«Касаться» или «косаться»: как правильно пишется?
Если не знаете, как правильно: «касаться» или «косаться», необходимо вспомнить правило написания корней с чередующимися гласными. Давайте вспомним эту орфограмму и сделаем правильный выбор.
Как правильно пишется?
Орфографически правильно пишется – касаться.
Глагол, названный выше, относится к словам с чередующимися гласными в корне слова. Находясь в определенных словоформах, данный корень может быть написан с безударной гласной «о», а может и с гласной «а». Сравним: «прикоснуться» и «прикасаться». От чего же зависит разное написание?
Если внимательно посмотреть на слова, то можно заметить, что в них разные суффиксы. В том глаголе, где есть суффикс «а», в корне тоже пишется эта буква. Если такого суффикса нет – пишется гласная «о».
Например, в слове «касаюсь» пишем в корне букву «а», потому что за корнем следует суффикс «-а-»; в слове «прикоснуться» пишем «о», потому что за корнем такого суффикса не имеется.
Следовательно, из двух вариантов написания верным будет первый – касаться.
Морфемный разбор слова «касаться»
Слово содержит корень «-кас-», суффикс «-а-», постфиксы «-ть», «-ся».
Основа – «каса». Часть речи – глагол. Части слова – кас/а/ть/ся. Словообразовательный способ – суффиксальный.
Примеры предложений
Не надо касаться этой темы, она не в вашей компетенции, в ней лучше разбираются другие эксперты.
Касаться можно всего и трогать всё, но передвигать с места не нужно.
Не хочу касаться этого вопроса, мне совсем не интересно, что там происходило и как происходило.Ошибочное написание слова «касаться»
Ошибка – писать – косаться, касатся, косатся.
Заключение
Написание безударной гласной в корне слова – «касаться» или «косаться» – зависит от нахождения после корня суффикса «-а-»: если такая морфема имеется, то в корне пишется гласная «а», если её нет, пишется «-о».
Значение слова «касаться»
2. Затрагивать (в разговоре, изложении) какой-л. вопрос, какую-л. тему. Но разговоры наши не касались прошедшего. Тургенев, Пунин и Бабурин. Батманов рассказывал, касаясь мельчайших подробностей. Ажаев, Далеко от Москвы.
3. также ( устар.) до кого-чего. Иметь отношение, относиться к кому-, чему-л. Оказались тоже и другие люди, до которых все это касалось, и, может быть, гораздо более, чем могло казаться Алеше. Достоевский, Братья Карамазовы. Этот человек не осудит меня. Ему дорого все, что меня касается. Гаршин, Надежда Николаевна.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАСА’ТЬСЯ, са́юсь, са́ешься, несов. (к коснуться). 1. кого-чего чем. Дотрагиваться до кого-чего-н., притрагиваться к кому-чему-н. чем-н. К. рукой стола. Лошадь едва касалась земли. Воспоминание это только крылом касается меня и летит дальше. Л. Тлстй. || перен., чего или до чего (употр. чаще в сов. виде). Достигать слуха, ушей (о звуках; книжн.). Звуки (отдаленных колоколов) касаются слуха вашего безразлично, в виде общего гула. Слткв-Щдрн. 2. перен., кого-чего. При обсуждении чего-н. затрагивать (какую-н. тему), упоминать между прочим о чем-н. В своей книге автор касается также вопроса о современном театре. 3. кого-чего. Иметь своим предметом, содержанием, итти о чем-н. (о речи, деле; разг.). Речь у нас касается музыки. Дело касалось вредительства на заводе. 4. кого-чего и (устар.) до кого-чего. Иметь отношение, касательство к кому-чему-н. (о речи, деле). Вопрос касается вас. Дело это меня совершенно не касается. Это до Наташи не касается. Пшкн. Это прямо до меня касается. Дствскй. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
каса́ться
1. дотрагиваться до чего-либо ◆ Судье было видно, что защитник касается рукой мяча.
2. своей частью находиться в непосредственной близости от чего-либо ◆ Лодка бортом касается опоры моста. ◆ Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Гоголь, «Невский проспект», 1835 г.
3. перен. упоминать, затрагивать какую-либо тему ◆ Мы не будем касаться темы правового государства в целом, а ограничимся лишь одним аспектом.
4. перен. иметь отношение к чему-либо ◆ Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1869 г.
5. матем. о линиях, поверхностях и т. п.: быть касательным к другому подобному объекту ◆ Прямая касается окружности в точке, которая лежит на перпендикуляре к прямой, восстановленном из центра окружности. ◆ Сфера и параболоид касаются в начале координат.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приманчивый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Правописание кас кос урок
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
— Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).
— А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
— Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
— Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?
Постановка учебной задачи
— Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?
(тоже есть чередование гласных)
Определите нашу цель и задачи
Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.
Овладение новым знанием
прикосновение и касание
-А теперь скажите, что вы заметили?
Ученики формулируют правило.
(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
Первичное з акрепление
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — качаемся в стороны.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Ф.И. _____________________________________ класс _______________
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” — многозначное. Приведите примеры.
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Всем девчонкам и мальчишкам,
Выставляю я пятерки
В классный нас журнал.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».
2. Понятие «чередование гласных в корне».
3. Суффикс после корня.
5. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.
Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.
Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104-105.
1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016. – с. 7.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте рассмотрим несколько слов: прикасаться, коснулся, косить (траву), косой (заяц), прикосновение, касался. Какие из них объединены значением и каким? Конечно, это слова прикасаться, коснулся, прикосновение, касался, так как у них общее значение «дотрагиваться до кого-либо или чего-либо».
Давайте разберём их по составу. Как можно разбить эти 4 слова на 2 группы по 2 слова? На основе какого признака? Если за корнем с чередующейся есть суффикс -а-, то писать следует -кас-, при отсутствии – -кос-.
Обратимся к другому примеру.
Косой прыгал среди невысоких кустов.
В предложении есть слово косой. Оно не имеет значения дотрагиваться, обозначая косость, то есть это не корень с чередованием, а проверяемая гласная в корне.
Давайте проверим себя. Какие буквы вы бы вставили в слова: к_саться, прик_снуться, к_сой, прик_сание, к_снуться, к_солапый, прик_сновение, прик_саться, сенок_силка, к_сательная, песчаная к_са, неприк_сновенный.
Какие из этих слов не относятся к правилу? Конечно, слова косой, косолапый, сенокосилка и песчаная коса не относятся к нашему правилу, потому что имеют иное лексическое значение. Косой и косолапый проверяются словом косо; сенокосилка – косит, а песчаная коса – косами.
Всё же остальные слова имеют значение «дотрагиваться». Применим к ним правило.
Касаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Прикоснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикасание: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Коснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикосновение: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Прикасаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Касательная: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.
Неприкосновенный: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.
Когда мы работаем с чередующимися гласными в корне, очень важно помнить все особенности этих корней: у одних правописание зависит от ударения, у других – от наличия или отсутствия суффикса, у третьих – от значения корня, а у четвёртых – от буквы в корне.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подберите правильное лексическое значение слову.
Прямая, имеющая общую точку с кривой
Так говорят о запасе, который нельзя расходовать
Общее место стыковки
Разбор задания: надо вчитаться в значения слов, обратить внимание на слово точка.
Правильный ответ: точка касания – общее место стыковки.
2. Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильное утверждение.
Слова касаться, коснулся, неприкосновенный в корне имеют:
а) проверяемую безударную гласную;
б) непроверяемую безударную гласную;
в) чередующуюся безударную гласную.
Разбор задания: корни -кас- и -кос- зависят от последующей гласной. Правильный ответ: в
Урок русского языка в 6 классе. Правописание корней кас-кос.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/к: работать в группах (парах): договариваться о совместных действиях, оказывать взаимопомощь, выступать перед аудиторией, осуществлять взаимный контроль.
— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу, а ты мне поможешь?
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
1. Актуализация ранее полученных знаний.
— В каком разделе русского языка мы работаем? (Словообразование и орфография. Культура речи)
— Что изучает словообразование? (с помощью чего и от чего образованы слова)
— Как образуются слова? ( при помощи морфем, сложением основ, сложением слов, переходят из одной части речи в другую)
— Назовите основные способы образования слов в русском языке (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный (морфемные)Сложением основ. Сложением слов. Переход из одной части речи в другую)
— Что такое морфемы? (части слова)
-Назовите морфемы в слове перелесок.( пере, лес, ок)
О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( об этимологии слов).
Подготовка к восприятию нового материала.
Я напишу на доске цифры 12 и 13. Кто мне скажет, что связано с этими цифрами?
2.Итак, с какими орфограммами в корнях с чередованием мы с вами знакомились в 5 классе?
Лаг-лож, рос –раст-ращ.
Назовите правила. Как пишутся эти корни?
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
3.К нам обратился ученик 5 класса Нил Баширов. Он подготовил статью для районной газеты. Но у него возникли некоторые трудности, связанные с орфографией и пунктуацией. Я предлагаю всем вместе поработать и помочь ему решить орфографические и пунктуационные задачи.
В конце сентября прошла спортивная игра “Весёлые старты”. В ней участвовали две команды: команда 5 класса, и команда 6 класса.
Игра прошла очень весело. Было много интересных конкурсов. Один из них назывался “Кенгуру”. Нужно было держать мяч между ног и прыгать, не к. саясь его руками. В ней наш класс победил.
Но больше всех мне понравился конкурс, когда по свистку учителя нужно было первой подбежать и взять мяч или хотя бы его к. снуться. Начинали мальчики. Я, Нил Баширов, принес своей команде три очка. Наши девочки тоже постарались и опередили шестиклассниц. Перед заключительным конкурсом наш класс выигрывал.
Последним соревнованием было перетягивание каната. Но мы пр. играли. Некоторые из нас в. сели в воздухе и даже не к. сались ногами пола.
К счастью, итогом “Веселых стартов” стала ничья (12:12). Мы пожали соперникам руки, и все вместе поаплодировали.
II. Актуализация знаний.
1.Выпишем слова, которые вызвали затруднение у Алексея. Как вы объясните их правописание?
2.Согласны ли вы с пунктуацией в первом абзаце?
3.Посмотрите внимательно, нет ли у Алексея речевой ошибки?
III. Создание проблемной ситуации.
Подводящий к теме диалог:
— Какие буквы мы напишем на месте пропуска? Как объясним?
— В какой морфеме пропущены буквы?
— Можно ли определить эти гласные, подобрав проверочные слова?/нет/.
— Значит, существует другое объяснение, которое мы пока ещё не знаем.
Выпишите эти слова в рабочий лист, оставив место для буквы в корне. Давайте попробуем открыть закон правописания гласных в этих корнях.
IV. Постановка проблемы.
Сформулируем тему нашего урока. Запишите тему.
прикосновение и касание
-А теперь скажите, что вы заметили?
Теперь вы готовы сформулировать правило. Ученики формулируют правило.
Выполнение заданий разнопланового уровня
Пакет заданий для самостоятельного изучения темы.
1. Изучите орфографическое правило на стр. 166 учебника Русский язык “Практика”
2. Рассмотрите, как графически обозначается орфограмма.
3. Заполните карточку.
Чтобы выбрать гласную ____ или ____ в корнях _________ — _________, нужно посмотреть, ___________________________________________________. Если __________________, то в корне пишем гласную ______, если ____________________, то в корне пишем гласную ____.
4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
К. сание, к. снешься, прик. сновение, к. саемся, к. саясь, к. снись..
1. Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.
Сделайте вывод, в словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных в корне.
Коса, косить, косарь –
Косой, искоса, косо –
Касание, прикоснуться, касается –
3. Определите условия выбора орфограммы.
4. Составьте схему-алгоритм применения данного правила
Прочитайте данные сведения, на основе их составьте памятку.
Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением “дотрагиваться до чего-либо”:
К. саться – к. снуться
К. сайся – прик. снись
1) Выделение корня. Определение лексического значения корней. Вывод. Чередование происходит в корнях с каким лексическим значением?
2) Составление алгоритма на доске.
-Сейчас мы с вами сделали маленькое, но открытие.
— Достигли мы поставленных целей?
— Какой следующий шаг мы должны сделать?
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Игрок к о снулся клюшкой мяча.
2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.
Лектор лишь к о снулся этой проблемы, но решить её не смог.
3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.
Соблюдение правил дорожного движения к а с а ется всех.
1.Солнце деревьев вершин к-снулось.
2.Вдруг мелодия уха удивительная к_снулась.
3.Луч каждого солнца к_сался цветка.
4.Почти облака к верхушкам прик_сались берез.
2.Вставьте пропущенные буквы. Кто быстрее?
К_саюсь темы разговора
Только не к_сайтесь истории
К_сательно данного вопроса
Провести к-сательную к окружности
Прик_снуться к ране
Распорядиться к-сательно убранства
Почему, ведь в них тоже есть сочетания кос? (Под ударением, другое значение, не корень.)
3. Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о.
Обозначьте условия выбора данной орфограммы.
Весло к…снулось воды.
Крючок к…сается дна.
Наши лодки соприк…снулись.
Ветка прик…снулась к лицу.
Осторожно прик…нитесь к ране.
Причинить боль к…санием.
Задание. Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — встаем.
Расположить у костра.
Устно. Вставьте подходящие по смыслу слона с корнем кас — — — кос-. В каких предложениях эти слова имеют прямое, а в каких — переносное значение?
Слова для справок: касаются, касание, коснулась, прикосновение, прикоснулось.
Задание 2: Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?
“ Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
“ Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
“ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
“ Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)
Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”).
Работа с учебником. Выполнение упражнения ________
3. Чтобы лучше запомнить тему, предлагаю прослушать сказку о двух братьях Кос и Кас, оживим наши суффиксы.
Жили–были на свете два брата Кос и Кас. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Кос сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Кас очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Кас получил письмо от суффикса а, который тоже искал товарища. С тех пор Кас и суффикс а — неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс а.
«Тот, что с другом а, тот Кас, а тот, что один, тот Кос»,- говорят окружающие. Вот так суффикс а стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
Итак. Узелок на память!.
Если видишь, что за корнем появился суффикс А.
То, без всякого сомненья,
Корень « Кас » пиши всегда.
— Подошёл к концу наш урок. Вспомните весь наш урок и закончите предложения.