История бренда Chanel
Французский модный бренд Chanel основала хрупкая, но очень волевая женщина Габриэль Коко Шанель. Ее крутой нрав, бескомпромиссность и независимость от мнения общественности позволили ей радикально изменить европейскую моду XX века.
Давайте посмотрим, с чего все начиналось.
Дело в шляпе или история создания бренда Chanel
Габриэль Бонер (Коко́) Шанель родилась в 9 августа 1883 г. Когда девочке было 12, умерла ее мать. Отец не захотел один воспитывать Габриэль и ее братьев, и сестер и отдал детей в монастырский приют. Именно там Шанель научилась шить.
В возрасте 18 лет будущий кутюрье стала работать швеей в небольшом ателье. С целью дополнительной прибыли, да и просто для души, девушка выступала в кабаре. Там она часто пела песню про собачку «Кто видел Коко?». Именно из-за нее Габриэль получила знаменитый псевдоним.
В кабаре веселую девушку заметил Этьен Бальсан, французский аристократ. Он предложил Шанель переехать в Париж и жить в его квартире. Габриэль согласилась, и переезд состоялся в 1909 г.
Квартира Бальсана являлась модным салоном, где собиралась французская элита. Шанель воспользовалась этим, и начала предлагать женам аристократов свои изящные шляпки.
К слову, в то время женские шляпы были щедро украшены перьями и камнями. Подобный дизайн категорически не нравился Коко, и та создала диаметрально противоположные модели – с неширокими полями и минимальным декором.
Квартиру Бальсана часто навещал промышленник Артур Кэйпел. Он увидел в девушке хваткую предпринимательницу, а позже – и даму сердца. Их роман длился 9 лет, и он не прекратился даже после женитьбы Артура.
Кэйпел в 1910 г. приобрел для Коко помещение для производства шляпок. Но разместить цех ей не дало находившееся там швейное ателье.
Первые бутики Шанель открыла в 1913 г. сразу в двух городах – курортных Довиле и Биаррице. Эти места посещала французская знать, и Шанель не могла не сказать свое «фи» нарядам приезжих дам. По ее мнению, они были слишком неудобными и вычурными. И опять Коко предложила противоположные по стилю предметы гардероба.
История бренда Шанель: стиль Коко
Chanel представила публике простую, лишенную роскоши одежду. Она имела удобный крой, не сковывала движений, но при этом оставалась очень элегантной.
В то время женщины только-только получили избирательные и имущественные права и активно заменяли мужчин на производстве. Им понравились новаторские вещи от Шанель, ведь те позволяли чувствовать себя свободной. К 1915 г. бренд Chanel был известен во всей Франции. Дамы стали носить простые комплекты из платья и пальто, трикотажные свитеры, кардиганы и брюки от Шанель.
В то время Габриель активно использовала ткань джерси, но не из-за ее свойств, а из-за дешевизны. Шла война, и покупать дорогие материалы не было возможности. Однако джерси как нельзя лучше подошла для стиля Chanel. Ткань легкая, струящаяся, приятная на ощупь и в работе. До Шанель она использовалась лишь в одежде для бедных. Коко же одела в джерси элиту общества.
В 1917 г., вдохновившись формой французских моряков, Шанель выпустила полосатую одежду, напоминающую тельняшки. Пик популярности полоски пришелся на 30-е гг., но она не утратила своей актуальности и до сегодняшнего дня.
Коко ввела в моду плиссированные юбки, двухцветные туфли и косынки, а также бижутерию. Она считала, что золото и бриллианты могут носить все, ведь это не требовало чувства стиля. А вот бижутерию могут позволить себе только люди с отменным вкусом.
Многослойные ожерелья из искусственного жемчуга стали частью стиля самой Коко и многих модниц того времени.
В 1921 г. в бутике Chanel, кроме одежды и шляпок, продавались духи и бижутерия.
История дома Шанель: пятый флакон
Всемирно известный аромат Шанель №5 вышел на свет в 1921 г. Сегодня это самый популярный парфюм – каждые 30 секунд продается один флакон.
Габриэль преследовала цель создать аромат женщины. Эту задачу она поручила парфюмеру Эрнесту Бо, с которым ее познакомил русский князь Дмитрий Павлович Романов, ее любовник.
В парфюмерии того времени использовалась только одна эссенция. Шанель же настояла, чтобы в ее духах их было несколько.
Эрнест Бо создал несколько комбинаций из множества ароматических веществ. Всего парфюмер представил Коко 5 флаконов на выбор. Кутюрье выбрала последний, пятый.
Парфюм Chanel №5 содержит более 80 ингредиентов. В них хорошо чувствуются бергамот, нероли, лимон, ландыш, жасмин, мускус и пр. Аромат удивительно стойкий и женственный.
В продвижении нового запаха Габриэль прибегла к небольшой хитрости. Сначала она раздала несколько флаконов подругам, и те быстро разболтали о роскошных и стойких духах. К моменту начала продаж Chanel №5 за ними стояла внушительная очередь.
Не смотря на то, что Коко была основательницей Parfums Chanel, контрольным пакетом акций владел предприниматель Пьер Вертхаймер.
Маленькое черное платье
Легендарное платье было выпущено в 1926 г. Его появление связано со смертью главного мужчины Габриель – Артуром Кэйпелом. Именно он помог Коко открыть первый магазин, был ей опорой на протяжении почти десятилетия. После его смерти Шанель сильно переживала. Она не была супругой Артура, поэтому ей не разрешалось носить траур.
Коко нашла выход. Она создала модель маленького черного платья и сделала его повседневной частью гардероба.
Платье имело свободный крой, заниженную талию с небольшим напуском. Оно напоминало прямоугольник и подходило для любого типа фигуры.
Эскиз был опубликован в журнале Vogue, где его сравнили с автомобилем Ford.
На сегодняшний день черное платье выпускают как знаменитые бренды, так и масс-маркет. Это холст, на котором можно создавать самые разные образы: от роскошных вечерних до легкомысленных повседневных.
Военное положение и битва за парфюмерную линию
С приходом Второй Мировой войны Шанель закрыла свое производство, и 4 тыс. работниц остались на улице.
Во время оккупации Коко жила в отеле Ritz, где находилась верхушка фашистского командования. Там Габриель завела роман с бароном Гансом Гюнтером фон Динклагеном.
Позже Шанель обвинили в шпионаже в пользу Германии. Она официально считалась немецким разведчиком и успешно добывала важные сведения.
После снятия оккупации Габриель арестовали. Избежать тюрьмы ей помог сам Уинстон Черчилль, с которым Коко хорошо дружила. Но дизайнеру все равно не позволили остаться во Франции, и она уехала в Швейцарию.
Еще во время войны Шанель пыталась отсудить права на парфюмерную линию. Габриель (арийка по происхождению) делала ставку на то, что Вертхаймер – еврей, и нацистская власть заберет у него компанию.
Однако Вертхаймер предвидел эту попытку, и передал правление своему другу. Тот после войны отдал ему фирму.
Во Франции Шанель создала свою, отдельную парфюмерную линию. Вертхаймер, почуяв угрозу бизнесу, решил пойти на компромисс. В итоге Коко получила значительные отступные, а также 2% от всех мировых продаж, а это примерно 25 млн долларов (в современном эквиваленте) в год. Также Вертхаймер должен был оплачивать все траты Габриэль: от булавок до дорогих курортов до конца ее жизни.
За границей Шанель прожила 14 лет, и на это время пришелся упадок Модного дома.
Возвращение Chanel
Шанель вернулась во Францию в 1953 в возрасте 70 лет. В то время модой правили мужчины: Christian Dior, Cristobal Balenciaga, Robert Piguet.
Габриель не нравилось то, что предлагали мужчины-модельеры. Она находила их одежду слишком неудобной и сковывающей движения.
Для создания новых коллекций Шанель обратилась к Вертхаймеру. Тот оказал юридическую и финансовую поддержку.
В 1954 г. вышла знаменитая коллекция твидовых костюмов-двоек, состоящих из жакета и юбки. Это было очередное нововведение, так как до этого твид считался грубым материалом, пригодным лишь для мужчин.
Новая коллекция была принята с восторгом. Репортеры провозгласили, что она объединила высокую моду с молодежным направлением.
В феврале 1955 г. вышла культовая кожаная сумка Chanel с металлическими цепочками. Она была названа по дате основания – 2.55. Сумочка, как и твидовый костюм, до сих пор ультра-популярны, что говорит о том, время не властно над совершенством.
После возвращения основательницы бренд Chanel стремительно отвоевывал былую славу. В одежду от Шанель одевались знаменитости: Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Жаклин Кеннеди, Джейн Фонда, Грэйс Келли и др.
В 50-е гг. вышел первый мужской аромат Chanel – Pour Monsieur. Также в этот период начали выпускаться бежевые туфли с черным мыском, визуально укорачивающие стопу.
Габриель Шанель работала до конца своей жизни. Например, в возрасте 86 лет она сшила униформу для стюардесс Olympic Airways, одной их самых роскошных греческих авиакомпаний.
10 января 1971 года Габриэль Коко Шанель умерла от сердечного приступа. За свою длинную и яркую жизнь эта хрупкая женщина сумела воплотить множество новаторский идей. Выросшая в нищете, она мечтала жить в роскоши и славе, и этого ей удалось добиться. Она дружила с верхушкой общества, жила в лучших отелях и меняла моду так, как ей этого хотелось.
Доподлинно известно, то Шанель колола морфий до самой смерти, но это никак не повлияло на ее гений. Габриель назвали одной из самых влиятельных женщин в мире, и этого звания не удостаивался ни один дизайнер.
Новая история Дома Chanel
В 1983 г. компанию возглавил Карл Лагерфельд и правил ею вплоть до 2019. Его мировоззрение было схоже с Шанель, поэтому дизайнеру удалось не только сохранить неповторимый стиль Chanel, но и «омолодить» его.
До этого момента твидовый костюм считался одеждой для дам за 50. Лагерфельд начал шить из твида бомберы, ботфорты, сумки, которые стала носить молодежь.
Новый владелец Дома также расширил линию. Под брендом Chanel стали выпускаться часы, солнцезащитные очки и косметика.
Лагерфельд шил мини-юбки, которые когда-то отвергла Коко, тем самым уменьшив свою популярность. Но кутюрье не забывал о твидовых костюмах и вечерних платьях, что позволило удержать поклонников классического стиля.
Вначале 2000-х Дом Chanel основал компанию Pataffection, которая занималась созданием обуви, украшений, шляп, вышивки. В 2002 вышел еще один легендарный аромат – Chanel Chance, а через год – Coco Mademoiselle.
Лагерфельд привнес в линии одежды новые детали: необработанный край, меха, шелковые рукава и манжеты из переплетенных нитей. Он экспериментировал с длиной рукава и юбки, высотой каблука, прическами. Но неизменно он придерживался главного правила: одежда должна быть практичной, удобной и элегантной.
После смерти Лагерфельда пост креативного директора Chanel заняла его помощница Виржини Виар.
Стиль Chanel – это прямые платья без корсетов длиной миди, удобные брючные костюмы, жакет, подчеркивающий талию, и, конечно же, маленькое черное платье. Одежда имеет скромную отделку, натуральные материалы, но не мех и не кожу, простые и изящные линии. Легендарный Дом регулярно восхищает своих поклонников новыми коллекциями и не собирается останавливаться.
Chanel
◷ Время чтения: 19 мин.
Chanel («Шанель») — французский бренд по производству элегантной одежды, предметов роскоши, парфюмерии и модных аксессуаров. Во всем мире насчитывается более 300 монобрендовых бутиков Chanel.
У истоков модного дома стоит хрупкая, но отважная девушка — Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль, оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века.
Именно она сумела разрушить существующие каноны и привнести в мир моды новаторский стиль. Ее приталенный жакет и маленькое чёрное платье совершили настоящую революцию и заставили взглянуть на модные тренды под новым углом.
История создания бренда Chanel
Будущая основательница бренда Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр. В возрасте 12 лет она потеряли мать, после чего вместе с двумя сестрами была отдана в сиротский приют. Здесь под присмотром местных монахинь девочка научилась шить.
В возрасте 18 лет Шанель отправилась жить в пансион для католических девушек в городе Мулен. Но пристанища в пансионе она так и не нашла. Впоследствии Габриэ́ль устраивается на должность швеи в местном ателье.
В свободное от работы время, она пела в кабаре. Во время одного из представлений ее заметил французский аристократ Этьен Бальсан. Между ними завязались отношения, и в скором Коко поселилась в его замке.
В 1909 году Шанель отправляется в Париж. В 1910 году в квартире Бальсана она открывает первый магазин Chanel. Это жилье представляло собой отличное место для быстрого старта. Здесь собиралась французская элита: охотники и охотницы за новыми романами. Первое изделие, которое предложила Коко — аккуратные женские шляпки. Их охотно покупали приятельницы Бальсана и его друзей.
В это же время у Коко возник роман с английским промышленником Артуром Кэйпелом. Предприимчивый вельможа увидел в Коко перспективную предпринимательницу, и стал вкладывать в нее средства.
В 1910 году он помог приобрести площадь в доме № 31 на улице Камбон в Париже. Однако в этом доме уже располагался магазин одежды, поэтому Шанель не разрешили разместить там ателье по производству платьев.
Их бурный роман длился девять лет. В 1918 году Кэйпел женился на английской аристократке леди Диане Уиндхэм, но на этом отношения между ним и Шанель не закончились.
Долгожданное признание Шанель получила в 1912 году, когда театральная актриса Габриель Дорзиат стала носить ее шляпки в пьесе Фернана Нозьера «Bel Ami».
В 1913 году в самом сердце Довиля кутюрье открыла бутик, где представила женскую спортивную одежду прет-а-порте, которая не сковывала движения и позволяла вести активный образ жизни. Для ее пошива был использован трикотаж. Помимо спортивной одежды в магазине продавались шляпы, куртки, фланелевые блейзеры, прямые льняные юбки, свитера, пиджачные костюмы и матросские блузы.
Первая Мировая — время джерси
Первая Мировая война (1914-1918 гг.) внесла свои коррективы в европейскую моду. Этому содействовали нехватки материалов и мобилизации женщин. Когда фашистский сапог свободно разгуливал по пропитанной кровью Франции, было не до вычурных платьев и модных трендов. Большинство женщин нуждались в практичной и удобной одежде.
В качестве альтернативы дорогостоящим материалам Коко использовала трикотаж джерси — мягкую, струящуюся, практичную, податливую, приятную на ощупь ткань, которая в то время считалась тканью для бедных и использовалась в основном для изготовления мужского нижнего белья и носочно-чулочной продукции.
Во многих изделиях проглядывался военный след, который явно указывал на внутреннее состояние кутюрье. К 1915 году талантливая Габриэль покорила всю Францию. Ее одежда, отличающаяся лаконичностью и практичностью, стала невероятно популярна у женщин.
В 1915 и 1917 годах журнал Harper’s Bazaar отметил, что имя Chanel было в шоппинг-списке каждой покупательницы. Бутик дизайнера на улице Камбон в то время предлагал дамам простые повседневные ансамбли дневных платьев и пальто, черные вечерние платья, расшитые кружевом или оформленные небольшими драгоценными камнями.
В 1915 году решительная Шанель открывает магазин в Биаррице. После года работы бизнес оказался настолько прибыльным, что в 1916 году модельер смогла возместить первоначальные вложения Кэйпеля.
Укрепление позиций
В 1918 году Шанель приобрела здание по адресу 31-я улица Камбон, в одном из самых фешенебельных районов Парижа, где ранее был расположен первый магазин Chanel и впоследствии расположился ее модный дом. К 1927 году Шанель владела пятью зданиями на улице Камбон.
К 1919 году официально была зарегистрирована компания Chanel.
Следуя модным тенденциям 1920-х годов, Дом Шанель производил платья из бисера, которые стали особенно популярными среди женщин, идущих в ногу с модным веянием flapper. Параллельно этому икона стиля разрабатывает ансамбль из двух или трех предметов, ставший образцом женского стиля. Его пропагандировали как «форму на вторую половину дня и вечер», которая стала называться «костюм Шанель».
В 1921 году она открыла раннее воплощение модного бутика, где помимо одежды, шляпок и аксессуаров продавались ювелирные украшения и духи.
Легендарные Chanel № 5
Что касается парфюмерии Chanel, то первый аромат увидели свет в 1921 году. Под пристальным присмотром Коко был создан настоящий эталон парфюмерного искусства, нестареющая классика — духи Chanel № 5.
Для создания композиции был привлечен Эрнест Бо — французско-русский парфюмер, представленный Коко Великим русским князем Дмитрием Павловичем Романовым.
Габриэль хотела, чтобы аромат целиком и полностью олицетворял запах женщины — настоящей, уверенной в себе леди, которая знает, как нужно пахнуть. Как правило, такая женщина привлекает внимание сильного пола, дразнит и увлекает, но каждый раз ускользает и остается недосягаемой.
По наставлению Коко композиция разрабатывалась на базе различных эссенций, а не на нескольких, как тогда было принято. Спустя некоторое время Эрнест Бо представил Коко Шанель для предварительной оценки несколько ароматов в простых флаконах под номерами. Великая швея выбрала флакон под номером 5 (к тому же «пять» было любимым числом Шанель, в чём она усмотрела особый знак судьбы). Название для нового аромата было придумано быстро — простым добавлением к номеру имени заказчика. Так мир получил «Chanel 5»…
Всего же композиция аромата состояла из 80 ингредиентов. Самыми узнаваемыми оттенками Chanel № 5 стали: верхушка пирамиды — иланг-иланг, альдегиды, нероли, лимон и бергамот; ноты сердца — жасмин, ирис, корень ириса, роза и ландыш; базовые ноты — сандал, амбра, мускус, пачули, ваниль, ветивер и дубовый мох.
В дополнение к выпуску своих кутюрных коллекций и парфюмерии, Шанель погрузилась в разработку танцевальных костюмов для Русских балетов. В 1923-1937 годах она разработала наряды для постановок, которые курировали импресарио Русского балета Сергей Дягилев и танцор Вацлав Нижинский.
В 1924 году Шанель совместно с предпринимателем Пьером Вертхаймером открыла подразделение по производству парфюмерии — Parfums Chanel. По условиям договора Вертхаймер обязывался предоставить полное финансирование для производства, маркетинга и распространения духов Chanel № 5. Распределение долей в бизнесе осуществлялось по следующей схеме: Вертхаймер — 70 %; Теофиль Бадер — французский бизнесмен, который свел Коко с Вертхаймером — 20 %; Шанель — 10 %. Спустя двадцать с лишним лет Коко получила полный контроль над Parfums Chanel и призналась, что Пьер Вертхаймер был «мошенником, который обманул меня».
В 2016 году была выпущена обновленная версия «Chanel N°5 L’Eau». Лицом новинки стала Лили-Роуз Мелоди Депп.
Провальный Голливуд
В 1931 году, находясь в Монте-Карло, Шанель познакомилась с Сэмюэлем Голдвином — одним из самых успешных кинопродюсеров в истории США. Голдвин предложил ей соблазнительное предложение. За сумму в миллион долларов (примерно 75 миллионов долларов США по сегодняшним меркам) она дважды в год посещает Голливуд для разработки костюмов для звезд киностудии MGM. От такого предложения было невозможно устоять, и Шанель согласилась. В ее нарядах в 1931 году блистала, икона стиля своего времени и одна из самых ярких и окупаемых звезд эпохи немого кино Глория Свенсон «Сегодня, или никогда». Среди постоянных клиентов оказались Грета Гарбо и Марлен Дитрих.
Очень скоро Шанель разочаровалась в Голливудских трендах и покинула столицу мирового кинематографа. Влиятельное издание The New Yorker иронично писал о провале Коко Шанель в Голливуде: «ей сказали, что ее платья не достаточно сенсационны. Она сделала женщину похожей на леди. А Голливуд хочет, чтобы леди выглядела как две леди».
Разочарованная Шанель вернулась к созданию костюмов для нескольких французских фильмов, в числе которых была кинокартина Жана Ренуара 1939 года «Правила Игры», в субтитрах которой ее упомянули как Дом моды Шанель.
В 1932 году состоялась премьера выставки ювелирных украшений Chanel, посвященной алмазам. Некоторые из тех колье, что были презентованы на ней, вновь предстали перед публикой в 1993 году. Среди них известные ожерелья «Комета» и «Фонтан».
С наступлением 30-х годов модные тренды изменились. Следом за ними изменились и вечерние платья от Chanel, которые приобрели более женственный вид и стали удлиненными. Платья из летних коллекций отличались яркими контрастными расцветками, а в качестве декора кутюрье использовала хрусталь и серебряные ремешки. В 1937 году Шанель впервые разработала линию одежды для миниатюрных женщин.
К 1935 году в компании Chanel насчитывалось около 4000 сотрудников.
Во второй половине 30-х годов место Коко Шанель на троне высокой моды оказалось под угрозой. Мальчишеский вид и короткие юбки 1920-х годов, казалось, исчезли в одночасье. Ее проекты для голливудских кинозвезд не были успешными и не улучшили ее репутацию, как ожидалось. Что еще более важно, звезда Шанель была затмена ее главным конкурентом, дизайнером Эльзой Скиапарелли. Инновационные проекты Скиапарелли, изобилующие игривыми отсылками на сюрреализм, завоевывали признание критиков и вызывали энтузиазм в мире моды.
Чувствуя, что ее влияние в мире моды ослабевает, Шанель начинает сотрудничество с Жаном Кокто в его театральной пьесе «Эдип Рекс». Костюмы, которые она проектировала, были высмеяны и критически раскритикованы: «завернутые в бинты актеры выглядели как мумии скорой помощи или жертвы какого-то ужасного несчастного случая». Она также приложила руку к созданию костюмов для балетной постановки Russes de Monte Carlo. Однако 3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну нацистской Германии, и балет был закрыт.
Вторая мировая война — волк в овечьей шкуре
В 1939 году, с началом Второй мировой войны, Шанель заморозила производство и закрыла все свои магазины. Она сказала, что сейчас не время для моды; в результате ее действий 4000 работниц потеряли работу.
Во время немецкой оккупации Шанель проживала в роскошном отеле Ritz, который также использовался в качестве штаб-квартиры для высшего эшелона немецкого военного персонала. Здесь у Коко завязались романтические отношения с бароном Гансом Гюнтером фон Динклагеном — немецким дипломатом и бывшим офицером прусской армии, генеральным прокурором, который с 1920 года работал оперативником в военной разведке.
Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель» утверждает, что Шанель всяко восхваляла Гитлера и сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, она не просто поставляла немцам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке, имея на своём счету более десятка успешно выполненных шпионских миссий.
По окончании войны Шанель припомнили все ее выходки. За ней закрепился ярлык пособницы фашистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году при содействии Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию.
Многие историки сходятся во мнении, что именно благодаря вмешательству Черчилля удалось спасти наследие Коко Шанель.
Чтобы избежать дальнейших преследований в 1945 году, Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года. Все это время ее сопровождал барон Ганс Гюнтер фон Динклаген.
Битва за контроль над Parfums Chanel
Вторая Мировая Война, в частности захват нацистами всей еврейской собственности и коммерческих предприятий, предоставила Шанель возможность получить полный контроль над организацией Parfums Chanel и его самым прибыльным продуктом Chanel № 5. Прежние директора, братья Вертхаймеры, были евреями. Шанель использовала свое положение «арийки», чтобы подать прошение немецким чиновникам о легализации ее притязаний на единоличное владение.
5 мая 1941 года она написала письмо правительственному администратору, которому было поручено принять решение о ликвидации еврейских финансовых активов. Ее основания для права собственности были основаны на утверждении, что Parfums Chanel «все еще является собственностью евреев».
Шанель не знала, что Вертхаймеры, предвидя предстоящие нацистские мандаты против евреев, в мае 1940 года передали контроль над Parfums Chanel французскому бизнесмену и промышленнику-христианину Феликсу Амио. В конце войны Амио вернул Parfums Chanel в руки Вертхаймеров.
Тем временем, Коко Шанель, которая на тот момент проживала в Швейцарии, создала собственную коллекцию духов и запустила их в производство. В свою очередь, Вертхаймер, владелец контрольного пакета акций Parfums Chanel, увидел, что его прибыль, как и бизнес, находятся под угрозой.
После окончания Второй мировой войны деловой мир с интересом наблюдал за продолжающейся юридической борьбой за контроль над Parfums Chanel. Привлеченные к разбирательству стороны осознавали, что если приверженность нацистской идеологии и антисемитские взгляды Коко будут обнародованы, репутация и статус бренда Chanel серьезно пострадают.
Шанель наняла Рене де Шамбрена в качестве своего адвоката, чтобы подать в суд на Вертхаймеров. В конечном счете, оппонент и «потерпевшая» пересмотрели первоначальный контракт 1924 года, и пришли к взаимному согласию.
17 мая 1947 года Chanel получила прибыль военного времени от продаж Chanel № 5 в размере, эквивалентном примерно девяти миллионам долларов (по современным меркам). Согласно новому контракту, ее будущая доля составит два процента от всех продаж Chanel № 5 по всему миру, что равно, приблизительно, 25 миллионам долларов в год. Кроме того, Пьер Вертхаймер согласился на необычное условие, предложенное самой Шанель. Он согласился оплачивать все расходы Шанель — от тривиальных до крупных, до конца ее жизни.
Послевоенный период — возрождение бренда
В послевоенное время модный Олимп оккупировали мужчины. В 1947 году представил свою новую революционную коллекцию французский модельер Кристиан Диор. Не меньшего признания добились Кристобаль Баленсиага, Роберт Пиге, Жак Фат. Шанель была убеждена, что женщины, в конце концов, восстанут против эстетики, которую пропагандируют мужчины-модельеры, назвав их труды «нелогичным» дизайном: «корсеты для талии, мягкие бюстгальтеры, тяжелые юбки и жесткие куртки».
В 1953 году Коко обратилась с деловым предложением к с Роберту Гуссену — талантливому ювелиру, разработавшему эксклюзивную линию украшений, отражающих знаковый стиль Chanel. Также был возобновлен выпуск фирменных твидовых костюмов, состоящих из жакета и юбки, украшенных нитями черного и белого жемчуга.
Габриэль с триумфом вернулась в мир высокой моды только в 1954 году. Возрождение ее дома моды было полностью профинансировано Пьером Вертхаймером. Французская пресса сдержанно отзывалась о новой коллекции Коко. Однако американские и британские СМИ не скрывали своего восторга — это настоящий прорыв, объединивший моду и молодежь по-новому.
Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» — узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами — приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.
В феврале 1955 года была представлены стеганые прямоугольные кожаные сумки на цепочках серебряного и золотого цвета, которые одинаково было удобно носить на плече или в руке. Дата их выпуска — 2/55 — и стала внутренним названием линии, ставшей легендарной. Как и твидовые костюмы марки, эти сумки до сих пор не вышли из моды.
На протяжении пятидесятых годов ХХ века одаренная Коко Шанель продолжала править модным балом. В этот период появился на свет первый мужской аромат Chanel — Pour Monsieur. Он также выпускался под названием «A Gentleman’s Cologne» («Аромат Джентльмена») и стал номером один среди всех мужских ароматов.
В 1950-1960-х годах Шанель покорила Голливуд. В ее нарядах расхаживали звезды мировой величины Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, а также первая леди Америки Жаклин Кеннеди. Кроме того, Шанель была меценаткой. Она оказывала финансовую поддержку Сальвадору Дали и Пабло Пикассо. В 60-е годы Шанель отвергла идею мини-юбок, из-за чего её модный дом сильно сдал свои позиции.
В 1957 году была представлена весенняя коллекция Chanel, завоевавшая престижную награду на знаковом мероприятии Fashion Awards в Далласе. Тем временем Вертхаймер купил у Бадера его 20 % акций на парфюмерию Chanel, повысив общую долю своей семьи до 90 %. В 1965 году управлять этой долей начал сын Пьера Вертхаймера — Жак.
В этом же году были представлены легендарный двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой, а также бежевые туфли с контрастным черным мыском, которые визуально уменьшают размер стопы и делают ноги длиннее.
Смерть легенды
Габриэ́ль Бонёр (Коко́) Шане́ль умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет от сердечного приступа в отеле «Риц».
Пусть миф обо мне никогда не умирает. Я желаю ему счастливого будущего!
Примечательно, что до самой смерти Коко Шанель продолжала разрабатывать коллекции собственной марки и сотрудничать с другими компаниями. Например, в 1966-1969 годы модельер сконструировала униформу для стюардесс одной их самых роскошных и престижных греческих авиакомпаний — Olympic Airways. До Шанель такой чести удостаивался только Пьер Карден.
После смерти Коко у штурвала компании Chanel оказались Ивонн Дудэль, Жан Кезубон и Филипп Гибурж. Через некоторое время контрольный пакет акций бренда «Шанель» был приобретен Жаком Вертхаймером. Однако критики заявляли, что за все время руководства тот никогда не уделял должного внимания компании, так как был больше увлечен коневодством.
В 1974 году маркой Chanel была выпущена туалетная вода Cristalle, созданная еще при жизни Коко. 1978 год ознаменовался запуском линии готовой одежды и распространением аксессуаров Chanel по всему миру.
В 1974 году компанию возглавил сын Жака Вертхеймера — Ален. В связи с неудовлетворительными продажами духов Chanel № 5 в США, он сокращает количество торговых точек с 18 000 до 12 000. Из-за штучно вызванного дефицита продажи резко возрастают. Параллельно этому, чтобы породить спрос, Ален привлекает таких знаменитостей, как Мэрилин Монро и Одри Тоту.
В 1981 году появляется еще один мужской аромат от Шанель — Antaeus.
Chanel под руководством Карла Лагерфельда
В 1983 году Ален убеждает немецкого дизайнера Карла Лагерфельда расторгнуть контракт с модным домом Chloé и стать во главе Chanel. Карл, как и Габриэль, черпал свое вдохновение из прошлого. Для пошива коллекций он использовал твид, а в качестве декоративных элементов доминировали золотые цепочки.
В 1984 году увидел свет новый аромат Chanel Coco Eau de Parfum, названный в честь основательницы Модного Дома. Этот парфюм пользуется неизменной популярностью и сегодня.
В свое время маркетолог Chanel объяснил подход фирмы несколькими предложениями:
Мы выпускаем новый аромат каждые 10 лет, а не каждые три минуты, как многие конкуренты. Мы не путаем потребителя. С Chanel люди знают, чего ожидать. И они продолжают возвращаться к нам снова и снова, в любом возрасте.
В 1987 году состоялся выпуск часов Chanel, а к концу десятилетия офисы компании переехали в Нью-Йорк.
В 1994 году чистая прибыль Chanel составляла 67 миллионов евро при товарообороте в 570 миллионов евро, что позволило ей возглавить список самых прибыльных французских брендов.
В 1999 году была запущена линия по уходу за кожей Chanel, а затем представлена первая круизная коллекция одежды. В этом же году по лицензионному договору с компанией Luxottica марка представила линию солнцезащитных очков и оправ Chanel.
Chanel с 2000-х годов и до наших дней
В эти годы Chanel делили Ален Вертхаймер, занимающий должность представителя компании и Франсуаза Монтеней — исполнительный директор и президент Модного Дома.
В 2000 году все желающие могли себе позволить унисекс часы от Chanel — J12.
В 2001 году бренд становится собственником швейцарской компании Bell & Ross, которая занималась производством оригинальных швейцарских часов. Параллельно этому в США состоялось открытие бутиков Chanel, где продавались исключительно модные аксессуары, а также презентация линии мужской одежды, ставшей частью одного из показов.
В 2002 году был выпущен аромат Chance. Дом Chanel также основал компанию Pataffection, включающую в себя пять разнонаправленных ателье:
Коллекции Pret-a-Porter разрабатывались главным дизайнером Дома — Карлом Лагерфельдом.
В 2002 году экспансия Америки продолжалась. В июле на Мэдисон-авеню открылся магазин ювелирных изделий и часов. В течение нескольких месяцев по соседству расположился бутик обуви и сумок, площадью 90 м2. В декабре 2002 года компании принадлежало 25 официальных торговых точек.
В 2003 году Chanel презентует аромат Coco Mademoiselle и линию молодежной одежды B-C Wear. В этом же году направление Chanel Haute Couture испытывает такой прилив популярности, что марка открывает второй бутик на улице Камбон в Париже. Желая присутствовать на азиатском рынке.
Также в 2003-м руководство Chanel осознает, что пришла пора завоевывать азиатские рынки сбыта. Сначала открывается бутик площадью в 220 квадратных метров в Гонконге, а затем начинается строительство магазина стоимостью в 50 миллионов долларов в Японии.
В 2007 году Морин Шике была назначена генеральным директором Chanel. Она занимала должность до 2016 года, а затем ее сменил Ник Хохланд.
В 2018 году Chanel объявила, что переносит свою глобальную штаб-квартиру в Лондон.
В феврале 2019 года в возрасте 85 лет Лагерфельд скончался. Новым креативным директором была названа Вирджини Виард, которая проработала с Лагерфельдом в Доме моды Chanel более 30 лет.
10 интересных фактов о Chanel
Chanel — это минималистические прямые платья без корсетов, удобные и практичные брючные костюмы, нестареющие приталенный жакет и маленькое чёрное платье, а также пьянящие Chanel № 5, которые никогда не надоедают и всегда остаются актуальными.