16 советов, как написать изложение по русскому языку без ошибок
Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Однако, если знаешь основные приёмы написания изложения, можно справиться с этой задачей без проблем. Подготовили для тебя 16 советов, как написать изложение по русскому языку на высокий балл.
Этапы написания подробного изложения по русскому языку
Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.
Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.
1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.
2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.
3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.
4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.
5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.
6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.
7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.
8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.
Приёмы для написания изложения
В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложений в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «По каким-то причинам она опоздала на первый урок» легко объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».
Как избежать ошибок в изложении
Следуй плану
Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.
Не пытайся приукрасить текст
Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.
Используй слова с доски
Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.
Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся
Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.
Тщательно проверяй текст изложения
Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.
Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
Как писать изложение? 9 полезных советов
От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста. Особенно эти советы тебе будут полезны, если ты сдаёшь школьный экзамен после 11 класса по русскому или белорусскому языкам.
Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?
9 советов, как написать изложение на высокий балл
Держи ухо востро
Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.
Не забывай о специфике изложения
Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения. Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь. Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.
Следуй инструкции учителя
Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.
Оставляй пустые строки в черновике
Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.
Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой
Сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй, чтобы ты сам смог понять, что же ты записал.
Используй каждую минуту
Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.
Сомневаешься — замени
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.
Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2021 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
К уроку развития речи рус.яз 6 кл. памятка «Как писать изложение.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Памятка для учащихся
Как писать изложение:
1.Как слушать текст первый раз.
а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.
б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
2. Как работать в перерыве после первого чтения.
а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:
по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.
б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста);
в) Определить и записать основную мысль текста в черновике.
г) Определить, какие слова повторяются в тексе и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.
3. Как слушать текст второй раз.
а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.
б) Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
4. Написать черновик
а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.
б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.
в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).
г) Проверить черновик.
«Как писать сжатое изложение»
1. Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Подчеркните ключевые слова темы одной чертой.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
7. Выделите микротемы: в каждом абзаце сравните подчеркнутые слова темы с ключевыми словами микротемы, подчеркните или исключите несущественные.
8. Определите, какие приёмы компрессии будете использовать, обозначьте их графически: ____________- ключевые слова;
— передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова;
9. Напишите черновой вариант изложения.
Проверьте написанное изложение не менее двух раз. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,
Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение, будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.
Способы сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: а) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; б) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:
1.Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым и сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; перевод прямой речи в косвенную.
2.Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.
3.Слияния: слияние нескольких предложений в одно; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Памятка «Как написатьсжатое изложение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как писать подробное изложение
1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.
2. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
3. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.
4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.
5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
б) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
в) соблюдение лексических и грамматических норм;
г) орфографическое и пунктуационное оформление текста
6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Способы смыслового сжатия исходного текста
1) Исключение. При сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную, с точки зрения основной мысли текста, и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.
2) Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
Основные приёмы языкового сжатия исходного текста:
— сложного предложения простым;
— двух и более простых предложений одним сложным;
— однородных членов предложения обобщающим наименованием;
— объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
— прямой речи косвенной;
2) сокращение или полное исключение :
— одного или нескольких синонимов;
— некоторых второстепенных членов предложения;
— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
— диалога (передача его сути в одном предложении);
3) слияние нескольких предложений в одно.
Сжатие текста — это активный мыслительный процесс, в результате которого получается собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста:
— подчинённость всех предложений основной мысли;
— логическая и языковая связность;
— смысловая и композиционная завершённость;
Упражнения по сжатию текста
— выделять опорные слова в тексте (фрагменте текста, предложении);
— разделять текст на смысловые части;
• составлять к каждому абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию;
• формулировать вопрос к каждой смысловой части текста;
• составлять план текста (назывной, вопросный, тезисный);
• кратко излагать содержание абзаца (фрагмента текста, текста в целом);
• выделять в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания;
• выписывать наиболее существенную информацию из каждой части текста (через несколько дней можно попытаться «расшифровать» написанное, то есть заново восстановить полный текст по своей сокращённой записи и сравнить результат «восстановления» с исходным текстом);
• трансформировать (преобразовать) сложные предложения в простые, сохраняя его суть (два или несколько простых в сложное).
Как писать сжатое изложение
1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.
2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.
3. Определите значение непонятных слов (по словарю).
4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.
5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.
6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;
в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
г) соблюдение лексических и грамматических норм;
д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.
8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить, объяснить .
Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме :
• тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
• аргументы (факты, доказательства);
При переходе к доказательствам могут использоваться выражения : докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.
В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями : во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.
В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.
Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.
Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанного следует. и др.
Памятка «Как написать изложение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ»
1. Как слушать текст первый раз?
а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, записать 2-3 слова начала каждого абзаца, определив количество абзацев по интонации длительных пауз читающего. Абзацы пронумеруйте. Пишите текст на развёрнутом листе, оставляйте место для записи рабочих материалов при втором чтении.
б) Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)
2. Как работать в перерыве после первого чтения?
а) Обдумайте содержание текста. Постарайтесь определить и записать подробно тему в черновике. Тема (О чем говорится в тексте?) определяется различными способами:
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора);
по заглавию текста.
б) Определить и записать подробно тему текста в черновике. Постарайтесь определить стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста).
— тезис (основная мысль);
— вывод (автор может сам и не делать вывода).
в) Определить и записать основную мысль текста в черновике.
г) Определить, какие слова повторяются в тексте и как в рабочих материалах их можно сокращённо записать.
3. Как слушать текст второй раз?
а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности запись ключевых слов и словосочетаний, отдельных фраз, но не старайтесь записывать дословно. Необходимо проникнуть в суть текста, следить за логической связью микротем и их последовательностью.
б) Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Или в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
4. Написать черновик.
а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.
б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.
в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).