Сочинение на тему «Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь..» (Вариант 11, ОГЭ-2021, Цыбулько)
9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Я считаю, что Е.В. Джанджакова права, утверждая, что в художественном стиле важная роль отводится не только содержанию, но и средствам языковой выразительности. Ведь, чем больше автор использует художественных приемов и средств, тем интереснее и ярче содержание, выше уровень писательского мастерства.
На примере текста В.П. Крапивина можно легко убедиться в этом. В предложении №26 автор использует прием олицетворения, сравнивая листья тополя с ладонями. У мальчика Журки хорошо развито воображение, и поэтому при чтении дедушкиных книг он мысленно рисует образы героев, исторические события, странствия и начинает по-другому воспринимать реальный мир.
В предложении №50 писатель сравнивает книги с людьми, благодаря которым не прерывается историческая связь поколений. Отношение мальчика к старым произведениям в корне изменилось, теперь он думал о них с радостным замиранием души, с трепетным восторгом и благоговением. Для него они словно ожили, ему казалось, что у каждой старой книги есть собственный внутренний мир и судьба.
В тексте В.П. Крапивина имеется и множество других языковых особенностей. Они делают его содержание живым, интересным, выразительным.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните смысл финала текста: «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся».
Смысл финала текста В.П. Крапивина я понимаю так: дедушкина библиотека на мальчика Журку произвела огромное впечатление, он понял, что каждая книга имеет душу, что эти произведения прочитали в разные времена миллионы людей, многие из которых стали знаменитыми личностями.
Сначала нехотя, растерянно, медленно Журка стал знакомиться со старинными книгами, а потом его отношение к ним изменилось, он вскочил и
выдернул сразу несколько книг. Он настолько увлекся ими, что даже не заметил налетевшей грозы с дождем (предложения 26-30).
Взяв одну из книг о Робинзоне, Журка подумал, что ее мог читать такой великий человек, как Суворов или Пушкин (предложение 46).
Он был поражен своим предположением и пониманием того, что книги, оказывается, бессмертны, что они являются прочной связующей нитью поколений. В каждом произведении есть свой мир героев, оно имеет свою историю и судьбу.
9.3. Как вы понимаете значение выражения драгоценные книги?
Выражение «драгоценные книги» имеет несколько значений. Нельзя однозначно подходить к определению смысла данного словосочетания. Каждый человек может иметь свое индивидуальное мнение на этот счет.
Для кого-то это произведения, которые формируют нравственность, гражданскую позицию и воспитывает человечность в людях. Кто-то считает, что это древние книги, знаменитые литературные памятники. Для кого-то это отечественная и мировая классическая литература. Кому-то бесценной книгой может стать практическое руководство по вязанию или другому увлечению. Драгоценные книги на читателя производят особое впечатление и оставляют добрый след в душе.
В тексте В.П. Крапивина мальчик Журка сравнивает книги с бессмертными людьми, которые держат за руки и соединяют представителей разных поколений (предложения 50-51). Благодаря книгам не прерывается связь между предками и потомками, передаются знания и опыт человечества, исторические события.
В своем стихотворении «Как бы жили мы без книг» Сергей Михалков говорит о пользе и значимости печатного слова, о воспитательной роли книг, о мировом значении литературы, славит российские книги, начиная с детских до знаменитого романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Таким образом, можно повести итог, что драгоценные книги – это те, которые наполняют жизнь человека смыслом, дают ответы на интересующие нас вопросы, помогают найти решение, облагораживают наши души.
Сочинения к варианту №11 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
— Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!
В ответ на эту просьбу половина нашего класса засмеялась. Другая половина насторожилась.
— (1)Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!
(2)В ответ на эту просьбу половина нашего класса засмеялась. (З)Другая половина насторожилась. (4)И было отчего. (5)Я думаю, что в тот день это самое слово — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все годы, которые мы провели в школе. (б)Почему? (7)Так уж получилось. (8)Не говорят в нашем классе такими словами.
(9)Клавдия, наша классная руководительница, переминалась с ноги на ногу, ломала пальцы и закатывала глаза.
— (Ю)Сегодня, ребята, я хочу представить вам нового ученика вашего класса. — произнесла она наконец.
(11)Дверь словно бы сама собой распахнулась, и из коридора въехала в класс инвалидная коляска с большими блестящими колёсами. (12)Человек десять изумлённо присвистнули.
— (13)Знакомьтесь, ребята, Юра Мальков. (14)Будет учиться с вами. (15)Надеюсь, вы поможете ему. (16)Поможете адаптироваться к школе.
(17)Впечатление, надо сказать, он произвёл сильное. (18)Никто из наших не ржал, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. (19)Всё это было впереди. (20)Пока все молча смотрели на Юру Малькова. (21)А Юра Мальков смотрел на нас. (22)И улыбался.
(23)Потом Пашка Зорин встал из-за последней парты, отодвинул стул рядом с собой и деловито спросил:
— Ты как, видишь хорошо? (24)Или тебе лучше вперёд?
— (25)Я хорошо вижу, спасибо, — Юра улыбнулся ещё шире и, ловко управляя коляской, покатился по проходу к Пашкиной парте.
— (26)Ну вот и хорошо, — сказала Клавдия. — (27)Потом познакомитесь поближе, а сейчас начинаем урок.
(28)Могучему Пашке удалось раздвинуть столы и пристроить коляску так, что Юра легко мог писать на столе. (29)Пашка сначала поглядывал с тревогой, иногда что-то басом спрашивал, Юра коротко отвечал. (30)В общем, нашли общий язык. (31)Это хорошо. (32)Если Пашка будет защищать Юру хотя бы на первых порах, тогда его никто не обидит. (33)К концу первого дня стало ясно, что Пашке Юрка нравится. (34)Он с таким важным видом коляску катал, и спрашивал у Юры что-то, и головой кивал, и учителя к нему в кои-то веки без скрежета зубовного обращались: «Паша, Паша. » (35)В общем, завёл себе друга.
(36)Ещё выяснилось, что Юра может передвигаться и без коляски, то есть ходить. (37)Когда надо было переходить с этажа на этаж, Юра с коляски слезал и сам шёл по лестнице, цепляясь за перила. (38)Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дёргался и пожимался. (39)Я смотрел, а девчонки многие отворачивались.
(40)Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. (41)Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным. (42)Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. (43)Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения.
(44)Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. (45)Передразнивали его походку, уродливые жесты, когда он пытался достать что-то, писали, как Юра, высовывая язык и нелепо вывернув локоть и кисть. (46)Дразнили, естественно, не все и в основном не из нашего класса, но ведь придурки-то везде найдутся.
(47)На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. (48)Да ещё и передразнивал дразнилыциков. (49)Вот как это происходило. (50)Идёт, предположим, Юра на костылях по коридору. (51)Сзади тут же пристраивается хвост из двух-трёх мальчишек, которые идут так, чтобы Юра их не заметил, и копируют его ужасную походку, иногда опираясь при этом на швабру. (52)Остальные хохочут. (53)Юра потихоньку поглядывает назад, потом резко оборачивается. (54)Все, естественно, застывают на месте. (55)Юра говорит, указывая пальцем:
— Не выходит, не выходит! (56)И вовсе не похоже: ты ногу не так волочишь, ты — вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. (57)Вот у тебя немного лучше, чем у них, но всё равно не так. (58)Вставайте вот сюда, рядом. (59)Смотрите на меня. (60)Раз, два, три — пошли! (61)Ногой, ногой больше загребай! (62)Смотри, как я делаю!
(63)Сами понимаете, в другой раз Юру уже не передразнивали. (64)Всем же хочется умными казаться.
(66)Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. (66)Над другими — сколько угодно. (67)А над собой — нет. (68)Юрка умел и делал это с удовольствием. (69)Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. (70)Юрка просто пожимал плечами и начинал всё сначала.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность».
По мнению известного лингвиста Л.А. Введенской, для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление эмоциональных, оценочных выражений. Кроме того, в условиях доверительного разговора в неофициальной обстановке люди ведут себя более естественно и стремятся к экономии речевых средств. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, 24 предложение является неполным по структуре и вопросительным по цели высказывания. Паша Зорин сразу же хочет подчеркнуть, что он не имеет никаких предубеждений против людей с ограниченными возможностями и готов дружить с новым одноклассником. Именно поэтому он задаёт ему вопросы, чтобы выяснить, где Юре будет удобнее сидеть. Неполнота данного предложения доказывает стремление к экономии речевых средств в неофициальной обстановке.
Предложения 60-62 являются восклицательными по цели высказывания. Юра Мальков относится к самому себе с чувством юмора. и поэтому он не обижается на насмешки одноклассников. Его реплики очень короткие и экспрессивные, что и характерно для разговорного стиля.
Таким образом, в неофициальной обстановке мы действительно зачастую стремимся к экономии речевых средств. Кроме того, мы разговариваем более эмоционально, нередко используя оценочную лексику.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала».
Смысл финала текста я понимаю так: чувство юмора – это удивительная черта, которая позволяет человеку взглянуть на многие вещи под другим углом. Так и главный герой Юра Мальков никогда не унывал и не опускал руки: он умел принять свои недостатки.
В 25 предложении автор отмечает, что во время знакомства с одноклассниками Юра широко улыбнулся. Это доказывает, что уже с первой минуты он хотел произвести на сверстников приятное впечатление и найти с ними общий язык. К сожалению, не все люди с ограниченными возможностями такие же открытые, как Юра Мальков.
В 47-48 предложениях говорится о том, что Юра «удивительно» реагировал на насмешки сверстников: «…он смеялся». Он не хотел выглядеть несчастным, а напротив, умел подшутить над самим собой. Чувство юмора Юры позволяет ему завоевать авторитет у одноклассников.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА?
В чём проявляется сила характера? Прежде всего в умении во всём находить положительные черты и справляться со всеми жизненными трудностями.
Например, Юра Мальков принял себя таким, какой он есть, и чувствовал себя счастливым несмотря на ДЦП. Он «спокойно относился ко всем своим неудачам» (предложение 69) и умел шутить над собой. Именно поэтому одноклассники полюбили новенького. Юру можно считать сильной личностью.
Таким образом, сила характера – это упорство и способность переступить через свои страхи. Такие люди, как Юра Мальков или гоголевский Остап, ни перед чем не остановятся и не предадут ни себя, ни других.
Сочинения к варианту №11 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг.
В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. Полок семь или восемь.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Для художественного стиля речи важно не только содержание, не менее значимы и языковые особенности. Об этом рассуждает лингвист Е.В. Джанджакова.
В тексте В.П. Крапивина используются различные приёмы выразительности. Например, в предложении 26 есть олицетворение: «захлопал ладонями листьев». Когда мальчик Журка погружается в чтение, он начинает мыслить образами, поэтому воспринимает реальность несколько иначе. Чтобы доказать, что книги действительно влияют на восприятие человеком мира, В.П. Крапивин обращается к художественным средствам.
В предложении 50 литературные произведения сравниваются с людьми. С помощью этого тропа автор подчёркивает, с каким уважением его главный герой относится к новым товарищам. Ему кажется, что у каждой книги есть душа.
Таким образом, изобразительно-выразительные средства играют важную роль в художественном стиле: они делают текст ярким и выразительным, а также помогают автору передать ключевые идеи.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся».
Главный герой произведения В.П. Крапивина называет книги «живыми», потому что каждая из них наделена душой. Кроме того, они влияют на судьбы миллионов читателей, среди которых есть замечательные известные личности.
Журка, взяв в руки книгу о Робинзоне, совершенно позабыл о времени и даже не заметил, что за окном начался дождь (предложения 26-30). Герой всецело погружается в вымышленный мир, поэтому действительность в данный момент перестаёт иметь для него значение.
Больше всего мальчика поражает мысль о том, что ту же самую книгу могли читать знаменитые люди, например Суворов или Пушкин (предложения 46-50). Журке кажется, что книга – бессмертный человек, который помогает поколениям находить общий язык, понимать друг друга.
Таким образом, книга – это не только важнейшая ценность, приводящая ум в порядок, но и друг, который держит за руки представителей разных поколений.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?
Драгоценные книги – это произведения искусства, которые облагораживают человеческую натуру. Хороший литературный текст становится нам верным другом и приглашает к диалогу.
Например, главному герою произведения В.П. Крапивина Журке кажется, что книги – это люди, которые держат за руку представителей разных поколений
(предложение 50). Когда мальчик читает о приключениях Робинзона, он представляет на своём месте знаменитых уважаемых людей и с «радостным замиранием» отмечает, что эти книги рассказывали им всё то же самое. Люди передают друг другу ценный опыт во многом благодаря литературному творчеству. И эта связь не прервётся, пока люди читают и мыслят.
У М.И. Цветаевой есть стихотворение «Книги в красном переплёте», в котором лирическая героиня признаётся в любви своим «неизменившим друзьям». Она вспоминает прекрасные моменты жизни, когда литературные герои становились ближе реальных людей. За их судьбу автобиографическая героиня переживает больше, чем за собственную. Эти минуты увлечённого чтения поэт называет «золотыми временами».
Сочинение 9.2 «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся»
Задание 9.2:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Текст для сочинения:
(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. (2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3) Полок семь или восемь. (4)Мама сказала:
— Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально… (6)Дедушка их очень любил.
(7) Журка растерянно оглядел полки…
(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек.
(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт… (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.
(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:
в о кр у г ъ 3 е м н а г о шара
…(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный — 1789 года — и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым — тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга…
(26)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. (29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры… (31)Вошла мама.
— (32)Давай-ка закроем окно. (ЗЗ)Кажется, будет гроза.
(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил:
— Ну и что? (37)Я не боюсь.
(38)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:
(40)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.
— (41)Ма… (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом…
(44) Она ласково наклонилась над ним:
(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (50)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина.
— (55)Мама, я не знаю… — (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся.
* Крапивин Владислав Петрович (1938 — 2020) — известный советский и российский детский писатель.
Пример сочинения 9.2:
Смысл финала текста В. П. Крапивина я понимаю так: герой осознал, что книжки, которые оставил ему дед, очень ценные, важные, ведь они старинные, и, скорее всего, их читали знаменитые люди несколько веков назад. Эти книги стали для мальчика живыми, они словно связывали его с другими поколениями. Журка постеснялся сказать о своих чувствах матери, поскольку боялся быть непонятым.
В предложениях 8-10 сказано, что книги, которые оставил Журке дед, были старинные, потому что обложки были разлохмаченные, а кожаные корешки – облезлые, без надписей, а некоторые и вовсе не имели корочек. Им было уже много лет, и читали их множество раз.
В предложениях 45-53 герой не знал, как объяснить матери те эмоции, то «радостное замирание души», которые охватили его при мысли, что эти книжки могли читать Суворов или Пушкин, или еще кто-то, кто «писал гусиными перьями поэмы», дрался на дуэлях… Книги, словно люди, взяли за одну руку Журку, а за другую тех, кто жил столетия назад.
Таким образом, книги, оставленные дедушкой, Журка считал живыми, они для него стали связью между поколениями.
Вариант №30
Сочинения к варианту №30 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг.
(2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3) Полок семь или восемь. (4)Мама сказала:
— Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально. (6)Дедушка их очень любил.
(7) Журка растерянно оглядел полки.
(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (Ю)Некоторые книжки были совсем без корочек.
(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт. (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.
(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:
п е р в а г о путешествЬя РоссЬянъ
в о кр у г ъ 3 е м н а г о шара
. (16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный — 1789 года — и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым — тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга.
(26)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги.
(29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь.
(30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры. (31)Вошла мама.
— (32)Давай-ка закроем окно. (ЗЗ)Кажется, будет гроза.
(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил:
— Ну и что? (37)Я не боюсь.
(38)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:
(40)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.
— (41)Ма. (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом.
(44) Она ласково наклонилась над ним:
(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке.
(50)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина.
— (55)Мама, я не знаю. — (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся.
(По В.П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) — известный советский и российский детский писатель.
Современный лингвист Евгения Васильевна Джанджакова считает: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, что не сказано». Это я понимаю так: очень большое значение в тексте имеет умолчание, позволяющее читателю самому догадаться о чём-то невысказанном.
В тексте Владислава Петровича Крапивина средство умолчания имеет очень важную роль. Например, в предложении 30 читаем: «Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры…». Многоточие в конце предложения помогает нам дорисовать мир, который возник в воображении главного героя в процессе чтения старой книги.
В предложении 55 тоже имеется умолчание, цель которого дать понять читателю, насколько необычными кажутся старые книги и как они отличаются от всех других.
Значит, лингвист Е.В.Джанджакова совершенно права, утверждая, что в художественном тексте нужно обращать внимание не только на то, о чём открыто говорится, но и на то, о чём умалчивается.
Смысл финала текста очень важен для понимания основной мысли фрагмента из книги В.П.Крапивина. В нём отражается состояние мальчика, для которого книги его дедушки стали особенными, сокровенными. О таком не говорят дома в семейной беседе, потому что это имеет возвышенный смысл.
В разговоре с мамой Журка говорит только: «Тут не только интересно. Тут дело даже не в этом…». Это умолчание раскрывается в следующем: дедушкины книги стали для мальчика связующим звеном между ним и тем, что было столетия назад.
Подобные книги имеют загадочную способность: «Они были, как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад». Связь времён возвышает человека, даёт чувство собственного величия.
Основная мысль фрагмента, взятого из книги В.П.Крапивина, в этом и состоит: «живые книги» способны вознести человека на такую высоту, что об этом невозможно говорить в обычной обстановке в своей спальне.
В произведении Владислава Петровича Крапивина говорится о мальчике, получившем от дедушки в наследство книги, которые «за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад». Эта связь придала обычному мальчишке чувство собственной значимости, прогрузила его в мир прошлого, сделав настоящим и живым всё, что было века назад. Разве это не духовное богатство?!
Книги стали путеводной звездой и для другого мальчика – героя рассказа Максима Горького «Как я научился читать». Трудная судьба была у него, и только книги спасали, обещая жизнь разумную, прекрасную, полную особого смысла. Именно в книгах юноша прочёл о жизни многих великих люди, начинавших свой путь с самых низов. Знание об этом наполняло душу подростка верой в себя и надеждой на лучшее.
Драгоценные книги заставляют нас почувствовать себя не одинокими в этом мире, поддерживают все самые лучшие наши устремления и в конце концов приводят к счастью.