Мой дедушка ветеран как пишется
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
И.И. Говорухина» с.Катенино
В рамках проекта «Юбилей Победы» в школе состоялся конкурс сочинений «Письмо ветерану».
На этой страничке мы печатаем лучшие сочинения учащихся нашей школы.
Здравствуйте, дорогие ветераны! Вы всегда были и будете для нас примером мужества, верности, любви к Родине.
Вы мерзли зимой в окопах, вас обжигало летнее солнце, которое казалось еще жарче от того, что рядом рвались снаряды, горели дома и деревья, но Вы шли все дальше и дальше, и гнали фашистов до тех пор, пока не дошли до Берлина и не водрузили над Рейхстагом красный флаг.
Спасибо вам, ветераны, за Ваше мужество и за то, что я и мои друзья живем под мирным небом. Пусть ваши раны никогда не заболят снова, а дороги будут только мирными.
Табакова Кристина, 4 класс.
В 1941 году ты ушел на фронт. Дома тебя ждали жена и дети. В каждом твоем письме они как будто слышали взрывы гранат, крики солдат, но они знали, что крепче советской армии нет.
Каждое утро дети оставались одни дома, а мама уходила на работу в поле. Вместе с остальными женщинами она шила шинели, ухаживала за ранеными. Однажды утром, она пришла вся в слезах и прочитала детям письмо, в котором Вы писали, что ранены и лежите в госпитале. Вы выжили, потому, что знали, что Вас ждет семья.
Сейчас Ваши правнуки гордятся Вами. Ведь Вы вложили в Победу столько мужества и отваги, что никто сейчас не сомневается в этом. Об этом мы будем помнить всегда. Эта война всегда останется в нашей памяти. Спасибо Вам за Победу!
Крубцова Екатерина, 7 класс.
Я благодарна Вам за все, что для нас сделали. Ваша смелость, упорство, духовная сила помогла пережить Вам эту войну. Многие из Вас отдали свои жизни за жизнь других. Благодаря Вам у нас сейчас спокойная, благополучная жизнь. Спасибо Вам за все, что вы сделали для Победы!
Сейчас ветеранов становится все меньше и меньше. Я хочу, чтобы Вы еще пожили, радовали бы нас, своих правнуков, а мы бы заботились о Вас.
Пальчикова Татьяна, 7 класс.
Я обращаюсь к Вам, ветеран войны, чтобы выразить благодарность за то, что защитили нашу любимую Родину от врагов, за то, что выдержали все испытания, за то, что дошли до конца.
Я читала, как в то время вы жили, голодали, спали, беспокоясь и волнуясь о родных. Вы видели смерти других, но не сдавались и шли вперед.
Спасибо Вам за то, что мы сейчас живем в прекрасной стране. Я горжусь Вами. Вы честный, верный, смелый. Благодарю Вас, за все спасибо!
Ишимова Кристина, 7 класс.
Теперь, после войны, мы живем в мире и согласии. Вы участвовали в войне и отдавали свои жизни. Сколько на войне было раненых, убитых… Однако вы прошли много испытаний, выстояли и победили.
Мой прадед – участник войны, он вернулся с войны с осколком в сердце и, прожив недолгую жизнь, умер. Мне его очень не хватает.
Я желаю тебе здоровья и долголетия.
Кубрак Полина, 7 класс.
Дорогие ветераны, спасибо за то, что вы спасли нашу Землю от врага и за то, что я сейчас живу и радуюсь жизни. Спасибо, что вы спасли выживших людей в концлагерях. Благодарю за то, что вы спасли детей от смерти. Вы не боялись пули врагов и смерти, освобождали города и села.
Дорогие ветераны, спасибо за все, мы все люди, живущие сейчас, будем хранить память о Вас.
Болотин Олег, 7 класс.
Во время Второй мировой войны погибло очень много людей.
Мы не имеем права забывать о тех, кто трудился в тылу, кто в холод и стужу, потом и кровью приближал Победу. Мы не имеем права забывать о тех, кто без вести пропал на полях сражений, кто приближал Победу, работая на полях и в заводских цехах.
Ведь благодаря вам, сейчас мы свободный и великий народ.
Я горжусь вами и горжусь тем, что в нашей стране есть настоящие герои.
Здравствуй, дорогой мой ветеран!
Ты не думай, что мы тебя забыли. Мы будем помнить тебя, пока живем на этом свете.
Ты прошел войну и значит, о тебе осталась память, которая будет жить вечно. Ты защищал Родину и не жалел себя. И то, что ты сделал – это подвиг, который нужно помнить.
Эта долгая война, которая продолжалась четыре года принесла много горя. Ты выжил в той войне.
Хочу пожелать тебе долгой жизни, радости и счастья. И если бы я встретился с тобой, то крепко пожал бы твою руку и сказал бы «Спасибо!»
Мокренчук Роман, 8 класс.
Дорогой мой дедушка!
Ты прошел всю войну. Защищал нашу Родину, чтобы мы жили сейчас под мирным небом. У тебя много наград, ты же был честным, храбрым, справедливым. Я горжусь тобой.
Сейчас ты далеко от нас, я по тебе скучаю. Как ты, не болеешь? Если тебе плохо одному, и ты болеешь – я приеду к тебе и привезу гостинцы и лекарства. Я тебя очень люблю.
Дорогой дедушка, ты нам очень дорог.
Щербак Виктор, 8 класс.
Я хочу, чтобы ветераны войны жили долго. Хочу, чтобы их ценили и уважали.
Я хочу сказать всем ветеранам «Большое спасибо» за то, что мы живем, дышим, радуемся жизни. Если бы не вы – нас бы не было на свете.
Мы перед вами в долгу.
Утицких Владислав, 8 класс.
Здравствуй, дорогой ветеран!
Прошло уже много лет со времен войны, но мы вас не забыли, мы помним о ваших подвигах. Вы воевали ради нашей жизни, а не ради похвалы.
За эти долгие и страшные годы войны мы многое повидали, многое испытали: голод, холод, потерю близких и друзей.
Мы очень дорожим памятью о вас. Вы заслуживаете большого уважения и почета.
Варченко Анастасия, 8 класс.
Через века, через года, помните:
Какой ценой завоевано счастье,
Приближается праздник Победы, твой праздник, ветеран и праздник всех людей Земли. И мы в который раз говорим:
— Слава героям, слава.
Этот праздник и эту славу вы заслужили своим ратным подвигом на войне. Склоняя голову перед вечной памятью павших, и перед вечной славой живущих, я благодарна Вам за подаренную нам жизнь, свободу и мир на нашей Земле. Дорого досталась нам эта победа. Около 20миллионов людей не увидели салюта Победы, многие уже после войны умирали от тяжелых ран в госпиталях. Вот поэтому так дорог Вам каждый мирный рассвет над страной, каждый прожитый день. Вы завоевали этот мир и заслужили это счастье.
Мне выпала огромная честь жить в мирной стране, и я благодарю Вас за это подаренное право быть счастливой.
Своей достойной жизнью и памятью о Вас, мы должны восполнить ту боль утрат и потерь, которую чувствуете Вы, ветераны Второй мировой войны, каждый раз приходя на праздник Победы. Увековечить память о той войне – наш святой долг.
Но не все так безоблачно в этом мире. В некоторых странах, которые освобождала Советская Армия, демонтируют памятники нашим солдатам, оскверняются могилы, а взамен этого устанавливают памятники бывшим нацистам, предателям, там их считают героями. Даже в нашей стране, победившей фашизм, есть организации неофашистов.
Честным людям нужно быть очень бдительными, чтобы не позволять осквернять память погибших и ныне живущих ветеранов. Мы должны всегда помнить о том, какою ценою завоеван мир и счастье на земле. Мы с Вами, мы помним Вас, ветераны.
Курильская Татьяна, 9 класс.
Приближается знаменательная дата – 70 – летие Великой Победы.
В этот юбилейный год я хочу пожелать Вам всего наилучшего: крепкого здоровья, счастья, долгих лет в жизни. Вы заслужили это право на счастье.
Великая Отечественная война была самой трудной и жестокой из всех войн XX века. И победа в этой войне досталась Вам с потом и кровью. Я заверяю Вас, что нынешнее молодое поколение будет достойно вашего подвига, мы тоже сможем защитить свое Отечество, как это сделали Вы. Ведь, благодаря Вам, сегодня мы свободны и счастливы: над Россией снова тихие зори, ясные рассветы.
С тех пор, как отгремели последние залпы войны, сменилось не одно поколение, но каждый год люди вспоминают Великую Победу, чтят память погибших солдат, чествуют живущих ветеранов. И для нас, сегодняшних важно, что «никто не забыт, ничто не забыть».
Мы разделяем с вами горечь утрат и радость побед. Мы благодарны вам за мужество и стойкость во имя нашего светлого будущего, во имя России. Мне хочется завершить свое обращение словами поэта:
И триста лет пройдет,
Войну не позабудет.
Нашивочников Кирилл, 9 класс.
И помнит мир спасенный…
Я сердечно поздравляю вас с днем Победы! Живите долго и счастливо. Мир никогда не забудет вашего подвига во имя жизни на Земле. Вы – победители, в который раз показали всему миру силу русского духа, уничтожив страшную «чуму» XX века – фашизм. А это дорогого стоит! Весь мир был у Ваших ног 9 мая 1945 года. Она пришла, долгожданная Победа…
Может быть нам легко говорить сегодня о той Победе. Ведь мы не видели разгромленных и разграбленных городов, сожженных деревень, не выносили из печей крематориев обожженные трупы женщин и детей. Много горя пришлось увидеть солдатам – победителям на освобожденной земле. Это вы теряли на военных дорогах своих лучших товарищей. Спасибо вам за то, что Вы выжили и победили. Спасибо за чистое небо над нашей Родиной. Никто не осмелится напасть на нас теперь. Это Вы поставили крепкий фундамент мира после войны, восстановив все, что было разрушено войной, и сделав нашу Россию непобедимой.
Сегодня много делается для того, чтобы увековечить память о каждом участнике войны. На местах сражений идут раскопки старых безымянных захоронений. Я заверяю Вас, если бы у меня была возможность записаться в поисковый отряд, я бы принял участие в работе такого отряда. Для меня это бы было большой честью.
Пройдут года, пройдут века, но мир никогда не забудет Вашего подвига. День Победы будет всегда главным праздником нашей страны. Наше поколение обещает Вам это.
Маркин Константин, 9 класс.
Здравствуйте, дорогие ветераны!
Очень скоро наступит великий праздник нашего народа – день Победы.
Вот уже 70 лет, 9 мая, все мы вспоминаем эту долгую и страшную войну, вспоминаем людей, которые с нее не вернулись.
Нет слов, чтобы выразить Вам благодарность за то, что Вы сделали для нас, ведь именно благодаря Вам, люди, живущие сейчас, могут видеть мирное небо над головой. Именно Вы спасли мир от черной волны фашизма. Именно вы не жалели своих жизней ради нас.
В заключение, я хотел бы поздравить Вас с наступающим праздником и пожелать счастья и долгих лет в жизни. Знайте, мы Вас помним!
Николаев Валера, 10 класс.
Здравствуй, дорогой и уважаемый ветеран!
Уже прошло 70 лет с того момента, как Вы ценой своей жизни защитили нашу Родину. Я от лица всего нынешнего поколения выражаю Вам огромную благодарность.
Как жаль, что не все твои товарищи дожили до этого юбилея. Сейчас все изменилось в мире. Люди в разных странах становятся все сплоченнее.
Мы ценим Ваш героизм и не забываем его. Каждый год, 9 мая, в день Победы мы преклоняем головы и возлагаем цветы на могилы Ваших друзей, к памятникам и обелискам советских солдат. День Победы – это в первую очередь Ваш праздник, ведь если бы не Вы, то страшно подумать, что бы сейчас было.
Я от всего сердца благодарю Вас, ветеран, за свою жизнь. Ты – герой, и это правда!
Дородная Татьяна, 10 класс.
Мы очень многим обязаны ветеранам Великой Отечественной войны. Они достойно защищали русскую землю от фашистской нечисти. Они были смелыми и доблестными, благодаря своему упорству и силе русского духа, отстояли нашу землю.
Я горжусь тем, что являюсь потомком этих людей и живу в такой стране, как Россия. Ведь если бы не победа нашей армии, то судьба русского народа была бы трагичной.
Тихонов Андрей, 10 класс.
А кто главный виновник торжества, конечно вы, ветераны. Это слово «ветеран» мы произносим гордо и с благодарностью вот уже много лет подряд.
Если вдуматься в это слово, то можно сказать, что оно символично. Ветер, который был то ласковый, то лютый, то дул солдатам в лицо, а то, как будто гнал к покорению высот, освобождению городов и сел от фашистских захватчиков, подгоняя в спину.
И вторая часть, слышимая в этом слове – это раны: боевые, когда Вам приходилось лечиться в госпиталях; душевные, когда вы узнавали о том, что оставляли города и села в начале войны, или, когда долго не приходили письма из дома, а у вас болела душа: как там мои родные и близкие.
Ведь ничто не забыто Вами за это время. Вы закрываете глаза, а перед Вами однополчане, их плечо, подставленное в тяжелую минуту или рука, протягиваемая в минуту опасности, голос, который согревает душу и придает сил.
Да, это настоящее мужество – защищать свою Родину.
Спасибо вам, ветераны! Если бы не Ваша стойкость, вера в победу – может быть и не было бы меня сейчас. Не жил бы я сейчас под этим чистым небом, не ходил бы по пшеничным полям, не слушал бы пения птиц, не учился бы в школе.
Низкий до земли поклон Вам, ветераны Великой Отечественной войны, за Ваше мужество, бесстрашие, за веру в победу, за мое счастливое детство, за то, что рядом со мной друзья, за то, что я с восхищением смотрю в небо и не жду оттуда смертельного гула самолетов с крестами на крыльях.
Спасибо Вам, ветераны за то, что вы есть на Земле.
Морфологический разбор слова «дедушка-ветеран»
Морфологический разбор «дедушка-ветеран»:
«Дедушка-Ветеран»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «дедушка-ветеран»
Фонетический разбор слова «дедушка-ветеран»
Карточка «дедушка-ветеран»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Орфография и Победа. Зачем писать «ветеран» с большой буквы
Министр инициативу одобрила: “Я думаю, что это очень хорошее начинание, просто надо этому начинанию дать дальнейший ход. Я абсолютно согласна, что слово «ветеран» надо писать с большой буквы”.
В социальных сетях уже предлагают на чествовании с помощью одной большой буквы не останавливаться, а выделять капслоком все слово – ВЕТЕРАН.
Еще лучше – обязать писать его разноцветными буквами, а для всяких противных слов вроде США и НАТО изобрести мельчайший шрифт. Некоторые задают вопрос, не лучше ли и слово «Пенсия» писать с большой буквы? И «Скрепы», чтобы не путать со скрепками?
Главный научный сотрудник Института русского языка имени Виноградова Леонид Крысин считает, что писать слово «ветеран» с большой буквы нелепо:
– По одной простой причине – это не собственное имя. С большой буквы пишется либо любое слово в начале предложения, либо когда это собственное имя (имена людей, лошадей, собак, названия городов и так далее). Это основное правило относительно слов, которые пишутся с большой буквы. Слово «ветеран» не является уникальным, не является индивидуальным. Ветераны – это целый социальный разряд людей.
– Поэтому логично, что стали писать слово «Победа» с большой буквы, ведь имеется в виду одна конкретная победа, а не любая?
– Да. Там соблюден принцип уникальности. И есть некоторая тонкость. С большой буквы пишутся звания – Герой Советского Союза. Слово «Герой» с большой буквы должно быть, особенно в официальных текстах. Но это не тот случай, как с ветеранами. Ветеран – это не звание. Это слой людей, каждый из них ветеран. Никакой уникальности там нет. Так что эта идея какая-то странная. В любом случае, если это приобретет статус официального указа, приказа, постановления, то неплохо бы перед этим все-таки посоветоваться с лингвистами. Чиновникам я бы посоветовал проконсультироваться с людьми, которые этим занимаются специально, в частности, с Орфографической группой нашего института.
Леонид Крысин о написании слова «ветеран» с большой буквы
No media source currently available
По мнению антрополога, руководителя исследовательской группы “Мониторинг актуального фольклора” РАНХиГС Александры Архиповой, есть несколько причин, почему новая норма написания слова «ветеран» понравится далеко не всем:
– В принципе, любое изменение орфографической нормы воспринимается почти всегда в штыки. Дело в том, что мы учим такие нормы с детства. Мы воспринимаем их как то, что надо соблюдать, а несоблюдение их указывает на то, что человек малограмотный. Соответственно, любое изменение орфографической нормы, а тем более такое, вызывает страшное возмущение. Еще одно, чисто лингвистическое, наблюдение. Как правило, люди, которые не имеют за плечами большого опыта чтения книг и написания большого количества текстов, часто стремятся эмоционально усилить то, что они пишут. Например, подчеркивая сказанное не каким-нибудь изысканным оборотом, а написанием существительных с больших букв. Мы очень часто это замечаем в каких-нибудь дневниках или мемуарах людей, которые мало привыкли к письменному тексту.
– Вы имеете в виду только современную практику? Или и прежде такое было?
– Да, это было на протяжении всего 20-го века. Это довольно частотное явление. Когда человек хочет выделить что-то в предложении, но он не владеет иными эмоциональными средствами выделения, он даже может написать «Ты» с большой буквы. По аналогии с уважительным “Вы”. Но кроме всего прочего, такой способ эмоционального выделения можно заметить, например, в работах моих студентов, которые очень любят писать названия групп с больших букв – Солдаты, Русские, Американцы. Эта тенденция существует. Это некоторое дополнительное привлечение внимания к тому, что человек считает центральным в своем высказывании. Возможно, эта чисто лингвистическая тенденция разовьется в новое правило, а, возможно, и нет. В конце концов, в немецком языке все существительные пишутся с большой буквы, и никто не страдает.
Александра Архипова об идее написания слова «ветеран» с прописной буквы
No media source currently available
Однако есть и социальная сторона этого явления. Сейчас мы наблюдаем передел символических границ. Постоянно создаются новые символические границы, которые должны указывать на сакральный характер памяти о войне, и, тем более, надо формировать поведение современников по отношению к тем, кто воевал. Соответственно, такая новая орфографическая норма – это способ фреймировать поведение людей новым образом. Поведение школьников, прежде всего. Однако, чем больше мы создаем формальные символические границы, тем больше мы понимаем, что за этим есть некая пустота. Потому что неофициальная память о войне исчезает, семейная память о войне забывается, управлять ею в повседневной жизни трудно. И государство как бы отливает новые правила практики памяти в орфографии. Не в граните, но в орфографии. И получается на выходе, что «Ветеран Великой Отечественной войны» (все с больших букв) – это как воинское звание или как Герой Советского Союза, как почетное звание.
– Действительно, этот юноша из города Твери как раз и сослался на звание Героя Советского Союза. Он именно так и сказал, что слово «Ветеран» писать так же, как Герой в этом звании. В его представлении это тождественные понятия, то есть всякий ветеран для него – герой.
– Конечно, потому что современный школьник ветеранов видит мало. Сколько их осталось? И его приучили говорить о ветеранах исключительно как о героях. Так и возникает новая символическая граница.
– Мы не знаем, сам этот старшеклассник додумался предложить такую вещь или ему старшие подсказали, но ясно, что со временем эти новые символические границы укоренятся, и у написания слова «Ветеран» с большой буквы будет немало сторонников. Но пока, судя по обсуждению в интернете, недовольных куда больше. Почему?
– Люди хорошо чувствуют на эмоциональном уровне разницу между формальным созданием сакральной памяти и ее содержательным наполнением. Есть разница между бессмысленными, полупринудительными ритуалами типа вождения школьников к стеле Победы, где они стоят и во время линейки тайно тупят в телефоны, и каким-нибудь ужином с дедушкой. Это разные вещи. Сейчас очень много усилий по формализации памяти. И эти усилия направлены именно на молодое поколение. Учителя бесконечно говорят мне в интервью, что школьники ничего не помнят, ничего не хотят знать, ничего не желают знать. Пусть они хотя бы так знают! Если они не могут знать эмоционально, потому что они эмоционально безнадежно далеки, пусть они будут хотя бы формально к этому приучаться.
– К чему этот способ может привести? Что произойдет в сознании людей младших поколений? Известно, что очень многие государственные инициативы такого рода находят большой отклик. В частности, акция «Георгиевская ленточка» начиналась снизу, но потом ее подхватило государство, и многие с удовольствием носят.
– Как и «Бессмертный полк».
– Да. И многие с удовольствием выходят на улицу с портретами во время «Бессмертного полка», носят эти георгиевские ленточки. Может быть, и чествование с помощью большой буквы тоже с энтузиазмом будет со временем воспринято?
– Тут надо понять, мы чувствуем за словом «Ветеран» (с большой буквы) семантическую пустоту, то есть пустоту значения, или не чувствуем? Если мы не чувствуем семантическую пустоту, то если мы хотим сказать, что мой дедушка был ветераном Великой Отечественной войны, и нам важно подчеркнуть, что он ветеран, то этот человек, возможно, уже и писал слово «Ветеран» с большой буквы. Тем самым, он придает слову «ветеран» дополнительный статус. Это не просто какой-то ветеран, это не ветеран Афганской войны, это ветеран самой важной, самой сакральной для нас войны. Если же мы эту пустоту чувствуем и воспринимаем это как манипуляцию, как стремление привлечь наше внимание к формальной памяти без сохранения содержания, это вызывает страшное раздражение.
– Видимо, именно это чувствуют те, кто начал какие-то пародийные тексты размещать на эту тему. Это была реакция на казенную фальшь?
– Да. У сторонников такого подхода, как правило, общим знаменателем их раздражения является тот факт, что давайте помнить не совокупностью формальных действий, типа навешивания георгиевских ленточек на все, что угодно, включая свинину в магазине, и развешивание портретов везде, а сделаем что-то более осмысленное. Хочу напомнить, что акция «Бессмертный полк» началась в Томске. И в Томске она была придумана как способ сохранения именно семейной, своей памяти. Сейчас, кстати, не везде, но во многих местах «Бессмертный полк» переструктурировался в совершенно другое, где в начале шествия красиво одетые школьники несут портреты Героев Советского Союза данной области, не имеющих к этим школьникам никакого отношения. Главное – выразить идею, подчеркнуть связь нынешнего поколения и прошлого, продемонстрировать, что наши школьники помнят героев. Семейная память в такой конструкции «Бессмертного полка» отходит на второй план. Это очередная борьба между неофициальной, семейной памятью и памятью формализованной, памятью унифицированной, – говорит Александра Архипова.