Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
Как начать писать книгу о своей жизни и заработать на этом?
Многие люди живут вполне рутинно. А у некоторых жизнь полна интересными событиями. И в таком случае, хочется понять, как написать книгу о своей жизни и заработать на ней. Конечно, не все так легко и прекрасно. Но если вы приложите достаточное количество усилий, то у вас выйдет, если не бестселлер, то хотя бы труд средней популярности.
С чего начать?
Когда пишите книгу о себе, то лучше начать с выбора тематики. Книгу о всей вашей жизни можно писать, если вы известный или у вас есть большой талант. И вы уверены, что все получится интересно.
Начинающим авторам лучше писать про отдельный период жизни. Сделайте название в стиле:
Как я…
Потом подумайте, какие интересные события можно описать. Создайте список из таковых событий. Например;
Помните, чем интереснее будут случаи, тем успешнее книга.
Как составить план книги про свою жизнь?
Лучше всего писать такую книгу по заранее составленному плану. Сделайте все таким образом, чтобы действия развивались по нарастающей.
Начните с небольшого вступления. Оно должно быть интересным и многообещающим.
Далее расскажите, что-то интересное, но не слишком. Потом затроньте более яркую тему.
Например, у вас книга о работе в Москве – «Столица и я».
План может быть такой:
Как видите, градус постоянно растет. Это даёт читателю возможность не отрываться до конца. И ещё, если заголовок будет интересней, чем сам текст, то это ничего страшного.
Если в главе «Как я встретил НЛО» не будет реального НЛО, это нормально. Главное, чтобы не было откровенного бреда и было какое-то оправдание.
Как заработать на книге о своей жизни?
Чтобы сделать это, вам потребуется изучить целевую аудиторию. Лучше сделать это до того, как вы начали писать.
Например, кто именно будет покупать вашу книгу? Если это рассказ про студенчество, то подростки.
Если рассказ про воспитание детей, то женская аудитория. Кстати, писать для женщин очень предпочтительно. Они наиболее склоны к покупкам.
Когда определитесь, то стоит написать сам труд. Отредактируйте его. Закажите обложку у художника. Можно просто обратиться к тому, кто умеет работать в фото шопе.
После чего, выложите книгу в интернет магазины:
Сделать это можно через платформу Ридеро, кстати.
Кроме того, можно выложить ознакомительные фрагменты книги на сайты самостоятельного издания: Литнет, Автор Тудей, Целлюлоза, Самлиб (Самиздат) и прочие.
Если все будет хорошо, то вы получите свои первые деньги. А дальше все будет зависеть от того, как вы станете продвигать книгу о своей жизни. Но это уже другая история.
10 советов о том, как написать книгу
Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.
1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)
Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о. ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.
«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.
2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)
«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.
Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:
— текст должен сообщать что-то очень важное,
— нетривиально объяснять важные процессы,
— быть остро полезным читателю,
— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
— рассказывать историю яркого героя.
Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.
3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)
Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.
Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.
Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.
Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.
4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)
Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.
Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.
Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.
Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».
5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)
Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.
Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.
Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!
6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)
Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.
Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.
«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.
7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)
Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:
2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.
3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.
8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)
Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.
Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».
И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:
. у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки.
Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.
9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)
Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.
Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.
Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.
Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.
10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)
Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.
Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.
Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.
Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.
«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.
Как написать книгу о своей жизни: советы новичкам
Если жизнь привела вас в эту статью, значит, вам есть, что рассказать о себе, но вы не знаете, как написать книгу о своей жизни, с чего хотя бы начать?
Хочу вас успокоить – с этим может справиться любой человек, важно лишь подсказать ему верное направление, задать ход мыслей и последовательность действий. На самом деле написание мемуаров может быть не только кропотливой и нудной работой, как представляется поначалу, но весьма интересным и увлекательным занятием. О его важности и пользе и говорить не приходится!
В этой статье я постараюсь дать вам основные принципы, по которым нужно ориентироваться при самостоятельной работе с воспоминаниями. Они помогут вам сэкономить массу усилий и времени, поскольку я предлагаю вам чёткую структуру и определённый режим работы, который будет занимать от силы несколько часов в неделю, но принесёт очень весомые результаты: например, вы сможете самостоятельно оформить мемуары в книгу с последовательным и интересным изложением событий вашей жизни.
Содержание:
Хотите попасть в историю и оставить память потомкам – напишите книгу о своей жизни!
Многим людям, независимо от возраста, социального статуса, убеждений и мировоззрения, хочется оставить какие-то письменные свидетельства о своей жизни и о членах семьи. В этом желании нет ничего плохого, наоборот, каждый человек может оставить неоценимую память о себе и своих родных для последующих поколений Рода.
Если бы мои дедушки-бабушки, родители в своё время оставили после себя такие записи, я была бы безмерно благодарна им. Для меня такие архивы стали бы семейной реликвией и передавались бы по наследству, каждое последующее поколение вносило бы в них свои страницы. Таким образом сохранялась бы связь и преемственность поколений нашего Рода.
Но, увы, у меня таких материалов нет. Но я хочу, чтобы они появились: поэтому я отважилась положить новое начало старой традиции и собрать первые материалы для своей Родовой книги. Тем более, мы с мужем основали Родовое поместье, высадили Родовые деревья, нам, как говорится, сам Бог велел заниматься и семейной летописью.
Такие материалы потом могут стать даже историческими документами, ведь они правдивы и написаны живым свидетелем времени, которое в будущем станет лишь смутной тенью прошлых эпох. Поэтому не подавляйте в себе такой ценный импульс и попробуйте начать хотя бы первичную работу с собственными воспоминаниями.
4 последовательных шага в работе с мемуарами
Перед началом работы прежде всего нужно понять, что наша жизнь – это своеобразный слоёный пирог из великого множества событий, людей, памятных дат, родственных и дружеских связей, профессиональной деятельности, хобби и интересов, мировоззрения и религиозных убеждений и всего ещё по мелочи.
Именно поэтому человек, который хочет написать мемуары, просто не знает, как во всём этом разобраться и перенести на бумагу, теряется и откладывает эту грандиозную задачу на потом, обычно на неопределённое «в старости, когда время будет».
Вот только в старости, если до неё удаётся дожить, почему-то уже нет ни сил, ни желания хоть как-то свою жизнь записать, тем более, что память уже не та, и события уже покрылись патиной времени, и любимые родные лица изгладились из памяти. Так и уходит человек, унося с собой бесценный груз воспоминаний, который мог бы стать настоящим даром для тех, кто остался…
Первое, что нужно сделать – расслоить этот «пирог» и каждому слою отвести своё отдельное место. У вас должно появиться что-то вроде картотеки, где будет происходить первоначальное накопление материала. Не надо сразу пытаться написать единую связную книгу – это даже для мастеров непростая задача!
Но зато каждый человек может постепенно создать очень качественный архив записей. Даже не факт, что именно он соберёт потом материалы в книгу, это можно сделать и с помощью специалистов или усилиями всех заинтересованных членов семьи.
Итак, задача №1 — создание картотеки воспоминаний
Вам понадобится либо завести несколько отдельных тетрадей, каждая за своим названием, либо создать на компьютере папку «Мемуары», а в ней – несколько отдельных папок со своими названиями. В цифровые папки можно складывать не только текстовые документы, но и аудиозаписи с диктофона. Многим людям гораздо проще наговаривать текст, а не записывать его.
В обоих этих вариантах есть свои нюансы. Если вы пишете от руки – помните, что ваши записи сложно будет читать кому-то, кроме вас. И если вы соберётесь со временем сверстать книгу мемуаров, вам в любом случае придётся как-то оцифровывать информацию. Так что лучше всего тем, кто пишет от руки, сразу же переносить готовую запись и в соответствующую компьютерную папку.
Тем же, кто привык работать на компьютере, стоит позаботиться в первую очередь, о сохранности столь ценной информации. Никто не застрахован от падений систем и потери информации, так что мой вам совет – старайтесь сохранять информацию на нескольких источниках. Используйте флешки, внешние жёсткие диски и хранилища информаций в интернете, в частности, хорошо бы освоить работу в «Гугл-документах» или на «Яндекс-диске».
Задача №2 – определение категорий воспоминаний
А теперь нам предстоит наши папки или тетрадки подписать. Тут всё достаточно просто: нам надо выделить главные, самые ценные «слои» из нашей жизни. Каждая папка будет олицетворять такой слой. Здесь можно применить самую простую классификацию, которая подходит всем:
В эти основные категории укладывается практически вся человеческая жизнь. Но, конечно, у каждого могут появиться и свои, важные именно для него, категории, например «Дети/семья», «Родовое поместье», «Отношения и чувства», «Работа на заводе с такого-то по такой-то год», «Второй брак», «Интересы и увлечения» и т. п. Только вам решать, какие и сколько папок будет у вас.
Задача №3 – определить частотность и порядок записей
Здесь вы ставите перед собой определённую цель, состоящую из двух частей.
Первая часть цели:
вам нужно решить, сколько времени, скажем, в неделю, вы сможете посвятить работе с воспоминаниями.
Лучше всего, если вы сделаете из этой подцели определённый ритуал: например, в воскресенье вечером вы готовите себе травяной чай, садитесь в любимое кресло, выбираете одну из категорий и вносите туда запись. Размер и качество записей вы определяете тоже сами. Советую на этом этапе особенно не заморачиваться с редактурой и писать, как Бог на душу положит. Ваша главная задача – войти в поток и писать. И делать это регулярно, не реже раза в неделю.
Вот вы решили написать о своей свадьбе, например. Вы садитесь, цепляете в памяти первое же связанное со свадьбой воспоминание, пишете несколько предложений, а потом «проваливаетесь» в поток. И это замечательно – пишите всё, что вспоминается, не заботясь о логике и качестве. Сейчас нужно просто выдать текст.
Как выбирать категории – тоже зависит от вас. Можно по чувствам: например, сегодня хочется написать о бабушке. Это категория «Родственники». А в следующий раз вам захочется написать про путешествие на Ямайку – вот и пишите про это.
Но некоторым людям проще, если они работают по графику – в этот день такая-то категория, в следующий – следующая, пока в каждой не будет по одной записи. А потом снова сверху вниз. Так что в этом вопросе ориентируйтесь исключительно на свою натуру и склонности.
Вторая часть цели:
определитесь, будете ли вы на этом этапе работы заниматься редактурой и структурированием записей. С одной стороны – чем чище и логичнее материал, тем легче потом из него выстроить качественную книгу. Если вы хотите ещё при жизни такую книгу создать, лучше тогда заниматься правкой и структурой сразу.
С другой стороны, редактирование и выстраивание структуры книги – это отдельная работа, требующая отдельного времени и другого настроя. Лучше не смешивать собственно писательство и редактуру, а чередовать их. Можно сначала накопить определённое количество записей, а потом уже начать работу по их чистке и сведению воедино.
Здесь снова стоит внимательно прислушаться к себе и понять, какой порядок работы лучше соответствует вашим привычкам, особенностям и наклонностям. Редактирование и структурирование записей можно делегировать специалистам, но на это нужно планировать отдельную статью расходов, либо привлечь на помощь кого-то из родных с нужными навыками.
Для тех, кто вовсе не имеет представления о том, как работать с сырыми текстами, превращая их в чистые и красивые, легко читаемые и запоминающиеся, рекомендую приобрести мой курс «Чистописание» с подробными видеоуроками, в которых разбираются главные принципы создания качественных живых текстов.
Если вы примените эти простые шаги на практике, уже через несколько месяцев работы у вас накопится много рабочего материала. В какое-то время вы, возможно, почувствуете, что пора начинать его как-то систематизировать. И мы переходим к следующему этапу –
Задача №4 – систематизация материала
Писатели-профессионалы знают, что половина умения писать держится на умении вычёркивать. И в самом деле, если вы планируете сверстать то, что собрали, в единую книгу, вам следует позаботиться о том, чтобы она была интересной для читателя.
То есть вам придётся переключить фокус с себя на читателя. Это не всегда просто и легко даётся, особенно людям, которые не очень разбираются в писательстве. Поэтому на данном этапе главный мой совет – призвать на помощь кого-то со стороны. Это может быть и родственник, и просто знакомый или вообще сторонний человек.
Ваша главная задача – получить взгляд со стороны. Поэтому, чем беспристрастнее будет ваш слушатель или первый читатель, тем лучше. Он подскажет вам, что действительно стоит оставить в мемуарах, а что недостойно внимания. Со своими текстами расставаться ой, как жалко, но, поверьте, если вы хотите не просто собрать коллекцию воспоминаний, а выстроить из них логичное и связное воспоминание, будьте готовы от многого избавляться.
Как выстраивать материал, какого принципа придерживаться?
Самый простой и эффективный способ – хронологический. Подавляющее большинство мемуаров выстроено именно так, лишь самые матёрые профессионалы иногда позволяют себе вольность и перемешивают воспоминания, подчиняя их иному замыслу, но я вам не советую так делать, если только вами не руководит внутреннее чутьё и понимание, как вы хотите свои материалы организовать.
Структурирование и окончательное оформление материалов – самая непростая задача из всех. Иногда гораздо больше времени уходит на вёрстку и подгонку, состыковку записей и их сортировку, отшлифовку, чем на собственно написание. И здесь человеку неподготовленному тоже лучше обратиться за помощью к профессионалам: редакторам, корректорам и верстальщикам.
Зато и результат вас приятно порадует – в итоге вы возьмёте в руки приятно оформленную книгу ваших воспоминаний, с красивыми фотографиями, качественным текстом и печатью, которую не стыдно будет поставить на полку, подарить родным. Такая книга станет передаваться из поколения в поколение и, возможно, вдохновит и других членов Рода взяться за написание подобных книг. Вы только представьте, как это здорово!
Группа «Родовая книга/ Я пишу мемуары» — идеальный способ начать
И всё же сесть за мемуары непросто. Прежде всего, потому что это слишком необычная задача, требующая концентрации, настроя, определённого расписания.
Вы, наверное, и сами знаете, что самое трудное в любой новой задаче – преодолеть своеобразный психологический барьер. Поезд тратит максимальное количество энергии при первоначальном толчке, а потом лишь поддерживает скорость. Так и мы, чтобы взяться за что-то новое, должны совершить рывок.
И очень часто так и не решаемся его совершить.
Но написание мемуаров, семейных летописей и Родовых книг – слишком нужная и важная задача, чтобы позволить себе махнуть рукой, надеясь, что кто-то другой из ваших родственников возьмёт её на себя. Я, например, на такое рассчитывать точно не могу.
Более того, помогать себе и другим заниматься мемуарами – часть моей жизненной миссии, потому что я хочу, чтобы наши потомки имели возможность прикоснуться не только к памяти Рода, к жизни предков, но и к реальной исторической эпохе, правдиво описанной неподкупными источниками.
Как сказала Анастасия, героиня книг Владимира Мегре:
…Совсем немного дней пройдёт, и будут родовую книгу создавать, своей рукой писать, страницы заполняя, миллионы отцов и матерей. Их будет множество великое – книг родовых. И в каждой – истина, идущая от сердца, для детей своих. Лукавству места в книгах тех не будет. Пред ними историческая ложь падёт.
Попасть в неё очень просто: в главной группе «Живое Слово» в самом верху есть кнопочка «Поддержать». Это платная подписка (донат) группы. Всего за 290 рублей в месяц вы станете доном группы и попадёте не только в группу по мемуарам, но и в группу по созданию сказок, и ещё в группу по созданию нехудожественных книг (нон-фикшн), а также получите возможность общаться и получать обратную связь от меня и других участников.
Если вам сложно работать в одиночестве и вам нужна постоянная поддержка кураторов и сокурсников – это отличная возможность снять все внутренние зажимы и блоки и «расписаться», войти в поток.
Вместе всегда легче преодолевать барьеры и страхи, решиться писать о наболевшем или просто понять, что любая жизнь интересна и представляет ценность для других. Мы постарались создать такую атмосферу, в которой души людей начинают постепенно оттаивать, раскрываться, говорить о том, что давно тяготило или, наоборот, просилось наружу радостью или восторгом.
Большинство из моих учеников, преодолевших страх и взявшихся всё-таки за работу над своими мемуарами и Родовыми книгами, признают, что теперь ведение записей о себе, своих родных и событиях жизни стало для них привычной и важной частью жизни. Вот несколько отзывов о группе:
«Родовая книга» — это закрытая группа, так что все материалы авторов остаются только в узком кругу кураторов и сокурсников. А ещё внутри группы есть раздел со специальными статьями, посвящёнными тому, как описывать отдельные аспекты жизни, например, «Родные и близкие» — как работать с воспоминаниями родных, «Детство», «Правда сердца» — это о том, как выразить то, что давно всем хочется сказать, «Вехи жизни» — о самых главных и значительных событиях, и другие.
А здесь, в рамках моего курса «Чистописание» вы сможете скачать БЕСПЛАТНЫЙ видеоурок по выбору тем для писательства и методу свободного письма — фрирайтингу (откроется в новой вкладке). С помощью этого урока вы навсегда избавитесь от пресловутого «страха чистого листа»!
Если вы нашли этот материал нужным и полезным, не забудьте поделиться им с другими!