Сочинения к варианту №19 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая.
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
(2) Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
(3) Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая. (4)Скинул доху — под ней военная гимнастёрка, и на ней в четыре ряда орденские ленточки.
(5)Он сел в уголок у окошка, попыхтел, отдышался, потом достал маленький-премаленький носовой платочек. (6)Я, помню, уже и тогда удивился. (7)Думаю: «Такому дяде небось и на полноса не хватит!»
(8) Ом разгладил платочек на коленке и в другой карман переложил.
(9) Наутро мы с ним познакомились, разговорились. (Ю)Оказалось, что попутчик I мой бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз I ранен был, два раза контужен, тонул, из горящего танка спасался.
(11)15×0л полковник из командировки в Казань, где он тогда работал и где у него I семейство находилось, (12) Дом ой он очень спешил.
(13)Я, помню, поинтересовался, велика ли у него семья.
— (14)Да как вам сказать. (15)Ты, да я, да мы с тобой.
(16) Сказал это и, вижу, расстёгивает на гимнастёрке кармашек, опять тянет | на свет божий свой маленький, девичий платок.
(17) Мне смешно стало, я не выдержал и говорю:
— Простите, полковник, что это у вас такой платочек — дамский?
(18) Он даже как будто обиделся.
— (19)Платочек этот не простой. (20)Если желаете, могу рассказать.
— Пожалуйста. (22)Очень интересно.
— (23) Дел о было в тысяча девятьсот сорок третьем году, в самом конце его, перед новогодними праздниками. (24)Был я тогда майор и командовал танковым полком. (25)Наша часть стояла под Ленинградом. (26)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (27)А в городе живут, работают, учатся. (28)И вот в эти дни наша часть взяла шефство над ленинградским детским домом.
(29)В этом доме воспитывались сироты, отцы и матери которых погибли или на фронте, или от голода в самом городе. (ЗО)Понятно, что ребята сытые спать не ложились. (31)Ну а мы снабжались по-фронтовому, денег не тратили, — уделили ребятам из пайка своего сахару, жиров, консервов. (32)Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой, свинью с поросятами. (33)А под Новый год устроили ребятам праздник: раздобыли ёлочку, ёлочных игрушек. (34)Первого января отправились к своим подшефным в гости.
(З5)Каждому личный подарок привезли. (36)Но и они тоже в долгу перед нами оставаться не хотят. (37)Приготовили бойцам сюрпризы: одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, записную книжку, блокнот.
(38)А ко мне подбегает на быстрых ножках маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет, испуганно смотрит на меня и говорит: «Поздравляю вас, дяденька военный. (39)Вот вам, — говорит, — от меня подарочек», — и протягивает ручку, а в ручонке у неё маленький беленький пакетик, перевязанный зелёной шерстяной ниткой. (40)Я хотел взять подарок, а она ещё больше покраснела и говорит: «Только вы знаете что? (41)Вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите, когда вы Берлин возьмёте».
(42)Видали?! (43)Немцы ещё под Пулковом сидят, на улицах снаряды падают.
(44)А уж девица эта, видите ли, о Берлине думает. (45)И ведь уверена была, пигалица, что рано или поздно наши в Берлине будут. (46)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «Хорошо, дочка. (47)Обещаю тебе, что раньше этого часа подарка твоего не открою».
(48)И что вы думаете — до самого Берлина не открыл этого пакетика.
(49)Полтора года с собой его носил. (50)Тонул вместе с ним. (51)В танке два раза горел. (52)В госпиталях лежал. (53)А пакетик всё со мной — неприкосновенный.
(54)Ну, долго ли, коротко ли, а вот наконец мы и в Берлине. (55)Я — впереди, на головном танке иду. (56)И о пакетике вспомнил: «Ну, думаю, теперь можно посмотреть».
105
(57)Развёртываю пакетик, а там. (58)Лежит там просто платочек. (59)Обыкновенный носовой платочек с красной и зелёной каёмочкой. (60)На этот раз я совсем другими глазами смотрел на него. (61)Вот эта самая тряпочка лежала, завёрнутая в тетрадную клетчатую бумагу. (62)И к ней булавкой пришпилена записка. (63)А на записке огромными корявыми буквами нацарапано: «С Новым годом, дорогой дяденька боец! (64)Дарю тебе на память платочек.
(65)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (66)Желаю тебе здоровья! (67)Лида Гаврилова».
(68)Ну вот. (69)Скрывать не буду: заплакал я. (70)Вот. (71)А вы говорите — дамский. (72)Платочек этот очень дорог моему солдатскому сердцу.
(73)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
—- (74)Лида-то? (75)Да. (76)3наю немножко. (77)Живёт в городе Казани. (78)Учится в восьмом классе. (79)Отличница. (80)Сейчас, надо надеяться, ждёт своего отца.
— (81)Как! (82)Разве у неё отец нашёлся?
— (83)Да. (84)Нашёлся какой-то.
— (85)Что значит «какой-то»? (86)Позвольте, где же он сейчас?
— (87)Да вот — сидит перед вами. (88)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. (89)И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. (90)Дочка у меня славная.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
По мнению современного лингвиста Л.А. Введенской, с помощью суффиксов субъективной оценки в русском языке можно передавать и описывать различные чувства человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
В предложении 38 так описывается внешность Лиды Гавриловой, подарившей солдату платочек: «маленькая белобрысенькая девчоночка». В каждом из этих слов есть уменьшительно-ласкательные суффиксы, создающие эффект контраста. Застенчивая маленькая девочка всё же совершила смелый поступок и своей детской верой в лучшее смогла приободрить танкиста в трудные военные годы.
Таким образом, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов авторы литературных произведений могут создавать психологические портреты своих героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная».
В финале текста Л. Пантелеева говорится о том, что бывший танкист удочерил девочку, оставшуюся сиротой во время войны. Герой был благодарен маленькой Лиде Гавриловой, которая твёрдо верила в победу русских солдат и смогла приободрить взрослого человека в трудные для всей страны годы. Полковник совершает по-настоящему добрый поступок.
В 42-47 предложениях рассказывается о том, как танкиста тронули слова маленькой девочки. Она была уверена, что русские войска доберутся до Берлина и победят фашистов. Это вселяет надежду на лучшее и в сердце героя, который пообещал Лиде, что не откроет её подарок раньше времени. Кто знает, может быть, это обещание и помогло солдату выжить?
В 68-72 предложениях говорится о том, что растроганный полковник заплакал, когда развернул подарок. Он увидел маленький дамский платочек, некогда принадлежавший маме Лиды. Девочка отдала солдату самое ценное, что у неё было. С тех пор герой не расставался с этим платочком.
В заключение хочется сказать, что всё возвращается к нам бумерангом. В данном случае девочка совершила замечательный поступок, за что и была вознаграждена свыше: она обрела отца. Именно поэтому говорят: «Жизнь дана на добрые дела».
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Как доброта может изменить мир? Она делает жизнь яркой и насыщенной, а людей по-настоящему красивыми. Действительно, нас украшают добрые поступки.
В приведённом фрагменте текста Л. Пантелеева рассказывается о том, как девочка-сирота обрела отца. Она подарила солдату платочек – последнее, что осталось у неё от покойной матери. Лида Гаврилова помогла танкисту поверить в победу над фашистскими войсками. Герой был благодарен храброй девочке и удочерил её: «И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная» (предложения 89-90).
Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», играет с учеником в пристенок, искренне желая ему помочь. Гордый герой не соглашается брать деньги просто так, поэтому учительнице приходится идти на хитрость. Она делает доброе дело, потому что сочувствует голодающему мальчику, но при этом рискует остаться без работы.
Таким образом, доброта – это неравнодушие к чужому несчастью и желание во что бы то ни стало оказать помощь другому человеку, не требуя ничего взамен.
Сочинения к варианту №17 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Как я стал писателем? Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. Можно сказать, вышло непредумышленно.
(1)Как я стал писателем? (2)Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. (З)Можно сказать, вышло непредумышленно.
(4)Помнится, нянька, бывало, говорила:
— И с чего ты такая балаболка? (б)Мелет, мелет невесть чего.
(6)Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. (7)Я говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом», чем-то чудесно-страшным, в котором «волки». (8)Я говорил с белыми звонкими досками — горы их были на дворе, с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли брёвна. (9)Всё казалось живым. (Ю)Живая была метла: бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. (11)И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. (12)Стояла в углу «наказана». (13)Я утешал её, гладил её волосики.
(14)В третьем, кажется, классе я увлёкся романами Жюля Верна и написал длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста. (15)«Поэма» моя имела большой успех, читали её даже и восьмиклассники.
(16) Долго рассказывать о первых моих шагах. (17)Расцвёл я пышно на сочинениях. (18)С пятого класса я до того развился, что к описанию храма Христа Спасителя как-то приплёл. стихи!
(19)Учитель вызвал меня и, потрясая тетрадкой, начал пилить:
— Вам дана тема о храме Христа Спасителя, по плану. а вы приводите ни к селу ни к городу какие-то вздорные стихи! (20)Было бы на четвёрку, но я вам ставлю три с минусом.
(21)Я взял тетрадку и попробовал отстоять своё:
— Но это, Николай Иваныч. тут лирическое отступление у меня, как у Гоголя, например.
— (22)Ах, как у Гоголя! (23)Дайте сюда тетрадку.
(25) Потом я попал к другому словеснику, к незабвенному Фёдору Владимировичу Цветаеву. (26)И получил у него свободу: пиши как хочешь!
(27)И я записал ретиво. (28)Писать классные сочинения на поэтические темы, например «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу», было одно блаженство.
(29) Он ставил мне за «рассказы» жирные пятёрки с тремя иногда плюсами!
(30) И вот третий период, уже «печатный».
(31) От «Утра в лесу» и «Осени по Пушкину» я перешёл незаметно к «собственному».
(32) Случилось это, когда я окончил гимназию. (ЗЗ)Лето перед восьмым классом я провёл на глухой речушке, на рыбной ловле. (34)Как-то на ранней зорьке, ловя подлещиков, я тревожно почувствовал: что-то во мне забилось, заспешило, дышать мешало. (35)Мелькнуло что-то неясное. (36)И — прошло. (37)3абыл. (38)И вдруг в самую подготовку на аттестат зрелости среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем, Вергилием, Овидием. т||| что-то опять явилось!
(39)Я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод. (40)Помню, я отшвырнул все книги. и написал за вечер большой рассказ. (41)Правил и переписывал, переписывал. (42)Переписывал отчетливо и крупно. (43)Перечитал. — и почувствовал дрожь и радость.
(44)3аглавие? (45)Оно явилось само, само очертилось в воздухе, зелёно-красное, как рябина — там. (46)Дрожащей рукой я вывел: «У мельницы».
(47)Это было мартовским вечером 1894 года. (48)Я отнёс рукопись в редакцию. (49)Когда в журнале вышел номер с моим рассказом и я держал его в руках, то почувствовал: есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное, к чему я только лишь прикоснулся.
(50)Взглянул на свою фамилию под рассказом — как будто и не моя! (51)Было в ней что-то новое, совсем другое. (52)И я — другой. (53)Я впервые тогда почувствовал, что —- другой. (54)Писатель? (55)Этого я не чувствовал, не верил, боялся думать. (56)Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать. — готовиться.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней».
По мнению лингвиста Л.А. Введенской, средствами языка всех уровней можно сделать текст более выразительным. Действительно, для создания художественного образа могут быть использованы, например, лексические средства (тропы) и синтаксические конструкции (стилистические фигуры речи). Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, в 29 предложении используется образное определение, выраженное именем прилагательным: «жирные пятёрки». В данном случае с помощью эпитета усиливается экспрессивность высказывания, так как рассказчик подчёркивает, в какое восхищение приводили учителя словесности классные сочинения своего ученика.
Таким образом, средствами языка разных уровней, например, лексического или синтаксического, может создаваться выразительность, необходимая для художественного стиля речи.
Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик осознаёт, что должен оттачивать своё мастерство и много работать над собой, чтобы стать писателем. Творческие способности могут быть даны от природы, но одного этого недостаточно. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, из 6-13 предложениях мы узнаём, что рассказчик в детстве любил придумывать разные истории, говорил с игрушками и обычными предметами, потому что юному творцу «всё казалось живым». Мальчик уже ощущает потребность создавать новые миры, он постоянно заставляет воображение работать, а это первый шаг к истинному творчеству.
В 27-29 предложениях рассказывается о том, как герой начал писать «ретиво», то есть очень усердно, с большим желанием и рвением. Его классные сочинения на поэтические темы были высоко оценены учителем словесности. Это значит, что рассказчик уже в юности понимал, в чём заключается его призвание.
Таким образом, для воплощения своей мечты в реальность необходимо приложить все возможные усилия. Для того чтобы стать писателем, нужно пройти большой путь и не бояться трудностей.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ТВОРЧЕСТВО?
Как у человека проявляются творческие способности? Конечно, в первую очередь необходимо желание создать что-то абсолютно новое и тем самым изменить мир к лучшему. Не очень важно, в какой именно сфере личность решит применить эти способности. Главное – тяга к познанию чего-то неизведанного и готовность к преодолению возможных препятствий.
Обратимся к тексту И.С. Шмелёва. В детстве все предметы в воображении героя оживали, и он придумывал разные истории, получая от этого удовольствие. Затем мальчик с рвением писал классные сочинения, за что получал «жирные пятёрки», а впоследствии начал создавать собственные произведения. В 56 предложении отмечается, что герой
пришёл к важному выводу: если хочешь чего-то добиться, надо долго и усердно работать над этим.
Таким образом, если человек действительно чего-то захочет, он сделает всё возможное, чтобы воплотить свои мечты в реальность. Именно усердный труд помогает нам раскрыть свои творческие способности и достичь высот.
Сочинения к варианту №29 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
— Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
(1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
— (2)Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.
(3)А мать робко возражала ему:
— Старый человек. (4)Куда же ей деться?
(5) Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
(6) Бабка спала на сундуке. (7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. (8)Потом будила зятя и дочь: «Вставайте! (9)Попейте горяченького чайку на дорожку. »
(10)Подходила к Борьке:
— Вставай, внучек мой, в школу пора!
— (11)3ачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
— (12)В школу зачем? (13)Тёмный человек глух и нем мот мм чем!
(14) Борька прятал голову под одеяло.
(15) В прихожей отец ворчал:
— А куда вы, мать, ботинки дели? (16)Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
(17)Бабка торопилась к нему на помощь:
— Да вот они, Петруша, на самом виду. (18)Вчерась уж очень грязны были, я их почистила и поставила.
(19)Отец хлопал дверью. (20)3а ним торопливо выбегал Борька. (21)На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
— (22)Да ну тебя! — отмахивался Борька. — (23)Раньше не могла дать!
(25)Потом уходила на работу мать. (26)При этом сыпались на бабку наставления.
(27) Она принимала их молча, без возражений и начинала хозяйничать.
(28) Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.
(29) Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу её мыслей. (ЗО)Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
— Так-то, голубчики мои. (31)Непросто, непросто жить на свете!
(32) Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:
(33) Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. (34)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. (35)Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. (Зб)Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее хорошо. (37)От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».
(38)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! (39)Ты ела, бабка?
— (40)Ела, ела, — кивала головой бабка. — (41)Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.
(42) Пришёл однажды к Борьке товарищ:
(43) Борька весело подтолкнул его локтем:
; Идём, идём! (44)Можешь с ней не здороваться. (45)Она у нас старая старушенция.
(46) Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
(47) А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— Ас нашей бабушкой всегда здороваются. (48)И свои, и чужие. (49)Она у нас главная.
— (50)Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— (51)Ну, старенькая. всех вырастила. (52)Её нельзя обижать. (53)А что же ты со своей-то так?
(54)Товарищ покачал головой:
Чудно! (55)А стыдно-то как перед всеми, жуть!
(56)Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — (57)Она у нас. сыта и здорова.
(58)Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
— (59)Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
— (60)Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
— (61)Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя Л.Н. Толстого: «Речь человека – зеркало его самого».
По мнению Л.Н. Толстого, словарный запас человека может многое сказать о нём. Так, лексикон позволяет узнать некоторые черты характера собеседника и его привычки. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Например, в произведении В.А. Осеевой богатый жизненный опыт героини подчёркивается с помощью её речи. Так, она считает, что каждый должен получить образование, и поэтому говорит внуку: «Тёмный человек глух и нем» (предложение 13). Употребление такой пословицы характеризует её как умную и ответственную женщину.
Однако в семье «бабка» сталкивается с абсолютным равнодушием и открытым неуважением. Грубость внука по отношению к бабушке также передаётся через его речь. В 45 предложении он называет её «старушенцией». Это доказывает, что Борька не ценит близкого человека и даже не задумывается о том, что обижает бабушку.
Таким образом, речь – важное средство характеристики как героя художественного произведения, так и обычного человека в реальной жизни. Именно поэтому так важно заботиться о постоянном расширении своего лексикона.
Смысл финала текста я понимаю так: слова товарища подтолкнули Борьку к внутренним изменениям, и он взглянул на бабушку другими глазами. Теперь мальчик понял, что должен научиться уважать родного человека.
В произведении В.А. Осеевой отмечается, что старая женщина чувствует себя никому не нужной в родной семье. Она делала добро близким, но ни разу не слышала слов благодарности. Все близкие называли героиню «бабкой» и относились к ней с подчёркнутым пренебрежением. Даже её внук Борька время от времени ранит чувства родного человека. В 32 предложении описывается типичное для внука поведения: он «сбрасывал на руки бабке пальто и шапку», бросал сумку с учебниками и требовал накрывать на стол. Впрочем, Борьке не у кого было научиться уважительно относиться к бабушке.
Мальчик задумывается о своём поведении после разговора со школьным товарищем. Он рассказывает, как относятся к бабушке в его семье: «…всех вырастила. Её нельзя обижать» (предложения 51-52). Борьке становится стыдно, и он впервые называет женщину «бабушкой» и просит товарища попрощаться с ней перед уходом.
Таким образом, мы можем обидеть другого человека и причинить ему душевную боль одним неосторожным словом. Каждому из нас необходимо пересмотреть своё отношение к близким и сделать всё возможное, чтобы они почувствовали нашу любовь и заботу.
9.3. Как Вы понимаете значение слова УВАЖЕНИЕ?
В чём проявляется уважение к пожилым людям? Мы можем помогать им и словом, и делом. Очень важно научиться не проходить мимо, ведь представители старшего поколения могут стать примером для многих молодых людей.
Например, в произведении В.А. Осеевой говорится о равнодушном отношении всех членов семьи к родной бабушке. Никто не обращает внимания на то добро, которое она делает для других. Даже внук Борька относится к ней неуважительно, называя «бабкой» и «старушенцией». Однако школьный товарищ заставил мальчика задуматься о своём
поведении. В 47 предложении он рассказал Борьке, как общаются с бабушкой в его семье: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная». Когда пожилой человек чувствует себя ценным, нужным и полезным – это значит, что к нему относятся с уважением.
В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» главный герой потерял дочь, которая уехала из дома с молодым гусаром. Минский даже предлагал Самсону Вырину деньги, чтобы тот больше никогда не общался со своей Дуней. Униженный герой не смог воспользоваться этими средствами и вернулся домой, в глубине души продолжив мечтать о возвращении дочери. Однако следующая встреча произошла только на кладбище: девушка раскаялась в своём поступке, в том, что не успела попросить прощения у отца. Героиня поняла, что не относилась к нему с должным уважением, и чувствовала вину перед близким человеком.
Таким образом, уважать пожилых людей – наш долг, но, к сожалению, мы не всегда замечаем, как много добра они делают для нас. Уважение к ним – это знак признательности и благодарности за их заботу и терпение.
Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.
(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.
(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».
— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?
(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »
— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.
(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:
(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.
— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.
(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:
— Ему, наверно, лет шестнадцать?
— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.
(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой
неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.
— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.
(31)Она печально покачала головой.
— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.
(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.
— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.
(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.
(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»
(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.
(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.
— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.
(63)Она всплеснула руками.
— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.
(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.
(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:
(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.
(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».
(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.
Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.
В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».
Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».
Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.
Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?
9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.
В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.
В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.