Сочинения к варианту №19 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Проезжая на днях возле Меринова, мы завернули к Ивану Яковлевичу чайку попить и кстати узнать, благополучно ли теперь поживает друг наш Филат Антонович. Мы с большой радостью узнали, что не только жив и здоров наш старый друг и охотник, но ещё и ведёт за собой самый отчаянный партизанский отряд из своих друзей-охотников.
В такие-то годы! — подивились мы.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданы в художественных произведениях».
Лингвист И.Б. Голуб отмечает, что в художественном стиле могут быть оправданы отступления от языковой нормы. Действительно, иногда в литературном тексте лексические и грамматические ошибки становятся средством речевой характеристики персонажа.
Например, во время диалога мы чаще всего пользуемся короткими конструкциями. Именно поэтому в тексте М.М. Пришвина так много неполных предложений. С их помощью описывается внешность начальника партизанского отряда: «рост – колокольня, плечи – косая сажень, сапоги – американские, рыжие, на крючках». Конечно, это отступление от правил грамматики, но в разговорной речи вполне допустимо.
Лексический повтор в 36 предложении «заяц, заяц, родной» нельзя считать тавтологией. Одно и то же слово повторяется два раза, потому что автору важно передать волнение Авдотьи Ивановны. В данный момент она переживает о сапогах начальника, съеденных зайцем, ей сложно оставаться спокойной.
Таким образом, некоторые отклонения от литературно-языковой нормы в художественных произведениях могут быть вполне обоснованными. Авторам важно передать особенности живой речи говорящего, чтобы их тексты воспринимались приближенными к реальности.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 49: «И чуть бы ещё, но партизан опустил ружьё».
В 10-11 предложениях Иван Яковлевич рассказывает о зайце-русаке, которого приручил. Однажды герой хотел зарезать Руську, но не смог этого сделать, потому что пожалел его. Иван Яковлевич проявил сочувствие по отношению к зайцу, так как был душевным и чутким человеком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
В каких поступках проявляется человечность? На самом деле в любой, даже бытовой ситуации важно сохранять в себе это качество. Человечностью называют гуманное отношение к окружающим.
Может ли одна и та же личность проявлять и жестокость, и человечность? Такой противоречивый образ создаёт А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачёв помнит добрые поступки, поэтому он и пощадил Петрушу Гринёва, отказавшегося ему присягнуть. Когда нужно было освободить Машу Миронову, Пугачёв проявил больше человечности и неравнодушия, нежели генерал. Донской казак, не задумываясь, помог Гринёву. На самом деле любой из нас способен творить добро, если он этого захочет.
Таким образом, человечность проявляется в благородных поступках. Но вовсе не обязательно быть героем, ведь каждый день можно делать что-то замечательное для окружающих.
Сочинения к варианту №18 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Проезжая на днях возле Меринова, мы завернули к Ивану Яковлевичу чайку попить и кстати узнать, благополучно ли теперь поживает друг наш Филат Антонович. Мы с большой радостью узнали, что не только жив и здоров наш старый друг и охотник, но ещё и ведёт за собой самый отчаянный партизанский отряд из своих друзей-охотников.
— В такие-то годы! — подивились мы.
(1)Проезжая на днях возле Меринова, мы завернули к Ивану Яковлевичу чайку попить и кстати узнать, благополучно ли теперь поживает друг наш Филат Антонович. (2)Мы с большой радостью узнали, что не только жив и здоров наш старый друг и охотник, но ещё и ведёт за собой самый отчаянный партизанский отряд из своих друзей-охотников.
— (3)В такие-то годы! — подивились мы.
— (4)А что ему годы, — ответил Иван Яковлевич, — на то и есть мужественный человек и герой, чтобы годы свои красить. (5)Не берут его годы.
(6) Иван Яковлевич наклонился в сторону подпечья и сказал туда, в подпечь, тихо и ласково:
(7) И как только вымолвил он это слово, из-под печи вышел здоровенный матёрый заяц-русак.
— (8)Вот, товарищи, — сказал Иван Яковлевич, — этот заяц — не простой русак. (9)Прошлый год я поймал его — был меньше кошки. (Ю)Держал в кадушке, на капусте вырастил, а когда осенью хотел к празднику зарезать — что-то в этом зайце мне показалось, пожалел. (11)И вот через этого зайца владею теперь ружьём.
99
— (12)3начит, — сказали мы, — не ружьё принесло зайца охотнику, а заяц — ружьё.
— (13)Кроме шуток, — ответил Иван Яковлевич, — истинно так.
(14) И рассказал нам историю, как заяц Руська у начальника партизанского отряда Кумачёва съел сапоги.
(15) Было это на переломе войны, когда немцы подходили к Москве. (16)В это время отряд Кумачёва затаился в лесном овраге, а сам начальник, Филат Антонович, пришёл ночевать к Ивану Яковлевичу.
— (17)Какой же он стал теперь? — спросили мы с интересом.
— (18)А точно такой, как был, — ответил Иван Яковлевич: рост — колокольня, плечи — косая сажень, сапоги — американские, рыжие, на крючках. (19)И вооружение полное, и притом ещё дробовик. (20)Вот какой молодец!
(21)Случилось это ночью, все уснули в избе, а Руська вышел из-под печи и принялся работать над сапогами начальника. (22)Что он там нашёл себе, этот заяц русский, в том месте, где американцы своим способом соединяют голенища с головкой? (23)3а целую ночь заяц только и сделал, что начисто отделил голенища от головок, будто захотел понять, как надо шить сапоги на американский манер.
(24)Поутру первая встала Авдотья Ивановна. (25)Как глянула, так и обмерла: на глазах её заяц уничтожал сапоги. (26)И какие сапоги!
— (27)Иван Яковлевич, — разбудила она мужа, — погляди, заяц что сделал.
(28)Ужаснулись супруги. (29)Шепчутся меж собой, ахают, тужат.
— (30)Чего вы там шепчетесь? — спросил начальник, не открывая глаз. —
— (32)Батюшка, Филат Антоныч, прости нас, беда у нас в доме, такая беда — сказать страшно.
(З5)Начальник партизан вскочил и схватился за наган.
— (З6)Какие там немцы — заяц, заяц, родной. (37)Погляди сам.
(38)Поглядел начальник: головки и голенища отдельно лежат.
— (39)Так это заяц мои сапоги съел?
— (40)Так точно, батюшка, никто другой — заяц съел сапоги.
— (41)Вредная тварь, — сказал начальник.
(42)И надел сначала голенища, потом головки, концы же голенищ вмял под края головок. (43)После этого оделся, умылся и зарядил дробовик.
— (44)Ну, вызывай своего зайца на расправу. (45)А то он и твои сапоги съест.
— (46)Руська, Руська, — позвал хозяин.
(47) И как невиноватый, заяц выходит, перебирает губами, глядит кругло, ждёт узнать, для чего его вызвали.
(48) Партизан в него целится. (49)И чуть бы ещё, но партизан опустил ружьё.
(54)После того поклонился хозяйке, поблагодарил, простился и вышел.
(55)А ружьё так и оставил на столе заряженное, с взведёнными курками.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданы в художественных произведениях».
По мнению современного лингвиста И.Б. Голуб, в художественных произведениях могут наблюдаться отклонения от литературно-языковой нормы. Действительно, даже разные виды ошибок становятся своеобразным средством характеристики героя. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, рассказчик употребляет стилистически окрашенную лексику – разговорные и просторечные слова. В 7 предложении для описания зайца используется прилагательное «здоровенный», с помощью которого автор подчёркивает размер животного. Отступление от языковой нормы в данном случае оправдано, так как является средством речевой индивидуализации героя.
В 32 предложении есть лексический повтор: «…беда у нас в доме, такая беда». Это речевая ошибка в данном контексте служит для передачи чувств и эмоций литературного персонажа в определённый момент. Иван Яковлевич и его жена Авдотья Ивановна переживают, что их заяц-русак съел сапоги начальника партизан.
Таким образом, многие отклонения от нормы в художественном стиле речи можно считать обоснованными. Авторы стремятся передать особенности живой речи участников разговора, и это создаёт эффект достоверности.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 49: «И чуть бы ещё, но партизан опустил ружьё».
Так, Иван Яковлевич совершенно случайно поймал зайца-русака и приручил его. Что-то было особенное в этом животном, поэтому герой не смог его зарезать, о чём говорится в 10 предложении. Иван Яковлевич проявил сочувствие к зайцу, и мы понимаем, что это душевный человек.
Таким образом, бывшего охотника отличает гуманное отношение ко всем живым существам. Опуская ружьё, он отказывается совершать преступление против беззащитного животного.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?
Человечность – это доброе и гуманное отношение ко всем живым существам. В каких поступках может проявляться это качество? Каждый из нас должен быть человечным в абсолютно любой жизненной ситуации.
Например, в произведении М.М. Пришвина рассказывается о том, как бывший охотник и начальник партизан пожалел зайца-русака. Филат Антонович подумал, что и сам однажды может оказаться в такой же безвыходной ситуации, и его застрелят, как беззащитное животное (предложение 51). Герой принимает решение отказаться от охоты и отдаёт ружьё хозяину. В данном случае мы видим настоящий пример человечности.
В повести М.А. Шолохова «Судьба человека» главный герой не опускает руки после трагической гибели близких людей. Он помогает сироте Ванюшке и решает сделать всё возможное, чтобы помочь ему вырасти достойной личностью. Оба героя поддерживают друг друга в сложной ситуации, и это характеризует их как отзывчивых и милосердных людей.
Таким образом, без человечности в современном мире не обойтись. Важно каждый день дарить частицу добра людям, чтобы сделать мир светлее.
Сочинения к варианту №33 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место.
Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей.
(1)В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. (2)Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место.
(3)Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей. (4)Днём у её кривых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. (5)Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. (б)Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»
(7)В том же лесу, на опушке, вблизи оживлённой дороги у прохладного журчащего ручья, красовалась стройная зелёная ёлочка. (8)Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. (9)С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. (Ю)Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела. (11)То и дело по ней тянулись длинные обозы, двигались пешеходы, изредка пролетали нарядные экипажи. (12)Ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка. (13)Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце», а ёлочка, трепеща от избытка жизни и ласки, шептала: «О, как прекрасна жизнь! (14)Как хороши люди!»
(15)Светлый, жаркий полдень. (16)По пыльной раскалённой дороге бредёт усталыми старческими шагами богомолец. (17)Его разбитое тело просит отдыха, обожжённые солнцем глаза ищут тени, запёкшиеся губы жаждут воды. (18)3авидев приветливую тень ёлочки, он ускоряет шаги. (19)Ещё минута и берестяной ковшик богомольца уже зачерпывает студёную воду ручья.
(20)Старик долго и жадно пьёт, не отрываясь от ковшика, и потом сладкая дремота на мягкой и сочной траве охватывает его обессилевшее тело. (21)Чувствует он, засыпая, смолистый аромат тенистых еловых ветвей, слышит над собою точно уходящий вдаль птичий щебет, и губы его умилённо шепчут: «Вся премудростию сотворил. » (22)А ёлочка, ласково простирая над спящим свой прохладный шатёр, точно заботливая мать, склонившаяся над любимым ребёнком, баюкает старика тихим шелестом.
(23)Благоуханная, тёплая весенняя ночь. (24)Точно заколдованный, замер лес, весь облитый, весь посеребрённый сияющим небом. (25)Страстная, торжествующая, гремит и рассыпается над лесом соловьиная песнь. (26)И звуки, и аромат, и сиянье, и тени — всё слилось в одну общую гармонию весенней любви.
(27) Молодая стройная ёлочка слышит и понимает эту вечно юную, вечно прекрасную гармонию и, задыхаясь от счастья, шепчет: «О, как прекрасна жизнь!
(28) Как хороши люди!»
(29)Нет! (ЗО)Уродливая, искривлённая сосна ничего подобного не видела в своём сыром углу. (31)Редко, очень редко заглядывал туда человек, а если и заглядывал, то с нехорошими мыслями и недобрым лицом. (32)Приходили иногда в чёрные ненастные ночи, во время проливного дождя, мужики-лесокрады, и сосне казалось, что они своими трусливыми, воровскими движениями и ухватками — родные братья хищным волкам. (33)Иногда пробирался сквозь чащу бродяга.
(34)Преступление и боязнь погони заставляли его искать убежища в этом мрачном месте. (35)И сосна изо дня в день всё повторяла: «Как скучно, как страшно жить!»
(36)Так шли годы. (37)По-прежнему сосна и ёлочка повторяли свою песню, по-прежнему сосна, склоняясь всё ниже и ниже к ядовитому болоту, видела только мрачную жизнь непросветной лесной чащи, по-прежнему ёлочка радовалась солнцу, теплу, воздуху и простору.
(38)В один сверкающий зимний день на опушку леса пришло два человека в полушубках с топорами в руках. (39)«Вот славное деревце!» — сказал один из них. (40)Другой, не говоря ни слова, сбросил с себя полушубок. (41)Блеснул топор. ёлочка вся затряслась от сильного удара, и с ветвей её плавно посыпались хлопья снега. (42)Ёлочка лишилась сознания. (43)Вечером она очнулась в роскошном зале. (44)Гигантские люстры и бесчисленные канделябры бросали от себя потоки света. (45)Ёлочка стояла посредине всего этого блеска, украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пёстрых бабочек и рыбок. (46)Вокруг ёлки сновала под весёлые звуки музыки тысячная толпа разряженных детей, с разгоревшимися от восторга глазками, со звонким хохотом и громкими восклицаниями. (47)Детский праздник с каждой минутой становился шумнее и веселее. (48)Дети составили хоровод и с шумным восторгом танцевали вокруг ёлочки, и она шептала, сияя огнями: «О, как прекрасна жизнь! (49)Как хороши люди!»
(52)А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывание современного лингвиста Л.А. Введенской: «Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности».
Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению. По мнению лингвиста Л.А. Введенской, каждое из таких слов акцентирует внимание на конкретной особенности предмета, а в целом синонимы используются для более детального описания явлений. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, в 3 предложении автор описывает старую сосну, подчёркивая, какой «пожелтевшей, иссыхающей» была её хвоя. Эти синонимы, выраженные причастиями, выделяют одну особенность дерева, но в то же время в совокупности они дают читателю общее представление о предмете речи. Мы представляем некрасивую сосну, которая всем своим видом отталкивает наблюдателя.
В 13 предложении используются контекстные синонимы: «жизни и ласки». Автор сближает существительные по значению, подчёркивая красоту молодой ёлочки. Она была наполнена любовью к жизни и поэтому вызывала симпатию и привлекала внимание. Данные синонимы не только позволяют представить красивое дерево, но и помогают противопоставить его старой сосне с корявым стволом.
Действительно, синонимы отличаются друг от друга оттенками значений и могут сближаться только в контексте, но при этом они способствуют более полному, всестороннему описанию предметов и явлений.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги».
Смысл финала текста я понимаю так: молодая ёлочка не боялась жизни, а была преисполнена благодарностью за эту дарованную ей возможность. Именно поэтому она может быть счастлива абсолютно в любом месте и окружении. Появившиеся на месте ёлочки «молодые, свежие побеги» говорят о продолжении её рода.
Автор описывает совершенно разные деревья: старую сосну с корявым стволом и красивую молодую ёлочку. Они похожи на людей с абсолютно противоположными жизненными ценностями. Так, сосна чувствует только постоянную скуку и страх, не замечая в собственном существовании ничего приятного. Ёлочка же радуется каждому мгновению и называет свою жизнь прекрасной (предложения 13-14).
В 38-43 предложениях говорится о том, как люди срубили ёлочку и принесли её к себе домой. Оторванная от привычного образа жизни, она продолжает наслаждаться своим существованием. Красивые украшения, весёлые звуки музыки и восторженные глаза детей ещё сильнее убеждают ёлочку в том, как хороши и чудесны люди.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Жизненные ценности – это идеалы, взгляды и принципы, которые характеризуют человека как яркую индивидуальность. Каждый из нас выбирает для себя сам, какие ценности для него важны.
Так, в произведении А.И. Куприна говорится о двух героях-антиподах: старой сосне, которая томится собственной жизнью, и молодой ёлочке, привыкшей радоваться каждому моменту. Даже когда красивое дерево срубают, оно всё равно называет своё существование прекрасным, о чём говорится в 48-49 предложениях. Для ёлочки смысл жизни заключается в том, чтобы приносить кому-то пользу.
Главная героиня рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» также умеет жить одним мгновением. Гимназистка Оля Мещерская отличается красотой, естественностью и непосредственностью. У неё «радостные, поразительно живые глаза», и она живёт так, как подсказывает сердце. Девушка обладает удивительным талантом – оставаться собой и принимать жизнь такой, какая она есть. Оля Мещерская как будто предчувствует трагический конец и стремится за короткое время получить как можно больше ярких впечатлений.
Таким образом, у каждого из нас есть своя система ценностей. Это те жизненные взгляды и принципы, которыми мы не готовы поступиться ни при каких обстоятельствах.
Сочинения к варианту №23 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
С братом Борей мы плыли на лодке по реке Сестре. Я ленился. Сидел на корме, шевелил босою ногой, подталкивал полуживых подлещиков, пойманных на манную кашу.
(1)С братом Борей мы плыли на лодке по реке Сестре. (2)Я ленился. (3)Сидел на корме, шевелил босою ногой, подталкивал полуживых подлещиков, пойманных на манную кашу. (4)Подлещики шевелились у моих ног в воде, которая всегда набирается во всякую приличную лодку. (5)Боря серьёзно наваливался на вёсла. (6)Он торопился, боялся опоздать на автобус.
(7) В том месте, где река Сестра проходит под каналом и русло канала в бетонной оболочке проходит над живою рекой, я увидел на берегу реки небольшую беленькую собачонку.
(8) Собачонка бежала по берегу, а мы с Борей плыли по реке. (9)Я ленился, Боря спешил, собачонка бежала.
(10)От нечего делать, просто так, из чистого баловства я поманил собачонку пальцем, а после вытянул губы и издал специальный собачий звук, звук, похожий на втягивающийся поцелуй, — тот, которым всегда подманивают собаку. (И)Маленькая беленькая собачонка услыхала этот немыслимый звук, поглядела на меня с берега и вдруг бросилась в воду.
(12)Ничего подобного ожидать я никак не мог. (13)Этот звук я произнёс нарочно, юмористически. (14)Я подманивал собачонку, прекрасно понимая, что она подойти ко мне никак не может. (15)Нас разделяла бездна, то есть вода. (16)Никакая нормальная собака в воду не полезет, если её не подтолкнёт хозяин.
(17)Маленькая беленькая собачонка оказалась ненормальной. (18)Она кинулась на первое приглашение, не раздумывая преодолевала бездну. (19)Она плыла ко мне.
(20) Когда она подплыла к лодке, я схватил её за шкирку и втащил в судно.
(21) Собачонка чудовищно отряхнулась среди полуживых подлещиков.
(22)Брат мой Боря бросил вёсла. (23)Он должен был что-то сказать.
(24)Но не знал, что сказать: всё произошло мгновенно. (25)Строго осмотрев собачонку, он наконец произнёс:
(26)Брат мой Боря торопился. (27)Мигом подогнали мы лодку к тому месту, где стоял на берегу её хозяин. (28)Рассчитались за лодку, связали удочки, покидали в мешок подлещиков и побежали на автобус. (29)Маленькая беленькая собачонка бежала за нами.
(ЗО)Наконец мы добежали, ввалились в автобус, сбросили рюкзаки, уселись на эти особенные автобусные диванчики, устроились и могли уже ехать. (31)Шофёр почему-то медлил. (32)Я глянул в открытую дверь автобуса и увидел на улице, на обочине шоссе, маленькую беленькую собачонку, чью породу так верно определил Боря. (33)Она смотрела в автобус, шофёр медлил. (34)Просто так, от нечего делать, по-лентяйски я сделал губами тот самый немыслимый и беспардонный звук, о котором я уже рассказывал. (35)Маленькая беленькая собачонка ринулась в автобус, мигом спряталась под сиденье, на котором расположился я, и затаилась у моих ног.
(36)Пассажиры автобуса заметили это, но сделали вид, что ничего не заметили.
(37)Шофёр закрыл двери, и мы поехали.
(38)Брат мой Боря должен был что-то сказать. (39)Его удивило поведение маленькой беленькой собачонки, которая сидела сейчас у моих ног. (40)Боря сказал:
— Гладкошёрстные фокстерьеры встречаются реже, чем жесткошёрстные.
(41) Немного подумав, Боря спросил:
(42) Что скажет отец, знали, конечно, все. (43)3нал я, и знал мой брат Боря.
(44) Отец мой не любил никаких домашних животных, кроме лошадей.
(45) Он обожал лошадей, и страсть к лошадям погубила в нём возможные страсти к другим домашним животным.
(46) На удивление отец не сказал ничего.
(47) Он даже как будто не заметил маленькой беленькой собачонки. (48)Он был потрясён событиями, которые происходили в нашей семье: мой брат Боря решил жениться. (49)3анятый своими мыслями, отец не заметил никакой маленькой беленькой собачонки. (50)Все ожидали, что отец начнёт говорить насчёт собачьего духу, которого чтоб не было, а он подошёл ко мне и негромко сказал:
(51) Повернувшись ко мне спиною, он прошёл в кабинет. «начали
(52) Ожидая, что отец скажет насчёт духу, которого чтоб не было, никто вначале не понял, что он имел в виду, говоря сам». (53)Это слово не слишком связывалось с домашними животными.
(54)Но я всё понял. (55)Я понял, что «сам» — это я сам. (56)Раньше я был не сам, а теперь сделался сам. (57)Раньше я был младший ребёнок, а теперь сделался «сам», и маленькая беленькая собачонка — первый признак моего нового положения. (58)А раз я сделался «сам», я имею право заводить хоть маленькую беленькую собачонку, хоть жеребца, но всё это — на мне. (59)Сам пою, сам кормлю, сам воспитываю, сам за всё отвечаю. (60)Сам.
(61)Отец сказал «сам», повернулся и прошёл в кабинет, а родственники минуты две думали, что означает его фраза, столь короткая и простая. (62)А на третью минуту все отвлеклись от меня, от слова «сам» и от маленькой беленькой собачонки, которая стояла в коридоре, тесно прижавшись к моей ноге.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания из учебника «Современный русский язык» Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб, М.А. Теленковой: «Слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными синонимами».
Контекстуальные синонимы – слова одной и то же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте. Докажем высказывание лингвистов примерами из произведения Ю.И. Коваля.
Так, в предложении 30 становятся синонимами следующие глаголы: «добежали» и «ввалились». Оба слова помогают описать состояние главных героев, которые стремились как можно скорее добраться до дома. Однако эти синонимы можно считать исключительно контекстуальными, они передают одно и то же действие только в данном предложении.
Таким образом, в русском языке некоторые слова становятся синонимами только в конкретном тексте и называются контекстуальными.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 57: «Раньше я был младший ребёнок, а теперь сделался «сам», и маленькая беленькая собачонка – первый признак моего нового положения».
Смысл предложения 57 я понимаю так: отец мальчика предоставил ему право самостоятельно принимать решения. Герой смог забрать себе домой собаку, хотя раньше ему не разрешали заводить питомцев.
Главный герой произведения Ю.И. Коваля мечтал о домашнем животном, однако не мог пойти против родительского запрета. Маленькая белая собачка с первого взгляда понравилась рассказчику. Кроме того, она сама как будто увидела в нём хозяина. В 16 предложении герой отмечает: «Никакая нормальная собака в воду не полезет, если её не подтолкнёт хозяин». Из 17-21 предложений мы узнаём, что «беленькая собачонка» во всём подчинилась незнакомому мальчику. Конечно, для него это становится своего рода знаком судьбы.
В 42-45 предложениях говорится о том, что отец героя не любил никаких домашних животных, кроме лошадей. Это свидетельствует о том, что у мальчика практически не было шансов оставить у себя собаку. Однако герой решает идти до конца и в итоге впервые получает разрешение на свободу действий.
Таким образом, отец мальчика не стал его ругать, как делал это раньше. Дети взрослеют, и в какой-то момент они могут сами принимать важные решения. Именно поэтому короткое слово «сам» стало для героя «первым признаком нового положения».
9.3 Как Вы понимаете значение слова САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Что значит быть самостоятельным человеком? Такие люди могут нести ответственность за собственные поступки. Они не будут перекладывать вину на плечи другого человека. Самостоятельность – умение справляться с трудностями без посторонней помощи.
Так, в тексте Ю.И. Коваля рассказывается о мальчике, который мечтал завести домашнее животное. Отец запрещал сыну брать с улицы собак, но однажды герой всё-таки
рискнул это сделать. Совершенно неожиданно для рассказчика отец пошёл ему навстречу и сказал короткое и ясное слово «сам» (предложение 50). Это значит, что теперь мальчик может быть самостоятельным в принятии подобных решений.
Таким образом, быть самостоятельным – это значит слушать зов собственного сердца, но при это знать, к каким последствиям может привести любое твоё действие, и быть готовым ответить за свои поступки.