Как правильно пишется слово куличом?
Правильный вариант написания слова: куличом
Правило
Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.
Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:
1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;
Примеры: изжога, шов, шорох
2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;
Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия
3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.
Примеры: девчонка, большого, свежо.
Буква ё пишется под ударением:
1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;
Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)
2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;
Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)
3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;
Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).
4) в формах местоимений и образованных от них словах;
Примеры: о чём, почём, никчёмный.
5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.
Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.
Морфологический разбор слова куличом
1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: кулич (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Пышней кулича муравейник, А пень — как с наливкой бутыль. В чаще именинник-затейник Стоит, опершись на костыль. Он в синем, как тучка, кафтанце, Бородка — очёсок клочок; О лете — сынке-голодранце Тоскует лесной старичок.
«Сегодня в лесу именины…» — Клюев Николай
Там горы-куличи и сыченые реки, У чаек и гагар по мисе яйцо… Лучина точит смоль, смежив печурки-веки, Теплынью дышит печь — ночной избы лицо.
«Сготовить деду круп, помочь развесить сети.»
Запахи куличей, только что испеченных, вкусные, но тяжелые, смешались с легким, как сказка, ароматом духов. Торжественные звоны, пушечные выстрелы, легкие гулы веселых голосов и стук колес и копыт по торцам мостовой слабо…
Кулич как пишется
Значение слова кулич
кулич в словаре кроссвордиста
кулич
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
кулича, м. (от греч. kollikion — круглый хлеб). Сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а,м. Сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе (во 2 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Высокий цилиндрической формы хлеб из сдобного теста (по православному обычаю выпекаемый к Пасхе).
Википедия
Кулич:
Примеры употребления слова кулич в литературе.
С Наташей он христосовался, съедал ломтик кулича и блюдечко сливочной пасхи.
И Таня всхлопоталась, чего раньше не было, печь куличи и красить яйца.
Василий и мать с освященным куличом и яйцами ушли домой — дойка коров не терпит отлагательств даже в великие праздники.
Наконец крендельщица, бабка Хавронья, вынесла последний товар, знаменующий приближение пасхи, — искусно слепленные сахарные розаны для украшения куличей.
И еще разные: миндальные, воздушно-бисквитные, с вареньем, с заливными орехами, в зеленоватом креме из фисташек, куличи и куличики, все в обливе, в бело-розовом сахаре, в потеках.
Люди отхристосовались, отцеловались, успели объесться пасхами, куличами и ветчиной, и только изредка, встречаясь на улице, обнимались какие-нибудь две свахи или кума с кумом.
Бабушка не хотела разгавливаться до полученья петой пасхи и кулича, но мать сказала, что будет пить чай со сливками, и увела меня с собою.
Разговевшись после заутрени на святой неделе и объевшись красных яиц, пасхи и кулича, я целый год больше не думал о религии.
Скрипучий, грузный шаг: это черкес в большущих новых сапогах, — запахло дегтем и чем-то вкусным, — черкес кулич несет.
Еще она помнила уже смутно, что ела жареных рябчиков, кашу из раков, снова сыры, суп из свежих грибов, пирожки из мозгов, молодую морковь, репу, земляные груши, горки земляники и малины, жаркое из откормленных кур, набитых печенкой вперемешку с зеленью, разварную говядину, заливное из зайца, компот из разностей, жареные мозги с подливой, жареную баранью грудинку, разварную рыбу с пряными корешками, сбитые сливки, пироги со свежей земляникой, жареного глухаря, судака разварного, щуку с хреном, ряпушку печеную с хвощом, блины гречневые, куличи, бабы, жаркое из медвежатины, кисель со взбитыми сливками, вареный окорок молодого вепря, телятину жареную с яичницей, курицу с черносливом, воловий рубец с оболянкою, кулебяку с рыбою, крапиву с яйцами, сморчки с мозгами, линя с подливой, блины гречневые, карпа жареного, карасей в сметане, кисель из крыжовника, окрошку, щуку с грибами, сладкий пирог из свежих ягод, окуней вареных с подливой, рябчиков с ягодами, суп из гуся, оладьи с вареньем и сметаной, ерши жареные, тел
После заутрени вернулись домой к накрытому столу, где, в пасхах и куличах, даже на степе, приколотые к обоям, краснели бумажные розаны.
А Горкин больше куличики уважает, ему отец всегда самый хороший кулич дает, весь миндалем засыпанный, — в сухари.
Приходят певчие от Казанской, подносят кулич с резной солоницей и обещают пропеть стихиры — пославить именинника.
Пасху сливошную пробовали у них, со всякими цукатками, а потом у псаломщика кулич пробовали, даже Домна Панферовна обиделась.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: kulich
Задом наперед читается как: чилук
Кулич состоит из 5 букв
Пасхальный кулич: история заблуждений
Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба – не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» — калач.
Кстати, это созвучие – возможно случайно. Ведь слово «калач» — это производное от славянского «коло» (круг, колесо, кольцо). Буква «а» появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».
Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.
Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.
Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.
А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание – «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:
Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» – это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи». Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное» (Радецкий 1852 1 с. IX).
Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:
Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: «Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так». И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.
Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:
Или еще один пример:
Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.
А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно – подовый кулич:
Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?
В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне «демократическом» меню небогатой публики:
Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно – бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.
И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля – Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, — не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.
Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт — стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.
Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор — ромовая баба.
Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века – это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется – «баба короля Станислава»:
Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.
Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово «кулич» стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс – вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.
Пасхальный кулич
Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?
История происхождения кулича
Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.
В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.
На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.
Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.
Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.
Пасхальный кулич и его роль в православии
После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».
Рецепт правильного кулича
Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:
Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.
Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.
Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:
Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.
На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.
Кулич как нетленный символ возрождения Христа
Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.
Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.
Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.
«Хотят наши паски куличами обозвать». В Сети идут споры вокруг «украинизации» пасхальной еды
В Сети разгорелся спор, как называть сдобный хлеб, выпекаемый на Пасху. Для тех, кто начал эту дискуссию – национал-патриотов – компромисс в ней заведомо неприемлем. По их мнению, слово «кулич» – маркер не-украинца.
Так, лидер националистической группировки С14 Евгений Карась призвал к «крестовому походу» против магазинов, которые на вывесках используют русскоязычное название пасхального блюда.
Тот факт, что и украинцы, и русские празднуют Христово Воскресение в один и тот же день, да и пекут по большому счету одно и то же – сторонников чистоты языка пока не смущает. Впрочем, еще не вечер.
«Страна» выяснила, как в Сети сторонники «паски» атакуют адептов «кулича».
«Надо провести этический патруль»
Тему начал «двигать» глава С14. Он предложил провести патруль по Киеву и «убрать эту шизофрению» – вывески с названием «кулич».
«А есть в Киеве где-то в публичном пространстве «куличи»?
Реклама, билборды, вывески?
Приглашаю провести этический патруль. И убрать эту шизофрению.
За тридцать лет жизни впервые вижу, чтобы пытались наши паски какими-то собачьими «куличами» обозвать».
Пост Карася понравился многим Facebook-спикерам Радикальной партии, волонтерам АТО и националистам из ОУН. А в комментариях начали публиковать фотографии этикеток украинской продукции с надписью «кулич».
Но нашлись и такие, кто считает, что даже слово «паска» – не совсем подходящее для украинцев. Один из пользователей заявил, что оно происходит из еврейского языка. На что глава С14 ответил потоком оскорблений и напомнил, что кулич – тоже не славянское, а греческое слово.
Другие поборники чистоты языка массово атаковали пекарню, которая посмела использовать в названии слово «кулич».
Писатель Юрий Винничук предложил «кинуть эту батошу в мордяку директору пекарни».
«С празничком! Бросил бы я эту батошу в мордяку директору пекарни. И где такие подлецы берутся?
Если кто-то знает его фамилию, то засветите», – призвал Винничук в Facebook.
В комментариях, как и в случае с Карасем, начали охотно «сливать» контакты фирмы, выпекающией «Батошу».
«Уважаемые, тут одной «гражданке» нужно пояснить разницу между куличами и Пасхальными пасками», — написала жительница Тернополя, публикуя данные владелицы и юридический адрес пекарни, расположенной в Киеве.
А вот активистка Елена Панич обнаружила и вовсе невиданное кощунство – куличи в столовой Верховной Рады.
«Сезонное обострение»
Впрочем, многие открыто смеются над адептами «очищения языка».
«После сезонного обострения терминологической битвы «Паска или кулич?» грянет главное: можно ли красить бордюры в белый цвет?» – пишет журналист Андрей Блинов, говоря о недавнем высказывании замминистра регионального развития Льва Парцхаладзе, который ополчился на очередной «пережиток совка» – покраску бордюров.
Журналист Максим Войтенко сравнил призывы национал-патриотов с похожей практикой советских активистов.
«Где-то в конце сороковых или начале пятидесятых в СССР в рамках борьбы с идолопоклонством перед Западом решили бороться с иностранными заимствованиями в русском языке. Ну вроде как говорить вместо «компьютер» – ЭВМ или электронно-вычислительная машина. И так далее. Занимались этим люди на всесоюзном уровне более толковые, чем нынешние активисты. Те скорее – комсомольцы, ищущие крамолу в виде длинных патл или не таких штанов. Задумку по борьбе с иностранными заимствованиями на всесоюзном уровне поддерживали весьма сильно. Но – закончилось все предсказуемым фэйлом.
Да и пару лет назад в России хотели какой-то штраф ввести за иностранные языковые заимствования.
Это я не о том, что бороться со словами глупо, есть более глупые вещи – изобретение своего новояза или волапюка. Впрочем, это у нас тоже наличествует.
Это я о том, что история циклична. И ничто не ново в этом мире. Как говорил царь Соломон, и это пройдет».
Блогер Макс Бужанский обсуждает слова писателя Винничука, который хотел бы кинуть «куличом в морду». «И почему они никогда не рассматривают вариант, по которому обратно тоже может что-то прилететь?» – рассуждает Бужанский.
«Должен признаться, в некоторых вещах я консервативен до примитивности.
И отличаю паску, скажем, от мешка картошки, исключительно по внешнему виду.
А не по надписям, нанесенными на этикетку производителями.
Знаю, это тупо, убого и пошло, но ничего не могу с собой поделать, если вижу что-то, что выглядит как, паска, её ею и считаю, стыдно сказать кому-то в коворкинге.
Но есть люди, куда более продвинутые, чем я.
Например, героический писатель Ю. Винничук.
Не далее, как вчера, злая судьба свела его с неким продуктом, на борту которого было написано кекс «Кулич пасхальный».
Дальше только ад, причем тот круг, о котором Данте и знать не знал.
«Кинул бы я этот в морду директору пекарни! И где такие падлюки берутся?» – отреагировал писатель.
Никак не могу понять, откуда у них у всех это желание кидать что-то кому-то в морду?
И почему они никогда не рассматривают вариант, по которому обратно тоже может что-то прилететь?
Вот эта популярная схема, когда продаешь душу дьяволу в обмен на талант, в некоторых случаях работает как талант в обмен на мозг.
Причем Винничуку ещё повезло.
Ницой, например, дьявол тупо кинул.
Звучат и мнения, что тема вообще недостойна обсуждения – из-за ее малой значимости».
«Ну вы это серьёзно? Паска или кулич? Опять? Вам правда это интересно?» – спрашивает журналистка «Страны» Валерия Ивашкина.
Паска, кулич или пасха?
В украинском языке слова «кулич» и правда нет. Как и в русском языке слова «паска». Означают они одно и то же – сдобный хлеб, покрытый глазурью.
Звучат мнения, что украинская «паска» более вычурно украшается, однако это миф – разновидностей визуального оформления что паски, что кулича – более чем достаточно.
Слово «паска» имеет еврейские корни (как и Пасха от евр. «Песах»), а кулич – греческие (дословное значение – «хлеб круглой или овальной формы»). Впрочем, оба слова попали на Русь из Византии.
А вот блюдо под названием «пасха» – это «кулич» не из теста, а из сладкого творога.
Впрочем, сейчас и русскоязычные, и украиноязычные жители Украины одинаково часто употребляют в разговорной речи оба слова – и «паска», и «кулич» как равнозначные. Но если националисты добьются своего и обяжут в украинском языке употреблять только слово «паска», то это может вызвать и побочный эффект, когда русскоязычные украинцы начнут подчеркивать, что у них именно «куличи», а не «паски».
Ведь по-русски будет именно так правильно писать и говорить. И тогда «хайп» вокруг этих слов перейдет уже на иной уровень.
8 рецептов традиционных и необычных куличей на любой вкус
Творожные, пышные, заварные, орехово-шоколадные, супербыстрые овсяные и даже с начинкой из курицы и овощей — вкусных вариантов множество. Вам нужно только выбрать и приготовить понравившийся.
Традиционные пасхальные куличи
Независимо от того, какой рецепт вы выберете, есть общие, проверенные веками правила приготовления куличей.
Для куличей берут муку высшего сорта и обязательно просеивают. Дрожжи можно использовать как сухие, так и прессованные. Но последние всё же предпочтительнее. Сахар должен быть мелким, а яичные желтки — яркими. Всё это нужно для того, чтобы кулич получился сдобным, мягким, красивого жёлтого цвета.
Иногда в тесто добавляют ванилин или ванильный сахар, мускатный орех, цедру цитрусовых или корицу. С ними выпечка будет ещё более ароматной.
Куличи не терпят спешки. Тесто должно подняться минимум трижды: когда готовится опара (жидкое тесто), когда замешивается и когда раскладывается по формам.
Куличи выпекают в специальных высоких формах. Их нужно обильно смазать разогретым, но не жидким сливочным или растительным маслом. Края или дно можно застелить пергаментной бумагой. Формы заполняются тестом наполовину или на треть.
Выпекают куличи в хорошо разогретой духовке, как правило, 1,5–2 часа (в зависимости от размера). Иногда перед выпечкой в центр кулича ставят деревянную палочку (лучинку), чтобы тесто поднималось и пропекалось равномерно. Через час её вынимают: если лучинка сухая, кулич готов. Если нет, отправляют в духовку ещё на 30–40 минут.
Готовые куличи украшают белковой глазурью, крашеным пшеном и различными кондитерскими посыпками.
Чтобы приготовить белковую глазурь, охлаждённые яичные белки (они обычно остаются при приготовлении теста) взбейте на большой скорости с сахарной пудрой: на 1 белок нужно ½ стакана пудры. В конце добавьте чайную ложку лимонного сока.
1. Творожные куличи
Ингредиенты
Приготовление
Растворите дрожжи в тёплом молоке. Смешайте в миске творог, яйца, соль, сахар и растопленное сливочное масло. Добавьте эту смесь в молоко с дрожжами. Смешайте муку с промытым и обсушенным изюмом, постепенно всыпьте в жидкие ингредиенты и замесите тесто.
Вымешивайте тесто на присыпанной мукой поверхности. Переложите в миску, накройте полотенцем и дайте подойти в тёплом месте. Это займёт примерно 1,5 часа. Затем обомните тесто и снова оставьте его на 40 минут.
Разделите тесто на части и выложите в смазанные маслом формы. Оставьте их на столе, чтобы тесто поднялось. Выпекайте творожные куличи в заранее разогретой до 180 градусов духовке около 20 минут.
Когда куличи остынут, покройте их глазурью и посыпкой.
2. Сочные куличи из жидкого теста
Ингредиенты
Приготовление
Подогрейте молоко до 40 градусов. Раскрошите и разведите в нём дрожжи. Добавьте половину сахара. Просейте муку, чтобы она напиталась кислородом. Добавьте половину муки к дрожжам и тщательно размешайте, чтобы не было комков. Накройте миску полотенцем и дайте опаре подняться в тёплом месте около 40–60 минут.
На маленьком огне растопите сливочное масло. Разотрите желтки добела с оставшимся сахаром. В готовую опару введите растёртые желтки и растопленное тёплое масло. Перемешайте и добавьте оставшуюся муку. Замесите жидкое тесто: оно должно быть чуть гуще, чем для оладий.
Тесто влейте в формы, смазанные маслом. Оставьте в тёплом месте на 30–40 минут. В это время разогрейте духовку до 180 градусов. Когда тесто поднимется, поставьте формы в горячую духовку на среднюю полку приблизительно на 1 час.
Готовые куличи украсьте по желанию.
3. Пышные куличи с изюмом
Ингредиенты
Приготовление
Растворите дрожжи в стакане молока, разогретого до 40 градусов. Всыпьте 150 г просеянной муки, перемешайте. Оставьте на 30–40 минут в тёплом месте, чтобы опара поднялась и начала опадать.
Тем временем разотрите желтки с сахаром. Добавьте к ним размягчённое сливочное масло. Всё ещё раз взбейте до однородности. Добавьте получившуюся смесь в опару, тщательно перемешайте и оставьте до увеличения объёма в два раза примерно на час. Когда тесто поднимется, обомните его и оставьте ещё на 30–40 минут.
Добавьте в тесто ванильный сахар, тёртую цедру и просеянную муку, оставив 1–2 ложки для изюма. Влейте оставшееся молоко. Вымешайте ложкой тесто и оставьте на час.
Изюм тщательно промойте, обсушите и пересыпьте мукой, чтобы он не оседал на дно. Вмешайте изюм в тесто для пасхального кулича и оставьте на 20–30 минут. Наполните формы тестом чуть больше чем на треть.
Поставьте формы на нижний уровень разогретой до 190 градусов духовки и выпекайте 35–40 минут. Готовность куличей проверяйте деревянной палочкой или зубочисткой: она должна оставаться сухой.
4. Куличи с сухофруктами и орехами
Ингредиенты
Приготовление
Сухофрукты залейте кипятком и оставьте на 20 минут. Измельчите орехи. Подогрейте молоко со сливками до 35–40 градусов. Смешайте дрожжи с сахаром и влейте немного молока. Добавьте 2 ложки муки и перемешайте. Накройте пищевой плёнкой и оставьте на 15–20 минут. Нарежьте крупные сухофрукты на кусочки размером с изюм.
В отдельной миске взбейте 3 яйца и 2 желтка. Всыпьте сахар, ваниль и щепотку соли. Взбивайте ещё 5–6 минут.
Смешайте подошедшие дрожжи с оставшимся молоком. Всыпьте туда 400 г просеянной муки и перемешайте. Когда тесто начнёт собираться в комочек, добавьте взбитые яйца и растопленное сливочное масло. Снова всё перемешайте.
Теперь добавьте остатки муки, чтобы тесто получилось чуть гуще, чем для оладий. Влейте растительное масло, перемешайте и оставьте тесто в тёплом месте.
Когда тесто увеличится в несколько раз, выложите его на стол и месите несколько минут, смазав руки растительным маслом.
Смажьте большую глубокую ёмкость маслом и выложите туда тесто. Высыпьте орехи и сухофрукты и перемешайте. Отправьте тесто в тёплое место на 30–60 минут.
Формочки для куличей заполните тестом наполовину и отправьте на 15 минут в духовку, разогретую до 50 градусов. Затем разогрейте духовку до 180 градусов и выпекайте куличи 30 минут. Готовность проверьте зубочисткой: она должна остаться сухой.
Смажьте куличи белковой глазурью и посыпьте измельчёнными орехами и сухофруктами.
5. Нежные заварные куличи с хрустящей корочкой
Ингредиенты
Приготовление
Молоко налейте в кастрюлю и слегка подогрейте. В отдельную высокую чашку или небольшую миску отлейте 50 мл тёплого молока, добавьте 1 столовую ложку сахара и перемешайте. Раскрошите в молоко дрожжи, размешайте и оставьте в тёплом месте на 15–20 минут. Дрожжевая смесь должна вспениться и подняться.
Оставшееся в кастрюле молоко доведите до кипения, постепенно всыпая просеянную муку и непрерывно помешивая массу деревянной ложкой. В отдельной кастрюле подогрейте сливки и влейте к заваренной молочно-мучной смеси. Перемешайте массу до однородности. Снимите с огня.
Влейте дрожжи в остывшую до температуры тела сливочную смесь и хорошо перемешайте. Поставьте получившуюся массу в тёплое место, чтобы она поднялась.
Растопите сливочное масло и немного остудите. Аккуратно отделите белки от желтков. Желтки разотрите с сахарным песком и ванильным сахаром. В подошедшее тесто введите растёртые с сахаром желтки, влейте масло, всыпьте соль и перемешайте.
Затем взбейте в плотную пену белки, введите их в тесто и аккуратно всё перемешайте. Постепенно добавьте просеянную муку и вымесите мягкое эластичное тесто.
Готовое, хорошо вымешанное тесто смажьте растительным маслом, положите в большую миску, накройте полотенцем или салфеткой и поставьте в тёплое место.
Нарежьте кубиками мармелад и зефир. Курагу помойте, обсушите и нарежьте кубиками или тонкими полосками. Введите всё это в подошедшее тесто и немного помесите, чтобы ингредиенты равномерно распределились. Снова накройте тесто салфеткой и поставьте подходить в тёплое место.
Выложите тесто в формы, дайте ему ещё раз подняться и смажьте верх яйцом. Выпекайте куличи 40–70 минут при температуре около 180 градусов.
Нанесите на куличи белковую глазурь и украсьте мармеладом и зефиром.
Оригинальные куличи
В строгом смысле слова это не куличи, но они разнообразят пасхальный стол.
1. Ароматные орехово-шоколадные куличи
Ингредиенты
Приготовление
С помощью миксера смешайте яйца с 3–4 столовыми ложками горячей воды до образования густой пенистой массы. В отдельной миске перемешайте сахарную пудру и ванильный сахар. Постоянно помешивая, добавьте сахар в яичную смесь и взбивайте ещё 2 минуты.
В отдельной посуде смешайте пшеничную и кукурузную муку и разрыхлитель. Просейте половину в яичную смесь и осторожно размешайте. Повторите процедуру с оставшейся частью муки.
Наполните формочки этой смесью и выпекайте в разогретой до 180–200 градусов духовке. Остудите.
Непрерывно помешивая, растопите орехово-шоколадную пасту на водяной бане. Наполните ею кондитерский шприц и украсьте выпечку. Посыпьте куличи тёртым шоколадом, орехами или кофейными зёрнами.
2. Куличи с начинкой из курицы и овощей
Ингредиенты
Приготовление
Для приготовления опары возьмите 100 мл тёплого молока, 100 г просеянной муки, 1 столовую ложку сахара и дрожжи. Всё перемешайте и поставьте в тёплое место на полчаса.
Смешайте яйца, сметану и оставшееся молоко. Растопите масло, остудите и влейте в смесь.
В увеличившуюся в два раза опару введите получившуюся у вас смесь. Просейте оставшуюся муку и вмешайте в тесто. Смажьте руки растительным маслом и месите тесто до тех пор, пока оно не перестанет липнуть к рукам и посуде. Затем уберите тесто в тёплое место, а когда оно поднимется, обомните его. И так два раза.
Филе курицы нарежьте кусочками, немного отбейте, посолите и поперчите. Чуть-чуть обжарьте на сковороде. Нарежьте лук кубиками или полукольцами. Мелко нарежьте болгарский перец. Всё перемешайте, добавьте рубленую зелень и соль.
Подошедшее в третий раз тесто уложите в формы по возможности тонким слоем. Внутрь положите подготовленную начинку и накройте её тестом.
Выпекайте куличи в разогретой до 200 градусов духовке 30 минут. В это время приготовьте глазурь: взбейте миксером 100 мл сметаны, посолите и добавьте зелень.
Когда куличи остынут, смажьте их сметаной с зеленью и посыпьте нарезанным болгарским перцем.
3. Супербыстрый овсяный кулич в микроволновке
Ингредиенты
Приготовление
В овсяные хлопья налейте молоко. Разбейте яйцо. Добавьте измельчённые сухофрукты, орехи и мёд. Всё тщательно перемешайте и выложите в форму. Выпекайте кулич в микроволновке примерно 2–3 минуты.
Готовый кулич остудите, смажьте сверху варёной сгущёнкой, украсьте нарезанными цукатами. Можно использовать традиционный белковый крем и посыпку.
А какие куличи на Пасху печёте вы? Делитесь своими рецептами в комментариях.