Сумасшествие Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова
Софья, Лиза и Чацкий. Художник Йогансон, гравюра Михайлова |
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является центральным персонажем комедии «Горе от ума» Грибоедова.
В этой статье представлена история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума», причины слухов и сплетен о «сумасшедшем Чацком» и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Сумасшествие Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! // Там моську вовремя погладит. » (Чацкий о Молчалине)
«Ах! этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства!» (Софья о Чацком)
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.»
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.»
Критика о «сумасшествии» Чацкого
«Случайный разговор о Чацком, случайная фраза «он не в своем уме» наталкивает Софью на план мести; она бросает в общество мысль, что Чацкий сумасшедший.
. в довершение драмы ему остается узнать, что это она [Софья] именно расславила его сумасшедшим и вооружила общество. «
(М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)
Это была история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, причины слухов и сплетен о Чацком и т.д.
Как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
СОФИЯ (про себя)
Ах! этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!
Г. N. (подходит)
Вы в размышленьи.
Г. N.
Как его нашли по возвращеньи?
СОФИЯ
Он не в своем уме.
Г. N.
Ужли с ума сошел?
Г. N.
Однако есть приметы?
СОФИЯ (смотрит на него пристально)
Мне кажется.
Г. N.
Как можно, в эти леты!
СОФИЯ
Как быть!
(В сторону)
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
(Уходит. )
Г. N.
Не я сказал, другие говорят.
Г. D.
А ты расславить это рад?
Г. N.
Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает.
(Уходит. )
Г. D., потом Загорецкий.
Г. D.
Верь болтуну!
Услышит вздор, и тотчас повторяет!
Ты знаешь ли об Чацком?
Г. D.
Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.
Так с цепи, стало быть, спустили.
Г. D.
Ну, милый друг, с тобой не надобно газет.
Пойду-ка я, расправлю крылья,
У всех повыспрошу; однако чур! секрет.
Загорецкий, потом Графиня внучка.
ГРАФИНЯ ВНУЧКА
Об ком?
ЗАГОРЕЦКИЙ
Об Чацком, он сейчас здесь в комнате был.
ГРАФИНЯ ВНУЧКА
Знаю.
Я говорила с ним.
ГРАФИНЯ ВНУЧКА
Что?
ЗАГОРЕЦКИЙ
Да, он сошел с ума.
ГРАФИНЯ ВНУЧКА
Представьте, я заметила сама;
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово.
Софья, обмолвившись случайно, сначала испугалась: « Не то, чтобы совсем. » Но видя, что собеседник готов верить; смотрит на него пристально и подтверждает свои как бы случайно вырвавшиеся слова.
Ее клевета – обдуманная месть. Именно она пускает слух о сумасшествии Чацкого:
Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Слова героини, брошенные в сторону и тут же подхваченные одним из гостей, имеют в виду невыносимость для Софьи любовных чувств Чацкого, однако эмоциональное недоразумение девушки становится причиной быстро набирающей обороты сплетни о молодом человеке, непохожим на присутствующих членов общества с непонятным для окружающим поведением.
Автор талантливо демонстрирует стремительное распространение слуха о помешательстве Чацкого, которое захватывает в довольно короткое время всех присутствующих на балу, напоминая игру, называемую испорченным телефоном.
Быстрота подтверждения сплетни поражает своим охватом и широтой, начавшись с обычного перешептывания и закончившись громогласными рассуждениями и утверждениями, выражающимися в спорах присутствующих о том, кто изначально понимает сумасшествие Чацкого, при этом ни один из гостей не желает выглядеть перед другими в качестве неосведомленного, поэтому слух обрастает все новыми подробностями.
Гости, перенося из сплетню из одних уст в другие, наперебой утверждают о своих, якобы, давних предположениях о сумасшествии героя, пытаясь между собой установить причины данного заболевания Чацкого.
Совместное обсуждение делает вывод о влиянии учености на потерю рассудка главным героем.
Абсолютное принятие и вера в слух о сумасшествии Чацкого объясняется чуждыми для фамусовского общества прогрессивными взглядами молодого человека, которые для окружающих не только непонятны, но и нежеланны. Для типичных представителей общественности неприятны идеи Чацкого традиционных для них ценностей в виде карьеры, чинов, богатства, известности. Именно поэтому присутствующие легко соглашаются с мнением о помешательстве Чацкого, поскольку не сомневаются в его непредсказуемости и возможной опасности.
Будучи передовым, разумно мыслящим человеком, Чацкий оказывается в идейном одиночестве, натолкнувшись на всеобщее непонимание окружающего его общества.
Сплетни о сумасшествии
Сплетня о сумасшествии Чацкого и появилась, и почти молниеносно распространилась как месть ему за то, что он не такой, как все, а лучше, порядочней, умнее. И при этом он смел, ничего не боится, говорит то, что думает, без оглядки на самые почитаемые в фамусовском обществе авторитеты.
Из гостей дома Фамусова у каждого был мотив поддержать нелепый слух, который только на первый взгляд родился случайно, а на самом деле над головой героя с самого начала зрела гроза. Она разразилась самой язвительной и страшной ложью, с которой связаны представления о жёлтом доме и смирительной рубашке.
Вспомним у Пушкина откровенное признание: «Не дай мне бог сойти с ума! Нет, лучше посох и сума…» Пресечь злую ложь и вступиться за героя не захотел никто. Потому что самолюбие любого гостя на вечере было задето либо колким высказыванием Чацкого, либо тем, как независимо он держится и открыто смеётся.
Цепь несовпадений станет очевидной лишь в финале комедии. А до него Чацкому предстоит играть роль ослеплённого любовью и наказанного за своё неумение понять, что он третий лишний. Но вина его не в том, что он откровенно навязчив со своим чувством, а в том, что посмел высмеивать чувства других.
Его колкости градом сыплются в адрес Молчалина, угодничающего перед всеми. А между тем, это «герой романа» Софьи. Ей нравится в секретаре отца застенчивость, скромность, несмелость. Вот он очередной раз угодил Хлёстовой, похвалив её собачку, а Чацкий тут же высмеял Молчалина и сравнил его с плутом Загорецким.
«Не человек – змея!» – такое мнение сложила об Александре Алексеевиче дочь Фамусова. А когда в минуту гнева гость Г.N. спросил, каким она видит Чацкого после его возвращения из заграницы, в сердцах обронила роковую фразу: «Он не в своём уме». Софья могла тут же опровергнуть сказанное, но на уточняющий вопрос, заметны ли признаки болезни, подтвердила: «Мне кажется». Стрела мщения пущена.
Из уст в уста передаётся эта весть: Г.N. сообщил Г.D. Тот обратился за уточнением к Загорецкому, который наплёл с три короба, будто Чацкого уже посадили на цепь в сумасшедшем доме. Этот враль обрадовал новостью графиню-внучку. А у той свои счёты с «умником»: она не может простить Чацкому, что он сравнил её с французскими модистками.
Сплетню услышала Хлёстова и поделилась с Натальей Дмитриевной Горич, а она передала мужу Платону Михайловичу, который поверил, хоть и был приятелем Чацкого. Для него главным аргументом стало то, что все говорят в один голос – значит, так оно и есть.
Самым последним узнал Фамусов и авторитетно заявил, что первым догадался о нездоровье Чацкого, ведь у него и мать сходила с ума восемь раз. Хозяину дома на руку переполох: это удачный способ избавиться от вольнодумца.
Так фамусовское общество выжило чуждого ему незаурядного человека. Герой, правда, и не дорожил связью с ним. Ему горько только одно – предательство Софьи, которой он гневно говорит: «С вами я горжусь своим разрывом…» Но залечить эту душевную рану, наверное, будет непросто.
Также читают:
Картинка к сочинению Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
В 1940 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал свой знаменитый психологический роман «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения Григорий Печорин, житель Петербурга
Одним из главных героев поэмы является рыцарь Оливье, друг Роланда. Безрассудному характеру Роланда противопоставляется рациональный разум Оливье. Когда им угрожает опасность, Оливье несколько раз пытается
В наше время телевизор есть в каждом доме. Иногда мы его включаем просто для фона и даже не смотрим на экран, не замечаем, что там происходит. Но, конечно, у каждого человека есть любимые передачи
Народные сказки, самые любимые произведения у детей. В них всегда добро побеждает зло, а слабый показывает свою силу и любовь к своим близким и друзьям. Не исключение и сказка «Морозко»
Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.
Диалог Чацкого с Репетиловым
Диалог Чацкого с Репетиловым. (анализ 4 явления из четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.
В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип – П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим. Именно взаимоотношения Чацкого с фамусовским обществом (московским высшим светом той эпохи) и составляют основной конфликт комедии.
Находясь в доме Фамусова, Чацкий встречается с людьми, вхожими в его дом. Среди них находится и Репетилов. Репетилов, едва войдя в дом Фамусова и увидев Чацкого, бросается к нему, как к старому приятелю, и обрушивает на него ворох всевозможных «новостей». Для начала он превозносит Чацкого до небес, хвалит его ум, говорит, что любит его больше жены и детей. В ответ на иронические реплики Чацкого принимается заниматься самоуничижением, называя себя «вандалом» и в самых разных красках расписывая свою прошлую жизнь: «людьми пустыми дорожил», «бредил целый век обедом или балом», «об детях забывал, обманывал жену», «танцовщицу держал», «пил мертвую», «все отвергал: законы, совесть, веру».
После замечания Чацкого «врать, да знать меру» Репетилов обнаруживает истинное назначение подобного самоуничижения: оказывается, теперь он знается с «умнейшими» людьми, которые собираются по четвергам в Английском клубе, где у них «Секретнейший союз». Стремясь свести Чацкого с ними, он в самых ярких красках расписывает их «достоинства». Князь Григорий – «чудак единственный», который всех «со смеху морит», некто Воркулов известен тем, что хорошо поет, о братьях «Левоне и Бореньке» Репетилов не находится, что сказать.
В качестве «гения» он рекомендует Удушьева Ипполита Матвеича, рекомендует почитать его работы, правда, тут же начинает сетовать, что Удушьев ничего не пишет. Зато у него богатая биография (для этого персонажа Грибоедов заимствовал ряд черт реального человека – знаменитого в свое время Федора Толстого Американца):
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист…
Все эти люди, по словам Репетилова, и составляют «Секретнейший союз», а занимаются тем, что кричат, шумят – так, что кажется, будто их «сотни голосов», спорят о Байроне и т. п.
Несмотря на то, что Репетилов ведет себя с Чацким «запанибрата» и всячески украшает свою речь «передовой» риторикой, нельзя не заметить, что он коренным образом отличен от Чацкого. Все, что для Чацкого – глубокие, серьезные убеждения, для Репетилова – игра, пустое времяпровождение, ничем не отличающееся по своей сути от игры в карты или танцев на очередном балу. Репетилов ничем не отличается от подавляющего большинства представителей «фамусовского общества», по его признанию Скалозубу, он не вышел в чины потому, что женился неудачно: хотел получить приданое и продвижение по службе, но отец невесты – барон, кандидат в министры – не оправдал его ожиданий.
Органической частью «фамусовского общества» Репетилов показывает себя и тогда, когда становится известно о мнимом сумасшествии Чацкого. Отозвавшись вначале об этом как о «дичи», он затем меняет свое мнение на противоположное («я не знал, что это слишком гласно»). И это вполне логично. Репетилов никогда не пойдет против «фамусовского общества», так как живет по его законам и благодаря им. Так же, как и они, он ведет паразитический образ жизни, занят лишь своими мелкими личными делами и озабочен корыстными интересами. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.
Итак, в сцене разговора Чацкого и Репетилова, занимающей важное место в идейно-художественном содержании комедии, на примере образа Репетилова показан социальный тип конформиста-приспособленца, рядящегося в демократические «одежды» и опошляющего передовые идеи времени, выразителем которых является Чацкий. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого, подделка под него, демонстрация того, как «фамусовское общество» адаптирует и подчиняет своим интересам любые новые социально-значимые идеи.
Комедия Грибоедова описывает жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее многогранности, неоднородности и противоречивости, реалистически рисует типы того времени, поднимает вечные темы – преемственности поколений, соотношения цели и средств, истинного и ложного, эгоистического и альтруистического начала в человеке. Именно поэтому комедия не утратила актуальности в настоящее время, помогая разобраться в современных проблемах, которые немногим отличаются от проблем грибоедовского времени.
Слух о сумасшествии Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.
Слова героини, брошенные в сторону и тут же подхваченные одним из гостей, имеют в виду невыносимость для Софьи любовных чувств Чацкого, однако эмоциональное недоразумение девушки становится причиной быстро набирающей обороты сплетни о молодом человеке, непохожим на присутствующих членов общества с непонятным для окружающим поведением.
Автор талантливо демонстрирует стремительное распространение слуха о помешательстве Чацкого, которое захватывает в довольно короткое время всех присутствующих на балу, напоминая игру, называемую испорченным телефоном.
Быстрота подтверждения сплетни поражает своим охватом и широтой, начавшись с обычного перешептывания и закончившись громогласными рассуждениями и утверждениями, выражающимися в спорах присутствующих о том, кто изначально понимает сумасшествие Чацкого, при этом ни один из гостей не желает выглядеть перед другими в качестве неосведомленного, поэтому слух обрастает все новыми подробностями.
Гости, перенося из сплетню из одних уст в другие, наперебой утверждают о своих, якобы, давних предположениях о сумасшествии героя, пытаясь между собой установить причины данного заболевания Чацкого.
Совместное обсуждение делает вывод о влиянии учености на потерю рассудка главным героем.
Абсолютное принятие и вера в слух о сумасшествии Чацкого объясняется чуждыми для фамусовского общества прогрессивными взглядами молодого человека, которые для окружающих не только непонятны, но и нежеланны. Для типичных представителей общественности неприятны идеи Чацкого традиционных для них ценностей в виде карьеры, чинов, богатства, известности. Именно поэтому присутствующие легко соглашаются с мнением о помешательстве Чацкого, поскольку не сомневаются в его непредсказуемости и возможной опасности.
Будучи передовым, разумно мыслящим человеком, Чацкий оказывается в идейном одиночестве, натолкнувшись на всеобщее непонимание окружающего его общества.
Сплетни о сумасшествии
Сплетня о сумасшествии Чацкого и появилась, и почти молниеносно распространилась как месть ему за то, что он не такой, как все, а лучше, порядочней, умнее. И при этом он смел, ничего не боится, говорит то, что думает, без оглядки на самые почитаемые в фамусовском обществе авторитеты.
Из гостей дома Фамусова у каждого был мотив поддержать нелепый слух, который только на первый взгляд родился случайно, а на самом деле над головой героя с самого начала зрела гроза. Она разразилась самой язвительной и страшной ложью, с которой связаны представления о жёлтом доме и смирительной рубашке.
Вспомним у Пушкина откровенное признание: «Не дай мне бог сойти с ума! Нет, лучше посох и сума…» Пресечь злую ложь и вступиться за героя не захотел никто. Потому что самолюбие любого гостя на вечере было задето либо колким высказыванием Чацкого, либо тем, как независимо он держится и открыто смеётся.
Цепь несовпадений станет очевидной лишь в финале комедии. А до него Чацкому предстоит играть роль ослеплённого любовью и наказанного за своё неумение понять, что он третий лишний. Но вина его не в том, что он откровенно навязчив со своим чувством, а в том, что посмел высмеивать чувства других.
Его колкости градом сыплются в адрес Молчалина, угодничающего перед всеми. А между тем, это «герой романа» Софьи. Ей нравится в секретаре отца застенчивость, скромность, несмелость. Вот он очередной раз угодил Хлёстовой, похвалив её собачку, а Чацкий тут же высмеял Молчалина и сравнил его с плутом Загорецким.
«Не человек – змея!» – такое мнение сложила об Александре Алексеевиче дочь Фамусова. А когда в минуту гнева гость Г.N. спросил, каким она видит Чацкого после его возвращения из заграницы, в сердцах обронила роковую фразу: «Он не в своём уме». Софья могла тут же опровергнуть сказанное, но на уточняющий вопрос, заметны ли признаки болезни, подтвердила: «Мне кажется». Стрела мщения пущена.
Из уст в уста передаётся эта весть: Г.N. сообщил Г.D. Тот обратился за уточнением к Загорецкому, который наплёл с три короба, будто Чацкого уже посадили на цепь в сумасшедшем доме. Этот враль обрадовал новостью графиню-внучку. А у той свои счёты с «умником»: она не может простить Чацкому, что он сравнил её с французскими модистками.
Сплетню услышала Хлёстова и поделилась с Натальей Дмитриевной Горич, а она передала мужу Платону Михайловичу, который поверил, хоть и был приятелем Чацкого. Для него главным аргументом стало то, что все говорят в один голос – значит, так оно и есть.
Самым последним узнал Фамусов и авторитетно заявил, что первым догадался о нездоровье Чацкого, ведь у него и мать сходила с ума восемь раз. Хозяину дома на руку переполох: это удачный способ избавиться от вольнодумца.
Так фамусовское общество выжило чуждого ему незаурядного человека. Герой, правда, и не дорожил связью с ним. Ему горько только одно – предательство Софьи, которой он гневно говорит: «С вами я горжусь своим разрывом…» Но залечить эту душевную рану, наверное, будет непросто.