Рассуждение «О ценности читательской информации» (Гиа по русскому)
Кем быть: мисс Смит и Отто Юльевичем Шмитом? Вопрос, наверное, нужно поставить так: как быть, как мисс Смит или Отто Юльевич Шмит?
Мисс Смит испугалась обилию информации, поняла, что невозможно все узнать и опустила руки. В результате она осталась невежественной. О.Ю. Шмит, напротив, разработал четкий план, как «объять необъятное». И этот план ему удалось выполнить.
Конечно, сейчас в мире накоплено огромное количество информации, причем уже в сотни и тысячи раз большее, чем во времена Шмита. Но вся ли эта информация нужна и полезна?
Количество гениальных произведений, которые создают историю и роль человека в этой истории, не увеличилось. Шекспиры, Пушкины и Шолоховы так же редки, как и в прошлое время.
Вместе с полезной и нужной информацией появилось огромное количество информационного мусора, всякого написанного и произнесенного бреда и глупости.
Во-первых, человек должен научиться распознавать ценность информации и важность написанного.
Для этого нужно самому обладать достаточно большим набором знаний. Например, если иметь представление и понимание какой-то художественной или научной области, то некоторые книги можно закрыть, прочитав несколько первых страниц – их написал невежда и дальше их читать бессмысленно.
Во-вторых, нужно очень ответственно относиться к своему собственному времени и силам. Отец мне рассказывал, что раньше фотоаппараты заряжались пленкой всего на 36 кадров и сделать фотографии было дорого. Поэтому к каждому снимку приходилось относится очень бережно – искать лучший ракурс съемки, освещение, сцену. Сейчас можно сделать сотни и тысячи снимков, особенно не заботясь об их качестве. В результате у меня на компьютере лежит куча фотографий, которые неинтересны и я их никогда смотреть не буду. Так и с чтением – к книгам надо относится серьезно, стараться выбирать по их описаниям, по рекомендациям известных людей и критиков. Таких рекомендаций гораздо меньше, чем самих книг.
Ну и самое главное, должно быть желание получать знание. Даже если ты видишь, что это выше твоих сил и возможностей. Когда ты что-то узнаешь, то понимаешь, что непознанного становится все больше. Получается, что каждый раз непознанное побеждает тебя. Так какой же смысл бороться, если ты всякий раз проигрываешь и всегда остаешься побежденным? Но смысл в том, что всякий раз тебя побеждает нечто больше, чем в прошлый раз…
Так что на вопрос в тексте темы «кем быть…» может быть только один ответ: борцом Шмитом, а не несчастной мисс Смит.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Сочинение-рассуждение по финальной фразе текста»
В презентации «Сочинение-рассуждене по финальной фразе текста» 13 слайдов. Емкий материал поможет девятиклассникам написать сочинение-рассуждение по заданию ОГЭ 15.2. В презентации есть объясняется со структура сочинения, рекомендации по написанию каждой смысловой части, речевые клише, памятка по работе над сочинение. А также есть текст (автор Борис Васильев) и формулиовка задания по данному тексту.
Содержимое разработки
Сочинение-рассуждение по финальной фразе текста
Мишарина Е.В., учитель русского языка, г.Новоуральск, МАОУ «Гимназия № 41»
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить.
3. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
4. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
5. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
6. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
7. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
-(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных
героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
-(9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11) Она протянула руку, взяла с
привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
— (13)Это же всё ненастоящее!
-(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку,
она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик
— (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
— (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
— (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
— (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(ЗЗ)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)0на ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
— (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
— (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)3агляни в шкатулку!
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он
души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Как я понимаю смысл последней фразы
(финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2 предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише :
Не лишним будет употребление вводных слов :
я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется,
Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3 ) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова :
итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Как вы понимаете смысл фразы каждый человек решает сам, кем ему быть?
Как вы понимаете смысл фразы каждый человек решает сам, кем ему быть.
Как вы понимаете смысл фразы».
Любить некрасивого так же легко, как и красивого».
Объясните, как вы понимаете смысл фразы : Если только захочешь ты всего можешь добиться?
Объясните, как вы понимаете смысл фразы : Если только захочешь ты всего можешь добиться.
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
К каждому слову подберите однокоренные слова.
Е как вы понимаете смысл фразы текста : «и злыми завистники бывают о того, что их мучают не только собственные мысли, но и успехи других?
Е как вы понимаете смысл фразы текста : «и злыми завистники бывают о того, что их мучают не только собственные мысли, но и успехи других.
Фраза взята из текста, где говорилось о завистливом мальчике.
Объясните как вы понимаете смысл фразы «это голос чёрствого благоразумия»?
Объясните как вы понимаете смысл фразы «это голос чёрствого благоразумия».
Объясните как вы понимаете смысл фразы «это голос чёрствого благоразумия»?
Объясните как вы понимаете смысл фразы «это голос чёрствого благоразумия».
Напишите, как вы понимаете смысл фразы из русской былины : » Слово, оно что яблочко?
Напишите, как вы понимаете смысл фразы из русской былины : » Слово, оно что яблочко.
Векша — белка ; лонись — в прошлом году ; гай — лес ; баять — рассказывать ; зубарь — спорщик ;..
Предложный падежь отвечает на вопрос О Ком? О Чем? Пример : О Ком? Обо мне. Сравнение это последняя строка (каждый гриб ПОХОЖ на зонтик).
Пригореть, обгореть, прогореть, перегореть. Пригореть на сковороде, обгореть на солнце, перегореть от напряжения.
Кусочек я не уверена.
1 предложение, основа : Идёт(глагол) разговор Предложение Простое и бессоюзное. 2 предложение, основа : Вода становится(глагол) Предложение Простое и бессоюзное 3 предложение, основа : Жизнь зародилась(глагол), осела(глагол), развивается(глагол) ; К..
Спортсмены произносят речь на публику (значит людям) Вроде так.
Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.
Таким образом, прав был И.В.Артюшков, заявляя, что основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог. (112 слов)
Почему же люди стали так много на себя брать? Какое право они имеют забирать чужие жизни? Охотник оказался единственным человеком в серой и бесчувственной толпе. Автор хотел подтолкнуть людей к доброте и состраданию, давая нам шанс понять, насколько больно мы делаем животным.
Таким образом, текст Астафьева – это то, что должно помочь родителям воспитывать в детях доброту, необходимую для сохранения мира и гармонии. Может быть, только подобные истории смогут помочь людям из серых стать яркими и настоящими. (183 слова
Во-первых, мальчишки выследили Белогрудку и забрали её детёнышей из гнезда (предложение 8). Это показывает жестокость детей, их безжалостность по отношению к живым существам.
Во-вторых, Астафьев объясняет, почему покой царит на том косогоре. После смерти детей Белогрудки и страшной мести куницы взрослые наказали ребятам, «чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц» (предложение 41).
Итак, мы убедились в том, что человек жесток по отношению к животным, но есть и те, кто бережно относится к природе и её обитателям. (145 слов).
В. Астафьев заканчивает текст так: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов». Смысл этой фразы я понимаю так. Говоря это, автор подчёркивает, как же здорово, когда место рядом с тобой заселено всякого рода животными, и чтобы добиться такого разнообразия жизни, человек должен уметь правильно и по-дружески относиться к природе. Докажем это на примерах из текста.
Во-первых, автор говорит о том, что животные – заботливые родители. Ведь Белогрудка была замечательной матерью. Она «грела детишек своим телом», «облизывала каждого из них до блеска» и, конечно же, добывала еду. И никто не имел права нарушить эту семейную идиллию, как это сделали мальчишки. Такой поступок ужасен по отношению к природе.
Во-вторых, после того как мальчишек наказали за содеянное, после того как строго велели им, «чтобы не трогали детёнышей зверушек и птиц», «спокойно живут на косогоре» самые разные животные. А это доказывает, что именно от человека зависят существование и сама жизнь наших диких зверей.
Таким образом, на примерах мы доказали, что заключительной фразой В. Астафьев показывает нам, насколько хороша жизнь природы, когда мы не нарушаем её законов. (175 слов).
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Представленный для анализа текст В.А. Осеевой рассказывает о первом посещении Динкой жилища Якова и заканчивается фразой: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл». Как можно понять финальную фразу? Истолковать её можно однозначно: волшебная сила музыки сближает людей, уничтожает недоверие и страх. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, подойдя к хате Якова, Динка увидела всю убогость и заброшенность этого жилища (предложение № 2). Еще больше девочке стало не по себе, когда она увидела портрет Катри (предложения №№ 19-20). Чтобы разрядить обстановку, героиня попросила Якова сыграть на скрипке.
Во-вторых, всё: и звуки музыки, и улыбка хозяина-скрипача, и нежная, строгая улыбка его изображённой на портрете жены – привело к тому, что внутренняя тревога и настороженность ушли. Музыка прогнала страх девочки.
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о том, как искусство (живопись, музыка) могут повлиять на чувства человека.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Во-первых, Лёнька горд тем, что академик и «знаменитейший» художник Пожалостин «вышел из наших, из сопливых». Свой, один из деревенских, создал прекрасные гравюры (предложения №№ 10-12).
Переплавить их на гвозди, по мнению Лёньки, невозможно, безнравственно.
Во-вторых, Лёнька справедливо полагает, что когда-нибудь ценность талантливых творений его земляка станет очевидной (предложение № 32). И гравюры, в которые вложено столько труда и таланта, необходимо сберечь.
Таким образом, можно сказать, что Лёнька – настоящий герой и очень мудрый человек.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»
Во-первых, мы видим, что на душе у девушки тревожно. Но она волнуется не за себя, а за друга детства Хохолка (предложение № 7).
Во-вторых, Динка очень привязана и к Андрею, и к Лёне. Она понимает, что умные глаза Хохолка «читают в её душе», «и обманывать их бесполезно». Девушка мучительно размышляет, как сказать Андрею правду, её руки похолодели (предложение № 22), губы дрожали (предложение № 24).
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И песня пошла. »
Представленный для анализа текст М.Л. Москвиной заканчивается фразой: «И песня пошла…». Как я её понимаю? Растолковать такую концовку можно по-разному. Обратимся к тексту.
Во-первых, «песня пошла», потому что герой был со своим лучшим другом – собакой Китом. Без Кита он петь не мог (предложения 18-19). Когда-то давно, в жуткий мороз, они «выбрали друг друга на Птичьем рынке». Теперь Кит сопровождал героя повсюду и знал, как «поднять ослабевший дух».
Во-вторых, финал текста говорит о том, что героя после провала на прослушивании поддержал не только Кит, но и дядя (предложения 34-37). Он объяснил мальчику, что «джаз – это состояние души». И «музыка пошла»!
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о том, что, может быть, важнее умение петь для себя, для души. И музыка звучит, когда рядом с нами верные друзья, которые всегда поддержат.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка. Всё хорошо!».
Представленный для анализа текст А.Г. Алексина повествует об очень непростом дне в жизни каждого ребёнка – первом дне в школе. Как я понимаю смысл финала текста? Растолковать такую концовку можно, на мой взгляд, по-разному. Обратимся к тексту.
Во-первых, мы понимаем, что маме героя нелегко было отпустить своего сына-первоклассника в школу одного. Она переживала и тайком шла за сыном до школы (предложения 15, 35). Орлов, увидев маму под дождём, «не смог рассердиться». Он понял, чувства матери и захотел поддержать и подбодрить её.
Во-вторых, финал текста свидетельствует о том, что герой понимает: школьная жизнь – вещь серьёзная. Орлов не хотел сидеть с девчонкой, но изменил своё мнение (предложение 29). Он впервые ощутил себя учеником, которому «на уроке кричать не полагалось».
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о том, как непросто происходит взросление человека, его переход к школьной жизни.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».
Предложенный для анализа текст Е.В. Гришковца заканчивается словами: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни». Как я понимаю смысл такого финала?
Истолковать эту фразу можно по-разному. Обратимся к тексту.
Во-первых, мне понятны «метания» молодого человека, который не определился ещё с выбором профессии и которому, как мне кажется, всё равно, кем быть. Его интересует лишь весёлая студенческая жизнь. Он хочет учиться «не очень трудно и не очень скучно».
Таким образом, мы можем понять, что жизнь может представляться молодым людям вечным праздником, не требующим от человека труда и усилий.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады. Вот вам и всё! Они очень рады. А я. »
Предложенный для анализа текст А.Г. Алексина заканчивается фразой: «– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады. Вот вам и всё! Они очень рады. А я. » Как я её понимаю? Истолковать концовку текста можно однозначно: живущий в дружной и любящей его семье поздний ребёнок не радуется проявлениям чрезмерной любви и внимания к нему со стороны родителей. Ему хочется «сбежать на край света» от такой родительской заботы. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, мальчик понимает, что родители необъективно оценивают его поступки, всегда находя основания для похвалы (даже шуточной). Герой считает это несправедливым, его раздражают постоянные восторги родителей (предложение № 23).
Во-вторых, мальчик полагает, что «гордостью семьи» должна быть его сестра, многого добившаяся в жизни (предложение № 5).
Таким образом, мы осознаём, что пока сам герой не понимает своих родителей. Возможно, повзрослев, он поймёт, что ими движет стремление воспитать из сына хорошего человека.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем».
Предложенный для анализа текст Н.А. Дубова заканчивается фразой: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем». Как я её понимаю? Истолковать концовку текста можно однозначно: друзья (Колька и Пашка) были любознательными, обладали пытливым умом, стремились в меру своих сил и способностей принести пользу людям. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, Пашка, который «хочет быть как Циолковский». Да, у него это пока плохо получается (предложение № 14). Но ведь он не сидит сложа руки, а пробует облегчить труд матери!
Во-вторых, сам рассказчик, Н.А. Березин, которому «больше нравится читать». Он перечитал уже все книги (предложение № 19), и пробует «удивить мир» по-своему: начинает писать летопись родной деревни.
Таким образом, финал текста заставляет нас задуматься над тем, что каждый человек в поисках своего «пути к славе» проходит через ошибки, неудачи, терпит насмешки. Главное, продолжать искать этот путь и приносить пользу и радость людям.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».
Предложенный для анализа текст Ю.В. Трифонова содержит повествование о герое, душа которого поражена завистью. По мнению автора, нет несчастнее таких людей. Как я понимаю эту фразу? Истолковать финал текста можно, на мой взгляд, однозначно: зависть – страшное чувство, уничтожающее человеческую душу, отравляющее жизнь человека. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, главный герой, Глебов, уже в детстве был поражён этой болезнью (предложение № 5). Он завидовал тем, кто жил в «поднебесных этажах». Чтобы самоутвердиться, Глебов «расчётливо и умно»
пользовался служебным положением своей матери (предложение № 10). Эта «привилегия была основой могущества Глебова»
Во-вторых, мы понимаем, что герой не мог терпеть рядом с собой людей независимых. Лёвка Шулепа стал угрозой «непоколебимой» власти Глебова в классе. И зависть толкает героя на подлость (предложение №
Таким образом, автор заставляет нас задуматься над тем, какое разрушительное воздействие оказывает зависть на душу человека, делая его несчастным.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«– Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.
Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.
Сиять отражённым светом? – Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
Смотря чьим светом!»
Предложенный для анализа отрывок из произведения А.Г. Алексина содержит рассказ о дружбе трёх девочек-одноклассниц. Как можно понять финал текста? Истолковать его можно, на мой взгляд, по-разному.
Докажем это, обратясь к примерам из текста.
Во-первых, мы понимаем, что рассказчица – очень скромная и великодушная особа. В её характере нет места зависти. Она искренне восхищена своими подругами и «восторгается» их «успехами». Рассказчица сохраняет для потомков стихи Маши (предложения №№ 6-7) и обороняет от поклонников Лялю (предложение № 17). Да, она живёт чужой жизнью, но это не тяготит девочку, она не считает, что это плохо.
Во-вторых, в финале текста говорится о том, что для того, чтобы «сиять отражённым светом», гордиться чужими талантами и красотой, тоже нужен талант. Рассказчица – это талантливый человек, умеющий разглядеть в людях их достоинства (предложение № 21).
Таким образом, автор заставляет нас задуматься об уникальности каждого человека.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий. »
Предложенный для анализа текст В.П. Крапивина содержит рассказ о герое, который очень одинок, хотя рядом с ним много ребят-приятелей. Мальчик мечтает, чтобы у него «появился друг. Не случайный, не на час, …а настоящий…». Как я понимаю смысл этого фрагмента текста? Истолковать его, на мой взгляд, можно однозначно: герой не нашёл ещё настоящего друга, который станет его спутником на всю жизнь. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, мы узнаём, что герой живёт в доме недавно (предложение № 1). Хотя он «перезнакомился со всеми» и по-дружески относится к ребятам, он не воспринимает их как друзей. Это приятели, с которыми можно весело провести время (предложения №№ 6-10).
Во-вторых, рассказчик понимает, что и он не стал пока «своим» в новом дворе (предложение № 23). Поэтому он пускает с балкона голубка с изображением двух мальчишек и надеется, что «вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт…».
Таким образом, автор заставляет нас задуматься над тем, как непросто найти единственного настоящего друга и как важно, чтобы в жизни каждого человека был такой друг.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. Ей, видите ли, своя прихоть дороже».
Во-первых, мальчик не хотел делать то, что не понравится его родителям. Он говорит: « Вера, мне же. Ну, неудобно. » Однако «Верочка неумолима», и Гоша «плетётся к себе в квартиру» за духами.
Во-вторых, сумасбродная девочка, получив желаемое, тотчас же утрачивает к флакону интерес и изобретает другой способ продемонстрировать свою власть над Гошей. Она демонстративно рискует своей жизнью, а Гоша вынужден рисковать собой, чтобы спасти девочку (предложения №№ 73-75).
Таким образом, мы убеждаемся в том, что влюблённый человек, сделает всё для объекта своей привязанности.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю. »
Предложенный для анализа автобиографический текст А.И. Деникина рассказывает о выборе жизненного пути и заканчивается фразой: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю. ». Как я понимаю смысл финала? Истолковать его, на мой взгляд, можно однозначно: только сам человек определяет своё жизненное призвание, пророчества и гадания тут ни при чём. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, автор указывает на то, что старинное гадание не сбылось полностью (предложение № 7). Ведь в юности Деникин был увлечён многим: «читал и писал стихи», «часами пропадал в гимнастическом городке», «стрелял в тире». А интерес автора к военной карьере был определён не гаданием, а романтическими представлениями об офицерской жизни (предложение № 19), рассказами отца (предложение № 11), завистью сверстников (предложение № 17).
Во-вторых, Деникин прекрасно учился и легко мог выбрать другую профессию (предложение № 22). Однако он стал военным, по-моему, именно потому, что многое испробовал в юности, был начитанным и развитым физически человеком (предложения №№ 9, 21).
Таким образом, автор даёт понять, что выбор призвания – это трудный путь, а выбор во многом зависит от самого человека.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
Предложенный для анализа текст А.Г. Алексина рассказывает о маленькой девочке с «венценосными замашками», которая очень любит командовать. Властвуя над своими игрушками, она мечтает «общаться с окружающими подобным образом». Как я понимаю смысл данного фрагмента текста? Истолковать его можно однозначно: девочка, любящая покорность, со временем превратиться в настоящего диктатора, а это не принесёт счастья ни ей, ни окружающим. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, рассказчице трудно реализовать своё самолюбие в реальном мире, потому что она очень миниатюрна (предложения №№ 2-9). Поэтому она безраздельно властвует в мире игрушек, который её возвышает (предложение № 12).
Во-вторых, мама героини хочет, чтобы дочь «отказалась от абсолютной власти над своими игрушками». Она понимает, что дочь, которой «приятно» «безраздельно хозяйничать», в жизни станет несчастным человеком.
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о том, что уже в детстве, играя, человек учиться общаться с настоящими людьми.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса».
Предложенный для анализа текст Т.Н. Толстой содержит размышления рассказчицы о театре и кино. Как можно понять финальную фразу отрывка? Истолковать концовку текста можно однозначно: симпатии рассказчицы отданы кино, она покорена и восхищена этим видом искусства. Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, мы понимаем, что рассказчице, совсем еще маленькой девочке (предложение № 1), не понятны театральные условности и притворство (предложение № 3). Ей не по душе этот «храм» искусства (предложение № 7).
во-вторых, совершенно ясно, что ребёнок испытывает восторг от кино, где всё «сон, мираж, мечта», где всё «преображение». Для девочки кино – «это счастье» Ведь там можно забыть обо всём (предложение № 21).
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».
Смысл предложенного для анализа фрагмента текста В. Токаревой я понимаю так. В подростковом возрасте дети часто ссорятся со своими родителями, хотя именно в это время общение с родными людьми и их взаимопонимание очень важны, ведь «закладывается фундамент всей дальнейшей жизни» подростка.
Чтобы доказать это, обратимся к тексту.
Во-первых, Надежда кричит, не умеет разговаривать с дочкой и командует, «унижая её». Оксана тоже не может найти общий язык с матерью, они не слышат и не понимают друг друга. Я думаю, что Оксана просто стесняется своей матери.
Во-вторых, Корольков осознаёт, что его дочь – «эгоистка», её «перелюбили в детстве». Она привыкла, что все о ней заботятся и делают так, как ей угодно. И настаивая на своём, она показывает, что мнение друзей для неё важнее мнения матери, приготовившей для неё праздник (предложения №№ 4-5).
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о том, что самые близкие люди должны беречь друг друга и, несмотря на разногласия, стремиться к компромиссу.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».
Предложенный для анализа текст А.Г. Алексина заканчивается словами: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло». Как можно понять такой финал? Истолковать его, по-моему, можно однозначно: бабушку и внука связывает удивительная дружба, в основе которой лежат не только родственные чувства, но и внутреннее сходство, «родство душ».
Докажем это, обратясь к тексту.
Во-первых, очень «правильные» и организованные родители героя считали, его и бабушку «неправильными людьми», потому что они не соответствовали высоким стандартам папы и мамы: не хотели закаливаться, соблюдать режим дня (предложение № 15).
Во-вторых, героя и бабушку объединяют их собственные, отличные от родительских, интересы: они любят ходить в кино (предложение № 24), поспать подольше в воскресенье (предложение № 15).
Таким образом, из всего сказанного ясно, что даже в одной семье могут быть люди, совершенно разные по характеру, интересам. Главное – любить и понимать друг друга.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
Всё он. Своими руками!
И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
Но главное, конечно, музыка! Он будет музыкантом!»
Предложенный для анализа фрагмент текста А.Г. Алексина я понимаю так: все бабушки очень любят своих внуков и видят в них много талантов. Бабушка героя, большая поклонница музыки, хочет сделать из мальчика великого музыканта, хотя талант у Олега был совсем другим. Докажем это, обратясь к тексту.
С одной стороны, хотя героя не приняли в музыкальную школу, он согласился учиться музыку из-за любви к бабушке (предложение № 12). Олег ходил в музыкальный кружок и старался «преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку».
С другой стороны, отец Олега был уверен, что у мальчика другое призвание. Бабушка спорила с ним по этому поводу (предложения №№ 15-16). И все же она, очень гордясь этажерками и книжными полками, сделанными Олегом, не отказывалась от своей мечты сделать внука музыкантом (предложения №№ 30-31).
Таким образом, автор заставляет нас задуматься над тем, как важно, чтобы в юности, выбирая свой жизненный путь и профессию, мы имели поддержку от близких людей.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Друзей труднее найти, чем потерять».
Предложенный для анализа текст А.Г. Алексина повествует о дружбе двух девочек, Оли и Люси. Эту дружбу разрушила обида, девочки рассорились. «Друзей труднее найти, чем потерять»,- говорит рассказчица. Как я понимаю смысл этой фразы? Истолковать её, по-моему, можно по-разному. Обратимся к тексту.
С одной стороны, мы понимаем, что дружба девочек была основана на обожании Оли Люсей (предложения
№№ 6-9). Видимо, Люся рассчитывала, что и Оля будет делать для неё всё возможное и даже невозможное.
Оля по-другому понимает дружбу. Она пытается объяснить подруге, что та не должна обижаться
(предложения №№ 25-28). Но Люся «вернула…папку с рисунками», легко расставшись с подругой.
С другой стороны, мама Оли понимает, что у этой дружбы нет будущего, ведь Оля не нашла места в своём сердце для подруги (предложение № 36). Дружба девочек была формальной и прекратилась, потому что ни одна из девочек не сделала шаг навстречу другой.
Таким образом, автор заставляет нас задуматься над тем, что такое дружба, как легко потерять друга и как трудно его обрести.
15-2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
«– Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.
Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.
А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей».
Предложенный для анализа текст К.Г. Шахназарова содержит рассуждения старшего поколения о поколении молодом. Как я понимаю фрагмент текста, предложенный для анализа? Истолковать его, по-моему, можно однозначно: конфликт поколений был и будет всегда. И всегда родители будут критиковать поступки, образ жизни своих детей, не понимая их, а дети будут скептически относится к мнению родителей. Докажем это, обратясь к тексту.
С одной стороны, мы видим, что «солидные, хорошо одетые» гости выражают озабоченность, вызванную поведением молодёжи (предложения №№ 14-18). Они связывают такое поведение с «духом противоречия», «избалованностью» своих детей, забывая, что и сами в юности «балдели» от чего-то и не прислушивались к мнению старших.
С другой стороны, и молодёжь проявляет свой характер, не желая быть в центре внимания гостей. Иван смущается (предложение № 8), а Катя «бунтует», отказываясь петь романс (предложение № 38).
Таким образом, автор даёт нам понять, что конфликт поколений – это конфликт «вечный».
(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11) Из уст в уста предавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского дворца пионеров.
(21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.
План написания сочинения. ОГЭ.
1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…
4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
Сочинение ученика (см. исходный текст)
Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».
Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.
Так, в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны.
Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.
Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».
План написания сочинения. ОГЭ.
2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
4. В заключение хочется сказать, что…
Сочинение ученика (см. исходный текст)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».
Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.
Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.
В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
План написания сочинения. ОГЭ.
Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
Яркий пример ( дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
В заключение хочется сказать, что…
Сочинение ученика (см. исходный текст)
Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?».
Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.
Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.
Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.
В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.
Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.
Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.
В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.
Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называл каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.
Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются, хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.
Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторяли то, что прочел Пушкин.
Чтоб мне заснуть скорее!
Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хорошом:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.
— Что я должен сделать? Ну, говори!
— Я тебя прошу, если ты.
— Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин.
И Виленька обнял друга.
Во-первых, после прочтения обидных стихотворных строк, обращенных к товарищу, Пушкин подбежал к другу и воскликнул: «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня?» (Предложение №32.)И это были не просто слова! Возбуждение и решительность юного поэта говорили о том, что он готов на все!
Во-вторых, Виленька понял, что обидные строки у Пушкина возникли не случайно и что они правдивы. Не зря он говорит другу: «А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта» (Предложение №51.).
Следовательно, настоящий друг всегда должен говорить правду в глаза, а его товарищу не нужно на это обижаться.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Так как же следовало поступить? Правильный выход предложил дедушка мальчика: «Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать» (предложение 25). Такое предложение он сделал внуку. И внук поступил так, как сказал ему дед, – правильно, по-взрослому.
В финале мы видим, что Алка, судя по всему, простила Андрея. По-видимому, цветы, отразившиеся «в её милых от удивления» глазах, ей очень понравились.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Даём определение слова
Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.
Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.
2. Комментируем определение
Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать –давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.
Вопросы – подсказки к комментарию
Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
Чем существенным я могу дополнить это определение?
Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.
Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.
3. Приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.
В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:
1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.
2.Два аргумента из текста.
Аргумент из жизненного опыта
Жизненный опыт бывает:
опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;