Как ребенок реагирует на запреты что написать в анкете ребенка
Мой выработанный практикой и ею же проверенный опыт (сыну уже 9 лет) Вдруг и Вам поможет.
1) МОТИВИРОВАННОЕ “НЕТ” И “НЕЛЬЗЯ”
Есть вещи, которые я запрещаю своему ребенку делать – “нельзя, потому что нельзя” (нельзя, например, бить маму), во всех остальных случаях я стараюсь:
• Во-первых, не начинать фразу со слова “нельзя” и “нет”.
Пример, ребенок, хочет гулять, а нам надо идти домой. Я ему говорю: “А мы не идем домой! Ты должен обязательно погулять 15 минут!” Другие дети идут домой в этой ситуации с рёвом, а мой спрашивает, не прошло ли еще 15 минут.
• Во-вторых, если я ему запрещаю что-то делать, что другим можно делать, я обязательно объясняю ему, почему ему нельзя.
“Тебе не надо кататься с горки, потому что там гвоздь торчит, а Пете мама разрешает, потому что она несет ответственность за Петю, а я за тебя. Когда гвоздь забьют, я с удовольствием разрешу тебе кататься на горке”.
• Запрещая ему что-то, стараюсь ему предложить что-то взамен (чем-то заинтересовать).
“На горке кататься из-за гвоздя не надо, а вот на качели можно. И Петю туда позови, покатайтесь вместе”.
• Запрещая что-либо (кроме особых случаев, см. пункт 1), вместо слова “нельзя” я стараюсь использовать “не следует”, “не надо”, “не делай этого”.
Примечание. Поверьте, я наблюдаю, что те, которых я называю “бабушка (или мама) по имени нет” своими запретами вырабатывают у своих детей видимость послушания, но при этом абсолютного неповиновения. Мой ребенок даже в мое отсутствие говорит: “Мама мне разрешает после садика погулять 15 минут” (и на 16-й минуте, его уже можно затащить домой). Или: “Мама мне разрешает съесть после обеда 3 конфеты” (и поверьте, от 4-й конфеты он откажется, а если съест, то обязательно мне об этом расскажет)…
И в мое отсутствие он так же управляем (т.е., подчиняется моим правилам), как и при мне.
Когда родительское “нет” перестаёт работать: что делать, если запреты больше не воспринимаются ребенком
Родители прекрасно знают этот момент, когда ребёнок начинает игнорировать слово “нет”.
В возрасте двух лет дети начинают отделять себя от родителей как личности и начинают развивать свою собственную волю. Внезапно они отказываются что-то делать, выполнять просьбу или отказываться перестать вести себя плохо, и «Нет» взрослых игнорируется.
Если запрет больше не работает
Многих родителей пугает то, что «Нет» – одно из первых слов, которые ребенок может четко произнести. Но в основном это только логическое следствие, потому что это также слова, которые дети слышат чаще всего в своей жизни:
Нет, держи пальцы подальше от плиты!
Нет, куклу не нужно бросать в туалет!
Альтернативы “Нет” нужны
Такой короткой просьбе, кажется, должно быть легко следовать, но для ребенка она становится “белым шумом”.
Но дети могут прислушаться, когда к просьбе добавляется небольшая фантазия:
Иногда я предпочитаю идти в замедленной съемке. Давай попробуем вместе?
Таким образом, родители могут отвлечь ребенка от нежелательного поведения без прямого запрета. При условии, конечно, что есть время и жизни малыша ничего не угрожает. Если он бежит под колёса автомобиля, то действия должны быть более решительными – тут не до педагогики.
Родители также должны попытаться разрядить ситуацию, отвлекая ребенка от его собственного поведения. Предложить ему другие интересные вещи, если он хулиганит, или завязать интересный разговор. Многие дети просто забывают об источниках опасности и предпочитают поговорить с мамой о покупках к обеду или подарках к следующему дню рождения.
Дать ребенку достаточно пространства
Избегать проблемных моментов
План написания характеристики на воспитанника детского сада
Я работаю учителем – дефектологом в группе для детей со сложными дефектами, являюсь наставником молодых специалистов. Ко мне часто обращаются с просьбой помочь написать характеристику на ребенка. В помощь всем тем, кто испытывает подобную трудность, предлагаю план написания характеристики. Шаблон данной характеристики можно использовать как для коррекционных садов, так и для массовых.
Характеристика
Ф. И. возраст ребенка, адрес проживания, тип учреждения, которое посещает ребенок, дата поступления в ГБДОУ.
Контактность
В контакт вступает
Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает с трудом, заинтересованность не проявляет
Легко и быстро вступает в контакт, заинтересован.
Эмоционально – волевая сфера
Состояние слуха
Состояние зрения
Атрофия зрительного нерва
Ограничение поля зрения
Внимание
Низкая концентрация, неустойчивость внимания
Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требуется переключение на другой вид деятельности
Плохое переключение внимания
Работоспособность
Зависит от соматического состояния
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука: левая/правая
Манипулировать не может, но есть хватание
Недостаточность мелкой моторики
Согласованность действий рук
Игровая деятельность
Интерес к игрушкам не проявляет
Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес
Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам
Адекватность употребления игрушек
Совершает неадекватные действия с предметами
Игрушки использует адекватно
Действия с предметами, игрушками
Специфические манипуляции (учитывает только физические свойства)
Предметные действия (использует предметы в соответствии с их функциональным назначением)
Игра с элементами сюжета
Характер деятельности
Мотивация к деятельности отсутствует
Деятельность неустойчивая, работает формально
Деятельность устойчивая, работает с интересом
Реакция на одобрение
Адекватная (радуется, ждет его)
Неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему)
Реакция на замечание
Адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием)
Нет реакции на замечание
Негативная реакция (делает назло)
Отношение к неудаче
Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)
Отсутствует оценка неудачи
Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку
Обучаемость
Обучаемость отсутствует (нет переноса показанного способа действий на аналогичные задания)
Обучаемость низкая (перенос знаний затруднен)
Запас общих представлений
Навыки самообслуживания
Владеет частично с помощью взрослого
Сформированы, но в повседневной жизни не пользуется
Понимание обращенной речи
Выполняет простые инструкции
Понимает на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции
Обращенную речь понимает в полном объеме
Динамика развития
За время пребывания в ГБДОУ динамика в развитии отсутствует
За время пребывания в ГБДОУ отмечается положительная динамика в развитии ребенка
При написании характеристики в каждом разделе выбираете подходящий вариант ответа и формулируете полное развернутое предложение.
В качестве примера предлагаю готовые характеристики.
Ф. И. дата рождения ребенка посещает ГБДОУ 53 Адмиралтейского района группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Состояние слуха – норма, состояние зрения – сходящееся косоглазие, гиперметропия.
Мальчик активный, доброжелательный в настроении преобладают положительные эмоции. В контакт вступает легко, проявляет в нем заинтересованность.
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требуется переключение на другой вид деятельности.
Ведущая рука левая. Моторика кистей и пальцев рук ограничена, согласованность действий рук отсутствует. Мышечный тонус кистей и пальцев рук снижен, отмечается общая мышечная слабость и вялость. Общая моторика грубо нарушена. Движения плохо координированы, шаткость походки, статические позы неустойчивые.
Интерес к игрушкам проявляет, игрушки использует адекватно, в соответствии с их назначением. Действия с игрушками носят игровой характер с элементами сюжета.
Работоспособность низкая, деятельность неустойчивая.
Реакция на одобрение и порицание адекватная, пытается исправить поведение в соответствии с замечанием.
Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний на аналогичные задания затруднен.
Обращенную речь понимает в полном объеме. Сложную инструкцию выполняет не всегда. Активный словарь ребенка не соответствует возрастной норме. Лексико – грамматический строй речи нарушен. Лексико-грамматические конструкции с предлогами не дифференцирует. Полиморфное нарушение звукопроизношения обусловлено неврологической симптоматикой (дизартрия) и особенностью строения артикуляционного аппарата (прогнатия).
Навыки самообслуживания сформированы в меру двигательных возможностей ребенка, но не всеми имеющимися навыками ребенок пользуется в повседневной жизни, требуется частичная помощь взрослого.
Ф. И. дата рождения ребенка посещает ГБДОУ детский сад 53 Адмиралтейского района группу для детей сложными дефектами.
Зрительный контакт с ребенком кратковременный. В тактильный контакт вступает, проявляет заинтересованность. Агрессивные действия в отношении сотрудников и детей группы не проявляет. По отношению к себе агрессия отмечается. Сотрудников сада узнает только тех, кто работал с ребенком продолжительное время. Хорошо знает и узнает членов семьи. Поведение ребенка в группе обусловлено основным диагнозом: нарастает возбуждение на яркий свет, громкий звук, большое количество людей.
Активная речь отсутствует. Обращенную речь понимает ситуативно, требуется действие – подтверждение. Русский язык понимает с трудом.
Предметная деятельность представлена в виде хаотичных, неспецифических манипуляций с предметами. Действия стереотипны. Интерес к игрушкам, предметам и событиям, происходящим в группе, не проявляет. Мотивация к деятельности отсутствует. Реакция на одобрение, на порицание слабая, требуется действие-подтверждение. Подражает взрослому при выполнении простых движений.
Общая и мелкая моторика грубо нарушена. Ребенок передвигается самостоятельно, но ориентировка в пространстве сильно затруднена.
Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, навыки опрятности отсутствуют. Ребенок находится на полном обслуживании персоналом группы.
Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.
Характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 1,6 до 3 лет) Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает.
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы дошкольного воспитания и обучения, среднего общего и дополнительного.
Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы дополнительного образования. Директор внешкольной организации дополнительного образования. Должностные обязанности. Непосредственно управляет организацией в соответствии.
Методическая разработка. Глаголы, которые можно использовать при планировании задач. ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ планировании задач. Формулировка годовых задач у педагогов вызывают наибольшие трудности. Задача.
Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.
Образец характеристики на учащегося 4 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ ХАРАКТЕРИСТИКА ученика 4 класса КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» максима В., 29.01.2001г. р. Максим прибыл в данную.
Образец психолого-педагогической характеристики воспитанника ДОУ Психолого-педагогическая характеристика На воспитанника МБДОУ комбинированного вида логопедической группы, ___ года рождения. Поступил.
Пример написания характеристики на ребенка инструктором по физической культуре Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию вариант написания характеристики на воспитанника ДОУ, которая была оформлена инструктором по.
Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка
Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты.
Статья 43 Конституции Российской Федерации содержит общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны.
В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Конституция отмечает, что получение основного общего образования обязательно. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в п. 5 ст. 43 Конституции, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Права и обязанности родителей в сфере образования закреплены также в Семейном кодексе Российской Федерации.
Статья 63 Семейного кодекса содержит два основополагающих пункта:
Пункт 1: Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Пункт 2: Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Права родителей несовершеннолетних в сфере образования определены также в четвертой главе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, но также содержит положения о родителях и их ответственности.
Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей закреплены в статье 44 вышеуказанного закона, согласно которой родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.
Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся.
Согласно вышеуказанной статье родители имеют право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.
Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются.
Согласно статье 45 закона «Об образовании в Российской Федерации», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:
направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ваши права, если есть дети
Когда рождается ребенок, у его родителей появляется много обязанностей: кормить, лечить, учить, воспитывать, обеспечивать. От родителей везде что-то требуют: сдайте деньги в школе, платите алименты, следите за детьми на детской площадке, отвечайте за причиненный ими ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Но у мамы с папой есть и права, которые помогут защитить интересы семьи, лучше обеспечить ребенка, сэкономить деньги и получить прибавку к бюджету от государства.
Равные права с другим родителем
Как это работает. Когда рождается ребенок, у родителей появляются родительские права. Они закончатся, когда ребенок станет совершеннолетним или полностью дееспособным. Эти права одинаковые у матери и отца. Нет такого права, которое есть у матери, но отец по отношению к ребенку его не имеет. При этом родители могут быть женаты, в разводе или вообще не в браке и у них даже разные семьи. Права все равно равные, если только их не ограничил суд.
Единственное условие: оба родителя должны быть указаны в свидетельстве о рождении. Биологического отцовства для прав недостаточно: они появятся у того, кто записан в документах. Если отца формально как бы нет, то и родительских прав у него нет: он не может запретить ребенку выезд за границу, решать вопросы по месту жительства или получать информацию в поликлинике.
Право установить отцовство без согласия мужчины
Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.
Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.
Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.
Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.
Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.
Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.
У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.
Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.
Право представлять интересы ребенка без специальных полномочий
Как это работает. Родители — это законные представители ребенка. Если женщина и мужчина вписаны в свидетельство о рождении, значит, они могут защищать и представлять интересы ребенка везде, где это нужно: в школе, больнице, на улице, в суде или Росреестре. Родителям не нужен для этого специальный документ, подтверждающий полномочия, то есть доверенность. Они просто показывают свидетельство о рождении и могут делать все, что нужно в интересах сына или дочери: получить в подарок квартиру, открыть вклад или дать согласие на операцию.
Это не значит, что родители могут так же легко продать долю ребенка в квартире или снять деньги со вклада на его имя. Тут интерес ребенка уже под вопросом и придется получать разрешение органов опеки. А вот прийти за таким разрешением могут сами родители без доверенности.
Право воспитывать ребенка и выбирать учебные заведения
Как это работает. Родители имеют право воспитывать своего ребенка, заботиться о нем, общаться с ним и решать вопросы по поводу обучения. Право на воспитание — это личное право, его нельзя передать по доверенности или по наследству. Воспитывать может именно родитель. В законе нет конкретных требований, как нужно воспитывать детей. Установили только ограничения по поводу жестокости, грубости и унижения достоинства.
Отец и мать имеют одинаковые права на воспитание, но при этом у них могут быть разные взгляды. Договариваться нужно мирно. Если не получается, придется идти в органы опеки или суд.
Вопросы с образованием — это где, в какой форме и чему будет учиться ребенок. Здесь так же, как с воспитанием: права равные, решать полюбовно, а если не выйдет, поможет суд. Например, мама хочет, чтобы ребенок занимался танцами, — имеет право. А папа мечтает, чтобы он был футболистом, — тоже имеет право. Мама не может запретить папе водить ребенка на футбол, но и отец не может запретить ей водить ребенка на танцы.
Бабушки, дедушки, тети, дяди и другие родственники по умолчанию не имеют права воспитывать ребенка. Даже если у дяди ученая степень в области педагогики, он может давать советы, но воспитывают именно родители. Если бабушка считает, что родители зря закаляют ребенка и спорт ему во вред, родители не обязаны слушать бабушку. Право на воспитание не передается.
В семейном кодексе написано, что в вопросах образования нужно учитывать мнение детей. Но это формальность, потому что механизма, как именно это учитывать, не существует. Если ребенок не хочет ходить в детский сад и учиться в школе, а родители его заставляют, это в интересах ребенка.
Право определять место жительства ребенка
Как это работает. Место жительства ребенка до 14 лет — это место жительства одного из родителей. Если родители живут вместе, то и дети с ними. Если раздельно, тогда родители могут договориться, где будет жить ребенок — с мамой или папой. Иначе вопросы с проживанием придется решать в суде. Когда ребенку исполнится 10 лет, учтут его мнение. Но оно не будет решающим. Суд примет во внимание и другие факторы: привязанность, отношения в семье, режим работы, доход, условия в квартире.
Вопрос по поводу места жительства ребенка могут решать только родители. Бабушка не может подать иск к матери или отцу, если она хочет, чтобы ребенок жил с ней. У нее нет права определять место жительства. Если бабушка фактически воспитывает ребенка и живет с ним, а тут появляются родители, они могут забрать сына или дочь, но иск будет не о месте жительства, а об отобрании ребенка. И еще не факт, что родителям его отдадут.
Право зарегистрировать ребенка по своему месту жительства без разрешения других собственников
Как это работает. Родители имеют право зарегистрировать ребенка по тому адресу, где прописаны сами. Это может сделать и мать, и отец — даже после развода.
Чтобы зарегистрировать ребенка по месту жительства одного из родителей, им не нужно спрашивать согласия других собственников помещения. При этом самим родителям быть собственниками необязательно. Например, взрослый сын живет с родителями в их квартире, доли у него нет. Но есть регистрация в этой квартире. И вот у него рождается дочь. Эту девочку мужчина может прописать в квартире своих родителей даже без их согласия.
Так же и с временной регистрацией. Допустим, семья без детей снимает квартиру. Собственники разрешили им оформить временную регистрацию. Когда у пары родится ребенок, они пойдут и пропишут его в этой съемной квартире — тоже временно, но без согласия собственников жилья.
Право общаться с ребенком даже при раздельном проживании
Как это работает. Если родители в разводе или вообще никогда не жили вместе, оба все равно имеют право общаться с ребенком. Мать не может запретить отцу встречаться с детьми только потому, что сама испытывает к мужчине неприязнь. И наоборот.
Раздельное проживание — это не помеха общению. Но когда не получается договориться, вмешаются органы опеки или суд. Причем органы опеки могут решать вопросы по поводу родительских прав даже до решения суда, если это нужно для ребенка.
Если один родитель мешает общению, его могут оштрафовать.
Тот родитель, который живет отдельно, имеет право получать информацию о своем ребенке из школы или поликлиники. Например, узнать оценки или взять выписку из медицинской карты. Такое право могут ограничить, если это во вред ребенку, но по умолчанию оно есть и остается даже при раздельном проживании.
Право лишить другого родителя родительских прав или ограничить их
Как это работает. Один родитель может лишить другого родительских прав. Если так сделать, то пропадают права на воспитание, согласие на сделки, запрет на выезд за границу, алименты от детей или наследство от них. Еще не будет права на льготы и пособия. Это делают, чтобы, например, отец не смог помешать выезду ребенка в другую страну и в старости не подал на алименты.
Чтобы лишить родительских прав, нужно обращаться в суд. Других способов нет. Для лишения нужны серьезные причины: вред ребенку, жестокое обращение, неуплата алиментов, преступления, алкоголизм. При этом нужно доказать вину родителя. Если он не платил алименты, потому что болел, родительских прав не лишат.
А теперь внимание! Даже если родителя лишат родительских прав, он все равно обязан содержать ребенка, то есть платить алименты. Прав нет, а обязанности есть.
Кроме лишения есть еще ограничение прав. Это когда родителю запрещают не все, а что-то конкретное, например какое-то время воспитывать ребенка или видеться с ним. Но право на наследство, алименты от детей и пенсию сохраняется. Права ограничивают, когда опасность для ребенка уже есть, но для лишения пока не хватает оснований. Во всех этих вопросах в любом случае будут разбираться прокурор, опека и суд. Желания одного из родителей мало.
Право требовать алименты на содержание ребенка
Как это работает. Родители обязаны содержать своих детей. А если кто-то уклоняется, от него можно требовать алименты, то есть деньги на содержание ребенка. Их один родитель платит другому — тому, с кем живет ребенок.
Право требовать алименты появляется не после развода, а когда угодно. Даже если родители живут вместе и находятся в браке, мать все равно может потребовать от отца алименты. Так может сделать и отец. О содержании можно договориться мирно и даже устно. Или подписать соглашение у нотариуса. Если не получается, тогда сумму и порядок выплат определит суд. А приставы помогут сделать так, чтобы эти деньги выплачивались.
Если родитель платит алименты на содержание ребенка, в старости он сам сможет потребовать алименты уже на свое содержание. Например, так может сделать мужчина в 60 лет.
Право давать разрешение на эмансипацию ребенка
Как это работает. Эмансипация — это процедура, которая позволяет ребенку получить полную дееспособность до 18 лет. Это нужно, чтобы зарегистрировать ИП, работать, открывать счета в банке, заключать договоры с клиентами и проводить другие сделки без разрешения родителей. Эмансипироваться можно разными способами, один из них — получить согласие родителей. То есть родители подтверждают: мы не против эмансипации своего сына. Пусть он становится ИП, печет торты на заказ и сам отвечает за последствия своих решений.
Если ребенок хочет стать дееспособным до совершеннолетия, можно дать на это согласие, и тогда процедура пройдет без суда. Но согласие можно и не давать. Это усложнит эмансипацию, но не запретит ее. Ребенок может пойти в суд и все равно добиться дееспособности.
Право запрещать выезд ребенка за границу
Как это работает. Любой родитель может сделать так, чтобы без его разрешения ребенка не вывезли за границу. Например, отец может запретить матери отправиться с ребенком в отпуск в Турцию или к новому мужу на постоянное место жительства в США. Сама мать сможет поехать, а вот ребенка развернут на границе и не посадят в самолет, потому что в базе пограничников будет запрет на его выезд.
Такой запрет можно оспорить, но только в суде. Других вариантов нет: придется или как-то договариваться, или судиться. Для отмены запрета нужны серьезные причины, например необходимость лечения ребенка. Просто желание отдохнуть не подойдет.
Запрет нельзя оформить устно, для этого есть специальный порядок и нужно подавать заявление. Если запрета нет, кто угодно из родителей может ехать с ребенком в любую страну без специального согласия другого родителя. Допустим, отец не запретил выезд. Тогда мать свободно поедет с ребенком в Турцию, даже если отец вроде бы против, но не оформил это как положено. Запретить въезд обратно в Россию никто из родителей не может.
Право получать налоговые вычеты и льготы
Как это работает. Если у вас родился ребенок, вы имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ. Это значит, что при расчете налога из зарплаты вычтут как минимум 1400 рублей и за год получится сэкономить немного денег — примерно 4400 рублей на двоих. Если детей больше, то и экономия будет больше.
Еще появится право на социальные вычеты, например за лечение и обучение ребенка. Это тоже способ сэкономить на налогах.
Родители могут получить даже имущественный вычет, если доля в квартире оформлена на ребенка.
Многодетные семьи могут экономить не только на НДФЛ, но и на имущественных налогах: с 2018 года у них есть право на дополнительный вычет по налогу на имущество и освобождение от земельного налога с шести соток. В некоторых регионах у семей с детьми есть льготы по транспортному налогу.
Право оформлять пособия и господдержку
Как это работает. Для семей с детьми есть разные виды господдержки. Например, такие:
Еще у родителей появляется право на пособия из бюджета. Даже безработным выделят 17 тысяч рублей при рождении ребенка и будут ежемесячно платить деньги до 1,5 лет. Матери положены декретные, отец может взять отпуск по уходу за ребенком, все вместе имеют право на субсидии при оплате коммунальных услуг и помощь на уровне регионов, например если семья малоимущая.
Право получать отпуск вне очереди, дополнительный выходной и другие трудовые льготы
Как это работает. Некоторые родители могут пользоваться трудовыми льготами только потому, что у них есть дети. Так, многодетный отец может взять отпуск не по утвержденному графику, а когда захочет.
Например, мать ребенка до трех лет нельзя отправить на работу вахтой, есть ограничения для вредной работы, пока ребенку не исполнится полтора года. Еще матери нужно давать перерыв для кормления. А если надо отправить одинокую мать в командировку, то только с ее письменного согласия. И она может отказаться выйти на работу в ночное время или по праздникам.
На время декрета за матерью нужно сохранять рабочее место. Если отпуск по уходу за ребенком захотел взять отец, он имеет право — придется оформить ему пособие. При этом за тем родителем, кто сидел с ребенком, сохраняется трудовой стаж на такой период и даже начисляются пенсионные баллы.
Если работодатель откажет в приеме на работу женщине из-за того, что у нее есть ребенок до трех лет, ему грозит штраф до 200 тысяч рублей. Есть и другие трудовые льготы для родителей.
Право матери раньше выйти на пенсию и увеличить ее
Как это работает. Это право есть только у женщин. Многодетная мать может выйти на пенсию на три, четыре и даже десять лет раньше только потому, что она родила и вырастила как минимум троих детей. У их отца такого права нет, даже если всю семью содержал он, а мать вообще никогда не работала.
Чтобы получить право на досрочную пенсию, многодетной матери нужно накопить минимальный стаж и баллы. Если их не хватает, можно докупить.
Еще мать может получить материнский капитал и направить его на накопительную часть пенсии. Тогда выплаты будут выше. В любой момент от перевода можно отказаться и потратить деньги на что-то другое, например на жилье. Потратить маткапитал на пенсию отца не получится.