УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
Полезное
Смотреть что такое «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ» в других словарях:
Учение о познании — см. Теория познания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Учение — совокупность теоретических положений о какой либо области явлений действительности (например, учение о познании (теория познания), учение о методе, учение о порядке, учение эволюционное и др.); система воззрений ученого, мыслителя … Начала современного естествознания
АТОМНОЕ УЧЕНИЕ — (атомистика) – учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. у. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц, к рые до конца 19 в. считались неделимыми. Для совр. А. у. характерно признание не только… … Философская энциклопедия
Философское учение Прокла Диадоха — Содержание 1 Биография 2 Учение в целом 2.1 Метафизика 2.2 Уров … Википедия
Прокл Диадох, философское учение — Содержание 1 Биография 2 Учение в целом 2.1 Метафизика 2.2 Уровни сущего … Википедия
Аналогия в познании — (греч.) означает первоначально соответствие, подобие или равенство в известных отношениях одной вещи с другою. Познание какой либо другой вещи, основанное единственно на этих отношениях, называется аналогическим познанием. Заключение, делаемое,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
Понятие гносеологии: что изучает наука, её предмет и задачи
Что такое гносеология
В современных источниках термин употребляется в двух значениях.
Гносеология — учение о механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов.
Гносеология — раздел философии. Главная задача дисциплины — изучение возможностей познания мира человеком, структуры познавательной деятельности, критериев истинности и достоверности знания, его природу и границы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Термин «гносеология» образован от греческих слов: γνω̃σις — знание и λόγος — учение.
История учения
Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.
Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.
Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.
Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.
Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.
Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.
Задачи гносеологии в философии
Феномен сознания и вопрос о познаваемости мира — вот что всегда интересовало ученых данного направления.
В какой степени содержание сознания соответствует реальной картине мира? Считать ли это некой реальностью или, говоря словами Канта, — «царством теней»?
Ученые сошлись во мнении: органы чувств и сознание отражают существующую независимо от нас реальность. Именно опираясь на собственный разум и убеждения, что его знания верны, человек живет в этой действительности. Таким образом, исследуя мозг человека, можно продвинуться и в исследовании процесса познания.
Типы гносеологии
Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.
Содержание учения о познании
Центральные позиции в гносеологии отданы субъекту и объекту изучения окружающего мира, чувственному и рациональному познанию.
Теоретики различают два главных способа исследования мира.
Основные категории учения
Познание
Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.
Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.
Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:
Действительность
Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.
В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.
Мышление
Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как:
Сознание
Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.
Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.
Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.
Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.
Истина
Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.
Гносеология в философии: понятие и основные идеи
Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.
Что такое гносеология?
Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.
Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.
Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.
Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.
Что изучает гносеология?
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.
История зарождения и развития гносеологии
Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».
Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.
В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).
Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.
Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).
Разделы гносеологии
В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Гносеологический оптимизм
Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.
Гносеологический пессимизм
Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».
В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.
Направления гносеологии
Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:
На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.
Иррационализм
Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.
Рационализм
В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Эмпиризм
Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
Сенсуализм
В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:
Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.
Принципы познания в гносеологии
В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:
Заключение
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.
Вопрос 3. Учение о познании
Познание- это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется как внешняя сторона вещей, так и их сущность, а так же человек исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и других объектов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.
Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают лишь его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания называется гносеологией(от греч. gnosis- познание и lоgоs-учение), т.е. учением о познании. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности.
В философии сложились две точки зрения на процесс познания:
• гностицизм-его сторонники считают, что мир познаваем, а
возможности человека в познании безграничны;
• агностицизм-его сторонники не верят в возможность человека
получить достоверные знания об окружающем мире и отрицают саму возможность познания мира.
Основными элементами, составляющими познания, являются:
• субъект познания-носитель познавательной деятельности,
прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая общность или общество в целом,т.к. оно за свою историю накопило огромный объём материальных и духовных ценностей- носителей результатов познания;
• объект познания-это, на что направлена познавательная
деятельность субъекта познания; ими являются предметы, процессы и явления материального мира(не только природные, но и создаваемые самим человеком).
Адекватное и идентичное (т.е. соответствующее действительности) отражение объекта субъектом называется истиной.Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искажённый, не соответствующий реальности результат познания называется заблуждением.
Помимо истины и заблуждений гносеология использует и другие категории, такие как:
· оценка- это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на законы, понятия, ценности;
· практика- это основная форма познания и критерий истины. Она представляет собой конкретную деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
К видам практики относятся:
— социальные действия ( преобразования в обществе).
Функции практики- это то, чем она является:
ü критерием истины,т.к. позволяет отделить истинные знания от заблуждений;
ü основой познания,т.к. все знания возникают в ходе практической деятельности людей;
ü целью познания,т.к. познание осуществляется для последующего использования полученных знаний на практике;
ü результатом познания,т.к. благодаря практике знания развиваются, уточняются, совершенствуются.
Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»здесь речь идёт о структуре процесса познания, его этапах и формах. Начальной ступенью познания является живое созерцание, т.е. чувственное познание,которое осуществляется с помощью органов чувств и проявляется в ощущениях, восприятиях и представлениях,каждое из которых является субъективным образом объективного мира.
· Ощущение-это отражение в сознании отдельных сторон и
свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т.к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром.
· Восприятие-это целостный образ предмета, как синтез данных
· Представление-это способность воспроизводить ощущения и
восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представления связаны с памятью человека,с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятий.
Представления завершают чувственное познание и выступают переходной формой к рациональному познанию,т.к. информация, содержащаяся в чувственных формах познающего создания, служит основой переосмысления,на которой могут возникать формы рационального познания.
Рациональное познание представляет собой более высокий и сложный уровень познания.Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
• Понятие-элементарная форма мысли, в которой предметы
отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах, закрепляемых их определениях.
Понятия выражаются в языковой форме- в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и т.п.
• Суждение-форма мышления, отражающая вещи, процессы,
предметы, их свойства, связи и отношения. Если в понятиях отражаются только общие и существенные свойства и признаки предметов, то в суждениях отражаются любые свойства и признаки.Суждение обычно выражается повествовательным предложением, оно что-либо утверждает или отрицает.
• Умозаключение-это форма мышления, с помощью которой из
одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.
На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплексные, более сложные формы абстрактного мышления.С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность рационального, т.е. абстрактно-логического познания мира состоит в том, что оно может осуществляться вне непосредственной вязи с объектами познания.
Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоциивыражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т.е. отражение мира идёт через призму интересов и потребностей человека. Интуицияпомогает найти внезапное решение, постичь истину без предварительного логического доказательства. Известно немало случаев научных открытий с помощью интуиции, но при этом были необходимы: основательные знания материала, фундаментальная профессиональная подготовка, наличие поисковой ситуации, не всегда осознаваемая аналогия.
Контрольные вопросы
1. Что такое бытие и почему вопрос о бытии является проблематичным?
2. Как называется учение о бытии и кого считают его основателем?
3. Объясните слова: монизм, дуализм, плюрализм.
4. Назовите формы бытия и дайте им характеристику.
5. Что такое материя?
6. Какова структура материи в свете современной науки?
7. Назовите неотъемлемые свойства материи, без которых она не может существовать и охарактеризуйте их.
8. Приведите примеры взаимосвязи пространства и времени (в живой
природе и в общественной жизни).
9. Что такое познание и как в философии называется учение о познании?
10. Что представляют собой субъект и объект познания?
11. Назовите основные категории учения о познании и охарактеризуйте их.
12. Какую роль играет практика в процессе познания?
13. Объясните фразу: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него- к практике».
14. Объясните роль эмоций человека и его интуиции в процессе познания.