Пропись буква «А, а»
Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.
Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.
На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.
Как пользоваться прописью
На этой странице представлена пропись с буквой «А» заглавной и «а» строчной.
Пропись буква «А, а» Пропись буква «А, а» Пропись буква «А, а» Обведи букву «А» по точкам
Пропись можно скачать и распечатать. Для этого необходимо навести курсор на картинку и кликнуть правой кнопкой мыши на ней. В выпадающем меню выбрать пункт «Сохранить картинку как. », после чего отправить на печать. Также вы можете отправить пропись на печать прямо с нашего сайта, нажав кнопку «Распечатать» вверху страницы.
Учимся писать прописные буквы
Заглавные (прописные и строчные) буквы русского алфавита представляют собой неотъемлемую часть обучения письму. Как правило, мы учимся писать их уже в школе, но порой подготовка дошкольников требует умения писать красивые буквы еще до поступления в первый класс.
Как научить ребенка писать?
Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.
Прописи
Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Строчные и заглавные буквы
Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.
Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.
Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:
Также на нашем сайте можно скачать и распечатать русский алфавит в прописях в полном объеме.
Видео уроки
Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию буквы русского алфавита. Как правило, они представляют собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.
Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию букв русского алфавита. Как правило, видео представляет собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.
Как их правильно употреблять?
Употребление заглавных и строчных букв русского алфавита также требует особого внимания. Если мы учимся писать, то обязательно должны учитывать это правило. Заглавные буквы употребляются в названиях:
Все названия, обозначающие единственное в своем роде явление, пишутся с заглавной буквы. Родовые и видовые названия мы пишем со строчной буквы.
Пропись в наши дни
С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.
Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.
И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое. В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека. И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!
«Письмо заглавной и строчной буквы А, а»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8»
Учитель: Василькова А.В.
Методист: Шигаева Л.С.
пробного урока по обучению грамоте(письмо)
на тему:«Письмо заглавной и строчной буквы А, а»,
проведённого 24 сентября
в 1 «А» классе ГБОУ СОШ №689
студенткой группы №411
Смирновой Анжеликой Аркадьевной
«Письмо заглавной и строчной буквы А, а»
Создать условия для знакомства с написанием заглавной и строчной буквы А, а.
Планируемые образовательные результаты
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
П1. Уметь писать заглавную и строчную буквы А, а.
П2. Знать в каких случаях пишется заглавная и строчная буква А, а.
П3. Знать слова, которые начинаются на букву а.
П4. Знать основные понятия: заглавная буква, строчная буква, звук.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Заглавная и строчная буква, звук.
Как писать заглавную и строчную букву А,а?
Образовательные технологии, используемые на уроке
(в т.ч. рефлексивные технологии)
Здоровьесберегающая, диалоговая, рефлексивная.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Интерактивная доска, презентация.
Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф, 2011.-160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).(с.30-31)
Безруких М.М. Прописи №1 к учебнику «Букварь»:1класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.-64 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).(с.34-35)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Анжелика Аркадьевна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.
Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должен быть пенал и прописи, если вы готовы можете садиться.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать букву А, а.
Что поезд отправляется,
От станции Санкт-Петербург
До первой буквы – А.
Здороваются, проверяют свою готовность к уроку, садятся на свои места.
2. Актуализация знаний.
На первом уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про неё узнали?
А – прописная буква.
Подумайте, что мы должны знать и уметь, чтобы научиться красиво писать буквы?
Как правильно сидеть: ноги поставили ровно на полу, спинки прямые и касаются спинки стула, ручки лежат друг на друге на краю стола.
Ребята, буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы думаете, почему?
В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а.
Нам предлагается другой транспорт.
У кого есть варианты?
1. Арбуз 2. Варежки 3. Туфли 4. Окно 5. Медведь
6. Обезьяна 7.Бабочка 8. Игрушки 9. Лебедь 10. ь
На чём же отправимся в путь?
3. Сообщение темы урока.
С буквой А вы не шутите,
У неё серьёзный вид.
Эта буква, вы учтите,
Наш автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать заглавную и строчную букву А.
4. Открытие новых знаний.
Рассмотрите образец заглавной буквы А. Из скольких элементов состоит буква?
Посмотрите на доску. Сейчас я объясню, как правильно пишется заглавная буква А.
(Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя влево. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.
Пишем третий элемент – горизонтальную черту.)
Буква А состоит из трех элементов.
– Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.
– Напишите строчку заглавных букв А, стараясь, чтобы они были похожи на образец.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
– Зачем нужна заглавная буква А?
Есть ли среди вас те, у кого имена начинаются на букву А?
– Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.
Имена людей пишутся с большой буквы.
2. Работа в прописи. Строчная буква а.(с.35)
Рассмотрите образец строчной буквы а. Между какими линиями рабочей строки она располагается?
Из скольких элементов состоит буква?
Между верхней и нижней линией рабочей строки.
Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу.
(Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть влево, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Обведите элементы строчной буквы а по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.
– Восстановите недописанные элементы строчной буквы а.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
И снова за работу принялись.
Вспомним, какие ещё слова начинаются с буквы а?
Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается?
– Впишите букву а в слова. Какую букву – строчную или заглавную – вы использовали? Почему?
Мак, бант, кран. Объединяет слова звук а. Обозначается буквой а.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
– Буква А довольна вашей работой. Давайте проверим, довольны ли вы?
Обведите самую красивую букву.
Поднимите руки те, кто считает, что хорошо сегодня поработал и у кого всё получилось. Поднимите руки те, у кого не всё получилось и он считает, что ему нужно ещё потренироваться писать букву А.
Понравилось вам в гостях у буквы А? Но нужно вернуться домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше.
Урок окончен, до свидания!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок по русскому языку «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Презентация по русскому языку «Двусоставные и односоставные предложения» (10-11 класс)
Изложение «Синичка» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация»
«Формирование орфографических навыков во внеурочной деятельности»
Урок № 30. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Урок № 29. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
Урок № 28. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435735 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Буква А
С буквы А начинается алфавит и русского, и многих других индоевропейских языков, чья письменность основана на кириллице. Прописная буква А — именно с нее дети в самом нежном возрасте впервые начинают знакомство с чтением и письмом, именно она символизирует старт чего-то нового и цифру 1. Буква “альфа” из древнегреческого алфавита даже послужила мотивом для создания фразеологизма “от альфы до омеги”, что означает “от начала до конца”.
Гласный звук, который передает письменная буква А большая и маленькая, признан учеными самым распространенным во всех языках на планете. Даже в тех наречиях, где гласных практически нет, А все равно присутствует — например, в убыхском, где этот гласный звук является в принципе единственным.
История и происхождение
Еще до того, как у древних греков сформировался собственный алфавит, в письменности финикийцев уже существовала буква под названием “алеф”. По своим очертаниям она была почти как современная кириллическая заглавная буква А, только положенная горизонтально на левый бок. Кроме того, центральная перекладина буквы располагалась чуть ближе к вершине треугольника.
Предположительно, очертания финикийской буквы были символическим обозначением головы быка (финикийцы чрезвычайно почитали это животное). Звук же, который эта буква передавала, был вовсе не гласным, как сегодня в русском языке, а гортанным согласным. Надо сказать, что алфавит финикийцев достаточно сильно повлиял на письменность большинства семитских и европейских языков.
В церковнославянской и старославянской письменности буква, передававшая на письме звук “а”, носила название “азъ”. Слово “азъ” являлось в те времена личным местоимением первого лица единственного числа, то есть аналогом современного “я”. Только к XIX веку «азъ» вышел из употребления, а его место заняло местоимение «я». Это произошло благодаря государственной реформе, нацеленной на модернизацию русского языка и его европеизацию. Для того, чтобы нововведение прижилось в широких народных массах, которые на тот момент пребывали в своем большинстве неграмотными, потребовался не один год. Кроме того, религиозные крестьяне были далеко не в восторге от того, что вместо привычного, почтительного «азъ» из церковных текстов им придется использовать в речи чужеродное слово. Впрочем, время сыграло свою роль, и «азъ» был благополучно забыт.
В кириллическом алфавите эта буква с самого начала писалась практически как современная маленькая буква а. В глаголице же ее очертания напоминали крест, с горизонтальной перекладины которого с обоих концов вниз уходили небольшие вертикальные штрихи. С символической точки зрения это давало отсылку к образу креста в православном христианстве. Впрочем, буква А заглавная своими очертаниями в кириллице все равно напоминает о распятии Христа: пять точек, по которым выстраивается силуэт этой литеры, соотносятся с пятью ранами на теле сына Божьего.
Связь с числами
Сегодня заглавная буква А в некоторых случаях заменяет собой цифру 1: например, для обозначения классов в школе или секторов на стадионе.
Раньше эта связь имела достаточно любопытное графическое воплощение в церковных текстах. С помощью строчной буквы а заменяли части слов “прото” (что по-гречески означало “первый”) и “моно” (что означало “один”). Так, из почтения к религиозному сану вместо варианта “протоигумен” полагалось писать “а.игумен”, а вместо “монах” — “а.хъ”.
В древнеславянском мировоззрении цифра 1 и, соответственно, буква “азъ” символизировали радостное, светлое, богоугодное начало.
Помимо того, “азъ” передает значение стремления к нулю, к минимальной величине. Это значение раскрывается в таких архаичных фразеологизмах, как “умереть ни за азъ”, то есть ради не слишком значимой цели, или “не знать ни аза”, то есть быть полным невежей.
Смысловое значение
Наличие у слова (независимо от части речи) приставки “а-” свидетельствует, как правило, об отсутствии признака либо обозначает противоположность свойства. Например, прилагательное “атипичный” сообщает о том, что объект не относится к классу типичных, а наречие “аморально” — об отсутствии морали как признака. Приставка “а-” характерна в основном для заимствованных лексических единиц. В коренных русских словах ей соответствуют либо “не-”, либо “без-/бес-”.
Возможно, вы замечали, что на некоторых компьютерных клавиатурах кнопки с буквами А и О помечены небольшими рельефными вертикальными полосками. Это делается для того, чтобы пользователю было удобнее размещать пальцы на клавиатуре, не опуская на нее глаза. Благодаря этим полоскам можно без труда увеличить скорость слепой печати.
Фонетика
В транскрипции есть значок [a], но он является лишь частным случаем из всего многообразия звуков, которые на письме передает заглавная и строчная буква А. [a] звучит только под ударением — например, как в слове “весна”.
В большинстве безударных позиций в русском языке произносится нейтральный гласный [ə] — например, как вторая буква в фамилии “Мандельштам”.
Если же буква А большая и маленькая на письме стоит в позиции непосредственно перед ударным слогом, то она произносится как [ʌ] — например, как в слове “вареники”. Аналогичное произношение имеет место в безударных сочетаниях “ао” или “оа”. Трудности с правописанием вызывает тот факт, что буква О в позиции не под ударением звучит абсолютно так же, [ʌ] — например, как в слове “волосатый”. Именно поэтому в русском языке существуют проверочные слова и разработана система правил, которую приходится использовать для выбора корректного варианта написания.
Еще один вариант того, как произносится письменная буква А большая и маленькая — это [ɪ]. Такое произношение имеет место после шипящих (но не всегда) — например, как в слове “частокол”.
Что же касается крика младенца, его принято обозначать на письме именно с помощью буквы А прописной. Однако это сильно упрощает качество того звука, который на самом деле производит ребенок. Если вслушаться, то в крике новорожденного можно расслушать оттенки Э, Ы и иных гласных звуков. Звук А среди них является доминирующим, но не единственным, и редко звучит в чистом виде.
Психологическое восприятие
Раньше прописная заглавная буква А не могла стоять в начале исконно русского слова. Прописная буква А свидетельствовала о том, что лексическая единица заимствована из-за границы. Либо, как редкое исключение, оно вошло в общенациональный русский язык из северных диалектов. Однако сейчас слова, которые начинаются с первой гласной алфавита, уже не воспринимаются как заимствования и не несут в себе экзотического либо узкоспециализированного оттенка.
Психологи утверждают, что в наши дни буква А прописная в первую очередь, но и ее строчный аналог тоже, подсознательно производят на человека ощущение ясности, чистоты, комфорта. Эта буква символизирует лидерство и стойкость, стремление всегда и везде быть первым. Символически, А — это буква и звук воина.
Принято считать, что люди, чье имя начинается с ударной буквы А, обладают ярко выраженными задатками начальника. Они любят конкуренцию и готовы использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы занять верхнее место на пьедестале почета. Их энергия неуемна, а их харизма подчиняет себе окружающих людей и влюбляет их в человека. Впрочем, обратной стороной этой медали является склонность к неоправданному распылению сил и намерений.
Буква А прописная может выражать крик, вызванный какими угодно эмоциями. «Аааа!» — это крик и боли, и изумления, и возмущения, и радости. Этот звук раздается, когда говорящий настолько переполнен чувствами, что не может подобрать слов для выражения своих мыслей. В этом аспекте, прописная буква А как средство художественной выразительности часто используется в прозаических и стихотворных текстах.
Средний рейтинг 4.9 / 5. Количество оценок: 9
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?