Напишите как можно мотивировать пациентов к самосохранительной деятельности
Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):
1. Опишите цель, предмет и результаты воспитания у пациентов (клиентов, мл.мед.персонала) самосохранительного поведения.
2. Что необходимо учитывать, выбирая методы воспитания?
3. Какие методы воспитания основ самосохранительной деятельности Вы можете назвать?
4. Существуют ли универсальные методы воспитания у пациентов (клиентов, мл.мед.персонала, средн.фарм.персонала) самосохранительного поведения? Обоснуйте ответ.
5. Напишите, как можно мотивировать пациентов (клиентов, мл.мед.персонала, средн.фарм.персонала) к самосохранительной деятельности?
Задание 1. Решите ситуационные задачи (2 на выбор).
1. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить не¬обходимость вакцинации против гриппа: 1) пациенту в возрасте 45 лет, мужчина, 2) родителям подростков на собрании в школе, 3) в передаче на местном телевидении. Какие методы Вы выберите?
2. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить не¬обходимость двигательной активности пациенту в возрасте 20 лет, мужчина, диагноз – сахарный диабет, ожирение 2-й степени. Какие методы воспитания в беседе с пациентом Вы используете?
3. Вы – врач терапевтического отделения стационара. Вам не¬обходимо дать рекомендации по ведению здорового образа жизни пациенту при выписке (мужчина, 35 лет, курит с 14 лет, ведет мало¬подвижный образ жизни, гипертоническая болезнь). Какие методы стимулирования пациента на ЗОЖ Вы используете?
4. Вас (врача общей практики) пригласили на региональное радио на передачу, где врачи, психологи, журналисты будут обсуж¬дать способы мотивации горожан к здоровому образу жизни. Вопро¬сы: Что Вы будете говорить? Какие аргументы приведете, чтобы слушатели действительно захотели пересмотреть свои взгляды на свой образ жизни?
5. Вы – врач общей практики. Заведующий терапевтическим отделением попросил Вас организовать просветительскую кампа¬нию в поликлинике в связи с наступлением периода вакцинации на¬селения против гриппа. Какие методы формирования у населения положительного отношения к вакцинации Вы выберите, организуя данную кампанию? Почему?
Задание 2. Напишите, какие методы воспитания Вы применяете в своей практике?
Тема 3. Методы обучения в медицинской педагогике до 3.04
Дисциплина «Педагогика»
(Ординатура)
Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Медицинская педагогика: специфика, история зарождения. Современное состояние медицинского образования в России и за рубежом. Дидактика (Я.А. Коменский). Дидактические принципы. Компетентностный подход. Виды и направления педагогической деятельности врач.
Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):
1. Что такое педагогика, в чем сущность медицинской педагогики?
2. Зачем медику изучать педагогику? Обоснуйте свой ответ.
3. История развития педагогики. Перечислите и охарактеризуйте каждый этап.
4. Какие дидактические принципы Вы знаете? Напишите, какие из дидактических принципов реализуются в образовании в настоящее время.
5. В чем идея компетентностного подхода в современной медицинской школе. Какими психолого-педагогическими компетенциями должен владеть врач?
6. Подготовьте сообщение на 1 стр. о педагогических идеях в трудах выдающихся врачей. Выбрать одного медика-педагога и сделать сообщение о его вкладе в педагогику или психологию (Франсуа Рабле, Джон Локк, Дейвид Гартли, Жан Мари Гаспар Итар, Николай Иванович Пирогов, Эдуард Сёгaн, Фрэнсис Гальтон, Александр Самойлович Виренеус, Петр Францевич Лесгафт, Иван Алексеевич Сикорский, Зигмунд Фрейд, Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Петрович Гундобин, Марии Монтессори, Овид Декроли. Эдуар Клапаред, Александр Романович Лурия. Бенджамин Спок, Януш Корчак и др.)
Тема 2. Методы воспитания в медицинской педагогике до 1.04
Предмет и содержание основ самосохранения здоровья. Принципы воспитания самосохранения здоровья. Критерии эффективности воспитательного процесса в профессиональной деятельности врача. Методы воспитания основ самосохранения здоровья. Проблемы мотивации самосохранительного поведения.
Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):
1. Опишите цель, предмет и результаты воспитания у пациентов самосохранительного поведения.
2. Что необходимо учитывать, выбирая методы воспитания?
3. Какие методы воспитания основ самосохранительной деятельности Вы можете назвать?
4. Существуют ли универсальные методы воспитания у пациентов самосохранительного поведения? Обоснуйте ответ.
5. Напишите, как можно мотивировать пациентов к самосохранительной деятельности?
Задание 1. Решите ситуационные задачи (2 на выбор).
1. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить необходимость вакцинации против гриппа: 1) пациенту в возрасте 45 лет, мужчина, 2) родителям подростков на собрании в школе, 3) в передаче на местном телевидении. Какие методы Вы выберите?
2. Вы – врач общей практики. Вам необходимо разъяснить необходимость двигательной активности пациенту в возрасте 20 лет, мужчина, диагноз – сахарный диабет, ожирение 2-й степени. Какие методы воспитания в беседе с пациентом Вы используете?
3. Вы – врач терапевтического отделения стационара. Вам необходимо дать рекомендации по ведению здорового образа жизни пациенту при выписке (мужчина, 35 лет, курит с 14 лет, ведет малоподвижный образ жизни, гипертоническая болезнь). Какие методы стимулирования пациента на ЗОЖ Вы используете?
4. Вас (врача общей практики) пригласили на региональное радио на передачу, где врачи, психологи, журналисты будут обсуждать способы мотивации горожан к здоровому образу жизни. Вопросы: Что Вы будете говорить? Какие аргументы приведете, чтобы слушатели действительно захотели пересмотреть свои взгляды на свой образ жизни?
5. Вы – врач общей практики. Заведующий терапевтическим отделением попросил Вас организовать просветительскую кампанию в поликлинике в связи с наступлением периода вакцинации населения против гриппа. Какие методы формирования у населения положительного отношения к вакцинации Вы выберите, организуя данную кампанию? Почему?
Задание 2.Напишите, какие методы воспитания Вы применяете в своей практике?
Тема 3. Методы обучения в медицинской педагогике до 3.04
Образовательные цели в медицинской педагогике. Школы здоровья и Медицинские центры профилактики. Формы и методы обучения. Возможности и ограничения методов обучения. Teach-back метод в индивидуальной работе пациентов. Педагогические подходы к разработке наглядных материалов по профилактике заболеваний (буклеты, агитационные листы, стендовые материалы и др.). Санитарно-просветительная работа. Основные направления образовательно-просветительской работы. Профилактика и ее виды. Пропаганда ЗОЖ
Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям (кратко напишите ответы на вопросы):
1. Охарактеризуйте особенности обучения пациентов в Школах здоровья и Медицинских центрах профилактики.
2. Какие формы и методы обучения пациентов существуют?
3. Отчего будет зависеть выбор форм, методов и средств обучения пациентов?
4. Каково предназначение метода Teach-back? Стоит ли врачу использовать этот метод в работе с пациентами? В каких случаях?
5. Напишите 2-3 современных интерактивных метода обучения взрослых (раскройте их содержание).
Задание 1.Составьте перечень типичных ситуаций, когда врачу следует использовать Teach-back метод (на примере своей врачебной специальности).
Задание 2.Назовите методы обучения, которые Вы используете в своей практике или планируете использовать.
Задание 3.Разработайте проект учебно-просветительского занятия с населением (пациентами), посвященное обучению самосохранительному поведению, учитывая профиль Вашей врачебной специальности. Проект представить в виде лекции-презентации на 10 слайдов. Темы занятий могут касаться общей профилактики: «Физическая активность – залог здоровья», «Профилактика гиподинамии», «Профилактика авитаминоза», «Здоровое питание» и др. или отражать специфику Вашей врачебной специальности. Например, профилактика респираторно-вирусных заболеваний, информация родителям, ведущий может озаглавить свое сообщение так: «Как уберечь наших детей от. ». Рекомендации: не использовать медицинскую терминологию, либо пояснять ее; на слайдах должны быть рисунки, таблицы, схемы; минимум текста. На последнем слайде укажите метод обратной связи (как Вы будете проверять, насколько усвоена информация?) – опрос, тест, дискуссия и пр.
Формирование мотивации у пациента
Позиция пациента
Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.).
Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, тем не менее, являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были сами не только хорошо информированы о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.
Вместе с тем, необходимо понимать, что пациенты — это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, по отказу от вредных привычек или по их изменению) отвечают, что советы врача неубедительны.
Роль врача (медицинского работника)
Как уже сказано, информирование пациента, профилактическое консультирование, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья является основой современных подходов к профилактике заболеваний и обеспечения ее качества в условиях реальной практики. Как повысить эффективность такого консультирования?
Одной из перспективных форм профилактического консультирования является так называемая школа для пациентов. Цель консультирования (совета врача) — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.
ПРАВА ПАЦИЕНТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:
Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.).
Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Профилактическое консультирование — сложный процесс, во многом зависящий от личности самого врача, а порой и от его настроения, самочувствия и других факторов. Именно эта область медицины граничит с искусством. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер («за» и «против», «усилия» и «польза») для конкретного индивидуума, обучаемого в«Школе».
Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи или бросить курить и др.).
В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы врача) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациент должен сам осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить — расслабиться, пообщаться, поесть — снять стресс и пр.).
Формирование мотивации у пациента
Условно можно выделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек (каждая стадия может быть разной продолжительности).
Непонимание проблемы
Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления (АД).
В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).
Психофизиология мотивации
Принятие решения
Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы.
На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов. Совет, подкрепленный конкретной помощью, будет успешнее.
Начало действий
Пациент решил изменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее.
Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае.
Срыв действий
Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/или соблюдать регулярность лечения.
Возможность срыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этап требует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, умения избирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы.
Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечивать так необходимую многим больным социальную поддержку.
История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов в школах при различных заболеваниях: сахарном диабете, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и др. Имеется опыт создания школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с артериальной гипертонией.
Какова медицинская эффективность обучения пациентов в Школе здоровья?
Внедрение школ для пациентов с артериальной гипертонией в реальную практику позволяет уже в течение одного года получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. Есть данные, что в результате обучения пациентов и формирования партнерства между врачом и пациентом в лечебном процессе вдвое увеличилась частота достижения целевого уровня АД у пациентов (с 21% до 48%).
Достоверно уменьшилось число пациентов с ожирением (на 5,4%), с умеренной и выраженной гиперхолестеринемией (на 39%), снизилось число курящих (на 52%).
Достоверно сократилось число больных, злоупотребляющих жирами, углеводами и солью. Уменьшилась доля пациентов с ипохондрическими и депрессивными проявлениями, с высоким уровнем стресса. Существенно изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными; экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению.
Организация Школ здоровья
в системе первичного звена здравоохранения
Анализ показателей здоровья населения Челябинской области выявил, что хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические) формируют основную причину сверхсмертности и преждевременной смертности населения. Именно эти заболевания связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, сахарный диабет, артериальная гипертония, стресс и др.), которые имеют чрезвычайно высокую распространенность среди жителей Челябинской области.
Исследование прав человека на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, проведенное на репрезентативной выборке населения Челябинской области в 2001 — 2002 гг., показало, что улучшить состояние здоровья хотели бы 82,6 % респондентов. Определяя ответственных за собственное здоровье, 80 % указали самого себя, 13 % — медработников. При этом 85 % опрошенных считали, что органы управления здравоохранением должны больше внимания уделять профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной).
Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.
Решению указанных задач может способствовать создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного).
Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.Школы здоровья должны усиливать терапевтический эффект традиционного профессионального лечения хронических заболеваний путем обучения больных и внести свой вклад:
— в улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациентов;
— в снижение личных расходов пациентов, связанных с болезнью;
— в уменьшение материальных расходов медицинских учреждений и общества в целом на медицинское обслуживание пациентов.
Учебные программы для Школ здоровья должны основываться:
Обучение как процесс управления теоретические положения и практика реализации
— на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения;
— на основе представлений о здоровье, потребностей и проблем пациента;
— на активном партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем;
— на сотрудничестве пациентов друг с другом.
Основные темы обучения являются общими для многих хронических заболеваний и включают: причины заболевания; объяснение некоторых сторон патологического процесса и связанных с ним симптомов; классификацию остроты и тяжести заболевания, так как с этими вопросами тесно связана обоснованность лечения; лечение, перечень препаратов, показанных этому пациенту, основные концепции терапии, побочные эффекты лекарств; осложнения заболевания и симптомы ухудшения; что может случиться при прогрессировании болезни и недостаточном лечении; практические навыки наблюдения за состоянием (измерение АД, индекса массы тела, глюкометрия, пикфлоуметрия); рекомендации по здоровому образу жизни: диете, физической активности, отказу от вредных привычек, принципах уменьшения влияния стресса.
В реализации таких программ, наряду с медицинскими работниками, должны принимать участие средства массовой информации, руководители предприятий, администрация района или города.
Школа здоровья должна проводиться медицинскими работниками, владеющими навыками обучения пациентов. Подготовка по данным программам должна стать частью последовательного обучения работников здравоохранения и может быть включена в базовое медицинское образование врачей, медицинских сестер и других медработников.
Школа здоровья является особой формой работы с больными, и медицинские работники, проводящие Школы здоровья, должны уметь:
— адаптировать свое профессиональное поведение к пациентам и их заболеваниям;
— сочувствовать пациентам при общении;
— осознавать потребности пациентов;
— учитывать возможности пациентов, снижение познавательных функций, существующее у хронических больных;
— учитывать эмоциональное состояние больных;
— доходчиво рассказывать пациентам об их заболевании и методах лечения;
— помогать пациентам в управлении своим образом жизни;
— давать пациентам советы как управлять различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс;
— оценивать процесс обучения в плане терапевтических результатов (клинический, психологический, социальный, экономический эффект);
— периодически оценивать и корригировать способы преподавания в Школе здоровья.
Профессионально подготовленные по программам терапевтического обучения медицинские работники становятся важным ресурсом, они должны поощряться к индивидуальной и групповой лечебно-образовательной работе в Школах здоровья.
Медицинский работник помогает больному осознать суть происходящего, показывает связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений. Знания — важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям индивидуальны, и врач должен попытаться помочь в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать те факторы риска, на которые он должен повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу — непосильная задача для многих. Врач обязан посоветовать больному, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичны, точно сформулированы, определенны во времени и иметь возможность оценки их выполнения.
Тема 5.Обучение в целостном педагогическом процессе
В процессе проведения Школы здоровья медицинский работник должен:
— узнавать и приспосабливаться к представлениям пациента о здоровье, хроническом заболевании и его лечении;
— адаптировать обучение к уровню подготовленности, прошлому опыту и пониманию пациента;
— учитывать готовность пациента к восприятию информации;
— практиковать активное слушание пациента;
— вовлекать его в процесс обучения;
— поощрять к установлению собственных целей и самооценке;
— определить способы пациента справляться со своим заболеванием и лечением;
— оценивать навыки и поведение больного на основании личного опыта пациента;
— разъяснять и инструктировать больного по поводу прописанного лечения;
— обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением пациентом режима питания;
— выявлять препятствия на пути к эффективному долгосрочному лечению и уходу;
— смоделировать и разрешить различные проблемные ситуации;
— председательствовать на групповом обсуждении вопросов управления лечением, групповой дискуссии;
— индивидуально проводить с пациентом поддерживающие его разговоры;
— оценивать степень усвоения пациентом объяснений и инструкций по поводу прописанного лечения.
Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса.
Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать «готовностью к изменениям в поведении». В 1983 — 86 гг. И. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую «спиральную модель» процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому, более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:
Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.
2. Обдумывание изменений.
Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет состояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.
3. Подготовка к изменениям.
Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.
Психологическое здоровье и девиантное поведение
Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.
5. Поддержание адекватного заболеванию поведения.
Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.
Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, «неправильному» поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.
Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс «продвижения» вверх по спирали.
Иногда больной сам находит стимул для изменения поведения. Однако, если такого стимула нет, не нужно настаивать. Необходимо уважать взгляды больного. Если больной наотрез отказывается принять ответственность за свое здоровье, следует предоставить ему возможность оставаться на этой позиции. В конце концов, врач всего лишь помощник, а не нянька.
Организация Школы здоровья в лечебно-профилактическом учреждении
1. Издание приказа по лечебному учреждению, в котором оговорены условия организации Школы здоровья, порядок работы, программа обучения, продолжительность обучения, техническое оснащение, определены: ответственный за организацию деятельности Школы здоровья в учреждении, ответственные за обучение врачи-лекторы, средние медицинские работники.
2. Информация о проведении Школы здоровья должна быть представлена в виде объявления в регистратуре поликлиники, по возможности, освещена в средствах массовой информации.
3. Оборудование отдельного кабинета для занятий:
3.1. Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе здоровья по конкретной патологии: тонометры, спирометры, пикфлоуметры, глюкометры, весы, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, доска, мел, инвентарь для лечебной физкультуры, набор для оказания первой помощи оверхед, телевизор, видеомагнитофон.
3.2. Наглядные пособия для больных: муляжи, плакаты, буклеты, памятки, брошюры, видеоматериалы.
4. При проведении Школ здоровья используются унифицированные программы (или учебные модули программ), утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Челябинской области, учебно-медицинской комиссией и Ученым Советом медицинских академий высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
4.2 Программа Школы материнства утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003 N 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» (Приложение 3).
Занятие 10. Ноотропы и средства, улучшающие кровообращение мозга
5. Врач/фельдшер, проводящий занятия в Школе здоровья, должен иметь сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании. Для занятий можно привлекать специалистов по диетологии, лечебной физкультуре (врачи, средний медицинский персонал).
6. Организация занятий в Школе здоровья:
— продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1 — 2 месяца;
— рекомендуемое число занятий — 6 — 8;
— рекомендуемая периодичность занятий — 1 — 2 раза в неделю;
— продолжительность занятий 1 — 1,5 часа;
— занятия можно проводить в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, в поликлинике, на фельдшерско-акушерском пункте;
— время проведения занятия: вторая половина дня, для удобства работающих пациентов, соблюдения лечебно-охранительного режима для лиц, находящихся на стационарном лечении;
20 — 30 % — лекционный материал;
30 — 50 % — практические занятия;
20 — 30 % — ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10 % — индивидуальное консультирование.