Что такое стендап. И как его пишут
Стендап — юмористический монолог, который создают по определенным канонам. В последние годы стендап стал очень популярным в России.
Что такое стендап
Стендап-комики становятся лидерами мнений. Их зовут на интервью, их много показывают по телевизору.
А главное — попасть в стендап максимально просто. Не нужно, как, например, музыканту, учиться много лет в музыкальной школе, затем в консерватории. И после нескольких лет сцены начинать карьеру.
В стендапе — ты просто пишешь монолог, выходишь с ним и выступаешь. И если у тебя получилось смешно и интересно — начинаешь карьеру стендап-комика.
В чем же уникальность стендапа, как жанра и как выглядит его структура?
В этой статье мы разберем, как складывается логика стендап-монолога. И не будем разбирать, как писать шутки. Шутки тоже пишутся по определенным канонам и про это у меня уже выходили (и выйдут еще) отдельные материалы, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.
Откровенность. Насколько стендаперы правдивы
В стендапе ты рассказываешь о себе. О своих внутренних проблемах. О том, с чем сталкиваешься в жизни и как это преодолеваешь. Причем необязательно побеждаешь трудности — ты можешь и проиграть. Главное, чтобы это было смешно и интересно.
Много ли здесь правды? У хороших опытных комиков своей личной правды много. Это потому, что искренние выступления лучше работают на аудиторию. Гораздо проще рассказать, как есть, чем придумать ситуацию.
Откровенность — сближает. Твои проблемы найдут отражение в сердцах других людей, в этом и сила стендап-монолога.
Но если рассказывать о жизни один в один, как есть — то никто слушать это не будет. Серо и скучно. Поэтому комики приукрашивают действительность обычными художественными методами: метафорами, гиперболами, яркими эпитетами и т п.
Важную роль играют шутки. Они как раз могут уже выходить за пределы реализма.
Вступление в стендапе
Для начала важно рассказать аудитории — кто вы. Они же понятия не имеют, каковы ваши взгляды на мир. Чем вы занимаетесь. Пока вы этого не сделаете, у публики будет немой вопрос.
Это легко известным комикам. Все примерно знают, что представляет из себя Алексей Щербаков или Юлия Ахмедова. Так уж устроен человек. А начинающие стендаперы должны быстро ввести аудиторию в курс дела.
Вот как когда-то начинали резиденты шоу «Стендап на ТНТ»
2 года, 6 месяцев и 15 дней назад мы с моей девушкой поженились. А вас не удивляет, что мужчина так хорошо помнит дату? Я помню по двум причинам. Во-первых, это значимый день. Во-вторых, я каждый месяц вношу 8200 экспресс-кредита, который взял на эту свадьбу. Стас Старовойтов
Сразу понятно, что за проблемы у человека и что он за персонаж, о чем будет шутить. Аналогично и Тимур Каргинов:
«Здарова хачики! Вы — все хачики!» Именно с такой фразой ко мне и моим друзьям обратился на днях в ресторане полковник полиции.
Не стоит слишком загружаться этой задачей и пытаться написать гениальную первую шутку. Просто в одном предложении опишите себя. Задача вступления — чтобы зритель понял, кто вы такой.
Как выбрать тему для стендапа
Первое правило — ее точно не стоит выдумывать. Тему нужно искать в своей жизни. Здесь нужно обратить на вещи, людей, ситуации, к которым вы испытываете следующие эмоции:
Как видите, все эмоции негативные. Увы, это особенность комедии.
Весь семейный юмор строится на очень плохих воспоминаниях. Семейный юмор — это когда одному смешно от того, что второй бесится.
Классический пример — Пьер Ришар, который играл недотеп, которые попадали в дурацкие ситуации.
Структура стендапа
В 2001 году американский стендап-комик Джуди Картер выпустила книгу «Библия комедии», где описала структуру стендап выступления. По этой схеме написано много монологов. Если всерьез хотите заниматься стендапом, то стоит прочесть эту книгу. Я изложу структуру в упрощенном варианте.
Стендап-монолог состоит из тематических блоков. Каждый блок условно можно разделить на четыре части:
Заход (в книге называется сетап. Здесь и далее в скобках буду добавлять книжную англоязычную версию названий).
Заход — это не смешная часть. Он должен объяснить вашу позицию и трудность, с которой вы столкнулись. В нем обязательно нужно выразить отношение к предмету.
Например, нормальный заход:
Мне 41 год, а у меня на работе — одна молодежь. Мне трудно выстраивать общение с ними.
Видна ситуация и проблема.
Важно, чтобы заход содержал парадокс. То есть у него было две противоположные грани. Как пример выше, парадокс: взрослый человек и молодежь.
Или, как выше я упоминал Пьере Ришара — режиссеры постоянно запихивали героя-недотепу в опасные ситуации, которые были для него максимально парадоксальны.
Парадокс бывает между желанием и действительностью. Например, Юлия Ахмедова рассказывает, что ей интересно построить отношения. Но не получается.
Девушка хочет отношений — у девушки нет отношений. Парадокс!
Если бы она говорила от лица девушки, которая чайлдфри, которой неинтересны традиционные ценности — семья и т п, то парадокса бы не было. И слушать ее было бы неинтересно.
Отыгрыш (act out). Это прямая речь или история, иллюстрирующая вашу проблему.
Просто ни один парень не будет листать в пятницу вечером список контактов и такой: «О, а вызвоню ка я эту больную на голову»
То есть вы просто показываете диалог, сценку или просто прямую речь с той проблемой, что вы задали в заходе.
Я решил теперь во всем поддакивать жене. Она говорит:
-Давай будем брать только самарскую гречку, она лучше!
Выверт (Mix). Это ассоциация на ту проблему, что вы обозначили.
Часто начинается фразой: «Это все равно, что…» или «Не бывает так, что…»
Тут важно, чтобы ассоциация была меткой.
«У меня не растет борода. Я не знаю, что такое трехдневная щетина. Я знаю, что такое десятидневный пух. Если я целую девушку — она думает, что пришел кот». Слава Комиссаренко
Здесь выверт-ассоциация у Славы — предложение про кота.
Еще вариант — помещение героя в максимально неудобные для него условия. Классический пример из комедии — «Детсадовский полицейский», когда брутального Шварценеггера заставили заниматься максимально небрутальным делом — воспитывать толпу детей.
Например, как продолжил свою тему Слава Комиссаренко, что ему грустно, что не растет борода. Он поместил себя в ситуацию, когда борода будет смотреться максимально важным атрибутом:
«Представьте, а если бы я решил стать батюшкой! Кто станет доверять безбородому батюшке! Как может отпустить грехи человек, который не может даже отпустить бороду?»
Если в заходе вы должны быть максимально реалистичны, то здесь — наоборот, можно максимально выдумывать.
Например, Сергей Детков (стендап-комик у которого с рождения только одна рука) рассуждал, как он был бы вратарем в футболе.
Отыгрыш на выверт (Mix act out). Вы придумали фантастическую ситуацию в выверте? Сделайте к ней такую же живую сценку, прямую речь, как вы сделали в обычном отыгрыше.
А теперь давайте посмотрим целый блок через призму этой структуры. Вот фрагмент выступления Дмитрия Романова:
Трудно ходить с такой прической, всех раздражаешь. Прихожу в кино, сажусь и все время сзади себя слышу:
«Черт, блин, почему именно здесь!»
Иногда меня просят поменяться, но я не меняюсь. Один раз попробовал, пересел со второго на третий ряд, потом с четвертого попросили…к середине фильма я сидел уже в 17-ом ряду.
Я заложник своей прически. Я такой вечный пляжный чувак. Я не могу прийти в офис и такой:
-Мы рассмотрели ваше инвестиционное предложение.
Я могу прийти в офис и крикнуть:
-Я принес всем доски для серфинга!
Как из блоков складывать целый монолог
Важно найти общее со зрителями и вызывать у них доверие.
Довольно эффективная схема:
1. Шутка на вас, как на главного героя вашего стендапа. Тут лучше обшутить то, что в первую очередь бросается в глаза. Например, я крупногабаритный человек и обычно начинаю с шутки про внешность.
Если у вас внешность ничем не примечательна, можно пошутить на эту тему, как, например, коллеги вас постоянно путают, забывают — здоровались с вами или нет.
2. Тема про детство. Детьми были все и эта тема сближает. Плюс дети у всех вызывают теплые чувства. Можно вспомнить трудности из детства. В каком районе жили, сложности взаимоотношений с родителями и т п.
3. Тема, в которой вы — эксперт. Это любая тема, в которой ваши знания превосходят уровень среднего обывателя. Сюда подходит работа, хобби, какие-то кружки, в которые ходили в детстве.
Необязательно быть оперным певцом, чтобы рассуждать в стендапе о музыке. Достаточно, если вы увлекались этим в юности и вам дорого это занятие. Все равно у вас больше знаний и наблюдений, чем у обычного человека. Так поделитесь с ним, ему же интересно, как утроена жизнь у представителей других профессий!
4. Отношения. Тема, знакомая и близкая всем. Вечная. Здесь главное — не рассказывать бородатых тем. Искать уникальный взгляд. Интересные наблюдения за женой/мужем. Изящные способы решать конфликты. Странные ситуации, в которые вы вместе попадали или когда познакомились.
Финал необязательно должен быть акцентированным. Хорошо, если удалось придумать какую-то итоговую, философскую шутку. Но можно просто завершить на финальной шутке блока.
Если у вас нет шуток на одну из этих тем — не страшно. У вас и все выступление может быть посвящено одной теме. Многие строят весь стендап, например, на тему своей работы. Или отношений.
Обманчиво просто. Или подводные камни стендапа
Начать выступать в стендапе максимально просто. Записываешься, как комик, на какой-нибудь открытый микрофон и выходишь, рассказываешь свой монолог зрителям. Делаешь это регулярно, смешно и интересно — тебя замечают. И ты получаешь доступ к концертам, гастролям. Ходишь на кастинги, чтобы получить доступ к телеэфирам.
Но это обманчивая простота. Многие комики годами штурмуют открытые микрофоны, а все также остаются за пределами большой сцены.
Обычно когда начинаешь учиться чему-то новому, то все идет просто. Соревнуешься с такими же по классу ученикам. Например, когда я занялся шахматами, в первом турнире я играл с новичками. Выиграв турнир я попал в следующий — где играли четвертые разряды и т п. И только, достигнув КМС я столкнулся с реальными трудностями.
В стендапе все наоборот. Сложно именно начать, пройти первые 20-30 открытых микрофонов. Потому что тебя не знает публика, как многих других комиков. Ты ищешь подходы к зрителю. А заодно преодолеваешь свой страх публичных выступлений — в начале он есть у всех.
Как сказал популярный оратор Радислав Гандапас:
В нас живет первобытный страх. Если бы в древние времена ты бы оказался перед толпой незнакомых людей, то первое действие — бежать, это опасно!
Мандраж перед выходом на сцену есть даже у опытных комиков. Но с опытом ты его не замечаешь, а, наоборот, используешь в своих целях, для энергии — как полезный всплеск адреналина.
Взрослые темы
Стендап часто упрекают за обилие грязных тем формата 18+. У Жванецкого и прочих юмористов прошлого подобных шуток не было, не говоря уже о мате. А в стендапе это чуть ли не обязаловка.
Стендап и правда — более свободный и нецензурируемый жанр. Главный цензор здесь — сам зритель.
Комики несут на сцену и в телевизор то, над чем смеются люди. Продюсеры не пропустят в телевизор материал, если не убедятся, что он смешной. Перед съемками мы по 20-30 раз обкатываем материал перед живой аудиторией. И на ТВ его возьмут только если все шутки вызвали реакцию зала.
У меня, к примеру, в стендапе есть научно-популярные темы. Но на них зрители смеются примерно лишь в 70% случаев. Этого недостаточно, чтобы взяли на ТВ. Поэтому гораздо чаще в ТВ попадают мои монологи про семью, отношения, работу и т п.
А над грязными темами зритель смеется в 90%++ случаев. Потому комики, у которых много такого юмора, с большей вероятностью пронесут этот материал на ТВ. Может быть у этого комика были классные шутки про пушистых котят и то, как он зачитывался в детстве Тютчевым. Но зритель сам выбрал юмор другого типа.
Но все зависит от самого комика. Лично мне рассказывать грязные шутки просто не очень комфортно, поэтому я стараюсь их избегать. Да, это простой и легкий способ вызвать смех. С другой стороны, зрители в душе это понимают и отношение к комику, который шутит только на грязные темы вряд ли будет уважительным.
Зритель постепенно взрослеет и умнеет. Остается надеяться, что грязные темы уже не будут так веселить народ. И на первый план выйдут комики с тонким художественным вкусом.
Стендап VS эстрада
Замечательные юмористы прошлого — Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, а также — из современных — Павел Воля, строго говоря стендаперами не являются. Это эстрадные юмористы. Они редко рассказывают о личном, и много — от лица персонажа. Или отвлеченные от себя истории.
Эстрадные монологи — сейчас практически забытый жанр. А жаль. У юмористов прошлого нам точно есть чему поучиться. Они использовали тонкий юмор, яркие художественные ходы и этим достигали сердца зрителя.
Значение слова «стендап»
Стендап — комедийное представление разговорного жанра, в котором как правило один исполнитель выступает перед живой аудиторией.
Стендап — вербальный репортёрский приём, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
Stand Up — российское юмористическое телешоу, участники которого выступают в одноимённом жанре.
Stand Up — второй студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, вышедший в 1969 году.
Stand Up — первый сингл Ludacris’а из альбома Chicken-n-Beer.
стенда́п
1. неол. эстрадный жанр — выступление на сцене перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения ◆ Важно понимать лишь, что стендап это выступление от первого лица. То есть когда автор говорит о себе, шутит про то, что с ним происходило в действительности, либо высказывает свое персональное мнение о тех или иных актуальных или исторических событиях. Алексей Ярцев, «Юмор. Стендап. Психология сцены. Пособие для артистов и им сочувствующих», 2018 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
2. проф. репортаж или комментарий телевизионного журналиста в кадре непосредственно в момент съёмки ◆ В новостных сюжетах стендап не должен превышать 9 секунд, в тематических – 12 секунд, в прямых включениях всё индивидуально, но долго смотреть на говорящие головы зрителям не интересно. Валерий Богатов, «Новости на телевидении. Практическое пособие», 2017 г. (цитата из библиотеки Google Книги) ◆ — Миша, сейчас делаем стендап возле «Аполло», потом поснимаешь планы, и встретимся в павильоне — хочу скафандр надеть. Е. П. Касимов, «Казино доктора Брауна», 2006 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всесторонность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стендап (жанр)
Стенд́ап (распространены также такие варианты написания и произношения слова, как «ст́эндап», «ст́эндап-камеди», «стенд́ап комедия») (все от англ. stand-up comedy) — сольное юмористическое выступление перед живой аудиторией. Часто для таких выступлений организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club ).
В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи (routines), короткие шутки (one-liners) и импровизация с залом. В надежде вызвать смех аудитории комики включают в свои выступления также музыкальные, театрализованные фрагменты, чревовещание, фокусы и многое другое.
Содержание
История
Стендап зародился в Великобритании в 18-19 веках. Артисты выступали в мюзик-холлах, от которого произошло название жанра: мюзик-холл камеди. Со временем, жесткая цензура спала после ухода Лорда Чемберлена, и комиков не заставляли отдавать материал на проверку. К 1970 году музыкальный жанр отжил свое. Большим толчком к развитию служило телевидение и радио. Если раньше артист мог выступать с одним номером много лет, то теперь приходилось писать новый материал. США имеет свою историю. Основатели жанра пришли из водевиля. Ими считаются Марк Твен и Норман Уилкерсон. В послевоенное время произошел «бум» стендап-камеди. По всей Америке строились новые клубы. А к 1970 году стендап-камеди в Америке становится основной формой юмористического выступления.
Стендап в России
Англоязычные представители жанра
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стендап (жанр)» в других словарях:
Шутка — это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы … Википедия
Иззард, Эдди — Эдди Иззард Eddie Izzard … Википедия
Юмористическое выступление — Юмористическое выступление, или стендап комеди (англ. Stand up соmedy) жанр выступления перед публикой, когда исполнитель монологов или миниатюр напрямую говорит с аудиторией. Как правило, артист является автором и постановщиком своего… … Википедия
Репортаж — У этого термина существуют и другие значения, см. Репортаж (фильм). Телевизионный «стендап» Репортаж сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно бесприс … Википедия
Газета — У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия
Большая разница (фестиваль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большая разница (значения). «Большая разница» в Одессе … Википедия
Деловая журналистика — Деловая журналистика (англ. Business journalism) профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям… … Википедия
Журналистика — Журналистика актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о… … Википедия
Ситуационная комедия — Портал Телевидение История Телевидение в США Телевидение в России … Википедия
Журналистские расследования — (англ. Investigative journalism) вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа … Википедия
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.