собирались на небольшой поляне в оливковой роще Симилии, что раскинулась по болотистым склонам Авентинского холма в окрестностях Рима.
Туда могли приходить только женщины, которые зажигали много факелов или разводили большой костер, а затем устраивали ритуальные хороводы (иногда с песнопениями) и, таким образом, восхваляли Вакха.
Когда запрет для мужчин исчез, вакханалии стали проводиться чаще, пока частота отправления служб не достигла нескольких раз в месяц – по некоторым источникам, один-два ритуала в неделю.
Как сами вакханки, так и мужчины, допущенные к вакханалиям, отдавали должное не только хорошему вину, но и разнообразным плотским утехам.
Нередко такие оргии приводили к ожесточенным спорам, массовым потасовкам с увечьями и даже к убийствам. Насилие на этих праздниках становилось обычным делом.
Чуть позже вакханалии переросли из закрытых и тайных празднеств в народные шествия с последующим безудержным весельем, длившемся целую ночь как минимум.
Эти разнузданные мистерии сопровождались исступленным разгулом, в котором соединялись низшие животные инстинкты (это как?), дикий триумф природных начал и освобождение страстей от оков цивилизации (это что?).
Спустя три столетия места проведения праздника в честь Вакха стали служить и своеобразной авансценой для политических интриг.
Из-за дурной славы этих разгульных празднеств Сенат вынужден был принять конкретные меры по противодействию любым мистическим сборищам и тайным культам любого толка, что и было сделано в 186 году.
Сенатское постановление «Consultum de Bacchanalibus» было распространено по всей империи и однозначно запрещало проводить вакханалии.
Этот исторический факт подтверждается соответствующей надписью на бронзовой табличке, обнаруженной в одной из монастырских библиотек Калабрии в первой половине XVII века.
Сейчас артефакт хранится в венском музее и напоминает о множестве заточений, ссылок и казней, осуществленных за нарушение этого постановления.
Несмотря на запреты Сената, традиция вакханалий сохранялась во многих уголках империи, особенно в южной части Италии, где она, собственно, и зародилась.
История этого праздника записывалась и передавалась из поколения в поколение, однако со временем значение термина стало шире и сейчас это слово можно услышать даже в обыденной речи.
Что касается специфических сфер употребления, то:
Эта тема изредка проявляется и в живописи XIX-XX вв., но чаще всего в «заказных» работах – как, например, у немецкого импрессиониста Ловиса Коринта, французского живописца Вильяма Бугро и швейцарского литографа Конрада Гроба.
Сейчас слово «вакханалия» используется больше в переносном смысле, который сохранил свое малоприятное историческое значение.
Так обычно называют оголтелые вечеринки, безнравственные «рейвы» (это как?) и частные празднества, сопровождаемые чрезмерным весельем, пьянством, шумом и безудержным разгулом.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Разве культурное действо можно назвать таким словом как вакханалия? Ну а фильм Калигула смотрели все неприличные люди и мы тогда узнали, чем ещё Древний Рим был славен помимо юриспруденции и красивой архитектуры.
Вакханалией называют всякое уродство по отношению трезвому и рациональному поведению. Типа — чо вы тут за *игню устроили? Так скажет обычный работяга. А учительница в школе может сказать детям после активной перемены в классе — Что вы тут за вакханалию устроили? Ну, типа она культурная! Но смысл тот же. Так что такие словечки вставляет богема или мнящие себя «культурной прослойкой» гомо сапиенсы! ?
Вакханалия
слово относится к словарным; смотрите подробнее, как запомнить
правописание словарного слова «вакханалия»
⇒ Гласные буквы в слове:
в а кх а н а л и я
гласные выделены красным
гласными являются: а, а, а, и, я
общее количество гласных: 5 (пять)
ударная гласная выделена знаком ударения « ́ »
ударение падает на букву: а
безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием « »
безударными гласными являются: а, а, и, я
общее количество безударных гласных: 4 (четыре)
⇒ Согласные буквы в слове:
в а к х а н а л ия
согласные выделены зеленым
согласными являются: в, к, х, н, л
общее количество согласных: 5 (пять)
звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием « »
звонкими согласными являются: в, н, л
общее количество звонких согласных: 3 (три)
глухие согласные выделены двойным подчеркиванием « »
Вакханалия — 1. Празднество в честь Вакха (в Древнем Риме).
2. перен. Шумное, разгульное пиршество. // Дикий разгул, буйство. // Бурное, беспорядочное проявление чего-л.
Вакханалия — Празднество в честь Вакха — бога вина и веселья
Вакханалия Крайняя степень беспородка, неистового разгула Lib
ВАКХАНАЛИЯ
вакханалии, ж. 1. чаще мн. В античном мире — празднество в честь Вакха, бога вина и веселья (истор.). 2. Разгульное пиршество, оргия. Попойка превратилась в настоящую вакханалию. 3. перен. Крайний беспорядок, безудержное своеволие (газет.). В сельсовете до чистки царила полная вакханалия.
Вакханалия
ж. греч. неистовый пир, развратное празднество, исступленная попойка, дикий разгул.
Вакханалия — Так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до Р. Х. — по всей Италии и в Риме. Празднества эти соединялись с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8—18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и у нас. Ср. П. Бодянский, «Римские вакханалии и преследования их в VI веке от основания города» (Киев, 188 2). А. П.
Вакханалия – это что такое? Как правило, с данным словом связаны такие ассоциации, как «шум», «беспорядок», «разгул». Они являются верными, но только отчасти, так как отражают лишь переносное значение термина. Подробнее о том, что это – вакханалия, можно узнать из статьи.
Вакханалия – что это означает в словаре? Там дается несколько трактовок.
В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – вакханалия, обратимся к синонимам и происхождению слова.
Происходит от латинского существительного bacchanalia, обозначающего празднества, посвященные богу Вакху, происходящие от имени этого бога, которое на латыни пишется как Bacchus. А происходит оно от Вакха, который на древнегреческом обозначается, как Βάκχος и читается как Бахус. Далее происхождение слова лингвистами не просматривается. В русский язык оно пришло путем заимствования, будучи образованным от французского bacchanale.
Рассмотрим синонимы к вакханалии. Среди них находятся, такие как:
Далее следует подробнее сказать о том, что это – вакханалия в прямом смысле.
Там словом «вакханалия» называли мистические празднества, отдававшие дань почитания богу Вакху. Они пришли из Греции, где назывались дионисиями – в честь бога Диониса. Сначала они распространились на юге Италии и Этрурии, а к началу II в. до н. э. – по всей территории Италии и в Риме.
Изначально эти празднества проводили под покровом ночи, в условиях таинственности. Посещали их одни женщины, собиравшиеся 16 и 17 марта возле Авентинского холма, в роще Симилии. Позже к церемониям присоединились и мужчины, а праздники стали более частыми, их стали организовывать пять раз в месяц. Их сопровождал дикий разгул, а иногда и элементы насилия.
Римские сенаторы выступали против вакханалий. Это отразилось в их постановлении, принятом в 186 г. до н. э. Оно сохранилось в форме надписи на табличке, сделанной из бронзы, и было найдено в 1640 г. в Калабрии. Сейчас хранится в Вене. Участников празднеств разыскивали по всей Италии, их казнили, отправляли в заточение и в ссылку. Несмотря на это, подобные действа еще долгое время не были искоренены. Позднее слово «вакханалии» стало употребляться для обозначения не в меру шумных торжеств.
Вакха, или Бахуса, отождествляли с древнегреческим Дионисом. Он был самым младшим из олимпийцев. Его почитали как бога:
О нем есть упоминание в Одиссее. До того как была открыта Микенская культура, исследователи позднего времени полагали, что в Рим он пришел через Грецию из варварских земель. Это предположение было основано на том, что культ его носил экстатический характер, его сопровождали неистовые танцы, захватывающая музыка и неумеренное пьянство.
Казалось бы, эти проявления были чуждыми трезвому темпераменту эллинов и их ясному уму. Но были найдены ахейские надписи, которые свидетельствуют о том, что греки почитали Диониса еще до начала Троянской войны. Следовательно, поклонение Вакху и проведение вакханалий – это заимствование у эллинов, как и многое в римской мифологии и культуре.
Традиционно считается, что Вакх-Дионис был сыном Зевса (у римлян – Юпитера) и Семелы. Однако рожден он был из бедра своего отца на острове Наксосе в Эгейском море. Его воспитали местные нимфы. Эти события, согласно мифам, были связаны с тем, чтобы скрыть ребенка и его мать от гнева законной жены главного олимпийского бога.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется слово вакханалия, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется слово вакханалия", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.