Как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель
У вас богатый опыт и вы давно мечтаете написать книгу, но не знаете, с чего начать? Я, Юлия Шевердина, пообщалась с экспертами, которые издали не одну свою книгу, и с теми, кто только недавно опубликовал свою первую книгу. Опираясь на их опыт, я составила для вас инструкцию: как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель.
Выберите время, когда вы будете писать книгу. Желательно, чтобы это было одно и то же время дня и одно и то же место. Не стоит ждать, когда вас посетит вдохновение. Со временем ваш мозг привыкнет к выбранному темпу, и процесс написания книги пойдет быстрее.
Например, Рей Бредберри в своей книге «Дзен в искусстве написания книг» писал, что со временем количество написанного текста переходит в качество. Именно поэтому автор обязан писать каждый день без выходных. Когда нет вдохновения, следует работать над теми частями текста, которые можно писать и без него. Например, описать сцену, сюжет и диалоги которой, уже заранее было продуманы.
Однако почти все существующие книги о написании книг дают советы, как написать художественное произведение. А что делать тем, кто хочет издать книгу в жанре нон-фикшн?
«Если приходит желание написать книгу, значит у вас для этого есть готовность, есть материал, ресурс и энергия. Что вам может помешать написать книгу? Ваши представления, как пишется книга, что это просто, быстро и в удовольствие».
Я обратилась за советом для начинающих писателей к Ольге Соломатиной, автору более 10 книг, литературному редактору и журналисту, проработавшему 23 года в издательском доме «КоммерсантЪ».
Для написания нон-фикшн книги Ольга рекомендует использовать следующий алгоритм:
Со мной также поделилась своим опытом написания книги Ирина Ефимова, CEO и управляющий партнер коммуникационного агентства Monstars, автор книги «От стажера до CEO». Она как раз при составление плана книги обращалась за консультацией к литературному редактору Ольге Соломатиной.
«Я отчетливо понимала: чтобы написать книгу, мне как новичку необходима помощь профессионала, поэтому начала искать рекомендации через знакомых. Мой партнер по бизнесу порекомендовала мне свою подругу Ольгу Соломатину. Мы договорились о встрече, на тот момент я написала 9 страниц текста. После первой консультации я придумала структуру глав по правилам и написала тезисно, что я буду писать в каждой из них. Интересно, что почти все названия глав остались как в первой версии.»
Я попросила Ирину также рассказать про процесс написания книги: что ей помогало писать и был ли страх «белого листа»?
«Первое и главное – понять, что тебя вдохновляет и мотивирует писать. Какая конечная цель? У всех она разная: передать знания, стать знаменитым, увеличить известность среди потенциальных клиентов или что-то еще. В моем случае это освободить голову от информации, которую я уже знаю наизусть, и поделиться практическими знаниями. Поэтому первые 30 страниц я написала очень быстро, просто изложив все в хронологическом порядке.
Второе – завести привычку работать с текстами каждый день, и неважно, что это будет – пост в Instagram или абзац в заметках. Во время написания книги я каждый день писала 1 страницу А4, плюс 2-3 заметки в телефон.
Есть два основных пути издания: через издательства и самостоятельно.
Сотрудничество с издательством часто дает большой плюс в том, что оно будет и продвигать вашу книгу, а также обеспечит её нахождение в большинстве книжных магазинов. Однако и минусы в работе с издательством есть. Например, минимальный гонорар и передача права на переиздание книги в случае ее успеха, также издательство будет влиять на выбор названия книги и вид обложки.
Каждое издательство выбирает себе книги с целью заработать. Поэтому, если у вас есть своя большая аудитория в социальных сетях или вы часто выступаете перед публикой, есть высокая вероятность, что у вас примут рукопись или сами попросят вас написать книгу для них.
«Я периодически выступаю перед предпринимателями. После одного выступления ко мне подошел сотрудник одного издательства и предложил написать книгу. Я был удивлен, ведь я не писатель и не планировал им становиться. Однако они были настойчивы, писали мне письма и помогали выбрать тему. Так, спустя 9 месяцев, вышла моя первая книга “Ошибки на миллион”. На самом деле издатели всегда ищут интересных людей, чтобы сподвигнуть их написать книгу».
Что же делать начинающим писателям, у которых нет еще раскрученного блога? Проще всего выпустить книгу самостоятельно. Тут есть два пути: издать книгу через специальные электронные сервисы или напечатать ее в типографии.
Существует множество подобных сервисов,например, Bookscriptor, Ridero, Литнет.
Основной плюс этого способа — его низкий финансовый порог входа. Ведь вам не придется платить за физическую печать книг. Также не нужно оплачивать услуги редакторов и корректоров, если вы уверены в качестве вашего текста.
Второй плюс сервисов — это дополнительные услуги: услуги корректора или дизайнера для оформления обложки. Не нужно искать самостоятельно фрилансеров и переживать о качестве их работы, вам с удовольствием помогут довести книгу «до ума».
Третий плюс — любой желающий сможет купить вашу книгу в печатном виде, её напечатают в единственном варианте для каждого покупателя.
Такой способ использовала Полина Аскус, автор книги о современной Британии «Лондон JAM», преподаватель сообщества Skyteach:
«У меня был опыт переговоров с одним известным издательством. Мне сказали, что работают только с известными именами. Могу их понять. Поэтому я решила издать книгу самостоятельно. Я выбрала платформу Ридеро, потому что она заключает договор с такими известными сайтами, как Литрес, Амазон, Озон. Так что моя книга сразу попала в открытый доступ в России и за рубежом.»
Ксения Мохорт, юрист, автор книги «Человек родился женился умер. Навигатор по законам РФ на все случаи жизни» также воспользовалась сервисом Ридеро для издания своей книги. Ее книга наполнена авторскими иллюстрациями, что вызвало некоторые сложности с загрузкой файла с книгой. Однако они успешно решились при общении с сотрудниками издательского сервиса.
Также существуют небольшие издательства, специализирующиеся на определенной тематике. Они не просто напечатают вашу книгу, но и могут предложить весь комплекс услуг: от редактирования, верстки до распространения вашей книги.
Своим опытом самостоятельного издания книги «От стажера до CEO» поделилась Ирина Ефимова:
«Я решила сотрудничать с нишевым издательством. В этом случае вы получаете довольно широкую дистрибьюцию, деньги от продаж и полностью контролируете процесс издания книги. Этот вариант я и выбрала. Я хотела определенного качества бумагу и обложку, поэтому мне было важно общаться напрямую с типографией.
Также я отправляла запрос в крупные российские издательства, выслала им информацию о себе, главу из книги. В ответ получила прайс-листы со стоимостью услуг. В него входит по сути печать и дистрибьюция, которая автоматически будет на 30-40% дороже, чем в небольшом издательстве. Ориентировочная стоимость 700 000 рублей за 1000 экземпляров.»
Для кого удобен вариант работы напрямую с небольшими издательствами или типографиями? Для тренеров и специалистов, которые выступают на офлайн-мероприятиях. Там они могут предлагать свои книги к покупке. Также этот вариант подходит для экспертов с большой аудиторией в соцсетях, которые готовы купить книгу у вас уже сразу после её выхода.
А что же делать тем авторам, которые хотят бумажные книги, но не имеют необходимых средства на печать первого тиража?
Этот вопрос можно решить, например, организовав сбор средств на книгу через краудфандинг. Подробнее об это способе мне рассказала Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru:
«Автор определяет необходимую для печати тиража сумму, продумывает, в течение какого времени ему было бы комфортно эту сумму собрать, оформляет проект на краудфандинговой площадке, предлагает бонусы за поддержку.
В случае с литературными проектами бонусы очень понятны: как правило, это экземпляры будущей книги. Но часто бывают и книги для «ранних пташек» по сниженной цене, и книги с автографами, которые предлагают дороже, чем без автографов, и даже какие-то творческие опции, типа «назову одного из главных героев вашим именем».
С января 2018 г. до конца 2019 г. (т.е. почти за последние два года) в категории «Литература и журналистика» на Planeta.ru размещено 887 проектов, из них 274 получили признание. Это абсолютно созвучно нашей общей статистике: каждый третий проект становится успешным. Общий сбор литературных проектов за это время составил 73,3 млн рублей. Средний бюджет книжного проекта — 260 тыс. рублей.
Из предыдущего пункта уже стало понятно, что в большинстве случаев продвижение книги нужно начинать уже в процессе ее написания.
Продвижение книги, как и издание, можно делать самостоятельно или поручить профессионалам. Ниже приведу опыт авторов, которые прошли оба пути.
Анна Кучина, консультант по маркетингу и брендингу, бизнес-тренер, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, ЦНТИ Прогресс, кафедры рекламы и PR СПбГУП.
Ирина Ефимова делится опытом продвижения книги через агентство.
«Арт-директор агентства придумала визуальный концепт обложки и верстки. В таком же стиле мы оформили проморолик для таргетинга в социальных сетях. Команда из PR и SMM-юнитов оказали большую поддержку: был написан и разослан пресс-релиз, на текущий момент готовится к выходу 7 публикаций в крупных изданиях, с момента открытия ссылки на предзаказ мы начали работать с блогерами и инфлюенсерами.
В моем случае это были преимущественно lifestyle и бизнес-блоггеры, но также есть ряд блогеров, которые пишут о книгах. Также я запустила сайт, где можно купить книгу и где размещаю полезные чек-листы из книги.
Все это объединено в маркетинговом плане 360. Скоро состоится первая презентация книги, в планах – открытые лекции и встречи со студентами.
В случае, если вы пишете бизнес-книгу, вам будет выгодно договориться с HR-департаментами в крупных компаниях, чтобы они закупили ее для подарков сотрудникам.
Также вы всегда можете написать локальным креативным кластерам в разных регионах и предложить им прочитать лекцию. Это работает. Например, я буду читать лекцию в кластере «Октава» в Туле.
Помните, что если ваша цель делиться знаниями – не ограничивайте себя только выпуском книги. Ездите на профильные мероприятия, выступайте с лекциями в кластерах, участвуйте в фестивалях и т.п. Развивайтесь и делитесь знаниями, самое главное – никогда не стойте на месте.»
Не существует единственного правильного способа написать и издать свою книгу. Каждый процесс уникальный, как и любой человек.
Вначале надо определиться с темой книги и выбрать режим работы над ней. После решить, будете ли вы пользоваться услугами редакторов, дизайнеров и корректоров.
Далее необходимо определиться, как вы будете издавать книгу. От этого зависит и способ ее продвижения. В любом случае, рассказ в соцсетях о процессе работой над книгой будет вам помогать в ее написании и последующих продажах.
Буду рада, если эта статья поможет сделать вам первый шаг в написании своей книги.
Написала книгу как ее опубликовать
Впервые тиражи по этой схеме начали выпускать еще 500 лет назад в Венеции, когда крупные типографии только зарождались. Затея влетала в копеечку, и не каждый писатель, политический или военный деятель удостаивался престижа издать собственную печатную книгу. Подавляющее большинство трудов так и оставались рукописями вплоть до смерти автора.
Смысл самой венецианской модели был прост — коллегия читателей и меценатов определяли, какая книга вызовет потенциальный интерес и какой труд печатать в первую очередь. В наши дни такой подход вновь популярен: с развитием интернета печатать литературу стало накладно, спрос на бумажные издания упал.
Перефразировав Пушкина, быть можно дельной книгой и думать о красе обложки. Тщательно продумайте дизайн вашей книжной «оболочки», ведь она помогает продавать ваше произведение, демонстрирует ваш творческий уровень и креативность, повествует о содержании книги, интригует потенциального читателя.
Качество и детали оформления обложки (мягкая, твердая, с тиснением, в авторской стилистике и т. д.) определяют стоимость экземпляра книги. Постарайтесь найти баланс между привлечением читателей, приятным внешним видом готовой книги и вашими финансовыми возможностями.
Как определиться с типографией:
Разберем процесс на примере некоторых возможностей платформы ЛитРес: Самиздат:
Цена каждого экземпляра определяется суммой факторов. Среди них:
О стабильно высоком доходе можно говорить только после нескольких изданий, когда уже отлажена логистика и все процессы. Многое определяется сопутствующими расходами, талантом писателя, актуальностью информации, откликом у читателя и прочая.
Обычно себестоимость книги составляет 40−50%, следовательно, умножьте свою маржу на тираж. К примеру, если вы сами продаете материал в розницу, с каждой книги можно условно заработать 100 рублей, если отдаете оптом в магазин, то уже 50−70 рублей, если публикуетесь по договору с издательством, то 10−40 рублей. Некоторые труды приносят своим авторам по 1000—2400 рублей с каждого экземпляра (тематические издания, энциклопедии, научные публикации).
Если же вы только становитесь публикуемым писателем, повремените с материальными целями. Лучше заводите больше нужных знакомств, работайте над репутацией и влюбляйте в свою книгу читателей, заочно и очно.
Как издать книгу начинающему писателю. Вся правда без прикрас
У вас два пути: издать книгу самостоятельно или бесплатно. Первый путь быстрый, второй — долгий. Читайте полное руководство по изданию книги в России с нуля.
Мотивы, по которым авторам необходимо опубликовать или издать свою книгу, у всех разные. Для бизнесменов — это освещение своей деятельности, демонстрация компетенций, привлечение клиентов и многое другое. Для авторов вне бизнеса главная цель — заработок или желание быть признанным в литературной деятельности.
Итак, у вас есть готовая рукопись вашего произведения. Рассмотрим все способы бесплатного издания книги.
Как издать книгу через издательство
Этот метод самый долгий для начинающего писателя. Во-первых, большинство издательств охотнее сотрудничают с уже известными авторами.
Крупные издательства ни за что не будут бесплатно публиковать произведение никому не известного автора, так как нет гарантированной прибыли от сотрудничества.
Во-вторых, крупные издательства получают несколько сотен (!) рукописей каждый месяц. Шансов, что вас заметят, — мало. В молодых издательствах более лояльны к новым писателям. Отправляйте свою рукопись во все подходящие издательства. Отказов будет много. Поэтому увеличивайте свои шансы, берите количеством.
Что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Как выбрать издательство? Определите жанр книги. Идите в крупные книжные магазины, посмотрите на книжных полках — какие издательства публикуют фэнтези, какие — книги по деловой литературе, какие — романы. Ниже будет подборка издательств и их направлений. Выпишите их названия исходя из вашего жанра и отправляйте рукопись именно туда. Постарайтесь почувствовать настроение аудитории и актуальность жанра/темы. Вот что говорит известный писатель Борис Акунин:
«На моей писательской памяти — а это неполные двадцать лет — вкусы аудитории поменялись минимум трижды. Я начинал в эпоху, когда все зачитывались трешем с кровавыми кинжалами и роковыми блондинками на обложке. Потом все усложнились, полюбили лёгкое чтиво с интеллектуальным прищуром. Сейчас, в последние пару лет, аудитория как-то повзрослела и посерьёзнела, стала читать меньше беллетристики и больше нон-фикшна».
Топ-10 издательств «Российской Книжной Палаты», 2016 год.
1. «Эксмо», Москва.
2. «АСТ», Москва.
3. «Просвещение», Москва.
4. «Стандартинформ», Москва.
5. «Азбука-Аттикус» (издательская группа), Москва.
6. «Экзамен», Москва.
7. «Дрофа», Москва.
8. «Феникс», Ростов-на-Дону.
9. «Росмэн», Москва.
10. «Ленанд», Москва.
Сайт самого крупного российского издательства «Эксмо»
Как взаимодействовать с издательством
Составили список издательств? Теперь нужно написать синопсис произведения, аннотацию к книге и автобиографию. Эти элементы требуют все издательства.
Синопсис — это краткое изложение сюжета. О чём он, кто герои, что и когда они делают, в чём конфликт, в чём их цель. Опускаем описание эмоций и любых других подробностей. Только самое главное.
Аннотация — это рекламное предложение вашей книги. В аннотации нужно показать интригу, указать жанр, главных героев, в чём их проблема. Если это профессиональная литература — указать, какую проблему поможет решить ваше издание. Помните, чем проще аннотация, тем шире круг читателей.
Автобиография для издательства выглядит так:
1. ФИО, дата рождения, адрес регистрации, контакты — электронная почта и телефоны.
4. Опубликованные работы.
Далее нужно отправить всё это с интригующим отрывком материала выбранным издательствам с их официальных сайтов. Отрывок должен содержать не более 20 страниц. Некоторые издательства требуют всю рукопись целиком.
Вот что советует Вера Малышкина, руководитель проектной группы «Популярная литература» издательства «Питер»:
«Позвоните в издательство. Подготовьтесь к беседе. Вас спросят:
— „О чём книга?“ — Нужно за 30 секунд заинтересовать представителя издательства.
— „Зачитайте аннотацию в книге“. — Читайте, но ни в коем случае не дословно. Дать представление о книге необходимо за 1–3 минуты.
— „Кто вы? Чем занимаетесь?“ — Параллельно с вашим рассказом человек будет проверять истинность сказанного в интернете.
Вытяните самую суть на обложку. Никто не сможет сделать этого лучше автора.
Запаситесь терпением — ответа придётся ждать от месяца до года. И не каждое издательство вам вообще ответит. После того как вами заинтересовался издатель или несколько, выбирайте того, кто предложит лучшие условия».
Вот несколько моментов, на которые нужно обратить внимание, когда будете подписывать договор.
1. Не соглашайтесь на уловку издателей о том, что гонорар будет выплачен вам после того, как будет продана последняя книга. Догадываетесь, какие могут быть итоги?
2. Издательства могут многое менять в книгах, редактуру, изображения, вплоть до потери авторского стиля. Чаще всего, меняется и название книги. Подумайте, согласны ли вы с этими условиями?
3. Если найдёте в договоре пункт о повторном издании книги, уточните финансовые условия и то, будут ли идти денежные проценты от этих продаж вам. Желательно, чтобы промежуток времени на переиздание был не более трёх лет.
Собираем деньги на издание книги по венецианской модели
Этот способ издания позволяет тестировать публику и собирать деньги на издание, даже когда книги ещё нет. Есть задумка, общий план, первая глава? Представьте это публике, заинтересуйте и попросите денег. Для этого опубликуйте проект на российских краудфандинговых площадках, таких как:
Попробуйте зарубежные крауд-площадки, заблаговременно позаботясь о переводе описания своего проекта на английский язык и решении вопроса о выводе денег из другой страны.
Многие крупные проекты кинофильмов, книг, бизнес моделей были реализованы именно благодаря краудфандинговым моделям. Например, фильм «28 панфиловцев» 2016 года, собрал около 34 млн ₽ именно через краудфандинговые площадки. Группа «Алиса» и Константин Кинчев собрали 11 млн ₽ из 4 млн ₽, заявленных на новый альбом «Эксцесс» в 2016 году. И, наконец, 823 тысяч ₽ было собрано на издание книги для детей «Простая наука» в 2013 году.
Краудфандинговые проекты издания книг на Boomstarter.ru
Участвуем в литературных конкурсах
Ещё один вариант бесплатного издания книги — победа в литературном конкурсе. Обычно их организовывают крупные издательства, литературные журналы, литфонды и союзы писателей. Например, «Написано пером» — конкурс на одноименном портале, «Высокие каблуки» — конкурс женской прозы, «Еврокон» — конкурс «Европейского общества научной фантастики», «Квазар» — конкурс журнала «Самиздат», литературная премия имени П. П. Бажова, литературная премия им. О. Генри, «Новая сказка о лесе» — для юных авторов 12–17 лет и так далее. Произведения оценивает жюри, состоящее из признанных писателей, критиков и представителей крупных издательств.
Некоторые издательства и книжные интернет-магазины периодически делают отбор произведений, чтобы опубликовать и продать самые достойные из них. Так поступает, например, Strelbooks (конкурс произведений художественной прозы), издательство «Альфа-книга» (конкурс произведений фантастики), «Ваше издательство» (конкурс «Автор года»), Bookvika (конкурсы «Книга года», «Бестселлер года»), «Скифия» (конкурс поэзии), «Издательство Лань» (конкурс научных произведений), «Книжный мир» (общественно-политическая, историческая и правовая литература), издательство «Москва» (отбор коммерчески обоснованных произведений на конкурсной основе) и многие другие. Интернет вам в помощь — найдите свой конкурс!
Публикуем книгу через специальные сервисы. Электронная книга — плюсы и минусы
Самый простой и неамбициозный способ — издать книгу в электронном виде. Сегодня существуют онлайн-сервисы, которые опубликуют ваше произведение бесплатно и реализуют его в крупнейших книжных интернет-магазинах.
Суть издания книги через подобные сервисы в том, что вы:
Всё! Книга готова. Приятным бонусом будет то, что вам бесплатно сформируют ISBN, а также автоматически присвоят УДК и ББК. К слову, если бы вы занимались изданием своей книги для бумажной розничной продажи самостоятельно, то вам пришлось бы оплатить ISBN + штрихкод в размере около 1500 ₽ (прим. — на момент написания этой статьи в октябре 2017 года).
Далее можете выбрать, что вы хотите — заказ тиража или реализацию книги в интернет-магазинах. Чем больше тираж, тем дешевле один экземпляр. Традиционные издательства запросят цену на порядок выше, чем онлайн-сервис, потому что себестоимость книги в традиционном процессе сложится из формирования прав на книгу, корректуры, редактуры, вёрстки, дизайна обложки и самой печати.
Онлайн-сервис формирует цену только исходя из стоимости самой печати. Ещё стоит указать, что традиционные издательства не печатают один экземпляр, а заказ печати 1 экземпляра через издательские сервисы возможен.
Вы можете заказать печать книги без редактуры и корректуры, но тогда все грамматические, синтаксические и стилистические ошибки будут на вашей совести. Можно заказать эти услуги у специалистов сервиса.
Если ваша цель — продажи, нужно заключить договор с онлайн-издательством, назначить цену и выбрать, в каких магазинах вы хотите продавать книгу. Рассмотрим все комиссии и налоговые вычеты.
Рассмотрим вариант продаж напрямую с сайта онлайн-издательства. В этом случае все страховые взносы платит издательство. С автора вычитают только НДФЛ и комиссию онлайн-издательства.
На сайте издательств обычно есть калькулятор, который рассчитает вашу прибыль с каждого книжного магазина. Если продавать книгу прямо с сайта онлайн-сервиса (не продавая через интернет-магазины), то ваше роялти с продаж будет в 2 раза выше.
Удобно, что все налоги и страховые отчисления сервисы платят сами. Права на распространение книг у онлайн-сервисов не исключительные, то есть остаются у вас.
Популярный издательский сервис Ridero
Отдельного слова заслуживают зарубежные площадки, где вы можете опубликовать свою книгу, предварительно сделав перевод описания на английский язык. Их множество. Но стоит отметить две площадки, которые помогут вам быть заметными на зарубежных книжных просторах, — Google Books и Amazon.com.
Как издать книгу за свой счёт
Преимущества этого способа в том, что вам не придётся ни с кем согласовывать своё творение, его дизайн и тексты, если они попадут в рамки российского законодательства и не будут призывать к разжиганию межнациональной, межрелигиозной розни или носить порнографических характер (закон о СМИ). Не нужно переуступать права на издание. Если ваша книга получит успех, к вам могут обратиться издательства с предложениями, и вы без препятствий можете согласиться.
Итак, алгоритм действий.
1. Рассчитайте примерный бюджет книги, исходя из: количества страниц, дизайна, мягкого или твёрдого переплёта, крепления, плотности бумаги, вида печати и, самое главное, тиража.
2. Перед изданием с рукописью должны поработать несколько специалистов. Корректор должен проверить ваш текст на грамматические ошибки. Редактор — на стилистические. Дизайнер — сделать оформление и обложку книги. Верстальщик — подготовить книгу к печати. Если в вашей книге будут изображения — нужно сотрудничать с иллюстратором. Технический редактор оценит полученный экземпляр по печатным стандартам. И, наконец, специалист по препрессу подготовит книгу к отправке в печать.
Если пренебречь какими-то моментами, то может выйти себе дороже. Например, если в вашей готовой книге обнаружат грамматические ошибки, то её не примут в книжные магазины.
3. Для издания книги необходимо обязательно получить классификаторы и коды: ISBN, ББК, УДК и авторский знак.
ISBN — это международный стандартный книжный номер (International Standard Book Number), уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием.
ББК — это библиотечно-библиографическая классификация — система классификации изданий, предназначенная для организации фондов библиотек. ББК — это числовое сочетание, по которому любой библиотекарь может определить отдел, в котором хранится издание.
УДК — это универсальная десятичная классификация, система классификации информации для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек. УДК укажет на вид, тип литературы — без прочтения.
Авторский знак — это комбинации букв и цифр. Буква — первая буква фамилии автора или заглавия книги. Цифры определяются по специальным таблицам.
Все эти указатели значительно облегчают труд сотрудников библиотек, а также создают порядок во всех библиотечных системах и магазинах. Получить ISBN и все необходимые классификаторы автор может самостоятельно, обратившись в Книжную палату, собрав и предоставив все необходимые документы и оплатив накладные расходы.
Кроме того, нужно предоставить от 3 до 16 обязательных бесплатных экземпляров (в зависимости от вида издания) для государственной регистрации отечественных произведений печати и отражения их в государственных библиографических указателях, таких как «Российская Книжная Палата», «Российская государственная библиотека», «Дальневосточная государственная научная библиотека», «Библиотека Российской академии наук», «Библиотека МГУ», «Государственная публичная историческая библиотека» и других (всего 23 фондодержателя). Эту обязанность должно исполнить издательство, книги в таком случае будут рассчитаны по себестоимости печати и отправлены за его счёт.
Пару слов о литературных агентствах. Такие организации за оплату возьмут на себя все задачи по подготовке и изданию книги. Литагенты ознакомятся с рукописью, полностью подготовят текст, дизайн книги, напишут рецензию, разошлют пресс-релизы, обзоры, новости о выходе вашей книги, займутся рекламной кампанией по продвижению, будут вести переговоры с книжными сетями от вашего лица и даже помогут издать книгу за ваш счёт пробным тиражом. За свои услуги литагентства берут фиксированную оплату, либо процент от сделки. Найти такие агентства можно в интернете.
Сколько стоит издать книгу
Это зависит от количества страниц, варианта дизайна, мягкого или твёрдого переплёта, плотности бумаги, вида печати и тиража. На сайтах издательств обычно есть онлайн-калькулятор, который рассчитает стоимость вашего тиража по выбранным параметрам. Просчитайте цены во всех выбранных издательствах и выбирайте самые оптимальные расценки. Иногда разница очень ощутима.
Мой расчёт в одном из московских издательств:
Стоимость печати тиража: 340 ₽/шт. Включая полный пакет подготовки к печати. Не включая:
В другом издательстве аналогичный расчёт выдал сумму — 350 ₽/шт.
Стоимость 1 штуки в других вариантах: с мягкой обложкой, других форматов, глянцевой, мелованной бумагой и так далее, конечно, будет существенно отличаться.
Однако издательства предлагают издать книги дешевле, если вы, например, сделаете подготовку и вёрстку самостоятельно или закажете иллюстрации у художника-фрилансера. Ваша скидка в этом случае будет около 20% на весь тираж.
Более того, издательства предлагают разные варианты скидок:
Бывает, что подготовить книгу к печати и сверстать дешевле в одном издательстве, а напечатать в другом. Если бюджет ограничен, стоит поискать варианты. Итого весь процесс издания книги займёт у вас от 3 до 6 месяцев.
Как продать книгу
Ещё до выхода книги в свет можно начинать рекламную кампанию по её продвижению. Здесь начинается нелёгкий труд. Задействуйте все доступные методы продвижения.
1. Имея на руках готовую книгу и все необходимые документы (необходимо оформить ИП), убедите крупные книжные магазины сотрудничать с вами. Создайте свою сеть распространения. Затем попросите организовать для вас презентацию книги. На презентации вы представите своё творение и раздадите автографы. Такое мероприятие принято заканчивать фуршетом для всех присутствующих.
2. Рассылайте пресс-релизы, рекламные тексты и просто описание книги во все крупные книжные сообщества соцсетей. Иногда за деньги.
3. Ведите свой блог в соцсетях, периодически публикуя новые главы вашей книги, начиная с самого начала её написания. Возможно, у вас появятся свои читатели, и реализовать книгу для вас будет несколько легче после её выхода.
Запись в блоге Дмитрия Глуховского, российского писателя, автора романов «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035», «Будущее», «Сумерки», «Рассказы о Родине» и других
4. Настройте таргетированную и контекстную рекламу.
5. Просите написать рецензии известных книжных обозревателей. В соцсетях с каждым днём появляется всё больше книжных блогеров. Стучитесь к ним.
Сколько можно заработать на издании своей книги
Чтобы зарабатывать на издании своих книг, нужно отладить этот процесс не один раз или продавать сразу несколько произведений. Тогда, возможно, сумма будет ощутима, и это станет вашим основным заработком.
Чтобы понять, сколько конкретно вы заработаете денег, нужно к себестоимости книги прибавить вашу желаемую прибыль от каждого экземпляра, далее магазин прибавит около 50% своей выгоды.
Итого книга, которую вы отдадите на реализацию, будет стоить минимум в 2 раза больше вашей цены. Например: себестоимость вашей книги 100 ₽ + ваша желаемая прибыль (например, 100 ₽) + 50 ₽ («накрутка» магазина) = 250 ₽ цена книги на полке магазина.
10 советов — как издать книгу, которая вызовет фурор
Публикую советы, которые взяты из личного опыта, с сайтов крупных издательств, а также методом проб и ошибок в процессе публикации книги.
1. Если вы сформулировали идею, знаете, о чём писать книгу, идите в книжный магазин, убедитесь, что на эту тему или ещё нет книг, или мало, или ваша будет особенной.
2. Пишите на актуальные темы, хватайтесь за горячие, смотрите телевизор и читайте новости.
3. Если вы издаётесь в первый раз, убедитесь, что ваша книга полностью отредактирована. Закажите корректуру и редактуру у профессионалов.
4. Максимально вложитесь в три составляющие: обложку, переплёт и аннотацию. Первый беглый взгляд читателей цепляется сначала за эти три момента.
5. Успех книги во многом зависит от её названия. Создайте интригу в нём, чтобы произведение захотелось прочитать.
6. Составьте привлекательную аннотацию к книге. Понятная, качественная аннотация необходима, чтобы успешно продавать.
7. Начните рекламную кампанию ещё до выхода книги. Создайте блог с публикациями глав, отрывков из книги. У вас сформируется некий лояльный круг читателей, которые помогут расшарить ссылку на вашу книгу, а, возможно, и сами захотят купить её, когда она будет издана.
8. Продумайте план сбыта своей книги. Будет ли это издательство или крупные оптовые книготорговцы. Вы должны заранее рассчитать, каким тиражом вы сможете продать книгу через свои каналы.
9. При выборе издательства обязательно обратите внимание, на какой литературе оно специализируется. Только если ваша книга подходит по тематике, смело высылайте рукопись. При этом разошлите сразу нескольким издательствам и обязательно прозвоните каждое из них.
10. Ещё один способ сделать себе имя — написать книгу в паре с известным автором. Суть в том, чтобы практически полностью написать книгу самому и добавить пару-тройку тезисов известного автора. Раскрученному автору выгодно, а так как книгу написали вы — вам выгодно тоже.
Бестселлеры издательства «Манн, Иванов и Фербер» — октябрь 2017
Мой личный опыт издания книги
Когда рукопись была готова, я решила, что буду обращаться в издательство. Тема моей книги — правильное питание (ПП), она содержит список рецептов, в том числе десерты без сахара, муки и яиц. Моя книга — это взгляд на питание с точки зрения концепции ПП, в основе которой некоторые научные факты, а также конкретные рецепты. Чтобы собрать рецепты, я сотрудничала с популярными фуд-блогерами, вегетарианцами, фитнес-тренерами, а также запрашивала информацию и брала интервью у некоторых знаменитых диетологов. Я подобрала 18 подходящих издательств.
В течение полугода я получала отказы или тишину в ответ. В итоге из одного издательства я получила конструктивную критику. Здесь мне порекомендовали: рассчитать КБЖУ каждого рецепта; более информативно описать каждого эксперта; подтвердить некоторые факты из открытых источников; сократить текст, сделать его более ёмким. В течение двух месяцев я исправляла недочёты. Затем снова отправила рукопись в это издательство, как мы и договорились.
С момента отправки отредактированной рукописи прошло полгода. И снова тишина. Проверка почты стала моей привычкой. Потом были ещё пара писем с просьбой о доработках. Я делала все правки и, наконец, получила письмо с договором! Сейчас книга на этапе препресса, то есть окончательной подготовке книги к печати.
12 издательств, которые полезно знать
1. «Эксмо». Крупнейшее издательство России. Предлагает молодым авторам сотрудничество в направлении художественной, деловой, учебной и прикладной литературы. Поэзию, детские сказки, детскую развивающую литературу издательство не рассматривает.
2. «Питер» предлагает сотрудничество авторам компьютерной, экономической, популярной, гуманитарной, медицинской, психологической, художественной литературы.
3. В «Вильямс» рассматривают рукописи в научном и профессиональном направлениях.
4. «РИПОЛ Классик». Большой плюс издательства в том, что оно рассматривает широкий спектр тем и жанров.
5. «АСТ-ПРЕСС» приглашает молодых авторов, работающих в направлениях: художественная литература, детская литература, культура и искусство, остросюжетная проза, прикладная литература, история, медицина, психология, астрология.
6. «Юрайт» выпускает учебную литературу для вузов. Приглашает авторов для издания учебных пособий.
7. «Росмэн» специализируется на детской литературе, лидер этого рынка. Новых авторов издательство набирает на конкурсе «Новая детская книга».
8. «Азбука» выпускает деловую и художественную литературу, детские книги, фэнтези, фантастику.
9. «Вече» рассматривает исторические произведения (мировая и российская история).
10. «Лабиринт» ищет новых авторов детских книг.
11. «Альпина Паблишер» ищет авторов деловых книг, а также книг по личному и профессиональному росту.