Поиск ответа
Вопрос № 300970 |
Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, ответьте! Как будет писаться слово запор в контексте автомобиля « Запороже ц»? С заглавной и в кавычках? Или со строчной, но без?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, меня интересует написание слова « запороже ц». Если имеется в виду автомобиль как техническое изделие, оно пишется со строчной в кавычках?
Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Да, хотя в бытовом употреблении возможно и написание без кавычек: приехал на стареньком запорожце.
правильно ли: «мерседес», джип, » Запороже ц», «газик»
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: «мерседес», « запороже ц», джип, газик. В бытовом употреблении возможно написание без кавычек и слов мерседес, запороже ц.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
О склонении фамилий см. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=164 [Письмовнике]. О происхождении фамилии обратитесь на сайт www.familii.ru
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать названия автомобилей: » запороже ц», «мерседес», «лендровер»? В каких случаях они пишутся с большой буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать названия автомобилей: » запороже ц», «мерседес», «лендровер»? Пишутся ли названия автомобилей с большой буквы?
Ответ справочной службы русского языка
СОДЕРЖАНИЕ
Первое поколение (1960-1969)
ЗАЗ-965
Также существовала модель автофургона для советского почтамта, 965S, с правым рулем и закрытыми окнами.
ЗАЗ-965А
Поскольку советские водители должны были делать большую часть обслуживания самостоятельно, а автосервисы в любом случае были в дефиците, расположение двигателя V4 под углом 90 ° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, произошло за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.
У 965А также были версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЕ Ялта.
Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди Советского Союза, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно много их было выпущено в вариантах для инвалидов, с доработанным рулевым управлением.
В период с ноября 1966 года по май 1969 года одновременно производились 965A и его преемник ZAZ966.
Когда производство 965 закончилось, было построено 322 116 экземпляров.
ЗАЗ KD 1969 года также был основан на модели 965, оснащенной стекловолоконным кузовом, что дало ему вес всего 500 кг и максимальную скорость 75 миль в час (121 км / ч) при мощности всего 30 л.с. (22 кВт). Он также никогда не производился в больших количествах.
«Горбатый» с московскими корнями. Как создавался первый «Запорожец»
Поскольку страны Европы в 1950-х проходили через массовую автомобилизацию, пересаживаясь с велосипедов и мотороллеров на дешевые, компактные и экономичные машины, задача создать автомобиль подобного класса была поставлена и перед советскими конструкторами.
Точнее, главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей А. Ф. Андронова осенью 1956-го вызвал к себе министр автопромышленности Н. И. Строкин и поручил такую задачу МЗМА. Рождение Южмаша. Как Сталин решил судьбу несостоявшегося днепропетровского автогиганта
Андронов начал ссылаться на загруженность завода своими проектами, предложил поручить задание институту НАМИ (Научный автомоторный институт — ред.), но Строкин возразил, что коллектив НАМИ с работой не справится, а Андронов лучше всех в стране знает малолитражные автомобили, ему и карты в руки. В завершение разговора министр добавил, что ему очень нравится итальянский FIAT 600.
Намек был более чем прозрачным. Итальянский «Сейченто», один из шедевров конструктора Данте Джакозы, выпускавшийся в Турине с 1955 года, покорил всю Европу своей рациональной компоновкой — двигатель сзади, простой, но не примитивный, очень симпатичный внешне кузов, рассчитанный на четырех человек.
Задачу копировать ФИАТ Строкин не ставил, сразу оговорив, что кузов Андронов может проектировать какой сочтет нужным. Но на компоновку «шестисотого» ориентироваться стоит.
Никакого восторга от приказа начальства Андронов не испытал, но делать было нечего, и для МЗМА наступили горячие денечки: работали в две смены. Единственным утешением для коллектива могло быть сознание того, что на конвейер новинку в Москве точно не придется ставить — у МЗМА для этого попросту не было никаких возможностей.
Опыта создания заднемоторной мини-легковушки в СССР почти не было, если не считать ряда опытных машин середины 1950-х, не дошедших до конвейера — НАМИ-031, НАМИ-048, ИМЗ-А50 «Белка». В отличие от ФИАТа, советский автомобиль получил двигатель воздушного охлаждения, двухцилиндровый мотоциклетный МД-65, развивавший 17,5 лошадиных сил. Кузов и ходовая часть были созданы на МЗМА. Автомобиль для комсомолки, спортсменки и просто красавицы. Как в 1960-х микроавтобус из УССР покорил всю страну
Внешне «Москвич-444» (такое условное название присвоили построенной в 1957-м машине) напоминал FIAT 600 лишь отдаленно: сбоку у него размещались небольшие никелированные «ушки» и выштамповки а-ля «Москвич-402», стекла в дверях не сдвигались, как у ФИАТа, а опускались стеклоподъемниками. Другим было и оформление передка — оно было заимствовано у опытной микролитражки НАМИ-059, дизайнером которой выступил Юрий Аронович Долматовский.
Двери «Москвича-444» открывались, как и у ФИАТа, против хода движения, причем архаичную конструкцию оставили намеренно — чтобы облегчить выход из машины водителю-инвалиду (сразу предполагалось, что будет версия для людей с ограниченными физическими возможностями).
Внутри салона царил строгий минимализм, однако подобная, с современной точки зрения, «бедность» тогда была для машин такого класса совершенно нормальной, в том числе в Европе, и никакого отторжения не вызывала.
В 1958 году прототип сменил индекс — теперь он был «Москвичом-560» и выглядел несколько иначе: другие крылья и оформление передка.
Однако к тому времени уже стало понятно, что двигатель МД-65 для машины не годится: он был очень шумным и слишком слабым, с трудом разгонял автомобиль до 80 километров в час. От «Украины» до «Таврии»: как автомобили в СССР получали украинские имена
Работу над новым мотором вел в НАМИ Александр Семенович Айзенберг, автор довоенного мотора для лимузина ЗИС-101. К июню 1959-го он подготовил сразу два варианта двигателя мощностью 23 лошадиные силы, один из которых имел оппозитное расположение цилиндров, второй, более компактный, — V-образное. Его в итоге и приняли к производству.
Этот двигатель не помещался в моторный отсек, поэтому покатая, как у ФИАТа, задняя стенка кузова была заменена небольшой выпуклостью, из-за которой машина получила свое главное прозвище — «Горбатый». Одновременно была доработана и коробка передач.
Интересно, что к окончательному варианту ЗАЗ-965 приложили руку известные выходцы с ГАЗа Борис Михайлович Фиттерман («отец» нескольких горьковских вездеходов) и Юрий Наумович Сорочкин, создатель первого советского пикапа ГАЗ-4 и первого бескапотного автобуса ПАЗ.
К тому времени уже было понятно, под какой маркой будет выпускаться новый автомобиль.
В апреле 1959-го всю документацию по «Москвичу-560» передали с МЗМА на Запорожский автомобильный завод ЗАЗ, который раньше назывался «Коммунар» и выпускал сельскохозяйственную технику. Там машине был присвоен индекс ЗАЗ-965 и имя собственное на украинском языке — «Запорожець». Впрочем, так автомобиль назывался только официально, в быту все его называли по-русски — «Запорожец». Электронное правительство СССР. Несостоявшаяся утопия
Премьера машины в Кремле состоялась 18 июля 1960 года. Хрущев одобрил ЗАЗ-965 и назвал его хорошим подарком трудящимся. Первая партия машин была собрана в Запорожье 22 ноября 1960 года.
На тот момент это был самый недорогой советский легковой автомобиль, он стоил 18 тысяч рублей (следующим по стоимости был «Москвич-407» — он стоил 25 тысяч). После денежной реформы 1961 года цена равнялась 1 800 рублям.
Первый легковой автомобиль Советской Украины обладала массой достоинств: «Запорожец» получился компактным, экономичным, достаточно вместительным, простым в обслуживании и ремонте, отличался отличной проходимостью.
Однако хватало и минусов: низкая динамика разгона; в жару двигатель перегревался, к тому же он отчаянно тарахтел; бензобак размещался спереди машины, в багажнике, что было чревато неприятными последствиями при аварии; багажник был слишком тесным; двери «Запорожца», старомодно открывавшиеся против движения, при непроизвольном распахивании во время движения делали машину практически неуправляемой.
Кроме того, ЗАЗ-965 оказался вовсе не таким уж «общедоступным», каким его планировали создатели: сумма в 1800 рублей была для граждан СССР весьма ощутимой, никаких скидок и рассрочек на «Запорожец» не предлагалось, более того — со временем он не дешевел, а дорожал и в конце выпуска стоил уже 2200 рублей.
Так что бедные студенты и одинокие домохозяйки позволить себе такую машину никак не могли.
Ну и самое главное — психология советского автовладельца оказалась совершенно иной, нежели на Западе. Если европейцы радовались возможности приобрести дешевую крошечную машинку, которая экономит бензин и легко паркуется где угодно, то у нас над «Запорожцем» откровенно потешались. Называли его «Горбатым», «Жужиком», не считали полноценной машиной, как «Москвич» и тем более «Волгу». День в истории. 25 мая: в Москве появилась своя «Украина»
Помните, как называют его герои кинокомедии «Три плюс два»? «Консервная банка системы Запорожец». И это о новой, только что запущенной в серию модели.
С таким подходом истинно «народным», любимым автомобилем, символом своей страны, как итальянские FIAT 600 и FIAT Nuova 500, французские «Citroen 2CV» и «Renault 4», немецкий «Volkswagen Kafer», югославская «Zastava 750» или английский «Mini», «Запорожцу» в СССР так и не суждено было стать.
Между тем за рубежом достоинства ЗАЗ-965 вполне оценили.
Экспортная версия машины даже получила отдельное наименование — «Yalta». ЗАЗ-965Э отличался от обычного «Запорожца» наличием зеркала заднего вида на левом крыле, красивого ниспадающего молдинга на борту, улучшенной отделки салона и усиленной шумоизоляции. Такие машины, кроме соцстран, продавались также в Финляндии и Бельгии, причем вполне успешно — в Европе нашли своих покупателей около пяти тысяч машин «Ялта».
Коллектив Запорожского автозавода во главе с главным конструктором Владимиром Петровичем Стешенко очень скоро приступил к работе над «сменщиком» 965-го, который сразу же планировался уже не как итальяноподобный «мини», а как автомобиль с «полноценным», солидным трехобъемным кузовом.
Новинку можно было видеть уже в ноябре 1961-го на ВДНХ, но путь к конвейеру будущего ЗАЗ-966 по ряду причин оказался очень долгим. Вместо принципиально новой машины потребители в октябре 1962 года получили ЗАЗ-965А, чей двигатель развивал уже 27 лошадиных сил (с 1966 года — 30 лошадиных сил). День в истории. 22 ноября: Сделан «настоящий подарок для рабочего класса»
Были и внешние отличия — подфарники устанавливали в крыльях, а не на них, появилась новая эмблема с изображением Днепрогэса вместо пятиконечной звезды, на боковинах — воздухозаборники-«терки», а с задней стенки исчез некрасивый зарешеченный квадрат, предназначенный для охлаждения мотора.
На базе ЗАЗ-965А выпускали две модификации для инвалидов — 965Б (с 1963 г. стала называться 965АБ) и 965АР (с 1966 г.)
Кроме того, в 1962-63-м тиражом 650 экземпляров выпустили праворульный ЗАЗ-965С, предназначенный для доставки почты. Считалось, что водителю, чья работа состоит в постоянных переездах от почтового ящика к ящику за порцией писем, удобнее парковаться на автомобиле с правым рулем. Окна почтового «Запорожца» были закрыты металлическими вставками, другой была и конструкция воздухозаборников.
В 1969 году выпуск ЗАЗ-965А прекратился (последние три года он выпускался параллельно с ЗАЗ-966). К этому времени Запорожский автозавод выпустил 322 106 экземпляров машин 965-го семейства. С годами восприятие «Горбатых» в народе изменилось — эти машинки по-прежнему вызывают улыбку, но уже добрую и ностальгическую.
Для чего в «Запорожце» был предусмотрен этот загадочный лючок, который так поразил Джереми Кларксона
Метки
На протяжении тридцати сезонов телешоу Top Gear его ведущие побывали за рулем признанных шедевров мирового автопрома. Но Jaguar, Porsche, Aston Martin и Lamborghini не смогли удивить Джереми Кларксона так, как это сделал обычный старый «Запорожец». В чём же секрет самого узнаваемого советского авто?
Старый «Запорожец»
История создания
В 50-х годах XX века широкую популярность в Европе приобрела концепция практичного и доступного малолитражного народного автомобиля. В Германии такой моделью стал «Фольксваген-жук», в Италии — «Фиат-500».
В это же время автопром СССР мог предложить автолюбителям только более крупные «Москвич» и «Волгу». А при своей немаленькой цене эти транспортные средства продолжали оставаться для многих советских граждан недостижимой мечтой.
журналисты осматривают новый автомобиль эконом-класса Fiat 500, 29 июля 1957 года / GettyImages
Поэтому было принято решение наладить выпуск машины, которая будет доступной для широких масс трудящихся. В качестве ее прототипа Хрущев выбрал итальянский «Фиат-600». А выпуск новинки поручили Запорожскому заводу сельхозтехники.
Уже 1 октября 1960 года с конвейера сошел первый автомобиль «Запорожец» — ЗАЗ-965. Он выпускался с 1960-го по 1969 годы и за необычную форму кузова получил в народе любовное прозвище «горбатый».
В 1966 году в серию вышел кардинально переработанный ЗАЗ-966, в котором конструкторы учли опыт эксплуатации предшественника и устранили самые существенные его недостатки. А в 1971-м ему на смену пришел более современный ЗАЗ-968 с новыми поворотниками и приборной моделью.
© Depositphotos
Свой интерес в в выпуске «Запорожца», как ни странно, имели и военные. Дело в том, что все варианты «Запорожцев» максимально унифицировались по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (ЛуАЗ-967). Отсюда берут начало уникальные родовые черты запорожских малолитражек — воздушное охлаждение двигателя, гладкое днище, впечатляющие проходимость и ремонтопригодность.
Истоки всенародной любви к «Запорожцу»
Пожалуй, нет другого советского автомобиля, отзывы о котором были бы настолько диаметрально противоположными. Одни клянут перегрев мотора летом и плохой запуск зимой, вспоминают высокий уровень шума, недовольны тесным салоном и капризной печкой.
Другие считают, что для поездок на дачу, рыбалку или охоту лучше автомобиля просто не найти. Смешной вес позволял вручную вытолкать «малыша» из грязи, а независимая подвеска и расположение двигателя над ведущими колесами обеспечивала «Запорожцу» проходимость как у трактора.
К этому стоит добавить доступную цену и возможность ремонта буквально «на коленке». Старожилы вспоминают, как в одиночку снимали двигатель вместе с коробкой передач и после ремонта сами же ставили на место.
Чем же всё-таки ЗАЗ-968 так поразил Джереми Кларксона?
«С расположенным сзади двигателем это точная копия Porsche 911, — подытоживает тест-драйв Джереми Кларксон, — за исключением одного: под ковриком в ногах у пассажира есть небольшой прямоугольный лючок… Такого даже в “Майбахе” нет!»
По мнению Кларксона, этот секретный козырь «Запорожца» предназначен для… зимней рыбалки. Останавливаешься, например, на замерзшем озере, делаешь дырку во льду, опускаешь туда прямо из салона удочку, включаешь автономную печку и рыбачишь в тепле и уюте, не выходя из машины.
Что ж, Джереми шутник еще тот. Но штука вот в чём: точно определить назначение так заинтриговавшего англичанина артефакта никто не может. В Интернете, как водится, вагон мнений. По одной из версий, это загадочное отверстие предназначено для слива воды. Мол, снял сиденья, помыл пол из шланга, а вода с грязью спокойненько стекла в лючок.
По другой, это технологическое отверстие для слива грунта на заводе. Близкая по смыслу теория предполагает, что в него вставляли некий тяговый рычаг для перемещения корпуса авто по конвейеру. Есть и шуточные версии вроде той, что через отверстие «Запорожец» с отказавшими тормозами можно остановить с помощью лома. А у тебя есть своя теория на этот счет?
В статье и на превью использованы фото Getty Images.
О советском автомобиле №1 — знаменитом «Запорожце»
Автомобили ЗАЗ-965 «Запорожец», 1961 год
Н. Рахманов/РИА «Новости»
«Горбатый», «ушастый», «чебурашка», «мыльница» — каких только прозвищ не было в народе для советских «Запорожцев». По-настоящему «народный» автомобиль в 60-е завоевал любовь населения. Какие бы недостатки не были ему присущи, для многих «Запорожец» и по сей день — часть семейной истории.
Самый маленький и доступный, и, возможно, самый узнаваемый «Запорожец» ЗАЗ-965 сразу окрестили «горбатый» за форму кузова. В этом советский автомобиль стал братом итальянского Fiat 600, но отличался всем остальным — другой двигатель, коробка, подвеска и увеличенные шины. На ЗАЗ-965 ставили двигатели мощностью не более 27 «лошадей», которые располагались позади пассажирского салона, а багажник вопреки традициям — впереди. При желании прокатиться на «зазике» можно было на скорости 90 км/ч.
Тогда «Запорожец» стоил 1800 рублей, или около 16-18 зарплат рабочего. Впрочем, это в три раза дешевле «Волги».
«Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся», — оценивал тогда глава государства Никита Хрущев. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки (по 1,80 руб.). «Брошу пить, куплю машину», — подтрунивали тогда.
На ЗАЗ-965 гордо красовалась надпись «Запорожець». Первый автомобиль этого бренда любили за его миниатюрность, да и просто за возможность хоть на чем-то ездить. Большая страна в годы стремительного развития технологий нуждалась в легковых автомобилях. До «Запорожца» ездили в основном на общественном транспорте и мотоциклах — неудивительно, что ЗАЗ так быстро стал народным любимцем. Пусть и неудобный, зато неприхотливый. Для многих семей в СССР именно неказистый «Запорожец» стал первым автомобилем в семье.
«А вы знаете, почему у «Запорожца» багажник спереди? — Потому что на такой скорости за вещичками надо присматривать», — шутили тогда. Конечно, и по сей день внешний вид «Запорожца», да и его технические характеристики любят «подколоть», но шутят все-таки любя.
Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была счастьем, тем более в годы расцвета автотуризма. Правда, маленький багажник приходилось дополнять конструкцией на крыше. «Консервная банка системы «Запорожец», — говорил про новый автомобиль ЗАЗ-966 герой Андрея Миронова из знаменитого советского фильма «Три плюс два». И все-таки он полюбился как героям, так и зрителям. Хорошая реклама автомобилю — в первую неделю проката фильм посмотрели 35 млн человек. Кстати, в фильмах потом «Запорожец» появлялся часто — и даже в фильме об агенте 007 в 1995 году Джеймс Бонд чинит «Горбатого».
А вот за границей машину восприняли серьезно. Несколько лет завод выпускал более комфортабельные ЗАЗ-965АЭ на экспорт под названием «Yalta».
ЗАЗ-966 получил совершенно другой кузов — на боковинах появились воздухозаборники, за которые автомобиль сразу получил прозвище «ушастый». Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. В 1969 году на экраны страны выходит мультфильм «Крокодил Гена», взрослые зрители сразу нашли сходство «Запорожца» с Чебурашкой и с удовольствием дали ему эту кличку. К тому же, никакого горба. А опоясывающая подоконная линия напоминала американский Chevrolet Corvair.
«Запорожец» ЗАЗ-966 — автомобиль для всех и каждого гласила советская реклама. Действительно, накопил деньги, прошел очередь, и ты — новоиспеченный автолюбитель.