Как правильно пишется слово «кафизма»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перерубать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «кафизма»
Предложения со словом «кафизма»
Цитаты из русской классики со словом «кафизма»
Значение слова «кафизма»
Кафи́зма, или кафи́сма (от греч. κάθισμα), другое название Стихосло́вие (от греч. στιχολογίαι) — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях). У греков кафизмы называются просто «стихологиями», словом же καθισμα именуются читаемые после кафизм тропари, в славянской традиции называемые «седальны». (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «кафизма»
Кафи́зма, или кафи́сма (от греч. κάθισμα), другое название Стихосло́вие (от греч. στιχολογίαι) — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях). У греков кафизмы называются просто «стихологиями», словом же καθισμα именуются читаемые после кафизм тропари, в славянской традиции называемые «седальны».
Предложения со словом «кафизма»
Во-вторых, при чтении кафизм читать несколько ниже своего естественного голоса.
Каждый день по три кафизмы.
В этом случае кафизмы распределяются по молящимся, и за каждым закрепляется своё время суток.
КАФИЗМА
Смотреть что такое «КАФИЗМА» в других словарях:
КАФИЗМА — (греч. kathizma, от kata в отношении, и izein садиться). Небольшой отдел псалтыри, при чтении которого в монастырях дозволяется сидеть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФИЗМА греч. kathisma, от… … Словарь иностранных слов русского языка
кафизма — название каждого из двадцати отделов, на которые разделена псалтырь в обиходе православного богослужения (Ушаков) См … Словарь синонимов
КАФИЗМА — (греч. Kathisma, от kathidzo сижу), богослужебное деление Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ). Вся Псалтирь разделена на 20 кафизм. Название связано с тем, что после пения кафизм за богослужением в древности следовали чтения, во время которых разрешалось… … Энциклопедический словарь
Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия
Кафизма — (греч. «сидеть») богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит их название. Порядок чтений кафизм определен Церковным Уставом, согласно… … Православие. Словарь-справочник
Кафизма — название отделов книги Псалтирь, на которые она разделяется ради удобства при богослужебном ее употреблении. Всех К. 20. Порядок чтения К. при богослужении на вечерне, утрене и т. д. подробно указан в церковном уставе и в других богослужебных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кафизма — ж. Каждый из двадцати отделов псалтыри, читаемый в церкви по обряду православного богослужения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кафизма — кафизма, кафизмы, кафизмы, кафизм, кафизме, кафизмам, кафизму, кафизмы, кафизмой, кафизмою, кафизмами, кафизме, кафизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кафизма
Смотреть что такое «кафизма» в других словарях:
КАФИЗМА — (греч. kathizma, от kata в отношении, и izein садиться). Небольшой отдел псалтыри, при чтении которого в монастырях дозволяется сидеть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФИЗМА греч. kathisma, от… … Словарь иностранных слов русского языка
кафизма — название каждого из двадцати отделов, на которые разделена псалтырь в обиходе православного богослужения (Ушаков) См … Словарь синонимов
КАФИЗМА — КАФИЗМА, кафизмы, жен. (греч. kathisma) (церк.). Название каждого из двадцати отделов, на которые разделена псалтырь в обиходе православного богослужения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАФИЗМА — (греч. Kathisma, от kathidzo сижу), богослужебное деление Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ). Вся Псалтирь разделена на 20 кафизм. Название связано с тем, что после пения кафизм за богослужением в древности следовали чтения, во время которых разрешалось… … Энциклопедический словарь
Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия
Кафизма — (греч. «сидеть») богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит их название. Порядок чтений кафизм определен Церковным Уставом, согласно… … Православие. Словарь-справочник
Кафизма — название отделов книги Псалтирь, на которые она разделяется ради удобства при богослужебном ее употреблении. Всех К. 20. Порядок чтения К. при богослужении на вечерне, утрене и т. д. подробно указан в церковном уставе и в других богослужебных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кафизма — ж. Каждый из двадцати отделов псалтыри, читаемый в церкви по обряду православного богослужения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кафизма — кафизма, кафизмы, кафизмы, кафизм, кафизме, кафизмам, кафизму, кафизмы, кафизмой, кафизмою, кафизмами, кафизме, кафизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Склонение существительного «кафизма»
Существительное «каф и́ зма» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | каф и́ зма | каф и́ змы |
Родительный Кого? Чего? | каф и́ змы | каф и́ зм |
Дательный Кому? Чему? | каф и́ зме | каф и́ змам |
Винительный (неод.) Кого? Что? | каф и́ зму | каф и́ змы |
Творительный Кем? Чем? | каф и́ змой каф и́ змою | каф и́ змами |
Предложный О ком? О чём? | каф и́ зме | каф и́ змах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: абордаж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «кафизма»
Предложения со словом «кафизма»
Цитаты из русской классики со словом «кафизма»
Значение слова «кафизма»
Кафи́зма, или кафи́сма (от греч. κάθισμα), другое название Стихосло́вие (от греч. στιχολογίαι) — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях). У греков кафизмы называются просто «стихологиями», словом же καθισμα именуются читаемые после кафизм тропари, в славянской традиции называемые «седальны». (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «кафизма»
Кафи́зма, или кафи́сма (от греч. κάθισμα), другое название Стихосло́вие (от греч. στιχολογίαι) — в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях). У греков кафизмы называются просто «стихологиями», словом же καθισμα именуются читаемые после кафизм тропари, в славянской традиции называемые «седальны».
Предложения со словом «кафизма»
Во-вторых, при чтении кафизм читать несколько ниже своего естественного голоса.
Каждый день по три кафизмы.
В этом случае кафизмы распределяются по молящимся, и за каждым закрепляется своё время суток.
Кафизма
Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – богослужебная часть библейской книги Псалтирь. Всего в Псалтири выделено 20 кафизм примерно одинаковой длины, содержащих разное число псалмов.
Большее число псалмов содержит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а меньшее число – 17‑я, содержащая только один 118‑й псалом, разделенный на 3 части и именуемый «Непорочны».
Каждая кафизма поделена на три части. Каждая часть именуется статией (от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой. Слава может включать в себя как один, так и несколько псалмов. Название слава восходит к славословию:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
В богослужебной практике принято чтецу произносить начало славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, певцам середину, и чтецу конец: И ныне. «Такое разделение делается для того, чтобы теснее связать кафизму с молитвенным воззванием и чтобы внушить мысль, что чтец и хор наперерыв друг с другом славят Бога» (М. Скабалланович. Толковый Типикон).
Кафизмы и входящие в них славы с псалмами:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
Кафизма 1 | Псалмы 1–3 | Псалмы 4–6 | Псалмы 7–8 |
Кафизма 2 | Пс. 9-10 | Пс. 11-13 | Пс. 14-16 |
Кафизма 3 | Пс. 17 | Пс. 18-20 | Пс. 21-23 |
Кафизма 4 | Пс. 24-26 | Пс. 27-29 | Пс. 30-31 |
Кафизма 5 | Пс. 32-33 | Пс. 34-35 | Пс. 36 |
Кафизма 6 | Пс. 37-39 | Пс. 40-42 | Пс. 43-45 |
Кафизма 7 | Пс. 46-48 | Пс. 49-50 | Пс. 51-54 |
Кафизма 8 | Пс. 55-57 | Пс. 58-60 | Пс. 61-63 |
Кафизма 9 | Пс. 64-66 | Пс. 67 | Пс. 68-69 |
Кафизма 10 | Пс. 70-71 | Пс. 72-73 | Пс. 74-76 |
Кафизма 11 | Пс. 77 | Пс. 78-80 | Пс. 81-84 |
Кафизма 12 | Пс. 85-87 | Пс. 88 | Пс. 89-90 |
Кафизма 13 | Пс. 91-93 | Пс. 94-96 | Пс. 97-100 |
Кафизма 14 | Пс. 101-102 | Пс. 103 | Пс. 104 |
Кафизма 15 | Пс. 105 | Пс. 106 | Пс. 107-108 |
Кафизма 16 | Пс. 109-111 | Пс. 112-114 | Пс. 115-117 |
Кафизма 17 | Пс. 118:1-72 | Пс. 118:73-131 | Пс. 118:132-176 |
Кафизма 18 | Пс. 119-123 | Пс. 124-128 | Пс. 129-133 |
Кафизма 19 | Пс. 134-136 | Пс. 137-139 | Пс. 140-142 |
Кафизма 20 | Пс. 143-144 | Пс. 145-147 | Пс. 148-150 |
Порядок чтений кафизм определен Уставом. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Рядовой кафизмой называется кафизма, положенная для чтения в данный день по уставу.
В недельном Богослужении кафизмы читаются следующим образом: одна на вечерне, две на утрени. Однако важно отметить, что неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если же в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Также важно помнить, что Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает. Что касается 17-ой кафизмы (псалом «Непорочны»), то она вместе с предшествующей ей 16‑й кафизмой перенесена на субботу, а не читается в пятницу, поскольку в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается, а вместо неё читается первая слава первой кафизмы, что и на воскресной вечерне. Накануне великих Господних праздников На вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1‑я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1‑я статия 1‑ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом.
Во время Великого поста кафизмы читаются по особому, поскольку Псалтирь за неделю прочитывается два раза. Кафизмы здесь читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. При этом на пятой седмице Великого поста в четверг читается Великий канон Андрея Критского, поэтому на утрене четверга читается только одна кафизма. На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с понедельник по среду один раз, после чего кафизм нет, но читаются Непорочны с похвалами на утрени Великой Субботы. На Светлой седмице кафизмы не читаются вовсе.
Обычай сидения за псалмопением возник, когда за службами стали стараться в сутки или более читать всю Псалтирь. Поэтому для отдыха предписывается определенное чтение, о чем говорит уже Лаодикийский Собор: «не должно на службах соединять псалмы в один ряд, но в промежутке по каждом псалме бывать чтению». Кафизмы служат «отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений» (Михаил Скабалланович. Толковый Типикон). Вследствие этого псалмы здесь читаются «с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя» (там же). Иным типом псалмопения (например, шестопсалмием) христиане должны молиться «яко беседующе невидимому Богу», а кафизмы прослушивать как назидание и увещевание.
Михаил Скабалланович. Толковый типикон:
«Кафизмы – это особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы, например от предначинательных псалмов. Именно, псалмы здесь произносятся, ныне большей частью читаются, с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя. Такой характер носят кафизмы особенно на утрене, где благодаря этому они служат отдыхом для тела и души молящихся от усердных молений – ектений и от множества торжественных песнопений.
Псалмами предначинательными, например шестопсалмием, и всеми другими, кроме псалмов кафизм, мы должны молиться и держать себя на них так, «яко беседующе невидимому Богу», почему во время них запрещается сидеть. Чрез дозволение сидеть на кафизмах псалмы их разрешается слушать не столько как молитву, сколько как назидание, как художественное произведение, наслаждаться в полной мере их поэзией. На кафизмах, следовательно, псалмы овладевают вниманием молящихся с другой своей стороны в сравнении с псалмами других мест службы. Поэтому из кафизм не выключаются псалмы, уже исполнявшиеся на тех же службах в другом месте: все псалмы шестопсалмия, вечерни, часов повторяются иногда в кафизмах этих служб.
Пока за церковными службами пелось немного псалмов, 1 или 3, что имело место до преобразования богослужения под влиянием монашества (I‑IV в.), не мог возникнуть обычай сидения за псалмопением. Он появился, когда за службами стали стараться в сутки или более выпевать всю Псалтирь.
Впервые об этом обычае упоминает Кассиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправдания, в котором он описывает этот обычай египетских монахов, свидетельствует о его новизне. Известия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), а для Востока и подчеркивается стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в известном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние, и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти (по 50 псалмов каждый) по положению на утрене вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требует и Диатипосис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).
Но перенесенный на Запад, может быть Кассианом, обычай сидения за псалмами там скоро получил широкое распространение и перешел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, который, впрочем, более применяется, как и ныне у греков, к песням, предшествующим чтению, чем к отделам Псалтири, которые большей частью называются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – статиями, но уже в Ипотипосисе они называются κάθισμα ψαλμούς, а в Диатипосисе и прямо κάθισμα. След такой практики – сидения только за чтениями и стояния за псалмами кафизм – и в нынешнем уставе: седальны положены только после тех кафизм, за коими следуют чтения; так, не положены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наоборот, седальны положены и без кафизм пред чтениями, как, например, по 3 песни канона».