Существительное дифирамб заимствовано русским языком из греческого. Словом «дифирамбос» в Греции называли драматическое представление с торжественными песнопениями и восхвалениями в честь бога Диониса. В слове «Дионис» первым слогом является ди-. Вот можно установить ассоциативную связь этих слов и написать по аналогии в слове «дифирамб» первую букву «и». А вообще написание этого слова следует просто запомнить или справляться о нем в орфографическом словаре.
Правильно пишется «дифирамбы«. С буквой «и» во втором слоге. И это язык требует запомнить, потому что пытаться подводить написание этого имени существительного под какое-то определённое правило будет неверным решением. Правила такого нет. Слово «дифирамбы» словарное, в словарях написано «И», поэтому мы тоже будем писать только гласную «И», и это единственное объяснение.
Греческая этимология этого слова тоже может нас подвести к «И», но этот приём значительно усложнён по сравнению с механическим зрительным запоминанием.
В русском языке есть очень мало однокоренных слов к «дифирамбам». Пожалуй, только единственное число («дифирамб»), да прилагательное «дифирамбический «. Это самое известное. Но проверки с помощью этих слов организовать невозможно.
Рассматриваемое слово является существительным мужского рода в единственном числе винительного или именительного падежа.
Обозначает оно неумеренную, восторженную похвалу чему-либо или кому-либо. Отсюда выражение «Петь дифирамбы».
В Древней Греции так именовали торжественную хоровую песнь в честь бога виноделия и виноградной лозы Диониса.
Правописание данного слова регламентируется орфографическими словарями: дифирамб.
Существительное множественного числа Дифирамбы имеет и форму единственного числа Дифирамб, хотя в составе устойчивого словосочетания Петь дифирамбы мы используем только множественное число. Оказывается слово Дифирамб пришло в русский язык из греческого и в буквальном переде означает одно из имен Диониса.
В этом слове ударение падает третий слог, дифирАмбы, и первые две гласные в слове оказываются сомнительными. К сожалению, однокоренных слов нет и проверить гласные не выйдет. Зато можно поупражнять память и запомнить правописание существительного Дифирамбы.
Конечно, правильнее писать «дифирамб», ибо в греческом языке, откуда мы забрали это слово употребляется только эта форма, и к тому же дифирамбы были посвящены великому чревоугоднику-Богу Дионису, хотя трудно определить а что же означает такое различие в произношении, когда совпадает только первая двойка звуков.
Правильно следует писать ДИФИРАМБ, то есть только через букву И. Проверочного слова или какого-то правила тут нет, просто необходимо запомнить правильное написание. Дело в том, что это слово заимствовано из греческого языка.
ы кому-чему-н. (восхвалять сверх меры).
прил.
(διθύραμβος) — особый вид древнегреческой лирики, развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха, названный одним из эпитетов этого бож. смотреть
(греч. dithýrambos) жанр античной лирики; возник, по-видимому, в Древней Греции как хоровая песнь, гимн в честь бога виноградной лозы и винодели. смотреть
дифирамб м. 1) Торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса (в Древней Греции). 2) а) Хвалебные стихи, близкие к оде. б) Преувеличенная, восторженная похвала.
дифирамб м.dithyramb; (перен.) dithyrambs pl., eulogy, laudation ♢ петь дифирамбы (дт.) — sing* the praises (of), laud (d.), extol (to the skies) (d.). смотреть
ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos), жанр античной лирики; возник, по-видимому, в Др. Греции как хоровая песнь, гимн в честь бога виноградной лозы и винодел. смотреть
Дифирамб (διθύραμβος) — особый вид древнегреческой лирики, развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха, названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе черты бога вина, необузданного веселья и душевных страданий. Местами первоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф, издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений, посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Как народная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся среди праздничного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконную принадлежность культа Диониса; напротив, литературная обработка его началась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание о Д. встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., а Ариан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало само изобретение Д., создали совершеннейшие образцы его, установили прочно его форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Они распространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другие божества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная и полная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как и приключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласно с характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., в цветущую пору своего развития, представлял собой гармоническое сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д. соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и повесть о приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных событий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественность тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала первоначальному назначению Д. — служить выражением праздничного настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние исступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственного религиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид, Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульную напыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всяких новшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками. Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл («Chrestom.», 14, «Phot. Bibl.», p. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениями, потеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара («Dion. de compos. verb.» 22). Литературная история Д. начинается с опытов Ариона, уроженца обильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра (628—585) из южной Италии, где память греч. героев праздновалась с большой торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами с соблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, в подборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и предназначались для мимического исполнения так наз. киклическими хорами в определенные праздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом была флейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежало составление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихся козлами (tragoi), откуда и термин trag-odia — песня козлов, сатиров, а также распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнее приписывалось и более позднему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следует приурочивать зачатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические части стали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (έξάρχων) о приключениях героя. Во всяком случае, Д. принадлежит важная роль в истории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы, пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическую обстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодные чествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получили грандиозные размеры: здесь только примыкавшая к Д. трагедия имела гениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; здесь же Д. продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какое дано было ему другом Гиппарха, Ласом из Гермионы. Поэт, композитор и учитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этот вид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чему открывался простор самым сложным рифмическим образованиям и обеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимического искусства; в этой форме Д. благотворно воздействовал на успехи греч. музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, в дифирамбе — музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбических хоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматические представления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялись состязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящая постановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатых граждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; здесь выступали многочисленные дифирамбические поэты, по происхождению принадлежавшие различным частям Эллады. В позднейшей древности некто Дамагет из Гераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшие названия Д. указывают на разнообразие их по содержанию: «Данаиды», «Одиссей», «Ниоба», «Персефона», «Гименей» и т. п. Благодаря многосторонности содержания и той легкости, с какой музыка Д., господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям, этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только со смертью того культа, часть которого он составлял. См., кроме общих курсов истории греч. литературы и поэзии: Lütke, «De Graec. dithyrambis et poetis dithyrambicis» (Б., 1829) и Schmidt, «Diatribe in dith. poetarumque dith. reliquias» (Б., 1845). Ф. Мищенко.
ДИФИРАМБ — жанр древнегреческой хоровой лирики. Д. — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью пере. смотреть
Всем известный фразеологизм «петь дифирамбы» на слуху у многих. Некоторые понимают его значение, кто-то нет. Да и само слово не совсем понятно. Итак, дифирамб. Что это такое? Ниже мы рассмотрим историю происхождения данного понятия. Разберем лексическое значение слова, подберем синонимы. И наконец, посмотрим примеры употребления слова в речи.
Термин «дифирамб» имеет греческое происхождение. Оно непосредственно связано с религией древних греков. Они были язычниками и многобожниками. Совершали культы и ритуалы с особенной музыкой и песнями.
Вам будет интересно: Обучение в Вятском колледже культуры в Кирове. Информация о поступлении
Первоначально музыка и песни для греков имели сакральный смысл. Так, и «дифирамбом» назвалось особое ритуальное песнопение к богу Дионису. Он был божеством, олицетворяющим вино и плодородие. Древние греки пели ему эти песни, чтобы земля родила богатый урожай, хорошо вырос виноград.
Синонимов к данному термину немного, вот некоторые из них:
Петь дифирамбы обозначает выражать свою похвалу, свой восторг кому-либо.
Для того чтобы яснее представить себе употребление слова в живой речи, следует привести примеры контекста, где можно его употребить:
Таким образом, слово «дифирамб» в современном русском языке используют чаще всего с фразеологизмом «петь дифирамбы» в значении превозношения кого-то и чего-то. Это очень преувеличенная похвала, которая в большинстве случаев неприятна.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишется слово дифирамбы, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишется слово дифирамбы", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.