Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 112, с. 55 — 56
112. Найдите в стихотворных текстах личные местоимения. Устно укажите их падеж и число. Как пишутся местоимения с предлогами?
1. Мы (И.п. мн.ч.) с приятелем 3 вдвоём
Мы (И.п. мн.ч.) такие с ним (Т.п. ед.ч.) друзья, —
2. Увидевши Слона, ну на него (В.п. ед.ч.) метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей (Д.п. ед.ч.) Шавка говорит, — тебе (Д.п. ед.ч.) ль с Слоном возиться?»
(с) приятелем 3 — сущ., с чем?, н. ф. – приятель, нариц., одуш., м. р., 2-го скл., в Т. п., в ед. ч., вт. чл.
Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
§ 22. Местоимение
Какое местоимение вы употребите, когда будете рассказывать что-нибудь о себе?
Какое местоимение вы используете в разговоре с товарищем?
111. Найдите в тексте личные местоимения. Устно укажите их падеж и число. Как пишутся местоимения с предлогами?
1. Мы с приятелем 3 вдвоём замечательно живём! Мы такие с ним друзья, — куда он, туда и я.
2. Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.
112. Спишите, ставя местоимения в скобках в нужном падеже.
1. И вот сестра догадалась на прогулки брать (я). Теперь (она) нужно было только увидеть цветок или, вернее, выбрать тот, который хочется сорвать: а я, бегавший возле (она), немедленно приводил в исполнение её желания.
2. В статье было написано, чтобы люди не сшибали ногами ненужные (они) и даже вредные для (они) мухоморы, но обходили бы (они) стороной, оставляя для больных лосей как, может быть, единственное лосиное лекарство. Для (мы)-то, конечно, мухомор ядовит, но пора (мы) перестать мерить природу по себе.
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание местоимений с предлогами. Изменение личных местоимений по падежам»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шестаковский филиал МБОУ «Соловьёвская основная школа»
Кардымовского района Смоленской области
Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Правописание местоимений с предлогами. Изменение личных местоимений по падежам».
Составила: учитель начальных классов
Олифиренко Марина Васильевна
Тема: «Правописании местоимений с предлогами. Изменение личных местоимений по падежам».
Цель: познакомить учащихся с особенностями склонения личных местоимений 3-го лица и написанием их с предлогами; развивать умение осознанно употреблять местоимения в речи, правильно заменять имена существительные местоимениями соответствующего лица; способствовать развитию орфографическ ой зоркости, вырабатывать навыки грамотного письма; прививать любовь к изучению русского языка, расширять словарный запас и кругозор.
Дата проведения: 26.02.2019
Оборудование : учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; мультимедийный проектор, компьютер, презентация для словарной работы, карточки с разноуровневыми заданиями , карточки для литературной викторины
Тип урока: урок изучения нового материала
І. Организация класса 1 мин.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе будем работать на уроке русского языка. Меня зовут Марина Васильевна. Я немного волнуюсь. И поэтому прошу вас помочь и поддержать меня. Могу я рассчитывать на вашу поддержку? Спасибо! Давайте пожелаем друг другу удачи!
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
— Ребята, о какой части речи говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения? О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о местоимении)
— Догадайтесь, о чём идёт речь? По отдельности – это местоимения 1-го лица единственного и множественного числа, а вместе – это то, что мешает водителям на дороге. Это «ЯМЫ»
Записываем в тетрадях число. Классная работа. И прописываем слово «ямы».
А) Фронтальный опрос 2 мин.
— Что вы знаете о местоимениях? Сейчас мы с вами поработаем с тестом. Даю вам 2 минуты на ознакомление с ним. Затем проверяем. У вас на партах карточки с буквами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете карточку с выбранным вариантом ответа. Задача понятна?
а) это слово б) часть речи в) член предложения
2. Местоимение отвечает на вопросы:
а) существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы, я б) меня, вас, нас, в) в, об, к
6. Местоимения пишутся с предлогами:
а) слитно б) раздельно
7. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
Б) Работа с таблицей (Один работает у доски, остальные – на своих рабочих местах в карточках.
-Что ещё мы знаем о местоимениях?
— Вместо каких «Имен» могут употребляться местоимения? (Вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного).
— Как могут изменяться имена существительные? (по родам, числам и падежам)
-А местоимения? (по числам, по падежам)
— Какие местоимения вы уже умеете склонять? (1-го и 2-го лица). А третьего лица? (Нет, не умеем)
— Чему мы с вами будем учиться? (Склонять местоимения 3-го лица)
II I . Определение темы и постановка целей и задач урока. 1 мин.
— Вот мы и определили с вами тему урока. Мы продолжим говорить о «Правописании местоимений с предлогами. Изменение личных местоимений по падежам».
-А теперь давайте вместе с вами помощью слов «помощников» сформулируем цели и задачи урока. (ставим задачи)
Повторим….. склонение местоимений 1-го и 2-го лица
Узнаем… как склонять местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, определять их грамматические признаки, составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
Проверим…. чему научились на уроках
А) Письмо под диктовку
— Подчеркните орфограммы в словах. Проверяем (комментированное чтение)
— Какое слово вызвало затруднение при написании? (солдат) Да, это слово нам еще не знакомо.
Б) Просмотр презентации, запись синонимов и антонимов. – 3 мин.
— Замените существительные местоимениями – устно. Местоимения какого лица? (3 лицо).
— Что вы знаете о местоимениях 3 лица? (в ед. чис — ле изменяются по родам).
— Изменяются ли личные местоимения 3-го лица по падежам?
А ) . Создание проблемной ситуации. Работа в парах по карточкам. — 2мин.
Я сейчас раздам вам на каждую парту задание
— Измени местоимения. Работайте в паре. Помогая друг другу, попробуйте определить падеж местоимений.
Гостил у (они) ____________________________
Тянулся к (он)_____________________________
Беспокоился о (она)________________________
Наблюдал за (они)__________________________
Разговаривал с (он)_________________________
Спросил у (она)____________________________
Возвышался над (они)______________________
Подошёл к (он)____________________________
Заботился о (она)______________________________
Проверяем вслух. Исправляем допущенные ошибки (если они есть) 2мин.
— Как справились с заданием? Трудно было? Почему? (Потому что ещё не умеем склонять такие местоимения)
Делаем вывод: местоимения 3-го лица изменяются по падежам, но имеют свои особенности. А вот какие, мы сейчас узнаем.
Б) Работа по учебнику стр.60 2мин.
— Посмотрите на таблицу. Устно просклоняйте местоимения.
— Теперь посмотрите на верхние строчки в каждой графе. Прочитайте.
— Посмотрите на нижние строчки в каждой графе.
— Обратите внимание на интересную особенность написания местоимений 3-го лица. Местоимение – одно, падеж – одинаковый, а написание – различное. Почему? (в первой строке – без предлога, а во второй – с предлогом)
— Молодцы! Если местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при написании появляется буква «эн».
— Как местоимения 3-го лица пишутся с предлогами? (раздельно)
-В каких падежах местоимения имею одинаковую форму?
— Определите начальную форму и падеж местоимений: их,о ней, ими, его, про неё.
В) Чтение правила 1 мин.
VI ) Закрепление. Выполнение упражнений.
Самостоятельная работа (выполнение разноуровневых заданий по выбору) – 3 мин.
— На партах у каждого из вас лежат карточки голубого цвета. Ознакомьтесь с заданиями. Выполните в тетрадях то задание, которое вы можете выполнить.
1. Найди местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.
Спиши, поставь местоимения в нужную форму. Определи лицо, число, падеж местоимений.
Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая.
Найди и исправь ошибки в предложениях . Спиши. Определи лицо, число, падеж местоимений.
Огромный пëс нëсся прямо на еë. ( на неë)
Петя любовался ним целый час. (им)
Ребята с ими гуляли целый день.( с ними).
Вася обиделся на их и не разговаривал с ими.( на них, с ними).
Работа в группах. Ученики получают «билетик», читают отрывки из произведений, обсуждают, угадывают название и автора, находят местоимения, определяют лицо, число, падеж.
1) «Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо всё-таки учить»
В.Ю.Драгунский. «Главные реки». (мне – 1 л., ед ч., Д.п.); (я – 1 л., ед.ч, И.п.)
2) « Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения»
3) « Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. В комнате было совсем тихо. Вдруг что-то тихонько зашуршало. И вот будто дверка приоткрылась.»
Б.С.Житков. « Как я ловил человечков» (я – 1 л., ед.ч, И.п.; мне – 1 л., ед ч., Д.п.);
4) « Когда девочка вновь открыла глаза, Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва »
5) « И когда мне, дети, ударило 5 лет, то я отлично понимал, что такое ёлка»
6) « Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдаленное сходство с белым пуделем»
А.Куприн. «Барбос и Жулька» (в нём – 3л., ед.ч., П.п)
5) Работа с учебником Упражнение 135 (с. 64).
— Понятно ли, о чём в них говорится? (Нет.)
— Почему? (Местоимения употреблены неправильно.)
— Отредактируйте тексты. (Фронтальная работа.)
1. Началось классное собрание. Колю избрали председателем собрания, но он отказался.
2. Лосята увидели в лесу стог сена. Они подошли к нему и стали есть сено. Лосята были спокойны. Их охранял старый лось.
3. Белка веселилась. Она ловко прыгнула на ветку, и с ветки посыпался снег.
— Запишите один текст по выбору. (Взаимопроверка. Выполнение грамматических разборов. Два ученика работают у доски.)
— Кто такой председатель?
Послушайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их начальную форму и лицо.
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они 3л. поспорили, и один из них 3л. сгоряча дал пощёчину другому. Друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он 3л. написал на песке: «Сегодня самый лучший друг дал мне 1л. пощёчину».
Друзья продолжали путь, и вот они 3л нашли озеро и решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его 3л спас.
Когда он 3л. очнулся, то высек на камне: «Сегодня самый лучший друг спас мне 1л. жизнь».
Первый спросил его 3л. :
– Когда я 1л. Тебя 2л. обидел, ты 2л. написал на песке, а теперь ты 2л. пишешь на камне. Почему?
– Когда нас 1л обижают, мы 1л. должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда нам 1л. делают хорошее, мы 1л. должны высечь это на камне, чтобы самый сильный ветер не смог бы стереть это.
V III . Итог урока. Рефлексия- 3 мин.
— Ребята, пришло время воспользоваться жёлтыми листочками. Прочитайте незаконченные предложения и постарайтесь закончить эти предложения.
. Я на уроке узнал (-ла)…
· мне было легче всего…
· я столкнулся (-лась) с проблемой…
· я научился (-лась) хорошо делать…
· мне было трудно выполнить…
· мне лучше всего запомнилось…
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/непонятен
Домашнее задание легкое/трудное
— Мир местоимений широк и многообразен. Нет языков, где не было бы местоимений. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Но существительных и глаголов, часто используемых в речи, насчитывается несколько тысяч, а местоимений – всего 69. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.Кроме личных местоимений существует и много других, которые заменяют существительные, прилагательные, числительные. О них вы узнаете в средней школе. Например: эта, который, некто, самый, тот, мой, что, никто, все, своя.
Местоимения помогают избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек.
У школьников собрание,
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла!
IX . Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание – 1 мин. Упражнение 132 (с. 63)
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
учителя Олифиренко Марины Васильевны
Тема: «Правописании местоимений с предлогами. Изменение личных местоимений по падежам».
Цель: познакомить учащихся с особенностями склонения личных местоимений 3-го лица и написанием их с предлогами; развивать умение осознанно употреблять местоимения в речи, правильно заменять имена существительные местоимениями соответствующего лица; способствовать развитию орфографическ ой зоркости, вырабатывать навыки грамотного письма; прививать любовь к изучению русского языка, расширять словарный запас и кругозор.
Урок начат организованно. Для мобилизации внимания учащихся на учебную работу применен элемент психологического настроя. Урок имеет чёткую структуру. Все этапы урока взаимосвязаны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, анализируются такие нравственные понятия, как доброта, ответственность, агрессия и т.д. (метапредметность)
Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся. Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность). Собственная педагогическая деятельность основана на следующих методах:
— по источнику знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация презентации, опорных табличек, карточек); практические (работа с тестовыми заданиями);
— по характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстра-тивные; продуктивные;
— по логике изложения: индуктивные (от частного к общему);
Методы мотивации: эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов); познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт); волевые (познавательные затруднения, самооценка деятельности); социальные (работа в группах).
Содержание деятельности учителя и учеников.
Новая тема сообщалась на основе практической работы с местоимениями. Учащиеся сами делали вывод. Работа в парах и группах предусматривала организацию совместной деятельности учащихся с целью закрепления ранее изученного материала. С целью здоровьесбережения использованы: физминутка с упражнениями для глаз и мобилизующей музыкой, двигательная активность при работе в группах. Смена видов деятельности также способствует здоровьесбережению. Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки. В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество учащихся между собой и с учителем. На уроке использованы как межпредметная интеграция (с уроками литературного чтения, истории), так и внутрипредметная (с темой «Имя существительное»). Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. На следующем уроке необходимо включить промежуточный контроль усвоения нового способа действия.
Домашнее задание носит дифференцированный характер. По тому выбору учащихся, который они сделают, можно диагностировать степень усвоения нового материала, а также эмоциональную предпочтительность творческому заданию. Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны. Урок целей достиг.