Сознание как высший уровень психического отражения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание – это высшая форма обобщенного отражения, свойственная для человека. Сознание отражает объективные устойчивые свойства и закономерности окружающего мира, формируя у индивида внутреннюю модель внешнего мира, в результате чего происходит познание и преобразование окружающей действительности.
Сущность феномена сознания
А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.
В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.
Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.
Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).
Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.
Готовые работы на аналогичную тему
Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.
Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Эта форма свойственна человеку и предназначена для отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей среды. Благодаря ей у людей происходит формирование внутренней модели внешней реальности. Сознание помогает познавать и менять окружающий мир.
Функция сознания в качестве высшей формы отражения состоит в создании целей деятельности, когда предварительно осуществляется мысленное построение действий и предвидение их результатов. Этот процесс призван для обеспечения разумного регулирования человеческого поведения и деятельности.
В сознание входит соответствующее отношение человека к окружающей среде и к окружающим людям. Принято выделять несколько свойств сознания:
Отсюда следует непосредственное включение мышления и эмоциональной сферы в процессы сознания. Основная функция мышления представлена определением объективных отношений между явлениями внешней реальности. Основной функцией эмоций является создание субъективного отношения человека к людям, предметам, явлениям.
В структуре сознания происходит синтез данных форм и видов отношений. Они способствуют определению, как организации поведения, так и глубинных процессов самооценки и самосознания. Существуя реально в едином потоке сознания, образы и мысли способны окрашиваться с помощью эмоций и становятся переживаниями.
Развитие сознания происходит у индивида преимущественно в социальных контактах. В филогенезе оно совершенствовалось и становилось возможным при условии активного воздействия на природную среду в условиях ведения трудовой деятельности. Сознание проявляется только при существовании языка, речи. Эти процессы возникают в одно время с сознанием в процессе труда.
Первичный акт сознания представлен актом идентификации с символами культуры. Они организуют человеческое сознание и делают человека человеком. За выделением смысла, символов и идентификации с ним идет выполнение и активная деятельность детей в области воспроизведения образцов поведения, речи и мышления. Сознание характеризуется активной деятельностью ребенка, отражающая окружающий мир и регуляцию поведения.
Слои сознания
В психологии выделяют следующие слои сознания:
Первое из них состоит из биодинамических свойств движения и опыта действий, а также включает чувственные образы. Рефлективное сознание представляет собой сознание для сознания. Оно заключает в себя значение и смысл.
Значение представляет содержание общественного сознания. Его усвоение происходит людьми и состоит в операционных значениях, предметных, вербальных значений, житейских и научных значений (понятий).
Смысл является субъективным пониманием и отношением к ситуации, информации. Так, непонимание можно связать со сложностями в осмыслении значений. Процесс взаимной трансформации значения и смысла (осмысление значения и обозначение смысла) выступает в качестве средства диалога и взаимопонимания.
В пределах бытийного слоя сознания решаются сложные задачи. Это связано с тем, что для эффективного поведения в соответствующей ситуации часто требуется актуализация необходимого образа и нужной двигательной программы. Таким образом, образ действия должен вписаться в образ мира. Идейный, понятийный мир, сфера житейских и научных знаний должны соотносится со значением.
Мир производственной, предметной (практической) деятельности должен соотноситься с биодинамической тканью движения и действия (бытийным слоем сознания). Представления, воображение, культурные символы и знаки соотносятся, как правило, с чувственной тканью (бытийным сознанием).
Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
1.4 Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
В сознании человека, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта. А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания. «Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания»7, поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как «субъективного образа объективного мира» предполагает несколько уровней «образного» отражения: непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления.
Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.
Под субъективностью существования идеального понимается и определенная зависимость образов сознания от индивидуальных особенностей субъекта: развития его нервной системы, работы головного мозга, состояния организма в целом, качества его индивидуальной жизни и опыта, уровня овладения накопленным человечеством знаний и т.д.
Сознание. Сознание — это высшая форма отражения действительности
Сознание — это высшая форма отражения действительности. С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и сознаваемые им как определенная субъективная реальность. Для сознания характерно отношение, которое человек имеет ко всему, что его окружает.
Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека — есть процесс осознания действительности. Сознание личности означает не только осознание внешних объектов, но и осознание самого себя и своей психической деятельности. Следовательно, сознание личности немыслимо без самосознания. Самосознание следует понимать как сознание, имеющее специфические особенности, так как объект анализа — психические качества самой личности, как качества отражения личностью действительности, ее переживания, адекватность действий в окружающей действительности. Так же, как и сознание, формирование которого начинается у человека с чувственных форм — ощущений, восприятий, самосознание формируется через те же стадии развития.
Только на основе единства самосознания и осознания окружающей действительности может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая только человеческой личности.
Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю. Каждое из этих психических явлений, обладающих своей качественной спецификой, существуют не как нечто самостоятельное, изолированное, а является лишь частью или стороной единого целого сознания.
Сознавая действительность, человек эмоционально переживает свое отношение к познанному, испытывает те или иные чувства, которые являются специфической, осознанной формой отражения реального мира. Эмоции, чувства — одна из сторон сознания. Но сущность сознания не сводится лишь к интеллектуальному отражению внешнего мира и эмоциональному переживанию отраженного. Сознание включает в себя регулирование человеческой деятельности, направленное на активное преобразование действительности. Обращенность сознания к практическим действиям составляет волю — одну из важнейших сторон сознания.
Психические процессы, познавательные и эмоционально-волевые всегда направлены на определенные предметы и явления. Внимание как объективная направленность психических процессов также может рассматриваться как одна из сторон сознания.
Сознание становится объективным как для самого сознавающего индивида, так и для других людей через посредство речи. Благодаря речи как реальной форме выражения мысли, человек может выделить себя из всей остальной природы, абстрагироваться с помощью отвлеченного мышления, раскрыть законы природы и использовать их для практической деятельности. Сознание — главная характеристика человеческого индивида.
Соотношение сознания и подсознания. Несмотря на то, что принципы целостной деятельности мозга к настоящему времени изучены не достаточно полно, имеющиеся физиологические факты позволяют выявить различия и общность нейрофизиологических процессов, обуславливающих возникновение сознательных и подсознательных проявлений высшей нервной деятельности человека.
Раздражитель, воздействуя на рецепторы, приводит к появлению афферентных сигналов, которые формируют в проекционных областях коры электрические ответы. Электрический ответ можно зарегистрировать у организма, находящегося в состоянии сна. Следовательно, его распространение осуществляется без участия сознания. После оценки мозгом поступившей информации, ответная реакция может протекать по-разному.
Во-первых, если поступивший сигнал не несет какой-либо существенной информации для организма, то формирующаяся на уровне подсознания программа сводится к торможению внешних ответных реакций на данный сигнал. В таком случае сигнал вызывает лишь первичный биоэлектрический ответ и вторичную биоэлектрическую активность без осознания сигнала и без каких-либо других реакций организма.
Во-вторых, если при первичной оценке сигнала (протекающей на уровне подсознания) обнаружено, что он по своему характеру требует шаблонного, хорошо заученного ответа, то возникает автоматизированная ответная реакция. Такой автоматизированный ответ организма не требует подключения сознания и осуществляется на уровне подсознания.
В-третьих, если первичная оценка сигнала (осуществленная до включения сознания) свидетельствует о том, что поступившая информация является важной для организма, и что для ответной реакции на данный сигнал требуется включения деятельности всей ЦНС, то еще на уровне подсознания в коре большого мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию общую активацию мозга. В деятельность включается вся ЦНС. Возникает “реакция пробуждения”, которая проявляется десинхронизацией ЭЭГ. Лишь в этом случае сигнал осознается, и ответная реакция на него протекает уже с участием сознания. Субъективно это представляется одним мгновением.
На уровне подсознания могут осуществляться любые условно-рефлекторные реакции, в том числе и возникающие с участием второй сигнальной системы, еще до включения сознания мозг способен анализировать любые, в том числе и словесные, сигналы. Это свидетельствует о том, что и сознательные, и подсознательные проявления ВНД человека могут осуществляться одними и теми же структурами целого мозга, а не какого-нибудь его отдела.
Исходя из характера изменений биоэлектрической активности мозга разница между осознанными и неосознанными реакциями состоит в степени “глобальности” активации мозга, зависящей от количества вовлеченных в реакцию нейрональных структур. Если в реакцию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как подсознательные. Если в ответную реакцию вовлекается вся гигантская суперсистема нейронных ансамблей коры и подкорки,, т. е. реакция протекает при глобальной активации всей ЦНС, то она осуществляется с участием сознания.
Сознание может отключаться от привычных влияний окружающей обстановки, углубляться в исследование сущности явлений, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды при этом не нарушается, она продолжает осуществляться на уровне подсознания. Нарушение непрерывной взаимосвязи организма и среды могло бы привести к гибели организма. Но этого не происходит, т. к. подсознание, даже после выключения сознания или переключения его на решение абстрактных проблем, всегда “на посту”.
Между процессами, происходящими на уровне подсознания и процессами, обеспечивающими возникновение сознания, существует как бы “динамическое равновесие”. Это равновесие может сдвигаться в ту или иную сторону в широких пределах при изменении функционального состояния мозга и окружающей обстановки. Если прекратить непрерывную деятельность подсознания по анализу и переработке поступающей в мозг информации, то и сама функция сознания станет невозможной.
На уровне подсознания протекает и условно-рефлекторная деятельность внутренних органов здорового человека. Привычные раздражители интерорецепторов внутренних органов вызывают сигналы, поступающие в кору большого мозга, где они анализируются на уровне подсознания. Эти сигналы могут стать основой выработки условных рефлексов, изменяющих поведение организма.
Таким образом, подсознание относится к сознанию как часть к целому, оно представляет собой первую ступень, первое несамостоятельное звено всех реакций организма. Его деятельность направляется сознанием и подчинено сознанию, так как именно сознание представляет собой высший регулятор человеческого поведения.
Подсознательные реакции, как и все другие формы поведения в психической деятельности, подчинены законам причинно-следственных отношений. Такова природа интуиции, творческого озарения, предчувствий, в основе которых лежат прошлый опыт субъекта и воздействующие на него в настоящий момент влияния окружающей и внутренней сред.
Сознание как высший уровень психического отражения
Психологическая характеристика сознания человека.
Выготский Л.С. считал, что человеком осознается то, что представлено в соц-но-нормированной форме. С формируется только в социуме, т. к. оно формируется на речевой основе (общение).
Свойства сознания:
1. Субъективное выделение себя из окружающей действительности (ребенок до 1,5 г себя не выделяет);
2.Совокупность чувственных и умственных образов данных объекта-субъекта;
3. Целеполагание – способность к постановке цели деятельности и поведения;
4. Категориальность – представленность объектов и явлений внешнего мира в виде систем категорий, понятий;
5. Наличие самосознания, т е наличие представлений о себе самом;
6. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания (МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА).
Итак, сознаниене оттиск и не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная сфера психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Науке еще предстоит приоткрыть тайны сознания.
Сознанию как психическому образованию присущи некоторые функции и роли. По отношению к психологическим объектам эти понятия следует различать. Функция отражает назначение объекта (сознания, нервной системы, мышления и др.), предписанное ему природой. Роль же больше отражает факт, каким образом используется данная функция объектом.
Функции сознания состоят в:
— отражении объективной реальности (внешнего мира);
— самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии).
Роль сознания сводится в основном к:
— регуляции психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий (регулятивный аспект);
— обеспечению процессов познания через обучение (когнитивный аспект);
— социальному взаимодействию через речь и язык, эмоции, чувства, невербальное поведение (коммуникативный аспект).
Предпринимаются попытки выделить структурные элементы сознания (Л. Выготский, А. Леонтьев). Однако они, во-первых, приводят к весьма обобщенным моделям, практическое использование которых весьма проблематично. Во-вторых, хотя этим элементам даются специфические названия, они, по существу, лишь описывают известные функции сознания. Несомненно, структуризация сознания — дело будущего.
Биологические и социальные предпосылки развития сознания.
Фундаментальной предпосылкой возникновения сознания является, отражение, поэтому рассмотрение сути данного понятия является важной задачей.
Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Отражение есть способность предмета изменять свое состояние в ответ на воздействие извне. Простейшие формы отражения встречаются уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.п. Отражение в таких процессах носит пассивный, изоморфный характер. Здесь нет никакой целесообразности и активности действий.
Особенностью отражения в неживой природе является также не востребованность его последствий (результата) на изменение поведения предмета. Присущая ему информация не выступает еще стимулом его активности, не становится ориентиром его действий в окружающей среде.
Так, нагревание под воздействием солнечных лучей неодушевленных предметов, скажем, скалистых гор, не приводит их в состояние активности и не стимулирует их поведения, так как у них отсутствует внутренняя программа, которая могла бы под воздействием информационного сигнала привести их в состояние активности. Живые (биотические) системы способны не только испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно себя проявлять в предметном окружении. На основе, заложенной в них внутренней программы, они активно реагируют на воздействующие, на них предметы, используя результаты их отражения в качестве ориентиров своего собственного поведения.
Исходной формой живого отражения является раздражимость. Под раздражимостью понимается реакция живого организма на воздействие извне, в которой проявляется в зародышевой форме определенная избирательность, активность, целесообразность и предметность действия. Эти признаки живого отличают его от других материальных систем, не имеющих таких свойств.
Следующей формой отражения в живой природе являете чувствительность. Она специфична по своей структурной организации и присуща только животному миру.
Социальными предпосылками возникновения сознания являются труд и язык. В известном смысле можно сказать, что труд создал человека. Процесс его возникновения охватывает миллиарды лет и с однозначностью трудно определить временные рамки появления сознания. Вместе с тем можно определенным образом утверждать, что с момента изготовления искусственных орудий труда у человека начался и процесс формирования сознания. Формирование идеальных образов предметов, ранее не существующих в природе, и явилось началом возникновения сознания.
Следующей социальной предпосылкой сознания является язык. Он возникает на первых этапах формирования общества, когда у людей в процессе трудовой деятельности появляетсяпотребность общения между собой, необходимость передать свои мысли посредством слов. Язык, следовательно, не существует сам по себе, он является средством выражения мыслей.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1726 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сознание, как высшая форма отражения
Определение и анализ сущности сознания – высшей сферы человеческой психики. Рассмотрение его свойств: построения отношений, познания и переживания. Исследование эволюции форм отражения. Характеристика раздражимости, как элементарной формы отражения.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.06.2015 |
Размер файла | 19,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Кафедра «Инженерной психологии, педагогики и права»
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Сознание, как высшая форма отражения»
Выполнил: Манукян В.А Фк-102
1. Сознание как высшая форма отражения
2. Эволюция форм отражения
Список используемой литературы
1. Сознание как высшая форма отражения
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).
Выделяют два слоя сознания:
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
1) биодинамические свойства движений, опыт действий;
2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
1) значение; 2) смысл.
Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознание). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, итерационное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
Для самосознания наиболее значимо стать самим (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы само актуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забью свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью, в каждый данный момент.
2. Эволюция форм отражения
Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об отражении как всеобщем свойстве материи.
Универсальные свойства материи проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: в законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.
контрольная работа [35,0 K], добавлен 27.10.2010
Анализ эволюции концепции познания, понятие сознания. Основные положения концепции отражения. Творческая природа сознания, сознание как функция мозга. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Свойства человеческого сознания.
контрольная работа [39,6 K], добавлен 25.01.2010
Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Происхождение категории сознания. Сознание как основа существования человека. Философские толкования проблемы сознания.
реферат [34,8 K], добавлен 15.12.2008
Отражение как общее свойство бытия. Развитие форм отражения как генетической предпосылки сознания. Специфика информационного отражения. «Идеальное» в абстрактном и конкретном значении. Сознание и мозг. Творческое воображение как главный элемент сознания.
лекция [79,8 K], добавлен 23.11.2011
Сознание как высшая форма психического отражения действительности человеком. Системно-структурный метод анализа сознания (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, эмоции). Сверхсознание (самосознание) и бессознательное (инстинкты).
контрольная работа [31,5 K], добавлен 12.08.2009