Методическая разработка на тему «Подготовка к государственному экзамену по русскому языку: гласная буква в суффиксах глаголов и глагольных форм»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ГЛАСНАЯ В СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
ТЕМА УРОКА: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах).
ЦЕЛЬ УРОКА: Разбор заданий; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; орфографические и пунктуационные правила.
ОБОРУДОВАНИЕ: АРМ преподавателя (проектор, компьютер, экран) раздаточный материал (таблицы), материал для домашнего задания.
Задания демонстрационных вариантов
1. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?
они вытерп..т, кол..щая льдинка;
стел..щийся кустарник, пчелы жал..тся;
дремл..щая собака, зерна перемел..тся;
дети пропол..т грядки, завис..щие от образования.
2. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
щекоч..щий лицо ветер; звуки слыш..тся;
стены руш..тся;движ..щаяся артиллерия;
молнии блещ..т; колыш..щиеся ветки;
листья держ..тся;трепещ..щие флаги.
4. В каком варианте ответа указаны все слова,где пропущена буква И?
1) А.Б.Г 2) А.Б.В 3)В.Г 4)А.В.Г
Проверка домашнего задания
— Работа по группам (реализация групповых домашних заданий)
3. Разбор заданий теста:
Ученики по очереди читают выполненные задания, обязательно аргументируя полученные ответы.
Комментарии учителя ( универсальные для этих блоков).
Задания связаны с правописанием безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Для правильного выбора буквы необходимо определять спряжение глагола. Практика показывает, что подобная работа вызывает затруднения у значительной части учеников. Попробуем повторить тему, упростив объяснение.
Оказывается, многие не помнят значений грамматических характеристик, а значит, не понимают их смысла.
— Что такое инфинитив?
Начальная форма глагола. Сам по себе инфинитив не обозначает никакого действия, а лишь называет его. Предполагают, что в древности инфинитив был сходен с существительным. Примерами, подтверждающими эту версию, могут служить омонимичные слова — глаголы и имена существительные: печь- печь; течь- течь и т.д. Доказательством может также служить инфинитив в предложениях, где он выступает в роли подлежащего. Например: Скучать – жить наполовину. Выполнять домашнюю работу – дня меня всегда удовольствие. Инфинитивы легко заменяются существительными: скучать – скука; выполнять – выполнение.
Что такое спряжение?
Это изменение глаголов по лицам и числам. То есть когда появляется субъект действия, глагол меняет свою инфинитивную форму и «начинает работать по специальности», означать действие: Я скучаю; я выполняю, я живу; ты скучаешь, ты выполняешь, ты живешь (учащиеся устно выполняют задание)
Заметим, что совпадают гласные окончаний только в 1 лице ед.числа, а в окончаниях всех остальных форм глагола наблюдаются гласные е (ю, у)
или и (я, а) – так изменяются все глаголы русского языка, за редким исключением (разноспрягаемые глаголы).
Надо запомнить всего две буквы (условно назовем их сигнальными) для каждого спряжения: для I спряжения – гласные е, у, ю, для II спряжения – и, а, я.
Например: к какому спряжению относится глагол «спать»? Проспрягаем, то есть изменим его по лицам и числам: сплю, спишь, спит, спим, спите, спят. Гласные и, а, я указывают, что это глагол II спряжения.
Трудности начинаются там, где гласные окончаний безударные. В этом случае действует правило, которое представлено в виде таблицы
«Сигнальные» буквы – е, у(ю)
Все глаголы на -ить+ 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть)
«Сигнальные» буквы – и, а(я)
ВНИМАНИЕ ! Приставки и постфиксы не влияют на спряжение глаголов ( слышать ( II спр.)- услышать ( II спр.); вертеть ( II спр.)- вертеться ( II спр.)
Алгоритм проверки окончаний глаголов и суффиксов действительных причастий очень прост:
Ставим глагол (или причастие настоящего или будущего времени) в начальную форму.
Определяем спряжение (удобнее «примерять» II спряжение: выбор вариантов меньше).
Подставляем «сигнальную» букву в окончание глагола (или суффикс причастия).
Примеры возьмем из задания ЕГЭ.
они вытерп..т: ВытерпЕть (исключение, II спр. – я (вытерпят)
стел..щийся кустарник: Стелить (исключение, I спр.). Они стелЮт. СтелЮщийся кустарник.
Дети пол..т грядки. ПолОть ( I спр.). Они полЮт. Дети полЮт.
Завис..щие от образования. Зависеть ( искл. II спр.). Они зависЯт. ЗависЯщие.
Щекоч..щий лицо ветер. ЩекотАть ( I спр.). Они щекочУт.
1) Звуки слыш..тся. СлышАться ( слышать)- исключение ( II спр.)
2) Стены руш..тся. РушИть( рушиться) – II спр. Они рушАтся. Стены рушАтся.
Движ..щаяся артиллерия. ДвигАть (двигаться)-1 спр. Они движУтся. ДвижУщаяся артиллерия.
3) Молнии блещ..т. БлистАть ( 1 спр.). Они блещУт. Молнии блещУт.
Колыш..щиеся ветки. КолыхАть (колыхаться)- 1 спр. Они колышУтся. КолышУщиеся ветки.
4) )Листья держ..тся. Держать (держаться)- исключение, II спр. Они держАт. Листья держАтся.
Трепещ..щие флаги. ТрепетАть ( II спр.). Они трепещУт. Флаги трепещУщие.
Осторожнее надо быть с видовыми парами глаголов: пригласить-приглашать, выразить-выражать. Следует помнить, что начальная форма должна быть такого же вида, как исходный глагол (причастие).
Важно помнить: спряжение – это изменение личных окончаний глагола, а определение начальной формы необходимо лишь для глаголов с безударными окончаниями.
Нельзя забывать о «коварной» приставке вы- : у глаголов с такими приставками спряжение проверяем по-другому ( выСПИШЬся).
Следующие задания касаются гласных в суффиксах глагольных форм, а также суффиксов прилагательных.
Выуч ить – выуч енн ый;
Сдерж -а- ть – сдерж -а-нн- ый;
В нашем примере : упорядоч..нный – начальная форма упорядочИть, следовательно – ЕНН.
Наиболее часто встречаются ошибки в подобных причастиях, особенно в тех, что имеют омофоны. Разберем такой случай.
Выкач..нный мед – выкач..нный из подвала бочонок. Причастия звучат одинаково, но разные по смыслу, да и образованы они от разных глаголов:
ВыкачАть (качАть) мед – выкатИть (катИть) бочонок.
Аналогично разбираем другие пары:
РасстрелЯнный (расстрелЯть) партизан – застрелЕнный (застрелить) волк; замешАнный (замешАть) в преступлении – замешЕнное (замесИть) тесто.
Я рисую; я горюю (как видим, суффикс выпал) – пишем рисОвать, горЕвать. Я закрЫваю; я настаИваю ( суффикс сохранился).
Вспомним напрямую не связанное с нашими примерами правило ( ключИка- ключИк; замоЧКа- замочЕк ) ); (отЕц- оТЦы, сОн- СНы),и о тметим, что в чередованиях гласных «выпадают» именно О.Е, а звуки И,Ы сохраняются.
Возвращаемся к глаголам. Итак, если суффикс при изменении не выпадает, то это –ыва-(-ива-).
Посмотрите на глагол одол..вать. У него нет суффикса – ева-. Как я это проверила? Словообразовательным разбором: одол-е-ть – одол-е-ва-ть.
Запомните: у таких глаголов суффикс –ВА- всегда ударный. Сравните:
Запомним написание слов, не подчиняющихся этому правилу: застрЕвать,затмЕвать,разЕвать.
Задание для самостоятельной работы (с последующей проверкой):
Пчелы жал..т, дремл..щая собака, молния блещ..т, гор..вать, наста..вать, закр..вать, рис..вать, запомина..мый, почита..мый, выскоч..вший, отча..вшийся. Закач..нный воздух, закач..нный под кровать мяч..к, обвал..нная стена, обвал..нная в сухарях котлета, размеш..нная грязь, развеш..нные картины, развеш..нный на весах товар.
Материалы из сборника КИМов для подготовки к ЕГЭ.