Как написать правильно: “учу” или “учю”, “учиться” или “учится”
Порою мы забываем правила грамматики русского языка, которые проходили еще в школе. Но вовсе не стыдно заглядывать в словари и на тематические сайты, если вы что-то забыли.
Знание норм правописания русского языка необходимо в деловой переписке, во время личных контактов, при заполнении документов. Разумеется, никто не хочет показаться необразованным. А хорошая грамотность как раз является маркером образованного человека. На это непременно обратят внимание.
Если у вас возникают такие вопросы: как пишется – “учиться” или учится”, как пишется – “учу” или “учю”, как правильно пишется слово учишь, как пишется “изучу” и как пишется “отучу” – с буквой “у” или “ю”, то в этой статье вы увидите правильные ответы, основанные на правилах русского языка.
Как правильно пишется
Какое правило применяется
Разбор по составу
Слово “учиться” является глаголом. Состав лексемы: “уч” – корень, “учи” + “ся” – основа слова, “и”, “ть”, “ся” – суффиксы, окончания нет.
“Учу” – форма глагола “учить”. “Уч” – корень и основа слова, “у” – окончание.
Морфологические и синтаксические свойства
Морфологические признаки лексемы “учиться”: имеет начальную форму “учиться”. Постоянные признаки: несовершенный вид, 2-е спряжение, непереходный глагол. В отношении непостоянных признаков: изъявительное наклонение. В зависимости от контекста может быть различным членом предложения, играть разную синтаксическую роль.
Морфологические свойства глагола “учу”: начальная форма – инфинитив “учить”. Постоянные признаки: несовершенный вид, 2-е спряжение, переходный глагол. Непостоянные признаки: 1-е лицо, изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число. Синтаксическая роль: в зависимости от ситуации может выступать в роли разных членов предложения.
Значение
У слова “учиться” два главных значения. В первом случае эта лексема означает освоение какие-либо новых знаний, приобретение полезных навыков и опыта. Во втором смысле означает буквально следующее: получать образование в каком-либо учебном заведении. Например, учиться в университете, колледже, школе.
Лексема “учу” также имеет несколько значений. В первом случае, если она употребляется по отношению к другому человеку, то означает следующее: обучать кого-либо, передавать ему свои знания, передавать определенные навыки и опыт. Во втором случае, если слово употребляется по отношению к себе, оно значит самостоятельное обучение, получение навыком и знаний. Оно обозначает процесс запоминания, усвоения чего-либо. В переносном смысле под этим словом подразумевают наставления, советы и указания.
Синонимы
Синонимы и выражения, схожие по значению со словами “учиться”: обучаться, постигать, выучиваться, перенимать, тренироваться, овладевать, прорабатывать, зубрить, штудировать, совершенствоваться, осваивать, заниматься, подготавливаться, получать образование, грызть гранит науки, усваивать знания, усваивать навыки, проходить курс обучения.
Ряд этих слов будет синонимом лексемы “учу”, но к числу синонимов этого слова можно добавить такие: преподаю, воспитываю, обучаю, советую, вразумляю, наставляю, просвещаю, проповедую, объясняю, толкую, натаскиваю.
Примеры предложений
Как неправильно писать
Неверно будет писать глагол “учиться” без мягкого знака, а слово “учу” с буквой “ю”. Без мягкого знака пишется слово “учится”, потому что оно отвечает на вопрос “что делает”. В вопросе нет мягкого знака, а значит и в слове его не должно быть. В нашем же случае в вопросе “что делать” есть мягкий знак, и следовательно, он должен быть в слове.
Никогда не пишите так: “учится”, “учю”. Это неправильно.
Вывод
Итак, мы рассмотрели наши сегодняшние лексемы, которые вызывают сомнения при написании, и пришли к однозначным выводам. Глаголы, которые отвечают на вопрос “что делать”, пишутся с мягким знаком. Также в русском языке существует правило, согласно которому согласные “ч” и “ш” пишутся только с гласной “у”. Значит, правильный варианты: “учиться” и “учу”. Запомните и будьте грамотными.
Как пишется: «учу» или «учю»?
Как правильно пишется слово: «учу» или «учю»?
Как правильно писать слово: «учу» или «учю»?
Добрый день. Если у вас возникла дилемма, как правильно писать слово «уч*», то давайте
разберемся и найдем правильный ответ. Для этого можно вспомнить достаточно простое правило
русского языка, которое многие помнят, а если нет, то я напоминаю: «чу» и «щу» всегда пишется
через «у». Поэтому мы легко убираем неправильный ответ «учю» и будем всегда писать: «учу».
Скорее всего, вопрос, как пишется слово «учу» или «учю», возникает у учеников начальной школы, у тех кто не так давно начал обучение. Но все таки, даже они должны уже знать правило русского языка, которое гласит, что слог «чу» пишется только с буквой «у», написание слога «чю» считается неправильным, это ошибка.
Глагольная форма «учу\ю» (от «учить») имеет орфограмму в виде конечной гласной после «Ч».
Согласная «Ч«, обозначая в русском языке на письме соответствующий мягкий звук, не требует демонстрации (то есть подтверждения) смягчения последующей гласной. Буквосочетание «ЧЮ» вовсе не характерно для нашего языка и признаётся ошибочным.
Таким образом, концовка формы 1-го лица должна быть написана с «У» (как «учу»). В этом случае мы получаем требуемое «ЧУ».
Писать «учю» (с гласной «Ю») нельзя.
Например:
Сравните (пишем подобно):
«Хочу», «строчу», «верчу», «шучу» (только с «У»).
Ответить на данный вопрос могут школьники начальной школы, так как это правило русского языка изучают в начальных классах. Правило следующее, «чу», «щу» нужно писать через «у».
Теперь известен ответ на данный вопрос, правильно нужно писать так: «учу».
«Сегодня я учу китайский язык».
В данном случае следует вспомнить два правила.
Во-первых: «чу» и «щу» всегда следует писать с гласной «у».
Например: чудо, щука, учу.
Во-вторых, перед нами глагол. Он стоит в форме первого лица единственного числа. У глаголов этой формы окончание «у».
Например:
Встречается окончание «ю», но там другое написание невозможно.
Для того чтобы написать слово «уч#» правильно, нам нужно вернуться в детство и вспомнить одно из простейших и любимых правил. Его можно использовать не только для существительных, но и для глаголов.
Правило гласит, что в русском языке буквенное сочетание «ЧУ» пишется с буквой «У», а не «ю». Такое же правило существует и для сочетания букв «щу».
Отсюда следует, что единственно верное написание слова: «УЧУ».
Я учу сестренку рисовать красками, поэтому вся наша комната в ярких разноцветных пятнах.
По правилам русского языка чу-щу надо писать с «у». Элементарное правило, второй класс, ну как можно его не знать!
Следовательно, единственным правильным написанием слова будет «учу».
PS Запомните, пожалуйста, это правило:)
Учью! (шутка конечно!) Все, учившиеся в советской школе, помнят наверное эти правила: «чу» «щу» с буквой у, и «ча» ща» с буквой а. Это были одни из первых правил первого класса. Это тогда знали наверное даже двоечники.
Как пишется данное слово понять не слишком затруднительно. Школьники еще в первом классе учат правило, касающееся написания данного слова. Звучит оно так: чу, щу пишу с буквой «у». То есть написание «учЮ» будет грубейшей ошибкой. Так что никаких сомнений быть не должно. Например: я учу свои уроки.
учю или учу как правильно
Я учу, как правильно писать глаголы.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Как пишется: «учу» или «учю»?
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Правило написания Ь после шипящих в глагольных формах
Выяснено, что слово «учишься» является формой второго лица единственного числа настоящего времени. После шипящего в личном окончании этой формы глагола обязательно пишется мягкий знак согласно орфографическому правилу:
После шипящих в неопределенной форме глагола, в формах 2 лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения пишется мягкий знак.
Мягкий знак служит в этих случаях не для смягчения согласных, а для указания грамматических форм глаголов, например: 1. неопределенная форма глагола
2. форма 2 лица настоящего и будущего времени
3. формы 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения
Сделаем вывод
После шипящего в форме глагола 2 лица настоящего времени изъявительного наклонения «учишься» пишется мягкий знак.
Аналогичное написание с мягким знаком после шипящих имеют такие же формы всех глаголов независимо от их спряжения, например:
Предыдущая
Как правильно пишется»СновА» или «сновО», как правильно пишется?
Следующая
Как правильно пишется»Например» или «на пример», как пишется, слитно или раздельно?
отучиться II[править]
Морфологические и синтаксические свойстваправить
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | отучу́сь | отучи́лсяотучи́лась | — |
Ты | оту́чишься | отучи́лсяотучи́лась | отучи́сь |
ОнОнаОно | оту́чится | отучи́лсяотучи́ласьотучи́лось | — |
Мы | оту́чимся | отучи́лись | оту́чимся оту́чимтесь |
Вы | оту́читесь | отучи́лись | отучи́тесь |
Они | оту́чатся | отучи́лись | — |
Пр. действ. прош. | отучи́вшийся | ||
Деепр. прош. | отучи́вшись |
Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующий глагол несовершенного вида — отучиваться.
Приставка: от-; корень: -уч-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.
Этимология слова
Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».
Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.
Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.
Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.
Необходимость смягчения
Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.
Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.
Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.
Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.
Второй вариант
Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».
В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.
Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.
Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.
Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.
Знак после шипящих
Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.
Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:
В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.
Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».
Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:
Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».
Возвратные суффиксы
В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:
Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.
А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.
Разбор лексемы
Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.
Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:
В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.
Примеры использования
Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:
В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».
Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».
Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».
Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».
Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.
Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.