Объяснение цитаты «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?» из произведения Шим Эдуарда Юрьевича (ОГЭ по русскому)
В произведении Шим Эдуарда Юрьевича рассказывается о первой Ленинградской послевоенной весне, о том, как дерево черемухи распустила свои нежные листья, дав людям вспомнить страшное, хорошо забытое прошлое. Ведь после войны уцелело и осталось нетронутым только это большое дерево черемухи, всё остальное, что окружало это дерево, превратилось в прах воспоминаний и развалины, а это дерево, которое стояло в центре города уцелело, и главный герой также этому удивляется, говоря: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?». Теперь разберёмся, что же может скрываться за словами главного героя.
Война — это самое страшное и тяжелое время в нашей истории. Абсолютно всем людям было трудно, особенно было трудно во время блокадной зимы: люди сжигали книги и мебель, чтобы не умереть от холода. А огромное дерево черемухи, стоявшее прямо на улице, никем не охраняемое, осталось совершенно нетронутым.
Люди, находясь между жизнью и смертью, не прикоснулись к дереву. И они его не срубили не потому, что не могли или по какой-то другой причине, а потому что это дерево стало символом веры в победу, смотря на которое к людям возвращались силы, которые помогли им выжить и победить, став настоящими героями.
В тексте показывается, что и по сей день люди берегут это дерево черёмухи, считая его частичкой напоминания, и нет, не о страшных временах, а о том, что люди могут всё, если остаются людьми. Старик, тихо подойдя к дереву снимает шляпу, ведь для него это не просто какое-то обычное дерево, это что-то намного большее, что нельзя просто описать словами, это то, из-за чего люди стойко выдержали блокаду и победили, это то, что заставляет всех помнить о страшном времени войны.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что даже на пороге смерти люди не растрачивают умение ценить красоту, которая обогащает душу человека, не даёт им отчаяться и погибнуть. Настоящие люди никогда не забывают о настоящих жизненных ценностях, они в любой ситуации остаются людьми, которые умеют искать красоту в простых вещах.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Текст Шима Э.
(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.
(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов.
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.
(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома. (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.
(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.
(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома́ тоже дышали, жадно и глубоко.
(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое. (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста неужто на пороге
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)На маленькой пристани уже набился народ.
— (2)Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.
— (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!
— (8)Отойдите, не мешайте! — вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
— (11)Эй! — покрикивал он. — (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, — туда… (14)Тихо… (15)Без паники.
— (21)Мотенька, что это?
— (22)Ну что! — сказал он, не поворачивая головы. — (23)Ничего особенного. (24)Зенитки.
(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу — было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? — подумал я. — (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку. (33)А впрочем, он ещё маленький, — подумалось мне. — (34)Не понимает, что такое смерть».
(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.
— (38)Да, да… — сказал он, вытирая платком лицо. — (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.
— (43)Как перевозчика? — сказал я. — (44)Где? (45)Какого?
— (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.
— (49)А сейчас там какой-то мальчик, — сказал я.
— (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.
(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? — подумал я. — (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».
* Леонид Пантелеев (1908 — 1987) — русский советский писатель, журналист.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
4) Матвей Капитоныч — это сын погибшего перевозчика.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. − Подтверждается предложением 46.
2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. − Подтверждается предложениями 37−41.
3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. − Противоречит предложениям 36−41.
4) Матвей Капитоныч — это сын погибшего перевозчика. − Подтверждается предложением 51.
5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали. − Противоречит предложениям 29−30.
Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Эпитет − образное определение.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
Синонимы − слова, близкие по значению.
Лодка (предложения 4, 8).
Шлюпка (предложение 27).
Судно (предложение 30).
1. Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Граник Генриетта Григорьевна говорила: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Действительно, в каких случаях знаки могут «говорить»? Для чего они служат? Попробуем разобраться в этом на примерах из текста Л. Пантелеева.
Обратим внимание на предложение 13 (А ты, с котелком, — туда…), в котором тире выполняет выделительную функцию, используется для привлечения внимания читателя к чётким командам, звучащим от мальчика-перевозчика.
В тексте встречаются сложные и простые осложненные предложения, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 32 (Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?) запятые отделяют однородные сказуемые: бросить, зажмуриться, спрятаться. Нагнетание страха передаётся с помощью этих однородных членов, а запятые между ними акцентируют это нагнетание.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что знаки препинания не только помогают понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного, но и несут определенную смысловую, эмоциональную нагрузку, являясь тем самым грамматическим средством выразительности.
2. Внутренне содрогаешься, когда читаешь этот отрывок: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался». Так думал рассказчик, узнавший страшную историю гибели отца Матвея Капитоныча. Эти рассуждения сами собой приходят в голову любому узнавшему судьбу мальчишки, которого не по-детски зовут по имени-отчеству.
Где среди всеобщего страха брал силы этот ребенок, ни на одну секунду не проявивший смятения и не допустивший тем самым паники среди своих пассажиров? Как ему удалось даже перед лицом опасности сохранять спокойствие? Не страшно ему было во время артобстрела? Наверное, страшно, но признаться себе в этом, а тем более признаться в этом окружающим он не мог, потому что осознавал ответственность перед людьми в лодке. Он был главным на этом судне, а капитан не имеет права быть слабым: «Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения»
Война в один миг сделала одиннадцатилетнего мальчишку взрослым − он осознавал это и со всей серьезностью выполнял свою недетскую работу. Подтверждение этому находим в тексте: «Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой».
Хочется склонить голову перед детьми, на долю которых выпало испытание войной. Перед такими, как Матвей Капитоныч. Без их помощи, возможно, и путь к Победе был бы ещё длинней и тягостнее. Нельзя забывать об этом!
3. Смелость – это бесстрашие, умение справиться с нерешительностью пред лицом опасности. Известна пословица: «Смелость города берёт». Вдумаемся в смысл пословицы. Взять город, то есть победить врага, можно, если преодолеть сомнения и решительно двигаться к цели. У каждого может быть свой «город»: для кого-то это преодоление собственного страха перед темнотой, для кого-то решительность перед выходом на ринг или перед прыжком с парашютом, а для кого-то даже высказать собственное мнение перед одноклассниками тоже смелость. Не каждый обладает этим качеством.
В тексте Л. Пантелеева рассказывается о смелом мальчике-перевозчике, который даже перед лицом опасности сохранял спокойствие, потому что осознавал ответственность перед людьми в лодке. Это тем более восхищает, что мы узнали о недавней гибели его отца на этой же лодке во время обстрела. С таким человеком, как этот мальчик, можно чувствовать себя в безопасности.
Примером настоящей смелости может быть Тарас Бульба, герой одноименной повести Гоголя. Тарас не побоялся прийти на площадь, где казнили Остапа, хотя там его могли поймать ляхи. Воспитанный таким отцом, Остап тоже стал образцом смелого и мужественного человека.
Смелость нужно в себе воспитывать. Обладая смелостью, можно «взять любой город».
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К2: Наличие примеров-аргументов | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К4: Композиционная стройность работы | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |