Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.
Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.
3. Род
По роду литературы это лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.
5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.
Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.
6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.
7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.
Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».
8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.
9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.
12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
«Узник» состоит всего из трех строф:
14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).
15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
16. Средства художественной выразительности
Антитеза: противопоставление воли и неволи.
Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
Олицетворения:
Инверсии:
17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.
18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.
19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.
20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Всего получено оценок: 194.
Всего получено оценок: 194.
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».
Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…» ).
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
«Узник» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – средства выразительности, образы, антитеза, смысл
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.
Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению
Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».
Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник – вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.
Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Антитеза – (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Одной из центральных тем в литературе и поэзии является проблема свободы, о чём написал Александр Сергеевич Пушкин в романтическом стихотворении «Узник».
Это произведение было написано в 1822 году (напечатано в 1832 году), во время ссылки в Кишинёв. Формально, это была служебная командировка по линии ведомства генерала Инзова (по делам русских переселенцев в Бессарабии). Но, все знали, что Пушкина отправили на окраину империи за эпиграмму на государя Александра Первого и на его министра графа Аракчеева.
Кишинёв произвёл на поэта после блестящего Санкт-Петербурга удручающее впечатление:
«Проклятый город Кишинёв!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет».
Здесь он сближается с членами южного общества будущих декабристов «Союз благоденствия».
«Время моё протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше. – разнообразная и весёлая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России. Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов» – писал Пушкин в дневнике.
Пушкину пришлось провести с небольшими отлучками в Кишинёве почти три года. Благодаря хлопотам Петра Андреевича Вяземского поэта перевели по службе в Одессу. Но Пушкин был и этому безумно рад: «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу», – писал он брату Льву.
Стихотворение «Узник» состоит из трёх строф – четверостиший. В первом – появляются образы несчастного пленника и гордой птицы, клюющей свою пищу. Здесь поэт рисует тюрьму, говорит о решётке – всё это тоскливая картина. «Решётка» – главное слово, которое определяет тему «Узника». Поэт говорит о переживаниях человека, оказавшегося в неволе:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном, –
за образом молодого орла мы узнаём самого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
Птица зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И тоска развеивается. Так понятие «неволя» подчеркивается одиночеством лирического героя. Поэтому используется ряд глаголов действия, что усиливается интонацией:
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
По мнению поэта, нет ничего лучше и дороже вольной жизни. Читая это стихотворение, мы переживаем и сочувствуем героям произведения.
Лирический герой – романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Пушкин хотел показать не только своё внутреннее состояние, чувства, но и мир подобных ему людей, ценящих свободу, волю: «Мы вольные птицы…». Но в душе лирического героя происходит противостояние: желание полной свободы, стремление вырваться из темницы и неопределённость перед необходимостью сделать выбор (тема страха выбора, неуверенности).
В последнем четверостишии автор рисует простор: героев ждут горы и море, ветер и свобода. Это подчёркивает невозможность осуществления мечты лирического героя о воле, который сравнивается с орлом – символом свободы, воли, независимости, силы.
Орла автор называет и «грустным товарищем», и «братом»: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» Птица испытывает человеческие чувства: задумал, зовёт, вымолвить хочет, а сидящий за решёткой человек-узник задумал, кажется, то же, что орёл. Они сливаются в один образ.
В изображении картин свободы используются разнообразные выразительные средства. Постоянный эпитет к слову «ветер» в произведениях устного народного творчества – «вольный».
Поэт использует также такой приём, как антитеза (противопоставление):
серая темница – простор («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»), пленник – вольная птица («Сижу за решёткой в темнице сырой» – «Вскормлённый в неволе орёл молодой»), при этом сопоставляя грустную, тоскливую несвободу и восхищающую, привлекательную волю.
за окном, «морские края»
ограничение, несвобода, темница, решётки, тюрьма.
В произведении есть и приём олицетворения (это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия): «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
«Узник» Александра Сергеевича читается легко, порыв души поэта и его эмоции передаются нам, читателям. Поэт использует глаголы настоящего времени: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие, что передаёт динамику, ритмичность. В стихотворении встречаются повторы: пора, туда, где.
Пушкин в южной ссылке пытался определить своё назначение как поэта. Для него очень важно, чтобы была духовная свобода. Стихотворение «Узник» заставляет задуматься о судьбе человека в неволе.
Теоретический материал для углублённого изучения
Период южной ссылки поэта Александра Сергеевича Пушкина оказался весьма продуктивным в творческом отношении. За это время им написаны «Кавказский пленник» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822) – образцы романтической и гражданской лирики, многие другие стихотворения.
В Кишинёве над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми жёлтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещённые читатели, но и простые люди: стихотворение стало «народной песней».
Кишинёв – столица Молдавии. Кишинёв был присоединён к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Вспомните, в каком году был написан А. С. Пушкиным «Узник»?
В 1822 году Пушкин был в южной ссылке в г. Кишинёве, где и написал это стихотворение.
Правильный ответ: 1822 г.
Найдите в отрывке эпитеты и выделите их:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,…
Сначала вспомним, что такое эпитет. Это образные прилагательные. Какие есть образные прилагательные в этом отрывке?
Нужно выделить цветом: сырой, молодой, грустный, кровавую.
Анализ стихотворения А, с, пушкина узник
Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…
История создания
Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.
На самом деле, это была ссылка за убеждения, политические взгляды. Кишинев – место, не просто ставшее для поэта ссылкой. Это был период, когда Пушкин должен был наслаждаться унылыми пейзажами тоскливых молдавских степей.
Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником. Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.
История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:
Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование. Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина 1822.
Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина. Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.
Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении «Узник»
С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении «Узник».
В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.
Усугубляя проблематику, автор создаёт следующий образ: «Вскормленный в неволе орел молодой». Этот образ отличается от картин юности Пушкина в стихотворении «Муза», которое было написано годом ранее, в 1821 году:
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.
В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.
Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.
Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.
Композиция
«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.
Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.
Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.
Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.
Размер
Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.
Образы и тропы
Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.
Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая
Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.
Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».
«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.
Жанр, размер, направление
Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.
Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.
Вывод
Подводя итог анализа, можно сделать однозначный вывод о том, что произведение А.С. Пушкина «Узник» — это действительно очень «сильная» вещь, написанная «от сердца» и выражающая самые сокровенные мысли и чувства поэта. С первых строк читателю понятно – автор сочинял ее под влиянием сильнейшего эмоционального впечатления от людей и мыслей, сформировавших его, как личность и как творца.
Несомненным достоинством «Узника» является его простота – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным, а эмоциональный накал подчеркивается юношеским задором и романтизмом. И, несмотря на то, что это литературное произведение было написано в самом начале творческой стези Поэта, оно может стать в один ряд с поэмами и стихотворениями эпохи «позднего Пушкина», не отличаясь от них своей глубиной, смысловым наполнением и потрясающей динамикой.
Главный герой
Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм. Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:
Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века. Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.
Важно! Идея стихотворения – вольнолюбие молодежи, заточенной в оковы нравственных устоев и политического порядка.
Разберемся с тематикой произведения «Узник». Ниже представлены основные темы, которые появляются в анализируемом нами произведении.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
«Узник» состоит всего из трех строф:
Стих «Узник» кто написал? Ответ однозначен – Александр Сергеевич Пушкин. О чем говорится в стихотворении Узник? О желании вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.
Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта
6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…» ), пленник – вольной птице ( «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой» ). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.
Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.
Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.
12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.
Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.
15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.
Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.
17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.
Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.
18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.
Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.
19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.
Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.
20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.