Правильное правописание: “учиться” или “учится”
Определение и разбор слова
Данное слово является несовершенным глаголом, который употребляется в значении “получать знания и навыки, приобретать полезный опыт “. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
Как правильно пишется: “учиться” или “учится”?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от формы глагола.
Мы пишем мягкий знак перед постфиксом “-ся”, если слово стоит в начальной форме.
В данном случае инфинитив будет отвечать на вопрос “что делать?”.
Так как в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет присутствовать.
Запомните, что в глаголах неопределенной формы (инфинитиве) всегда пишется мягкий знак на конце слова. Мягкий знак сохранится и перед постфиксом “-ся”.
Мы не пишем мягкий знак, если глагол употребляется в форме 3-го лица настоящего времени. В этом случае глагол отвечает на вопрос “что делает?”.
Поскольку в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не нужно писать.
Давайте вспомним на конце каких глаголов пишется мягкий знак.
Мягкий знак пишется:
Если в глаголе пишется мягкий знак на конце слова, то он сохраняется и перед постфиксами “-ся” и “-те”.
учи́ ть ся – это инфинитив
у́чи т ся – это форма 3-го лица настоящего времени
Обратим ваше внимание на то, что в данных глаголах ударение падает на разный слог.
Этимология слова
Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».
Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.
Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.
Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.
Необходимость смягчения
Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.
Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.
Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.
Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.
Второй вариант
Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».
В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.
Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.
Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.
Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.
Знак после шипящих
Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.
Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:
В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.
Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».
Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:
Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».
Возвратные суффиксы
В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:
Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.
А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.
Разбор лексемы
Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.
Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:
В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.
Примеры использования
Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:
В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».
Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».
Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».
Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».
Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.
Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.
«Учиться» или «учится» – правописание
Чтобы не сомневаться, как написать – «учиться» или «учится», пишущий обязан знать законы применения «ь» в глаголах.
Как пишется правильно: «учиться» или «учится»?
Безошибочны обе формы – учиться и учится.
Какое правило применяется?
Мы видим перед собой разные словарные формы одного и того же глагола.
Слово «учиться» – это начальная форма несов. вида, со значением – «получать знания, совершенствоваться в каком-либо деле, получать образование». Написание тут не обходится без знака, обозначающего мягкость. Это можно установить, сумев правильно задать вопрос. Флексии глагола и вопроса совпадут: будет (что делать?) учиться.
Слово «учится» – этот же глагол, но имеет другую форму – а именно, наст. вр. 3 л. ед. числа. Окончание у него то же самое, что и у вопроса, который к нему задавался, то есть, без мягкого знака. В них нет мягкости, обозначаемой «ь»: (что делает?) учится.
Таким образом, в глаголе в разных форматах может иметься «ь», а может и отсутствовать. Проверить наличие его можно так, как было показано выше. Возвратная частица «-ся» на написание «ь» не влияет.
Примеры предложений
Ребенок вырастет и пойдет учиться в школу.
Он лучше учится на чужих ошибках, чем на своих.
Как неправильно писать
Ошибочно графически изображать словоформы таким образом – учитца, учидца, учицца.
Как правильно пишется слово «учится»
Правильное написание данного слова зависит от той формы, в которой оно употреблено, и от того вопроса, на который оно отвечает, потому что это слово может писаться по-разному.
Когда пишется «учится»?
В данных примерах слово «учится» пишется без «ь» (мягкого знака), потому что слово «учится» отвечает на вопрос «что делает?» (Что делает Маша? — Учится в пятом классе. Что делает Петя? — Учится на одни пятёрки.) Вопрос «что делает?» пишется без мягкого знака, следовательно, ответ на него (то есть слово «учится») тоже будет писаться без мягкого знака. Кроме того, слово «учится» употреблено в форме 3-его лица единственного числа, а в этой форме глаголы пишутся без мягкого знака («ь»).
Когда пишется «учиться»?
Маша будет учиться в пятом классе.
Петя хочет учиться на одни пятёрки.
В данных примерах слово «учиться» пишется с «ь» (мягким знаком), потому что слово «учиться» отвечает на вопрос «что делать?» (Что будет делать Маша? — Учиться в пятом классе. Что хочет делать Петя? — Учиться на одни пятёрки.) Вопрос «что делать?» пишется с мягким знаком на конце, следовательно, ответ на него (то есть слово «учиться») тоже будет писаться с мягким знаком. Кроме того, слово «учиться» употреблено в неопределенной форме, то есть в форме инфинитива, а в инфинитиве глаголы пишутся с мягким знаком («ь»). Часто в таком случае в предложениях употребляются вспомогательные глаголы (будет, хочет, может, любит и подобные).
Данное правило распространяется и на другие глаголы. Приведем примеры.
Вася катается на коньках.
— Вася любит кататься на коньках. (Что делает? — Что любит делать?)
Олег сегодня женится.
— Олег хочет жениться. (Что делает? — Что хочет сделать?)
Тот, кто ленится, обкрадывает сам себя.
— Лениться всегда нехорошо. (Что делает? — Что делать?)
Снег свалится с ветки.
— Снег может свалиться с ветки. (Что сделает? — Что может сделать?)
Сегодня Света очень веселится.
— Сегодня Света хочет веселиться. (Что делает? — Что хочет делать?)
Правописание «учиться» и «учится»: правила и примеры употребления, грамматика, значение
«Учиться» и «учится» это разные формы одного и того же глагола, слова, описывающего действие – учёбу, учение, обучение. Неправильное употребление одного вместо другого влечёт за собой грубые и смешные орфографические ошибки в духе «времён новейших Митрофан» и/или «географ глобус пропил»:
Полные правила употребления
Учиться
«Учиться» глагол неопределённый (инфинитивная, безличная форма): просто описывает действие (учение, учёбу), не говоря, кто где чему учится. Писать это слово нужно:
Учится
«Учится» – личная форма того же инфинитива в единственном числе 3-го лица « учится»; множественное число «учатся» («они учатся»):
Значение
Глагол «учиться» в русском языке употребляется в двух значениях:
Примечание: стремление накапливать знания и опыт присуще всем адекватным людям, а в нежелании ребёнка учиться всегда, за исключением врождённых умственных аномалий, виновны родители и/или педагоги с врачами. Так, один из столпов и титанов физики, Джеймс Клерк Максвелл, до двенадцати лет вообще не разговаривал, доктора определили у него врождённую слухонемоту. А потом как-то на завтрак подали подгоревшую овсянку. Джеймс попробовал и сказал совершенно отчётливо: «Какая гадость!» Родные всполошились: «Как, Джим, ты заговорил. Почему же раньше молчал? – До сих пор всё всегда было нормально».
Грамматика
Слово «учиться» – непереходный возвратный глагол несовершенного вида 2-го спряжения. Состоит из корня «уч-», суффикса «-и-», глагольного окончания «-ти» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Постановка ударения и разделение переносами уч-и́ть-ся. «Непереходный» значит, что учащийся сам учится, сам это делает, а не учит кого-то ещё, действие на переходит на кого-то другого, на ученика (учащегося). «Возвратный» указывает, что действие обращено на себя: знания и навыки приобретает тот, кто учится, а тот, который учит, делится с учениками уже имеющимся у него учебным материалом. «Несовершенный» означает, что действие продолжается, не совершено, не закончено: когда учащийся научится (обучится) тому, что следует, он перестанет быть учеником и далее учиться тому же самому не будет, вот тогда действие (учение) будет совершено и прекратится. Соответствующие глаголы:
Переходный: отсутствует. Был бы возможен, если бы, предположим, ученику на уроке в одно ухо влетало, из другого тут же вылетало, в голове ничего не оставалось (ситуация реальная), но проскочившее сквозь мозги балбеса откладывалось бы грузом знаний у другого человека в ином месте (ситуация фантастическая, пока телепатия не доказана и не освоена на практике).
Совершенные – приставочные: «выучить», «доучить», «заучить», «научить», «обучить», «проучить», и т.п.
Личные формы глагола «учиться» таковы:
Действительное причастие настоящего времени уча́щийся; прошедшего учи́вшийся. Деепричастие настоящего времени уча́сь; прошедшего времени учи́вшись. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть» в будущем времени, который и спрягается соответственно, а «учиться» остаётся в инфинитиве (безличной, неопределённой форме): буду/будем/будешь/будете/будет/будут… учи́ться.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог