В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, человеку, в частности ученику, необходимо знать различные правила орфографии.
Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.
Таких слов достаточно много.
В начальной школе проходя,т конечно же, только часть этих слов. Обычно в конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарик, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.
Некоторые учителя предпочитают вести с учениками свои орфоргафические словари, деля словарные слова на какие-либо группы по различным критериям.
Но так или иначе, группы словарных слов для каждого года обучения в начальной школе примерно совпадает.
Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая и продолжается она из года в год, начиная с 1 класса.
Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.
Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.
Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Какой ассоциативный образ будет эффективным?
Например, ассоциативная связь может быть по:
2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.
Пример со словами-запоминалками:
Пример с рисунками:
Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!
Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.
Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:
Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)
Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.
Слова напечатаны на полосках бумаги.
Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.
Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.
В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.
М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А
П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А
Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т
И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э
К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О
Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.
д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с
а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в
а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е
о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н
к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в
о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п
Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Словарные слова – это слова, правописание которых не подчиняется правилам русского языка. Их можно проверить только по словарю, а отработать – только на практике, например, с помощью словарного диктанта.
Словарные слова можно разделить на следующие группы:
Приводим список наиболее популярных словарных слов, встречающихся в школьной программе.
А: абажур, аббревиатура, абзац, абонемент, абориген, абстрактный, авангард, авантюра, автограф, автострада, агентство, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж, айсберг, академия, акварель, акклиматизация, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.
Б: багаж, бадминтон, базар, баллада, баллон, баррикада, бархат, бассейн, батальон, безалаберный, без толку, белиберда, бельэтаж, бетон, биография, бойкот, бриллиант, бюллетень.
В: ва-банк, вакансия, варежка, ватрушка, велеречивый, веранда, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеринар, винегрет, виолончель, в обнимку, в обтяжку, вожжи, впопыхах.
Г: габариты, гардероб, гарнизон, генеалогия, гигиена, гипербола, горизонт, градация, грамм, грейпфрут, грипп, группа, гуашь.
Д: дезертир, декларация, дефицит, диктант, дилетант, директива, диссертация, диссонанс, дифирамб, досконально, достопримечательность.
Е: еретик.
Ж: жакет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр, жужелица, жюри.
З: замуж, запанибрата, запятая, здоровье, здравствуйте, зодиак.
И: Иван-да-марья, игнорировать, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигентный, инъекция, искусный, исподтишка.
К: кавычки, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, калькулятор, каморка, карнавал, касса, катастрофа, коварный, колдовать, колонна, колоннада, комбинезон, комментарий, компетентный, компоновать, компромисс, конференция, конфорка, корифей.
Л: лабиринт, ландшафт, линолеум.
М: магнолия, мажорный, майонез, макулатура, мандарин, манипуляция, маскарад, массаж, медальон, меридиан, металл, метаморфоза, метафора, меценат, миллион, мотивировать, мэрия.
Н: наваждение, навзничь, навзрыд, наизусть, наискосок, наперегонки, нарцисс, небылица, невтерпёж, неологизм, ничтожный, ностальгия.
О: оазис, обелиск, обличительный, объект, овладевать, озон, оккупация, оранжерея, оригинальный, орфограмма, орфография, орфоэпия.
П: павильон, палисадник, панорама, папоротник, параграф, парадокс, парашют, пассажир, пейзаж, периферия, пескарь, пессимист, под мышкой, поролон, предварительный, пресса, престиж, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, притча, пропаганда.
Р: рафинад, реабилитация, регламент, резиденция, ремарка, реставрировать.
С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.
Т: тамада, танцор, темперамент, теория, тушёнка, тушь.
У: уездный, университет, ураган, утрамбовать.
Ф: фейерверк, фельдъегерь, фестиваль, филармония, философ, фонтан.
Х: халат, хлестать, хлёсткий.
Ц: целлофан, целлюлоза, ценность, центнер, циклон, цыган, цыкать, цыплёнок.
Ч: часовня, чемпион, четыреста.
Ш: шаблон, шампиньон, шарада, шасси, шеренга, шпаргалка.
Э: эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эгида, эквивалент, экзамен, эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.
Ю: юннат, юный.
Я: явственный, ядреный, якобы, январский, яство, ятаган.
Ключевые слова: словарные слова
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.
Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.
При знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.
– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.
— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
— Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.
При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.
Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.
Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.
— оло- (солома, около, молоко, молоток)
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
— Давайте с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.
— Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.
кОнцерт –нОта, хОр, гАзета-бумАга, вОрота- гОл.
“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.
Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
Летом медведь ест корни растений, землянику.
Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.
— Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить мини-текст или отдельные предложения.
Каждая группа получает лист, памятку, словарь.
Проверка работы групп.
В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ
Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.
Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.
1) Измените слово по вопросам падежей.
2) Подберите однокоренные слова.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.
2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.
Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.
Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.
Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).
4) Использование интерактивных тренажёров.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как правильно пишутся словарные слова, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как правильно пишутся словарные слова", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.