Масляная живопись
Отдельные письменные сведения о масляной живописи встречаются в античных и средневековых манускриптах. Широкое распространение станковая масляная живопись получила после усовершенствования её Я. ван Эйком в первой половине XV в.; с XVI в. она является ведущей техникой в живописи.
Литература: Э. Бергер, История развития техники масляной живописи, (пер. с нем.), М., 1961; А. Н. Лужецкая, Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX в., (М., 1965); Jaxtheimer В., Die Цlmalerei, W.-Mьnch., (1971).
одна из техник станковой живописи. Основана на связывании красочных пигментов различными быстро сохнущими растительными маслами (льняное, маковое, ореховое и др.) и лаками. Масляные краски можно наносить на холст густыми или прозрачными слоями, по-разному накладывать мазок, добиваясь эмалевой гладкости или, напротив, рельефности. Масляные краски долгое время не меняют тона и блеска, ими легко передать всё разнообразие фактур окружающего мира. Изобретение масляной живописи связывают с именем нидерландского живописца 15 в. Яна ван Эйка. В Италию рецепт масляной живописи привёз Антонелло да Мессина. В мастерских венецианских мастеров Джорджоне и Тициана происходит окончательное освобождение масляной живописи от традиций работы темперой. Метод масляной живописи старых мастеров основан на последовательности трёх слоёв и трёх этапов работы. Сначала на загрунтованный холст или дерево наносили тонким прозрачным слоем детализированный рисунок кистью, чаще всего однотонный. Поверх него накладывали подмалёвок, который выполнялся кроющими, корпусными (непрозрачными) красками. В подмалёвке лепится форма, белилами выделяются светлые части. Последний слой выполнялся прозрачными лессировками. Он делал нижележащие краски более тёмными и тёплыми, усиливал красочное богатство и светоносность цветов. Методы новейшей живописи (начиная с импрессионизма) иные: в ней нет чётко выраженных этапов работы; рисунок, форма и цвет часто лепятся в один приём (alla prima). Масляная живопись – самая «индивидуальная» из живописных техник, позволяющая ярко раскрыться неповторимой творческой манере каждого мастера.
Инструменты живописца
Полезное
Смотреть что такое «Масляная живопись» в других словарях:
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — вид живописи художественными масляными красками. Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Техника масляной… … Большой Энциклопедический словарь
масляная живопись — вид живописи художественными масляными красками. Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Техника масляной… … Энциклопедический словарь
Масляная живопись — «Мона Лиза» раб … Википедия
Масляная живопись — или живопись масляными красками. Начало ее собственно не известно, но приписывалось нидерландским живописцам, братьям Ван Эйкам (1366 1440); во всяком случае, они, были преобразователями современной им техники живописи. В прежнее время… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Масляная живопись — вид живописи художественными масляными красками (См. Масляные краски), иногда с применением лаков. Масляными красками пишут главным образом на холсте, а также картоне, дереве, металле, покрытых специальными Грунтами (станковая М. ж.), на… … Большая советская энциклопедия
масляная живопись — Тип живописи, нашедший применение с рубежа XIV XV вв. Сначала ее использовали только для завершающих, лессировочных (прозрачных) слоев произведения, накладываемых поверх изображений, написанных темперными красками. Такое сочетание иногда… … Словарь иконописца
казеиново-масляная живопись — Один из видов живописи, рецептуру и технологию которой начали разрабатывать в Западной Европе со второй половины XIX в. как для настенной, так и для станковой живописи. В качестве связующего используется состав из сухого казеина, высыхающего… … Словарь иконописца
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… … Художественная энциклопедия
ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Живопись важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.… … Большой Энциклопедический словарь
Живопись — Живопись: одна из технических разновидностей живописи фреска. Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело. ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Масляная живопись
Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.
Содержание
Технология масляной живописи
Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.
Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны.
Пигменты бывают прозрачные (лессирующие) и укрывистые (покрывные). Прозрачные пигменты прозрачны сами по себе и создают ощущение глянца и глубины в слое краски. Укрывистые непрозрачны и пропускают свет, только если их сильно разбавить, но ощущения глубины все равно не получается. Прозрачные краски почти не теряют насыщенность при смешивании, укрывистые же быстро сереют — если смешать достаточно разные цвета. Старые мастера как правило предпочитали прозрачные краски, а на палитрах импрессионистов, наоборот, все краски, за исключением ультрамарина, были укрывистые.
Лучшие краски содержат всего один пигмент в максимальной концентрации. Но иногда, чтобы заменить токсичный, неустойчивый или дорогой пигмент, краску смешивают из нескольких пигментов. Часто такие краски смешиваются для того, чтобы придать красочному слою прозрачность там, где оригинал укрывист. Хотя большинство красок, полученных подобным способом, уступают оригиналу в чистоте и яркости, случается, что грамотно подобранная смесь ярче и чище оригинала. Единственное — в таких красках ни в коем случае не должно быть белил, так как краска будет абсолютно непригодна для темных глубоких смесей.
Для производства масляных красок наиболее популярно льняное масло. Лучшим маслом считается масло холодной выжимки. Качественное льняное масло имеет золотистый цвет и не имеет запаха. Для белой и холодных красок часто используется маковое масло, так как оно почти бесцветно, но основанные на нём краски дольше сохнут и могут потрескаться.
На свету и в присутствии воздуха масло «окисляется» и затвердевает, образуя прозрачную водоустойчивую пленку, удерживающую пигменты. Этот процесс не прекращается в течение 2-3 лет, за которые картина сначала существенно прибавляет в весе, а затем снова его теряет, но «подсохнуть» масло успевает за 4-12 дней. Полностью сухое масло очень хрупко и легко трескается при малейшем изгибе.
Льняное масло желтеет без света. Поэтому картина, долго пролежавшая в шкафу, обязательно пожелтеет. Если выставить пожелтевшую картину на пару недель на солнце, она вернет свой изначальный цвет. Рафинированное льняное масло устойчивее к пожелтению, но более хрупко. Некоторые пигменты боятся солнца поэтому картину не следует держать на ярком свету слишком долго.
Чаще всего масляными красками пишут на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели. Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью холста и придать основанию определенную фактуру и цвет.
Отдельной техникой живописи является гласография, когда масляные краски наносятся на стекло с заранее подготовленным рисунком. В этом случае грунт не наносится и процедура письма осуществляется прямо по прозрачной поверхности стекла, но только с обратной, изнаночной стороны. Процесс высыхания красочного слоя на стекле более длительный, нежели на холсте, однако, в результате краски становятся с поверхностью практически одним целым. |
Наиболее популярными являются акриловые грунты как наиболее простые в применении и легкодоступные. Акриловый грунт наносится в 4-5 тонких слоев на растянутый холст или другую поверхность и полностью высыхает в течение одного дня. Акриловый грунт легко окрашивается в любой цвет с помощью добавления к нему акриловых красок или сухих пигментов. Чтобы воспрепятствовать впитыванию масла в грунт, его покрывают тонким слоем льняного масла или специально предназначенным для этого клеем. От качества грунта напрямую зависят яркость красок и долговечность работы. При использовании прозрачных и полупрозрачных красок цвет грунта может определять общий колорит картины, а также, до некоторой степени, может облегчать и ускорять работу над ней (см. Имприматура). Старые мастера умели пользоваться этим.
Для письма масляными красками наиболее популярны кисточки из свиной щетины, использующиеся для грубой работы, и красный соболь для тонких деталей. Но рисовать можно не только кисточками. Например, можно рисовать мастихином, губкой или тряпкой — всем, кроме пальцев, так как многие пигменты токсичны и легко проникают сквозь кожу. Синтетические кисточки для рисования маслом практически непригодны, они легко портятся под воздействием лаков и растворителей и удерживают мало краски. Хорошая синтетика, близкая по качеству к натуральному волосу, зачастую намного его дороже. Важно отметить, что для живописи качество кисточек важнее качества красок (субъективное мнение).
Краски смешивают на палитре кистью или мастихином (специальный «нож» или «мастерок»). Мастихины делают из нержавеющего металла или пластика. Металлические мастихины более надежны и удобны, но могут изменить цвет некоторых пигментов или послужить катализатором для реакции некоторых пигментов в краске. В случае подобного риска обычно используют пластиковый мастихин. Чтобы избежать химических реакций пигментов и сохранить яркость красок, не следует смешивать более трёх пигментов сразу — к оттенку надо идти кратчайшим путем.
Палитрой может служить деревянная дощечка, вощеная бумага, керамическая плитка или кусок стекла. Лучше использовать стекло, так как оно не впитывает масло, не реагирует с пигментами, легко очищается скребком и, под него можно подложить бумагу такого же цвета что и грунт, что существенно облегчает подбор и смешивание цветов. Так же часто используются профессиональные палитры из промасленного дерева, пластика или оргстекла.
Чтобы разбавить краску или сполоснуть кисточку, используют скипидар или любой другой растворитель — достаточно чистый, чтобы полностью испариться, не оставляя жирных пятен или других загрязнителей, способных испортить краску. Сильно разбавлять краску нельзя, так как она может не прилипнуть к предыдущему слою, если в ней не содержится достаточно масла. Минеральные растворители могут способствовать выцветанию краски. В верхних слоях картины для разжижения краски лучше использовать небольшое количество льняного масла.
Растворитель для мытья кисточки не выливают, а держат в специальной баночке с двойным дном — второе дно с отверстиями. Пигменты постепенно оседают на дно сквозь отверстия, и растворитель можно использовать снова, не боясь побеспокоить осевшую на дно грязь. Кисточку перед мытьем тщательно вытирают тряпкой. После мытья растворителем кисточки моют теплой водой с шампунем и тщательно вытирают, перед тем как убрать. Хранят кисточки обычно ставя вертикально в стакане, головой вверх, чтобы они быстрее высыхали и не теряли форму.
Для придания масляным краскам блеска к ним подмешивают специальные лаки и смолы, например даммарную смолу, растворённую во французском терпентине с добавлением сгущенного на солнце льняного масла. Краски могут потрескаться от избытка лака, поэтому лаков и смол не рекомендуется добавлять более десяти процентов от объема краски.
При работе с лаком, следует использовать растворитель способный данный лак полностью растворить. Если растворитель недостаточно сильный, то некоторые компоненты лака могут не раствориться и выпасть в осадок. Если такой лак смешать с краской, то она скорее всего потеряет свой блеск. Иногда этот эффект используют для получения более прозрачного, но в то же время более хрупкого лака.
В современные краски так же часто добавляют вещества ускоряющие высыхание, так называемые сиккативы. Быстро сохнущие краски очень удобны, но могут потрескаться через несколько лет, когда краска полностью высохнет. Иногда, напротив, используют специальные краски, которые сохнут медленнее; это нашло применение в технике алла прима, подразумевающей выполнение картины за один сеанс.
Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Мольберты бывают стационарные и переносные. И те, и другие делаются из дерева, металла или пластика. Наиболее популярны деревянные мольберты, так как они устойчивее алюминиевых и пластиковых мольбертов и в то же время существенно легче стальных.
Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Один из наиболее популярных лаков — кетоновый. Он легко смывается спиртом в случае повреждения его поверхности.
История
Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя изобретателем масляной живописи (как считалось ранее) он всё же не был. Подробнее см. Ранняя нидерландская живопись.
Как выяснилось после разрушения Бамианских статуй Будды, масляная живопись была в ходу уже в VII веке до н. э. [1]
В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби, чему способствовало появление техник в стиле «сделай сам», как, например, техника рисования Боба Росса.
Чтобы понять, как пишутся слова «масляный» и «масленый», для начала рекомендуется определиться, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого необходимо взять предложение, в котором встречается такая конструкция, после чего задать вопрос от главного слова к зависимому: «Насквозь масленная салфетка была полностью отстирана каким-то химическим веществом» — салфетка какая? — «масленная». Становится понятно, что приходится иметь дело с отглагольным прилагательным (ОП), поскольку слово обозначает признак предмета. Вот еще несколько похожих примеров:
Распознать конструкцию на письме можно по лексическому значению, которое она имеет. Как правило, речь идет о том, что какой-то предмет пропитан или покрыт маслом, например, «масленый блин», «масленая каша» и т. д. Именно от таких слов и произошло название масленица. Также нередко бывает, что прилагательное приобретает значение «испачканный маслом» или «измазанный маслом», поэтому на письме часто встречаются такие примеры:
Не стоит забывать, что отглагольное прилагательное может иногда выступать в переносном значении, особенно если речь идет о художественной литературе.
Вот несколько интересных примеров:
С тремя последними словами вопросов обычно не возникает, поскольку точно понятно, что они образуются от существительных. Но отыменное прилагательное «масляный» очень похоже на отглагольное, поэтому ошибиться в правописании может даже опытный писатель. Но если уметь правильно распознать лексическое значение, то вопросов возникнуть не должно. Вот наиболее распространенные примеры, подходящие для прилагательного «масляный»:
Для человека, который хорошо разбирается в различиях лексической роли, отличия «масляный» и «масленый» являются очевидными. Но научиться такому умению можно лишь в том случае, если часто встречать на письме примеры с употреблением этих конструкций. Существительные, с которыми рассматриваемое прилагательное сочетается лучше всего:
Если прилагательное произошло от существительного, то в его суффиксе будет обязательно писаться буква «я». Определить способ образования можно с помощью лексического значения, которое несет конструкция (придется выучить три пункта назубок).
Отыменное прилагательное в тексте
Слово «масляный» часто встречается в различных текстах на русском языке. Такая тенденция наблюдается как в художественной литературе, так и в информационной, например, в статьях. Если иметь с ними дело часто, то не будет трудностей с тем, как правильно писать «масляный». Предложения со словом «масляный», которые можно привести в качестве наглядных примеров:
Если ежедневно читать по несколько таких предложений, то со временем правописание словосочетания не будет вызывать никаких проблем. Но чтобы ускорить процесс обучения, рекомендуется также разбирать каждый пример, пытаясь объяснить, почему в конкретном слове в суффиксе пишется буква «я», а не «е». То же касается и предложений, в которых употребляется второй пароним.
Примеры использования ОП
Слово «масленый» встречается в русском языке гораздо реже, чем «масляный», однако это не значит, что не стоит рассматривать предложения с его употреблением. Если человек будет видеть разницу в лексическом значении, то он никогда не совершит ошибку в правописании суффикса, а также сможет без каких-либо проблем находить в тексте и другие паронимы. Вот несколько таких предложений:
Паронимы — это одна из самых интересных, но в то же время довольно сложных тем в русском языке, поскольку она требует запоминания большого количества лексических значений, которые обычно легко перепутать. Однако если помнить, что слова образуются от разных частей речи, то существенных трудностей в правописании возникать не должно. Достаточно просто несколько минут подумать над тем, является ли прилагательное отыменным или отглагольным, а уже потом делать какие-либо выводы. Сначала это может показаться трудным, но если иметь дело с паронимами часто, то тема усвоится за считаные дни.
Масляный или масленый?
Как думаете – поскользнуться проще на масленом полу или на масляном? Чем вообще различаются эти слова и как правильно пишутся? МаслеНый или масляНый? Или вообще маслеННый? Ищем разницу и разбираемся.
Употребление слова масляНый
Итак, что значит масляНый, и как это слово пишется? Запомнить несложно: масляный – значит:
Примеры предложений
Одна или две буквы Н в слове масляный? Тут запомнить ещё проще: прилагательное масляНый образовано от корня «масл-о» при помощи суффикса «-ян». А в русском языке все прилагательные с суффиксом «-ан/-ян» пишутся только с одной Н. Исключение составляют три слова: стекляННый, оловяННый, деревяННый. Любые другие прилагательные – с одной Н:
Употребление слова маслеНый
Отглагольное прилагательное маслеНый образовано от глагола несовершенного вида «маслить» с суффиксом «-ен» и пишется с одной буквой Н, как и все отглагольные прилагательные без приставки и зависимого слова:
Суффикс же – «-ян» или «-ен» определяется значением слова. маслеНый – значит «покрытый маслом», «пропитанный маслом», «испачканный в масле»: масленые пальцы, масленый блин.
Также маслеНый можно использовать в переносном значении: льстивый, угодливый, вожделеющий: масленый взгляд, масленые речи.
Иногда неделю, предшествующую празднику Масленице, называют Масленой неделей.
Примеры предложений
Употребление слова маслеННый
МаслеННый с двумя НН в суффиксе пишется в том случае, если это – страдательное причастие. В этом случае всегда есть зависимое слово: масленный кистью, масленный мамой и т.д.
Кроме того, если прилагательное маслеННый образовано от глагола несовершенного вида «маслить» (что делать?), то пишем одну Н. Но если глагол совершенного вида – «промаслить, замаслить, намаслить» (что сделать?), то и отглагольное прилагательное не только получает приставку, но и две Н в суффиксе: промасленный, замасленный, намасленный.
Примеры предложений
Ошибочное написание
Ошибкой будет написать маслеННый с двумя Н без зависимого слова и без приставки, а также написать две Н в суффиксе «-ян» — масляННый.
Заключение
Итак, достаточно запомнить, что масляНый не входит в список исключений для прилагательных с суффиксом «-ан/-ян» и потому пишется с одним Н. А также – что отглагольные прилагательные с суффиксом «-ен» пишутся с одной Н. Два Н – только в причастиях с зависимым словом либо в сочетании с приставкой.
Масляный, масленый или масленный: как правильно?
В русском языке встречается много сложных конструкций и спорных вариантов правописания, казалось бы, одного и того же слова. Такие слова, которые на слух воспринимаются одинаково, но пишутся по-разному, называют паронимами. Например, как правильно писать «масляный», «масленый» или «масленный»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно изучить правила образования прилагательных в русском языке и использования для этого суффиксов «-ян-», «-н-«, «-нн-«.
В каких случаях пишут «масляный»
«Масляный» − это отыменное прилагательное, которое образовано от существительного «масло» при помощи суффикса «-ян-«. Им можно описать предметы, которые либо сделаны из масла (масляный крем, масляные краски и т.д.), либо работают на масле (масляный двигатель, масляный фильтр и т.д.).
Отыменные прилагательные можно образовать при помощи суффикса «-ян-« и от других существительных, например, кость – костяной, ветер – ветряной, румяна – румяный и т.д.
Помимо выбора суффикса, даже у грамотных людей часто возникает вопрос, как писать слово «масляный» − с одной «н» или с двумя. В данном случае нужно обратиться к правилам правописания суффиксов «-ан-«, «-ян-«: отыменные прилагательные, образованные при помощи этих суффиксов, пишутся с одной буквой «н».
Примеры предложений
Когда используется слово «масленый»
При помощи суффикса «-ен-» от глагола «маслить» можно образовать прилагательное «масленый». В данном случае прилагательное будет наделять предмет такими свойствами, как «пропитанный маслом» или «покрытый маслом».
Поскольку это прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, то пишется оно с одной «н».
масл ен ый Похожая статья «Отреж» или «отрежь»: как правильно?
«Масленый» часто употребляется в переносном значении. Например, масленый голос, масленый говор и т.д. Стоит отметить и то, что это отглагольное прилагательное не имеет в контексте зависимого слова.
Примеры предложений
В каких случаях употребляют слово «масленный»
При помощи суффикса «-нн-» от глагола «маслить» можно образовать прилагательное «масленный», которое выступает страдательным причастием. Такая форма отглагольного прилагательного используется с зависимым словом – масленный кем-то или чем-то. Например, масленный опытной рукой, масленный отцом, масленный губкой и т.д.
Стоит отметить, что при образовании прилагательных от глаголов совершенного вида они обретают соответствующую приставку и суффикс «-нн-». Например, промаслить – промасленный, намаслить – намасленный, замаслить – замасленный и т.д. В данном случае зависимого слова может и не быть.
Примеры предложений
Чтобы определить, какой из вариантов написания – «масленый», «масляный» или «масленный», выбрать, необходимо в первую очередь прочесть приложение полностью и вникнуть в контекст. Далее определить, образовано прилагательное от существительного (тогда для этого должен быть использован суффикс «-ян-») или от глагола («-н-«, «-нн-»).
В случае с отыменными прилагательными, 2 буквы «н» в суффиксе пишутся только у слов-исключений, в число которых «масляный» не входит.
Отглагольные прилагательные, в свою очередь, делятся на такие, которые образованы от глагола несовершенного вида (-н-) и совершенного вида (-нн-). Также прилагательное образовывается при помощи «-нн-», в случае если оно используется с зависимым словом и выступает страдательным причастием.